Физическое развитие ребенка за рубежом
Одним из первых государств, уделявших особое внимание физическому воспитанию ребенка была Спарта (древнегреческий полис в Пелопонессе).
В спартанском обществе контроль государства над воспитанием ребенка начинался с первых дней жизни младенца. После рождения ребенка отец нес его в Совет старейшин, который, оценив физическое здоровье, определял дальнейшую его судьбу. Если ребенок оказывался здоровым, то счастливый отец возвращался с ним домой, а если нет, то, по данным различных источников, его или отдавали в рабство или воспитывали в специальных домах. Существовала легенда, что больных новорожденных спартанцев бросали в пропасть.
До семилетнего возраста физическим воспитанием ребенка занималась семья. Смысл этого воспитания заключался в закаливании. С семилетнего возраста всех мальчиков направляли в общественные дома.
Главное место в их воспитании, очень суровом, занимало физическое развитие. Чтобы сделать мальчиков более выносливыми, кормили их весьма скудно, ходили они босыми и, как правило, без одежды.
Основными занятиями, связанными с физическим воспитанием мальчиков, были охота, различного рода обрядовые танцы, а также многочисленные состязания в беге, прыжках, метании диска и копья, борьбе.
Следует заметить, что в Спарте была постоянная забота родителей и о физическом развитии девушек, которые, как и юноши, участвовали в военных походах и сражениях. По свидетельству Плутарха, «девицы также упражнялись в беге, борьбе, бросании диска и копья, чтобы их тела были сильны и крепки, и чтобы такими же были рождаемые ими дети. Закаленные такими упражнениями, они могли легче вынести муки деторождения и выйти из них здоровыми».
Таким образом, забота о физическом развитии в Древней Спарте распространялась не только на мужчин, но и на женщин. Женщины Спарты гордились тем, что их потомство — это мужественные, ловкие и смелые люди. А причину этого они видели в своем физическом совершенстве.
Таково было спартанское воспитание. Оно было в основном направлено на улучшение физического развития. Умственное воспитание являлось частным делом каждого спартанца.
В городах Древней Греции физическое воспитание носило классовый характер, особенно в Афинах. Если Спарту и Афины в вопросах воспитания объединяет классовый подход, то само воспитание значительно отличается и прежде всего тем, что из афинянина готовили всесторонне образованного человека, получавшего умственное, эстетическое и физическое воспитание, в то время как спартанца учили лишь быть выносливым воином.
В Афинах семилетнего мальчика отдавали в школу, но он продолжал жить с родителями. В городе существовали частные школы трех видов, которые поочередно посещали учащиеся. В грамматических школах они обучались чтению и письму. В музыкальных — пению и игре на музыкальных инструментах. В гимнастических — борьбе и различным физическим упражнениям.
Воспитание в Афинах не было таким жестоким, как в Спарте. Согласно законам Афин, основную заботу о воспитании детей проявляли родители.
Физическая подготовка в основном осуществлялась в государственных школах (гимназиях), а не в частных, что свидетельствовало о заинтересованности государства в подготовке верной своей опоры против рабов и внешних врагов. Для гимназий («гимнос» — нагой) строились специальные здания, спортивные площадки и городки.
Преподаватели гимнастики не только обучали отдельным упражнениям (например, борьбе), но и наблюдали за влиянием их на организм, за соблюдением гигиенических правил. Это означало, что преподаватели должны были не только быть хорошими педагогами, но и знать основы современной им медицины.
Необходимо подчеркнуть, что далеко не все дети свободных граждан получали образование. Дети крестьян из окружающих города сел, ремесленников и рыбаков часто не имели такой возможности. Что касается девочек, то они не получали такого физического воспитания, как в Спарте, а обучались лишь ведению домашнего хозяйства.
Таким образом, хотя физического развития греки добивались ради мощи своих государств, они понимали в то же время, что занятия физическими упражнениями способствуют более совершенному физическому развитию человека.
Уже в начале IV в. до н.э. в Афинах создаются профессиональные наемные войска вместо гражданского ополчения из числа свободных людей. Это обстоятельство отразилось и на физическом воспитании. Оно отодвигалось как бы на второй план, уступая место ораторскому искусству. Физические упражнения стали более легкими, необходимыми скорее для отдыха, чем для воспитания выносливости.
Специфика того времени и взгляды на физическое воспитание отразились в трудах древнегреческого философа Платона, который сводил физическое развитие человека к тому, чтобы «совершенствовалась душа человека».
Источник
Главной целью физического
воспитания были сохранение и укрепление
здоровья. Этому в наибольшей мере
соответствовала гимнастика Линга. Задачи
физического воспитания были определены
с учётом пола. У мальчиков и юношей акцент
ставился главным образом на развитии
выносливости и силы, а у девочек и девушек
— на развитии гибкости и формировании
правильной осанки. Весной и летом занятия
рекомендовалось проводить на свежем
воздухе, а зимой — с использованием лыж.
Воспитание навыков гигиены
также входило в содержание урочных
занятий, а во время второй мировой войны
усилилось внимание к решению оборонительных
задач, но без применения оружия.
В связи с обретением независимости
в Финляндии появилось осознание
того, что достижение высоких спортивных
результатов на международной арене
будет демонстрацией суверенности
финнов. Эта идея также нашла отражение
в программе физического воспитания, а
сам учебный предмет наряду с другими
школьными дисциплинами получил достойное
признание.
Современное физическое
воспитание в Финляндии.
С 7 до 16 лет финские дети посещают
общеобразовательные учреждения. Школьное
образование является бесплатным. Получение
образования обязательно для всех юных
граждан, пусть и не всегда путём посещения
школы. Количество уроков физической культуры
в неделю в Финляндии намного превосходит
средний европейский стандарт. С 1 по 4
класс дети задействованы в 12 уроках физической культуры
в неделю, а с 7 по 9 класс — в 7. Согласно
скандинавской традиции, начиная с 7 класса
в рамках уроков физической культуры проводятся
занятия по «воспитанию здоровья». Единственная
инвестиция родителей в школьный спорт
заключается в покупке детям инвентаря
для занятий зимними видами спорта (по
выбору, для бега на коньках или лыжах).
Основы программного материала
изменяются примерно один раз в десять
лет. С 80-х гг. XX в. сохраняется тенденция
постепенной децентрализации системы
образования. На сегодняшний день обязанности
создания программ обучения с центрального
уровня перевели на уровень самих школ.
К основным задачам физического
воспитания в Финляндии относятся:
– повышение физической подготовленности
учащихся, где выделяются улучшение деятельности
сердечнососудистой системы, развитие
силовой (мышечной) выносливости, достижение
высокого уровня двигательной активности
(подвижности);
– формирование устойчивого
интереса к урокам физической культуры
посредством повышения знаний, приобретения
основных двигательных умений, выработки
положительных эмоций, воспитания личностных
интересов и занятий разными спортивными
дисциплинами;
– получение радости от занятий
и отдыха;
– воспитание этических и общественных
ценностей значимости занятий путём обеспечения
соответствующих контактов с теми или
иными общественными деятелями, формирования
чувства ответственности за других лиц;
– решение эстетических задач
посредством обеспечения выразительности
и творческого подхода при выполнении
упражнений.
Содержание физического
воспитания.
В связи с децентрализацией
системы образования за создание
программ обучения в Финляндии отвечают
школы. Центральные органы предоставляют
только общую информацию о том, что должно
найти отражение в авторских программах.
В таких сведениях обозначено содержание
физического воспитания раздельно для
лиц мужского и женского пола.
В содержание физического
воспитания для мальчиков и юношей
рекомендуется включать материалы по
гимнастике, лёгкой атлетике, бегу с элементами
спортивного ориентирования, походам,
командным спортивным играм, лыжной подготовке,
бегу на коньках, играм и развлечениям
на льду, плаванию.
Для девочек и девушек
в качестве приоритетных указаны материалы
по гимнастике, бегу на лыжах, а для учащихся
3 и 4 классов — по плаванию. Девочкам (девушкам)
также предлагаются занятия по подвижным
и командным спортивным играм, лёгкой
атлетике, бегу с элементами спортивного
ориентирования, игры-развлечения на свежем
воздухе, зимние виды спорта и плавание.
Успехи учащихся при обучении
по предмету «Физическая культура» оцениваются
на основе прогресса в овладении соответствующими
умениями и прироста в развитии физических
способностей, а также повышения степени
заинтересованности в занятиях двигательной
активностью. [12, с. 61]
Таким образом, система нынешнего
физического воспитания в Финляндии имеет
выраженную тесную связь с разработками
скандинавских авторов более ранних этапов,
предваряющих её становление и развитие,
особенно с идеями оздоровительной гимнастики
Линга. Она основывается на концепции
здоровья, главной задачей которой является
выработка у учащихся знаний и умений
здорового образа жизни. У финнов есть
понимание того, что решить данную задачу
можно лишь в том случае, когда само общество
осознает её важность и возьмётся за её
решение. На сегодняшний день моделью,
признанной обществом, является индивид,
который заботится о своём здоровье и
теле, а личностные достижения в этих аспектах
выступают как мотивационный фактор.
2.3 Физическое
воспитание в Голландии
Голландия — уникальная
в спортивном отношении страна, с максимально
развитой спортивной инфраструктурой.
Несмотря на небольшую территорию (всего
41,2 тыс. кв. км) и население в 14,5 млн. человек,
голландцы культивируют практически все
олимпийские виды спорта и во многих из
них находятся на первых ролях.
В Голландии детскому и
юношескому спорту уделяют повышенное
внимание. Для всех детей, подростков и
юношества спорт является составной частью
образовательной программы; занятия ведут
учителя-специалисты. Большинство детей
и молодежи регулярно включают занятия
спортом в свой досуг, что подтверждает
его ценность как интересного и перспективного
поля деятельности, сферы испытаний для
молодежи. Соревнования детей, подростков
и молодежи проводят в Голландии в виде
олимпиад, разделенных на возрастные ступени,
что обеспечивает последовательный и
постепенный рост физической и спортивной
работоспособности детей сообразно их
возрастным особенностям.
Последнее десятилетие показало,
что требования, какие современность
предъявляет системе просвещения,
превышают возможности их выполнения
школьными учреждениями. Задачу по соответствующей
подготовке молодежи к жизни может выполнить
сегодня только общество в целом. В таких
условиях школа должна быть тесно связана
с жизнью. Так рождается новый тип школы
— «энвироментальная – школа». Такая школа
должна использовать внешкольную среду
для обучения детей и молодежи. Вовлекая
в этот процесс родителей учащихся, молодежные
объединения разной направленности, культурные
центры по месту жительства и другие местные
учреждения, школа становится организатором
культурной жизни, ответственным за единство
образовательного процесса.
Каково же место физической
культуры в такой модели современной
школы?
Голландские специалисты
считают, что модель сотрудничества
школы со спортивным клубом должна
вытекать из базовых установок энвироментальной
школы. В этой модели школа трактует спортивный
клуб как партнера, помогающего ей в удовлетворении
спортивных потребностей некоторых ее
учащихся. Клуб видит в школе партнера,
помогающего ему выполнять его функции.
Обе организации должны работать на основе
общей программы. Взаимодействие школ
со спортивными клубами исследовалось
на примере некоторых спортивных клубов
Голландии. Исследованиями было охвачено
20 больших городов. Анкетными опросами,
интервьюированием и другими видами исследований
было охвачено в общей сложности 1776 учащихся
— спортсменов, принадлежащих к внешкольным
спортивным клубам, 1494 родителя, 418 учителей
физической культуры и директоров школ,
а также 390 тренеров и деятелей клубов,
работающих с учащимися.
Выяснилось, что взаимные
контакты школы, семьи ученика и клуба
очень редки и заключаются не столько
в согласовании единой программы действий,
сколько во взаимном информировании. Чаще
всего остаются в стороне родители. Больше
половины опрошенных родителей не поддерживают
никаких контактов с тренерами и руководством
клуба. Другие же (около 25%) встречались
с представителями клуба только при поступлении
их ребенка в секцию или в случае достижения
им значительного спортивного успеха.
Так обстоит дело повсеместно — как в
крупных городах, так и в небольших. Контакты
же тренеров с учителями все же более заметны.
В больших городах около
30% учителей физической культуры не поддерживают
контактов с клубными тренерами, а около
35% вступают в контакт обычно один раз
в год. В то же время в малых городах частые
контакты тренеров и учителей имеют место
примерно в 85% случаев. Официальные
встречи руководства клубов с дирекцией
школ также легче осуществляются в небольших
населенных пунктах (77% против 50% в крупных
городах).
Голландские специалисты
выделяют следующие задачи, на решение
которых направлено развитие детского
и юношеского спорта:
– повышение качества и эффективности
занятий спортом как предусмотренных
школьной программой, так и составляющих
досуг детей;
– увеличение числа детей,
регулярно занимающихся спортом в свободное
время во всех возрастных группах, особенно
девочек;
– разнообразие и повышение
привлекательности спортивных занятий
для детей и юношей согласно их интересам.
Развитие детского и юношеского
спорта — общая задача спортивной
науки и практики. Задача спортивной
науки при этом — сформулировать теоретические
обобщения в качестве ориентиров. Данной
задаче подчинена характеристика существенных
признаков, в основе которых лежит принцип
единства.
Решающее значение в детском
и юношеском спорте придается
таким признакам-ориентирам: 1 —
единству обязательного и добровольного
спорта; 2 — единству физического, спортивного
и основного образования и спортивной
дифференциации; 3 — единству спортивной
деятельности, воспитания, а также развития
спортивных интересов и потребностей.
Первый признак. Система образования Голландии
предусматривает для всех детей и подростков
регулярные спортивные занятия. С их помощью
поддерживаются предрасположенность
и стимул к занятиям спортом на досуге.
Количество отведенного учебного времени
и содержание спортивных занятий не позволяют,
однако, полностью формировать. Достичь
полной действенности спорта с точки зрения
его ценности для здоровья и удовлетворения
социально-культурных потребностей. Отсюда
возникает необходимость в организации
для детей занятий спортом в свободное
время, а также в регулярном их участии
в организованных формах занятий спортом
— тренировках и соревнованиях. Для менее
способных к спорту детей и подростков
участие в различных формах спортивных
занятий можно использовать для отдыха
и развития необходимых физических качеств.
Второй признак. Уже на школьных спортивных
занятиях происходит дифференциация,
обусловленная возрастом, различной работоспособностью
учеников, половыми особенностями, различными
склонностями к тому или иному виду спорта
и спортивными результатами. В соответствующем
педагогическом процессе дифференциация
имеет большое значение для формирования
спортивных интересов и потребностей
учеников. Разносторонняя и активная дифференциация
присуща спорту досуга; здесь, например,
занятия спортом можно проводить самостоятельно
и организованно, регулярно или нет. Такая
дифференциация позволяет каждому ребенку
заняться спортивной деятельностью, соответствующей
его интересам и способностям.
Особенно следует соблюдать
принцип дифференцированности в
системе соревнований с тем, чтобы
дать возможность принять в них
участие детям и подросткам разной
степени тренированности. Это самая
эффективная форма выявления
ценностей спорта, которые позволяют
формировать тело, укреплять здоровье,
воспитывать общественно значимую и нравственную
личность. Единство спортивного основного
и специального навыков, включая полученные
в спорте социальные познания и опыт, помогают
формированию индивидуальности и прочному
внедрению спортивной деятельности в
быт молодого человека.
Третий признак. Спорту присущи также специфические
аспекты и возможности. Так, любимая спортивная
деятельность побуждает спортсмена стремиться
к успеху, способствует целевой ориентации,
самоопределению. Спорт — благодатная
почва для формирования благородства
и готовности помочь, для проявления ценных
этико-моральных позиций. Существенно,
что занятия спортом носят всегда активный
характер; они, как правило, целенаправленны
и организованны, и дети участвуют в них
с радостью и без принуждения. [11, с. 40]
Таким образом, формирование
интереса к спорту, а также потребности
в систематических спортивных занятиях
начинается там, где спорт вызывает радость
и создает богатство впечатлений. Систематические
тренировки и соревнования обогащают
повседневную жизнь детей и подростков.
Они способствуют формированию активной
целеустремленности, повышению работоспособности,
улучшению здоровья и хорошему самочувствию
детей.
2.4 Физическое
воспитание в США
В декабре 1987 г. Сенат США
принял Резолюцию по вопросам физического
воспитания, которая рекомендовала
местным органам самоуправления
включить в учебные планы начальных
школ ежедневные занятия физической
культурой. Специалисты считают, что
в средних и старших классах
их следует проводить по 1 ч. Но сейчас
40% американских школ проводят занятия
не каждый день.
В соответствии с Резолюцией
разработана новая учебная программа
для детей и подростков, начиная с детского
сада до 12-го класса школы. Новая программа
под названием «Physical Best» («Физическое
совершенство») содержит пять основных
разделов: «Аэробная выносливость», «Гибкость»,
«Мышечная выносливость», «Мышечная сила»
и «Гармоничное физическое развитие».
Программа построена на принципах
индивидуального подхода, постоянного
обновления учебного материала и
стимулирования учащихся.
В США наряду с
академическими занятиями по
учебным планам и программам
большое внимание уделяется школьному
спорту. Эту работу проводят школьные
спортивные клубы или инициативные
группы под руководством родительского
комитета. По данным журнала «Sports
Illustrated», в США имеется около 25 тыс. таких
клубов, т.е. они созданы почти в каждой
школе.
Источник