Физическое развитие ребенка среднего дошкольного возраста

Физическое развитие ребенка среднего дошкольного возраста thumbnail

Яна Кучетарова
Физическое развитие детей среднего дошкольного возраста

Физическое развитие очень важно в нашей жизни, как для маленьких детей так и для взрослых! Давайте немного поговорим о физическом развитие!

«Физическое развитие» направлено на достижение целей формирования у детей интереса к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитиечерез решение следующих задач:

1) развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации);

2)накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

3)формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Во всех формах организации двигательной деятельности необходимо не только формировать у детей двигательные умения и навыки, но и воспитывать целеустремленность, самостоятельность, инициативность, развивать умение поддерживать дружеские отношения со сверстниками.

На пятом году жизни движения ребенка становятся более уверенными и координированными. Внимание приобретает все более устойчивый характер, совершенствуется зрительное, слуховое и осязательное восприятие, развивается целенаправленное запоминание. Дети уже способны различать разные виды движений, выделять их элементы. У них появляется интерес к результатам движения, потребность выполнять его в соответствии с образцом. Все это позволяет приступить к обучению технике выполнения основных движений, отработке их качества. Полученные на занятиях знания о значении физических упражнений для организма человека помогают воспитать потребность быть здоровым и вести здоровый образ жизни. Педагогам необходимо продолжать начатую в младшей группе работу по укреплению здоровья детей.Для этого необходимо ежедневно проводить: прогулки на воздухе в соответствии с режимом дня, комплекс закаливающих процедур; утреннюю гимнастику продолжительностью 6–8 мин.

Физическое развитие детей среднего дошкольного возраста

Основной формой систематического обучения детей физическим упражнениям являются физкультурные занятия,которые состоят из трех частей: вводной, основной и заключительной. В каждой из них достигается определенный уровень развития интегративных качеств ребенка. Продолжительность всего занятия 20–25 мин.

В средней группе проводятся три физкультурных занятия в неделю, одно из них – на прогулке. Продолжительность каждой части увеличивается по сравнению с предыдущим годом за счет усложнения упражнений, отработки техники движений и увеличения времени выполнения.

Физическое развитие ребенка среднего дошкольного возраста

К концу пятого года дети могут:

1)ходить и бегать, соблюдая правильную технику движений;

2) лазать по гимнастической стенке, не пропуская реек, перелезая с одного пролета на другой;ползать разными способами: опираясь на кисти рук, колени и пальцы ног, на стопы и ладони; на животе, подтягиваясь руками;

3)принимать правильное исходное положение в прыжках с места, мягко приземляться, прыгать в длину с места на расстояние не менее 70 см;

4)ловить мяч кистями рук с расстояния до 1,5 м; принимать правильное исходное положение при метании, метать предметы разными способами правой и левой рукой; отбивать мяч о землю (пол) не менее пяти раз подряд;

5) выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие;

6) строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу;

7)скользить самостоятельно по ледяным дорожкам (длина 5 м);

8)ходить на лыжах скользящим шагом на расстояние до 500 м, выполнять поворот переступанием, подниматься на горку;

9)кататься на двухколесном велосипеде, выполнять повороты направо, налево;

10)ориентироваться в пространстве, находить левую и правую сторону;

11)выполнять имитационные упражнения, демонстрируя красоту, выразительность, грациозность, пластичность движений.

Физическое развитие ребенка среднего дошкольного возраста

Подведем итоги: освоение и совершенствование умений и навыков в основных видах движений, подвижных играх и спортивных упражнениях должно предусматриваться во всех формах работы,организуемых воспитателем: на физкультурных занятиях, на утренней прогулке, во время индивидуальной работы на вечерней прогулке.

Физическое развитие ребенка среднего дошкольного возраста

Источник

Особенности физического развития детей 4-5 лет

Когда ребёнку исполняется 4 года, период раннего детства заканчивается. Наступает дошкольный период, который характеризуется определёнными особенностями физического развития. В этом возрасте дети ведут активный образ жизни, много двигаются, познают окружающий мир.

В этом возрасте средний рост у мальчиков составляет 100,3 см, а у девочек – 99,7 см. Весят мальчики в среднем 15-20 кг, а девочки – 14-18кг. Средняя прибавка в весе – 1,5-2 кг в год, а в росте – 5-7 см. Некоторые особенности развития могут быть связаны с наследственностью.

Если показатель роста или веса ребёнка имеет значительное отклонение от нормы, необходимо проконсультироваться у педиатра и эндокринолога. Причины отклонений могут крыться в неправильном обмене веществ, нарушении гормонального фона, сидячем образе жизни и недостаточной физической нагрузки, плохо сбалансированном питании.

В возрасте 4-5 лет скелет ребёнка пока ещё остаётся гибким, поэтому ему не рекомендованы силовые нагрузки. Необходимо всё время следить за осанкой малыша, смотреть, чтобы он правильно сидел за столом, спал на не слишком мягком матрасе.

В этом возрасте происходит смещение центра тяжести и изменение пропорций тела. Исчезают пухлые щёчки, округлый животик и складочки на ручках. Дети напоминают маленьких взрослых. Большинство из них становится худее, но аппетит не теряют и с удовольствием едят 4-5 раз в день.

      Ребёнок, достигший 5 лет, способен:

Бегать на достаточно длинные дистанции (200-300 м). Не каждый родственник сможет его догнать. Бегать он может и на ровной, и на пересечённой местности, огибая неровности, деревья, строения, перепрыгивая через ямки.

Двигаться практически как взрослый: чётко и скоординировано. Он может закрыть глаза и легко дотронуться до своего носа или уха. Повышается ловкость игры в мяч: малыш его быстро ловит и бросает обратно.

Следить за равновесием. Теперь для него не проблема пройти по чему-нибудь узкому.

Хорошо прыгать: перепрыгивать через ступеньку или через несколько лежащих на полу предметов. У него получается прыгать через скакалку, в том числе и на одной ноге. Девочки в этом возрасте начинают играть в «классики», «резиночки».

Читайте также:  Дошкольник успешное развитие ребенка 5 лет

Легко и долго лазить по «шведской стенке».

Мускулатура рук у детей 5 лет уже неплохо развита, поэтому они могут немного подняться по канату, но отжиматься от пола пока ещё не получается.

Необходимо ежедневно заниматься физическим развитием своего чада – придумывать и играть в подвижные игры, приучать его к зарядке. Зарядка может состоять из комплекса простейших упражнений на разгибание и сгибание конечностей, повороты и приседания. Она не только оказывает положительное влияние на физическое состояние малыша, его иммунную систему, но и приучает к дисциплине и порядку.

Малыша 4-5 лет необходимо водить на специальные занятия. Для развития физической активности мальчика можно записать в спортивную секцию, а девочку водить на танцевальные занятия.

Родители должны способствовать развитию социальной активности своего чада. Ребёнок должен регулярно видеть других детей, общаться с ними, играться в парках, на детских площадках. Дома необходимо читать с малышом сказки, обсуждать их, а также заниматься рисованием и лепкой из пластилина, глины или теста. Эти занятия укрепят мышцы ладони и понемногу подготовят руку к письму. Стоит заниматься и играми, направленными на развитие мелкой моторики – сбор различных конструкторов, пазлов.

Ребёнок должен помогать маме и папе в домашних делах. К 4 годам у него уже должны быть свои обязанности: убирать игрушки, вытирать пыль, собирать посуду со стола.

Чтобы следить за физическим здоровьем ребёнка, необходимо регулярно проходить осмотры у окулиста, хирурга, отоларинголога, кардиолога, участкового педиатра, проводить ЭКГ.

К 4-5 годам у детей четко формируются преимущественные виды деятельности. Родители могут понаблюдать за своим чадом, выявить его таланты, чтобы как можно раньше начать развивать их. В соответствии с его талантами и интересами, ребёнка можно записать в кружки (рисования, лепки, гимнастики, плавания, лёгкой атлетики и т. п.).

В воспитании детей важным является психологический климат в семье. Отсутствие громких криков и ссор между родителями, резкого тона по отношению к малышу, создают благоприятную атмосферу как для физического, так и для психоэмоционального развития малыша.

Ребёнку 5-го года жизни важно чувствовать свой успех, поэтому мама и папа должны поощрять его достижения. Если у него что-то не получается, малыша необходимо подбадривать, верить в него. Если часто делать замечания и постоянно одёргивать ребёнка, у него может пропасть всё желание стараться и достигать успеха.

Стоит отметить: чем сознательнее родители относятся к воспитанию малыша, тем успешнее он развивается.

Опасными признаками в развитии детей 4-5 лет являются:

1. Чрезмерная агрессивность, застенчивость, тревожность или боязливость.

2. Проблемы в общении с другими детьми, нежелание играть с ними.

3. Слабая двигательная активность, неспособность без помощи подниматься по «шведской стенке».

4. Рассеянность внимания, не способность концентрации на чём-то одном более чем на 5 мин.

5. Ограниченность интересов.

6. Неспособность назвать своё имя.

7. Ограниченный спектр эмоций, подавленное состояние.

8. Неспособность удерживать в руке карандаш, построить пирамиду из 8 кубиков.

9. Проблемы со сном, самостоятельным приёмом пищи, походом в туалет.

10. Неспособность самому мыть руки, чистить зубы, одевать и снимать одежду.

Если родители замечают у своего малыша хотя бы один из этих признаков, необходимо срочно показать его педиатру. Он объективно оценит ситуацию и направит к одному из более узких специалистов — детскому психологу, неврологу, хирургу.

Каждый ребёнок развивается по-разному. У кого-то получается развиваться быстрее, у кого-то — чуть медленнее. Родители должны в любом случае поддерживать своего малыша, учитывать его личные особенности. Кроме того, им необходимо знать основные параметры развития детей в том или ином возрасте, чтобы вовремя заметить отклонения, обратиться к врачу и решить проблему ещё на истоке её возникновения.

Источник

Физическое развитие дошкольников, в нашей стране, одно из начальных звеньев системы всего физического воспитания в целом.

Оно основано на всестороннем развитии человека и тесно связано с подготовкой его физических качеств для всей жизни. Для формирования полноценной личности, ребенка необходимо всесторонне развивать, чтобы он умел хорошо бегать, плавать, быстро и красиво ходить, чтобы у него были в порядке все органы, чтобы параллельно всем качествам, правильно развивались и умственные его качества. Ведь известно, что гиподинамия приносит вред физическому и психическому здоровью ребенка так же как и гиперактивность.

Начиная с самого раннего детства, надо постепенно и последовательно вырабатывать необходимые качества и навыки, что бы они достигли полного своего развития в взрослом возрасте.

Важной задачей является равномерное развитие костно – мышечной системы ребенка, так как в этот период мышцы ребенка еще не достаточно развиты. Вес мускулатуры ребенка равен 24-27% веса тела, а у взрослого вес мышечной ткани составляет около 42% веса тела. Хорошо известно, что укрепление мускулатуры оказывает благоприятное воздействие на функции организма. Например: укрепление мышц живота способствует пищеварению. Детям дошкольного возраста свойственно поверхностное дыхание. Активные движения вызывают потребности в более глубоком дыхании, что способствует развитию органов дыхания и увеличивает жизненную емкость легких.

Работоспособность мышц у детей дошкольников невелика. Они довольно быстро устают от мышечной деятельности. Особенно их утомляет так называемое статическое напряжение т. е. такое, когда ребенку приходится удерживать тело или отдельные его части некоторое время в определенном зафиксированном положении (поднятая вверх рука). Эта особенность возраста обязывает применять более динамическую работу, связанную с попеременным напряжением и расслаблением мышц.

Спортивные игры, развлечения, подвижные игры, содействуют также постепенному развитию и укреплению сердечнососудистой системы детей. Воспитание правильной осанки (прямое держание головы, легкое отведение плеч назад, выпрямление спины, втянутый живот) является одной из существенных задач физического воспитания. Недостатки в осанке неблагоприятно сказываются на общей жизнедеятельности организма ребенка. Даже незначительные дефекты в осанки, которые можно наблюдать у детей (опускают голову, сутулятся, стоят выпятив живот), с возрастом могут закрепиться и превратиться в стойкие нарушения. Чем раньше начата работа с плохой осанкой, тем скорее создается у ребенка привычка держаться прямо и тем прочнее она сохраниться. Для выработки правильной осанки у ребенка используется целый комплекс средств: забота о точном выполнении режима, использование специальных мер запоминания, сохранность правильных поз ребенка, систематическое проведение физкультурных занятий, специальные корректирующие упражнения, для детей имеющих отклонения в осанке. Прекрасным профилактическим средством является утренняя гимнастика, поскольку она проводится в ДОУ ежедневно, каждое утро в течении 8 – 10 минут.

Читайте также:  Диагностика развития личности ребенка в доу

Существенной задачей физического развития и воспитания дошкольников является формирование у них правильных навыков движения, главным образом тех, которыми они постоянно пользуются в своей жизни (бег, ходьба, прыжки, метание, лазанье). Воспитывая ребенка физически мы стремимся не к тому чтобы он прыгал как можно дальше, бегал как можно быстрее. Упражнениями мы добиваемся того, чтобы ребенок постепенно овладевал правильными приемами движений, умел легко приземлятся при прыжке, легко и ритмично бегал в даль. Важно чтобы ребенок полюбил эти движения, научился соизмерять их с своими возможностями. Поэтому не следует стремиться к большим количественным достижениям.

В ходе развития основных движений имеется некоторая разница между мальчиками и девочками. Мальчики дают лучшие показатели в быстром беге, в лазанье, лучше метают вдаль. У них раньше развивается координация в движениях рук и ног при ходьбе. Девочки лучше выполняют упражнения на равновесие чем мальчики. Девочки ритмичнее, у них раньше чем у мальчиков появляется «полет» при беге, они лучше прыгают на одной ноге и через скамейку.

С помощью физических упражнений воспитывается характер ребенка. Что бы добиться успеха в игре, выполнить интересное задание (быстро добежать до флажка, пролезть в обруч), ребенок проявляет активность, инициативу, становится смелее, настойчивее в достижении поставленной цели.

Немаловажную роль в физическом развитии играет подвижная игра. Подвижные игры требуют коллективных действий.  А. С. Макаренко считал, что игра для детей имеет то же значение, что и для взрослого его действительность.  Игра должна доставлять ребенку радость, но в каждой игре есть правила. Во время подвижных игр ребенок привыкает двигаться соразмерено. Он учится подчинять свои желания общим для всех правилам игры, считается с интересом других детей. Нередко ребенку приходится проявлять волевое усилие, что бы точно выполнять правила, что бы не начать движения или упражнения до подачи сигнала, не заплакать из за постигшей неудачи в игре.

Физическое воспитание помогает воспитывать детей в духе любви к родине, к природе. Русские народные игры с своеобразным колоритом, присказками, прибаутками, играют немаловажную роль в этом воспитании. Современность также оживает в играх детей. У них появляется желание подражать любимым героям мультфильмов. Быть такими же мужественными, стойкими и смелыми.

Крепкими нитями физическое развитие связано с эстетическим. Красиво оформленное хорошо выполненное упражнение, игра, развивает эстетическое чувство. Физическое развитие тесно связано с музыкальным. Музыка и физическое воспитание развивает чувство ритма, ориентировку во времени и пространстве, способность глубоко прочувствовать образ.

Таким образом мы видим, что под влиянием правильного физического воспитания дети развиваются всесторонне, растут физические силы ребенка, крепнет его здоровье, развиваются его двигательная активность. Более быстрым темпом идет умственное развитие, определяются черты характера. Все мы хотим, что бы дети росли здоровыми, сильными и выносливыми. Гармонически развитая личность – это прежде всего результат умственного, нравственного, физического развития. Физически слабый болезненный человек, редко достигает подлинного взлета духовных сил. Всем известно что в разном интеллектуальном труде, организм расходует значительно больше энергии, чем это необходимо при обеспечении работы самого мозга. Это связано с тем, что в процессе умственного труда непроизвольно напрягаются те или иные группы мышц и если раньше такое мышечное напряжение считали вредным, то сейчас доказано, что оно является обязательным спутником напряженной умственной деятельности, способствует усилению работы сердца и улучшению кровоснабжения головного мозга.

По этому люди, хорошо и физически развитые, как правило способны на более длительное и интенсивное напряжение, чем люди слаборазвитые. Не даром красивыми называли людей, хорошо сложенных с правильной осанкой.  Вырастить детей по настоящему красивыми, гармонически развитыми – вот главная задача всех кто участвует в воспитании нашего подрастающего поколения.

Источник

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В дошкольный период закладывается фундамент здоровья и полноценного физического развития. В самом общем смысле физическим развитием дошкольника называют процесс изменения естественных морфофункциональных свойств его организма в течение индивидуальной жизни. Внешними количественными показателями физического развития являются, например, изменения пространственных размеров и массы тела, качественно же физическое развитие характеризуется, прежде всего, существенным изменением функциональных возможностей организма по периодам и этапам его возрастного развития, выраженным в изменении отдельных физических качеств и общего уровня физической работоспособности.

Для детей дошкольного возраста характерны недостаточная устойчивость тела и ограниченные двигательные возможности. У них быстро развивается нервная система, растет скелет, укрепляется мышечная система, и совершенствуются движения.

Детям 3-4 лет свойственны общая статическая неустойчивость тела и ограниченные динамические возможности.

У детей этого возраста сравнительно большое развитие верхней части тела и мускулатуры плечевого пояса и мышц-сгибателей.

Дошкольники 3-4 лет обладают высокой двигательной активностью при недостаточной согласованности движений, в которых участвуют крупные группы мышц. В этом периоде отмечается повышенная утомляемость при длительном сохранении одной и той же позы и выполнении однотипных движений.

Читайте также:  Развитие памяти у ребенка семи лет

Структура легочной ткани еще не достигает полного развития; носовые ходы, трахея и бронхи сравнительно узки, что несколько затрудняет поступление воздуха в легкие; ребра незначительно наклонены, диафрагма расположена высоко, в связи с чем, амплитуда дыхательных движений невелика. Ребенок дышит поверхностно и значительно чаще, чем взрослый: у детей 3-4 лет частота дыхания – 30 в минуту, 5-6 лет – 25 в минуту; у взрослых -16-18. Неглубокое дыхание у детей ведет к сравнительно плохой вентиляции легких и к некоторому застою воздуха, а растущий организм требует повышенной доставки кислорода к тканям. Именно поэтому особенно важны физические упражнения на свежем воздухе, активизирующие процессы газообмена. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) у детей 3-4 лет составляет 400- 500 см, 5-6 лет -800-900 см3.

Деятельность сердечно-сосудистой системы у дошкольников хорошо приспособлена к требованиям растущего организма, а повышенная потребность тканей в снабжении кровью удовлетворяется легко. Ведь сосуды у детей шире, чем у взрослых, и кровь по ним течет свободнее. Количество крови у ребенка относительно больше, чем у взрослого, но путь, который она должна проходить по сосудам, короче, а скорость кровообращения больше. Так, например, если пульс у взрослого равен 70-74 ударам в минуту, то у дошкольников в среднем 90-100 ударам. Нервная регуляция сердца несовершенна, поэтому оно быстро возбуждается, ритмичность его сокращений легко нарушается, и сердечная мышца при физической нагрузке довольно быстро утомляется. Однако при смене деятельности сердце ребенка быстро успокаивается и восстанавливает свои силы. Вот почему во время занятий с детьми физические упражнения нужно разнообразить: чередовать подвижные игры с играми малой двигательной активности и часто давать ребенку кратковременный отдых.

Нервная система в дошкольном возрасте развита лучше, чем у детей до 3 лет. В этом периоде заканчивается созревание нервных клеток в головном мозге, который по внешнему виду и весу приближается к мозгу взрослого, но сама нервная система еще слаба. Поэтому надо учитывать легкую возбудимость дошкольников, очень осторожно относиться к ним: не давать длительных непосильных нагрузок, избегать чрезмерного утомления, так как процессы возбуждения в этом возрасте преобладают над процессами торможения.

У детей в этом возрасте процесс образования костей не завершен, несмотря на то, что кровоснабжение у них лучше, чем у взрослых. В скелете много хрящевой ткани, благодаря чему возможен дальнейший его рост; в то же время этим обусловливается мягкость и податливость костей.

Рост мышечной ткани происходит в основном за счет утолщения мышечных волокон.

Однако из-за относительной слабости костно-мышечного аппарата и быстрой утомляемости дошкольники еще не способны к длительному мышечному напряжению.

Дети младшего дошкольного возраста еще не владеют четкими движениями при ходьбе: они не могут ритмично бегать, часто теряют равновесие, падают. Многие из них плохо отталкиваются от пола или земли, бегают, опираясь на всю стопу. Они не могут поднять свое тело даже на небольшую высоту, поэтому им еще недоступны прыжки в высоту, через препятствия и прыжки на одной ноге. Дошкольники этого возраста охотно играют с мячом, однако движения их еще недостаточно согласованны, глазомер не развит: им трудно ловить мяч. Они быстро утомляются от разнообразных движений, отвлекаются.

К 4,5-5 годам движения детей становятся более координированными: они осваивают прыжки, перепрыгивание через препятствия, ловлю мяча.

У дошкольников от 5 до 7 лет становая сила увеличивается вдвое: у мальчиков она возрастает с 25 до 52 килограмм, у девочек с 20,4 до 43 килограмм. Улучшаются показатели быстроты. Время бега на 10 метров с хода сокращается у мальчиков с 2,5 до 2,0 секунд, у девочек с 2,6 до 2,2 секунд. Изменяются показатели общей выносливости. Величина дистанции, которую преодолевают мальчики возрастает с 602,3 метра до 884,3 метра, девочки с 454 метра до 715,3 метра.

У 6-летних появляется легкость, бег становится ритмичным, уменьшаются боковые раскачивания; они прыгают в высоту, длину, через препятствия, осваивают метание мяча в цель; начинает развиваться глазомер. У детей старшего дошкольного возраста по сравнению с младшим тело крепче, пропорциональнее развита мускулатура. У них постепенно доводятся до автоматизма основные движения в ходьбе и беге, улучшается согласованность движений, заметно повышается способность к ручному труду. Благодаря большей устойчивости тела ребенку становятся доступнее простейшие упражнения в равновесии, беге на ловкость. Дети становятся значительно выносливее, однако им нужно чаше менять исходные положения и разнообразить движения. Их деятельность в этом возрасте постепенно наполняется содержанием и становится более сознательной.

Можно от­метить такую закономерность: чем моложе возраст, тем более несовершенными являются двигательные навыки, слабее развиты мелкие мышцы, интенсивнее протекают все процессы физического развития. Общие возрастные показатели не остаются неизменны­ми — замечается тенденция к их росту. Современные дети в сред­нем имеют более высокий рост, лучше развиты физически и умственно, нежели их сверстники 15 – 20 лет назад. Такое явление получило в науке название «акселерация».

Но, несмотря на более быстрое развитие дошкольника, как в физическом, так и в пси­хическом отношении, его возрастные особенности сохраняются в специфике мышления, склонности к подражанию, повышенной эмоциональности и впечатлительности.

Знание возрастных особенностей физического развития детей позволяет осуществлять целостный подход к вопросу гармоничного физического развития детей, исключая форсированное или одностороннее развитие того или иного показателя.

инструктор по физической культуре

Павленко Е.А.

Источник