Физическое развитие ребенка в возрасте с 5 до 7 лет

Особенности физического развития детей  5 – 7 лет

Известно, до 3-х лет у детей наблюдается непрерывное физическое развитие, как говорится, они растут не по дням, а по часам, с четырех до шести лет темп роста немного замедляется. Мамы отмечают, если в первые годы жизни ребенка приходится покупать одежду раз в несколько месяцев, то в 5-7 лет малыш может носить одни и те же вещи по несколько сезонов.

В среднем 5-летний ребенок за год вырастает на 5-6 см., а вот вес тела может и не меняться. Многие родители начинают переживать, дети идут в рост, а масса не меняется, наверное, что-то не так в организме. Но прежде, чем бить тревогу, необходимо знать особенности физического развития у детей в дошкольный период.

Особенности развития физических данных у ребенка 5-7 лет

Чтобы тревожные мысли постоянно не посещали маму или папу, важно помнить, что возраст 5-7 лет характеризуется неравномерным развитием физических данных ребенка. В данный период может наблюдаться резких скачок роста или увеличения массы тела. Часто специалисты говорят о том, что в у 5-летних детейнаступает «первый этап вытягивания». Обычно рост 5-летнего малыша составляет 105-113 см., к семи годам он вырастает до 130 см., но темпы роста каждого индивидуальны, если, например, в семье есть высокие люди, то дошкольник может быть намного выше своих сверстников. Также не стоит забывать, что в данном возрасте девочки опережают по физическому развитию мальчиков, ближе к подростковому период, наоборот, мальчики развиваются быстрее.

На этом же возрастном этапе у дошкольников увеличивается мышечная масса, заметно улучшается координация движений, наблюдается повышенная двигательная активность. Именно в 5-7 лет у детей развивается ловкость, выносливость, быстрота передвижения, у ребенка может наблюдаться «непоседливость». В этом возрасте малыша легче всего научить кататься на коньках, велосипеде, плавать. Вообще, 5-6 лет — идеальный период, чтобы отдать ребенка в спортивную секцию.

Период окостенения скелета заканчивается в 4-хлетнем возрасте, поэтому малыши 5-7 лет уже не такие гибкие, а вот ягодичные и лобковые кости, наоборот, начинают окостеневать только ближе к 6 годам. К 5 годам масса сердца у ребенка увеличивает в 4 раза в сравнении с новорожденным. В 6-7-летнем возрасте может наблюдаться резкий скачок артериального давления, а вот частота пульса, наоборот, сокращается до 70 ударов в минуту.

Нервная система у детей-дошкольников возраста еще несовершенна, поэтому ввиду повышенной двигательной активности наблюдается частая утомляемость, хотя в этом возрасте дошкольнику необходимо немного времени, что восстановить затраченную энергию, достаточно, присесть на 15 минут, и малыш готов покорять новые вершины. Часто из-за непоседливости, присущей данному возрастному периоду, ребенок невнимателен.

Если малыш не акселерат, то он будет развиваться согласно данным, приведенным выше, но если родителей беспокоит физическое развитие ребенка, то стоит обратиться к врачу-эндокринологу.

Также существует формула, по которой можно высчитать рост детей 5-7 лет, касательно отдельной семьи: сумму роста мамы и папы разделить пополам. Далее для девочек вычесть 6,5 см., а для мальчиков, наоборот, прибавить 6,5 см. Высчитав средний рост своего малыша, можно судить о темпах его развития.

Но не стоит забывать, что помимо физического воспитания дошкольника, необходимо заниматься и развитием мелкой моторики, ведь от нее зависит речь, координация рук, глазомер, быстрота движения, фантазия.

Становление опорно-двигательного аппарата

В возрасте 5-7 лет у детей активно развивается опорно-двигательный аппарат, именно в этот период родителям необходимо тщательно следить за своим чадом по нескольким причинам:

– в этом возрасте еще не закончен процесс окостенения, кости достаточно эластичные, а мышцы пока не развиты. В данный период легко получить травму, часто наблюдаются переломы конечностей, любые нагрузки должны быть направлены исключительно на общее физическое развитие;

– родителям необходимо строго следить за осанкой ребенка: как он ходит, сидит на столом, в какой позе рисует или читает книгу. У некоторых специалистов есть мнение, что предрасположенность к сколиозу зарождается именно в возрасте 5-6 лет. Мама или папа редко обращают внимание на данную проблему у дошкольников, обычно бить тревогу начинают в младшем школьном возрасте;

– в «период вытягивания» детей нужно следить за их правильным питанием, чтобы в рационе ребенка присутствовали белки животного и растительного происхождения, витамины и минералы, необходимые для правильного развития опорно-двигательного аппарата.

Условия, способствующие правильному физическому развитию и укреплению здоровья дошкольника

По мнению специалистов, каждый родитель должен создать для своего ребенка те условия, при которых малыш будет правильно и активно развиваться. Существует ряд простых мероприятий:

Проведение закаливающих мероприятий.

Движение — здоровье. Необходимо построить такой режим дня, чтобы 50% всего времени ребенок находился в движении, это могут быть прогулки на свежем воздухе, активные игры, движение ребенка с различным спортивным инвентарем (скакалка, мяч).

Читайте также:  Развитие ребенка в 1 год чем кормить

Разработка физкультурно-оздоровительных мероприятий (организовать спортивный уголок в комнате ребенка, подобрать развивающие игрушки и др.).

Создание здоровой среды в комнате ребенка (поддержание температуры не выше 22 градусов тепла, постоянное проветривание комнаты, увлажнение воздуха в период отопления).

 Родителям нужно обязательно следить за физическим развитием своих детей 5-7 лет, для этого не требуются какие-либо специальные упражнения, достаточно прибегнуть к следующим мероприятиям:

Ходьба. Помимо ежедневных прогулок на свежем воздухе, необходимо, чтобы ребенок выполнял различные упражнения: ходьба в разных направлениях (боком, через препятствия, змейкой), ходьба на пяточках, на носочках, приставными шагами.

Бег. Бег с препятствиями, в различном темпе и направлениях, игры в догонялки.

Прыжки. Прыжки на одной ноги и на обеих. Можно высоко подвесить предмет, и попросить ребенка до него допрыгнуть.

Нужно помнить, помимо спортивно-оздоровительного воспитания родителям необходимо заниматься развитием мелкой моторики рук, ведь через год-два начнется школьный период.

Упражнения по развитию мелкой моторики

Учителя начальных классов отмечают, что у многих детей наблюдаются большие трудности при освоении письма. Ведь подготовка к школьному периоду должна начинаться как минимум за год до школы. Родителям нужно помнить, что развитие моторики рук влияет на правильную и четкую речь, зрительное восприятие, воображение, глазомер.

В 5-7 лет ребенок должен уметь: провести линию без отрыва от листа бумаги сверху вниз и справа налево, также дошкольники должны уметь штриховать, не заступая за контур (отлично для этого подходят раскраски), рисовать геометрические фигуры (круг, овал, ломаные линии). Для развития моторики у детей 5-7лет можно проводить пальчиковую гимнастику, в которую входят ряд простых упражнений.

Существует несколько несложных мероприятий для моторики рук ребенка:

Графические диктанты, смысл которых состоит в том, что малыш под диктовку мамы или папы на бумаге в клеточку проводит линии без отрыва. Например, две клеточки вправо, три клеточки вниз, одна клеточка влево, две клеточки вверх.

Деление дорожки линией. Родитель рисует на листе бумаги дорогу, малыш должен прямой и ровной линией поделить дорожку пополам.

Рисование по точкам. Отлично моторику рук у детей развивает уроки рисования по точкам, в свободной продаже есть множество раскрасок, в которых, соединив по точкам рисунок, можно потом его разукрасить.

Рисование по клеточкам. Малыш должен повторить заранее подготовленный рисунок на бумаге в клеточку.

Также существует ряд простых упражнений для развития моторики у детей 5-7 лет:

– можно по очереди ударять ладонями о край стола;

– руки необходимо вытянуть перед собой, сжимать и разжимать кулаки;

– руки вытянуты вперед, пальцы сильно растопырены и напряжены, положение нужно зафиксировать на несколько секунд, руки расслабляются. Упражнение повторяется 2-3 раза;

– положить ладони на стол, по очереди левая ладонь накрывает правую, далее, наоборот, правая ладонь накрывает левую.

Каждому родителю необходимо внимательно относится к физическому и умственному развитию своего ребенка, ведь дошкольный возраст является важным период в жизни любого малыша.

Источник

Светлана Шкредова
Консультация «Развитие физических качеств у дошкольников 5–7 лет»

МБДОУ №17 «Белочка»

Учитель физической культуры Светлана Анатольевна Шкредова

г. Сургут Тюменской области

«Развитие физических качеств у дошкольников 5-7 лет».

«Принцип здорового образа жизни, принцип оптимальных физических нагрузок, человек должен усваивать как элементы культуры в худшем случае со школьной скамьи, в лучшем – еще раньше, в семье, в детском саду…»

Н. М. Амосов:

Актуальность исследования. Совершенствование физического воспитания детей дошкольного возраста приобрело особую значимость в связи с модернизацией образования в нашей стране, что в свою очередь оказало влияние на социальный заказ общества в области физического воспитания. Целостность и гармоничность формирования личности дошкольника предполагает своевременное физическое развитие. В настоящее время среди специалистов в области физического воспитания широко обсуждаются вопросы формирования психофизических качеств ребенка. Их развитие – важная задача физического воспитания. Анализ специальной литературы свидетельствует, что проблема физического и психического развития ребенка в значительной мере определяется развитием его двигательных качеств в разные периоды детства.

Охрана жизни и здоровья стала одной из основных задач дошкольного образования. Следят не только за психическим, но и физическим здоровьем нашего подрастающего поколения! В настоящее время, стало актуальным здоровое общество, здоровая семья! Здоровье очень важно для нашей спокойной и гармоничной жизни и тем более здоровье наших детей! Снова введён ГТО (котов к труду и обороне, проводятся различные спортивные состязания. Разрабатываются дополнительные программы в ДОУ, что в свою очередь положительно влияет на дошкольников, помогая им развиваться физически, психически быть более волевыми и физически крепкими. ФГОС определяет содержание образовательной области «Физическое развитие», которое включает в себя приобретение опыта в различных видах физической деятельности детей, в включает в себя развитие физических качеств силы, выносливости, скорости, ловкости, гибкости, координацию движений, развитии моторики рук.

Читайте также:  Наталья кулакова развитие ребенка скачать

Необходимо приспособиться к изменению нагрузок. Важно, что у детей дошкольного возраста есть потребность двигаться и любовь к движению — они будут рады прогулкам, подвижным играм, беготне. А сидеть на месте им, наоборот, тяжело. Это нормальное развитие физических качеств ребенка. Таким образом, приобщение детей к физическим нагрузкам, воспринимается с радостью и они с удовольствием выполняют упражнения для развития тех или иных качеств.

Для детей 5-7 лет выбор упражнений уже большой. В этом возрасте многие секции принимают маленьких спортсменов для занятий. С каждым годом они будут все интенсивнее, если ребенок решит, что эта секция ему подходит. В этом возрасте занятия физической активностью очень желательны. Конечно, родители должны понимать, что водить ребенка в секцию насильно – плохая идея. Если ему или ей не нравится гимнастика, может, понравятся танцы или балет, плаванье? Боевые искусства, фигурное катание? У ребенка огромный выбор, а вы поможете ему в этом. Ребёнок должен быть заинтересован в процессе и ему должна быть правильно донесена информация для чего ему это нужно. Развитие физических качеств измеряется по определенным показателям. Среди них, конечно же, быстрота (скорость, гибкость тела, выносливость (устойчивость к нагрузкам, координация движений. Все это не прихоть любителей спорта, а необходимые качества для правильного развития и полноценной жизни человека. Ребенку нужно как можно быстрее развить их.

Таким образом дети родители которых были заинтересованы в физическом развитии своих детей стали посещать дополнительную программу «Олимпионик», на занятиях мы работали над физическими и психологическими качествами детей, проводилась комплексная оценка уровня физической подготовленности детей при помощи компьютерной программы, разработанной ГОУ ВПО ХМАО-Югры «СурГПУ» (авторы: д. п. н., проф. Л. А. Семёнов, д. п. н., проф. Н. И. Синявский.) в сентябре, декабре, мае. Какие же важные качества я выделила в работе с детьми 5-7 лет:

Быстрота;

Гибкость;

Выносливость;

Координация.

Ловкость;

Быстрота

Это, конечно же, бег. Можно устроить веселую эстафету: челночный бег; бег с препятствиями. С каждым разом крепнут ножки, а значит, ребенок может бегать все дольше и быстрее. Это тренировка не только скорости, но и выносливости. А это важное физическое качество, которое полезно в любой ситуации. Увеличивается и скорость реакции человека – его мышцы готовы к действию тогда, когда это необходимо. Тренер или воспитатель, проводящий занятия, должен следить за состоянием каждого ребенка. Если оказывается, что даже после малой нагрузки малыш задыхается, не может продолжать занятие, сильно потеет — необходимо срочно отвести его в кабинет врача.

Гибкость

Занятия гимнастикой растяжками позволяют добиться хорошей гибкости тела. Это упражнения на матах, ковриках: стойка на плечах («березка», «игровой стретчинг»); физическая активность растяжки; шпагат. Гибкость тоже связана с выносливостью и координацией. Конечно же, любые растяжки и гимнастические упражнения должны проводиться тренером. Очень важен его опыт работы именно с детьми дошкольного возраста. Дети, которые начали заниматься гимнастикой в раннем возрасте, достигают отличных результатов. Но этот спорт предполагает огромные ограничения в питании и режиме.

Выносливость

Занятия на физическую выносливость показаны как мальчикам, так и девочкам. Хотя большая нагрузка, естественно дается мальчикам. В возрасте 5-7 лет эта разница будет минимальной. Мальчиков готовят к «мужским» видам спорта. Выносливость тренируется статическими нагрузками и упражнениями. Например, таких как вис на прямых или согнутых руках, выполнение уголка. Норматив – от 10 до 20 секунд для этого возраста. Для того чтобы выносливость повышалась, необходимо увеличивать нагрузки поэтапно. Тело должно физически адаптироваться к ним. Повторение и ещё раз повторение.

Координация движений

Задания на координацию движений помогают развитию чувства баланса. Без координации развитие физических качеств не может проходить достаточно интенсивно. Координация необходима для любого вида спорта. Для этого используются: физическая активность ходьба по гимнастическому бревну различными способами, с предметами; упражнение «ласточка»; стойки на одной ноге попеременно, повороты. Считается, что координацию можно развивать. Есть много детей, которых называют неуклюжими. Все дело в плохо развитых мышцах пресса и спины. Есть мышечный каркас прочный, то координировать свои движения становится проще, задействуются даже глубинные мышцы.

Ловкость

Для детей дошкольного возраста развитие ловкости не будет сложным. Это двигательные упражнения, сопряженные с преодолением разных препятствий. Например, нужно бежать, а потом пролезть в обруч и продолжить бег. Тут же применяются разные прыжки, лазанье по канату. Задействуются глубинные мышцы тела. Ловкость развивается параллельно с гибкостью. Эстафета – это уже так называемое многоуровневое упражнение. Развивает координацию, скорость, точность движений. Играют две команды. Суть игры — передавать эстафету следующему игроку как можно быстрее. Когда все дети команды пробегут свою дистанцию, эстафетный предмет возвращается к первому. Побеждает команда, которая сделает это быстрее. Так тренируется сплоченность группы: дети переживают друг за друга, поддерживают. Это простое, но эффективное упражнение. Применение эстафет с чётким выполнением заданий.

Читайте также:  Психофизическое развитие ребенка по месяцам таблица

Все эти физические качества являются врождёнными, унаследованными. Есть дети гибкие, есть дети, быстрые и т. д. Но с помощью дополнительной работы, помимо НОД, за год был замечен прогресс! Дети менее сильные, не уверенные в себе, стали более активными, раскрепостились, стали успешнее справляться с заданиями во время НОД. На начало года у некоторых были показатели ниже среднего. За время работы дети научились справляться со своими страхами (боязнь высоты, боязнь мяча, скакалки, неуверенность, робость). Во время дополнительных занятий применяется игра, игровой подход очень важен и интересен для детей, во время игры они не придают значение усталости, так как в них присутствует интерес и азарт, что так же является обязательным в развитии физических качеств детей. Они проявляют инициативу быть водящими.

На начало года сентябрь 2018 г.

№ Ф. И. Лет Челночный бег 3х10 метров

(секунд) подтягивание из виса лёжа на низкой перекладине 90см (кол-во раз) Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи – см) Прыжок в длину с места

толчком двумя ногами (см) Метание теннисного мяча в цель, дистанция 6м (кол-во попаданий) Поднимание туловища из положения лёжа на спине (кол-во раз за 30 с)

1. Хр. А. 6 7,00 15 15 120 0 21

2. М. Т. 6 7,15 10 7 115 0 17

3. Ш. Э. 6 7,40 7 6 88 0 8

4. А. С. 6 7,30 8 9 110 1 17

5. Л. М. 5 8,11 14 4 110 2 16

6. Р. Т. 5 8,0 10 6 96 0 16

7. Р. М. 5 8,2 11 9 110 1 17

8. Г. Д. 5 7,04 12 8 88 0 14

9. К. М. 5 6,94 9 7 94 1 16

10. Б. Н. 5 7,10 8 7 83 2 11

11. К. А. 5 8,20 12 11 90 0 14

12. Х. А. 5 8,15 12 8 83 1 9

Конец года май 2019 г.

№ Ф. И. Лет Челночный бег 3х10 метров

(секунд) Подтягивание из виса лёжа на низкой перекладине 90см (кол-во раз) Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи – см) Прыжок в длину с места

толчком двумя ногами (см) Метание теннисного мяча в цель, дистанция 6м (кол-во попаданий) Поднимание туловища из положения лёжа на спине (кол-во раз за 30 с)

1. Хр. А 6,11 6,2 30 25 163 4 31

2. М. Т. 6,8 6,9 25 15 151 2 25

3. Ш. Э. 6,9 7,01 17 11 132 3 20

4. А. С. 6,10 6,9 30 20 140 3 28

5. Л. М. 5,6 7,06 30 10 130 2 28

6. Р. Т. 5,9 7,22 17 15 122 1 23

7. Р. М. 5,9 7,20 17 16 121 1 20

8. Г. Д. 5,5 6,80 18 14 118 3 24

9. К. М. 5,4 7,12 16 11 120 2 22

10. Б. Н. 5,6 6,50 20 15 125 3 21

11. К. А. 5,7 7,51 20 13 130 1 20

12. Х. А. 5,9 7,40 17 14 119 1 19

Вывод: по данным исследованиям проводимым в течении учебного года, видна положительная динамика развития физических качеств. Спорт – помогает в волевом развитии психики. Это значит, что ребенок принимает некоторые правила и ответственность за свои действия. Если он хочет добиться результатов в спорте, то необходимо пересиливать себя, развиваться, преодолевать усталость или нежелание. Дети преодолели свой страх перед подъёмом на высоту (лестницу, стали уверенно прыгать на фитбол мячах, владеть скакалкой, перепрыгивать через скамью и гимнастическое бревно и так далее. Перестали испытывать стеснение, неуверенность, робость. Стали более активными, инициативными, начали предлагать то, что им интересно и более нравиться. Результаты сами говорят о себе. Последние занятие было проведено в последний учебный день, спортивное развлечение «Олимпионик с папами и мамами» ребята показали родителям, чему они научились, поделились своей уверенностью и задором! Родители остались довольны, так как принимали активное участие в состязаниях! Два ребёнка приняли участия в «Губернаторских состязаниях» на которых наш сад занял 2 место.

Источник