Физическое развитие ребенка в условиях реализации фгос

Физическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.

Сохранение здоровья детей дошкольного возраста можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
Потребность в сохранении здоровья необходимо формировать с детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействиям окружающей среды. У детей укрепляется желание быть здоровым, вырасти красивым, активным, уметь обслужить и вести себя так, чтобы не причинить вреда себе и другим. С помощью взрослого ребенок осознает: для того, чтобы быть здоровым, нужно ежедневно выполнять физические упражнения, закаляться, делать зарядку, соблюдать режим дня, есть здоровую пищу, следить за чистотой окружающей среды и помещения, а также соблюдать правила гигиены.
      Если рассматривать ФГОС ДО через призму физического воспитания, то можно отметить следующие задачи:
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия).
2. Формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира.
3. Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).
4. Приобретение опыта в двигательной деятельности, в том числе основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазании, и др.), а также при катании на самокате, санках, велосипеде, ходьбе на лыжах, в спортивных играх, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях.
Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Целью физического воспитания является формирование у детей основ здорового образа жизни. В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
       Среди оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей, и всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности. Учитывая специфику возраста, оздоровительные задачи определяются в более конкретной форме: помогать формированию изгиба позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению связочно-суставного аппарата; способствовать развитию всех групп мышц, в особенности мышц-разгибателей; правильному соотношению частей тела; совершенствованию деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы. Кроме того, важно повышать общую работоспособность у детей учитывая особенности развития детского организма. Оздоровительная физкультура в детском возрасте – это часть системы оздоровительного комплекса. При организации работы по физическому развитию с дошкольниками следует подбирать физические упражнения с учетом возрастной физиологии и в соответствии с особенностями возрастного периода детства, характером ответных реакций. Анализ практики работы дошкольных учреждений показывает, что в последние годы отмечает уменьшение удельного веса движений в общем режиме дня, это отрицательно сказывается на формировании всех систем и, несомненно, понижает защитные силы детского организма. Оптимизация двигательного режима становится, таким образом, одним из элементов неспецифической профилактики острых респираторных заболеваний (ОРЗ). Для характеристики двигательного режима в настоящее время все шире используется учет повседневной двигательной активности. С этой целью в режиме дня активно используется динамические паузы, организация работы со спортивным оборудованием, в том числе с использованием тренажеров и нетрадиционного спортивного оборудования. Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др. Полноценное физическое воспитание достигается при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм человека. Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, питания, сна и т.д.) составляет обязательное условие для решения задач физического воспитания.
           Образовательные задачи согласно ФГОС ДО включают приобретение опыта в двигательной деятельности, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, становление ценностей здорового образа жизни. Благодаря пластичности нервной системы у детей двигательные навыки формируются сравнительно легко. Большинство их дети используют в повседневной жизни как средство передвижения. Двигательные навыки облегчают связь с окружающей средой и способствуют ее познанию. Качественно сформированные у детей дошкольного возраста двигательные навыки, составляют фундамент для их дальнейшего совершенствования в школе и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте. В процессе формирования двигательных навыков у детей вырабатывается способность легко овладевать более сложными движениями и различными видами деятельности (трудовые операции). У дошкольников необходимо сформировать навыки выполнения строевых, общеразвивающих упражнений, основных движений, спортивных упражнений. Кроме того, следует научить детей играть в спортивные игры и выполнять элементы спортивных игр. Соответственно, решая данную задачу, необходимо оборудовать спортивные площадки и спортивные залы современными физкультурно-спортивным комплексом. Подбор оборудования определяется задачами как физического, так и всестороннего воспитания детей. В детском саду необходимо иметь достаточное количество физкультурного оборудования для обеспечения детей благоприятным уровнем двигательной активности в процессе разных форм физического воспитания дошкольников. Многообразие оборудования и пособий дает возможность продуктивно его использовать в разных видах занятий по физической культуре, при этом создавая их вариативное содержание для развития произвольности движений детей, их самостоятельности и творческих замыслов.
        На занятиях физическими упражнениями дети получают элементарные представления о строении собственного тела, функциях и назначениях внутренних органов и систем организма. Через систему специальных упражнений и игр дети знакомятся с признаками здоровья (правильная осанка, походка), учатся защищаться от микробов, избегать опасных мест, при необходимости оказывать себе и другим элементарную помощь. Чем скорее ребенок осознает необходимость своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее у него сформируется важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес физической стороне своей жизни. Образовательный процесс в условиях введения ФГОС ДО носит открытый характер на основе сотрудничества с семьями воспитанников, то есть непосредственное вовлечение их в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи, взаимодействие с семьей по вопросам физического воспитания ребенка, охраны и укрепления его здоровья, оказания при необходимости консультативной и иной помощи. Что в свою очередь способствует гуманизации дошкольного образования, ориентирующей на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве.
       Воспитательные задачи направлены на разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. Главная цель развития личности – реализация ребенком своего «Я», а также переживания себя в качестве социального индивида – успешно может решаться в процессе занятий физическими упражнениями в детском саду. Движение, даже самое простое, дает пищу детской фантазии, развивает творчество, которое является высшим компонентом в структуре личности, представляет собой одну из наиболее содержательных форм психической активности ребенка, которую ученые рассматривают как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение разнообразных видов деятельности. Важнейшая особенность творчества дошкольника – насыщенность яркими, положительными эмоциями, благодаря чему оно обладает большой притягательной силой и ведет к развитию новых мотивов деятельности, формирующих эвристическую личность. Двигательное творчество раскрывает ребенку моторные характеристики собственного тела учит относится к движению как к предмету игрового экспериментирования. Основное средство его формирования – эмоционально окрашенная двигательная активность, с помощью которой дети в воображаемую ситуацию, через движения тела учатся выражать свои эмоции и состояния, искать творческие композиции. Особую значимость в формировании двигательного творчества дошкольников имеют игровые двигательные задания, подвижные спортивные игры, спортивные развлечения, реализация физкультурно-оздоровительных проектов, которые всегда интересны детям они обладают большим эмоциональным зарядом, отличаются вариативностью составных компонентов, дают возможность быстро осуществлять решение двигательных задач. В дошкольном возрасте начинает складываться самооценка – наиболее сложный продукт развития сознательности ребенка, проявляющейся в оценке личности самой себя. Формирование самооценки в процессе двигательной деятельности предполагает: привлечения внимания ребенка к художественному образу, «картине мира» окружающей его природы; к способности создавать собственный художественный образ – «образ красивого тела»; красивому двигательному поведению окружающих взрослых. В большей мере этому способствует увлекательная двигательная деятельность, связанная с четкой установкой на результат (игры – драматизации, спортивные и подвижные игры, спортивные упражнения, игры – эстафеты). Ребенок оценивает свое «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость.
         Исходя из анализа целевых ориентиров ФГОС ДО и реальной практики следует отметить, что:

Читайте также:  Игры направленное на познавательное развитие ребенка

• желание сделать жизнь в детском саду более осмысленной и интересной;
• создание условий для того, чтобы педагог учитывал особенности развития, интересы своей группы, специфику национально-культурных и природных географических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;
• особым объектом освоения становятся для ребенка собственное тело и телесные движения;
• дети могут видоизменять ранее усвоенные образцы движений, движения приобретают произвольный и творческий характер;
           Таким образом, внедрение ФГОС в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализацию права ребенка на доступное, качественное образование.

Источник

Физическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка, развития у него физических навыков и умений является дошкольное детство. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты нацеливают содержание образовательной области «Физическое развитие» на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих задач:

– развивать физические качества (скоростные, силовые, гибкость, выносливость и координацию);

– способствовать накоплению и обогащению двигательного опыта детей (овладению основными движениями);

– формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Охрана жизни и укрепление здоровья дошкольников является одним из приоритетных направлений в работе нашего дошкольного учреждения.

Основными формами работы являются:

– Непосредственная образовательная деятельность по физическому развитию, основной целью которых является овладение необходимым программным материалом по развитию движений, проводится 3 р в неделю.

При планировании ООД необходимо учитывать не только возрастные и индивидуальные возможности, но и уровень двигательной активности каждого ребенка.

– Физкультминутки: Физкультминутка является обязательной частью ООД. Любая организованная образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм дошкольников, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Они быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности, что, отрицательно влияет на ее эффективность. В тот момент, когда у детей появляются первые признаки переутомления воспитателю целесообразно провести физкультминутку.

– Утренняя гимнастика: проводится ежедневно, ставит своей целью «пробуждение» организма ребенка, настройку его на действенный лад. Помимо этого разносторонне, но умеренно влияет на мышечную систему, активизирует деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма, стимулирует работу внутренних органов и органов чувств, способствует формированию правильной осанки, хорошей походки.

– Гимнастика пробуждения: направлена на правильное постепенное пробуждение ото сна, а также помогает детям поднять настроение, мышечный тонус. Она имеет вариативный характер, и разную степень продолжительности от 7-15 минут. После проведения 3-4 общеразвивающих упражнений в постели (на спине, на боку, на животе) ежедневно осуществляется  ходьба по массажным дорожкам (дорожки здоровья).

Читайте также:  Детские игры для развития ребенка

– Прогулки: являются неотъемлемой частью режима дня детей дошкольного возраста. Прогулка – это надежное средство укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, усвояемости питательных веществ. Во время прогулки проходит индивидуальная работа по физическому воспитанию.

– Подвижные игры: являются незаменимым средством для развития движений детей, проводятся как на прогулке, так и в помещении. В играх детям приходится проделывать разнообразные движения: ходить, бегать, прыгать, лазать и т. д. Выполняя их, малыши обогащают свой двигательный опыт, учатся ориентироваться в пространстве. У них развиваются такие физические качества, как ловкость, быстрота, выносливость.

В старших возрастных группах на прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности. Так, в течение месяца может быть проведено более 20 подвижных игр, при этом разучено 3-4 новые игры. Каждая новая подвижная игра повторяется в течение месяца 4-5 раз, в зависимости от ее сложности, что позволяет детям хорошо усвоить правила игры, а также сохранить интерес к ней. Значительное место отводится играм спортивного и соревновательного характера, играм, эстафетам, в которые рекомендуется вводить хорошо знакомые детям движения.
Для поддержания интереса детей к подвижным играм целесообразно усложнять их содержание, правила и задания. В ряде игр от детей требуется проявление выдержки, волевых усилий и вместе с тем быстроты и ловкости движений. В старших возрастных группах все большее место начинают занимать игры с правилами, в которых результат зависит от четкого выполнения правил, а также от взаимодействия играющих. Рекомендуются игры, где дети делятся на команды (по 6-8 человек). Это несложные игры-эстафеты, в них дети учатся заботиться не только о своих личных результатах, но и о результатах всей команды, проявлять взаимопомощь, дружеские и доброжелательные отношения друг к другу. Во время проведения подвижных игр нужно создавать радостную и непринужденную обстановку, чтобы достичь большей заинтересованности и желания детей принимать в них участие. Кроме подвижных игр, на прогулке необходимо широко использовать разнообразные упражнения в основных видах движений.
Бег и ходьба.
Эффективным средством повышения двигательной активности и воспитания выносливости являются пробежки с разной скоростью в чередовании с ходьбой. Детям объясняются преимущества умения бегать со средней и низкой скоростью (можно пробежать большое расстояние, можно бежать долго и не устать), показывается на конкретном примере, что тот, кто бежал слишком быстро, не смог добежать до места назначения. Кроме того, используется бег трусцой (пробежки с запрещением обгона ведущего). На начальном этапе обучения бегу трусцой детям предлагается быстрая ходьба, постепенно переходящая в бег. В старшей и подготовительной группах целесообразно использовать бег с препятствиями, например, бег с перешагиванием через 5-6 реек, бег из круга в круг, бег широким шагом с наступанием на бревно и т.д. Упражнения в беге следует организовывать так, чтобы создавалась передышка между пробежками. Воспитатель должен постепенно увеличивать физическую нагрузку, контролируя ее в соответствии с индивидуальными особенностями детей.

 Прыжки. На прогулке значительное место следует отводить упражнениям в разных видах прыжков, так как они являются также действенным средством для повышения двигательной активности детей и воспитания у них скоростно-силовых качеств и выносливости. На площадке должны быть созданы все необходимые условия для использования разных видов прыжков.
Метание, бросание и ловля мяча.
Наряду с упражнениями в беге и прыжках должны широко использоваться упражнения в метании, бросании и ловле мяча, с целью подготовки детей к спортивным играм (баскетбол, бадминтон, теннис). В содержание прогулки могут быть включены различные действия с мячом: прокатывание по земле, узкой дорожке, подбрасывание мяча вверх и ловля его, отбивание и ведение мяча, удары о стенку, перебрасывание мячей друг другу из разных исходных положений, метание в цель и на дальность. В подготовительной к школе группе детям на прогулке дается большее количество упражнений в бросании и ловле мяча (более 60 упражнений в течение года), так как в этот период идет интенсивная подготовка к овладению элементами игры в баскетбол.

 Упражнения на полосе препятствий. С целью закрепления навыков в основных видах движений, развития ловкости и поддержания интереса детям предлагается ряд упражнений (в определенной последовательности и с постепенным усложнением) на полосе препятствий. На ней могут располагаться разнообразные физкультурные пособия: гимнастические скамейки, бревна, «козлы», дуги, наклонные бумы, щиты для метания, стойки с веревочкой и др. Выполнение упражнений на полосе препятствий не должно вызывать особых затруднений у детей, так как они предварительно осваивают их на физкультурных занятиях. При организации упражнений на полосе препятствий важно учитывать уровень дошкольников. Детям с высоким и средним уровнями предлагается более высокая физическая нагрузка по сравнению с малоподвижными детьми. Продолжительность упражнений на полосе препятствий для этих детей должна составлять не более 10 минут.
– Самостоятельная двигательная деятельность: в ходе нее ребенок пробует свои силы, проявляет инициативу, закрепляет умения и удовлетворяет естественные потребности в движении. Ребенок в этой деятельности имеет возможность активно повторять движения столько раз, сколько хочет, выбирать те движении, которые ему в данный момент интересны. Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется взрослым в разное время дня: утром до завтрака, в перерыве между занятиями, в свободное время после дневного сна, во время прогулки. При планировании самостоятельной двигательной деятельности важно позаботиться о создании физкультурно-игровой среды: выделить достаточное для активного движения пространство, иметь достаточно разнообразные физкультурные пособия (для создания разнородности и новизны физкультурно-игровой среды, чередования активной и спокойной деятельности детей).
В основных формах работы по физическому развитию детей  активно используются здоровьесберегающие технологии:

Читайте также:  Индивидуальное развитие ребенка в дополнительном образовании

– Игровой массаж: Массируя определённые точки тела, мы посылаем положительные сигналы своим органам (сердцу, легким, почкам, печени). Выполнение игрового массажа улучшает нервную систему, поднимает настроение.

– Дыхательную гимнастику, которая развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма.

      – Пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика помогает развивать у ребенка мелкую моторику, координацию движений и внимание, активизировать речевые навыки, память и мышление.
    – Гимнастику для глаз, которая способствует предупреждению утомления, снимает напряжение, укрепляет глазные мышцы и в целом предусматривает общее оздоровление зрительного аппарата.

– Профилактику плоскостопия и нарушений осанки, направленную на укрепление и поддержку связочного аппарата. Можно выполнять ходьбу по ребру обруча, гимнастику для стоп в игровой форме, ходьбу с мешочком на голове и многое другое.

– Музыкально – ритмические упражнения, которые особенно любимы детьми. Игры – песенки развивают основные движения, развивают чувство ритма,  заряжают детей положительными эмоциями.

– Психогимнастика показана как детям с нарушениями характера, так и детям с нормой развития с целью психофизической разрядки. Она может использоваться воспитателями в повседневной работе с детьми, не требует специальной подготовки, при проведении психогимнастики не используются атрибуты. Элементы психогимнастики  применяются при проведении ООД (помогают создать на занятиях положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость и снять усталость),  как специальные занятия (этюды, упражнения, игры) направления на развитие и коррекцию познавательной и эмоциональной сферы психики человека.

Закаливание является важнейшей частью физического воспитания дошкольников. В системе работы ДОУ закаливание нужно рассматривать как сознательное применение системы мероприятий, повышающих сопротивляемость организма, воспитывающих способность быстро и без вреда для здоровья применяться к различным условиям внешней среды. Принципы закаливания: постепенность, последовательность, систематичность, комплексность, личностноориентированный подход.
Виды закаливания:
– ежедневные оздоровительные прогулки на свежем воздухе;
– водные процедуры: умывание, мытьё рук прохладной водой, полоскание рта после каждого приёма пищи и после сна прохладной водой или водой комнатной температуры – воздушные ванны и ходьба по «дорожкам здоровья» после сна;
– ходьба босиком.

СРЕДСТВА  ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ:

Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются:

  • гигиенические факторы: режим дня, занятий, сна, бодрствования, питания; гигиена одежды, обуви, уборка групповых комнат, зала, физкультурных снарядов и пособий;
  • естественные силы природы(солнце, воздух, вода),
  • физические упражнения и др.

  Полноценное физическое воспитание достигается при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по разному влияет на организм.

В теории физического воспитания используются также специфические методы:

 – метод строго регламентированного упражнения

наличие твердо предписанной программы движений (техника движений, порядок их повторения, изменения и связи друг с другом);

точное нормирование нагрузки по ходу выполнения упражнения, а также нормирование интервалов отдыха и чередование его с нагрузками;

создание внешних условий, облегчающих управление действиями ребенка (распределение групп на местах занятий, использование пособий, снарядов, тренажеров, способствующих выполнению учебных заданий, дозирование нагрузки, контроль за ее воздействием и т.д.).

 – игровой метод

 Игровой метод отражает методические особенности игры и игровых упражнений, которые широко используются в физическом воспитании. Он близок к ведущей деятельности ребенка, дает возможность совершенствования двигательных навыков. В работе с детьми широко используются сюжетные и несюжетные, а также спортивные игры.

 – соревновательный метод

Он эффективно способствует практическому освоению действий физических упражнений и используется во всех возрастных группах. Перед малышами ставится задача: кто быстрей принесет флажок, кто дальше бросит мяч. В старших группах этот метод позволяет совершенствовать движения, эффективно развивать творчество.

 – метод круговой тренировки.

 Метод круговой тренировки заключается в том, что ребенок передвигается по заданному кругу, выполняя определенные упражнения или задания, позволяющие разносторонне воздействовать на мышцы, различные органы и системы организма.

 Усвоению ребёнком двигательного опыта и его развитию способствуют методы обучения:

– информационно-рецептивный, который выражается во взаимосвязи совместной деятельности педагога и ребёнка. Он позволяет педагогу четко, конкретно донести знания до ребёнка, а ему – осознанно их запоминать и воспринимать.

– репродуктивный метод, реализуя который педагог продумывает систему физических упражнений, направленных на воспроизведение известных ребёнку действий, которые сформировались в результате применения информационно-рецептивного метода. Данный метод повышает усвоение знаний и навыков, позволяет использовать их по образцу и варьировать в разнообразных ситуациях.

– метод проблемного обучения, в основе которого лежат законы развития человеческого мышления, познавательной творческой деятельности (имитация, сюжетные п/и,  игровой образ, творч.задания).

Широко используются в системе физического воспитания общедидактические методы: наглядный (наглядно-слуховой), вербальный (беседы, команды, вопросы, указания, пояснения, сигналы, образный сюжетный рассказ), практический.

Особое внимание необходимо уделять работе с родителями воспитанников: проводить спортивные мероприятия с участием родителей, размещать стендовую информацию о возможностях физического развития детей, проводить консультации, мастер – классы по изготовлению нестандартного оборудования для организации физического развития детей, практикумы по использованию игр и игрового оборудования и многое другое.

Таким образом, в ходе планомерной и активной работы педагогов ДОУ, результатом освоения образовательной области «Физическое развитие»становится ребенок: овладевший основными видами движений, развитой крупной и мелкой моторикой, контролирующий свои движения и управляющий ими.

Источник