Физическое состояние ребенка и развитие нравственных качеств

Физическое состояние ребенка и развитие нравственных качеств thumbnail

Формирование социально – нравственных качеств у воспитанников дошкольного возраста средствами физического воспитания.

Гармоничное развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного воспитания. Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формирование умений договариваться, помогать друг другу; стремления радовать старших хорошими поступками. Сюда же мы относим воспитание уважительного отношения к окружающим людям; заботливого отношения к малышам, пожилым людям; умения помогать им.     Развитие волевых качеств, таких как, умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру. Формирование самооценки своих поступков, доброжелательная оценка поступков других людей, умение спокойно отстаивать свое мнение, обогащение словаря формулами словесной вежливости, желание познавать культуру своего народа и бережного отношения к ней, а так же воспитание уважительного отношения к культуре других народов – это тоже критерии нравственного воспитания. Важным средством нравственного воспитания является приобщение детей к традициям народа. С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро. Слушая сказку,  ребенок начинает любить то, что любит его народ, и ненавидеть то, что ненавидит народ. Сказки, пословицы, поговорки, народные подвижные игры формируют начало любви к своему народу, к своей стране.                                                                                                                    Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе я использую  народные подвижные игры. В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, в игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замысли, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей.    Народные игры являются неотъемлемой частью социально – нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В конце игры следует положительно оценить поступки тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку и взаимопомощь. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Перед игрой рассказываем о культуре и быте того или иного народа. Например, перед башкирской игрой “Юрта” объясняем детям, что это такое. Перед проведением татарской народной игры “Продаем горшки” рассказываем о гончарном искусстве (русские народные игры “Гуси-лебеди”, “У медведя во бору”; киргизская игра “Волк в отаре” и т.д.)   В играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. В играх проявляются и развиваются необходимые к школе качества: произвольное поведение, образное и логическое мышление, воображение, познавательная активность. (украинская народная игра «Колдун», русские народные игры «Пятнашки», « Горелки», «Квас».  Много словесных игр используем при воспитании нравственных чувств. Например, игры “Вкусные слова” (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово), “Цветок красивых слов” (дети вставляют свои лепестки произнося волшебное слово), “Река вежливости” (дети парами строятся друг за другом, ребенок без пары встает впереди, он произнося волшебное слово выбирает себе пару), “Кто больше скажет?” (волшебных слов), “Поделись улыбкой”, “Меняемся местами” (те, кто маму любит; кто бабушке помогает и т.д.), “Похвали соседа”. Нефтеюганск – это прекрасный город со своими традициями и устоями. В нем и округе проживает 186 национальностей, и у каждого народа своя культура, своё видение мира, своя самобытность и жизненный уклад. В ХМАО соединились черты многих национальностей. И в каждой черточке – характер, душа того или иного народа. Нефтеюганск – дружелюбный город, люди разных национальностей мирно в нем сосуществуют, делятся бедами и радостями, отмечают праздники друг друга, сопереживают радость побед и горечь поражений. Но за последние годы в нашем обществе произошли значительные изменения в экономике и политике, повлекшие за собой ряд негативных явлений,  одним из которых является некоторое разрушение традиционно хороших отношений между народами, населяющими нашу страну, ухудшение межнациональных отношений. И здесь на помощь приходит подвижная народная игра, как одно из средств социально – нравственного  воспитания детей. Это воспитание закладывается в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социо – культурной среды. Маленький ребенок еще не разбирается в политических или социально экономических противоречиях и спорах. Для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, а сверстники это дети разных национальностей. Нравственное воспитание детей, как и патриотическое нужно начинать в раннем возрасте. И лучше всего это делать посредством подвижной игры. Потому, что игра естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять волю и стремление к победе.                                   Народная игра способствует развитию у ребенка умственных способностей, нравственных чувств, создает богатый эмоциональный настрой, развивает его волю и характер.                                                                                                                                  Так, например я провожу занятия, построенные на народной игре или играх эстафетах с использованием регионального компонента.  Мой опыт показывает, что детям очень нравятся такие занятия, они вызывают чувство радости, море положительных эмоций, дарят детям яркие мгновения чудесного человеческого общения, и также несут обучающий момент – дети непринужденно совершенствуют навыки движений. Даже те дети, которые нерешительны и боязливы в обычной, традиционной обстановке, выполняя движения, испытывают затруднения и нерешительность, боязнь выполнить неправильно, то в игровой форме все проходит легко и просто, стираются все грани нерешительности, неуверенности и страха. Игра – это серьезная школа для развивающегося мышления детей, через которую ребенок познает окружающий мир. Я придаю большое значение игре, так как считаю, что она отражение жизни. В игре, все как будто понарошку, но в этой условной обстановке много настоящего. Действия играющих реальны, их чувства искренны, а правильно организованная игра способствует подготовке к будущему. Воспитание доброжелательных взаимоотношений дошкольников, я осуществляю через знакомство детей с подвижными играми народов, проживающих на территории Югры: «Каюр и олени», «На оленьих упряжках», «Ручейки и озера» и др. Усвоение социальных ценностей происходит в коллективной деятельности. А увлекательное содержание игр и эмоциональная насыщенность являются важным фактором формирования физических, психических, эстетических и нравственных основ личности ребенка. Одними из главных в подвижной игре я считаю слова. Слова в игре являются как бы игровой прелюдией, дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на игру, безоговорочное и точное выполнение правил. Эти слова быстро и прочно запоминаются и с удовольствием проговариваются детьми в их повседневной жизни. Особые свойства у игровых припевов и игровых приговоров. Ими начинают игры или связывают части игрового действия. Они могут выполнять и роль концовок, а чаще всего содержат условия самой игры. Словесные приговоры и припевы придают смысл игровым действиям или составляют простое пояснение ходу действия. Но очень мало подвижных игр имеют рифмованные слова- зачины. Познакомить детей с культурным наследием народностей нашего края, почувствовать себя причастным к его истории поможет детям подвижная народная игра. К концу дошкольного возраста у детей должна быть сформирована элементарная способность к ориентировке в окружающей обстановке. Она определяется умением ребенка правильно оценить обстановку, уметь понять настроение и состояние людей и выбрать соответствующую линию поведения.

Читайте также:  Ребенок отстает в развитии чем это связано

Не менее важной формой работы в развитии социально – нравственных качеств дошкольника являются досуги, развлечения, праздники. Такие как:  «Осень в гости к нам пришла», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Зимние забавы», «23 февраля – отмечает вся страна!», «Зелёный огонёк», «День здоровья», «Спасите братьев меньших» и т.д. Праздник в детском саду – особый день для ребенка. Именно светлые воспоминания детства во многом помогают человеку во взрослой жизни. Известно, что дети от природы наделены неординарными способностями, поэтому так необходимо создание максимально благоприятных условий для их развития. Дети дошкольного возраста эмоциональны, впечатлительны, для них характерны яркость и острота восприятия, стремление к самовыражению. Праздник помогает детям выразить свои эмоции, пробуждает интерес к творчеству, обогащает детей новыми впечатлениями, закрепляет знания, развивает речь, художественный вкус, активизирует их. Основная направленность праздников – формирование детско-взрослой нравственной общности. При правильной работе взрослых с детьми по организации праздников в сознании ребенка появляется различие: понимание данной ребенку жизни — и исторической жизни народа; представление о государстве и народе, и понимание его собственной жизни, жизни семьи, товарищей, группы. Следуя законам народной педагогики можно сделать вывод, что народные праздники составляют основу этой педагогики. Они дают возможность в процессе их подготовки объединить весь коллектив детского сада (детей и взрослых), а также родителей воспитанников ДОУ. Итак, народные праздники, как совместная деятельность дошкольников, оказывают большое влияние на усвоение детьми нравственного поведения.                                                                                                 Огромное значение в формировании социально нравственных качеств дошкольников играет использование на занятиях физической культурой –  игры – эстафеты. Благодаря играм-эстафетам у детей формируются такие качества, как: чувство коллективизма, стремление к победе, взаимопонимание и взаимовыручка, дружба, слаженность действий, ответственность, и др.

Читайте также:  Сензитивных периодов развития в жизни ребенка

Хочу закончить свое выступление словами К. Зурабовой, потому что они перекликаются моими мыслями “…добро и зло, долг и предательство, правда клевета определяются не модой на них… …есть живая жизнь, а в ней – мама, дочка, родной язык; город, в котором живешь… Научить это любить!”

Источник

Развитие нравственных качеств.

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется личность человека. В период от 3 до 7 лет ребёнок интенсивно растёт и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период.

Поэтому, одной из основных задач дошкольного образования на современном этапе является – обеспечение физического здоровья и эмоционального благополучия детей как с нормальным, так и с нарушенным развитием. Чтобы решить эту сложную задачу, необходимо реализовать естественную потребность ребёнка в движении. Именно под воздействием движений, сопровождающихся эмоциональным подъёмом, улучшаются функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряда других физиологических и биохимических процессов.

Активние движения повышают устойчивость детей к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма.

Потребность в эмоциональных переживаниях аналогична всем другим функциональным потребностям человека, в частности, его потребности в движении. Поэтому очевидна роль движений и эмоций во взаимосвязи двух процессов – физического и психического развития ребёнка.

Не случайно известный отечественный физиолог Н.М.Щелованов отмечал, что эмоции не только составляют наиболее ценное психологическое содержание жизни ребёнка, но и имеют очень важное физиологическое значение в жизнедеятельности организма.

Положительные эмоции создают бодрое, жизнерадостное настроение, они, как и движения, Благотворно влияют на работу всех органов и систем организма, обеспечивают быстроту и прочность формирования двигательных навыков и умений.

В психолого-педагогических исследованиях (А.Д.Кошелева, В.И.Перегуд, И.Ю.Ильина, Г.А.Свердлова, Е.П.Арнаутова и др.) положительное эмоциональное состояние дошкольника рассматривается как основа отношения ребёнка к миру и влияет в дальнейшем на особенности переживания семейной ситуации, познавательную, эмоционально-волевую сферы, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношения со сверстниками.

Положительные эмоции тонизируют кору больших полушарий головного мозга, заставляют энергично работать органы человеческого тела, все функции организма и тем способствуют их развитию.

Увлечённые двигательной деятельностью дети напрягают и развивают все свои физические и психические силы.

Двигательные задания, эмоционально окрашенные, позволяют ребёнку многократно упражняться в одних и тех же движениях с наименьшей степенью усталости более длительное время. Положительные эмоции, возникающие в игровых действиях, могут рассматриваться как надёжный антистрессовый фактор, предупреждающий развитие каких – либо нарушений в состоянии нервной, сердечно – сосудистой и других систем.

Для многих детей время, проведённое в детском саду,- самое эмоционально насыщенное и значимое, так как реализуется их потребности в непосредственном и тёплом общении с педагогами и сверстниками в процессе любимых игр и занятий. Поэтому, нужно диагностировать эмоциональное состояние дошкольников в подвижной игре, и других видах двигательной деятельности, что обеспечит максимальные возможности для психофизического развития каждого ребёнка, позволит своевременно вносить необходимые изменения в педагогических процесс.

Цель такой диагностики – выявление особенностей эмоционального состояния детей. Основным методом при проведении диагностики служат многократные наблюдения за эмоциональные реакции детей. Оценка эмоциональных реакций должна проводиться на основе положений о том, что в каждой эмоции выделяются 3 составные части:

– внутренние переживание (обнаруживается через рассказ человека о собственных переживаниях);

– физиологические изменения (регистрируется приборами);

– поведенческая реакция.

Психические процессы и состояния динамично выражаются во внешнем облике и поведении виде совокупности опредёлённых признаков и организуются в пространственно – временные структуры. Каждая такая структура включает конкретные характеристики мимики, пантомимики, интонации, темпа движений, качества деятельности и служит сигнальным комплексом, информирующим другого человека о психических процессах и состояния его партнёра по деятельности. Для анализа эмоциональных проявлений детей используются следующие критерии, основанные на методах аудиовизуальной психодиагностики:

– эмоциональная экспрессия лица – мимика: губы, взгляд, выражение лица, брови, лоб.

– выразительная моторика тела – пантомимика: осанка, походка, жестикуляция, поза, наклон головы.

– речевые реакция детей – эмоциональная окраска высказываний, интонационная выразительность, динамичность речи.

– участие в деятельности: степень активности.

Учитывая тот фактор, что для создания положительно эмоционального состояния большое значение имеет ознакомление детей с содержанием игры, физическими упражнениями, основными движениями, игровыми действиями персонажей и правилами, в первую очередь следует проанализировать методику объяснения подвижных игр. При этом необходимо обращать внимание на выполнение педагогами требований тщательной подготовки к ознакомлению детей с новой игрой, обоснованность и продуманность приёмов, содействующих возникновению у детей эмоционального отклика при восприятии содержания игры.

Особо следует отметить применение игровых приёмов, сюрпризных моментов, эмоциональность объяснения, интонационную выразительность речи педагога. Недопустимо сводить обьяснений простому перечислению игровых и двигательных действий и правил игры, поскольку это приводит к отсутствию у детей желания вступить в игру или выполнять те или иные двигательные задания.

Читайте также:  Мбдоу центр развития ребенка детский сад 2 компенсирующего вида

Очень важно акцентировать внимание на соблюдении требований к организации места проведения подвижных игр и других видах деятельности: не ограничено ли игровое пространство по отношению к количеству участников; учитывается или нет наличие естественных препятствий. Например, не мешает ли детям что-либо, не сталкиваются ли они друг с другом, что тормозит ход игры и вносит беспорядок в двигательные действия.

Для решения задач улучшения здоровья детей дошкольного возраста используются различные средства физического воспитания. Комплексное использование всех средств (гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и другие)эффективно воздействует на детский организм.

Первостепенное значение в физическом воспитании детей имеет подвижная игра, как деятельность, отвечающая их возрастным потребностям, и как средство разностороннего развития. В ней заключён целый комплекс эмоционально-оздоровительных, познавательных и воспитательных компонентов.

Один из видов подвижных игр – игры-эстафеты.

Игры-эстафеты – сознательная, активная деятельность соревнующихся между собой команд, направленная на достижение общей цели путём выигрыша благодаря более быстрому, правильному, рациональному выполнению игровых заданий каждым участником на своём этапе, связанная с обязательным соблюдением правил и активным преодолением встречающихся препятствий.

Соревнование создаёт в них особый эмоциональный и физиологический фон, опосредованный план отношения и оценки собственной деятельности через оценку продуктов, итогов деятельности другого ребёнка. Оно усиливает воздействие физических упражнений и может способствовать максимальному проявлению функциональных возможностей организма, как правило, более значительному, чем при внешне аналогичных несоревновательных нагрузках.

Для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей дошкольного возраста необходим особый двигательный режим, отличающийся разнообразием форм физического воспитания.

Одной из таких форм являются физкультурные минутки.

На эффективность их проведения влияет качественная и глубоко продуманная предварительная работа педагога по подготовке всех необходимых пособий и инвентаря, которые помогут проводить комплекс живо, эмоционально, интересно.

Следует также обратить внимание на использование музыкального сопровождения двигательной деятельности, которое не только определяет образный характер движений, но и улучшает эмоциональное состояние ребёнка, вызывая у него эмоциональный подъём. Музыкальное сопровождение (бубен, барабан, фортепиано, аудиозаписи) оставит неизгладимый след в памяти дошкольников и будет способствовать наиболее яркому восприятию движений.

Образно-игровая ритмическая гимнастика, главными составляющими которой служат образные или подражательные физические упражнения, музыка и элементы игры. Занятия ритмической гимнастикой способствуют развитию устойчивого внимания и собранности – важных предпосылок успешной учёбы, а так же формирует уверенность в себе, помогает преодолеть застенчивость, робость, повышает самооценку, формируются умения и навыки в согласовании движений с темпом и ритмом музыкального сопровождения, развиваются музыкальные способности.

Танцевально-игровая гимнастика способствует развитию мышления, воображения, находчивости и познавательной активности, расширяет кругозор. При занятиях данным видом деятельности у детей воспитывается умение эмоционального выражения, раскрепощённости и творчества в движениях, развивается инициатива, чувство товарищества, взаимопомощь, лидерство. Она включает в себя несколько разделов:

1.игроритмика

2.игротанцы

3.пальчиковая гимнастика

7.Игровой самомассаж

8.Музыкально-подвижные игры

9.Игры-путешествия (или сюжетные занятия)

10.креативная гимнастика.

Игроритмика является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяет красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку.

Игротанцы направлены на формирование у воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребёнка. Танцы имеют большое воспитательное значение и доставляют эстетическую радость.

Пальчиковая гимнастика является основой развития ручной умелости, мелкой моторике рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребёнка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию.

Самомассаж является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребёнка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.

Креативная гимнастика предусматривает целенаправленную работу педагога по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы.

Музыкально-подвижные игры. В них используются приёмы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования.

Креативная гимнастика предусматривает целенаправленную работу педагога по применению нестандартных упражнений, специальных занятий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этим занятиям создаются благоприятные возможности для развития созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощённости.

Игры-путешествия включают все виды подвижной деятельности, используя средства предыдущих разделов, служит основой для закрепления умений и навыков, приобретённых ранее, помогает сплотить ребят, даёт возможность стать тем, кем мечтаешь, побывать, где хочешь и увидеть что пожелаешь.

Психокоррекционные игры и упражнения направлены на развитие внимания, памяти, координации движений, быстроты реакции, которые можно использовать в водной части занятий.

Например:

игра «Стоп»

Цель: Преодоление двигательного автоматизма.

Дети шагают под музыку. Внезапно музыка обрывается, но дети должны продолжить движения в прежнем темпе до тех пор, пока ведущий не скажет: «Стоп!»

Источник