Физическое воспитание и развитие ребенка раннего возраста

Физическое воспитание детей раннего возраста

1. Введение

Чтобы правильно рос и развивался малыш, необходимо с самого раннего возраста начинать физическое воспитание. Физическое воспитание детей предусматривает охрану и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка, его полноценное физическое развитие. Оно направлено на своевременное формирование у малышей двигательных навыков, умений и физических качеств (силы, выносливости, ловкости, быстроты): развитие интереса к различным, доступным ребенку видам двигательной деятельности: воспитание привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями, а также положительных, нравственных, моральных и волевых черт личности.            

           Исследования в области физиологии и теории физического воспитания детей в возрасте от 1 до 3 лет установили определяющую роль целенаправленной двигательной деятельности в физическом и умственном развитии ребенка. Вместе с тем существующие подходы к организации занятий физическими упражнениями детей данной возрастной группы сводятся к решению задач развития у них физических качеств и формирования двигательных умений и навыков. В соответствии с этими задачами и применяются средства и методы физического воспитания.

           Ранний возраст – важнейший период в создании не только фундамента для освоения основных движений, но и культуры, т.к. в это время начинают формироваться индивидуальные стили выполнения тех или иных двигательных действий, базирующихся на следующих механизмах:

  1. Постуральные механизмы – реакции выпрямления и равновесия, обеспечивающие правильный контроль положения головы в пространстве и по отношению к туловищу. При помощи этих реакций происходит выравнивание головы, шеи, туловища и конечностей.
  2. Механизмы предметно – манипулятивной деятельности и функции руки.
  3. Механизмы зрительно – моторной координации.

Базовыми механизмами развития основных движений у детей являются механизмы равновесия. Поддержание устойчивой позы зависит от функционирования и взаимодействия между собой.

            В физическом воспитании детей должен соблюдаться строгий и дифференцированный подход: при назначении режима, питания, закаливающих процедур, при подборе игр и физических упражнений, в их дозировке учитывается; возраст, состояние здоровья, индивидуальные особенности ребенка. Особенно, важное, значение играет развитие движения, с этой целью проводятся; утренняя гимнастика, подвижные игры, физкультурные занятия. Обучение детей двигательным навыкам и умениям происходит главным образом на занятиях физической культуры. Занятия проводятся индивидуально с каждым ребенком и по подгруппам. Вовремя занятий нужно стремиться развивать и совершенствовать те двигательные навыки которые необходимы в данном возрасте. Например, у детей первого полугодия жизни необходимо развивать двигательные навыки в поворотах со спины на живот, с живота на спину, несколько позже – навыки в ползании. У детей более старшего возраста развивать и совершенствовать двигательные навыки в основных видах движения: ходьбе, беге, равновесии, лазании, метании, в прыжках.

2. Приоритетность физического воспитания в раннем возрасте.

Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными, вот наша задача. С  этой целью предусмотрены занятия по физической культуре, которые следует строить в соответствии с психологическими особенностями конкретного возраста, доступности и целесообразности упражнений. Комплексы упражнений должны быть увлекательными, а так же предусматривать физиологические и педагогически необходимую и оправданную  нагрузку, удовлетворяющую потребность ребенка в движении. Правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, профилактике заболеваний улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма. Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями при обучении детей движениям. Подражание рождает эмоции которые активизируют ребенка, кроме того заинтересованность положительно действует на двигательную активность детей, особенно малоподвижных и инертных. Освоение движений хорошо влияет и на развитие речи ребенка. Совершенствуется понимание речи взрослого, расширяется словарь активной речи. Вот почему так справедливо отмечал выдающийся советский педагог В.А. Сухомлинский: «Я не боюсь еще и еще раз повторить; забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости зависит их умственное развитие, вера в свои силы». Поэтому крайне важно правильно поставить физическое воспитание, именно в этом возрасте, что позволит организму малыша накопить силы и обеспечит в будущем не только полноценное физическое, но и умственное развитие. Методика физического воспитания детей зависит от их возраста условно физкультурные занятия можно разделить на три части: (вводно – подготовительная, основная и заключительная), хотя оно представляет собой тесно связанное между собой единое целое. Каждая часть физкультурного занятия имеет свои конкретные задачи и определенные содержания.

  1. Вводно – подготовительная часть физкультурного занятие имеет следующие задачи: организация детей, концентрирование их внимания, повышение заинтересованности и активности детей, подготовка опорно – двигательного аппарата и всех внутренних органов и систем предстоящей повышенной физической нагрузке в основной части занятия. Упражнения должны выполняться в форме простых игр (ходьба и различные ее виды построение, перестроение, общеукрепляющие упражнения для всех мышечных групп, плечевого пояса, туловища и нижних конечностей). Физическая нагрузка увеличивается постепенно.
  2. Основная часть. Главной задачей этой части физкультурного занятия является развитие и совершенствование двигательных навыков и умений, а так же воспитание физических качеств. Во время занятий нужно стремиться развивать и совершенствовать те двигательные навыки, которые наиболее необходимы в данном возрасте. В этой части занятия для детей первого года жизни проводится массаж крупных мышечных групп и упражнения для них. Для детей, более старшего возраста упражнения – упражнения в основных видах движения. После этих упражнений необходимо включать простую, подвижную игру. В основной части физкультурного занятия дети получают наибольшую физическую нагрузку на все органы и системы организма, становятся возбужденными, особенно после правильно организованной подвижной игры. Под влиянием физической нагрузки усиливается деятельность органов кровообращения, дыхания и д.р.
  3. Заключительная часть физкультурного занятия проводится с целью проведения организма относительно спокойного состояния, сохранив при этом, бодрое настроение ребенка. Физическая нагрузка в этой части значительно снижается. Для детей первого года жизни занятия заканчиваются упражнениями, для средних и мелких мышечных групп, поглаживающим приемам массажа; для более старших спокойной ходьбой или игрой малой подвижности.
Читайте также:  Речевое развитие ребенка анализ a дошкольного образования

                Деление физкультурного занятия на части соответствует закономерностям включением организма в работу и дает возможность обеспечить наилучшие условия для решения задач физического воспитания детей. Количество частей в занятии, их последовательность остаются неизменными во всех возрастных группах, в тоже время продолжительность каждой части, содержание ее изменяется в зависимости от возраста, состояния здоровья, физического развития детей.

3.Заключение

             Наше государство уделяет большое внимание физическому воспитанию детей всех возрастов.  В программе поставлена одна из важнейших задач – физическое воспитание крепкого молодого поколения, начиная с самого раннего возраста, поэтому следует уделять развитию детей с раннего возраста и начинать физическое воспитание и лечебную гимнастику с раннего детства, вводя все это в норму. Первые три года жизни развитие ребенка проходит очень быстро. Ни в один из последующих периодов он не приобретает так много, как в первые годы. Необходимо стараться не ограничивать самостоятельную деятельность ребенка, не лишать его радостей преодоления некоторых посильных для него трудностей, если ребенок не слишком подвижен, нужно использовать физкультурные занятие, как приятное время препровождения. Все это позволит развеселить ребенка  и приведет к правильному его развитию. На протяжении первых трех лет жизни решающее значение для развития ребенка имеет непосредственное влияние взрослых. Формы этого влияния различны, особенно внимательным должен быть подход к детям, отстающим в развитии. Учитывая их быструю утомляемость, легкую возбудимость, нужно обязательно чередовать лечебную гимнастику и физкультуру с паузами отдыха. Именно в раннем детстве, особенно важно, создать основу для последующего всестороннего укрепления здоровья и развития ребенка.  

             Для того, чтобы стимулировать физическое развитие детей важно:

  • Ежедневно предоставлять детям возможность активно двигаться, создавать доброжелательную атмосферу, эмоционального принятия, способствующую проявлениям активности всех детей.
  • Использовать различные методы обучения, помогающие детям с разным уровнем физического развития, с удовольствием (бегать, лазать, прыгать).

Конспект игрового физкультурного занятия

Тема: «Осенние листочки»

Цель: 1. Вызвать у детей эмоциональный отклик и желание участвовать в игровом занятии.

2. Развивать двигательные реакции в упражнениях общеразвивающего характера.

3. Учить детей выполнять основные движения.

4. Подвижная игра: «Мишка по лесу гулял». Цель игры: учить детей бегать в одном направлении, действовать в соответствии со словами взрослого, вызвать удовольствие от совместных действий.

Материал: игровой персонаж «Мишка», листья, корзинка, дорожка (ширина 25 см), палка, дуга, мешочки с песком.

Методический прием: игровой момент, сюрпризный момент (Что нам мишка принес в корзинке?), объяснительный показ.

Ход занятия.

Воспитатель вносит игрушку «Мишка» с корзинкой в руках. Воспитатель: «Ребята, мы поиграли с мишкой, а теперь мишка спешит в гости к другим деткам. Проводим мишку и скажем ему «до свидания». Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришел мишка, Мишка приветствует Вас, говорит Вам «Здравствуйте, дети». Мишка принес нам в корзинке листочки и каждый листочек очень рад видеть Вас и, конечно, листочки хотят с детками поиграть, Возьмите у мишки из корзиночки по одному листику, рассмотрите его, понюхайте, погладьте, возьмите в руки и пойдем с листочками играть, а мишка посидит на стульчике и посмотрит на нас. Все готовы, все листики держат в руках. Начинаем с листиками чудеса вытворять.

1. «Листик на ладошке». Возьмем листочек, положим на ладошку правой руки, смотрим на него , идем по кругу друг за другом, затем перекладываем его на левую ладошку и снова идем с листочком по кругу ( 30 – 40сек)

2. «Листочек вдоль туловища».

 Исходное положение – основную стойку примем. Руки вдоль туловища опустим. Поднимем одну руку с листочком вперед, и опустим  (4- 5раз), тоже выполняем другой рукой.

   « Листочек с ветерком играет»

Возьмите в руки листочек и помашите им перед собой. Послушайте, кА листочек с ветерком играет и что-то волшебное ему напевает.

   «Листочек бросаем и ловим».

Ручку с листочком вверх поднимаем, бросаем, смотрим, как он летит, ловим его (8-12раз).

             Ребята, мы поиграли с листочками, листочки в корзинку положим.

   Основные упражнения:

3.а) ходьба по дорожке (ширина 25см), лежащей на полу в одном направлении.

   б) перешагивание  через палку, лежащую  на полу.

   в)метание (мешочки с песком) в корзинку.

4. Подвижная игра «Мишка по лесу гулял». Ход игры:

Дети сидят на стульчиках.

Воспитатель: «Мишка по лесу гулял                  

                          Мишка шишки собирал.            

                          Долго Мишка наш гулял,          

                          Сел Мишутка, задремал».          

Воспитатель и дети  подходят тихонько.

Воспитатель: Стали детки подходить.      

                         Стали  мишеньку будить:

                          «Мишка, мишенька вставай

                          И ребяток догоняй»

Читайте также:  Дошкольное воспитание карта развития ребенка

Медведь рычит и это служит сигналом для детей. Все убегают на свои места, а мишка их догоняет.

5.Ходьба стайкой.

Воспитатель: «Ребята, мы поиграли с мишкой, а теперь мишка спешит в гости к другим деткам. Проводим мишку и скажем ему «до свидания».

Конспект физкультурного занятия.

Тема “В гости к кукле Кате”.

Цель:  Формировать умение прыгать на двух ногах. Упражнять детей в ходьбе в прямом направлении, перешагивать через мешочки с песком (“камушки”); ползать на четвереньках, подползать под дугу; упражнять в умении взойти на ящик и сойти с него; Развивать умение ориентироваться в пространстве. Помочь вызвать эмоциональный отклик на игровое занятие и желание участвовать в нём.

Материал и оборудование:  кукла, маленький стульчик, “камушки” (мешочки с песком размером 20 на 12 см), ковровая дорожка шириной 20 см, дуга, ящик высотой 15 см, таз с водой комнатной температуры, вертикальные ёлочки высотой 50 см, грибочки маленькие деревянные, корзинка.

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, посмотрите! К нам в гости пришла кукла Катя! Вон там она сидит! Пойдёмте к ней по дорожке. Перешагивайте через “камушки” (если кто-то из детей не идёт, воспитатель зовёт их по имени). Вот какая красивая кукла Катя!

Катя  (воспитатель берёт её в руки, говорит от её имени):

Я на стульчике сидела,

И на вас, на всех глядела!

Ах, как быстро вы шагали!

Не споткнулись, не упали!

И за это покажу вам гимнастику свою!

(Дети становятся врассыпную, кукла располагается недалеко от детей).

Воспитатель:         

У катюши в гостях два

Два цыплёнка в лаптях,         

И. П.: О. С. В: Поочерёдное поднимание ног.

Петушок в сапожках,         

И. П.: То же, В: на счёт 1-2 наклонились в “сапожках”, 3-4 вернулись в И. П. (повторить 4-5 раз).

Курочка в серёжках,         

И. П.: свободное, В: На счёт 1-2 руки подняли, потянулись, 3-4 вернулись в И. П. (повторить 3 раза).

Селезень в кафтане,

Утка в сарафане,         

И. П.: руки на поясе. Повороты туловища в разные стороны (повторить 3-4 раза).

А корова в юбке,

В теплом полушубке.         

Прыжки детей на двух ногах.

Всех вместе собрали,

Бегать дружно стали.         

Бег в разных направлениях. Спокойная ходьба.

Воспитатель:  Вот какие молодцы! Катя любит гулять и нас зовёт! (воспитатель берёт куклу в руки и говорит от её лица):

Вы скорей, скорей ползите

Да с дороги не сверните!

Основные упражнения.

ползание, подлезание под дугу, доползти до ящика, встать на ящик, сойти с него (2-3 раза).

И. П. : Дети держат палку хватом сверху. Воспитатель, повернувшись к ним, держит палку за середину и вместе с детьми выполняет упражнение.

По окончании основных движений убираются атрибуты и выставляются ёлочки, под ним – грибочки.

Воспитатель:

Вместе с Катей в лес пришли,

В лесу ёлочки росли.

А под ними-то грибы!

Надо все грибы сорвать

Да в корзиночку собрать.

(Дети собирают грибы по одному в корзинку).

Воспитатель : Вот сколько грибов! Полная корзинка! Ой, а ладошки-то испачкались. Пойдёмте, в ручейке ополоснём ладошки!

(Дети подходят к тазу с водой; в нём на дне вода. Звучит фонограмма спокойной музыки).

Воспитатель читает потешку “Водичка”

Водичка, водичка,         

Дети моют в воде ручки.

Умой моё личико.         

Умывают лицо (имитируют).

Чтобы глазки блестели,         

Моют глазки.

Чтобы щёчки краснели,         

Моют щёки.

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.         

Прыгают на двух ногах и улыбаются.

Воспитатель:  А теперь высушим ладошки: наберём в рот воздух, и подуем на ладошки. А теперь потрясём ручками и снова дунем на ладошки. Высушили? Молодцы! Ой, ребятки, ветер сильный налетел, прячьте скорее ладошки, а то замёрзнут! (Дети прячут руки за спину, воспитатель дует сильно. Повтор два раза). Молодцы! Все мы дружно наигрались и домой идти собрались! (спокойная ходьба).

Источник

Галина Лыкова
Консультация «Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста»

Двигательная активность в первые годы жизни

– фундамент для здоровья человека.

И. А. Аршавский.

В настоящее время в условиях неблагоприятной экологической обстановки, неустойчивых социальных условий проблема здоровья детей является особенно актуальной. Решать эту важную проблему необходимо в первые, самые ответственные для ребёнка годы жизни. Именно в этот возрастной период закладываются основы здоровья человека.

По исследованиям известных физиологов доказано, что здоровье можно формировать, воспроизводить, увеличивать, а не только сохранять. Основным фактором, формирующим здоровье ребёнка, является двигательная активность.

Движения являются биологической потребностью растущего организма, без удовлетворения которой ребёнок не может правильно развиваться и расти здоровым. Они способствуют развитию всех систем организма. Улучшается не только здоровье, но и эмоциональная, волевая, познавательная сферы малыша. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем лучше интеллектуально развивается ребёнок. Правильно организованная двигательная активность способствует формированию личности ребёнка. Важно так организовать жизнь ребёнка, чтобы он полностью удовлетворял свою потребность в движении. Сколько же должен двигаться ребёнок в течение дня? Это зависит от возраста, пола, времени суток, года, индивидуальных особенностей детей, условий, в которых растёт малыш. Дети 2-3 лет за сутки преодолевают примерно 2,5-3 км. Мальчики двигаются больше. Летом потребность в движениях больше. В течение суток наибольшая двигательная активность с 09.00 до 12.00 и с 17.00 до 19.00 часов.

Важную роль в развитии движений играет организованная деятельность по физическому развитию в режиме дня. Особое внимание необходимо уделять подбору упражнений. Для этого следует учитывать анатомо-физиологические и психологические особенности в развитии детей раннего возраста. Учитывая эти особенности и возможности детей, правильно руководствоваться формированием движений.

Читайте также:  Психомоторное развитие ребенка раннего возраста

Исследователи в области физического воспитания детей раннего возраста (Т. И. Осокина, С. Я. Лайзане, В. А. Шишкина и др.) отмечают, что в раннем возрасте нужно не развивать какие-то определённые способности, а укреплять различные мышечные группы, вырабатывать пластичность высшей нервной деятельности. В этом возрасте преобладают движения, в которых участвуют крупные мышечные группы. Многократное повторение приводит к выработке согласованности в работе рук, ног, туловища, развитию координации движений, сохранению устойчивого равновесия.

У детей формирование движений происходит на основе навыков самостоятельной ходьбы.Ходьба недостаточно оформлена из-за незрелости всего организма: слабость мышц нижних конечностей, высокое расположение центра тяжести тела над тазобедренной осью, отсутствие равновесия вследствие недостаточного развития нервной системы, а поэтому и недостаточная координация движений рук и ног. Овладение ходьбой влияет на эмоциональное состояние ребёнка, помогает расширению интереса к окружающему, изменяет характер поведения его в жизни. Всё это вносит значительные изменения в общее развитие ребёнка.

У ребёнка этого возрастного периода оформляются все основные движения, за исключением бега и недоступных ещё пока ему прыжков. Малыша необходимо упражнять в ходьбе и лазанье, учить преодолевать различные препятствия (перешагивания через палку, ходьба по ограниченной дорожке, доске, горке, лестнице и т. п.). Большую роль на этом возрастном этапе играет формирование предметных действий, которые способствуют совершенствованию его моторики. Выполняя действия с предметами, ребёнок познаёт свойства, вес, форму, цвет. Происходит развитие мелкой моторики, а это развитие и созревание коры головного мозга, развитие звуковой культуры речи.

У детей тонус мышц сгибателей преобладает над тонусом мышц разгибателей (неск. Согнута голова, полусогнутые ноги). Поэтому значимыми для развития являются ОРУ – «школа управления движениями».

Огромное значение в качестве выполнения принадлежит имитация с целью эмоционального воздействия на ребёнка.

Восприятие действия необходимо обозначить словом, образуется связь между словом и движением. На выдохе произносить с детьми слова и звуки.

Быстрая утомляемость требует частую смену движений. Одномоментно ребёнок может двигаться до 1,5-2 мин. В процессе смены движений происходит поочерёдное напряжение и расслабление разных групп мышц, что обеспечивает ребёнку отдых.

Ребёнок постепенно учится согласовывать свои движения с движениями других детей. Всё большее место начинают занимать подвижные игры.

Важно создавать и поддерживать положительный эмоциональный тонус.

Положительные эмоции – главный стимул для побуждения ребёнка к действиям.

Потребность в движениях у всех детей разная. В развитии ребёнка необходимо учитывать его уровень подвижности (малый, средний, большой).

Дети с высокой подвижностью – суетливы, неуравновешенны, неточны в движениях, они быстро утомляются, но не замечают этого. Нервная система истощается, нарушается сердечный ритм. Прекращать резко деятельность нельзя, важно развивать умение управлять своими движениями.Например: пробежать по узкой дорожке, проползти через препятствия, выполнить комплекс упражнений под определённый музыкальный ритм.

А у детей, которые мало двигаются, у них формируется неуверенность в себе. Насильно в двигательную деятельность включать их нельзя, важно заинтересовать помочь, вселить уверенность.

Физическое развитие детей зависит от условий, в которых развивается малыш, от правильно организованной внешней развивающей среды. (Н. М. Щелованов).

Двигательная деятельность должна организовываться на основе годового, квартального, ежедневного планирования с учётом решения основных оздоровительных, образовательных, воспитательных задач.

Физическое развитие осуществляется в течение всего дня (утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика, физкультминутки, подвижные и малоподвижные игры). Прежде всего решаются оздоровительные задачи.

С этой целью наиболее значимы дыхательные, пальчиковые, коррекционные гимнастики (это лазание, корригирующая ходьба, упражнения для профилактики плоскостопия, самомассаж, упражнения для снятия психоэмоционального напряжения (это прыжки на матах, батуте, хлопки, притопы, «качалки», кратковременные висы и т. п.). Все здоровьеукрепляющие гимнастики необходимо проводить в игровой форме с приподнятым настроением и положительными эмоциями.

Исходя из анатомо-физиологических особенностей в развитии детей раннего возраста необходимо тщательно подбирать упражнения для развития и воспитания. Знать и соблюдать технику в выполнении упражнений, осуществлять «страховку», соблюдать технику безопасности, не использовать запрещённые упражнения, чтобы не навредить здоровью ребёнка. Необходимо создавать условия не только в дошкольном учреждении, но и в семьях, информировать родителей, приобщать их к совместной оздоровительной деятельности. Да и самому педагогу быть образцом для подражания. Для этого в нашем ДОУ организованы оздоровительные тренинги с ослабленными детьми «Навстречу друг другу» которые посещают мамы, папы, бабушки и дедушки. Именно на таких мероприятиях можно обсудить трудности, которые есть у ребенка, и наметить пути их преодоления.

При правильной двигательной активности в дошкольном учреждении и дома ребёнок растёт и развивается в соответствии со своим возрастом. У него хороший аппетит, сон, уравновешенное поведение, положительные формы общения со взрослыми сверстниками.

Его деятельность разнообразна и соответствует возрастным возможностям. «Смеётся ли ребёнок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к Родине… создаёт ли их на бумаге – везде окончательным фактом является мышечное движение»

И. М. Сеченов. Движение – это основное средство в развитии ребёнка, движение – это здоровье, движение – это жизнь!

Список литературы:

1. А. С. Галанов «Психическое и физическое развитие ребёнка от одного года до трёх лет», М., АРКТИ, 1999, 64 с.

2. Н. В. Полтавцева, Н. А. Гордова «Физическая культура в дошкольном детстве», М., Просвещение, 2008, 142 с.

3. Н. Б. Кочетова «Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста», М., Просвещение, 2005, 112 с.

4. С. О. Филиппова «Теория и методика физической культуры дошкольников», СПб, ВВМ, 2004, 514 с.

Источник