Физического и психическое развитие ребенка

Физического и психическое развитие ребенка thumbnail

Физическое развитие ребенка, как показано выше, представляет собой процесс биологического созревания клеток, тканей, органов и всего организма в целом. Внеш­не оно характеризуется увеличением размеров частей тела ребенка и изменением функциональной деятельности его различных органов и систем.

Психическое развитие представляет собой процесс формирования познавательной деятельности детей и под­ростков (совершенствование процессов ощущения, вос­приятия, памяти и др.), развитие у них чувств и воли, формирование различных свойств личности: темпера­мента, характера, способностей, потребностей и интересов.

Физическое развитие детей и подростков изучают био­логические науки: возрастная физиология исследует функциональные особенности развивающегося организма, возрастная морфология — формообразовательные про­цессы и структурные изменения организмов в течение их индивидуального развития. Химические процессы и хими­ческий состав организмов детей и подростков являются предметом изучения возрастной биохимии, а закономерно­сти формирования детского организма в процессе пренатального развития — предметом эмбриологии. Материаль­ные механизмы наследственности, закономерности пере­дачи наследственных свойств от родителей потомству, их проявление и изменчивость в процессе онтогенеза изу­чает генетика. Анатомо-физиологические особенности детей и подростков являются также предметом исследований антропологии — науки о происхождении человека и его рас и проблемах их современной эволюции.

Важное значение для изучения физического развития детей и подростков имеют медицинские науки (рис. 1).

Психическое развитие детей и подростков изучают психологические науки, педагогика и социология, поэтому мы в дальнейшем будем касаться этих вопросов лишь по­стольку, поскольку в основе всех без исключения психи­ческих процессов человека лежит физиологическая дея­тельность его мозга.

Физическое и психическое развитие человека тесно связаны, но это не дает основания для вульгарно-мате­риалистического отождествления качественно различных психических и физиологических процессов. «Физиологи­ческие механизмы психических явлений,— отмечает со­ветский философ А. Г. Спиркин,— нельзя смешивать и отождествлять с содержанием психики, которое представ­ляет собой отражение действительности в форме субъек­тивных, идеальных, чувственных и понятийных об­разов».

Физическое и психическое развитие детей и подростков не только связаны между собой, но и взаимно обусловливают друг друга. Это свидетельствует о том, что раз­витие ребенка есть единый и целостный процесс. Общеизвестно, что существенные дефекты в развитии головного мозга, несмотря на адекватное обучение и воспитание ребенка, непременно нарушают и его психическое развитие. С другой стороны, дефекты в обучении и воспитании нормального ребенка могут привести к необратимым струк­турным и функциональным нарушениям деятельности его мозга.

Рис. 1. Ребенок как объект познания

О тесной связи между физическим и психическим раз­витием детей и подростков свидетельствует также тот факт, что после методически правильно спланированных уроков физической культуры и спортивных занятий в зна­чительной степени повышается умственная работоспособ­ность школьников, связанная с улучшением таких психиче­ских процессов, как внимание, восприятие и память.

2.4.1. Оценка физического развития и здоровья детей и подростков.Физическое развитие ребенка — сложный процесс морфологических и функциональных перестроек, который, как указано выше, внешне выражается в измене­нии размеров тела, соотношения отдельных частей тела между собой и уровня активности функций детского орга­низма.

В связи с этим темпы физического развития могут быть легко оценены с помощью антропометрических методик. Важным условием для проведения всех антропометриче­ских определений является единообразие применяемых методов, приборов и инструментов. Обычно все исследо­вания проводят в первой половине дня, в теплом, светлом и хорошо проветренном помещении.

Принято выделять соматометрические признаки (дли­на тела стоя и сидя, масса тела, окружность груди и др.), физиометрические (жизненная емкость легких, мышечная сила рук и др.) и соматоскопические (форма позвоноч­ника, грудной клетки, ног, осанка, развитие мускулатуры и половое созревание).

В настоящее время на основании обследования боль­шого количества детей и подростков разработаны усред­ненные таблицы, содержащие антропометрические показа­тели общего физического развития здоровых детей и под­ростков. Всякое существенное отклонение от средних дан­ных свидетельствует о нарушении физического развития ребенка; часто в основе этих нарушений лежат различные заболевания. Следовательно, антропометрические обсле­дования детей и подростков позволяют не только опреде­лить степень физического созревания, но и дать общую оценку состояния здоровья обследуемого ребенка.

Каждый учитель и воспитатель, ежедневно сталки­ваясь со своими маленькими питомцами, несет особую ответственность за их нормальное развитие, поэтому для педагога обязательным является умение быстро и пра­вильно оценить степень физического развития детей и под­ростков. Это важно не только с гигиенической стороны, но и необходимо для правильной организации индиви­дуальной учебно-воспитательной работы, так как дети с худшими показателями развития требуют к себе больше внимания (табл. 1).

Таблица 1. Распределение учащихся по соотношению

Источник

Психическое и физическое развитие ребенка

Развитие ребенка

Развитие ребенка – это тема, которая занимает умы абсолютно всех родителей. Многие современные мамы и папы все чаще прекрасно осведомлены о том, на каком этапе находится их малыш, что он должен уметь, и какой «кризис» им ожидать. Конечно, каждый ребенок развивается в соответствии с некоей общей тенденцией. Но не стоит забывать, что развитие детей очень индивидуально и то, что с легкостью получается у одного малыша, может вызывать трудности у его ровесника, каждый растет и развивается по своим законам.

Физическое развитие ребенка

Физическое развитие ребенка подчиняется биологическим законам, согласно которым основной пик роста приходится на ранний детский возраст. Известно, что в первый год жизни малыша, его вес увеличивается в три раза, а рост – примерно в полтора. С возрастом физическое развитие ребенка замедляется.

Замечали ли Вы диспропорциональность детского тела? Особое умиление у взрослых вызывает большая голова ребенка по сравнению с маленьким тельцем. Так же быстро растут ступни и кисти рук – это соответствует закону, по которому, в первую очередь, растут и развиваются части тела, наиболее удаленные от пупка.

Еще один закон гласит, что периоды округления и вытяжения тела закономерно сменяют друг друга. Речь идет о том, что в определенном возрасте детей вытяжение происходит по разным осям – либо в увеличении скелета, либо в нарастании мышечной массы и жирового слоя. От круглого животика, пухлых щечек и пальчиков у малышей 3-5 лет не останется и следа уже к 11-12 годам, после которых начнется активное вытяжение. Рост организма, как правило, прекращается к 16-18 годам. Конечно, необходимо учитывать, что физическое развитие девочек и мальчиков происходит по-разному – скачок роста у девочек чаще всего наступает на несколько лет раньше, нежели у мальчиков.

Физическое развитие ребенка

Важная задача родителей на протяжении всех периодов развития ребенка – уделять достаточное внимание физическому воспитанию. Ежедневные прогулки и активные игры на свежем воздухе принесут и малышу, и родителям только пользу. Каждое утро старайтесь посвящать 10-15 минут зарядке, причем начинать ее делать вместе с малышом можно с самого раннего возраста – делать гимнастику вместе с мамой для ребенка совершенно особое удовольствие!

Психологическое развитие ребенка

Младенчество: развитие ребенка до года

Младенчество – это первый этап психологического взросления, который длится с рождения ребенка до года. В это время младенец развивается в невероятной скоростью и за короткое время проходит удивительный путь от беспомощного существа с врожденными рефлексами до активного малыша, обладающего способностью слушать, смотреть, выполнять простейшие действия, выражать свое недовольство и привязанность, требовать внимания и смеяться.

Читайте также:  Концепция интеллектуального развития ребенка пиаже

1-12 месяцев

В возрасте примерно одного месяца у ребенка появляется потребности в общении. Он начинает узнавать маму и реагирует на ее появление улыбкой. Для этого периода так же характерно появление первых звуков в речи младенца. Родителям нужно чаще называть предметы, которые окружают малыша, комментировать его действия. Когда ребенок научится сидеть, можно попробовать использовать в играх соленое тесто для лепки, пальчиковые краски, кинетический песок, различные текстуры – все это поможет в развитии мелкой моторики и для дальнейшего развития речи.

О том, как правильно выбрать игрушки для ребенка в возрасте с рождения до одного года, рассказывает эксперт портала «Я-родитель», президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров, психолог Антонина Цицулина.

Кризис одного года

Логическим завершением этого этапа является «кризис одного года» – переход ребенка от состояния «мы» к состоянию «я сам» и «мама». Основными моментами, характеризующими этот кризис, являются становление ходьбы, развитие речи и появление первых актов протеста – противопоставления себя другим. Для родителей важно научиться сохранять спокойствие, запастись терпением и начать мягко и доброжелательно вводить запреты. Нужно начать объяснять малышу, какие предметы и ситуации таят в себе опасность, стараться переключать его внимание. Но, для того, чтобы запреты работали, необходимо вводить их порционно и не злоупотреблять словом «нельзя».

Ранее детство: развитие ребенка от года до четырех лет

Возраст с года до четырех лет обычно относят к младшему дошкольному периоду. Он наполнен противоречиями. С одной стороны ребенок становится более самостоятельным, с другой – не может обходиться без родителей, и все его открытия происходят, в основном, в совместной деятельности со взрослым.

В этом возрасте крайне важным для развития является соблюдение баланса. Старайтесь дать малышу больше самостоятельности, поощрять инициативу. Не делайте «за него», даже когда кажется, что его действия бесполезны и обречены на провал – у маленького человека может зародиться чувство неуверенности в себе. Но если ребенок сам просит у Вас поддержки и помощи, отказывать и говорить, что он с легкостью справится сам, категорически нельзя. Малыш может потерять интерес к тому, что у него плохо получается делать самостоятельно.

Важнейшими новообразованиями этого времени являются прямохождение, овладение речью и предметной деятельностью. К концу раннего детства появляются первые собственные сочинения ребенка – сказки, рассказы, за которые родителям надо обязательно хвалить малыша! В этот период нужно стараться как можно больше разговаривать с детьми, слушать их с должным вниманием.

Кризис трех лет

Финальной точкой этого периода часто становится «кризис трех лет», который так же называют кризисом отношений. У некоторых он протекает почти незаметно, а кому-то приходится изрядно пострадать. Его причины кроются во внутреннем противоречии потребностей действовать самому и соответствовать требованиям взрослого, несоответствии актуальных «хочу» и «могу» малыша. Для этого этапа развития ребенка характерны такие проявления как упрямство, связанное с тенденцией к самостоятельности, своеволие, строптивость, обесценивание требований взрослого, конфликты с родителями, часто переходящие в протест против существующих правил.

Главное, о чем стоит помнить мамам и папам в этот период – малышу сейчас тоже не комфортно, он нуждается в поддержке и заботе. Надо постараться сохранить спокойствие и уверенность, и помнить о том, что это естественный этап, без которого не возможно становление личности ребенка! Не нужно заострять внимание на негативных проявлениях ребенка, но обязательно стоит хвалить то поведение, которого вы хотите добиться в итоге. Хороший выход – переждать истерику, либо переключить внимание ребенка на что-то другое. Вместо того чтобы говорить чего малышу лучше не делать, постарайтесь предоставлять ему выбор и лучше избегать ситуаций, когда он может ответить «нет».

Игрушки являются важным регулятором психического развития детей в возрасте от двух до трех лет. О том, какие игрушки стоит покупать ребенку в этот возрастной период, свои мнением делится психолог Антонина Цыцулина.

Старший дошкольный возраст: развитие ребенка от пяти до шести лет

Возраст пять-шесть лет – это период старшего дошкольного возраста. Малыш, как правило, к этому моменту уже ходит в детский сад, начинается активная подготовка к поступлению в школу. Ребенок становится еще более самостоятельным. Значительно развиваются эмоциональная, интеллектуальная и нравственно-волевая сферы личности. Ведущей деятельностью остается игровая, а это значит, что основным инструментом воспитания, развития и познания окружающего мира является сюжетно-ролевая игра. Ребенок экспериментирует, пробует разные модели поведения и делает выводы, исходя из своих наблюдений, учится подчиняться социальным нормам и требованиям. Возрастает потребность в общении со сверстниками, оно становится более содержательным.

К концу дошкольного возраста у детей формируется мнение о себе. Самооценка ребенка обычно завышена, это помогает ему чувствовать себя уверенным и компетентным в новых видах деятельности и развиваться дальше. В этом возрасте родителям необходимо уделить особое внимание развитию речи ребенка. Следует больше читать вместе, обсуждать прочитанные книги, побуждать ребенка к развернутому пересказу, можно играть в театр, читать сказки по ролям, экспериментировать с тембром голоса и интонациями. Нужно продолжать играть с ребенком, ведь игра – это именно тот вид деятельности, в котором взрослый на все сто процентов реализует свой родительский потенциал.

Младший школьный возраст: развитие ребенка от шести до 11 лет

Кризис семи лет

В возрасте шести-семи лет дети идут в первый класс, и это знаменует начало школьного периода, который длится на протяжении учебы в начальной школе до 10-11 лет. В этот момент внимание малыша с родителей смещается на учителей, близкие взрослые перестают быть единственным авторитетом, а ведущей деятельностью становится учеба. Тут родителей ждет очередной «кризис семи лет», который психологи называют «этапом рождения социального «Я» ребенка». В этот период быстрее всего развиваются интеллект, память и способность к планированию. Часто снижается самооценка, потому что ребенок уже во многом оценивает себя на основании мнения учителя о нем и достигнутых результатов в обучении.

Родителям стоит очень внимательно отнестись к этому периоду и стараться во всем поддерживать малыша, больше хвалить, избегать критики. Ведь младший школьник еще не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и уверенность в себе, а, следовательно, утратить интерес к учебе. Следует придерживаться последовательности в установлении правил и их соблюдении, они не должны меняться в зависимости от настроения, самочувствия или погоды и быть максимально постоянными. Не стоит игнорировать многочисленные вопросы малыша, лучше привлекать его к обсуждению различных ситуаций и показывать, как он важен для вас.

Развитие подростка

С 11 лет начинается подростковый возраст. Он характеризуется рядом физических и психологических изменений, связанных с половым созреванием. На этом этапе личность кардинально меняется, происходит ее второе рождение.

Ребенок в этот период особо чувствительно начинает относиться к своей внешности, которая стремительно меняется, к оценке посторонних. Подростковый возраст у детей характеризуется эмоциональной неустойчивостью, резкими перепадами настроения. Они полны противоречий – в них зачастую могут уживаться стеснительность с демонстративностью и развязностью, забота и внимательность с поразительной черствостью, порой граничащей с жестокостью, обесценивание авторитетов с поиском новых. Тем не менее, не стоит забывать, что подросток все равно остается ребенком, он пока еще несет намного меньше ответственности за свои действия, чем настоящий взрослый. Поэтому родителям необходимо стараться не вступать в конфронтацию и борьбу, сохраняя одновременно доброжелательность и свою твердую позицию. В этот период очень важно сохранить хороший контакт с ребенком и доверительную атмосферу, чтобы подросток не боялся поделиться с Вами своими переживаниями и проблемами.

Читайте также:  Возрастные периоды развития ребенка литература

Мария Меролаева

Источник

Каждому родителю необходимо ориентироваться в особенностях физического и нервно-психического развития малыша. Особую важность это приобретает в первые годы жизни. Ребенок должен быть здоровым, эмоциональным, любознательным, уметь приспосабливаться к окружающей действительность. При этом чем младше малыш, тем более интенсивно протекают у него процессы развития и роста.

Что это такое?

Педиатрия понимает физическое развитие как определенные изменения, происходящие с телом малыша. Сюда относятся увеличение роста и массы, развитие отдельных частей тела, биологическое созревание.

Чтобы верно оценить физическое развитие, используются некоторые параметры:

  • Масса. Считается важнейшей составляющей роста, остановка или замедление ее прибавки – тревожный сигнал, говорящий о том, что ребенку не хватает питательных веществ. При рождении здоровый малыш должен весить от 2,5 до 4,4 кг, далее в первые дни жизни показатель несколько уменьшается (как правило, на 5 %), что в педиатрии называется физиологической убылью веса. По завершении первой недели прибавка массы становится постоянной. В первые полгода малыш прибавляет по 150–250 г еженедельно, а затем до года – по 100–150 г. В период от года до двух прибавка снижается до 50 г еженедельно.
  • Длина (рост). Отметим, что по отношению к детям до 2 лет используют термин «длина», а затем – после достижения 24 месяцев – «рост». Новорожденные доношенные малыши имеют среднюю длину 45–55 см. В первые недели жизни наблюдается непрерывный рост, который в определенные периоды становится интенсивным, а в другие – замедляется. Так, за первые полгода своей жизни кроха вытягивается на 15–16 см, но во второе полугодие – всего на 8 см. Рост малыша в годик – около 70 см, а в 4 года – уже метр. С 4 до 10 лет большинство детей имеет весьма умеренные темпы роста, однако в период полового созревания ребенок вновь начинает интенсивно вытягиваться.
  • Окружность головы. Этот параметр физического развития малыша контролируют, как правило, педиатры, поскольку окружность помогает оценить размеры головного мозга. У новорожденных она равна 34–36 см, в первый месяц отмечается быстрый темп роста (до 5 см), но постепенно он замедляется. Так, в 3 месяца окружность обычно до 40 см, в полгода – около 43 см, в годик – до 46 см.
  • Психомоторное развитие. Сюда относятся мелкая моторика, социальные, когнитивные и эмоциональные особенности ребенка.

Рост и развитие малыша непрерывны, в интенсивном темпе в первые полгода формируется окружность грудной клетки. В 9–12 месяцев с наибольшей скоростью растут ноги и руки крохи.

Факторы развития

Важно помнить, что на рост и физическое развитие малыша оказывают влияние две группы факторов:

  • Эндогенные – состояние здоровья родителей, генетические особенности, протекание обмена веществ, эндокринный фон организма, особенности конституции тела.
  • Экзогенные – условия внешней среды (климат региона, организация питания, наличие/отсутствие движения).

Невозможно однозначно ответить, какая из групп наиболее значима, на развитие ребенка они влияют в комплексе.

Необходимые измерения

Регулярный мониторинг помогает выявить замедление развития малыша или его остановку по причине заболеваний, что поможет своевременно принять меры.

Первое измерение физических параметров ребенка производится сразу после рождения, затем – с такой периодичностью:

  • в первый год жизни – ежемесячно;
  • 1–2 года – раз в 3 месяца;
  • 2–3 года – каждые полгода;
  • от 3 лет – раз в год.

При обнаружении каких-либо отклонений могут проводиться более частые измерения.

Масса

Необходимо своевременно проводить мониторинг, позволяющий выявить наличие проблем в состоянии здоровья ребенка. Измерить массу тела малыша до 2 лет не так просто, как может показаться. Взвешивать кроху следует без одежды, чтобы получить точный результат, также недопустимо взвешивание только что поевшего ребенка.

Порядок действий таков:

  1. Настроить измерительный прибор.
  2. Взвесить пеленку, на которой будет взвешиваться кроха.
  3. Поместить малыша на среднюю часть весов (самых маленьких кладут на спинку, после 7-8 месяцев можно посадить).
  4. Из получившегося результата вычесть вес пеленки.

Для точности важно, чтобы ребенок во время взвешивания не баловался и не капризничал.

Лучше всего использовать цифровые весы. Для наибольшей точности рекомендуется проводить повторное измерение. Дети от трех лет могут взвешиваться на обычных весах для взрослых, полностью раздетыми (допускается оставить малыша в трусах и майке).

Чтобы вес ребенка соответствовал его возрастной норме, рекомендуется до 6 месяцев кормить его только грудным молоком, а до 2 лет вводить прикорм, но материнское молоко также давать. Важно, чтобы ребенок получал три элемента, дефицит которых опасен: йод, железо и витамин А. В противном случае возрастает риск задержки физического и умственного развития (кретинизма), низкая масса тела.

При избыточной массе рекомендуется сделать рацион сбалансированным, стабилизировав количество жиров и углеводов, уделять внимание физической активности крохи. Но причиной могут быть и заболевания эндокринной системы или неврологические.

Длина и рост

Не менее важно проводить замер роста. Для детей до 2 лет делается он в положении лежа, в качестве инструмента используется мерная доска.

Порядок действий таков:

  1. Снять обувь, головной убор.
  2. Положить ребенка на спину, поверхность обязательно должна быть твердой.
  3. Ноги следует распрямить легким воздействием на кожу внешней стороны стопы. Голова, спина и бедра должны касаться поверхности.
  4. Стопы, расположенные вертикально, поместить так, чтобы они упирались в вертикальную часть планки.
  5. Произвести замер расстояния от головы до пяток.

Если ребенку уже исполнилось 2 года, можно использовать вертикальный ростомер, при этом важно, чтобы малыш был без обуви. Стены должны касаться три места:

  • область между лопатками;
  • крестец;
  • пятки.

Правильное положение следует зафиксировать при помощи поднятого подбородка, после чего нужно осторожно опустить подвижную планку и прижать ее к макушке без усилия. Получившийся результат и есть рост ребенка.

Чтобы рост ребенка соответствовал возрастным особенностям, крайне важно не только уделять внимание правильному питанию, но и увеличивать время общения малыша с матерью.

Окружность головы

Для этого измерения используется сантиметровая лента, которая размещается над бровными дугами спереди и по наиболее выступающей части затылка сзади. Допустимая точность – до 5 мм, рекомендуется замер проводить дважды.

Нервно-психическое развитие (до 1 года)

Если на физическое развитие малышей эндогенные и экзогенные факторы оказывают примерно равное влияние, то для нервно-психического в большей степени значимы экзогенные. Если ребенок нормально развивался в утробе и родился естественным путем, то его нервная система будет достаточно хорошо развита. В первые недели жизни она продолжает усложняться, происходит совершенствование головного мозга и отдельных его составляющих.

Интересны и числовые данные:

  • Масса мозга новорожденного равна примерно 1/8 массы тела.
  • К году показатель меняется – 1/11.
  • В 5 лет – 1/13.
  • Взрослый человек средней комплекции имеет соотношение 1/40.
Читайте также:  Консультация роль семьи в развитии речи ребенка

При этом масса мозга малыша постепенно увеличивается, однако развитие веса тела имеет более интенсивные темпы.

Ключевые показатели

Ознакомимся с важнейшими показателями нервно-психического развития малыша. К ним относятся:

  • физиологические рефлексы;
  • появление условных рефлексов (пищевые, слуховые, зрительные);
  • эмоциональные реакции (улыбка, смех, негативные реакции);
  • голосовые реакции (гуление, понимание речи взрослых, первые слоги и слова).

Все рефлексы развиваются быстрыми темпами, именно в этом возрасте у малыша появляются привычки, которые сохранятся у него на всю жизнь.

Этапы

Врачи-педиатры отмечают несколько этапов психофизического развития.

Новорожденный

Ребенок еще не может изменить положение своего тела или поднять голову, лежит на животе, стремится принять позу зародыша, обладает некоторыми двигательными реакциями, которые представляют собой ответы на раздражители. Движения ограничены, на уровне рефлексов малыш может сжимать кулачки.

Особенности зрительного и слухового восприятия таковы:

  • Следит взглядом за передвигающимися предметами (10-й день).
  • Способен удерживать в поле зрения яркую погремушку (14 дней).
  • Фиксирует зрение на неподвижном крупном предмете (21 день).
  • Отличает человеческий голос от других звуков.
  • Реагирует на громкие звуки.
  • Слуховое сосредоточение начинает проявляться на 14-й день жизни.

Большую часть своего времени новорожденный проводит во сне, способен проявлять врожденные умения: сосание, моргание, глотание. В этот период очень важно брать малыша на руки во время бодрствования, общаться с ним при переодевании.

1 месяц

Уже в столь раннем возрасте малыши пытаются поднимать и удерживать головку (у некоторых даже это получается на несколько секунд), могут двигать ручками и ножками. Ребенок способен фиксировать взгляд, следить за перемещающейся игрушкой. К концу месяца слуховое сосредоточение может продолжаться до 15 секунд. Здоровый малыш начинает реагировать на общение со взрослым, перестает плакать, когда к нему обращаются.

В это время дети очень любят, чтобы их носили на руках, ценят тактильные ощущения, обожают слушать голос мамы.

2 месяца

Малыш способен приподнимать головку и удерживать ее, крепко держать игрушку, зрительно сосредотачиваться на предмете до 30 секунд, поворачивать голову на звук, улыбкой реагировать на слова матери. Начинает издавать первые гласные звуки.

Поведение ребенка усложняется, он начинает испытывать недовольство, если родители не понимают его. Малыш осознает, где неодушевленные предметы, а где – одушевленные, ко вторым проявляет гораздо больший интерес. В этом возрасте дети любят слушать музыку, покачиваться, рассматривать черно-белые изображения. Сон занимает до 18 часов. Родителям необходимо наклоняться над кроваткой, в которой лежит малыш, и разговаривать с ним, улыбаться. Важно повестить игрушки таким образом, чтобы при желании кроха мог без проблем дотянуться до них.

3 месяца

Карапуз все лучше удерживает голову, при поддержке под мышки способен удержать упор ногами. Зрительное и слуховое внимание становится все более развитым, появляется гуление, ребенок улыбается и смеется, в конце месяца начинают формироваться сложные рефлексы. Продолжительность бодрствования – 4–6 часов. Для физического развития важны гимнастика и массаж, ежедневные купания, воздушные ванны.

4 месяца

Ребенок вертит головой, может перевернуться на бок, пробует сесть, хорошо двигает ручками, выпрямляет и сгибает ноги. Постепенно учится управлять своими руками –  теперь он может не только захватить погремушку, но и потрясти ее. Без проблем узнает свою мать, радуется при виде родителей.

5 месяцев

Подолгу лежит на животе, подняв корпус, сидя держит голову прямо. Может переворачиваться на бок со спины. Некоторые малыши в этом возрасте способны пить из кружки. Характерно продолжительное певучее гуление, смех, радость при виде знакомых, испуг – при появлении неизвестных людей. Многие 5-месячные крохи радуются собственному отражению в зеркале, любят играть в «Ладушки» и «Ку-ку».

6 месяцев

Полугодовалые малыши хорошо переворачиваются, сидят (часто с поддержкой), некоторые начинают ползать, передвигаются в ходунках. В речи появляются первые согласные звуки. Ребенок знает свое имя, реагирует на него.

7 месяцев

Ребенок без поддержки садится, ползает по-пластунски, пробует встать. Может взять двумя руками две разные игрушки, собирать мелкие предметы, пьет из кружки (при поддержке взрослого). Лепет становится все более сложным, появляются первые слоги. Ребенок начинает понимать вопрос «где?» и показывать глазами на место, где находится тот или иной предмет. Для физического развития показаны закаливающие процедуры и воздушные ванны.

8 месяцев

Самостоятельно сидит, ложится, переступает ножками, хорошо ползает, многие дети при звуках музыки начинают двигаться. Гуление приобретает различные интонации, количество проговариваемых слогов возрастает.

9 месяцев

Малыш способен ходить, придерживаясь за опору, сидеть длительное время, стоять без опоры. Хорошо пользуется пальцами и может пить из кружки. Поднимает небольшие предметы, различает форму и цвет, любит играть в «Ладушки», понимает речь взрослого («нельзя», «дай», «нет», «сиди», свое имя). Умеет играть в игрушки; держа в руках две, может одну отбросить, чтобы взять третью, повторяет несложные танцевальные движения взрослого.

10 месяцев

Стоит без опоры, ходит, может поднимать и опускать ногу. Любит подниматься и спускаться по лестнице, опираясь на перила. По просьбе взрослого выполняет различные действия: открывает и закрывает, помещает одно в другое. В речи появляются лепетные слова, малыш произносит слоги, подражая взрослому. Находит спрятанные игрушки и узнает знакомые предметы. В этом месяце дети бодрствуют около 10 часов.

11 месяцев

Развиваются умения ходить и стоять. Ребенок собирает мелкие предметы, строит башенку из кубиков, нанизывает кольца на пирамидку. Умеет пить из кружки, брать ее со стола и ставить обратно, показывает пальцем. Произносит несложные слова (1–3), понимая их смысл. Учится правильно использовать ложку, расческу, может показать ручки, ножки, носик и так далее.

12 месяцев

Хорошо ходит без опоры, некоторые дети начинают бегать, рисовать каракули, просятся на горшок. Обычно в год ребенок выговаривает до 20 несложных слов, по просьбе дает маме названную конкретную игрушку. Заниматься одним делом способен до 15 минут.

Таковы особенности психофизического развития малыша первого года жизни.

Формирование психики

Принято выделять 4 этапа формирования детской психики:

  1. Моторный. В первый год жизни кроха овладевает моторными навыками.
  2. Сенсорный. Продолжается от 1 до 3 лет. Ребенок начинает делать осознанные движения.
  3. Аффективный. Охватывает возраст 3–12 лет. Деятельность становится постоянной и приобретает индивидуальность.
  4. Идеаторный. Продолжается 2 года, с 12 до 14 лет. Понятия и суждения приобретают более сложный характер, развивается абстрактное мышление.

Родителям важно знать, что при физическом и нервно-психическом развитии ребенка возможны кризисные моменты, то есть периоды, когда наиболее высок риск появления отклонений, нарушений и заболеваний. Их два: в возрасте от 2 до 3,5 лет и в 12–15 лет.

Таковы основные особенности физического и психического развития малышей, которые должны учитываться родителями. Очень важно в периоды кризисов уделять ранимым детям особое внимание, в противном случае можно нанести их психике непоправимый урон. Знание этой специфики поможет мамам и папам разработать свою стратегию, учитывающую и возрастные особенности ребенка, и его индивидуальные черты. Развитие детей должно быть всесторонним, только в этом случае они вырастут гармоничными личностями.

Источник