Физического развития ребенка старшего дошкольного возраста

Физического развития ребенка старшего дошкольного возраста thumbnail

Особенности физического развития детей старшего возраста

В последнее время сохранение здоровья детей становится главной задачей не только для медицинских работников, но и педагогов, в первую очередь, дошкольного образования.

В ФГОС дошкольного образования определены основные положения, касающиеся физического развития детей дошкольного возраста. Образовательной областью «Физическое развитие» предполагается приобретение детьми опыта в следующих видах сферах деятельности:

– в двигательной сфере, в том числе,  в выполнении упражнений, на развитие физических качеств (координации движений, гибкости);

– в правильном выполнении основных видов движений (ходьба, бег, прыжки, повороты), в формировании начальных представлений о некоторых видах спорта и овладении подвижными играми;

– в становлении целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

– в овладении элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (питание, двигательный режим, закаливание и др.)

        Для того  чтобы иметь осознанное отношение к здоровью в этот период жизни, необходимо овладение «общей произвольностью своего поведения» (Л.С.Выготский), «соподчинение мотивов своих действий» (А.Н.Леонтьев). Это может быть достигнуто путем овладения правилами подвижных и других видов игр.

        Возрастной период от 5 до 7 лет называют периодои «первого вытяжения». За один год ребенок может вырасти до 7-10 см, средняя масса прибавки в месяц – 200 грамм. Развитие опорно-двигательной системы продолжается. У детей в этом возрасте процесс образования костей не завершен, но кровоснабжение у них лучше, чем у взрослых. В скелете много хрящевой ткани, благодаря чему возникает дальнейший его рост; в то же время этим объясняется мягкость и податливость костей.

        Интенсивно формируется сердечная деятельность, процесс этот не завершается на протяжении всего дошкольного возраста. Пульс дошкольника неустойчив и может быть не всегда ритмичным.

У детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) бег довольно ритмичен, боковые качания уменьшаются; они прыгают в высоту, длину, через препятствия, мастерски бросают мяч в цель; начинает развиваться глазомер. По сравнению с детьми младшего дошкольного возраста, старшие дошкольники имеют более сильное тело, пропорционально развитые мышцы. Они постепенно доводят до автоматизма основные движения при ходьбе и беге, улучшают координацию движений, значительно повышают способность к ручному труду. Благодаря большей устойчивости организма, элементарные упражнения на равновесие, бег на ловкость становятся более доступными для ребенка. Дети становятся гораздо выносливее, но им нужно чаще менять исходные позиции и разнообразить свои движения. Их деятельность в этом возрасте постепенно наполняется содержанием и становится более осознанной.        

Исследования, по выявлению общей выносливости дошкольников, показали, что резервные возможности сердечно-сосудистой и дыхательлной систем у детей достаточно высоки. Необходимость в двигательной активности у большинства детей старшего возраста настолько велика, что физиологи период 5-7 лет называют «Возрастом двигательной расточительности».

Источник

Физическое развитие детей в старшей группе

Старший дошкольный период считается существенной вехой становления здоровья ребенка, образования у него физической сноровки и ловкости. Ребята в таком возрасте обладают уже изрядными способностями, превосходно освоили важнейшие движения, пока еще небезупречные, зато охотно принимают участие в активных действиях: беге, прыжках, подвижных играх. С учетом физиологических особенностей и двигательного потенциала детей физическое развитие в 6 лет особенно подходит для начала занятий разнообразными видами спорта. Уровень физического развития ребят старшего дошкольного возраста способствует организации их универсальной деятельности, когда ребята без труда и с увлечением выполняют всевозможные задания, поступая обдуманно и осмысленно.

Показатели физического развития ребят старшего дошкольного возраста

У ребят старшего дошкольного возраста интенсивно продолжается формирование и совершенствование строения организма (увеличивается вес, рост), однако скелет еще не до конца развит и может подвергаться деформированию. В процессе эволюции находятся мышечная система и стопы. Дошкольники благополучно осваивают ключевые телодвижения, становящиеся более осмысленными.

Показатели физического развития дошкольников

Развитие физических качеств воспитанников в старшем дошкольном возрасте сопровождается осознанием особенностей и возможностей своего тела. Тело становится гораздо крепче, руки и ноги – выносливее. Физическое развитие в старшем дошкольном возрасте отличается тем, что ребята в состоянии осуществлять продолжительные прогулки, подолгу бегать и прыгать, не уставая, проделывать достаточно непростые задания и упражнения за счет развития мышечной системы и улучшения нервных реакций, способствующих возможности управления дошкольником своими движениями. Он может распознавать команды воспитателя и свои действия в ответ на них. У ребенка старшего дошкольного возраста точность и безошибочность движений возрастает, дошкольник уже не совершает лишних бесполезных хаотичных манипуляций, как в 3 или 4 года, может самостоятельно координировать свои действия. Физическое развитие ребенка в 7 лет должно быть еще интенсивнее.

Читайте также:  Развитие ребенка с диагнозом эпилепсия

Физическое развитие ребенка в 7 лет

Навыки старших дошкольников

Для всесторонней оценки потенциальных возможностей необходимо выявить физическое развитие ребенка в 6 лет. В старшей группе дети должны обладать навыками:

  • свободно и равномерно передвигаться с поддержанием хорошей осанки и нормального темпа;
  • взбираться по шведской стенке до 2-х с половиной метров;
  • спрыгивать с высоты 20 см на ковер и в намеченную точку (с 30 см);
  • прыгать с разгона в высоту, в длину и со скакалкой разной длины;
  • бросать мяч прицельно каждой рукой в вертикальном и горизонтальном направлении и ловить его одной и обеими руками;
  • отбивать мячик с места и при движении;
  • строиться в шеренгу, осуществлять перестроение в колонны по трое и четверо по команде воспитателя, поворачивая налево и направо;
  • двигаться на лыжах и ухаживать за ними;
  • справляться с упражнениями на поддержание баланса;
  • принимать активное участие в занятиях, включающих спортивные игры.

Для выработки этих умений у ребят старшего дошкольного возраста перед воспитателями стоят задачи:

  • совершенствовать показатели физического развития детей дошкольного возраста;
  • обучать сознательному выполнению ребятами всех действий;
  • учить детей следить за своими движениями и манипуляциями партнеров;
  • развивать элементарные понятия и опыт участия в спортивных занятиях;
  • отшлифовывать стремление и готовность самим устраивать в группе подвижные игры с ровесниками и младшими дошкольниками;
  • мотивировать к изъявлению творческого подхода в двигательной практике;
  • целеустремленно заниматься развитием резвости и стойкости.

На физкультурных занятиях в старшим дошкольникам необходимо:

  • сформировать базовую культуру здоровья;
  • сохранить и укрепить их состояние духа и силу;
  • развить навыки гигиены;
  • дать первоначальное представление о ЗОЖ;
  • расширить понятие о жизни в соответствии с природой;
  • ознакомить с основами безопасности и правилами поведения в процессе спортивных занятий;
  • приучать оказывать помощь взрослым в организации занятий в группе;
  • убирать за собой спортивный инвентарь;
  • подкреплять заинтересованность и потребность дошкольников в спорте.

При этих условиях занятия в группе достигнут намеченного результата.

Физическое развитие ребенка в 6 лет

Планирование физического развития в старшем дошкольном возрасте

В процессе НОД на занятиях ребята постигают новые виды реализации привычных заданий, а также знакомятся с ранее неизвестными движениями: ходьбой с пятки на носок, многообразными видами прыжков, в том числе со скакалкой. Ребятам нравится бросание и поимка мячика с изменением позиции. Физическое развитие ребят старшего дошкольного возраста включает занятия по бегу с преградами и наперегонки, залезание на гимнастическую стенку в разном темпе, всевозможные двигательные игры и тренинги.

Примечание. Ребятам организуют 3 физкультурных занятия в течение недели длительностью по 25 минут, причем одно обязательно проводят на прогулке.

Минимальные результаты достижений ребят старшего дошкольного возраста:

Бег (30 м)

7,5 сек.

Прыжок в длину (с места и с разгона)

0,8 – 1,4 м

Прыжки (в вышину)

0,4 м

Прыжок (вверх)

0,25 м

Метание предмета (200 граммов)

3,5—4 м

Метание утяжеленного мяча

2,5 м

Планирование физического развития в старшей группе

Методика обучения физической культуре детей старшего дошкольного возраста

В своей деятельности воспитатели применяют приемы демонстрации и разъяснения, причем ввиду увеличения детской опытности в области двигательных действий задания на данном этапе можно давать без изображения и иллюстрации на собственном примере либо показывать лишь частично. Модель упражнения воспитатель демонстрирует в разнообразных позициях: анфас, в профиль, спиной. Кроме того, на протяжении года к показу упражнений обычно стараются привлекать поочередно всех детей в группе с предварительной их подготовкой.

Постепенное обучение старших дошкольников движениям

Особое внимание следует обращать на то, чтобы дети сосредоточенно слушали объяснение и добросовестно выполняли условия задания, не искажая его. Физическое развитие старших дошкольников состоит в овладении детьми деталями упражнений постепенно, по 1 элементу. К примеру, обучая прыжкам в высоту с разбега, поначалу ребенка нужно научить совмещению разгона с отталкиванием одной ногой и легкому приземлению параллельно обеими ногами.

Внимание! Для того, чтобы дети не совершали ошибок, рекомендуется применять визуальные знаки – пометить точку отталкивания отдельной линией.

Нормативы физического развития в старшей группе

Физическое развитие детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если педагог станет отдавать четкие короткие распоряжения и пояснения понятно, но не очень громко. Точный корректный показ, безукоризненные разъяснения содействуют благополучному освоению каждым из детей в группе новых движений, помогают сохранению оптимизма, приподнятого состояния духа, стремления к увеличению двигательной активности.

Воспитатель непременно должен оценивать качественный уровень осуществления детских действий и физическое развитие ребенка старшего дошкольного возраста с учетом персональных возможностей каждого дошкольника, ободрять тех, кому что-то не удается. Одновременно происходит обучение ребенка анализу своих движений, взвешиванию качества их выполнения, нахождению своих ошибок и их исправлению.

Читайте также:  Внутриутробное развитие ребенка видео бесплатно

Различные методы подготовки

Большое значение в обучении имеет разнообразие способов построения занятий в процессе обучения ребят основным движениям. К примеру, первоначально одно упражнение выполняется совместно всеми детьми в группе, позже другие движения реализуются поочередно – потоком, персонально либо фронтально. Виды занятий представляют собой:

  • утреннюю зарядку;
  • строевые упражнения;
  • общеразвивающие тренинги;
  • силовые задания;
  • упражнения на равновесие;
  • спортивные игры;
  • физкультурные праздники.

Силовые упражнения в старшей группе

Воспитателю необходимо уделять внимание каждому ребенку, особенно той категории, которая выполняет новые сложные действия и которой требуется поддержка, содействие. Однако при этом не следует снижать нормативы качества осуществления заданий. В состав занятий надлежит вводить задания на моделирование безукоризненной осанки и профилактики плоскостопия. Тогда ребенок подготовится к школе, и его физическое развитие в 7 лет будет соответствовать возрасту.

Во время занятий детей старшего дошкольного возраста происходит развитие всех важнейших систем организма дошкольника, усиливаются его ресурсы приспособления к внешним условиям, устойчивость к жизненным обстоятельствам, причем не только нарабатываются насущные навыки движений, но и происходит формирование целостной личности. Особенно важно осуществлять такое развитие в дошкольный период, который отличается активной позицией ребенка по освоению движений.

Видео

022

Источник

К старшему дошкольному возрасту относятся дети с 5 лет и до 7 лет. В этом периоде детства продолжается заметный рост тела ребенка в длину. В среднем рост семилетних детей равен примерно 113—115 см. За два года — с 5 до 7 лет — ребенок вырастает на 15 см. Средний вес 6—7летнего ребенка равен 21—22 кг. С 5 до 6 лет он увеличивается на 2,1—2,2 кг. С 6 до 7 лет — на 1,7— 1,8 кг.

У ребенка старшего дошкольного возраста продолжается процесс окостенения скелета и развития крупной и особенно мелкой мускулатуры. Последнее изменение неразрывно связано с развитием мозга ребенка, с совершенствованием его нервной деятельности и обнаруживается в растущей возможности ребенка управлять своими движениями.

Главным достижением старших детей дошкольного возраста является постепенное овладение своими движениями, особенно мелкими движениями руки, управление не только крупной, но и мелкой мускулатурой, движениями каждого пальца. Это результат не столько процесса созревания необходимых механизмов, сколько итог обучения детей 4—6 лет выполнению разных мелких движений в рисовании, штриховке, плетении, вышивании, сгибании бумаги, вырезывании и др.

К концу дошкольного возраста скелет ребенка становится более крепким, поэтому ребенок может выполнять различные движения, которые требуют гибкости, упругости, силы. Его тело приобретает заметную устойчивость; этому способствует усиленный рост ног. В результате центр тяжести у ребенка этого возраста расположен ниже, чем у младших дошкольников. Ноги и руки становятся не только более сильными, но и значительно более выносливыми, подвижными, ловкими.

Уровень физического развития детей старшего дошкольного возраста таков, что они могут совершать довольно длительные прогулки, долго бегать, прыгать без большого утомления, выполнять более сложные трудовые поручения и физкультурные упражнения.

Заметно совершенствуется рука, производя разнообразные, заранее обусловленные движения, например с мячом. Дети могут бросать его двумя и одной рукой в горизонтальную и вертикальную цель (с расстояния в 4—5 м), набрасывать кольца на палочки, перекидывать мяч через сетку и т. д. Дети с увлечением играют в разные игры с мячом.

Координация, ловкость и точность движений детей быстро возрастает особенно в условиях планомерной работы воспитателя над их общим физическим развитием.

Упражнение ребенка в лазанье, беге, прыжках, сохранении равновесия, в ходьбе по шведской скамейке, в метании мяча и других видах действий делает движения детей не только более многообразными, но и легкими, точными, плавными, четкими, красивыми.

Период детства наиболее важный в становлении двигательных функций ребёнка, особенно его физических качеств. Поэтому необходима система контроля за физическим развитием, физической подготовленностью и работоспособностью ребёнка.

В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста необходимо решать образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений, развитие двигательных и физических качеств, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение специальных знаний.

Физическими (двигательными) качествами называются отдельные качественные стороны двигательных возможностей ребенка, его двигательные способности. Они проявляются в конкретных действиях – основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазанье, метании), игровых, спортивных занятиях.

Одно и то же качество может определять успех в выполнении разных действий. Например, способность к быстроте движений позволяет быстро бегать, плавать, ездить на велосипеде. А кратковременные силовые напряжения необходимы в прыжках, лазанье, при метании предметов.

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад no 161 пермь

Физические качества у детей проявляются через двигательные навыки и умения, а они, в свою очередь, обусловлены достаточным уровнем их развития. Эти две стороны двигательной функции тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Если формирование двигательных навыков у детей закрепляется при низком уровне развития двигательных качеств, то в дальнейшем это может привести к закреплению неправильных навыков выполнения движения.

Для выполнения ряда движений детям дошкольного возраста необходим определенный уровень развития быстроты, ловкости, силы, выносливости. Без этого движениям детей, несмотря на их разнообразие, не хватает экономичности, целесообразности, они не могут проявить полностью имеющийся резерв возможностей организма.

Уровень физической подготовленности во многом отражает возможности функциональных систем организма. Лучшие показатели физических качеств (например, быстроты) отмечаются при хорошем функциональном состоянии организма, при благоприятном эмоциональном фоне. В свою очередь при накоплении в организме усталости или при отрицательных эмоциях заметно снижаются частота движений и их скорость, двигательная реакция замедляется, увеличивается число неточных движений, особенно сложно координированных.

Объективность оценки физической подготовленности во многом определяется знанием возрастных особенностей и закономерностей развития у дошкольников моторной сферы, в т.ч. физических качеств. Наиболее важными из этих особенностей являются их обусловленность незавершенностью формирования физиологических структур организма и наличие в динамике физического развития ребенка чувствительных к внешним воздействиям периодов. Характерными для дошкольников считаются также большая изменчивость пропорций тела и неравномерность развития функциональных систем организма. Все это диктует необходимость реализации строго соответствующих возможностям детей методов обучения и диагностики развития двигательных навыков и физических качеств.

Выносливость является одним из важнейших физических качеств человека, характеризующих его физическое состояние. Она тесно связана с уровнем развития кардио-респираторной системы организма и уровнем общей работоспособности. Это качество обеспечивает длительность выполнения работы без снижения ее интенсивности и эффективности.

Различают два вида выносливости: общую и специальную. Общая выносливость – способность долго выполнять физическую работу с участием большинства мышечных групп. Специальная выносливость – способность долго выполнять физическую работу, направленную на определенную двигательную деятельность, с участием определенной группы мышц.

Оценку физической подготовленности следует рассматривать не как единовременное мероприятие, а как целостный процесс, органически сочетающий в себе постоянные наблюдения за ребенком в процессе жизнедеятельности и занятий по физической культуре, хронометраж основных режимных моментов и мониторинг физической подготовленности.

Текущие наблюдения проводятся воспитателем групп и воспитателем по физической культуре под руководством старшего воспитателя. Важность наблюдений за двигательной деятельностью детей как в процессе самостоятельной деятельности, так и в организованных формах работы объясняется тем, что они позволяют отметить разнообразие видов и способов выполнения движений, учитывать особенности эмоционально-мотивационной и познавательной сфер развития. Особенно важно наблюдение за детьми малоподвижными, замкнутыми, отстающими в физическом развитии, и, наоборот, за гиперактивными детьми, с повышенной возбудимостью. Этот анализ даст достаточно объективную информацию не только о двигательных умениях отдельных детей и группы в целом, но и о руководстве воспитателя процессом физического развития.

Текущие педагогические наблюдения – это лишь часть комплексной диагностики физической подготовленности. В практике физического воспитания детей дошкольников широко используются контрольные упражнения и двигательные задания (тесты), по результатам выполнения которых оцениваются различные стороны физической подготовленности детей от 4 до 7 лет.

В практике работы с дошкольниками для оценки общей выносливости, как правило, используются две группы двигательных заданий: преодоление разных по длительности дистанций (90-150 м) и функциональные пробы (20 приседаний за 30 с).

Во многих образовательных программах для оценки физической подготовленности дошкольников содержится достаточно вариативная система показателей развития двигательных навыков и основных физических качеств, которая может включать в себя как серию базовых, так и блок дополнительных параметров физической подготовленности.

При определении уровня физической подготовленности ребёнка следует ориентироваться на следующие факторы:

степень овладения ребёнком базовыми умениями и навыками в разных играх и упражнениях, элементами техники всех основных видов движений;

умение активно участвовать в разных видах двигательной деятельности, самостоятельно использовать свой арсенал движений в разных условиях;

развитие физических качеств и двигательных способностей: быстроты реакции, ловкости, гибкости, силы, выносливости, координационных способностей;

общая двигательная активность ребёнка в течение всего времени пребывания в дошкольном учреждении.



Источник