Физическое развитие ребенка в первой младшей группе

Ольга Анисимова
Конспект занятия по физическому развитию детей (первая младшая группа)

Физическое развитие детей. Первая младшая группа.

Цель: прививать детям потребность в физических упражнениях. Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными.

Задачи: – Закреплять умения в ходьбе и бегу друг за другом, врассыпную, перешагивать через препятствие;

– Развивать внимание, умение реагировать на сигнал;

– Продолжать учить ползать на четвереньках, подлазить и проползать под дугой,

– Способствовать развитию умения детей играть в игры, в ходе которых совершенствуются основные движения (ходьба, бег, бросание, катание). Учить выразительно передавать простейшие действия некоторых персонажей (попрыгать, как птички; поклевать зернышки и попить водичку).

– Воспитывать интерес к занятию, самостоятельность.

Развивающая среда: погремушки по количеству детей, игрушки: птичка, собачка; дуга, обруч большой, игрушечное бревно (сшитое, мягкое) для перешагивания, мячики.

Ход занятия:

I. Вводная часть:

Воспитатель: Ребята, нас в гости позвала птичка. Пойдёмте к ней по дорожке (птичка сидит на стульчике)

1. Ходьба в колонне по одному в чередовании бега за воспитателем (30 – 40 сек.)

Воспитатель: Вот какая птичка нас встречает!

– Здравствуйте, ребята!

(воспитатель берёт её в руки, говорит от её имени) :

Я на стульчике сидела,

И на вас, на всех глядела!

Хорошо вы все шагали!

Не споткнулись, не упали!

Дам за это вам игрушки –

Веселые погремушки! (дети берут из корзинки погремушки)

2. Построение в полукруг с помощью воспитателя.

II Основная часть:

1. Общеразвивающие упражнения (с погремушкой)

Погремушку покажи,

Потом на пол положи.

Выполнение: И. п. ноги слегка расставлены, погремушка в одной руке. 1-2- поднять погремушку вверх, погреметь, 3-4-присесть и положить на пол, 5-6- выпрямиться и хлопнуть в ладоши, 7-8- присесть, взять погремушку, 9-10-и. п. То же другой рукой. (4 раза)

2. «Прятки».

Спрячьте быстро погремушку

Разноцветную игрушку.

Где же, где же погремушки?

Покажите погремушки!

Погремушки хороши!

И. п. : Ноги слегка расставить, руки внизу.

Выполнение: 1 – спрятать руки с погремушкой за спину: нет погремушки. 2 – вытянуть руки перед собой: вот она, погремушка. Погреметь. (4-5 раз)

3. «Постучим погремушкой»

Постучали, поиграли,

Погремушки хороши!

И. п. : Ноги слегка расставить, руки внизу.

Выполнение: 1 – присесть, постучать погремушкой по полу, 2 – занять и. п. (4 раза)

4. «Прыжки». Мы попрыгаем с игрушкой –

Развеселой погремушкой.

И. п. – ноги вместе, руки с погремушкой внизу.

Выполнение: 1-4- прыжки на двух ногах на месте, 5-8- ходьба на месте, греметь погремушкой. (повторить 4 раза)

2. Основные движения

1. Ходьба с перешагиванием через игрушечное бревно.

2. Ползание на четвереньках с подлезанием под дугу.

Птичка: Ребятки пойдемте в гости к моему другу собачки Шарику. Мы с ним поиграем, он любит играть! Пойдете со мной к собачке Шарику? Идти нужно вот по этой дорожке. Только дорога к ней сложная надо перешагивать через препятствия, подлазить и пролазить под дугой (показать, как пройти по дорожке, перешагивая и проползти под дугой, вернуться к началу дорожки. Упражнение выполняется 4 раза.).

3. Игра с мячиками.

– Вот мы и пришли к собачке Шарику. Поздоровайтесь с Шариком. Посмотрите, что есть у Шарика? Это мячики, а Шарик не знает, как с ними играть. Давайте ему покажем. А птичка посидит рядом и посмотрит. Нужно сесть по два человек (один ребенок садиться напротив другого, расставив широко ноги, собачка раздает каждой паре по мячику, дети прокатывают мячик друг другу (расстояние 1,5-2 м.). Упражнение выполняется 4 раза.

4. Подвижная игра «Птички в гнездышках»

Птичка зовет ребят и предлагает поиграть с ней.

– Смотрите, ребята у меня есть волшебные маски, сейчас мы их наденем и будем как птички (дети надевают маски птичек). Вот наше гнёздышко – летите скорей в гнездо (обруч большой).

Утро наступило, птички проснулись, улыбнулись друг другу. По сигналу: “воробушки проснулись!” – легкий бег, расставив руки в стороны – “расправили крылышки”. Птички, полетели, полетели и присели, поклевали зернышки (присели, пальчиками стучат по пол, поиграли в полюшке. Водички попили, перышки помыли (поглаживают руки то одну, то другую: от плеча до кисти, прочь улетели.

Ночь наступила, птички в свое гнездышко полетели. (Повторение игры 3-4 раза).

III Заключительная часть:

– Устали, ребята? Давайте возьмем с собой собачку Шарика, птичку и спокойным шагом погуляем по группе (ходьба врассыпную).

Дети прощаются с птичкой и собачкой.

Источник

Наталья Дрепина
Область «Физическое развитие». Конспекты физкультурных занятий (игровая форма) в 1 младшей группе

Комплекс №1 (сентябрь).

Программные задачи: Учить детей ходить и бегать небольшими группами, за воспитателем. Формировать умение действовать по сигналу. Учить ходить между двумя линиями (ограниченной площади, сохраняя равновесие. Упражнять в прыжках на месте на двух ногах.

1. Ходьба и бег небольшими группами в прямом направлении. Игра «Пойдём в гости» – дети идут, «дождик пошёл!» бегут к своим домикам (2 раза).

2. -Ходьба между двумя линиями в колонне (нарисованы на асфальте)

-П/и «Бегите ко мне» (воспитатель стоит на противоположной стороне от детей и произносит слова «бегите все ко мне») повторяется 3-4 раза.

-упражнение «Зайчик». 10-15 подпрыгиваний с чередованием ходьбы на месте (3-4 раза)

3. Ходьба стайкой за воспитателем в обход д/с, в руках у воспитателя может быть сюжетный персонаж.

Комплекс №2 (сентябрь).

Программные задачи: Учить детей ходить и бегать всей группой по условным обозначениям за воспитателем, закреплять умение прыгать на месте на двух ногах. Учить сохранять исходные положения при игровых упражнениях.

Читайте также:  Сенситивные периоды развития ребенка школьного возраста

1. Ходьба и бег всей группой за воспитателем по дорожке.

2. Игровые упражнения.

«Покажи ладошки». И. п. стоя ноги на ширине стопы, руки опущены вдоль туловища. Поднять руки вперед, сказать «вот», вернуться в и. п. (5р)

«Покажи колени». И. п. стоя ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклон вперёд и положить ладони на колени, сказать «вот», вернуться в и. п. (5р)

– Прыжки на 2х ногах на месте в чередовании с ходьбой на месте (2р)

П/и «Догони мяч». Воспитатель катит мяч в одну сторону, дети его догоняют, потом в другую сторону. (2р)

3. Ходьба стайкой за воспитателем, в руках у него может быть мяч.

Комплекс №3 (октябрь).

Программные задачи: Ознакомить детей с ходьбой и бегом в колонне за педагогом.Учить выполнять упражнения одновременно с педагогом: присесть, хлопнуть перед собой. Формировать умение реагировать на сигнал, бегать врассыпную.

1. Ходьба и бег в колонне.

2.Упражнения:

«Хлопни» И. п. стоя, руки опущены вдоль туловища. Вынести руки вперёд, хлопнуть перед собой, вернуться в и. п. (5р)

«Приседания» И. п. тоже, руки на поясе. Присесть, коснуться ладонями коленей, встать, вернуться в и. п. (6 раз).

«Прыжки» на 2х ногах на месте в чередовании с ходьбой (2р)

П/и «Воробышки и кот» (Дети стоят в кружках, кот-ребенок сидит на корточках в сторонке, на слова «воробышки полетели» дети расправляют руки в стороны «машут крыльями» и бегают врассыпную, кошка просыпается, кричит «мяу», бежит за детьми, а дети убегают в домики) (2р)

3. Ходьба колонной за воспитателем по одному.

Комплекс №4 (октябрь).

Программные задачи: Учить детей ходить и бегать по кругу за педагогом. Учить сохранять устойчивое равновесие во время выполнения упражнений. Развивать ориентировку в пространстве, реагировать на сигнал.

1. Ходьба и бег по кругу.

2.Упражнения:

«Птички». И. п. стоя, ноги слегка расставить, руки за спиной, 1-руки в стороны,помахать ими: «чик-чирик», 2- вернуться в и. п. (5р)

«Часы бьют». И. п. ноги врозь, руки на поясе. 1-наклон вправо – влево, сказать «бум», 2- и. п. (6 р)

-П/и «Найди свой домик». Дети стоят за чертой, на слова «пойдём гулять» дети разбегаются в разные стороны, по сигналу «домой» дети бегут в «домик» (2р)

-П/и «Мой весёлый звонкий мяч» (2р)

3. Ходьба в колонне по одному, в руках воспитателя может быть флажок.

Комплекс №5 (ноябрь).

Программные задачи: Учить детей во время ходьбы и бега останавливаться на сигнал воспитателя. Развивать координацию движений. Учить бегать друг за другом, не обгоняя, быстро реагировать на сигнал в п/и.

1. Ходьба и бег в колонне по одному, с остановкой на сигнал воспитателя.

2.Упражнения:

«Мельница»И. п. ноги на ширине ступни, руки вдоль туловища. Махи обеими руками вперёд-назад, вернуться в и. п. (5–6 р)

«Колобок» И. п. то же, руки на поясе. Присесть, обхватить руками колени, встать, и. п. (5-6р)

-П/и «Поезд» (дети строятся в колонну по одному, первый в колонне- паровоз, остальные-вагоны, при медленном движении произносят «чу-чу-чу», «поезд подъезжает к станции», дети останавливаются) (2р).

-П/и «Наседка и цыплята» (2р)

3. Игра малой подвижности «Угадай, кто кричит?» (воспитатель изображает голосом звук животного, а дети угадывают и изображают повадки этого животного).

Комплекс № 6 (ноябрь).

Программные задачи: Закреплять умение ходить и бегать по кругу. Развивать равновесие и координацию движений, умение быстро реагировать на сигнал.

1. Ходьба и бег по кругу.

2.Упражнения:

«Неваляшка». И. п. стоя, руки на поясе, покачиваться вперёд-назад, после 4х покачиваний отдых. (5р)

«Прыжки» на двух ногах, в чередовании с ходьбой на месте. (5р)

-П/и «Бегите к флажку»(воспитатель держит в руках флажок, по сигналу «Бегите к флажку» дети бегут к воспитателю.) (2-3р)

-П/и «Мишка»(ребенок-мишка, дети подходят к нему и говорят слова «Мишка, мишка, что ты долго спишь? Мишка, мишка, что ты так храпишь? Мишка, мишка, мишенька вставай, мишка, мишка с нами поиграй!». Мишка просыпается и говорит «Вы зачем мне песни пели, вы зачем меня будили?». Дети убегают, мишка догоняет) (2-3р).

3. Ходьба в колонне за воспитателем.

Комплекс №7 (декабрь).

Программные задачи: Упражнять детей в ходьбе и беге в колонне, смене ходьбы и бега по условным обозначениям. Формировать умение прыгать на двух ногах с продвижением вперед. Развивать реакцию на сигнал, развивать равновесие и правильную осанку при ходьбе

1. Ходьба и бег в колонне по одному.

2. -Ходьба и бег между двумя линиями (поточно, по одной дорожке дети идут, по другой бегут) (2р).

-Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.

-П/и «Мышки в кладовой» (дети-мыши спят в норках, кошка – воспитатель засыпает, мышки бегут в кладовую, «грызут сухари», выходя гулять, кошка просыпается, кричит «мяу», мышки убегают в кладовую.)

(2-3р)

3. Малоподвижная игра «Пузырь». Медленная ходьба вокруг детского сада.

Комплекс №8 (декабрь).

Программные задачи: Упражнять в ходьбе колонной по одному, выполняя задания по указанию воспитателя, в прыжках по условным обозначениям, ходьбе по извилистой дорожке, развивать внимание.

1. Ходьба в колонне по одному, выполняя задания воспитателя, бег врассыпную. (Дети идут в колонне друг за другом, выполняют задания – идём как «бабочки», «зайчики», затем бег врассыпную) 2 раза.

Читайте также:  Грамматический строй это зеркало развития ребенка

2. -Ходьба по извилистой дорожке друг за другом (3р).

-Прыжки по ровненькой дорожке.

-П/и «Трамвай» (у воспитателя в руках флажки двух цветов, дети стоят друг за другом изображая трамвай, на «зеленый флажок» – бегут, на «красный»– стоят) (3р).

3. Малоподвижная игра «Ровным кругом».

Комплекс №9 (январь).

Программные задачи: Продолжать учить ходить и бегать врассыпную, приседая, сохранять равновесие, прыгать, продвигаясь вперед. Учить быстрой смене движений.

1. Ходьба и бег врассыпную.

2.Упражнения:

«Птички» И. п. ноги на ширине ступни, руки внизу. Поднять руки в стороны, опустить, вернуться в и. п. (6р).

«Приседания» И. п. тоже, руки на поясе. Присесть, вернуться в и. п. (4р)

-П/и «По ровненькой дорожке» («По ровненькой дорожке,по ровненькой дорожке шагают наши ножки: Раз, два, раз, два. По камешкам, по камешкам… В яму- бух!»… дети идут, на слова «по камешкам» – прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед, на слова «в яму» – присаживаются на корточки, «вылезли из ямы» – дети поднимаются.) (2р)

-П/и «Лохматый пёс» (2р).

3. Ходьба в колонне по одному за воспитателем.

Комплекс №10 (январь).

Программные задачи: Учить ходить парами, закреплять бег врассыпную, упражнять в прыжках. Развивать координацию движений во время приседаний, четкую смену движений (подскоки – ходьба). Продолжать учить реагировать на сигнал. Развивать воображение.

1. Ходьба парами, бег врассыпную.

2.Упражнения:

«Качели» И. п. ноги слегка расставить, руки вниз. Взмах рук вперед – назад, слегка пружиня ногами. При взмахе говорим «ух» (6р)

«Мячик» Прыжки на месте, чередуя с ходьбой (5прыжков по3р).

-П/и «У медведя во бору» (2-3р).

-П/и «Воробышки и кот» (Воробышки-дети, кот – водящий, на слова «воробышки летают» дети бегают, машут крыльями, кот просыпается «мяу», дети убегают в домик к воспитателю) (2-3р)

3. Малоподвижная игра «Найди игрушку» (воспитатель заранее прячет игрушку, дети ходят по площадке и ее ищут).

Комплекс № 11 (февраль).

Программные задачи: закреплять ходьбу по одному, с выполнением заданий, упражнять в беге, прыжках, развивать физические качества.

1. Ходьба и бег в колонне по одному.

2.Упражнения:

«Заведи моторчик» И. п. ноги на ширине ступни, руки перед грудью, согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулаки. Круговые движения рук перед грудью, одна рука вращается вокруг другой. (5р)

«Ежик» И. п. ноги слегка расставлены, руки за спиной. Присесть, обхватить руками колени, встать, руки убрать за спину, вернуться в и. п. (5р)

– Прыжки на двух ногах, в чередовании с ходьбой (5 прыжков по 3р)

-П/и «Лохматый пёс» (2р)

3. Ходьба в колонне по одному вокруг детского сада.

Комплекс №12 (февраль).

Программные задачи. Учить детей реагировать на сигнал педагога. В подвижных играх закреплять правила. Развивать прыгучесть, меткость.

1. «Веселые воробушки и лошадки». Ходьба в колонне, по сигналу «воробушки» – дети останавливаются и машут крыльями. По сигналу-«лошадки»-дети скачут прямым галопом.

2. Игра «Прокати и сбей» Дети стоят в шеренге, у них мячи, нужно сбить кегли мячами (2 раза).

Игра «Найди свой цвет». Дети бегают врассыпную по площадке, по сигналу педагога, они подбегают к своему цвету флажка (обруча)

(2-3 раза).

3. Игра «Самолеты». Ходьба в медленном темпе вокруг детского сада.

Комплекс № 13 (март).

Программные задачи. Учить детей делать движения со словами. Закреплять ходьбу по ограниченной поверхности.

1. Игра «Мы топаем ногами». Дети делают движения вместе со словами.

Мы топаем ногами, мы хлопаем руками, киваем головой.

Мы руки поднимаем. Мы руки опускаем, мы руки подаем.

И бегаем кругом, и бегаем кругом.

2. Упражнение «Мы ловкие ребята». Ходьба по доске, ограниченной поверхности, руки в стороны.

«С кочки на кочку». Прыжки из обруча в обруч на 2х ногах.

3. Малоподвижная игра «Пузырь» (2 раза). Ходьба в медленном темпе за педагогом.

Комплекс № 14 (март).

Программные задачи. Учить детей бегать между предметами, не задевая их. Продолжать учить прыгать детей на 2х ногах, продвигаясь вперед; прокатывать мяч между предметами.

1. «Пробеги-не задень». Ходьба и бег между предметами.

2. Игра «Прокати мяч между предметов». Прокатить мяч между кубиками, предметами.

Игра «Зайки-прыгуны». Дети прыгают с одной стороны площадки на другую на 2х ногах. Чередовать с ходьбой (2-4 раза).

3. Игра «Карусель» (выполняется в медленном темпе 2-3 раза).

Комплекс № 15 (апрель).

Программные задачи. Продолжать учить детей ходить, перешагивая кубики, держа равновесие; перепрыгивать через веревку на 2х ногах. Учить отбивать мяч 2мя руками.

1. Игра «Ровный шаг». Ходьба в колонне по-одному, прешагивая через кубики. Бег друг за другом.

2. «Брось мяч о землю и поймай». Отбивание мяча о землю 2мя руками

(10 раз).

«Через ручеек». Прыжки на 2х ногах через веревку. (5-6 раз).

3. Малоподвижная игра «Передай мяч». Передача мяча из рук в руки в кругу (стараться, чтобы мяч не падал из рук).

Комплекс № 16 (апрель).

Программные задачи. Учить детей по сигналу педагога выполнять задание. Развивать у детей быстроту реакции.

1. Игра «Скворцы». Дети «скворцы», бегают по площадке. По сигналу-дети бегут в скворечники «обручи» (к кубикам).

2. Игра «Огуречик, огуречик» (дети идут к «мышке»и говорят слова: огуречик, огуречик, не ходи на тот конечик, там «мышка» живет, тебе хвостик отгрызет). «Мышка» догоняет детей.

Игра «Смелые мышки». Подлезание под шнур, руки на коленках (высота 40 см).

Читайте также:  Развитие мышления умственно отсталого ребенка

3. Малоподвижная игра «По ровненькой дорожке». Ходьба за педагогом по ограниченной поверхности или вдоль шнура.

Комплекс №17 (май).

Программные задачи. Учить детей отбивать, подбрасывать, бросать мяч.

Закреплять медленный бег врассыпную. Развивать у детей координацию.

1. Игра «Через болото». Ходьба, перешагивая через предметы. Бег между предметами.

2.Игра с мячами:

-подбрасывание вверх 2мя руками;

-отбивание мяча о землю 2мя руками;

-бросание мяча через веревку (предметы) из-за головы 2мя руками.

3. Малоподвижная игра «Автомобили». Имитировать движения езды на автомобили врассыпную по площадке, не задевая друг друга.

Комплекс №18 (май).

Программные задачи. Продолжать учить детей точно выполнять команды педагога; катать обруч по прямой; развивать глазомер и точность движений.

1. Игра «Найди себе пару». Дети ходят по площадке, на сигнал педагога дети быстро ищут себе пару (можно использовать флажки разных цветов).

2. Игра «Прокати обруч». Дети стоят в шеренге, обруч стоит на ребре, дети должны прокатить обруч как можно дальше.

Игра «У медведя во бору» (2-3 раза).

3. Игра «Выполни задание». Дети выполняют задание по команде педагога.

Источник

 «Физическое воспитание детей первой младшей группы»

В нашей стране забота о детях – дело поистине всенародное.

Государство заинтересовано в том, чтобы маленькие граждане имели радостное детство, чтобы они росли здоровыми, сильными, трудолюбивыми. Забота о здоровье детей, сохранение и укрепление которого составляет физическое воспитание. Нет большей радости для родителей, чем видеть своих детей крепкими, здоровыми, закаленными.

Чтобы ребенок рос здоровым, уравновешенным, физически крепким, имел хороший аппетит, полноценный сон надо строго придерживаться режима. Режим – это рациональное и четкое чередование сна, еды, отдыха, различных видов деятельности в течении суток. Сон, еда, прогулка, занятия проводятся в определенной последовательности. Ритмический распорядок жизни способствует нормальному развитию детского организма.     «Правильный режим должен отличаться определенностью, точностью и не допускать исключения, кроме тех случаев, когда исключения действительно необходимы и вызываются важными обстоятельствами» А.С. Макаренко.

Существенную роль в воспитании здорового ребенка играет правильная организация питания. Во время приема пищи в каждой возрастной группе создана благоприятная обстановка (правильная сервировка, спокойное общение детей и взрослых).

Одним из условий успешного решения задач физического воспитания является активная физическая деятельность детей в течение дня, которая обеспечивается комплексным использованием всех форм работы:

  • утренняя гимнастика
  • физкультурные занятия
  • физкультминутки
  • спортивные и подвижные игры
  • индивидуальная работа
  • самостоятельная двигательная деятельности детей
  • физкультурные досуги и праздники
  • закаливание

Первоочередная задача дошкольного образовательного учреждения – создание оздоровительного режима, оптимальных условий для роста и развития ребенка, к которым относятся:

  • доброжелательное отношение к детям
  • соблюдение санитарно-эпидемиологических требований (температурный режим и рациональная одежда в помещении и на улице)
  • рациональное питание
  • оздоровительные мероприятия
  • мероприятия, направленные на укрепление иммунитета, повышение защитных сил организма

Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, хорошо физически развитым. Детям необходимо обеспечить потребность в движениях. С момента рождения ребенок стремиться к движениям. Вначале эти движения беспорядочны. Однако постепенно они начинают приобретать более координированный и целенаправленный характер. Движения оказывают всестороннее влияние на организм человека, и это влияние неизмеримо выше для растущего и развивающего организма.

Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, повышают деятельность лейкоцитов. Физические упражнения способствуют развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений.

Во время выполнения движений с детьми воспитатель активно формирует у них нравственно-волевые качества, целеустремленность. При выполнении движений обогащается эмоциональное состояние детей. Они испытывают чувство радости, подъема от проявленной при овладении двигательными действиями энергии, от раскованности и свободы их выполнения.

Детям свойственны многократные повторения движений как во время овладения ими, так и после уже появившегося двигательного умения. Заниматься с детьми следует постоянно, систематически. Большое разнообразие движений доступных ребенку создает условие для развития и совершенствования двигательных качеств – быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Бег, прыжки, метание, лазание, умение уверенно и ловко действовать – все это необходимое в игровых и жизненных ситуациях приносит успех в спортивных играх.

Как самостоятельная форма работы по физическому воспитанию является подвижная игра. Игры проводятся со всеми детьми или подгруппой. Индивидуальная работа направлена на активизацию малоподвижных детей. Известно: чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. Формирование движений происходит при участии речи. Она является одним из основных компонентов двигательно-пространственных упражнений.

Ритм речи, прежде всего стихов, поговорок, способствует совершенствованию динамической координации, общей и мелкой моторики, облегчает процесс запоминания. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух, речевая и двигательная память.

Рекомендации родителям:

  • Продолжать укреплять и сохранять здоровье детей.
  • Воспитывать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
  • Развивать движения в ходьбе.
  • Обучение разнообразным формам двигательной активности.
  • Предупреждать утомление детей.
  • Использовать в играх стихи, потешки, песенки.

Литература:

  1. Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам: Младший возраст. Пособие для педагогов дошкольных учреждений – М: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001 – 272 с.
  2. Лайзаж С.Л. Физическая культура для малышей: Книга для воспитателя детского сада. 2-е издание, исправленное. «Просвещение», 1984г.
  3. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. Пособие для воспитателей детского сада, М: «Просвещение», 1986 – 128 с.
  4. Лямина Г.М. Воспитание и развитие детей раненого возраста. М: «Просвещение», 1981 – 224 с.
  5. Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Сергеева Д.В. Кроха. Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до 3-х лет, «Просвещение», 2003 – 253 с.

Источник