Физическое развитие ребенка школьного возраста

Подробности
Категория: Видеоуроки и тренировки
Опубликовано 24.09.2014 09:27
Автор: Евгений
Просмотров: 15914
В педагогике возраст с 7 до 18 лет принято делить на три периода – младший (7-11 лет), средний, или подростковый (12-15 лет), и старший, или юношеский (16-18 лет) школьный возраст.
Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата. Однако длина тела в этот период увеличивается быстрее, чем масса. Суставы детей отличаются подвижностью, а связочный аппарат эластичностью, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Большую подвижность сохраняет до 8-9 лет позвоночный столб. Мышцы детей имеют тонкие волокна и содержат в своем составе лишь небольшое количество белка и жира. При этом крупные мышцы конечностей развиты больше, чем мелкие.
В младшем школьном возрасте завершается морфологическое развитие нервной системы, заканчивается рост и структурная дифференциация нервных клеток. Функционирование нервной системы отличается преобладанием процессов возбуждения. К 10-11 годам объем легких составляет половину объема легких взрослого человека. Минутный объем дыхания возрастает с 3,5 л/мин у 7-летних школьников до 4,4 л/мин у детей 11 лет. Жизненная емкость легких увеличивается с 1200 см3 в 7-летнем возрасте до 2000 см3 в 10-летнем.
Естественной для детей младшего школьного возраста является потребность в высокой двигательной активности. При этом у девочек такая потребность проявляется в меньшей степени, чем у мальчиков. Девочки в меньшей степени проявляют двигательную активность самостоятельно. Вот почему рекомендуется больше привлекать их к участию в организационных формах физического воспитания.
В целом младший школьный возраст наиболее благоприятен для развития физических способностей – скоростных и координационных, а также способностей длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности. В данном возрасте у детей начинают формироваться интересы и склонности к определенным видам физической активности, выявляется специфика индивидуальных моторных проявлений, предрасположенность к тем или иным видам спорта.
Занятия с детьми младшего школьного возраста, посещающими секцию мини-футбола, должны строиться с учетом показателей функциональных возможностей детского организма, которые являются ведущими критериями в оздоровительной физической культуре при выборе физических нагрузок, структуры двигательных действий, методов воздействия на организм.
В содержание таких занятий рекомендуется широко включать подвижные игры, элементы различных спортивных игр и других доступных им физических упражнений. Естественно, доминирующим методом в таких занятиях должен быть игровой метод, поддерживающий интерес детей к двигательной деятельности и помогающий им непринужденно выполнять задания преподавателя. Одновременно следует учитывать, что проведение с детьми данного возраста однообразных и монотонных занятий с большими физическим и психологическими нагрузками недопустимо, так как они могут нанести большой вред занимающимся.
Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размера тела. Так, годичный прирост длины тела достигает 4-7 см, главным образом, за счет удлинения ног. Масса тела ежегодно увеличивается на 3-6 кг. Наиболее интенсивный темп роста у мальчиков приходится на 13-14 лет, а у девочек – на 11-12 лет. В подростковом возрасте быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков. Позвоночный столб отличается большой подвижностью. В этом возрасте не рекомендуются чрезмерные мышечные нагрузки, которые приводят к ускорению процесса окостенения, что, в свою очередь, может замедлить рост трубчатых костей в длину.
На данный период приходится быстрое развитие мышечной системы. Так, с 13-летнего возраста отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышечных волокон. При этом у мальчиков мышечная масса особенно интенсивно возрастает в 13-14 лет, а у девочек – в 11-12 лет. На фоне морфологической и функциональной незрелости сердечно-сосудистой системы, а также продолжающегося в этот период развития центральной нервной системы у подростков заметно ощущается незавершенность формирования механизмов, регулирующих и координирующих различные функции сердца и сосудов. Поэтому у подростков 12-15 лет адаптационные возможности системы кровообращения при мышечной деятельности значительно ниже, чем в юношеском возрасте. Полного морфологического и функционального совершенства сердце достигает лишь к 20 годам.
Процесс полового созревания у мальчиков наступает обычно на 1-2 года позднее, чем у девочек. В этот период у подростков отмечается наиболее высокий темп развития дыхательной системы. Так, объем легких увеличивается почти в два раза, значительно повышается минутный объем дыхания. Растет и показатель жизненной емкости легких: у мальчиков с 1970 см3 до 2600 см3, у девочек – с 1900 см3 до 2500 см3. В сравнении со взрослыми у подростков режим дыхания менее эффективен. За один дыхательный цикл подросток потребляет 14 мл кислорода, а взрослый – 20 мл. Они обладают меньшей способностью задерживать дыхание и работать в условиях недостатка кислорода, у них быстрее, чем у взрослых, снижается насыщение крови кислородом.
В подростковом возрасте в основном завершается формирование всех функциональных систем. На этот возраст приходится период продолжающегося совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств. Быстро улучшаются координационные, силовые и скоростно-силовые способности. А вот скоростные способности и выносливость в этот период развиваются умеренно. Низкие темпы развития присущи такому физическому качеству, как гибкость. Все эти факторы, естественно, следует учитывать в работе со школьниками в секции мини-футбола.
Процесс обучения и тренировки юных футболистов среднего школьного возраста все более индивидуализируется, а средства, используемые в занятиях, все больше по форме и содержанию приближаются к игровой деятельности. Наряду с повышением уровня общей и специальной физической подготовки ставятся задачи овладения занимающимися сложными техническими приемами, основными групповыми и командными тактическими действиями, определения игрового амплуа.
Старший школьный возраст характеризуется продолжением процесса роста и развития организма. Этот процесс протекает в отдельных органах и системах относительно спокойно и равномерно. Завершается половое созревание юношей и девушек, четко проявляются половые и индивидуальные различия как в строении, так и в функциях организма, замедляется рост тела в длину и увеличение его размеров в ширину, а также прирост массы. Юноши заметно опережают девушек в этих показателях. В среднем юноши выше девушек на 10-12 см и тяжелее на 5—8 кг; масса их мышц по отношению к массе всего тела больше на 13%, а масса подкожной жировой ткани меньше на 10%. Туловище юношей немного короче, а руки и ноги длиннее, чем у девушек.
В этот период почти завершается процесс окостенения большей части скелета. Рост трубчатых костей в ширину усиливается, а в длину замедляется. Интенсивно развивается грудная клетка, особенно у юношей, их скелет уже способен выдерживать значительные нагрузки.
Развитие костного аппарата сопровождается формированием мышц, сухожилий, связок. Мышцы развиваются равномерно и быстро. В связи с увеличением мышечной массы появляются благоприятные возможности для дальнейшего развития таких физических качеств, как сила и выносливость. В данном возрасте отмечается асимметрия в увеличении силы мышц туловища.
У девушек в отличие от юношей наблюдается значительно меньший прирост мышечной массы. Заметно отстает в своем развитии и плечевой пояс. А вот тазовый пояс и тазовое дно у девушек развиваются интенсивно. Грудная клетка, так же, как сердце и легкие, менее развита, поэтому функциональные возможности органов кровообращения и дыхания гораздо ниже, чем у юношей. Так, сердце юношей на 10-15% больше по объему и массе, пульс реже на 6-8 уд./мин, сердечные сокращения сильнее, чем у девушек, что обуславливает большой выброс крови в сосуды и более высокое кровяное давление. Девушки дышат чаще и не так глубоко, как юноши. Жизненная емкость легких у них меньше.
Старший школьный возраст характеризуется завершением познавательной сферы. Наибольшие изменения заметны в мыслительной деятельности. У юношей и девушек повышается способность понимать структуру движений, точно воспроизводить и дифференцировать отдельные движения (силовые, временные, пространственные), осуществлять сложные двигательные действия в целом.
В этом возрасте школьники уже способны к проявлению достаточно высокой волевой активности. Например, у них ярко проявляется настойчивость в достижение смелости, что, естественно, может отрицательно влиять на их спортивную подготовку.
В целом данный возраст совпадает с благоприятным периодом для заметного роста спортивного мастерства школьников. В работе с юными футболистами в секции мини-футбола на данном этапе рекомендуется использовать широкий комплекс эффективных форм занятий, в процессе которых объем и интенсивность физических нагрузок может достигать достаточно высокого уровня. При этом наряду с дальнейшим повышением уровня общей и специальной физической подготовки предусматриваются повышение уровня технико-тактического мастерства с учетом индивидуальных особенностей занимающихся, повышение объема индивидуальной подготовки и совершенствование соревновательного опыта.
Источник
Физическое развитие детей представляет собой динамический процесс роста и биологического созревания в течение определённого периода. Под динамическим процессом роста понимают увеличение массы и длины тела, развитие органов и систем организма.
Оценка физического развития ребёнка — выявление соответствия процессов роста и созревания с возрастной нормой. Для количественной оценки могут быть использованы как абсолютные величины – килограммы, сантиметры, так и относительные – доля в % от нормы.
Здоровье и физическое развитие детей — понятия неразделимые. Отклонения от нормы физического развития в большинстве случаев сигнализируют о нарушениях, связанных с заболеваниями эндокринной системы, центральной нервной системы, с патологией обмена веществ. При этом стоит отметить, что отставание в физическом развитии нередко является менее опасным, чем сильное опережение, которое является признаком гормональных нарушений.
Физическое развитие детей раннего возраста
Ранний возраст ребенка — это период от одного до трёх лет. Физическое развитие детей раннего возраста характеризуется интенсивностью. В этот период наблюдается существенное увеличение росто-весовых показателей, активные рост и развитие внутренних органов, интенсивное развитие двигательной сферы.
Вес и рост
Каждый месяц ребёнок в возрасте от одного до двух лет прибавляет в весе около 200-250 грамм и вырастает приблизительно на один сантиметр. Прирост немного замедляется на третьем году жизни и составляет около 8 см и 2,5 кг веса за год. Замедление обусловлено тем, что большая часть энергии в этот период направлена на развитие внутренних органов и систем, а также на активную двигательную деятельность.
Двигательная активность
Развитие опорно-двигательного аппарата у детей раннего возраста характеризуется процессами минерализации костной ткани, нормализацией мышечного тонуса. Тело ребёнка приобретает желаемую устойчивость в вертикальном положении, становятся выполнимыми сложные движения с приложением силовых затрат, усовершенствуется мелкая моторика. На период с 2-х до 3-х лет приходится максимум двигательной активности.
Развитие внутренних органов
В раннем возрасте происходит интенсивное развитие центральной нервной системы, что позволяет ребёнку длительное время концентрировать своё внимание на одном предмете. Периоды, когда ребёнок бодрствует, увеличиваются до шести-восьми часов.
Помимо этого, изменяется работа пищеварительной системы, повышается тонус кишечника, усиливается перистальтика. В изменениях, затрагивающих выделительную систему, стоит отметить увеличение объёма мочевого пузыря в два-три раза.
Физическое развитие детей школьного возраста
Школьный возраст принято делить на три периода:
- младший школьный: с 6-ти до 11-ти лет;
- средний школьный: с 12-ти до 15-ти лет;
- старший школьный: с 16-ти до 18-ти лет.
Физическое развитие детей младшего школьного возраста
Физическое развитие детей младшего школьного возраста характеризуется:
- быстрым ростом на фоне относительно медленного набора массы тела;
- равномерным развитием опорно-двигательного аппарата;
- интенсивным развитием крупных мышц рук и ног.
В этот период происходит завершение морфологического развития ЦНС. К возрасту 11-ти лет объём лёгких ребёнка составляет одну вторую объёма лёгких взрослого человека. Дети младшего школьного возраста имеют потребность в интенсивной двигательной активности, именно в этот период у них формируется предрасположенность к тем или иным видам физической активности.
Физическое развитие детей среднего школьного возраста
Для физического развития детей среднего школьного возраста характерно следующее:
- Стоимость: 5 000 руб.
- Продолжительность: 30 – 40 минут
- интенсивный рост — около 4-7 см в год;
- интенсивное увеличение массы тела — около 3-6 кг в год;
- рост длинных трубчатых костей рук и ног;
- интенсивный рост в высоту позвонков;
- быстрое развитие мышечной системы;
- формирование всех функциональных систем;
- улучшение координации и силовых способностей.
Начало полового созревания у девочек начинается на один-два года раньше, чем у мальчиков. В этот же временной период наблюдается интенсивное развитие дыхательной системы, увеличение показателей жизненной ёмкости лёгких.
Физическое развитие детей старшего школьного возраста
В старшем школьном возрасте завершается половое созревание и чётко проявляются как половые, так и индивидуальные различия в строении тела. Помимо этого, наблюдается:
- замедление роста тела в высоту;
- прирост массы тела;
- завершение окостенения большей части скелета;
- утолщение трубчатых костей;
- активное развитие грудной клетки;
- быстрое и равномерное развитие мышц.
Если вы хотите узнать, насколько правильно происходит физическое развитие вашего ребёнка, обращайтесь в многопрофильную клинику ЦЭЛТ. У нас работают специалисты-педиатры, которые имеют большой опыт работы. Они проведут оценку физического развития Вашего ребёнка, предоставят Вам всю необходимую информацию и проконсультируют по интересующим Вас вопросам.
Источник
Прежде чем поговорить о том, каким образом происходит физическое развитие младших школьников, разберемся с терминологией. Итак, детьми младшего школьного возраста принято считать тех, кому от 6 до 10 лет. Именно в этом возрасте можно наблюдать серьезные изменениями как в физическом, так и психологическом состоянии малыша.
В периоде физического развития от 6 до 10 лет можно выделить отдельные этапы, которые характеризуются разными особенностями и изменениями. Так, например, с 7 до 9 лет дети особенно активно растут, в этот же период у них заканчивается формирование тазовых костей, активнее становятся процессы коллагенизации.
Есть одна важная особенность у детей младшего школьного возраста. Несмотря на то, что к 8-9 годам навыки ходьбы отточены практически до совершенства, связи между темпом и длиной шага, как у взрослого человека, у детей не наблюдается. Это лишний раз подтверждает, что этот возраст особенно важен для совершенствования моторных функцией.
Как развивается мышечная система младшего школьника?
В период младшего школьного возраста особенно активно увеличивается мышечная масса ребенка. Так, если сравнить показатели мышечной массы школьника младших классов с показателями новорожденных, то увеличение отмечается более чем на 30 %.
Активно развиваются мелкие мышцы верхних конечностей, движения рук малыша становятся более точными и совершенными.
Наиболее заметной перестройка мышечных тканей становится в возрасте 7-8 лет. Именно в этот период движения конечностей ребенка становятся наиболее координированными. Признаком функциональной зрелости мышц становится повышенная возбудимость. Возбуждающие стимулы от нерва к мышце передаются в ускоренном темпе, скорость сократительного акта становится заметно выше.
Между тем в младшем дошкольном возрасте частым явлением является незрелость процесса взаимодействия полушарий мозга, что вытекает в несформированность доминирования ведущей руки и находит свое отражение в двигательной координации, процессе развития психических функций малыша.
До 8 лет физическое развитие ребенка проявляется в совершенствовании рецепторного аппарата суставов. Малыш начинает ходить практически так же координированно, как взрослый, так называемые лишние движения, присущие детям 5-6 лет, исчезают.
Заметно лучше становится и координация точных мелких движений, как только ребенку исполнится 6-7 лет. Именно в это время школьник начинает лучше справляться с ручкой, осваивая навыки письма, с игрой на музыкальных инструментах, мелкими операциями с подручными предметами.
Основные системы жизнеобеспечения: особенности развития
Физическое развитие младших школьников затрагивает все основных систем организма, в частности сердечно-сосудистую и дыхательную. В 7-9 лет у детей налаживается частота дыхания, наблюдаются некоторые изменения в системе кровообращения, что становится причиной повышенной потребности младших школьников в кислороде и учащенного сердечного ритма.
В ходе роста и развития детей младшего школьного возраста для их организмов первостепенным является процесс обмена веществ. Так, белковый обмен у молодых людей в возрасте от 20 до 25 лет по интенсивности составляет 100%, тогда как у младших школьников в возрасте 10 лет это 190%, а у шестилетних – все 230%!
Важные изменения происходят и с нервной системой детей младшего школьного возраста. Мозговая часть черепа продолжает расти, и завершается этот процесс не ранее 10 лет, после чего происходит совершенствование нервной системы. Особую интенсивность процесса развития коркового отдела полушарий головного мозга можно отметить в период с 7 до 9 лет.
У детей в 6-7 лет можно наблюдать снижение возбудимости нервных центров, что происходит за счет усиления тормозных процессов. Двигательный участок коры головного мозга становится более активным, поэтому дети в этот период получают удовольствие от новых возможностей двигательной активности.
Таким образом, можно отметить, что у детей младшего школьного возраста физическое развитие происходит достаточно активно, что позволяет им реализовывать сложные психомоторные акты.
Влияние социальных факторов на развитие младшего школьника
Нужно принимать во внимание, что на физическое развитие детей младшего школьного возраста не могут не влиять социальные причины. Так, малыши, которые только поступают в школу, достаточно часто сталкиваются с проблемой недобора массы тела. Основная причина — это сложный адаптационный период детей в первых классах. Кроме того, на здоровье младших школьников негативным образом сказывается необходимость начала обучения с 6 лет, когда многие из них не готовы продемонстрировать функциональную зрелость.
Негативными последствиями преждевременного обучения в школе являются:
- снижение зрения;
- резкое падения уровня гемоглобина в крови;
- наращивание астении;
- нарушение работы сердечно-сосудистой системы;
- сбои в работе органов пищеварения;
- проблемы с осанкой и развитием стопы;
- расстройства нервно-психического характера.
Все дело в том, что многие дели в младшем школьном возрасте вынуждены находиться в школе очень долго, даже после занятий – в группах продленного дня – из-за занятости родителей, что негативно сказывается на их развитии, как физическом, так и психическом. Особенно это касается девочек, которые в результате чаще всего начинают испытывать проблемы с работой органов пищеварения и мочеполовых путей.
Основная причина сбоев в работе организма школьника в случае пребывания в группе продленного дня — это нарушение режима дня и питания. Кроме того, нельзя упускать такой важный момент, как переохлаждение во время бесконтрольных прогулок.
Также нужно отметить, что негативные изменения в организме младшего школьника, могут быть связаны с необходимостью продолжительное время пребывать в сидячем положении, что приводит к нарушению обмена веществ, нервным срывам у детей, имеющих избыток энергии.
Как повлиять на ситуацию?
Чтобы, несмотря на на всегда благоприятные социальные условия, физическое развитие детей проходило без сбоев, необходимо правильно организовать их день, включив в него уроки физического воспитания. В младшем школьном возрасте дети намного лучше справляются с теми видами физических упражнений, которые наиболее просты и не требуют серьезных усилий.
Спорту в жизни младшего школьника должна отводиться особая роль. Он положительным образом влияет на развитие мышечной системы малыша, способствует укреплению его дыхательной мускулатуры, улучшению координации движений. В этом возрасте особенно актуальными станут такие виды спорта, как:
- танцы;
- легкая атлетика;
- плавание;
- теннис;
- боевые искусства и пр.
Очень важно, чтобы выбранный вид спорта не только позитивно влиял на физическое развитие, но и нравился младшему школьнику.
В заключение отметим, что нормальное физическое развитие у детей в младшем школьном возрасте возможно только при условии правильного питания, соблюдения режима сна и отдыха, мотивации для сохранения собственного здоровья, занятий любимым видом спорта, по возможности на свежем воздухе.
Источник