Физическое развитие ребенка в семье и доу консультация для
Консультация на тему: «Физическое развитие ребенка в семье и в ДОУ»
А. де Сент – Экзюпери писал: «Я пришел из детства, как из страны. Нам, взрослым, следует чаще думать, какими красками мы раскрасили страну детства для пришедших туда малышей. Эта страна пока еще полностью в наших руках, и за нее мы по- настоящему в ответе. За оригинал – не за отражение! »
Цель: ознакомление с методической литературой по физическому развитию ребенка в семье и в ДОУ. Обучение родителей играм, направленным на формирование правильной осанки и на исправление плоскостопия.
Задачи:
1. Пополнить знание родителей о литературе по организации физического воспитания детей в условиях семейного быта и ДОУ, которая дает рекомендации о том, как растить детей здоровыми, закаленными, физически крепкими.
2. Познакомить родителей с банком игр, направленных на формирование правильной осанки и исправления плоскостопия детей дошкольного возраста.
3. Разучить с родителями игры, использовать их для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия их детей.
Цель физического воспитания детей – последовательное физическое совершенствование, чтобы они выросли подготовленными к жизни. Необходимо добиваться того, чтобы дети обладали крепким здоровьем, не имели отклонений от нормального, соответствующего возрасту уровня физического развития.
Правильное разностороннее физическое формирование обеспечивает своевременное овладение двигательными умениями и навыками, необходимыми для повседневной практической деятельности, способствует развитию у детей ловкости, быстроты, силы, выносливости, гибкости.
Велика роль примера родителей и старших членов семьи. Если взрослые регулярно занимаются физической культурой и спортом, соблюдают режим, правила гигиены и закаливания, то дети, глядя на них, систематически будут делать утреннюю зарядку, заниматься физическими упражнениями и спортивными играми. Но надо следить и знать, как правильно распределять нагрузку на опорно-двигательный аппарат, так как нарушение осанки – частый спутник многих хронических заболеваний. Дефекты осанки отрицательно влияют на деятельность сердца, желудка, печени, почек.
Приобретение правильной осанки – длительный процесс, поэтому ребенку необходимо многократно показывать, что такое правильная осанка. Некоторые родители ограничиваются замечанием: «Не горбись! » – это ошибка, так как детьми в этом возрасте частица «не» обычно не воспринимается. Нужно давать позитивные формулировки «иди прямо», «выше подбородок») и непосредственно на теле ребенка показывать правильное положение.
А лучше всего чаще играть с детьми в игры направленные на формирование правильной осанки.
Сегодня я хочу вам предложить банк игр, для того, чтобы вы сами научились и запомнили правила и применяли эти знания.
«Восточный официант»
Цель игры: развитие координации движений; равновесия; укрепление мышечного «корсета» позвоночника.
Материалы:
поднос или книга, кубик.
Ход игры:
Предлагается поиграть в «восточного официанта» и показывать, как на Востоке переносят грузы на голове. Ребенок должен выпрямиться, принять правильную осанку. Теперь нужно положить книгу или поднос с кубиком на голову и пройти вперед. Выигрывает тот, кто дальше пройдет. Ведущий должен следить за тем, чтобы мышцы не были слишком напряжены. После игры следует провести расслабляющие движения: руки вверх (на цыпочках) и вниз, согнуться в поясе, расслабиться – и так несколько раз. Руки должны быть полностью расслабленными.
«Летим на Марс»
Цель игры: обучение приемам игры в мяч, развитие умения ориентироваться в пространстве, координация движений рук, развитие мышц плечевого пояса.
Материалы: стулья, мячи.
Ход игры:
Ведущий предлагает запустить ракету на Луну. Берет мяч и бросает его вверх. Ребенок сидит и повторяет движения взрослого. Так можно сделать 5-6 раз. Затем движения можно повторять стоя. Когда мяч падает, ребенок подходит к нему, берет его и по команде «ракета полетела» бросает снова. Ведущему необходимо подбадривать ребенка, следить за правильной осанкой. Более сложный вариант броска возможен с подскоком и отрыванием обеих ног от пола.
Кроме игр направленных на формирование правильной осанки, есть игры не менее важные. Вы можете использовать очень полезные игры для профилактики и лечения плоскостопия.
«Донеси, не урони»
Цель игры: укрепление мышечно-связочного аппарата стоп; развитие ловкости.
Материалы: стулья, простынки.
Ход игры:
Игроки сидят на стульях. У каждого игрока под ногами простынка. Нужно захватить пальцами одной ноги эту простынку и, ни разу не уронив ее, дотащить любыми способами (например, скача на одной ноге или на четвереньках) до противоположного конца зала. Тоже повторить другой ногой. Игру можно проводить парами (соревнуясь). Выигрывает тот, кто это сделает быстрее, не уронив простынки.
“Самый стойкий”
Цель игры: тренировка равновесия, координации движений, воспитание выносливости, решительности.
Ход игры:
Двое игроков присаживаются на корточки. Прыгая на носках, стараются сбить плечом и заставить его потерять равновесие – сесть. Кто первый сядет, выбывает из игры, а в игру включается другой, и снова играют «на победителя».
Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Помните: игра – прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствие ребенка. Спасибо за сотрудничество!
Используемая литература:
1. “Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Проектирование. Тренингы. Занятия. “
2. Н. И. Крылова, издательство “Учитель”, 2008г.
3. “555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада”
4. А. А. Майер, О. И. Давыдова, Н. В. Воронина ООО”ТЦ Сфера”, 2011г.
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
общеразвивающего вида
детский сад №62 «Жемчужинка»
Консультация для педагогов и родителей
«Физическое развитие в семье и ДОУ»
Подготовила:
воспитатель
Рахимова Т.С.
г. Мытищи
Физическое воспитание для детей то же, что фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больших успехов он достигнет в общем развитии, в науках, в умении работать и быть полезным для общества человеком.
Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет. В период дошкольного детства (от рождения до семи лет) у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.
Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными — задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения, так как в них дети проводят большую часть дня. С этой целью предусмотрены занятия по физической культуре, которые следует строить в соответствии с психологическими особенностями конкретного возраста, доступности и целесообразности упражнений. Комплексы упражнений должны быть увлекательными, а также предусматривать физиологически и педагогически необходимую и оправданную нагрузку, удовлетворяющую потребность ребенка в движении.
Болезненный, физически плохо развитый ребенок обычно отстает от здоровых детей в учебе. У него хуже память, его внимание быстрее утомляется, и поэтому он не может хорошо учиться, а родители и даже педагоги нередко ошибаются, считая ребенка лентяем. Эта слабость вызывает также и самые различные расстройства в деятельности организма, ведет не только к понижению способностей, но и расшатывает волю ребенка.
Правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма.
Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями при обучении детей движениям. Подражание рождает эмоции, которые активизируют ребенка. Кроме того, заинтересованность положительно действует на двигательную активность детей, особенно малоподвижных и инертных. Освоение движений хорошо влияет и на развитие речи ребенка. Совершенствуется понимание речи взрослого, расширяется словарь активной речи. Поэтому крайне важно правильно поставить физическое воспитание именно в этом возрасте, что позволит организму малыша накопить силы и обеспечит в будущем не только полноценное физическое, но и умственное развитие.
Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, веселым, физически развитым. Наряду с естественной заботой о чистоте его тела, удовлетворении потребностей в пище крайне необходимо обеспечить потребность и в движениях, ведь оптимальный двигательный режим является основой для нормального роста и гармоничного развития ребенка.
Главной целью организации двигательного режима является удовлетворение естественной биологической потребности в движении, укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие, а также овладение элементарными знаниями по физической культуре.
Требования современности к постоянному повышению уровня образованности приводят к тому, что, занимаясь интеллектуально-познавательной деятельностью, большую часть дня ребенок находится в малоподвижном состоянии. Недостаток движения — гиподинамия — приводит к различным негативным проявлениям в функционировании систем организма, и это сказывается на физическом, умственном и эмоциональном развитии детей. Необходимость противостоять такой тенденции приводит к тому, что использовать физические упражнения необходимо не только в пределах дошкольного учреждения, но и в семейном кругу.
Родители далеко не всегда обладают достаточными знаниями и умениями для проведения занятий с детьми и обеспечения их нормального физического развития. Они могут испытывать трудности в организации физкультурных занятий из-за незнания возрастных особенностей детей, неумения учитывать их индивидуальные особенности, авторитарного стиля общения с ребенком, недостаточного владения двигательными умениями, неумения давать задания в условиях игровой деятельности и т.д.
Главный этап работы педагогов дошкольного учреждения с родителями по их обучению совместному выполнению физических упражнений дома должен быть направлен на формирование у взрослых членов семьи интереса, положительного отношения к этой форме взаимодействия с детским садом.
Задания по физическому воспитанию для выполнения родителями с детьми дома являются естественным способом установления преемственности между дошкольным учреждением и семьей, подчеркивают особую роль семьи в индивидуально-дифференцированной работе по физическому воспитанию дошкольников. Организуя эту работу, педагог должен стремиться к установлению взаимопонимания и доверия с семьями воспитанников, сотрудничества и сотворчества с ними в интересах ребенка. Необходимо оказывать взрослым членам семей помощь в реализации физкультурного педагогического потенциала семьи. Домашние задания по физической культуре, рекомендованные для совместного выполнения взрослыми и детьми, помогают успешно реализовать эту идею на практике. Они способствуют пробуждению у детей желания физического совершенствования.
Поддерживаемый взрослыми интерес, их внимание к достижению детей стимулируют дальнейшее стремление дошкольников к активной деятельности, к возможности попробовать свои силы в новых достижениях. Расширяющийся двигательный опыт, неоднократное повторение упражнений прибавляют дошкольникам уверенности, смелости, решительности. Эмоциональный заряд бодрости (как у родителей, так и у детей), веселье, хорошее настроение, которые сопутствуют выполнению совместных заданий, способствуют этим переменам.
Домашние задания могут даваться на каждый день и на определенный срок (неделю, месяц). В качестве ежедневных домашних заданий детям всей группы предлагаются (даются в устной форме) дыхательные упражнения, упражнения для профилактики плоскостопия и т.д.
Задания на определенный срок носят дифференцированный характер и подбираются с учетом уровня физической подготовленности, а также степени владения детьми теми или иными двигательными умениями и навыками.
Чтобы совместные упражнения родителей и детей при выполнении заданий были максимально эффективными, при разработке и корректировке их содержания необходимо учитывать следующие условия:
• содержание домашних заданий должно быть привлекательным для родителей и детей;
• групповые консультации должны носить интерактивный характер, а не превращаться в мини-лекцию;
• проводить дни открытых дверей для родителей с целью обогащения их педагогического опыта.
Таким образом, в ходе работы с домашними заданиями осуществляется взаимообратная преемственная связь в системе «руководитель по физвоспитанию — воспитатель — родители — дети — руководитель по физвоспитанию».
Так как ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано с общим развитием личности ребенка так тесно, как в первые шесть лет, то организуемая система работы по выполнению совместных домашних заданий способствует созданию благоприятных условий для физического и личностного развития ребенка, стимулирует партнерское взаимодействие семьи и детского сада в физическом развитии ребенка.
Спасибо за внимание и будьте здоровы!
Источник
Светлана Николаевна Масляева
Консультация для родителей «Физическое воспитание ребенка в ДОУ и в семье»
Забота о здоровье детей, сохранение и укрепление которого составляет основное содержание физического воспитания, – в центре внимания детских учреждений и семьи. Цель физического воспитания детей – последовательное их физическое совершенствование, с тем, чтобы они выросли подготовленными к жизни. «Программой воспитания в детском саду» предусмотрено, чтобы процесс физического воспитания соответствовал возрастным особенностям детей, это достигается не только соответствующим подбором физических упражнений, но и правильной методикой, квалифицированным руководством персонала детского сада. Немаловажное значение имеет поддержка со стороны родителей всех рекомендаций детского сада по физическому воспитанию дошкольников. Беседуя с родителями, мы выяснили, что некоторые родители считают физические упражнения праздным детским увлечением, отвлекающим ребят от серьезных занятий. При таком отношении к физической культуре легко упустить важнейшие стороны в физическом развитии детей, формировании их характера, в воспитании действенного начала в сознании и поведении ребенка. Совместные занятия физической культурой, а также игры взрослых и детей имеют огромное воспитательное значение. Они помогают повысить авторитет взрослых, являются стимулом к повседневным занятиям физическими упражнениями. Большую роль на физическое развитие детей играют природные факторы. Вы вышли с ребенком на прогулку в сквер, в парк, посмотрите вокруг, и вы увидите множество предметов, которые можно использовать в физических упражнениях. Различные пни, канавки, бревна, кочки, ручейки могут послужить Вам. Занятия на воздухе укрепляют здоровье детей, поэтому старайтесь почаще быть на воздухе с детьми. И вы и дети будут сильными, а самое главное закаленными, здоровыми. Чтобы ребенок рос здоровым, уравновешенным, физически здоровым, имея хороший аппетит, крепкий сон, надо строго придерживаться режима. Поэтому во всех возрастных группах мы знакомим родителей с тем режимом, по которому дети живут в детском саду и рекомендовали им придерживаться этого режима дома в выходные дни. Также «режим» у нас в детском сад постоянно висит на доске для родителей. Большие возможности для физического развития детей представляет природа. Поэтому прогулки на воздухе – обязательное условие здорового быта ребенка. Бывая на воздухе, дети могут разнообразно двигаться, они перепрыгивают через ручейки, невысокие кустарники, ходят по мостикам, перепрыгивают ручейки и др. Мы предлагали родителям, чтобы они гуляли с ребенком, собирали с ними шишки, желуди, упражняли их в метании вдаль, вертикальную и горизонтальную цель, правой и левой рукой. Чтобы ребенок охотнее играл, прогулку нужно сделать интересной. Для этого хороши подвижные игры. Они не только укрепляют и закаливают детей, но и расширяют и укрепляют представление детей об окружающей действительности, развивают внимание, память, наблюдательность. Сделать прогулку веселой помогут игрушки. Малышам 4-3 лет нужны игрушки, которые можно бросать, ловить,метать: разнообразные тележки, мычи, тачки. Дети с удовольствием ездят на трехколесном велосипеде, прыгают через веревку. В зимнее время незаменимы для игр на воздухе санки для кукол, лопатки, фанерные рули, для игр с бегом «трамвай», «руль», «автомобиль». Некоторые игрушки нетрудно смастерить самим. Для детей 5-6 лет рекомендованы игры с мячам, обручем, вожжами, скакалками. Старшие дошкольники с увлечением играют в городки, кегли, бадминтон, настольный теннис. Надо научить ребенка как пользоваться той или иной игрушкой. Прежде всего, надо показать ребенку различные варианты игры с той или иной игрушкой. Например, мяч можно бросать, катать, ловить, прокатывать.Сколько интересных игр можно затеять с мячом: «Мой веселый звонкий мяч», «Лови, бросай, упасть не дай», «Мяч с горки», «Перебрасывание
мяча через сетку», «Школа мяча».Как подбирать игры и руководить ими: Прежде всего игры должны быть доступны их возрасту, вызывать у них интерес, радость содействовать повышению жизненного тонуса. Подбирая игры, надо иметь ввиду и время года. Так, в зимние времена полезны игры, во время которых дети активно двигаются. Но в то же время движения в них должны чередоваться с отдыхом, чтобы избежать перегрева детей и, возможно, последующего переохлаждения. В жарку погоду целесообразны более спокойные игры – с меньшей подвижностью. Следует помнить, что увлекаясь игрой, ребенок не замечает усталости. Поэтому необходимо постоянно следить за нагрузкой в играх детей, а также, чтобы во время ходьбы и бега ребенок не сутулился, не опускал голову, не шаркал ногами. Все это необходимо для формирования правильной и красивой осанки, легкой походки. Заслуживает особого внимания занятия детей, содержания которых составляет двигательные действия, сходные по техническим приемам и особенностям выполнения с движениями, встречающимися в различных видах спорта.К таким занятиям относятся: плавание, езда на велосипеде, катание на санках, коньках, лыжах. Эти занятия способствуют повышению уровня общей разносторонней физической подготовкой детей, помогают расширять двигательный опыт, испытывать свои силы и способности, приобретать двигательную сноровку, важную для жизненной практической деятельности, в том числе и спортивной. Разнообразные движения хорошо организуют досуг детей и выполняются под руководством родителей, старших в семье или самостоятельно. Средства физического воспитания должны применятся систематически и правильно, соответственно возрасту. Только тогда в полной мере проявляется их дальнейшие свойства. Только в том случае, если окажутся ребятам по силам, они закрепятся и перейдут со временем в хорошую привычку самостоятельных занятий физической культурой, а в дальнейшем – крепкой дружбы со спортом. Чем младше дети, тем, конечно, меньше они самостоятельны, больше требуют опеки над ними. Для более старших оказывается излишней постоянная до мелочей опека родителей. Развивайте самостоятельность и инициативу ребят, но не забывайте о разумном родительском контроле! Если физическое воспитание проводится правильно, оно помогает вырастить ребенка крепким, выносливым, укрепляет силы, способствует формированию положительных моральных качеств.
Источник