Физическое развитие ребенка в танце
Юлия Костина
Формирование и укрепление физического развития ребенка средствами хореографии
Проблема по формированию и укреплению физического здоровья ребенка очень актуальна и заключается в снижении мотивационного уровня детей к физкультурно-спортивной деятельности. На повышение мотивации в данном случае может оказывать существенное влияние хореографическая деятельность, а именно, танец. Искусство танца – средство развития в маленьком человеке почвы для раскрытия потенциальных возможностей, в том числе, физических.
Хореография – это своего рода органическое соединение музыки, игры, двигательного воображения, фантазии, и отображение этого всего в четком готовом продукте – танце. Занятия хореографией, помимо положительных эмоций, дают ребенку уверенность, раскрепощают его, способствуя гармоничному развитию личности и формированию хороших физических данных.
В системе физического воспитания ребенка нужно сформироватьпервостепенные задачи: базу разнообразных движений; правильную осанку; умение создавать двигательные образы; мастерство в выражении жестов и двигательного воображения, фантазии и т. д. Включение танцевальных элементов на занятиях физической культурой оказывает положительное влияние на формирование физического развития ребенка и красоту тела. Ведь во время танцевальной разминки и самого танца задействованы все группы мышц, что является эффективным способом формирования культуры движений, совершенствования осанки и фигуры, исправления походки, предупреждения плоскостопия и др.
Чтобы подготовиться к танцевальной деятельности, проводится разминка, включающая комплекс различных упражнений, которые и применяются нами. Так, например, на предупреждение плоскостопия можно задействовать ходьбу на подошвенных частях стопы и легкий бег; на укрепление мышц спины и формированию правильной осанки – упражнения с гимнастической палкой, аэробные упражнения со скакалкой; на формирование гибкости и пластичности – упражнения на растяжку (”бабочка”, “кошка”, “лягушка”,”лодочка” и т. д).При проведении комплекса упражнений существует важное правило: выполнять упражнения правильно и повышать нагрузку постепенно. Нужно всегда руководствоваться тем, что лучше сделать правильно одно эффективное движение, чем целый комплекс бесполезных.
Итак,нами используется следующий комплекс разминочных упражнений:
1. Ходьба на носках и пятках, на наружней и внешней сторонах стопы и легкий бег (3-5 мин.);
2. Передвижение на приседе (”гусиный шаг”, опираясь ладошами о колени (1 мин.);
3. Передвижение с упором на руки и ноги, с отрывом туловища от пола (2 мин.);
4. Поскоки на обеих ногах и с высоким поочередным подниманием колена (2-3 мин.);
5. Стоя прямо (ноги на ширине плеч) держать гимнастическую палку горизонтально полу и, поднимаясь на носки, одновременно поднимать палку над головой на вытянутых руках, и возвращаться в исходное положение. (10-12 раз);
6. Приседать с гимнастической палкой на вытянутых руках. (6-8 раз);
7. Поднимание палки вверх и опускание ее за головой под счет. И. п. -палку держать у груди. (8-10 раз);
8. И. п. -палка на плечах. Выполнение поворотов туловища вправо-влево (8-10раз);
9. И. п. -палка на плечах. Выполнение наклонов туловища вперед-назад (8-10 раз);
10. И. п. – руки вытянуты вперед. Выполнение выпадов вперед поочередно на одну и другую ногу, постоянно возвращаясь в исходную позицию, где ноги вместе (8-10 раз);
11. И. п. – руки вытянуты вперед. Перенос центра тяжести с одной ноги на другую в приседе (6-8 раз);
12. Ходьба, дыхательная гимнастика (3-5 мин.)
Для укрепления мышц стопы проводим катание по полу гимнастической палки
подошвой стоп, ходьба по ней от края до края боковыми шагами и вдоль.
Также, чтобы добиться от детей большей гибкости,широко используются в разминке:
упражнения на растяжку:
1. Упражнение “Кошка”:
И. п. -упор на коленях, на 1-2-спину прогнуть (голова держать наверху,
на 3-4- спину выгнуть (голову опустить вниз);
2. Упражнение “Бабочка”:
И. п. – сесть на пол, ноги согнуть в коленях и развести в стороны, стопы соединить. На 1-3 – опираясь на колени руками прижать ноги к полу; на 4 – вернуться в и. п. ;
3. Упражнение “Лодочка”:
И. п – лечь на пол лицом вниз, руки вытянуть вверх над головой,
на1-2-поднимание рук и ног вверх одновременно, с подниманием головы вверх,
на 3-4 вернуться в исходное положение.
Упражнения и прыжки со скакалкой способствуют укреплению мышц всего тела и оказывает хорошее воздействие на дыхательную и сердечно-сосудистую системы. Кроме этого, при выполнении упражнений со скакалкой улучшается прыгучесть и координация движений, что необходимо в танцевальной деятельности.
Подводя итог, хочется отметить, что средства хореографии, применяемые на занятиях – это методика, которая облагораживает все группы мышц, обеспечивающая гармоничное физическое и психическое развитие личности ребенка.
Источник
Танцевальные занятия приносят детям массу пользы. Танцуя под музыку, малыши не только весело проводят свой досуг и получают заряд положительных эмоций, но и гармонично и разносторенне развиваются. О том, чем же полезны занятия танцами для дошкольников, а также в каком возрасте можно отдавать ребенка в школу танцев, мы поговорим с Вами сегодня.
Физическое развитие
Дети, которые регулярно занимаются танцами, обладают крепким здоровьем. Грамотно подобранные физические нагрузки и активность способствуют:
- Укреплению всех групп мышц;
- Формированию правильной осанки;
- Развитию выносливости;
- Улучшению работы сердца и легких, укреплению сосудов;
- Развитию координации движений, «мышечной памяти»;
- Развитию гибкости и пластики;
- Развитию ловкости и быстроты реакции.
Правильное выполнение танцевальных движений требует немалых физических усилий, но, в отличие от спорта, танцы практически не травмоопасны и не имеют противопоказаний.
Интеллектуальное развитие
Может казаться, что активные виды деятельности мало влияют на интеллектуальное развитие детей. Но это совершенно не так! Заучивание движений и их комбинаций отлично тренирует память дошкольников, а необходимость постоянно следить за музыкой, педагогом и товарищами прекрасно развивает внимание. Танцевальные занятия формируют пространственное мышление, кроха быстрее учится воспринимать понятия «верх», «низ», «право», «лево», «сбоку», «посередине», «над», «под», «перед», «за» и так далее. Чтобы перевоплатиться в образ, необходимый для танца, ребенок активно использует воображение. В целом, интеллект – это способность приспосабливаться к новым условиям и быстро обучаться. На занятиях дети не только исполняют заранее подготовленные танцы, но и часто импровизируют. Познавая себя и возможности своего тела, малыш создает фундаментальную базу для новых открытий.
Художественно-эстетическое развитие
Танцы прививают дошкольникам любовь к искусству, чувство прекрасного, а также открывают перед ними новый способ восприятия мира – через музыку и движения. Многообразие форм передачи чувств формируется благодаря погружению в различные образы. С помощью пластики и художественного движения дети учатся выражать свои творческие задумки, настроения, мысли. У малышей также развивается музыкальных слух и чувство ритма. Танцевальные занятия, несомненно, способствуют художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста.
Единство движений и музыки – это особенный способ восприятия мира, который открывается перед малышом во время занятий танцами и остается с ним на всю жизнь.
Развитие личностных качеств
Слушание музыки вносит большой вклад в развитие личности ребенка, в том числе, его эмоциональной сферы, ведь в ней заложено множество переживаний, эмоций, чувств, событий. Благодаря танцам дети узнают себя, хорошо ориентируются в своем внутреннем мире. Кроме того у малышей формируются такие качества, как:
- Артистичность;
- Креативность;
- Навыки публичных выступлений;
- Активность;
- Уверенность в себе;
- Самоконтроль;
- Дисциплинированность;
- Целеустремленность;
- Настойчивость.
Развитие навыков общения
Занятия танцами помогают детям улучшить свои коммуникативные навыки. Малыши обычно без труда заводят новые знакомства, ведь атмосфера, которая царит на танцах, располагает к тесному эмоциональному общению. Даже застенчивые и необщительные дети раскрепощаются и быстро вливаются в коллектив. В основном, танцы – это командная работа, поэтому у дошкольников формируется чувство доверия к окружающим, а также развиваются навыки взаимодействия с другими людьми, умение находить общий язык со сверстниками. На хореографии детей учат выражать свои эмоции при помощи мимики и жестов, и это очень помогает им лучше понимать, что чувствуют другие люди.
В каком возрасте можно начинать заниматься танцами?
Каждый родитель хочет, чтобы его кроха активно и полноценно развивался, поэтому практически с самого рождения малыша задумывается о том, в какой кружок отдать ребенка. Большинство секций ведут набор детей старше 4 лет. Но танцы – это именно те занятия, которые подойдут малышам уже с 2-3 лет. Это обуслевлено уровнем физического развития детей данного возраста и их потребностями. В 2 года дети обычно обожают всё, что связано с движением. Они практически без остановки могут бегать, прыгать, преодолевать препятствия. По мере формирования вертибурярного аппарата развивается способность удерживать равновесие. К 3 годам движения становятся более точными и скоординированными, увеличивается скорость реакции. С 4-5 лет дошкольникам доступны сложные двигательные навыки, требующие хорошей физической подготовки, ловкости, гибкости и быстроты реакции. Конечно, дети дошкольного возраста, в большинстве случаев, не могут освоить сложную хореографию и добиться высоких результатов. Но занятия танцами под руководством профессионального и внимательного педагога позволят малышу проявить себя и полностью удовлетворить свою потребность находиться в движении, а также подготовить базу для будущих побед. Чтобы точно определиться, готов ли малыш к танцвальным занятиям, можно задать себе следующие вопросы:
- Как ребенок предпочитает проводить свое свободное время? Он любит подвижные или спокойные игры?
- Как малыш переносит физические нагрузки?
- Сможет ли он слушать педагога и выполнять его требования?
- И самое главное: нравится ли ребенку танцевать? Чтобы выяснить это, Вы можете просто понаблюдать за крохой или предложить ему потанцевать вместе с Вами.
Малышей 2-4 лет, наряду со старшими дошкольниками, можно смело отдавать на танцы, так как на этом этапе происходит активное физическое развитие, однако всегда нужно учитывать и индивидуальные особенности ребенка.
Выводы
Когда перед родителями встает выбор, в какую секцию или кружок отдать малыша, многие выбирают именно танцы. И это именно то, что нужно детям раннего и дошкольного возраста. Танцевальные занятия вносят большой вклад в физическое, интеллектуальное, личностное, социальное и эстетическое развитие ребенка. У детей, занимающихся танцами, формируются навыки самоконтроля, умение работать в коллективе и сотрудничать со сверстниками, слушать преподавателя. Отправляясь в школу, ребенок будет психологически подготовлен к новым для него условиям.
Заключение
В Монтессори-клубе «Созвездие» танцевальные зантия проводятся для мальчиков и девочек от 2 до 7 лет. Воспитанники младшей группы учатся слаженно работать в коллективе и осваивают самые простые движения. Старшие танцоры разучивают более сложные композиции, знакомятся с такими средствами выразительности, как пластика, пантомима и мимика. Кроме художественных моментов мы уделяем большое внимание развитию общей физической подготовки, стимулируем координацию движений, гибкость и выносливость. Мы с уважением относимся к физическим и эмоциональным резервам каждого ребёнка, поэтому в случае необходимости корректируем темп работы, делаем перерывы, даём возможность импровизировать. На наших занятиях малыши получают удивительный заряд положительных эмоций. Приходите и убедитесь в этом сами!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Соколова Оксана
Источник
Бекасова Светлана
Влияние хореографии на физическое развитие детей
Влияние хореографии на физическое развитие детей.
Хореография – средство умственного, эстетического, нравственного и физического воспитания широкого профиля, ее специфика определяется разносторонним воздействием на человека. Тренировка тончайших двигательных навыков, которая проводится в процессе обучения хореографии, связана с мобилизацией и активным развитием многих физиологическихфункций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности. Понимание физических возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов.
Занятия хореографией способствуют укреплению здоровья, снижению перегрузок, развитию креативности, координации, воспитывает настойчивость, силу воли, коллективизм, художественный вкус.
Хореография влияет на опорно-двигательный аппарат, то есть на систему мышц, костей, суставов, связок и сухожилий. Под действием физических тренировок мышечные волокна утолщаются, кости начинают значительно перестраиваться. Процесс костного обновления происходит постоянно, при этом одна часть кости рассасывается, а другая восстанавливается. Поэтому регулярные занятия танцами укрепляют кости. Физические нагрузки влияют на связки и сухожилия, утолщая их и делая более прочными. Танцы оказывают положительное влияние и на суставы. Амплитуда движений в суставе возрастает, а хрящевая ткань уплотняется. Но не стоит забывать, что чрезмерные физические нагрузки оказывают негативное влияние на состояние суставов.
Хорошо развитая мышечная система – это надежная опора для скелета. Например, из-за слабости мышц спины и плечевого пояса появляется искривление позвоночника, грудная клетка деформируется и как следствие работа легких и сердца затрудняется, ухудшается кровоснабжение мозга и т. д. Развитая мускулатура укрепляют позвоночный столб, берёт часть нагрузки на себя, тем самым разгружая его, предотвращает “выпадение” межпозвоночных дисков.
Под влиянием физической нагрузки мышцы становятся не только более эластичными, но и более твердыми. Занятия танцами способствуют лучшему кровоснабжению и питанию мышц, увеличивают способность мышц к растяжению, эластичные связки совершенствуют движения, увеличивая их амплитуду.
Между тем общеизвестно, насколько важна правильная осанка в жизнедеятельности дошкольника. Любые ее нарушения приводят к хроническим заболеваниям или нарушениям функционирования систем и органов. Именно на данном возрастном этапе, когда происходит формирование опорно-двигательного аппарата, закладываются основы функциональных возможностей организма, актуальной является задача формирования правильной осанки, поиска эффективных средств и технологий для ее решения.
Таким средством является хореография, ведь именно она позволяет, действуя на мотивационно – эмоциональную сферу, создать стойкий интерес у детей к двигательной деятельности и положительно влияет на формирование правильной осанки.
Опыт современных мастеров танца, педагогов-практиков, специалистов в области физической культуры свидетельствует, что занятия танцем оказывают серьезнейшее воздействие на формирование правильной осанки, способствуют исправлению её функциональных нарушений, укреплению «мышечного корсета» и связочно-мышечного аппарата стопы и голени, развитию чувства равновесия, ловкости, координации, двигательной памяти.
Очевидным становится, что хореографии и танцу необходимо отводить особую роль в формировании осанки у дошкольников. Однако на сегодняшний день единая точка зрения на преподавание хореографии и танца в дошкольном учреждении отсутствует.
Изучение танца становится особенно актуальным в настоящее время, когда к нему наметился активный интерес как к средству многофункционального воздействия на человека, в том числе на детей первого десятилетия жизни.
Особое место в физическом развитии ребенка, коррекции и формировании правильной осанки отводятся упражнениям классического экзерсиса.
Он укрепляет весь суставно-мышечный аппарат тела, дает правильную постановку головы, рук и ног, вырабатывает точность, свободу, эластичность и координацию движений. Соблюдая постановку корпуса, позвоночник выпрямляется и имеет свойство вытягиваться, не смотря на возраст. Благодаря выворотным позициям классического танца, можно избежать «косолапости», а так же и вылечить. Затягивая колени при классических позициях ног,можно выровнять кости ног: бедренную и берцовую.
Регулярные физические нагрузки в ходе занятий по хореографии способствуют совершенствованию нервной системы, положительным сдвигам в ее состоянии.
Звуковой ритм, музыкальная синхронизация оказывают благоприятное влияние на ритм сердечных сокращений, глубину и частоту дыхания, координацию моторных рефлексов. Равномерная физическая нагрузка оказывает стимулирующее и нормализующее влияние на показатели иммунитета, развивает динамические возможности и дыхательную систему, укрепляет сердечно – сосудистую систему.
Также важны для формирования осанки, укрепления мышц упражнения партерной гимнастики. Они способствуют укреплению опорно-двигательного аппарата, развитию органов дыхания, отдельных двигательных качеств и способностей (силы, гибкости, координации, ловкости, выносливости); на развитие психики (внимания, сообразительности, ориентировки в пространстве и во времени); развитие музыкальных качеств.
На занятиях по хореографии ребёнок познаёт себя, раскрывает свои физические возможности, который ему пригодятся в дальнейшем. Благодаря системе и комплексу упражнений с каждым занятием ребёнку становится интереснее и легче выполнять физически сложные упражнения.
Источник
Танец как средство физического развития ребенка.
В настоящее время общество нуждается в активной, творческой, мыслящей личности, формирование которой надо начинать в дошкольном возрасте. Танец является одним из основных направлений формирований личности, ведущим средством физического развития дошкольников.
Танец – это музыкально–пластическое искусство. Как всякий вид искусства, танец отражает жизнь в художественных образах. Танцевальное искусство имеет свои особенности. В нем в качестве главного средства создания художественных образов используются движения и положения человеческого тела, которые составляют своеобразный язык. Специфика в том, что художественные образы воплощаются с помощью выразительных движений исполнителей, без каких–либо словесных пояснений.
Танец оказывает неоценимую помощь в физическом развитии ребенка, развивают пластику, координацию движений, силу рук и ног ребенка. С помощью танцев дети учатся управлять своим телом.
Танцевальные игровые композиции обогащают детей яркими образными движениями, создают условия эмоциональной разрядки, развивают, память, внимания, воображения. Вы замечали, что дети, услышав музыку, начинают сами двигаться, изображая музыкальных персонажей? Малыши при звуках песенки «От улыбки хмурый день светлей…» улыбаются, вспоминают веселого Крошку-енота.
Для образного перевоплощения в танце предполагается исполнение движений и действий, какого–либо персонажа с характерными для него особенностями пластики. Этому необходимо учить специально. Например, при работе над сказкой «Золушка» дети изучали историко-бытовой танец, т.к. в сказке исполняется танец «Полонез». Также детьми изучались элементы классического танца для исполнения танца «Звездная ночь». Для изображения персонажей в сказке «Волк и семеро козлят» использовался народный танец.
Самое главное в обучении детей танцевальному искусству – это прививать нравственные качества ребёнку, не нарушая внутреннего мира и детского восприятия. Мы должны суметь открыть детям красоту танца, музыкального сопровождения: ребёнок должен пропустить музыкальный образ танца через себя. В голове у малыша, как и у всякого взрослого человека, уже присутствует некая модель мира. И совершенствовать эту модель ему предстоит всю жизнь; в соответствии с этой моделью строится поведение ребенка, а в последствии и весь образ жизни. Закладывая в ребенка знания, умения и навыки, воспитывая его, мы, тем самым, обогащаем его представление об окружающем мире.
На базе нашего Муниципального Центра развития ребенка – детского сада № 35 функционируют различные кружки и студии. В частности: студия «Танцкласса», которая помогает детям раскрыться в разных направлениях и освоить основы народного, современного и бального танца. В процессе работы по проблеме «Танец – как средство развития и формирования ребенка» я опиралась на педагогические и психологические исследования, которые раскрывают специфические особенности мыслительной деятельности дошкольников, позволяют развивать танцевальные навыки и творческие способности детей.
В дальнейшем жизненный путь детей сложится по-разному, но танец в их жизни останется на всю жизнь. Это – осанка, походка, красивая фигура, собственное представление о прекрасном. Танец – это тот вид искусства, который помогает ребёнку эмоционально раскрыться, показать окружающим, как он видит этот мир.
Источник