Физическое развитие ребенка в старшей группе
Старшая группа в ДОУ — это важный переходный этап в жизни ребенка. Организм претерпевает серьезные изменения, у малыша появляются новые интересы и нужды. В том числе возрастает потребность в двигательной активности. На этом этапе особое внимание со стороны взрослых требуется к физической стороне развития.
Особенности физического развития детей в старшем дошкольном возрасте
К пятому году жизни человек осваивает основные движения, умеет координировать свои действия, и открыт к дальнейшему развитию своих физических навыков. К этому времени значительно меняются и физические показатели тела:
- рост удваивается,
- вес тела увеличивается в три раза,
- увеличивается окружность грудной клетки,
- значительно вырастает мышечная масса,
- меняются пропорции тела, начинают вытягиваться конечности.
Кроме физических изменений, значительные перемены происходят в сознании ребенка. К моменту перехода в старшую группу он способен правильно оценивать поставленную задачу, и координировать свои действия, исходя из нее. Детская психика в этот период очень пластична, усвоение новой информации и формирование практических навыков происходит легко и быстро. Поэтому психологи и педагоги считают занятия по физическому развитию в старшей группе очень значимыми для гармоничного развития личности. Однако эффективность их зависит от того, насколько они учитывают особенности организма ребенка в этом возрасте и его потребности.
Особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста:
- формирование осанки и свода стопы;
- развитие конечностей (увеличивается не только их сила, но и выносливость);
- меняется центр тяжести тела из-за роста ног;
- активное развитие лобных долей мозга приводит к тому, что ребенок уже легко запоминает цепочку событий;
- тело становится более устойчивым;
- вырастает потребность в движении.
Планирование физического развития детей в старшей группе должно быть построено с учетом этих особенностей. Улучшение двигательных навыков в этом возрасте имеет огромное значение и не только формирует здоровье, но и служит стимулом для интеллектуального и психического развития гармоничной личности.
Цели и задачи физического развития в старшей группе
Процесс стандартизации образования затронул и сферу физического развития. На законодательном уровне утверждены единые федеральные государственные образовательные стандарты, которые определяют цели, задачи и методы организации процесса.
Физическое развитие старшей группы по ФГОС содержит в себе две области: физкультура и здоровье. Весь процесс при этом сфокусирован на дошкольнике и его потребностях. Образовательная область «физическое развитие» в старшей группе по ФГОС ориентирована на активное получение нового опыта в движении, усвоение норм здорового образа жизни. Помимо этого, занятия по физическому развитию в старшей группе обязаны быть выстроены по принципу интеграции различных сфер образования.
Важно! Занятия по воспитанию культуры ЗОЖ предполагают взаимосвязь социального поведения с психическим и физическим состоянием здоровья.
Перед воспитателем стоит сложная задача: не только привить здоровые навыки, но и сформировать правильное восприятие окружающего мира. Конечной целью является понимание дошкольниками, что здоровье — это ценность, гарант социального, духовного и материального благополучия. В соответствии с этими целями выстраивается календарный план физического развития в старшей группе, и формулируются задачи НОД.
Непосредственно образовательная деятельность (НОД) в ДОУ должна решать следующие задачи по физическому развитию в старшей группе:
- обучение ребят точному выполнению действия по продемонстрированному образцу;
- изучение правил спортивных командных игр и закрепление их в играх;
- поддержание и мотивация на участие в самостоятельных подвижных играх;
- повышение выносливости и гибкости тела;
- отработка скорости и точности в движениях;
- формирование ответственного отношения к здоровью;
- приучение к закаливанию;
- развитие силы воли и воспитание здорового соревновательного духа.
Все эти задачи решаются через подвижные игры, командные соревнования, упражнения, обсуждение специально подобранной литературы, мультфильмов.
Дополнительная цель физического развития в старшей группе ДОУ заключается не только в развитии силы и выносливости, но и формировании необходимых для взрослой жизни морально-этических качеств и опыта дружеского взаимодействия.
Программа физического развития
Программы физического развития в старшей группе должны быть составлены с учетом ФГОС. Он определяет ее структуру и объем, допустимые условия реализации и результаты, которые с ее помощью будут достигнуты.
Стандартная нагрузка в старшей группе предполагает:
- три занятия физкультурой в неделю, продолжительностью в полчаса, одно из которых обязательно проводится на улице;
- каждое утро — занятия гимнастикой, минимум по 10 минут;
- физкультминутки;
- игры для физического развития на прогулке в старшей группе;
- процедуры по закаливанию после обеденного сна;
- 2 праздника по спортивной направленности за год;
- раз в три месяца проводится «день здоровья».
Книга Пензулаевой Л.И. «Физическая культура в детском саду» о физическом развитии в старшей группе, виде упражнений и их значении, будет полезна педагогам для составления плана занятий. Автор дает конкретные рекомендации, а также поквартальный и помесячный план занятий. Несмотря на то, что книга издана 20 лет назад, она до сих пор не потеряла своей актуальности и практической ценности.
Эффективные упражнения для физического развития
Упражнения в НОД в старшей группе обязаны отвечать следующим принципам:
Принцип | Расшифровка |
Поэтапности | Некоторые упражнения должны разбиваться на этапы. Например, для освоения прыжка в длину дети поэтапно учатся делать его с разбега, с толчком одной ногой от отметки, а позже отрабатывают приземление на обе ноги |
Наглядности | Зрительные ориентиры и демонстрация с разных сторон (сбоку, спереди, сзади) играет огромную роль в освоении нового двигательного навыка. Педагоги рекомендуют привлекать для демонстрации поочередно всех дошкольников в течение года |
Ясности | Команды педагога должны быть четкими, понятными и не допускать неверного толкования |
Обратной связи | Дети должны получать объективную и своевременную оценку своих действий. Это не только мотивирует их на дальнейшую работу, но и учит анализировать свои действия и давать им правильную оценку. При этом обратная связь должна быть выстроена с учетом индивидуальных особенностей детей и их способностей |
Для большей эффективности проводимых занятий воспитатель использует различные формы организации процесса: общие, групповые, индивидуальные. Индивидуальная работа по физическому развитию в старшей группе имеет огромное значение. Она не только позволяет учитывать личность дошкольника, но и вовремя корректировать ошибки, не допуская их закрепления на уровне навыков.
Важно! В каждой НОД должны быть применяться упражнения на формирование осанки и предупреждение развития плоскостопия.
В содержание НОД по физическому развитию в старшей группе надо включать все виды упражнений, направленных на проработку разных групп мышц. Однообразие приводит к тому, что дети теряют интерес, качество выполнения падает.
Классификация упражнений, примеры и методика их проведения:
Тип упражнений | Особенность | Примеры |
Гимнастические | Воздействует на конкретные зоны, есть возможность дозировать и контролировать нагрузку. Часто предполагают использование инвентаря, музыкального сопровождения | Упражнения с мячом, обручем, скакалкой, отработка движений, упражнения на гибкость и выносливость |
Дидактические игры | Игры по физическому развитию в старшей группе предполагают наличие правил, и цели, которой надо добиться. Имеет яркий эмоциональный окрас. Сложно контролировать уровень нагрузки | Наиболее эффективные дидактические игры по физическому развитию в старшей группе: салки, мышеловка: третий лишний и другие.Мышеловка. Две группы детей, одна берется за руки, образуя круг, — это мышеловка. Остальные — мышки, которые должны всеми силами вырваться из круга |
Спортивные игры | Предполагает коллективное взаимодействие, наличие четких правил, требует проявить волевые усилия ради командной победы | Футбол, бадминтон, городки |
Спортивные упражнения | Позволяет привить волевые качества, повышают выносливость и укрепляют здоровье, так как большинство из них проводится на открытом воздухе | Физическое развитие на воздухе в старшей группе не будет всесторонним без занятий спортивными упражнениями: катание на санках, велосипеде, коньках, роликах, игры на качелях, плавание |
Из всех упражнений, группа гимнастических самая объемная, ее условно можно разделить еще на несколько подгрупп, по направленности действия.
Гимнастические упражнения:
Подгруппа | Характеристика | Пример и методика проведения |
Общеразвивающие | Направлены на проработку и укрепление всего организма или крупных отделов (плечевой пояс, ноги) | Махи ногами, приседания, упражнения на растяжку и на гибкость суставов |
Строевые | Формируют навык ориентации в пространстве, учит успешно взаимодействовать с командой | Построение в шеренгу: по росту, по одному или по двое, в круг. Синхронные повороты и полный разворот, движение на месте, движение по кругу приставным шагом |
Основные движения | Влияет на формирование осанки, предупреждает развитие плоскостопия | Ходьба: дети должны овладеть всеми видами ходьбы, движения должны быть ритмичными, четкими.Бег: обычный бег, бег на скорость и челночный бег. Воспитатель должен отрабатывать не только правильность позиции, контролировать дыхание, но и требовать правильное положение стопы. Бег на носочках с высоким подъемом коленей укрепляет мышцы ног и стопы.Прыжки: в высоту, с разбега, в длину с места.Работа с мячом: бросание, ловля, отбивание об пол, метание в цель |
Упражнения на равновесие | Из-за физиологических изменений роль упражнений на равновесие на этом этапе огромна. Они позволят ребенку почувствовать изменившийся центр тяжести, а также развивают волевые качества и способность сосредотачиваться на конкретной задаче | Могут быть статичными: удержать равновесие на одной ноге, на носках, в какой-то определенной позе.Динамичные упражнения, проход по узкой скамье, бревну, кочкам |
Список всевозможных упражнений и игр можно найти в методических рекомендациях Ноткиной Н, Пензулаевой Л, Филипповой. С и других.
Показатели физического развития детей в старшей группе
Диагностика физического развития в старшей группе должна проводиться регулярно, чтобы при необходимости можно было скорректировать обучающую программу.
На протяжении всего старшего дошкольного возраста происходит непрерывный рост физических показателей. К семи годам при гармоничном развитии и отсутствии патологий происходят следующие изменения:
- становая сила увеличивается в два раза;
- значительно вырастают показатели скорости бега и выносливости;
- совершенствуется координация движений.
Происходят изменения психоневрологического характера:
- дошкольник проявляет инициативу, с удовольствием участвует в коллективных играх;
- умеет подчиняться правилам игры и применяет волевые усилия, чтобы добиться победы;
- мелкая и крупная моторика совершенствуется.
Эти нормативы закреплены в государственных стандартах, как целевые ориентиры для программы физического развития старшей группы. Конкретные рекомендации, как определить показатели физического развития, можно найти у таких авторов как Верещагина Н.В., Ноткиной Н. А., Лесковой Г.А.
Показатели физического развития (средние данные) по Верещагиной:
Возраст | Пол | Виды физической активности | |||
Скоростной бег, 10 м | Челночный бег, 3*10 м, сек | Прыжки в длину без разбега, см | Бросок утяжеленного мяча, см | ||
5 | Мальчики | 3 | 11,3 | 77-92 | 168 |
Девочки | 3,2 | 11,6 | 76-86 | 150 | |
6 | Мальчики | 2,9 | 11,2 | 86-100 | 210 |
Девочки | 3 | 11,3 | 88-99 | 170 | |
7 | Мальчики | 2,8 | 9,7 | 100-113 | 240 |
Девочки | 2,9 | 10 | 98-113 | 209 |
Кроме того, полноценная характеристика физического развития детей старшего дошкольного возраста предполагает диагностику овладения базовыми движениями.
Педагог оценивает:
- гибкость,
- показатели ходьбы,
- лазанье по трехметровой гимнастической стенке.
Стоит обращать внимание не только на координацию движений, но и на положение тела в целом, осанку, амплитуду движения конечностей.
Для полноценного физического развития усилий одного педагога недостаточно. Очень важно взаимодействие с семьей, проведение совместных мероприятий, активная жизненная позиция родных. Только объединив усилия, можно добиться гармоничного физического и личностного развития.
Видео
063
Источник
Оксана Никулина
Конспект НОД по ОО «Физическое развитие» в старшей группе
ЦЕЛЬ:
– Формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие
Задачи:
– Укреплять опорно-двигательный аппарат, формировать правильную осанку, развивать физические качества.
– Учить перестроению в колонну по два; учить детей изменять направление бега по сигналу воспитателя; разучить пролезание под дугой, не задевая края дуги; упражнять в сохранении устойчивого равновесия; учить перебрасыванию мяча друг другу.
– Развивать внимание, сообразительность.
– Создать доброжелательную атмосферу, доставить радость детям от занятий физической культурой.
– Удовлетворять природную потребность ребенка в движении.
Оборудование:
кегли по количеству детей, две дуги, мешочки по количеству детей, шесть брусков, мячи большого диаметра на подгруппу детей.
I. Часть (вводная). Дети входят в зал под марш по ребристой доске. «На месте стой, раз-два. На лево». Построение в шеренгу.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у мы будем продолжать учиться перебрасывать мяч двумя руками из-за головы; упражняться в равновесии; научимся играть в новую игру. «Равняйсь!», «Смирно!». На лево! В обход по залу шагом марш!». «Великаны» (дети идут на носках, руки вверх). Шагом марш! «Карлики» (дети идут приседом, руки на коленях). Шагом марш! «Михайло Потапыч» (дети идут на руках и ногах). Шагом марш! Бегом марш! На хлопок – поворот, бег в другую сторону. Свисток – прыжки на месте. (Хлопок, бег, хлопок, бег, свисток, бег, свисток). «Шагом марш!» Упражнение на дыхание «Лягушки». И. п. – стоя, ноги вместе, слегка присесть – вдох, оттолкнуться и сделать прыжок двумя ногами вперед – выдох, произнести «ква-а-а» 3 раза. Берем со скамейки по одной кегли. Через центр в три колонны шагом марш! На месте стой, раз- два! На –лево! Разомкнулись влево приставным шагом на вытянутые руки.
II. Часть (основная часть) Общеразвивающие упражнения с кеглей.
1. И. п.: основная стойка, кегля внизу в правой руке. 1- руки через стороны вверх, переложить кеглю в левую руки, 2 – опустили руки. Тоже левой рукой (6-7 раз).
2. И. п.: ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед, кегля в правой руке. 1 – поворот туловища вправо, руки прямые, переложить кеглю в левую руку; 2 – руки вперед; 3 – поворот влево, переложить кеглю в правую руку; 4 – и. п. (6 раз)
3. И. п.: средняя стойка, кегля внизу. 1 – присесть, руки вперед, переложить кеглю в левую руку; 2 – выпрямиться, руки вниз; 3 – присесть, руки вперед, переложить кеглю из левой руки в правую. 4 – и. п. (6 раз)
4. И. п.: стоя на коленях, кегля в двух руках, перед собой. 1 – поворот вправо, поставить кеглю у пятки правой ноги. 2 – выпрямиться, руки вперед 3 – поворот вправо взять кеглю, 4 –и. п. Тоже самое в левую сторону. (6 раз)
5. И. п.: сидя ноги врозь, кегля а прямых руках вверху. 1-2 – наклониться к носку правой ноги, дотронуться до него кеглей. 3-4 –и. п. Тоже самое к левой ноге. (6 раз).
6. И. п.: о. с, кегля внизу. Прыжки на двух ногах вокруг кегли. Прыжки чередовать с ходьбой. (3 раза)
7. Упражнение для восстановления дыхания «Регулировщик» И. п.: основная стойка, ноги врозь. 1-2- правая рука вверх, левая рука в сторону – вдох; 3-4- смена положения рук – выдох. (4 раза)
Кругом! Сомкнись! В обход по залу шагом марш! Кладем кегли в корзину. На месте стой! Раз-два! Налево!
Основные виды движений.
1. Пролезание под дугой боком (на задевая верхний край) в группировке (5-6 раз).
2. Перешагивание через бруски с мешочком на голове (2-3 раза)
3. Перебрасывание мяча друг другу двумя руками из-за головы (10-12 раз)
Выставляются дуги для пролезания и бруски (пособие выставляется параллельно друг другу)
Сегодня мы будем пролезать под дугой боком и перешагивать через бруски с мешочком на голове. Максим покажет как правильно выполнять задания.
Показ упражнения производит один ребенок. При пролезании необходимо сгруппироваться, наклонить голову как можно ближе к коленям. Затем берем мешочек, кладем на голову, руки ставим на пояс и, перешагиваем через бруски, стараясь пройти, чтобы сохранить правильную осанку. Голову и спину держать прямо и не уронить мешочек.
«На первый-второй, рассчитайсь! В две колонны становись! Сомкнись!» Дети выстраиваются в две колонны и поточным способом выполняют сначала упражнение на пролезание, потом упражнение на равновесие.
Воспитатель обращает внимание на правильную осанку, ритмичность выполнения, правильную группировку. Обходят снаряды с внешней стороны дети и становятся в конец своей колонны.
Для перебрасывания мяча дети строятся двумя шеренгами на расстоянии 3м одна от другой.
Исходное положение: ноги врозь, мяч в согнутых руках за головой, ноги слегка согнуты в коленях. По сигналу дети первой шеренги перебрасывают мячи своим партнерам; те ловят их, не прижимая к груди и опять возвращают.
Построение в шеренгу.
Подвижная игра «Перелет птиц».
Послушайте внимательно правила новой игры. Вы птицы, а скамейки – это деревья. По сигналу «Птицы улетают!» – вы, махая руками, как крыльями разбегаетесь по всему залу; на сигнал «Буря!» – бегите к возвышениям и прячетесь там. По сигналу «Буря прекратилась!» спускаетесь и снова разбегаетесь по залу.
Во время игры осуществляю страховку детей при спуске.
3 Часть. Игра малой подвижности «Передай мяч». Играющие становятся в круг. По кругу передается мяч, по сигналу педагога мяч передается в другую сторону.
Итог: чему сегодня научился?
Какие трудности были?
Юре надо еще потренироваться, чтобы научиться правильно перебрасывать мяч из-за головы. Аня сегодня уже хорошо пролезала под дугой.
Наше занятие закончилось, до свидания! В обход по залу шагом марш! Ходьба в колонне по одному.
Источник
Особенности физического развития детей старшего возраста
В последнее время сохранение здоровья детей становится главной задачей не только для медицинских работников, но и педагогов, в первую очередь, дошкольного образования.
В ФГОС дошкольного образования определены основные положения, касающиеся физического развития детей дошкольного возраста. Образовательной областью «Физическое развитие» предполагается приобретение детьми опыта в следующих видах сферах деятельности:
– в двигательной сфере, в том числе, в выполнении упражнений, на развитие физических качеств (координации движений, гибкости);
– в правильном выполнении основных видов движений (ходьба, бег, прыжки, повороты), в формировании начальных представлений о некоторых видах спорта и овладении подвижными играми;
– в становлении целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
– в овладении элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (питание, двигательный режим, закаливание и др.)
Для того чтобы иметь осознанное отношение к здоровью в этот период жизни, необходимо овладение «общей произвольностью своего поведения» (Л.С.Выготский), «соподчинение мотивов своих действий» (А.Н.Леонтьев). Это может быть достигнуто путем овладения правилами подвижных и других видов игр.
Возрастной период от 5 до 7 лет называют периодои «первого вытяжения». За один год ребенок может вырасти до 7-10 см, средняя масса прибавки в месяц – 200 грамм. Развитие опорно-двигательной системы продолжается. У детей в этом возрасте процесс образования костей не завершен, но кровоснабжение у них лучше, чем у взрослых. В скелете много хрящевой ткани, благодаря чему возникает дальнейший его рост; в то же время этим объясняется мягкость и податливость костей.
Интенсивно формируется сердечная деятельность, процесс этот не завершается на протяжении всего дошкольного возраста. Пульс дошкольника неустойчив и может быть не всегда ритмичным.
У детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) бег довольно ритмичен, боковые качания уменьшаются; они прыгают в высоту, длину, через препятствия, мастерски бросают мяч в цель; начинает развиваться глазомер. По сравнению с детьми младшего дошкольного возраста, старшие дошкольники имеют более сильное тело, пропорционально развитые мышцы. Они постепенно доводят до автоматизма основные движения при ходьбе и беге, улучшают координацию движений, значительно повышают способность к ручному труду. Благодаря большей устойчивости организма, элементарные упражнения на равновесие, бег на ловкость становятся более доступными для ребенка. Дети становятся гораздо выносливее, но им нужно чаще менять исходные позиции и разнообразить свои движения. Их деятельность в этом возрасте постепенно наполняется содержанием и становится более осознанной.
Исследования, по выявлению общей выносливости дошкольников, показали, что резервные возможности сердечно-сосудистой и дыхательлной систем у детей достаточно высоки. Необходимость в двигательной активности у большинства детей старшего возраста настолько велика, что физиологи период 5-7 лет называют «Возрастом двигательной расточительности».
Источник