Физическое развитие ребенка второго года
Ваш малыш отпраздновал свой второй день рождения. За этот год он многому научился, и теперь он вполне самостоятелен: уверен ходит, умеет есть с ложки, может использовать предметы по назначению (например, вытирается полотенцем, расчесывается) и играть в простые игры.
Давайте посмотрим на физическое развитие ребенка в 2 года: какие навыки и умения освоил ваш малыш к концу второго года жизни, и в каком направлении он будет развиваться дальше. В конце статьи вас ждут игры, которые помогут сделать вашего двухлетнего малыша физически более сильным и выносливым.
Показатели физического развития ребенка в 2 года
К двум годам вес ребенка в среднем составляет 12,3 – 12,7 кг, рост 84 – 86 см. В течение второго года жизни вес ребенка увеличивался ежемесячно на 200 – 250 г, рост – на 1 см.
На третьем году жизни темпы физического развития вашего ребенка будут ниже, так как в этом возрасте большая часть энергии будет идти на обеспечение двигательной активности и совершенствование внутренних органов и систем. За третий год жизни среднестатистический малыш поправится на 2 – 2,5 кг и подрастет на 7 – 8 см.
Физические навыки и умения: от 2-х до 3-х
Что умеет делать ребенок к концу 2 года жизни:
- уверенно ходить;
- приседать и наклоняться;
- перешагивать через предметы и препятствия высотой 15 – 20 см;
- пятиться;
- ползать;
- достаточно быстро бегать;
- ловко лазить;
- подниматься и спускаться по лестнице приставным шагом с поддержкой взрослого;
- бросать предметы;
- пинать мяч.
На протяжении третьего года жизни ребенок будет совершенствовать согласованность и координацию своих движений, умение сохранять равновесие, будет укреплять мышцы. Руки ребенка также будут активно развиваться: они станут более ловкими.
К концу третьего года жизни ребенок научится:
- ходить на цыпочках;
- перешагивать через препятствия высотой 30 – 35 см;
- устойчиво стоять на одной ноге;
- подпрыгивать с поддержкой взрослого, отрывая обе ноги от пола;
- прыгать на одной ножке, держась за руку взрослого;
- танцевать, повторяя некоторые движения после показа взрослым;
- забираться на шведскую стенку;
- подниматься и спускаться по лестнице без поддержки взрослого, держась за перила;
- ездить на трехколесном велосипеде.
Таким образом, подвижные игры, в которые играет ваш ребенок, должны, во‑первых, быть направлены на совершенствование и развитие навыков, приобретенных им ранее, и, во-вторых, стимулировать его к приобретению новых навыков.
Возьмем игру в мяч. В два года ребенок может бросать мяч от груди двумя руками. Играя с ним в «Съедобное – несъедобное», вы будете совершенствовать этот навык. Но если во время игры учить ребенка бросать мяч из-за головы, снизу, одной рукой, эта игра будет способствовать развитию у малыша новых навыков.
Условия для нормального физического развития ребенка
Важнейшими условиями для нормального физического развития ребенка являются:
- активные прогулки на свежем воздухе;
- режим дня;
- питание;
- закаливание.
Активные прогулки на свежем воздухе
Прогулки на свежем воздухе усиливают все процессы, происходящие в организме: от увеличения тонуса мышц до улучшения работы мозга. Детям прогулки на свежем воздухе особенно полезны, так как обменные процессы в их организме протекают более активно.
В 2 года уже не стоит возить ребенка все время прогулки в коляске или детском велосипеде. Организуйте ваши прогулки так, чтобы ребенок больше двигался: ходил, бегал, прыгал, залезал, перелезал и прочее. Начиная с возраста 2-х лет, ребенок вполне может освоить беговел (двухколесный велосипед без педалей), трехколесный самокат для малышей, ближе к 3-м годам – трехколесный велосипед и ролики. Конечно же, ребенок в 2 — 3 года не сможет кататься на самокате или беговеле часами. Но для физического развития ребенка в 2 года даже 10 минут в день на самокате, беговеле или роликах – уже очень хорошая нагрузка.
Если вы сомневаетесь, нужен ли вашему малышу беговел, посмотрите это видео:
Режим дня
Режим дня очень сильно влияет на физическое развитие ребенка в 2 года. Ребенок 2 – 3 лет должен спать 10 – 11 часов ночью и 2 – 2,5 часа днем. Для того, чтобы сон ребенка был спокойным, не кормите его перед самым укладываем (лучше легко поужинать за 2 – 1,5 часа до сна) и исключите вечером активные игры.
Питание
В зависимости от аппетита ребенок 2 – 3 лет кушает 4 – 5 раз в день через 4,5 – 3 часа. Планируя меню ребенка, учитывайте, что ребенку в возрасте 2 – 3 лет нужен большой запас энергии, так как он становится очень подвижным, много бегает, играет. Поэтому в питании ребенка этого возраста углеводы должны составлять до 70%. Наиболее богаты «полезными» углеводами овсяная, гречневая, кукурузная, пшеничная и перловая крупы, в меньшей степени манка и рис. Ягоды, фрукты и овощи также содержат «полезные» углеводы.
Для обеспечения растущего организма ребенка всеми необходимыми белками, жирами и углеводами, витаминами и минералами в его питании в достаточном количестве должны присутствовать крупы, мясо, жиры, молочные продукты, ягоды, овощи и фрукты. Не следует давать малышу обезжиренные продукты, так как жир является строительным материалом тканей головного мозга и нервной системы. Кондитерские изделия в питании ребенка следует сводить к минимуму.
Закаливание
Классическое закаливание требует от родителей достаточно много сил и терпения: процедуры проводятся строго по графику, идет постепенное наращивание воздействия, которое требует точного выполнения рекомендаций по температуре и длительности воздействия. Любая болезнь ребенка во время закаливания – это всегда шаг назад. Далеко не все родители берутся за это.
Но в силах любого родителя организовать жизнь ребенка и свою жизнь таким образом, чтобы закаливающие факторы действовали на ребенка постоянно. Посмотрим, что мы, как заботливые родители, можем сделать:
- чаще проветривать помещение, в котором находится ребенок: свежий воздух, проникая в комнату, усиливает все процессы, протекающие в организме;
- устраивать малышу воздушные ванны: несколько раз в день позволяйте ребенку побегать по дому в одних трусиках, или разрешите надевать дома столько одежды, сколько ему самому хочется (большинство детей предпочтет бегать по дому в одних трусиках, максимум – в трусиках и майке, и босиком);
- разрешить малышу ходить дома босиком. Холодные стопы малыша не означают, что ребенку холодно, это реакция организма на пониженную температуру пола. Если полы уж очень холодные, надевайте на малыша сандалии без носков;
- разрешить ходить босиком по траве, песку, камням, земле (это еще и хорошая профилактика плоскостопия);
- организовать домашний спортзал (как это сделать вы можете прочитать здесь) и сделать его неотъемлемой частью игр с малышом (просто поставить дома спортивный уголок недостаточно);
- сделать свою жизнь активной: больше подвижных игр дома и на прогулке в любое время дня и в любую погоду, активные прогулки (велосипед, самокат, беговел, ролики, лыжи, также можно посещать специальные детские комплексы), походы и выезды на природу.
7 подвижных игр для физического развития ребенка в 2 года
Эти веселые подвижные игры помогут развить вестибулярный аппарат, мышцы спины, ног и рук вашего малыша.
Подъемный кран
Малыш лежит на животе на кровати, слегка свесившись вперед. Разбросайте на полу перед кроватью детали небольшого конструктора. Предложите малышу стать подъемным краном и поднять блоки. Следите, чтобы малыш поднимал игрушки обеими руками по очереди. Потом из блоков можно построить на кровати дом. Во время игры ребенку можно прочитать отрывок из стихотворения Н. Дорониной (все стихотворение вы можете прочитать здесь):
Жил на стройке Кран Подъемный,
Строил дом большой бетонный.
Очень весело он жил
Не скучал и не тужил.
Кран любил свою работу.
Утром он вставал охотно!
Умывался, кофе пил
И на стройку выходил!Дело спорилось умело.
Трубы поднимал он смело,
Тонны красных кирпичей
Доставлял до этажей.
Подавал растворы людям.
Дом красивым самым будет!
Ванька – встанька
Предложите малышу стать неваляшкой, Ванькой–встанькой. Посадите его на низкий стульчик и учите поднимать и опускать руки, наклоняться вперед и выпрямляться. К этой игре замечательно подойдет стихотворение «Ванька-Встанька» Т. Коваль:
Ванька–Встанька – неваляшка.
Даже если хочет спать,
Все равно стоит, бедняжка,
И не может лечь в кровать.
Цветок
Предложите малышу стать цветочком. «Сейчас ночь, цветочек закрылся, он спит»: малыш сидит на полу, ноги разведены в стороны, подошвы вместе, малыш охватывает стопы руками и наклоняется к ним как можно ниже, стараясь коснуться лбом. «Наступил день, солнышко встало, и цветочек тянется за солнышком»: малыш выпрямляет спину, тянет ручки вверх. Во время игры расскажите малышу стихотворение о кувшинаках Т. Дмитриева:
Солнце заснуло,
Заснули кувшинки.
Тихо баюкают их
Камышинки.
Утром,
Лишь солнечный лучик
Прольется,
Тотчас кувшинка
Послушно проснется.
Собака чешет ушко
Спросите малыша: «А ты видел, как собака чешет ушко? Давай попробуем так же». Малыш сидит на полу, выпрямив спину, ноги разведены в стороны, подошвы – вместе. Берет руками правую ногу и пытается достать правое ушко, затем левой ногой пытается почесать левое ушко.
Великан и карлик
Расскажите малышу о чудесных превращениях, на которые способны только волшебники: они могут становиться большими, как горы, и маленькими, как букашки. Предложите малышу стать волшебником. Малыш сидит на полу на пятках. Поднимаясь вверх, малыш подрастает и становится великаном, а опускаясь вниз на пятки, становится карликом. Ручки малыша тоже поднимаются вверх и опускаются вниз.
Кузнечик
Предложите малышу стать кузнечиком: прыгать с устойчивых табуреток, широкой ступеньки, низкого дивана, перевернутой крепкой коробки. Во время игры малышу можно прочитать отрывок из стиховорения Б. Кравецкого:
Кто там прыгает в траве
Прямо на руку ко мне?
Прыг – скок, прыг – скок,
Как зовут тебя, дружок?
«Меня кузнечиком зовут», –
Вдруг сказал зелёный плут.
Прыгнул снова и… пропал.
Может к маме поскакал?
Дровосек
Расскажите малышу о дровосеках, которые рубят деревья в лесу, и предложите им помочь. Встаньте друг напротив друга: руки подняты над головой, ладошки вместе. Со словами «Ух! Ух!» на выдохе резко опускайте руки вниз и наклоняйтесь. Можно прочитать малышу юмористическое стихотворение Г. Сапгира «Жук–дровосек»:
На улице в утренние часы
Я часто встречал человека,
У которого
Были
Большие
Усы,
Как у жука–
Дровосека.А может быть, это
Был жук–дровосек
И лишь притворялся,
Что он – человек?
Много подвижных игр для детей 2 – 3 лет вы найдете здесь.
Вы – лучший пример
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был хорошо физически развит, посмотрите, насколько любят спорт и движение в вашей семье. Если папа выходные проводит на диване, а для мамы прогулка в ближайший парк – это уже событие, вряд ли малыш полюбит движение. Совместные прогулки пешком и на лыжах, катание на коньках и велосипеде, футбол и хоккей всей семьей, походы и выезды в лес – все это позволит вам не только вырастить физически здорового и выносливого малыша, но и сделает вашу семью дружнее.
Конечно, физическое развитие ребенка в 2 года еще не позволит ему ходить на лыжах и ездить на велосипеде с вами наравне (этого можно ожидать только к 6 – 7 годам). Но можно организовать активную прогулку так, чтобы и малыш сам подвигался, и вы покатались в свое удовольствие (или с ним за спиной, или пока за ним кто-то присматривает). Но самое главное, что получит малыш в этой прогулке или походе, –это чувство причастности: причастности к природе, к спорту, к жизни семьи.
Понравилась публикация — поделитесь ей со знакомыми мамами, нажав на кнопочки социальных сетей!
Уделяете ли вы особое внимание физическому развитию своего малыша? Какие подвижные игры ему нравятся? Поделитесь своим опытом в комментариях!
Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?
Узнайте как – из аудиокурса “5 врагов регулярных занятий с ребенком: найти и обезвредить!”
Автор: Юлия Мазнина
Все статьи автора
Увлеченная мама двух сыновей: Андрея 9 лет и Максима 2 года. Стараюсь сделать так, чтобы не только наши занятия, но и вся жизнь были развивающими. При общении с детьми, и не только с ними, стараюсь придерживаться правила: “Не можешь рассказать – покажи”.
Предыдущие записи рубрики
- Игры для изучения цветов
- Игры по осенним сказкам
- Во что поиграть, когда мама устала
- Зимняя прогулка по сказке Сутеева «Ёлка»
- Зимняя прогулка с медвежонком Умкой
Источник
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ
Воспитание детей раннего возраста так же, как детей более старшего возраста, включает физическое, умственное, нравственно-трудовое и эстетическое воспитание.
Однако в силу особенностей периода раннего детства конкретные задачи и методы их осуществления различны от таковых для детей старшего возраста.
В первые 3 года жизни происходит интенсивное физическое развитие ребенка — быстро увеличивается рост, масса ребенка, к 2—3 годам масса мозга утраивается. Организм ребенка очень пластичен. Систематически проводимые оздоровительные мероприятия оказывают положительное влияние на его развитие.
В то же время самые ничтожные ошибки легко могут вызвать различные нарушения в здоровье ребенка и в состоянии его нервной системы. Поэтому правильная организация физического воспитания является одним из наиболее существенных разделов воспитания ребенка раннего возраста.
Физическое воспитание детей включает следующие задачи:
1) охрану и укрепление здоровья ребенка, нормальное функционирование всех органов и систем организма;
2) обеспечение своевременного и полноценного физического развития;
3) развитие движений;
4) обеспечение бодрого уравновешенного состояния ребенка;
5) воспитание культурно-гигиенических навыков. Основными средствами физического воспитания являются:
а) правильное питание;
б) правильный режим;
в) правильное проведение кормления, сна, туалета и ряда оздоровительных закаливающих процедур;
г) создание благоприятных условий для разнообразной деятельности и прежде всего для движений ребенка.
Своевременное полноценное физическое развитие организма ребенка находится в большой зависимости от условий среды, организации всей жизни ребенка, его воспитания.
Так, например, недостаточный рост тела ребенка может быть обусловлен не только дефицитом белка или витаминов в питании ребенка, но и малой его подвижностью в результате отсутствия условий, стимулирующих его движения.
В раннем возрасте гипотрофия развивается не только вследствие нерационального вскармливания или часто повторяющихся заболеваний, но и в результате недостатка внешних влияний, стимулирующих и организующих высшую нервную деятельность ребенка.
Необходимо следить за созданием наиболее благоприятных гигиенических и микроклиматических условий жизни детей. Нужно обеспечить своевременное проветривание, хорошее освещение, тщательную уборку детских комнат, следить, чтобы дети сидели за столом в правильной позе, чтобы их одежда предохраняла от охлаждения и перегревания и в то же время была удобной для движений.
Участковая медицинская сестра поликлиники и патронажная сестра яслей в беседах с родителями также должны уделять большое внимание этим вопросам.
Среди средств физического воспитания большое значение имеет правильная организация деятельности детей. В процессе активного поведения, движений ребенка происходит интенсивный обмен веществ.
«Совершенно естественно,— указывал Н. М. Щелованов,— что не могут нормально развиваться еще недоразвитые мышцы ребенка, если они находятся в недеятельном состоянии».
Отсутствие условий для разнообразной деятельности вызывает отрицательное эмоциональное состояние ребенка.
Особенно большое значение для физического развития имеют движения ребенка. Они вызывают прилив крови к мышцам и тем самым улучшают их питание.
Ребенку свойственна большая потребность в движении. Движения являются одним из источников радости ребенка, поэтому они оказывают большое влияние и на психическое развитие.
Движения способствуют развитию ориентировки в окружающем. Благодаря движениям руки, пальцев ребенок познает свойства предметов.
Источник
Через какие этапы физического и психологического развития проходит ребенок от 1 до 2 лет, как родители могут помочь ему активно познавать мир.
Что умеет делать годовалый малыш
Давайте посмотрим, что умеет кроха к своему первому дню рождения.
На втором году жизни малыш еще не так уверенно стоит на ногах, однако может вставать и садиться без помощи родителей, ходить самостоятельно или с поддержкой с одной стороны. Он может пережевывать твердую пищу и играть в более сложные игры с игрушками.
Также малыш умеет:
- Произносить несколько слов, кроме «мама» и «папа», или активно лепетать;
- Выражает неудовольствие при слове «нельзя», резком тоне голоса взрослого, неумении выполнить желаемое действие;
- Указывать части тела;
- По-разному вести себя с разными людьми (мама, папа, бабушка, незнакомцы);
- Находить нужные предметы в комнате, выполнять просьбы взрослых.
Ребенок имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия, пищевые пристрастия; пытается участвовать в одевании (поднимает руку или ногу), умывании.
Психологи считают, что в 1 год ребенок переживает кризис, о котором мы рассказываем здесь.
В этом возрасте малыши заняты исследованием мира и при этом эмоциональны, их настроение часто меняется, и от родителей требуется повышенное внимание и терпеливость. Сейчас вам нужно помочь своему чаду перейти из периода младенчества в период раннего детства, организовать все условия для его гармоничного физического и психического развития.
Как правило, период от года до 2 лет делится на 4 отрезка: 1 год – 1 год 3 месяца, 1 год 3 месяца – 1 год 6 месяцев, 1 год 6 месяцев – 1 год 9 месяцев, 1 год 9 месяцев – 2 года. Давайте посмотрим, как продолжается развитие ребенка в это время.
Чему учится малыш от 1 года до 1 года 3 месяцев
Именно сейчас он приобретает важнейшие навыки в области ходьбы, речи и мышления.
Физические навыки
Надеемся, что вы изучили наш материал о ходьбе и позаботились о создании безопасного пространства для обучения малыша этому навыку.
- Процесс обучения ходьбе требует от малыша огромных усилий, он исследует рельеф, не избегая трудных мест, и часто падает. Но не стоит волноваться: именно так ребенок учится координации движений, чувству равновесия. Иногда малыш снова переходит на ползание.
- Ни в коем случае не лишайте ребенка движения: это может вызвать нервный срыв, раздражение или апатию и вялость.
- В этот период малыш удивляет нас потрясающим любопытством и страстным желанием узнать как можно больше о мире — именно сейчас надо позаботиться о том, чтобы он не трогал опасные вещи. Не нужно стараться убрать все предметы, которые ребенку захочется взять в руки, — пусть ваш юный исследователь накапливает сенсорный опыт, он ему необходим.
Конечно, совсем без болезненных ощущений ему не обойтись — но и это не вызывает в малыше страх, а, наоборот, дает толчок действовать еще упорнее.
Психоэмоциональное развитие
В этот период у ребенка продолжается развитие нервной системы, однако воля не развита, он импульсивен, еще не умеет регулировать проявления своих чувств: все вызывает острый интерес и смену эмоций. Он привязан к родителям, скучает по ним, узнает их на фотографиях, любит с ними играть. Незнакомых людей опасается.
Ваш малыш крушит, рвет и ломает все, к чему прикасается? На самом деле такое его поведение — повод радоваться: именно это и нужно ребенку для развития.
Вот чему он учится таким образом:
- Подражать взрослым — крохе хочется взять именно тот предмет, который находится в руках у родителей;
- Получать навыки обращения с новыми предметами и игрушками, от кубиков до вкладышей. Сейчас малышу понравятся игрушки, которые состоят из частей, удобных для разъединения и соединения. Мы подробно рассказываем о том, какие игрушки нужны ребенку в этот период, здесь (ссылка на медиацентр Игрушки);
- Анализировать, сравнивать и обобщать — что будет, если потянуть на себя лист бумаги из книги? А если бросить кубик на пол? Так формируется сенсомоторный интеллект.
Также сейчас активно развивается речь малыша — советуем познакомиться с материалом на эту тему. Пока понимает он гораздо больше, чем может сказать.
Он умеет держать в руках чашку и ложку, может самостоятельно пить и есть ложкой, но помощь взрослого еще необходима.
Чему учится малыш от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев
Малыш активно развивает навыки ходьбы и речи.
Физические навыки
- В 1 год 6 месяцев ребенок, как правило, может ходить самостоятельно без поддержки — пускай и не очень ровно, ему предстоит совершенствовать это умение на втором и третьем годах жизни.
- Многие дети могут преодолевать препятствия, подниматься и сходить вниз по детской горке, переносить с собой предметы, играть в мяч.
- Ребенок может сам брать чашку и ложку, более скоординированно пользоваться ими.
- Он замечает, если одежда стала мокрой или грязной, и сообщает о своем неудовольствии. Начинает осваивать навыки гигиены (дает понять, что хочет в туалет). При умывании пытается показать, что может делать это сам.
Как помочь малышу учиться речи, мы подробно рассказываем здесь.
Сейчас надо говорить с ребенком эмоционально, но медленно, чтобы он все понял, делать паузы, строить короткие фразы. Показывайте малышу предметы, если вы говорите о них, поощряйте его интерес.
Психоэмоциональное развитие
Ребенок прошел кризис одного года и стал более спокойным, однако изъявляет желание находиться рядом с близкими людьми, требует соблюдения режима, стремится к постоянству в быту. Ему интересно общаться с детьми, но делить с ними игрушки не хочется. Именно сейчас важно правильно построить отношения в семье, где есть старшие или младшие дети: ребенок склонен к ревности.
- Малыш по-новому играет, пытаясь узнать все функции и возможности игрушек, отображая действия взрослых. Именно поэтому ему надо показывать, как обращаться с игрушками и предметами, проводить с ним много времени в совместных играх.
- При этом ребенку интересно долго играть с одним и тем же предметом, если он выглядит иначе в процессе игры, залезать в ящики, сумки и коробки в поисках интересного. Это естественно в его возрасте и полезно для развития умственных способностей: в 1 год 6 месяцев формируется отдел коры головного мозга, связанный с интеллектом.
- В этот период малыш продолжает проявлять непослушание, которым он удивил родителей в годик. Он проверяет, что будет, если нарушить запрет. Задача родителей заранее предугадывать такие ситуации и постараться избегать их, если речь идет об опасном препятствии. Если же ваш кроха заинтересовался, например, лужей, можно направить его любопытство в конструктивное русло — чтобы он поиграл, но не промочил ног.
- Если малыш все же делает то, что нельзя, надо демонстрировать свое недовольство: так ребенок учится; но наказаний и нотаций следует избегать, а количество запретов не должно составлять больше трети — остальные ваши действия должны быть разрешающими. И еще: всем членам семьи необходимо следовать одним и тем же правилам, чтобы он быстрее их усваивал.
- Малыш продолжает учиться речи: к году он в среднем знает около 10 слов, но теперь то или иное слово может означать не только один предмет, но и похожие с теми же признаками. Это говорит о том, что он учится сравнивать и обобщать. Сейчас ему очень важно видеть окружающий мир и находить новые возможности для обучения.
- К 1 году 6 месяцам ребенок знает около 30 – 40 слов, а понимает в 10 раз больше. Он внимательно слушает родителей и смотрит на их мимику.
Чему учится малыш от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев
В этом возрасте малыш совершает скачок в развитии. Он больше понимает, говорит и двигается.Физические навыки
- Ребенок в 1 год 9 месяцев готов забираться на высоту, самостоятельно быстро и медленно ходить; в целом это начало периода, когда он все хочет делать сам.
- Малыш умеет перешагивать через препятствия, подниматься на детскую горку и спускаться с нее, ходить по ограниченной поверхности или по доске.
- Он может катать мяч с мамой или папой — вообще ему нравятся активные игры со взрослыми. Ребенок с удовольствием занимается гимнастикой.
- Он ест самостоятельно и аккуратно, умеет пользоваться салфеткой.
- Малыш сам снимает и надевает шапку и обувь, просит переодеться, если одежда грязная или мокрая. Ему нравятся новые вещи, он с удовольствием одевается красиво.
- Если родители помогали ребенку развить способность говорить о том, что он хочет в туалет, то к этому возрасту малыш умеет это делать.
- Ребенок сам убирает на место свои игрушки по просьбе взрослого.
Психоэмоциональное развитие
В этот период малыш особенно интересуется предметами и игрушками, играет дольше и старается использовать их по назначению, причем ему нужно выбирать те игрушки и предметы, которые интересны для него.
- Сейчас ребенку важно понимать оценку взрослого, он ждет от мамы реакции на все, что происходит, чтобы понять связи между предметами и поступками.
- В этот период активно развивается тот участок головного мозга, который связан с познавательным и речевым развитием. Сейчас кроха не так пуглив, как в начале второго года, и готов исследовать неизвестные предметы. Уверенность ему внушает мама, которая должна быть рядом и обеспечивать безопасность.
- Что касается непослушания — ребенок также готов нарушать правила, но теперь он старается не делать этого открыто. Он просто не в состоянии управлять своим необузданным любопытством. Как вести себя родителям в такой ситуации? Важно понимать, что нельзя стараться «сломать» эту черту малыша, ведь именно так он развивается. Им необходимо занять ребенка чем-то интересным, но не разрушительным, направить его энергию в безопасное русло, но ни в коем случае не ограничивать его в активном движении и исследовании мира. Сейчас ребенка нельзя оставлять одного — с ним нужно очень много общаться и играть.
Речь в этом возрасте продолжает активно развиваться: все еще проявляет себя «автономная речь», когда малыш называет предметы подражательными детскими словами («собачка» — «ав-ав»; «машинка» — «би-би»). Родителям нужно много говорить с крохой, стараться понимать эти слова, реагировать на них, показывать, как произносить их правильно.
Чему учится малыш от 1 года 9 месяцев до 2 лет
В этом возрасте малыш не только учится думать — происходит скачок в социальном развитии, он начинает понимать, как правильно себя вести, и ему доставляет удовольствие такое поведение при условии поощрения со стороны взрослых.
Физические навыки
К 2 годам у ребенка активно развиваются лобные отделы коры головного мозга, которые связаны с умением анализировать информацию. Большинство детей в это время играет еще дольше, увлеченнее и с большим количеством игрушек.
- Сейчас малыш умеет лазать по лестницам, ходить по неровной поверхности, он пробует бегать, хорошо бросает мяч, умеет сам катать машинки, велосипед и другие предметы.
- Он с удовольствием занимается гимнастикой и играет со взрослыми в активные игры.
- Ребенок сам старается мыть и вытирать руки, аккуратно ест без нагрудника, умеет надевать шапку, носочки, обувь, хотя пока не может самостоятельно завязать шнурки или застегнуть пуговицы. Ему нравится новая одежда.
- Он умеет сам убирать игрушки на место, сообщает взрослым о том, что хочет в туалет.
Для малыша сейчас важна стабильность его мира, ему необходимо видеть, что все вещи находятся на своих местах. Поэтому он категорически не соглашается отдавать свои игрушки другим детям. И по этой же причине сейчас особенно важно соблюдать привычный режим сна, кормления и игр, иначе малыш может испытать стресс.
Психоэмоциональное развитие
За те 3 месяца, что прошли с момента, когда малышу был 1 год и 6 месяцев, его словарь увеличился в 10 раз — до 200 – 500 слов, он научился строить предложения из 2 – 3 слов. Родителям нужно продолжать обучать малыша речи — познакомьтесь с материалом на эту тему. Много говорите с ним, делая речь интонационно яркой, при игре изображайте голоса других персонажей, задавайте ребенку вопросы, чтобы поддержать его интерес. Рассказывайте малышу о смысле слов, явлений и отношений между ними.
- По мнению некоторых специалистов, сейчас можно начинать учить малыша буквам — предложить ему кубики с буквами и плакат-алфавит.
- Ребенок продолжает удивлять взрослых неожиданными поступками и экспериментами с предметами. Он делает так, потому что сопоставляет свои знания о мире и пробует применить их сам, на практике. Сейчас важно не ругать его, играть вместе с малышом и направлять его любопытство в нужное русло.
- В этот период малыш вовсю подражает взрослым: надевает очки, как бабушка, звонит по телефону, как папа. В этой игре он формирует собственный характер, примеряя на себя роли других людей. Ему нужно доброжелательное внимание и участие близких в играх.
- Теперь он проявляет терпеливость, послушание. Ему интересны другие дети, и он готов пообщаться с ними, может выбрать любимого ребенка, с которым ему хочется играть больше, чем с другими.
- Ребенок начинает понимать, что он мальчик или девочка, проявляет интерес к занятиям мужчин или женщин соответственно.
Все индивидуально
Изучая стандартные этапы развития малыша, помните, что не бывает двух одинаковых людей. У каждого ребенка освоение навыков происходит тогда и так, как может быть только у него. Не переживайте, если ваш малыш «молчун» или не интересуется пирамидкой: все дети разные!
Ваша задача — помочь ему в этом, обязательно обращаясь к специалистам за советами, чтобы обеспечить своему крохе все возможности для роста и развития.
Желаем вашему малышу радостного детства с вами!
Статья на нашем канале Яндекс Дзен
Источник