Физическое воспитание в интеллектуальном развитии ребенка дошкольного возраста

Физическое воспитание в интеллектуальном развитии ребенка дошкольного возраста thumbnail

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Физическое воспитание для детей то же, что и фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больше успехов он достигнет в общем развитии; в науке; в умении работать и быть полезным для общества человеком.

Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как первые семь лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития

Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения, так как дети в них проводят большую часть дня. В детских садах предусмотрены занятия по физической культуре, которые следует строить в соответствии с психологическими особенностями конкретного возраста, доступности и целесообразности упражнений. Комплексы упражнений должны быть увлекательными, а также должны предусматривать физиолого-педагогические оправданные нагрузки, удовлетворяющие потребность ребенка в движении.

Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями при обучении детей движениям. Подражание – рождает эмоции, которые активизируют ребенка. Освоение движений хорошо влияет и на развитие речи ребенка. Совершенствуется понимание речи взрослого, расширяется словарь активной речи. Вот почему справедливо отмечал выдающийся советский педагог В.А. Сухомлинский: “Я не боюсь еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя”. Поэтому крайне важно правильно поставить физическое воспитание именно в этом возрасте, что позволит организму малыша накопить силы и обеспечить в будущем не только полноценное физическое, но и умственное развитие.

На современном этапе проблема развития умственных способностей дошкольников в процессе физического воспитания приобретает особую значимость, так как по-новому осмысливаются содержание, формы, методы умственного и физического воспитания детей в условиях дошкольного учреждения. Актуальность данной темы была определена по следующим параметрам:

– во-первых, на фоне социально-экономических преобразований России изменяются представления о детстве, которое рассматривается теперь как самоценный период человеческой жизни;

– во-вторых, в настоящее время дошкольное образование ориентирует педагога в процессе воспитания на необходимость раннего обучения, которое обосновывается «Конвенцией о правах ребенка», а также данными научных выводов о возможностях развития ребенка раннего возраста, что может помочь обеспечить плавный переход ребенка в начальную школу;

– в-третьих, физическое воспитание предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности – внимания, восприятия, мышления, а также способов умственной деятельности (умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи и др.).

 К средствам умственного воспитания относят специально организованные проблемные ситуации в процессе занятий физическими упражнениями, разрешение которых требует умственных действий (прием и переработка информации, анализ, принятие решения и т.п.).

К методам умственного воспитания относятся опрос по преподаваемому материалу;  наблюдение и сравнение;  анализ и обобщение изучаемого материала;  критическую оценку и анализ двигательных действий.

Физические упражнения оказывают прямое и опосредованное  влияние на умственное развитие детей в процессе физкультурных занятий

Умственное развитие определяется интеллектом, интеллектуальными способностями. В широком смысле интеллект – это совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущения и восприятия до мышления и воображения; в более же узком смысле – это мышление. Интеллект является основной формой познания действительности.

Одним из факторов интеллектуального развития является двигательная активность, в результате двигательной деятельности улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, улучшается функциональное состояние центральной нервной системы, повышается умственная работоспособность человека. Достижения в сфере интеллекта и креативности в значительной мере связаны с уровнем развития психомоторной сферы ребенка. В специальных исследованиях зафиксированы факты, свидетельствующие о том, что дети, более развитые в физическом отношении, получают более высокие оценки в учебе. Дети, занимающиеся в спортивных секциях, имеют лучшие показатели умственной работоспособности.

Физические упражнения создают возможности для успешного протекания всех психических процессов, т.е. требуют внимания, наблюдательности, сообразительности. Разнообразие движений, богатство координации повышают пластичность нервной системы. Так, имеются многочисленные данные о том, что под влиянием физических упражнений увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются зрительно-двигательные реакции .

Бойко В. В.  пишет, что за период дошкольного детства в умственном развитии ребёнка происходят глобальные изменения: от нерасчленённого восприятия предметов, к умению пользоваться самостоятельно приобретёнными знаниями, навыками.

Под воздействием физических упражнений у детей дошкольного возраста эффективней происходит формирование различных видов мышления:

1) Наглядно-действенное мышление.

2) Наглядно-образное мышление

3) Словесно-логическое мышление начинает формироваться у детей старшего дошкольного возраста. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Рассуждать значит связывать между собой разные знания для того, чтобы получить ответ на стоящий вопрос, решить мыслительную задачу.

 Двигательная активность стимулирует перцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы. Дети, имеющие большой объём двигательной активности в режиме дня характеризуются средним и высоким уровнем физического развития, адекватными показателями состояния центральной нервной системы, вследствие чего, у ребенка улучшается память, и все мыслительные процессы которые определяют интеллект .

Источник

Ольга Чурсина
Развитие интеллектуальных и познавательных способностей детей дошкольного возраста средствами физической культуры

Тема «Развитие интеллектуальных и познавательных способностей детей дошкольного возраста средствами физической культуры»

Инструктор по физической культуре Чурсина Ольга Анатольевна

С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования образовательной организации и каждому педагогу надо переосмыслить содержание и форму работы с детьми.

В нашем детском саду образовательная деятельность осуществляется в условиях реализации тематических модулей, каждый из которых имеет свою направленность в развитии дошкольников: физическое, художественно-эстетическое, познавательное, социально-коммуникативное и речевое. Модульная организация образовательного процесса позволяет осуществлять тесную межпредметную связь в течение всего дня, что благотворно влияет на развитие личности в целом.

Задачи образовательной области «Физическая культура» должны быть направлена не только на развитие физических качеств, но и становление интеллектуальных качеств, и развитие познавательных способностей каждого ребенка.

Построение непосредственной образовательной деятельности в соответствии ФГОС ДО предполагает «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности», в том числе и двигательной.

Какими же средствами физической культуры можно согласовывать познавательную направленность с двигательными компонентами и проследить, как влияют они друг на друга? А ключ к этой задаче – интеграция.

В начале занятия мы мотивируем детей, актуализируем их опорные знания, ставим проблему и ищем пути её решения. В практической деятельности преодолеваем границы «незнания», закрепляем изучаемый материал, и на последнем этапе оцениваем и осознаем результат деятельности. На каждом этапе двигательной активности создаются условия для развития интеллектуального и познавательного потенциала дошкольников.

На примере конкретного занятия я расскажу, какие средства физической культуры я использую, и какое действие они оказывают на интеллектуальное и познавательное развитие малышей.

В рамках познавательного модуля «Мир вокруг нас» в конце ноября я проводила занятие «Тайны хвойного леса».

Цель. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей; развитие познавательного интереса к растительному миру в двигательной активности.

Задачи:

Область “Физическая культура“: создать условия для совершенствования прыжков разными способами, развивать ловкость, быстроту реакции, выполнять общеразвивающие упражнения под музыку; совершенствовать игровые упражнения на платформе.

Читайте также:  Системный подход к развитию ребенка

Область “Познание“: создать условия для расширения кругозора о хвойных деревьях, их пользе (изготовление предметов из древесины, прививать любовь и бережное отношение к природе и ее богатствам.

Оборудование: деревянные спилы по количеству детей, бумажные полотенца, деревянный конструктор, песок с янтарными камушками, масло сосны и ели, мнемотаблица “Что изготавливают из хвойных пород деревьев”.

На первом этапе была создана мотивационная ситуация: дети увидели деревянные плоские фигуры (кленовый лист, снежинка, сани, елка, вспомнили признаки окончания осени и назвали первые признаки наступления зимы. На данном этапе совершенствовалась память, расширялся словарный запас. Далее вся группа отправлялась в путешествие «на санях» в лес, называя коней (зимние месяцы, которые управляли их «санями», выполняли ритмическую гимнастику «Три белых коня». Здесь развивалось пространственное восприятие, двигательная и образная память, наглядно-образное мышление, внимание, умение быстро ориентироваться в пространстве.

На основном этапе создавались условия для совершенствования всех видов движения. Дошкольники увидели «вырубленный»лес: остались одни пенечки, на них дети вставали и разгадывали тайну вырубленного леса, затем выполняли прыжки и шаги с заданием, далее переворачивали по одному пеньку, находили там картинку, которая показывала, что делают из дерева, выполняли двигательное упражнение и наклеивали эту картинку на деревянную рамку в окошки.Под пенечками лежали картинки со следующими изображениями:

1. «Бумага». Здесь дети выполняли пальчиковую гимнастику «Бумага», двигательное упражнение «Бумажный ручеек», который дети делали сами из бумажного полотенца и выполняли прыжки на двух ногах боком. Совершенствовалось умение ориентироваться в пространстве, стимулировалась мыслительная деятельность.

2. «Дом». Проводилась эстафета «Выстроим дом» с помощью деревянного конструктора. Развивалось пространственное восприятие, наглядно-образное мышление.

3. «Скрипка». Под звуки скрипки был организован игровой стретчинг. У детей развивалось образное мышление, двигательная и образная память.

4. «Лекарственные растения». Выполнялась дыхательная гимнастика «Хвоя». Дети объясняли, чем отличаются запахи разных хвойных пород. Развивалась речь, память, воображение, образное мышление.

5. «Игрушки для детей». Игровое упражнение с предметом – деревянным вагончиком – дети выполняли, подлезая под дуги разной высоты. Совершенствовалось внимание, двигательная и слуховая память.

6. «Мебель». Упражнения проводились на гимнастической скамейке. Развивалась речи через формирование умения произвольно выполнять двигательные действия с использованием знаков языка.

7. «Янтарь». Заучивались считалки, упражнения для мелкой моторики рук в песке. Закреплялись знания о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина, в одном упражнении объединялись двигательные и сенсорные мыслительные процессы с целью обеспечения сознательного выполнения действий.

8. «Новогодние игрушки». Дети украшали новогоднюю елку. Развивались способности быстро ориентироваться в пространстве.

На заключительном этапе дети смотрели на «окошки» и вспоминали о пользе хвойных деревьев. Одно окошко осталось пустым. Дошкольники предлагали свои варианты, чем его заполнить. И так как елочка росла одна среди пенечков, то дети предложили помочь нашей новогодней красавице, и чтобы ей одной не было скучно, посадить новый здоровый лес. Малыши взяли трафареты елок и на «санях» отправились в свою группу рисовать елочки. На данном этапе совершенствовалась речь, зрительная память, внимание, образное мышление.

Построенные таким образом занятия по физической культуре позволяют согласовать познавательную направленность занятия с двигательными компонентами, а, значит, обеспечить развитие интеллектуальных и познавательных способностей дошкольников средствами физической культуры.

Источник

В данной статье затрагивается тема влияния физического воспитания на интеллектуальное развитие ребенка дошкольного возраста. В статье идет речь о единстве интеллектуального и физического развития, взаимосвязи развития интеллекта и физических упражнений. Выделяются и описываются характерные особенности дошкольного возраста. Автор отмечает , что одной из приоритетных задач совершенствования учебно-воспитательного процесса в детском саду является организация двигательного режима воспитанников, что именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для всестороннего развития личности. Автор приходит к выводу, что существует неразрывная взаимосвязь между физическим воспитанием и интеллектуальным развитием.

«Сила есть — ума не надо». Как глубоко засела в нашем сознании эта поговорка. В обществе сложился стереотип о том, что человек, занимающийся спортом, не может иметь высокий уровень интеллекта. Но так ли это на самом деле? Ведь не менее известное выражение гласит: «В здоровом теле — здоровый дух».

Для начала разберем понятия физическое воспитание и умственное развитие.

Физическое воспитание — система мероприятий и условий, обеспечивающих физическое развитие человека, поддержание его здоровья и работоспособности. Физическое воспитание включает в себя: совершенствование организма человека: внутренних органов, двигательной и костно-мышечной систем, сохранение и укрепление здоровья; просвещение учащихся в вопросах физической культуры, личной гигиены и способов поддержания здоровья и создания здорового образа жизни [1, с. 839].

Умственное развитие как уровень — это совокупность знаний, умений и сформированных при их усвоении умственных действий, свободное оперирование ими в процессах мышления, обеспечивающих усвоение новых знаний и умений [2, с. 432]

Отечественный учёный И.М. Сеченов отмечал, что мышечные движения имеют особое влияние на деятельность мозга. Другой не менее известный русский ученый И.П. Павлов также выдвигал мысль о единстве интеллектуального и физического развития [3, c. 172].
Взаимосвязь развития интеллекта и физических упражнений заинтересовала группу ученых из Америки. В 2011 году ими был проведен эксперимент. Четыре группы мышей были помещены в различные условия: первая группа хорошо питалась, жила в клетках, где было много игрушек; вторая группа имела все то же самое, но помимо в клетке находилось беговое колесо; третья группа не имела ничего и питалась скудно; у четвертой группы было только беговое колесо, питание обычное. Результаты исследования показали, что у мышей, в клетках которых было беговое колесо, количество нейронов головного мозга увеличилось, чего нельзя сказать о тех, у кого колеса не было [4].

С чем же это связано? Все дело в том, что физические нагрузки способствуют нейрогенезу — рождению новых клеток головного мозга. Наилучшими катализаторами роста клеток мозга являются аэробные упражнения (бег, йога, интервальные тренировки, кроссфит).
Однако одними физическими упражнениями в развитии интеллекта не обойтись. Для того чтобы новые клетки мозга оставались сохранными, необходимо тренировать память, развивать речь, логическое мышление. В этом и заключается взаимосвязь и взаимозависимость умственного и физического воспитания.

Детей от 3 до 6-7 лет принято относить к категории детей дошкольного возраста. Данный период характеризуется высокой сензитивностью к всестороннему развитию личности. Стоит отметить, что в данном возрасте наиболее интенсивно развивается интеллектуальная сфера.

Не секрет, что гармоничное развитие личности заключается в его комплексности и всесторонности, поэтому в дошкольном возрасте важно не только уделять внимание умственному, но и физическому воспитанию ребенка. А. Н. Леонтьев по этому поводу пишет: «Умственное развитие ребенка нельзя рассматривать в отрыве от его психического развития в целом, от богатства интересов ребенка, его чувств и всех других черт, образующих его духовный облик».

В период дошкольного детства развитие мыслительных операций, таких как анализ, синтез, аналогия, сравнение и др., является приоритетной задачей дошкольного образования, поскольку посредством их ребёнок имеет возможность в полной мере изучать окружающий мир. Здесь мы не можем недооценить значение физического воспитания дошкольника, так как физические нагрузки стимулируют рост клеток головного мозга и, как следствие, развитие восприятия, внимания, памяти. Без этих составляющих когнитивной сферы развитие интеллекта невозможно. Именно поэтому важно соблюдать комплексность в процессе обучения и воспитания детей дошкольного возраста, соблюдать баланс между умственной и физической активностью.

Читайте также:  Развитие ребенка с бисенсорными нарушениями

Одной из приоритетных задач совершенствования учебно-воспитательного процесса в детском саду является организация двигательного режима воспитанников, который обеспечивает активный отдых и удовлетворяет естественную потребность в двигательной активности.

Чередование учебных занятий и активного отдыха, включающего физические упражнения в различных формах, способствует снятию утомления, вызванного образовательной деятельностью, что особенно важно учитывать при планировании занятий в старших группах детского сада.

Важно понимать, что именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для всестороннего развития личности.

Источник

              «Физическое здоровье дошкольника –

                   залог психического благополучия и

                                  интеллектуального развития»

            Первые семь лет жизни ребенка характеризуются интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок рождается с определенными унаследованными биологическими свойствами, в том числе и типологическими особенностями основных нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность). Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющим фактором с первых месяцев жизни является окружающая среда и воспитание ребенка. Поэтому очень важно создать такие условия и так организовать воспитание, чтобы было обеспечено бодрое, положительно эмоциональное состояние ребенка, полноценное физическое и психическое развитие.

               Движения, физические упражнения считаются специфическим средством физического развития. Двигательная активность – биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие.

             Правильное физическое здоровье детей – одна из ведущих задач дошкольных учреждений.  Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека.

              Ни в какой другой период жизни физическое развитие не связано так тесно с общим развитием, как в первые шесть лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность в знаниях, вера в свои силы. Поэтому крайне важно организовывать занятия физической культурой, именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем всестороннее гармоническое развитие личности.

             Содержание физкультурно-оздоровительной работы, несмотря на значительный период реформирования дошкольного образования, по-прежнему оставляет желать лучшего. Основанием тому служит высокая заболеваемость детей, возрастание количества детей, страдающих ожирением. По данным медицинских прогнозов, 85% этих детей потенциально больные сердечно-сосудистыми заболеваниями, что соответствует сокращению жизни на 5—20 лет. Достаточно много детей нуждаются в психокоррекции, характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. Количество простудных заболеваний приобретает характер стихийного бедствия. В подавляющем большинстве дети дошкольного возраста уже страдают дефицитом движений и незакаленностью.

              Актуальной задачей физического воспитания является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях. Поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем, интеллектуальным развитием и эмоциональным благополучием, то пути его достижения не могут быть сведены к узкомедицинским и узкопедагогическим мероприятиям. Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

Организованные физкультурные занятия, а также свободная двигательная деятельность улучшают деятельность сердечно – сосудистой, дыхательной и нервной системы, способствуют укреплению опорно-двигательного аппарата, улучшению обмена веществ. Через двигательную активность ребенок познает мир, развиваются его психические процессы: мышление, внимание, воля, самостоятельность и др. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для формирования познавательных процессов, тем полноценней осуществляется его развитие .

                Многочисленные исследования свидетельствуют о первостепенной роли движений в становлении психических функций ребёнка (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, А. Валлон, М.М. Кольцова и др.) и наличии тесной связи между показателями физических и психических качеств у дошкольников (Г.А. Каданцева, 1993; А.С. Дворкин и Ю.К. Чернышенко, 1997; В.А. Баландин, 2000; Н.И. Дворкина, 2002; В.А. Пегов, 2000, и др.).

              Еще П.Ф. Лесгафт в своих трудах отмечал, что «особое внимание следует уделить связи умственной деятельности с физической. Чередование интеллектуальных и физических усилий благоприятно влияет на здоровье, вследствие чего повышаются интенсивность и качество умственной деятельности» . В настоящее время данная проблема представлена в исследованиях Н.В Зайцевой, И.В. Стародубцевой, Е.А. Коротковой и др.

               Одним из основных показателей умственного развития является мышление. По мере развития познавательных интересов, любознательности мышление все шире используется детьми для освоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью. Дошкольники прибегают к «экспериментам» для выяснения интересующих их вопросов, наблюдают явления, рассуждают о них и делают выводы. Действуя в уме с образами, ребенок представляет себе реальное действие с предметом и его результат и таким путем решает стоящую перед ним задачу.

                 Мышление – это процесс познавательной деятельности ребенка, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности в их существенных признаках, связях и отношениях. Оно опирается на данные чувственного познания, но выходит за его пределы, проникая в суть явлений, постигая те свойства и отношения, которые непосредственно в восприятии не даны .

                  Основная линия развития мышления – переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и словесно-логическому мышлению.

Наглядно-действенное мышление характеризуется тем, что решение практических задач осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов. По мере усложнения этой формы мышления происходит постепенное отделение выполняемых действий по разрешению проблемной ситуации от внешних наглядно воспринимаемых условий.

Наглядно-образное мышление – совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними. Важной особенностью является установление непривычных сочетаний предметов и их свойств.

Словесно-логическое мышление начинает формироваться у детей старшего дошкольного возраста. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Рассуждать значит связывать между собой разные знания для того, чтобы получить ответ на стоящий вопрос, решить мыслительную задачу

Одним из эффективных средств развития различных видов мышления у старших дошкольников, в том числе и словесно-логического, являются физические упражнения. В настоящее время разрабатывается множество игр, физкультурных занятий, направленных на развитие словесно-логического мышления. Чем раньше начать формировать и развивать словесно-логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятии ребенка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности. Кроме того, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников.

Включение заданий на развитие словесно-логического мышления в комплекс занятий физической культурой дает возможность гармоничного и всестороннего развития ребенка. Способствует формированию и раскрытию внутреннего мира дошкольника – его мыслей, чувств, нравственно-волевых качеств, развитию психических процессов: мышления, воображения, внимания, памяти. Благоприятно влияет на усваиваемость учебного материала, работоспособность и поддержание высокого интереса к выполнению мыслительных операций дошкольников. 

Читайте также:  Дошкольный возраст развитие психических функций ребенка

Рассмотрим особенности развития внимания у дошкольника. Под вниманием понимают направленность психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость. Внимание может быть направленно как на объекты внешнего мира, так и на собственные мысли и переживания. Развитость внимания обладает высокой значимостью в различной деятельности дошкольника, в том числе и в физкультурной, ведь одно из условий плодотворных занятий ребенка физкультурой – ориентация на слова и указания инструктора – педагога.

Для того чтобы достигать поставленной цели, ребенку нужно уметь контролировать свои текущие действия и следить за тем, насколько они приближают его к ней. В связи с этим развитие произвольности — это и формирование умственных действий контроля. И здесь уже можно педагогу ориентировать детей на постановку и решение определенных глобальных задач. Так, например, именно в этом возрасте плодотворно объяснение детям значимости занятий физической культурой для их дальнейшей жизни.

Психологические исследования показали, что:

– максимальная длительность одной игры у полугодовалого ребенка составляет всего 14 минут, а к шести годам она возрастает до полутора часов. В тоже время установлено, что шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10-15 минут.

– если в три года за 10 минут игры ребенок отвлекается в среднем 4 раза, то в шесть лет всего один раз.

– устойчивость внимания у сдержанных, уравновешенных детей в 1,5 – 2 раза выше, чем у легко возбудимых.

В возрасте 5-7 лет следует развивать у ребенка и способность как можно дольше удерживать внимание на одном и том же объекте (или задаче), а также быстро переключать внимание с одного объекта на другой. Кроме того, чтобы малыш стал более внимательным, педагогу  нужно научить его подчинять свое внимание сознательно поставленной цели (или требованиям деятельности) и подмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные свойства. Так, например, дошкольник при занятиях физической культурой должен помнить, что она является деятельностью, направленной на повышение качественных характеристик его организма, способствует улучшению здоровья и т.д.

Чем дольше ребенок может удерживать свое внимание на задаче, тем глубже он может проникнуть в ее суть, и тем больше у него возможностей ее решить. В 5 лет устойчивость и концентрация внимания ребенка еще очень низкая. К 6-7 годам она значительно увеличивается, но все же остается еще слабо развитой. Детям еще трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной  для них деятельности, в то время как в процессе эмоционально окрашенной игры они могут достаточно долго оставаться внимательными.  Эта особенность внимания шестилеток является одним из оснований, по которым занятия с ними не могут строиться на заданиях, требующих постоянных, волевых усилий, например, на тех или иных физических упражнениях.

При высокой концентрации внимания ребенок замечает в предметах и явлениях значительно больше, чем при обычном состоянии сознания. А при недостаточно концентрированном внимании его сознание как бы скользит по предметам, не задерживаясь подолгу на каком-либо из них. В результате впечатления оказываются расплывчатыми и нечеткими. Соответственно и, например, осознание слов педагога о важности занятий физической культурой и спортом будет менее продуктивным.

Важно помнить, что устойчивость внимания существенно повышается, если ребенок активно взаимодействует с объектом, например, рассматривает его и изучает, а не просто смотрит. Так, например, детям просто необходимо дать возможность как можно больше пользоваться предлагаемыми для занятий спортивными снарядами. Во-первых – это условие занятий физической культурой. Во-вторых, при правильной постановке задачи педагогом, занятие на спортивных снарядах может стать для ребенка стимулом к физкультурной деятельности вообще. (Достаточно, например, указать, что подтягивание на перекладине сможет обеспечить ребенку более высокий результат при прохождении спортивных состязаний по бросанию какого-либо предмета).

Большую значимость при восстановлении образов используемых на занятиях физической культурой у дошкольников имеет развитость воображения.

Воображение — это процесс построения образа продукта деятельности еще до его возникновения, а также создания программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью.

Особенность воображения состоит в том, что оно позволяет принимать решение и находить выход в проблемной ситуации даже при отсутствии знаний, которые в таких случаях необходимы мышлению. Фантазия (синоним понятия «воображение») позволяет как бы «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и представить себе конечный результат.

В случае, когда ребенку в ходе занятия физической культурой для выполнения того или иного упражнения важно восстановить (представить) тот или иной образ важны практически все виды воображения. Таким образом, воображение дошкольников является одним из направлений работы педагогов с целью совершенствования у детей, в том числе, и физкультурной деятельности.

Наблюдательность — один из важных компонентов интеллекта человека. Первой отличительной особенностью наблюдательности является то, что она проявляется в результате внутренней умственной активности, когда человек старается познать, изучить объект по собственной инициативе, а не по указанию извне. Вторая особенность-наблюдательность тесно связана с памятью и мышлением. Чтобы подмечать в объектах малозаметные, но существенные детали, необходимо многое помнить об аналогичных объектах, а также уметь сравнивать и выделять их общие и отличительные признаки. Дошкольники уже многое замечают, и это помогает им познавать окружающий мир. Однако более высокому уровню наблюдательности нужно еще учиться и учиться. Тренировка этой способности должна проводиться в тесной связи с развитием памяти и мышления, а также одновременно с формированием познавательных потребностей ребенка, элементарной формой проявления которых является любопытство и любознательность.

Тренировка наблюдательности актуальна при занятиях с детьми физической культурой в связи с тем, что большинство образов, приводимых педагогом на занятиях для заинтересования детей, требуют как раз активного включения наблюдательности.

В дошкольном возрасте дети сталкиваются с многообразием форм, красок, других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомятся они и с произведениями искусства – живописью, музыкой, скульптурой. Каждый ребенок, так или иначе, воспринимает все это, но когда такое усвоение происходит стихийно, оно часто оказывается поверхностным и неполноценным. Следовательно, лучше, что бы процесс развития сенсорных способностей осуществлялся целенаправленно. В пять, семь лет  основное внимание должно уделяться восприятию формы, величины и цвета. Правильное формирование этих понятий необходимо не только для усвоения в дальнейшем, многих учебных предметов в школе, и для формирования  способностей ко многим видам творческой деятельности, а также для более успешного проведения занятий физической культурой.

Роль памяти в развитии ребенка трудно переоценить. С ее помощью он усваивает знания об окружающем мире и о самом себе, овладевает нормами поведения, приобретает различные умения и навыки. И делает он это в основном непроизвольно. Ребенок обычно не ставит перед собой цель что-либо запомнить, поступающая к нему информация запоминается как бы сама по себе. Правда, не любая информация: легко запоминается то, что привлекает своей яркостью, необычностью, что производит наибольшее впечатление, что интересно.

В памяти различают такие процессы как запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. В зависимости от цели деятельности память делят на непроизвольную и произвольную.

Непроизвольная память — это запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить. Запоминание и воспроизведение осуществляются непосредственно в деятельности и не зависят от воли и сознания. Произвольная память — это мнемическая деятельность, специально направленная на запоминание какого-нибудь материала, предполагающая самостоятельную постановку цели запомнить и вспомнить этот материал и связанная с использов?