Физическое развитие ребенка с пороком сердца

Врожденные пороки сердца представляют собой группу патологических изменений различных структур сердца, возникающих во внутриутробном периоде и в связи с которыми значительно нарушается деятельность сердца.

В настоящее время у новорожденных и малышей в возрасте до трех лет все чаще диагностируют врожденные пороки.

Наиболее часто встречаются:

  • аномалии отхождения крупных сосудов;
  • изменение положения сердца;
  • нарушения внутрисердечных морфологических структур (перегородок, стенок или клапанов).

Приобретенные пороки сердца развиваются у детей младшего, школьного и подросткового возраста – они связаны с инфекционно-воспалительными или аутоиммунными процессами клапанов сердца.

Почему возникают врожденные пороки сердца

Для нормального функционирования сердца и других органов кровообращения большое значение имеют правильная внутриутробная закладка органов у плода и анатомические особенности крупных сосудов и сердца в детском возрасте.

Эмбриональная закладка крупных сосудов и сердца начинается с 2-й недели внутриутробного развития плода.

Сначала образуется первичная сердечная трубка из удвоенной складки мезодермы (сердце), а из скопления клеток, образующих кровяные островки формируются основные структурные отделов сердца (первичные сосуды) в результате их активного роста на 3-й неделе беременности.
Важно знать, что сердечнососудистая система является одной из пер­вых систем организма плода, которая начинает функционировать у зародыша.

При этом полное структурное формирование сердца заканчивается на 8-й неделе внутриутробного развития.
Поэтому наиболее опасными и неблагоприятными в плане отрицательного воздействия различных факторов считаются первые три месяца внутриутробного развития плода.

Именно в этот период воздействие физических, генетических, биологических или  химических агентов нарушают сложный механизм закладки сердца и крупных сосудов.

В результате этих влияний часто возникают врожденные пороки сердца.

Причины развития врожденных пороков сердца у детей

Наиболее часто развитие врожденных пороков сердца связанны с неблагоприятным  воздействием различных повреждающих факторов во время закладки сердца и магистральных сосудов плода (со 2-й по 8-ю недели беременности).

К ним относятся:

  • перенесенные острые инфекционные вирусные заболевания (краснуха, грипп, корь);
  • хромосомные нарушения, мутации генов;
  • возникновение и активное прогрессирование внутриутробных инфекций (хламидиоз, токсоплазмоз, цитомегаловирусная инфекция);
  • эндокринопатии у матери, чаще всего сахарный диабет и сложная патология щитовидной железы;
  • прием различных лекарственных средств (изотретиноин, варфарин или препараты лития), прием наркотических препаратов;
  • злоупотребление алкоголем, курение;
  • выраженные токсикозы на первого триместра беременности;
  • возраст родителей.

На сегодняшний день определение врожденного порока сердца возможно при УЗИ- диагностике еще во внутриутробном периоде, но уточнение диагноза врожденного порока осуществляется непосредственно после рождения малыша.

Возможно проявление порока не сразу после рождения, а по мере активного роста малыша, в связи с возрастающей нагрузкой на сердце и анатомо-функциональными особенностями сердца и сосудов у детей.

Поэтому необходимо знать какие виды пороков сердца существуют и первые симптомы проявления этой сложной патологии.

Виды врожденных пороков сердца у новорожденных

Врожденные пороки сердца в среднем диагностируют у 1% новорожденных.

Их подразделяют на «белые» и «синие» аномалии.

Наиболее часто диагностируют «белые» пороки, когда артериальная кровь смешивается с венозной в связи с различными дефектами:

  • межпредсердной или межжелудочковой перегородок;
  • в сочетании с открытым артериальным протоком.

«Синие» пороки относят к сложным и опасным для жизни патологиям – они отличаются множественными аномалиями структур сердца или нарушениями выхода крупных сосудов.

Важно помнить, что при сложных врожденных пороках сердца у новорожденных хирургическое вмешательство считается наиболее успешной методикой лечения, поэтому ранняя диагностика и наблюдение малыша у кардиолога или кардиохирурга является залогом благоприятного прогноза для здоровья и жизни ребенка.

Признаки порока у детей

Главными симптомами наличия порока сердца у новорожденных и детей раннего возраста являются:

  • слабость, вялость, плохая прибавка в весе;
  • ухудшение состояния малыша при кормлении и крике: синюшность носогубного треугольника, конечностей (особенно кистей и стоп);
  • приступы одышки;
  • появление отеков.

Малыш отстает в физическом и психоэмоциональном развитии, отмечаются частые респираторные заболевания.

При этом педиатром выслушиваются сердечные шумы, отмечается учащенный сердечный ритм, перкуторно определяются увеличенные размеры сердца.

Анатомо-функциональные особенности сердца у детей, усугубляющие признаки и течение порока сердца

Сердце новорожденного имеет сравнительно большие размеры, составляя около 0,8% (у взрослого – 0,4%) от массы тела с наиболее активным его развитием и совершенствованием структур с двух до шести лет и в подростковом возрасте.

Неравномерный рост отделов сердца отличается в разные возрастные периоды ребенка:

  • увеличение преимущественно предсердий (до двухлетнего возраста);
  • рост всего сердца в целом (до десяти лет);
  • интенсивное увеличение желудочков (старше десяти лет).

Также с возрастом изменяется форма и расположение сердца.
У детей с ростом происходит функциональное совершенствование сердца и сосудов:

  • качественная перестройка мышцы сердца – от малодифференцированной ткани до полноценного миокарда с активным развитием эластичной и соединительной ткани;
  • у детей до трехлетнего возраста отмечается учащенное сердцебиение (тахикардия), что объясняется активным влиянием на сердце симпатической нервной системы;
  • по мере роста малыша (с 3-4 лет) происходит дифференцирование проводящей системы сердца и блуждающего нерва с преимущественной активацией парасимпатической нервной системы.

После 3 лет характерно постепенное урежение частоты сердечных сокращений, может отмечаться дыхательная аритмия, а в подростковом возрасте – различные виды аритмий и блокад, которые исчезают по мере развития проводящей системы сердца.

Читайте также:  Диагностика общего речевого развития ребенка

Также с возрастом изменяется внутреннее строение и кровоснабжение сердца (строение клапанов  и  оболочек сердца, тип расположения коронарных сосудов, увеличивается толщина и просвет стенок крупных сосудов).

Отмечается неравномерный рост крупных сосудов, сердца в целом, а также отдельных его частей в сочетании с особенностями нейрорегуляции миокарда и дисгормональными изменениями (в пубертатном периоде) является предрасположенностью к развитию, как патологических изменений, так и функциональных расстройств сердца и сосудов.

Все эти возрастные изменения могут провоцировать усугубление клинических симптомов даже компенсированных пороков сердца.

Поэтому при диагностировании врожденного порока сердца ребенок должен постоянно находиться под наблюдением кардиолога и кардиохирурга, при необходимости проводится оперативная коррекция.

Крайне важно наблюдение за состоянием ребенка в период вирусных и других заболеваний, наслоении патологии других органов и систем, особенно печени, почек, эндокринопатий.

врач – педиатр Сазонова Ольга Ивановна

Источник

Слайд 1

Исследовательский проект на тему: «Физическая культура для детей с врождённым пороком сердца». Выполнил: ученик 8 класса МКОУ «Владимировская средняя школа Богданов Сергей Проверил: учитель физической культуры Бедункович Марина Николаевна

Слайд 2

Оглавление Введение Глава 1. Общая характеристика заболевания «врожденный порок сердца» 1.1. Описание ВПС 1.2. Частота и причины ВПС. 1.3. Статистика по ВПС. 1.4. Методы борьбы с ВПС. Глава 2. Исследование вопроса физической активности учащихся с ВПС. 2.1. Статистика заболеваний во Владимировской средней школы 2.2 . Совместимость ВПС и физической культуры. 2.3. Организация работы с учащимися с ВПС на уроках физической культуры. Опрос учителей физической культуры и биологии. 2.4. Как обеспечить условия для физической активности для учащихся с диагнозом ВПС. Комплекс упражнений. Заключение. Список литературы

Слайд 3

Тема моего исследовательского проекта «Физическая культура для детей с врождённым пороком сердца». Я страдаю врождённым пороком сердца (дефект межпредсердной перегородки и открытый артериальный проток). От занятий физической культурой я освобождён с первого класса. Меня заинтересовало: много ли в нашей школе детей освобождённых от занятий физической культуры и детей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы? И может ли такая категория учащихся заниматься спортом? Этот вопрос актуален, так как научные источники утверждают, что сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ) являются основной причиной смерти во всем мире. На данный момент на уроках физической культуры я выполняю тесты, работаю с учебными материалами, пишу рефераты, делаю презентации, иногда выполняю не сложные упражнения. Проблема исследования: учащиеся с сердечно-сосудистыми заболеваниями ведут малоподвижный образ жизни, а занятия лечебной физической культурой (ЛФК) предусмотрены не во всех школах. Объект исследования: учащиеся с различными заболеваниями Предмет исследования: условия для физической активности учащихся с различными диагнозами Цель исследования: выяснить, можно ли заниматься физической культурой детям с врождённым пороком сердца (ВПС ) и др. заболеваниями.

Слайд 4

Задачи исследования: Изучить найденную информацию о ВПС. Выявить, сколько учащихся в моей школе имеют сердечно-сосудистые заболевания. Узнать, разрешены ли физические нагрузки учащимся с диагнозом ВПС. Разработать комплекс упражнений на основе ресурсов Интернет и рекомендаций, предложенных моим лечащим врачом. Гипотеза: учащимся с ССЗ, в том числе с ВПС, можно создать условия для физической активности. Методы исследования: Изучение теоретической информации (учебная литература, статьи, публикации в сети Интернет). Опрос учителей биологии и физической культуры. Беседа с моим лечащим врачом. Анализ полученной информации.

Слайд 5

Практическая значимость работы: моя работа может использоваться для учащихся с ограничениями физических нагрузок (диагноз ВПС ) и др. заболевания при отсутствии ЛФК в школе. Я изучил, как исследовался вопрос о ВПС и обнаружил диссертации о врождённых пороках сердца детей: 1. Клинико-прогностическое значение факторов риска развития врожденных пороков сердца у детей. 2. Региональный мониторинг врожденных пороков сердца у детей и пути его оптимизации. 3. Отдаленные результаты хирургического лечения врожденных пороков сердца у детей. [Электронный ресурс]. 4. Пути совершенствования медико-социального обеспечения детей с врожденными пороками сердца [Электронный ресурс].

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 139

Слайд 6

Глава 1. ССЗ. Общая характеристика врожденного порока сердца Описание ВПС Врождённый порок сердца (ВПС) — дефект в структуре сердца и (или) крупных сосудов, присутствующий с рождения. Большинство пороков нарушают ток крови внутри сердца или по большому (БКК) и малому (МКК) кругам кровообращения

Слайд 8

1.2. Частота и причины ВПС Частота ВПС среди новорождённых составляет около 1 % (1 на 100 новорождённых ). Врожденные пороки сердца у детей занимают третье место среди пороков развития после аномалий центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата . Причиной врождённого порока сердца могут быть экологические или генетические факторы, но, как правило, сочетание того и другого . 1.3. Статистика по ВПС Статистика по данному заболеванию не утешительна. В нашей стране рождаемость детей с ВПС колеблется от 7 до 17 человек на 1000 родившихся живыми .

Слайд 9

Методы борьбы с ВПС Лечение ВПС принципиально можно поделить на хирургическое (в большинстве случаев оно единственное является радикальным) и терапевтическое (чаще является вспомогательным). Возможность и надобность хирургического вмешательства зависит от фазы порока

Слайд 10

Исследование вопроса физической активности детей с ВПС 1. Статистика заболеваний в нашей школе 2. Совместимость ВПС и физической культуры Организация работы с учащимися с ВПС и др. заболеваниями на уроках физической культуры 4. Как обеспечить условия для физической активности учащихся с различными диагнозами

Слайд 11

Обратившись к учителю физической культуры, я провел исследование на базе нашей школы и выяснил, сколько детей с 1-11 классов имеют ограничения физических нагрузок . Из 44 учащихся, 6 человека имеют ограничения физических нагрузок Статистика заболевания в нашей школе

Слайд 12

Статистика заболеваний в школе Заболевание почек наблюдаются у нефролога 2 человека Подготовительная группа Сколиоз 2 человека ЛФК Врождённый порог сердца 1 человек ЛФК Неврологическое заболевание 1 человек Ограничение физической нагрузки

Слайд 13

2.2. Совместимость ВПС и физкультуры Для детей с ВПС необходима лечебная физкультура (ЛФК ). Занятий по лечебной физкультуре в школе нет. Если обнаруженный порок сердца не подлежит срочной коррекции в процессе хирургической операции, то с ребенком необходимо заниматься дозированными физическими упражнениями дома Врач должен дать родителям соответствующие указания о подборе упражнений и дозировке их . Большое значение имеет умелое выполнение физических упражнений в домашних условиях . Правильно проводимые движения способствуют глубокому дыханию и улучшению периферического кровообращения. В то же время постоянное ограничение движений приводит к вялости кровообращения . Отсутствие тренировки отрицательно сказывается на работе не только сердца, но и всех других органов и систем организма.

Слайд 14

Организация работы с детьми лечебной физкультурой Все опрошенные считают, что ЛФК в каждой школе необходима потому, что все дети должны физически развиваться и быть приобщёнными к спорту и здоровому образу жизни. Ни только дети имеющие различные заболевания имеют освобождение от уроков физической культуры но и в период эпидемий простуды (грипп, ОРВИ, ОРЗ ) также свобождают детей от физических нагрузок.

Слайд 15

Упражнения ЛФК при ВПС

Слайд 17

Комплекс из 12 упражнений — при пороке сердца 1 и 2. Стоять прямо, руки на грудь, локти в стороны на уровне плеч. Развести руки в стороны, одновременно подняться на носки, сделать вдох, слегка отводя голову назад. Темп — 4—5 секунд на одно движение. Повторить 3—4 раза. 3. Стать прямо, держась двумя руками за спинку кровати или за спинку стула (на расстоянии одного шага). Делать небольшой наклон с круглой спиной. При наклоне — выдох, при поднимании вверх — вдох. Темп — 6—7 секунд на одно движение. Повторить 4—5 раз. 4. Если больной может свободно сгибаться, упражнение проводится без поддержки, руки свободно свисают вниз вперед (не вдоль туловища). Темп — 6—7 секунд на одно движение. Повторить 3—4 раза. 5. Наклон туловища с прямой спиной, руки на бедра, движение совершается в тазобедренных суставах. При сгибании — выдох, при разгабании — вдох. Повторить 3—4 раза. Более крепким больным можно назначать наклон туловища — руки в стороны, руки вверх. 6. Стать прямо, руки на бедра, ноги расставлены на ширину стопы: разгибание туловища назад. Темп — 5 секунд на одно сгибание. После каждого движения остановка и свободное дыхание. Повторить 3—4 раза. 7. Боковые наклоны туловища — «насос» — необходимо делать так: наклон туловища влево, стать прямо; наклон туловища вправо, стать прямо. Не следует делать наклоны непосредственно из одной стороны в другую; 2—3 наклона в каждую сторону. 8. Стойка со слегка расставленными ногами, руки разведены в стороны на высоте плеч: поворот туловища в левую сторону — ноги остаются неподвижными, стать прямо; поворот в правую сторону — стать прямо. При стоянии прямо — вдох, при поворотах — выдох. Темп — 5 секунд на один поворот. Повторить 3—4 раза в каждую сторону. Упражнения при стоянии на одной ноге (в первые дни рука опирается на спинку стула или кровати, позднее упражнения проводятся без поддержки.) 9. Качание ноги вперед и назад, носок приподнят, чтобы не задевать пола. 4—5 качания каждой ногой. 10. Поднимание ног, согнутых в коленном суставе под прямым углом, вперед; по 3—4 раза каждой ногой. 11. Поднимание прямых ног вперед, отведение в сторону, назад; по 4—5 раз каждой ногой. 12. Стоять пятки вместе, подняться на носки, сделать приседание с прямой спиной. Разрешается держаться рукой за спинку стула или кровати. Первые дни делать только незначительные приседания — покачивания в коленных суставах. Сделать несколько покачиваний (5— 6 раз), стать прямо. Повторить 3—4 раза. Следующие дни: стать прямо, подняться на носки, сделать приседание с прямой спиной (с поддержкой или без нее), подняться и опуститься на всю стопу. При приседании не садиться на пятки. При поднимании — вдох, при приседании — выдох. Повторять 3—4 раза.

Читайте также:  Режим дня 6 месяцев ребенку развитие что должен уметь

Слайд 18

Помимо комплекса упражнений, дети с компенсированными формами пороков сердца могут заниматься спортивными играми (волейбол, теннис, городки и даже баскетбол). Однако продолжительность и характер нагрузки в каждом случае должны определяться или школьным врачом, или врачом — специалистом по лечебной физкультуре и медицинскому контролю. Еще раз напомним: лечебная физкультура — могучее средство укрепления сердца и здоровья в целом во всех случаях, когда учитывается характер заболевания, нагрузки наращиваются постепенно и все это осуществляется под систематическим контролем врача.

Слайд 19

Занятость освобождённых от физических нагрузок Составление комплексных упражнений Проекты, презентации Тесты Рефераты, доклады Что необходимо для занятий ЛФК Специализированный инвентарь Отдельное помещение

Слайд 20

Как обеспечить условия для детей На основании рекомендаций медицинских работников и информации с ресурсов Интернет, я составил комплекс упражнений, полезный для учащихся с ограничениями физической нагрузки, группой ЛФК, в частности для детей с ВПС Комплекс упражнений для учащихся 1 – поднимание рук в стороны вверх – вдох, опустить руки – выдох ; 2 – руки сжаты в кулаки, поднять к плечам, опустить вниз 4-6 раз ; 3 – отвести каждую ногу в сторону 4-6 раз ; 4 – сгибание каждой ноги в колене, полу выпад в сторону ; 5 – наклоны туловища со скольжением рук вдоль тела, при наклоне – вдох, при выпрямлении – выдох ; 6 – выпрямленные руки вперед перед собой, сгибание в локте 3-4 раза ; 7 – поднимание каждой ноги, согнутой в колене – вдох, опустить – выдох 3-4 раза ; 8 – наклон корпуса вперед – вдох, при выпрямлении – выдох 3-4 раза ; 9 – отвести руки назад – вдох, расслабить руки – выдох 3-4 раза ; 10 – интенсивная ходьба с высоким подниманием колена с постепенным замедлением ходьбы до обычной ; 11 – ходьба на носочках, спокойное дыхание ; 12 – поднимание рук вверх – мягкий вдох, расслабленно опустить вниз – выдох 4-5 раз ; 14 – руки на пояс, круговые движения туловищем ; 15 – приседания, руки вперед 8-10 раз.

Слайд 21

Заключение Изучив учебную литературу, информацию с ресурсов Интернет, беседу с учителями физической культуры и биологии. Мнения и рекомендации медицинских работников, я пришел к следующим выводам : При освобождении от занятий физической культурой, учащийся выполняет различные виды письменных и электронных учебных работ. Я считаю, что в каждой школе необходима лечебная физическая культура.

Слайд 22

Моя гипотеза в ходе исследования полностью подтвердилась : У каждого освобождённого ребёнка разные заболевания и разные фазы заболеваний, поэтому комплекс упражнений должен разрабатываться индивидуально . Все должны укреплять физическими упражнениями свой организм, чтобы быть сильнее, здоровее и выносливее . учащиеся с сердечно-сосудистыми заболеваниями могут заниматься физической культурой .( волейбол, теннис, лыжи и даже играть в баскетбол)

Слайд 23

Использованные информационные источники Гордияш Е.Л., И.В. Жигульская , Г.А. Ильина, О.В. Рыбъякова . Издательство «Учитель» «Физическое воспитание в школе « Настольная книга учителя физкультуры». Лях В.И. Издательство «Просвещение» «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» Учебник для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений. https://mamotvet.ru/kompleks-uprazhnenij-pri-poroke-serdca/ https://moluch.ru/archive/77/13262/ Яндекс картинки [Электронный ресурс] https://profilaktika-zabolevanij.ru/sistemy/serdechno-sosudistaya/fizicheskaya-kultura-v-profilaktike-serdechno-sosudistyx-zabolevanij/

Источник