Физическое развитие ребенка старшего дошкольного возраста

Физическое развитие ребенка старшего дошкольного возраста thumbnail

Особенности физического развития детей старшего возраста

В последнее время сохранение здоровья детей становится главной задачей не только для медицинских работников, но и педагогов, в первую очередь, дошкольного образования.

В ФГОС дошкольного образования определены основные положения, касающиеся физического развития детей дошкольного возраста. Образовательной областью «Физическое развитие» предполагается приобретение детьми опыта в следующих видах сферах деятельности:

– в двигательной сфере, в том числе,  в выполнении упражнений, на развитие физических качеств (координации движений, гибкости);

– в правильном выполнении основных видов движений (ходьба, бег, прыжки, повороты), в формировании начальных представлений о некоторых видах спорта и овладении подвижными играми;

– в становлении целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

– в овладении элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (питание, двигательный режим, закаливание и др.)

        Для того  чтобы иметь осознанное отношение к здоровью в этот период жизни, необходимо овладение «общей произвольностью своего поведения» (Л.С.Выготский), «соподчинение мотивов своих действий» (А.Н.Леонтьев). Это может быть достигнуто путем овладения правилами подвижных и других видов игр.

        Возрастной период от 5 до 7 лет называют периодои «первого вытяжения». За один год ребенок может вырасти до 7-10 см, средняя масса прибавки в месяц – 200 грамм. Развитие опорно-двигательной системы продолжается. У детей в этом возрасте процесс образования костей не завершен, но кровоснабжение у них лучше, чем у взрослых. В скелете много хрящевой ткани, благодаря чему возникает дальнейший его рост; в то же время этим объясняется мягкость и податливость костей.

        Интенсивно формируется сердечная деятельность, процесс этот не завершается на протяжении всего дошкольного возраста. Пульс дошкольника неустойчив и может быть не всегда ритмичным.

У детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) бег довольно ритмичен, боковые качания уменьшаются; они прыгают в высоту, длину, через препятствия, мастерски бросают мяч в цель; начинает развиваться глазомер. По сравнению с детьми младшего дошкольного возраста, старшие дошкольники имеют более сильное тело, пропорционально развитые мышцы. Они постепенно доводят до автоматизма основные движения при ходьбе и беге, улучшают координацию движений, значительно повышают способность к ручному труду. Благодаря большей устойчивости организма, элементарные упражнения на равновесие, бег на ловкость становятся более доступными для ребенка. Дети становятся гораздо выносливее, но им нужно чаще менять исходные позиции и разнообразить свои движения. Их деятельность в этом возрасте постепенно наполняется содержанием и становится более осознанной.        

Исследования, по выявлению общей выносливости дошкольников, показали, что резервные возможности сердечно-сосудистой и дыхательлной систем у детей достаточно высоки. Необходимость в двигательной активности у большинства детей старшего возраста настолько велика, что физиологи период 5-7 лет называют «Возрастом двигательной расточительности».

Источник

Физическое развитие детей в старшей группе

Старший дошкольный период считается существенной вехой становления здоровья ребенка, образования у него физической сноровки и ловкости. Ребята в таком возрасте обладают уже изрядными способностями, превосходно освоили важнейшие движения, пока еще небезупречные, зато охотно принимают участие в активных действиях: беге, прыжках, подвижных играх. С учетом физиологических особенностей и двигательного потенциала детей физическое развитие в 6 лет особенно подходит для начала занятий разнообразными видами спорта. Уровень физического развития ребят старшего дошкольного возраста способствует организации их универсальной деятельности, когда ребята без труда и с увлечением выполняют всевозможные задания, поступая обдуманно и осмысленно.

Показатели физического развития ребят старшего дошкольного возраста

У ребят старшего дошкольного возраста интенсивно продолжается формирование и совершенствование строения организма (увеличивается вес, рост), однако скелет еще не до конца развит и может подвергаться деформированию. В процессе эволюции находятся мышечная система и стопы. Дошкольники благополучно осваивают ключевые телодвижения, становящиеся более осмысленными.

Развитие физических качеств воспитанников в старшем дошкольном возрасте сопровождается осознанием особенностей и возможностей своего тела. Тело становится гораздо крепче, руки и ноги – выносливее. Физическое развитие в старшем дошкольном возрасте отличается тем, что ребята в состоянии осуществлять продолжительные прогулки, подолгу бегать и прыгать, не уставая, проделывать достаточно непростые задания и упражнения за счет развития мышечной системы и улучшения нервных реакций, способствующих возможности управления дошкольником своими движениями. Он может распознавать команды воспитателя и свои действия в ответ на них. У ребенка старшего дошкольного возраста точность и безошибочность движений возрастает, дошкольник уже не совершает лишних бесполезных хаотичных манипуляций, как в 3 или 4 года, может самостоятельно координировать свои действия. Физическое развитие ребенка в 7 лет должно быть еще интенсивнее.

Навыки старших дошкольников

Для всесторонней оценки потенциальных возможностей необходимо выявить физическое развитие ребенка в 6 лет. В старшей группе дети должны обладать навыками:

  • свободно и равномерно передвигаться с поддержанием хорошей осанки и нормального темпа;
  • взбираться по шведской стенке до 2-х с половиной метров;
  • спрыгивать с высоты 20 см на ковер и в намеченную точку (с 30 см);
  • прыгать с разгона в высоту, в длину и со скакалкой разной длины;
  • бросать мяч прицельно каждой рукой в вертикальном и горизонтальном направлении и ловить его одной и обеими руками;
  • отбивать мячик с места и при движении;
  • строиться в шеренгу, осуществлять перестроение в колонны по трое и четверо по команде воспитателя, поворачивая налево и направо;
  • двигаться на лыжах и ухаживать за ними;
  • справляться с упражнениями на поддержание баланса;
  • принимать активное участие в занятиях, включающих спортивные игры.
Читайте также:  Пренатальная диагностика нарушений развития ребенка

Для выработки этих умений у ребят старшего дошкольного возраста перед воспитателями стоят задачи:

  • совершенствовать показатели физического развития детей дошкольного возраста;
  • обучать сознательному выполнению ребятами всех действий;
  • учить детей следить за своими движениями и манипуляциями партнеров;
  • развивать элементарные понятия и опыт участия в спортивных занятиях;
  • отшлифовывать стремление и готовность самим устраивать в группе подвижные игры с ровесниками и младшими дошкольниками;
  • мотивировать к изъявлению творческого подхода в двигательной практике;
  • целеустремленно заниматься развитием резвости и стойкости.

На физкультурных занятиях в старшим дошкольникам необходимо:

  • сформировать базовую культуру здоровья;
  • сохранить и укрепить их состояние духа и силу;
  • развить навыки гигиены;
  • дать первоначальное представление о ЗОЖ;
  • расширить понятие о жизни в соответствии с природой;
  • ознакомить с основами безопасности и правилами поведения в процессе спортивных занятий;
  • приучать оказывать помощь взрослым в организации занятий в группе;
  • убирать за собой спортивный инвентарь;
  • подкреплять заинтересованность и потребность дошкольников в спорте.

При этих условиях занятия в группе достигнут намеченного результата.

Планирование физического развития в старшем дошкольном возрасте

В процессе НОД на занятиях ребята постигают новые виды реализации привычных заданий, а также знакомятся с ранее неизвестными движениями: ходьбой с пятки на носок, многообразными видами прыжков, в том числе со скакалкой. Ребятам нравится бросание и поимка мячика с изменением позиции. Физическое развитие ребят старшего дошкольного возраста включает занятия по бегу с преградами и наперегонки, залезание на гимнастическую стенку в разном темпе, всевозможные двигательные игры и тренинги.

Примечание. Ребятам организуют 3 физкультурных занятия в течение недели длительностью по 25 минут, причем одно обязательно проводят на прогулке.

Минимальные результаты достижений ребят старшего дошкольного возраста:

Бег (30 м)

7,5 сек.

Прыжок в длину (с места и с разгона)

0,8 – 1,4 м

Прыжки (в вышину)

0,4 м

Прыжок (вверх)

0,25 м

Метание предмета (200 граммов)

3,5—4 м

Метание утяжеленного мяча

2,5 м

Методика обучения физической культуре детей старшего дошкольного возраста

В своей деятельности воспитатели применяют приемы демонстрации и разъяснения, причем ввиду увеличения детской опытности в области двигательных действий задания на данном этапе можно давать без изображения и иллюстрации на собственном примере либо показывать лишь частично. Модель упражнения воспитатель демонстрирует в разнообразных позициях: анфас, в профиль, спиной. Кроме того, на протяжении года к показу упражнений обычно стараются привлекать поочередно всех детей в группе с предварительной их подготовкой.

Постепенное обучение старших дошкольников движениям

Особое внимание следует обращать на то, чтобы дети сосредоточенно слушали объяснение и добросовестно выполняли условия задания, не искажая его. Физическое развитие старших дошкольников состоит в овладении детьми деталями упражнений постепенно, по 1 элементу. К примеру, обучая прыжкам в высоту с разбега, поначалу ребенка нужно научить совмещению разгона с отталкиванием одной ногой и легкому приземлению параллельно обеими ногами.

Внимание! Для того, чтобы дети не совершали ошибок, рекомендуется применять визуальные знаки – пометить точку отталкивания отдельной линией.

Физическое развитие детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если педагог станет отдавать четкие короткие распоряжения и пояснения понятно, но не очень громко. Точный корректный показ, безукоризненные разъяснения содействуют благополучному освоению каждым из детей в группе новых движений, помогают сохранению оптимизма, приподнятого состояния духа, стремления к увеличению двигательной активности.

Воспитатель непременно должен оценивать качественный уровень осуществления детских действий и физическое развитие ребенка старшего дошкольного возраста с учетом персональных возможностей каждого дошкольника, ободрять тех, кому что-то не удается. Одновременно происходит обучение ребенка анализу своих движений, взвешиванию качества их выполнения, нахождению своих ошибок и их исправлению.

Различные методы подготовки

Большое значение в обучении имеет разнообразие способов построения занятий в процессе обучения ребят основным движениям. К примеру, первоначально одно упражнение выполняется совместно всеми детьми в группе, позже другие движения реализуются поочередно – потоком, персонально либо фронтально. Виды занятий представляют собой:

  • утреннюю зарядку;
  • строевые упражнения;
  • общеразвивающие тренинги;
  • силовые задания;
  • упражнения на равновесие;
  • спортивные игры;
  • физкультурные праздники.

Воспитателю необходимо уделять внимание каждому ребенку, особенно той категории, которая выполняет новые сложные действия и которой требуется поддержка, содействие. Однако при этом не следует снижать нормативы качества осуществления заданий. В состав занятий надлежит вводить задания на моделирование безукоризненной осанки и профилактики плоскостопия. Тогда ребенок подготовится к школе, и его физическое развитие в 7 лет будет соответствовать возрасту.

Читайте также:  Нормы нервно психического развития у ребенка 1 год

Во время занятий детей старшего дошкольного возраста происходит развитие всех важнейших систем организма дошкольника, усиливаются его ресурсы приспособления к внешним условиям, устойчивость к жизненным обстоятельствам, причем не только нарабатываются насущные навыки движений, но и происходит формирование целостной личности. Особенно важно осуществлять такое развитие в дошкольный период, который отличается активной позицией ребенка по освоению движений.

Видео

022

Источник

Прежде чем описать особенности, которые имеет физическое развитие старших дошкольников, отметим, что речь пойдет о детях 5-6 лет. В этот период процесс развития особенно активный: дети вытягиваются в длину, избавляются от физическое развитие детей старшего дошкольного возрастаприсущей им в раннем детстве округлости.

Старший дошкольник уже многое умеет. Он отлично справляется с набором основных движений, которые все же пока не являются пределом совершенства. Кроме того, дети старшего дошкольного возраста с удовольствием занимаются всем, что связано с движением: играют в подвижные игры, бегают, прыгают, бросают мяч, метают и многое другое. Именно в этом возрасте, учитывая анатомические особенности и двигательные возможности детей, их можно отдавать в спортивные школы и секции.

Как развивается скелет старшего дошкольника

В 5-6 лет скелет ребёнка до конца не сформирован. По-прежнему отмечается физическое развитие детей старшего дошкольного возраставысокий уровень гибкости костей, обусловленный прослойкой из хрящевой ткани. Наиболее гибким в этом возрасте остается позвоночник.

Что касается мускулатуры, то в старшем дошкольном возрасте уровень её силы не самый высокий. Мышцы пресса и спины слабые, также недостаточно силён и опорный аппарат. Именно поэтому так важно, чтобы дети имели возможность играть в подвижные игры и вообще активно двигаться на свежем воздухе: это им необходимо для укрепления мышц и опорного аппарата.

Сердечно-сосудистая система и что её отличает

Анализируя особенности сердечно-сосудистой системы детей старшего дошкольного возраста, можно отметить главную из них — огромную жизнеспособность. Это значит, что у ребёнка в этом возрасте широкие сосуды с эластичными стенками, что очень благоприятно физическое развитие детей старшего дошкольного возрастаотражается на работе сердечной мышцы, несмотря на неразвитые функции нервной системы, отвечающей за этот процесс.

Старшие дошкольники с удовольствием играют в активные игры, проявляя энтузиазм в моменты, когда нужно приложить максимум усилий и потратить энергию. Малыши быстро включаются в игру и также быстро устают, нуждаясь в регулярном непродолжительном отдыхе.

Работая с малышами над развитием в рамках выполнения физических упражнений и способствующих этому игр, нужно постоянно менять виды деятельности, сохраняя таким образом интерес детей, регулируя время заданий.

Внимание старших дошкольников

Так же как и весь организм, внимание у детей в старшем дошкольном возрасте находится на очередной стадии развития. Учитывая некоторые особенности (рассеянность и кратковременность), нужно стараться придумывать для детей такие занятия, которые не потребуют много времени для выполнения, причём постоянно их менять. Игры, как и упражнения, стимулирующие физическое развитие, в этом возрасте должны состоять из набора простых и понятных движений, подключающих к процессу большую часть мышц.

Простыми и непродолжительными упражнения и игры в 5-6 физическое развитие детей старшего дошкольного возрасталет должны быть не только в связи с неустойчивым вниманием, но и из-за недостаточно высокого уровня развития волевых качеств детей. Дошкольники этого возраста проявляют интерес к исследованию окружающего мира, учатся быть независимыми, активны в играх и занятиях, но они неспособны проявлять упорство и выдержанность так же, как школьники, даже учащиеся в младших классах.

Развитие малышей в старшем дошкольном возрасте имеет свои особенности, среди которых, например, переживание неудач, быстрая отвлекаемость, и взрослые обязательно должны учитывать эти особенности в процессе обучения.

Мышление старшего дошкольника

В 5-6 лет мышление детей также имеет особенности: оно с предметного заменяется понятийным. Малыши в этот период жизни становятся более наблюдательными, обращают внимание на то, что видят и слышат вокруг, делают выводы.

Более сознательными малыши становятся физическое развитие детей старшего дошкольного возрастаи в процессе игровой деятельности. Они способны соблюдать и придумывать правила игры, сравнивать, сопоставлять, обмениваться мнениями и впечатлениями, оценивать действия других участников игры. Важное достижение в этом возрасте — это развитие способности мыслить абстрактно с сознательным контролем действий, что облегчает работу с детьми, направленную на их развитие.

Старшие дошкольники с удовольствием играют, принимая правила. С ними легче находить компромисс, договариваться. Ребята откликаются на игровые зазывы, понимают отличные от обычных звуковые и зрительные знаки и так далее. В младшем и среднем дошкольном возрасте все эти методы неэффективны.

Читайте также:  Увлечение компьютерными играми и развитие ребенка

Как развивается двигательная активность

Физическое развитие старшего дошкольника позволяет сделать двигательную деятельность особенно разносторонней. Малыши с лёгкостью справляются с разными упражнениями, действуют сознательно и намеренно. В старшем дошкольном возрасте уже закреплёнными являются следующие движения:

  • вращения;физическое развитие детей старшего дошкольного возраста
  • сгибания;
  • разгибания;
  • наклоны;
  • повороты;
  • прыжки и пр.

Большая часть этих движений отличаются выверенной координацией и точностью. Техника и качество их выполнения во многом зависят от физических возможностей ребёнка на этом этапе жизни, а также от особенностей его телосложения. Малыши получают удовлетворение от возможности выполнять ритмичные движения, старательно следят за правильностью алгоритма и позициями.

В процессе занятий физическими упражнениями дети старшего дошкольного возраста учатся удерживать равновесие, осваивают ходьбу на лыжах, катание на роликах и коньках, учатся ориентироваться на местности. Очень важно строить программу, направленную на физическое развитие детей, с учетом их повышенной утомляемости – как физической, так и эмоциональной – из-за несовершенства центральной нервной системы.

Нужно понимать, что двигательные качества у детей старшего дошкольного возраста физическое развитие детей старшего дошкольного возрастаобусловлены не только генетическими свойствами нервно-мышечного аппарата. На них также оказывают влияние методы воспитания и условия, в которых протекает развитие ребёнка.

Чем больше взрослые поощряют двигательную активность старших дошкольников (с дозированием продолжительности игр и упражнений), тем больше энергии потратит и снова накопит детский организм. Именно такой цикл необходим для того, чтобы физическое развитие детей проходило без задержек и сбоев.

Физические качества

Физические качества между собой взаимосвязаны и соответствуют уровню развития у детей старшего дошкольного возраста. Для выполнения основных движений дошкольникам необходимо иметь определенный уровень развития следующих основных физических качеств:

  • выносливости;физическое развитие детей старшего дошкольного возраста
  • быстроты;
  • силы;
  • ловкости;
  • гибкости.

Низкий уровень развития этих качеств не позволит детям проявить весь свой потенциал в процессе выполнения упражнений.

Уровень физической подготовки напрямую связан с возможностями основных систем организма. Чем в лучшей форме находится организм, тем более высокий уровень физических качеств он демонстрирует. Так, например, быстрота проявляется при комфортном эмоциональном фоне, тогда как усталость и апатия становятся причиной снижения скорости, точности, координации.

Характеристика физических качеств

Каждое из физических физическое развитие детей старшего дошкольного возрастакачеств имеет свои особенности и характеристики.

Под гибкостью подразумевается уровень подвижности опорно-двигательного аппарата, что особенно важно для общего состояния здоровья ребёнка старшего дошкольного возраста. Чем больше амплитуда движений, тем выше уровень гибкости.

Под быстротой подразумевают способность ребёнка старшего дошкольного возраста выполнять какое-либо движение либо комплекс движений в ограниченный промежуток времени. Развитие скорости — это сложный процесс, так как именно это физическое качество является наиболее консервативным, т.е. данным природой, получаемым в наследство.

Выносливость — ещё одно физическое качество, по оценке которого можно охарактеризовать физическое развитие и общее состояние организма ребёнка старшего дошкольного возраста. Под ним подразумевают способность выполнять физическое развитие детей старшего дошкольного возрастаупражнение в одном темпе наиболее продолжительное время. Выносливость может быть специальной и общей. Специальная позволяет выполнять определённые движения, направленные на конкретную группу мышц, тогда как общая подразумевает собой продолжительные движения, задействующие все группы мышц.

Под силой понимают способность ребёнка справляться с внешним сопротивлением с помощью мышечных усилий.

Ловкость — аналогичное координации качество, позволяющее быстро и качественно выполнять упражнение в рамках изменяющихся условий.

Оценка физических качеств

Оценивать физическое развитие ребёнка старшего дошкольного возраста наряду с уровнем его физической подготовки нужно как единый процесс, подразумевающий собой перманентный контроль над его состоянием в общем и во время выполнения физических упражнений. Наблюдения могут вести как воспитатели детского сада в команде с тренерами детских спортивных школ и секций, так и родители.

Особенно важно наблюдать за детьми, физическое развитие которых не соответствует возрастным нормам (отстает или опережает). На основании полученных результатов можно будет составить эффективную программу, способную нормализовать физическое развитие ребят старшего физическое развитие детей старшего дошкольного возрастадошкольного возраста.

Помимо постоянного мониторинга действий детей, оценить физические качества можно с помощью тестов. Так, например, для определения уровня быстроты детям предлагают пробежать короткую дистанцию. Уровень скоростно-силового развития определяется по оценке результатов прыжков с места в длину и в высоту. Выносливость оценивают по показателям продолжительности бега на длинные дистанции.

Силу измеряют с помощью подтягиваний и висов на перекладине, бросков набивного мяча, а также становой динамометрии. Уровень ловкости определяют с помощью челночного бега на небольшие дистанции по прямой либо с зигзагообразным обходом фишек. Гибкость у детей оценивают, предлагая им выполнить ряд упражнений, демонстрирующих уровень подвижности суставов. Равновесие же оценивают с помощью упражнения, когда носок одной ноги прижат к пятке другой, а стопы при этом расположены на одной прямой.

Упражнения для оценки основных физических показателей могут дополняться и видоизменяться на основе базовых.

Источник