Физическое развитие ребенка с помощью хореографии
Юлия Костина
Формирование и укрепление физического развития ребенка средствами хореографии
Проблема по формированию и укреплению физического здоровья ребенка очень актуальна и заключается в снижении мотивационного уровня детей к физкультурно-спортивной деятельности. На повышение мотивации в данном случае может оказывать существенное влияние хореографическая деятельность, а именно, танец. Искусство танца – средство развития в маленьком человеке почвы для раскрытия потенциальных возможностей, в том числе, физических.
Хореография – это своего рода органическое соединение музыки, игры, двигательного воображения, фантазии, и отображение этого всего в четком готовом продукте – танце. Занятия хореографией, помимо положительных эмоций, дают ребенку уверенность, раскрепощают его, способствуя гармоничному развитию личности и формированию хороших физических данных.
В системе физического воспитания ребенка нужно сформироватьпервостепенные задачи: базу разнообразных движений; правильную осанку; умение создавать двигательные образы; мастерство в выражении жестов и двигательного воображения, фантазии и т. д. Включение танцевальных элементов на занятиях физической культурой оказывает положительное влияние на формирование физического развития ребенка и красоту тела. Ведь во время танцевальной разминки и самого танца задействованы все группы мышц, что является эффективным способом формирования культуры движений, совершенствования осанки и фигуры, исправления походки, предупреждения плоскостопия и др.
Чтобы подготовиться к танцевальной деятельности, проводится разминка, включающая комплекс различных упражнений, которые и применяются нами. Так, например, на предупреждение плоскостопия можно задействовать ходьбу на подошвенных частях стопы и легкий бег; на укрепление мышц спины и формированию правильной осанки – упражнения с гимнастической палкой, аэробные упражнения со скакалкой; на формирование гибкости и пластичности – упражнения на растяжку (”бабочка”, “кошка”, “лягушка”,”лодочка” и т. д).При проведении комплекса упражнений существует важное правило: выполнять упражнения правильно и повышать нагрузку постепенно. Нужно всегда руководствоваться тем, что лучше сделать правильно одно эффективное движение, чем целый комплекс бесполезных.
Итак,нами используется следующий комплекс разминочных упражнений:
1. Ходьба на носках и пятках, на наружней и внешней сторонах стопы и легкий бег (3-5 мин.);
2. Передвижение на приседе (”гусиный шаг”, опираясь ладошами о колени (1 мин.);
3. Передвижение с упором на руки и ноги, с отрывом туловища от пола (2 мин.);
4. Поскоки на обеих ногах и с высоким поочередным подниманием колена (2-3 мин.);
5. Стоя прямо (ноги на ширине плеч) держать гимнастическую палку горизонтально полу и, поднимаясь на носки, одновременно поднимать палку над головой на вытянутых руках, и возвращаться в исходное положение. (10-12 раз);
6. Приседать с гимнастической палкой на вытянутых руках. (6-8 раз);
7. Поднимание палки вверх и опускание ее за головой под счет. И. п. -палку держать у груди. (8-10 раз);
8. И. п. -палка на плечах. Выполнение поворотов туловища вправо-влево (8-10раз);
9. И. п. -палка на плечах. Выполнение наклонов туловища вперед-назад (8-10 раз);
10. И. п. – руки вытянуты вперед. Выполнение выпадов вперед поочередно на одну и другую ногу, постоянно возвращаясь в исходную позицию, где ноги вместе (8-10 раз);
11. И. п. – руки вытянуты вперед. Перенос центра тяжести с одной ноги на другую в приседе (6-8 раз);
12. Ходьба, дыхательная гимнастика (3-5 мин.)
Для укрепления мышц стопы проводим катание по полу гимнастической палки
подошвой стоп, ходьба по ней от края до края боковыми шагами и вдоль.
Также, чтобы добиться от детей большей гибкости,широко используются в разминке:
упражнения на растяжку:
1. Упражнение “Кошка”:
И. п. -упор на коленях, на 1-2-спину прогнуть (голова держать наверху,
на 3-4- спину выгнуть (голову опустить вниз);
2. Упражнение “Бабочка”:
И. п. – сесть на пол, ноги согнуть в коленях и развести в стороны, стопы соединить. На 1-3 – опираясь на колени руками прижать ноги к полу; на 4 – вернуться в и. п. ;
3. Упражнение “Лодочка”:
И. п – лечь на пол лицом вниз, руки вытянуть вверх над головой,
на1-2-поднимание рук и ног вверх одновременно, с подниманием головы вверх,
на 3-4 вернуться в исходное положение.
Упражнения и прыжки со скакалкой способствуют укреплению мышц всего тела и оказывает хорошее воздействие на дыхательную и сердечно-сосудистую системы. Кроме этого, при выполнении упражнений со скакалкой улучшается прыгучесть и координация движений, что необходимо в танцевальной деятельности.
Подводя итог, хочется отметить, что средства хореографии, применяемые на занятиях – это методика, которая облагораживает все группы мышц, обеспечивающая гармоничное физическое и психическое развитие личности ребенка.
Источник
Бекасова Светлана
Влияние хореографии на физическое развитие детей
Влияние хореографии на физическое развитие детей.
Хореография – средство умственного, эстетического, нравственного и физического воспитания широкого профиля, ее специфика определяется разносторонним воздействием на человека. Тренировка тончайших двигательных навыков, которая проводится в процессе обучения хореографии, связана с мобилизацией и активным развитием многих физиологическихфункций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности. Понимание физических возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов.
Занятия хореографией способствуют укреплению здоровья, снижению перегрузок, развитию креативности, координации, воспитывает настойчивость, силу воли, коллективизм, художественный вкус.
Хореография влияет на опорно-двигательный аппарат, то есть на систему мышц, костей, суставов, связок и сухожилий. Под действием физических тренировок мышечные волокна утолщаются, кости начинают значительно перестраиваться. Процесс костного обновления происходит постоянно, при этом одна часть кости рассасывается, а другая восстанавливается. Поэтому регулярные занятия танцами укрепляют кости. Физические нагрузки влияют на связки и сухожилия, утолщая их и делая более прочными. Танцы оказывают положительное влияние и на суставы. Амплитуда движений в суставе возрастает, а хрящевая ткань уплотняется. Но не стоит забывать, что чрезмерные физические нагрузки оказывают негативное влияние на состояние суставов.
Хорошо развитая мышечная система – это надежная опора для скелета. Например, из-за слабости мышц спины и плечевого пояса появляется искривление позвоночника, грудная клетка деформируется и как следствие работа легких и сердца затрудняется, ухудшается кровоснабжение мозга и т. д. Развитая мускулатура укрепляют позвоночный столб, берёт часть нагрузки на себя, тем самым разгружая его, предотвращает “выпадение” межпозвоночных дисков.
Под влиянием физической нагрузки мышцы становятся не только более эластичными, но и более твердыми. Занятия танцами способствуют лучшему кровоснабжению и питанию мышц, увеличивают способность мышц к растяжению, эластичные связки совершенствуют движения, увеличивая их амплитуду.
Между тем общеизвестно, насколько важна правильная осанка в жизнедеятельности дошкольника. Любые ее нарушения приводят к хроническим заболеваниям или нарушениям функционирования систем и органов. Именно на данном возрастном этапе, когда происходит формирование опорно-двигательного аппарата, закладываются основы функциональных возможностей организма, актуальной является задача формирования правильной осанки, поиска эффективных средств и технологий для ее решения.
Таким средством является хореография, ведь именно она позволяет, действуя на мотивационно – эмоциональную сферу, создать стойкий интерес у детей к двигательной деятельности и положительно влияет на формирование правильной осанки.
Опыт современных мастеров танца, педагогов-практиков, специалистов в области физической культуры свидетельствует, что занятия танцем оказывают серьезнейшее воздействие на формирование правильной осанки, способствуют исправлению её функциональных нарушений, укреплению «мышечного корсета» и связочно-мышечного аппарата стопы и голени, развитию чувства равновесия, ловкости, координации, двигательной памяти.
Очевидным становится, что хореографии и танцу необходимо отводить особую роль в формировании осанки у дошкольников. Однако на сегодняшний день единая точка зрения на преподавание хореографии и танца в дошкольном учреждении отсутствует.
Изучение танца становится особенно актуальным в настоящее время, когда к нему наметился активный интерес как к средству многофункционального воздействия на человека, в том числе на детей первого десятилетия жизни.
Особое место в физическом развитии ребенка, коррекции и формировании правильной осанки отводятся упражнениям классического экзерсиса.
Он укрепляет весь суставно-мышечный аппарат тела, дает правильную постановку головы, рук и ног, вырабатывает точность, свободу, эластичность и координацию движений. Соблюдая постановку корпуса, позвоночник выпрямляется и имеет свойство вытягиваться, не смотря на возраст. Благодаря выворотным позициям классического танца, можно избежать «косолапости», а так же и вылечить. Затягивая колени при классических позициях ног,можно выровнять кости ног: бедренную и берцовую.
Регулярные физические нагрузки в ходе занятий по хореографии способствуют совершенствованию нервной системы, положительным сдвигам в ее состоянии.
Звуковой ритм, музыкальная синхронизация оказывают благоприятное влияние на ритм сердечных сокращений, глубину и частоту дыхания, координацию моторных рефлексов. Равномерная физическая нагрузка оказывает стимулирующее и нормализующее влияние на показатели иммунитета, развивает динамические возможности и дыхательную систему, укрепляет сердечно – сосудистую систему.
Также важны для формирования осанки, укрепления мышц упражнения партерной гимнастики. Они способствуют укреплению опорно-двигательного аппарата, развитию органов дыхания, отдельных двигательных качеств и способностей (силы, гибкости, координации, ловкости, выносливости); на развитие психики (внимания, сообразительности, ориентировки в пространстве и во времени); развитие музыкальных качеств.
На занятиях по хореографии ребёнок познаёт себя, раскрывает свои физические возможности, который ему пригодятся в дальнейшем. Благодаря системе и комплексу упражнений с каждым занятием ребёнку становится интереснее и легче выполнять физически сложные упражнения.
Источник
Лялина Л.Я.,
педагог дополнительного образования
МАДОУ № 29 «Ёлочка,
Нижневартовск
Влияние хореографии на физическое развитие детей дошкольного возраста
«Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни,
что поистине здоровый нищий счастливее больного короля»
А. Шопенгауэр
Хореография – средство умственного, эстетического, нравственного и физического воспитания широкого профиля, ее специфика определяется разносторонним воздействием на человека. Тренировка тончайших двигательных навыков, которая проводится в процессе обучения хореографии, связана с мобилизацией и активным развитием многих физиологических функций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности. Понимание физических возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов.
Занятия хореографией способствуют укреплению здоровья, снижению перегрузок, развитию креативности, координации, воспитывает настойчивость, силу воли, коллективизм, художественный вкус.
Хореография влияет на опорно-двигательный аппарат, то есть на систему мышц, костей, суставов, связок и сухожилий. Под действием физических тренировок мышечные волокна утолщаются, кости начинают значительно перестраиваться. Процесс костного обновления происходит постоянно, при этом одна часть кости рассасывается, а другая восстанавливается. Поэтому регулярные занятия танцами укрепляют кости. Физические нагрузки влияют на связки и сухожилия, утолщая их и делая более прочными. Танцы оказывают положительное влияние и на суставы. Амплитуда движений в суставе возрастает, а хрящевая ткань уплотняется. Но не стоит забывать, что чрезмерные физические нагрузки оказывают негативное влияние на состояние суставов.
Хорошо развитая мышечная система – это надежная опора для скелета. Например, из-за слабости мышц спины и плечевого пояса появляется искривление позвоночника, грудная клетка деформируется и как следствие работа легких и сердца затрудняется, ухудшается кровоснабжение мозга и т. д. Развитая мускулатура укрепляют позвоночный столб, берёт часть нагрузки на себя, тем самым разгружая его, предотвращает “выпадение” межпозвоночных дисков.
Под влиянием физической нагрузки мышцы становятся не только более эластичными, но и более твердыми. Занятия танцами способствуют лучшему кровоснабжению и питанию мышц, увеличивают способность мышц к растяжению, эластичные связки совершенствуют движения, увеличивая их амплитуду.
Ситуация в области здоровья детей, сложившаяся в Российской Федерации в общем и ХМАО-Югре в частности, в настоящее время, крайне не проста. Согласно исследованиям д.м.н., проф., академика РАН и РАМН Баранова Александра Александровича – более 50% дошкольников страны имеют функциональные отклонения в состоянии организма: 30-40% детей – со стороны опорно-двигательного аппарата (плоскостопие, нарушение осанки, сколиоз).
Между тем общеизвестно, насколько важна правильная осанка в жизнедеятельности дошкольника. Любые ее нарушения приводят к хроническим заболеваниям или нарушениям функционирования систем и органов. Именно на данном возрастном этапе, когда происходит формирование опорно-двигательного аппарата, закладываются основы функциональных возможностей организма, актуальной является задача формирования правильной осанки, поиска эффективных средств и технологий для ее решения.
Таким средством является хореография, ведь именно она позволяет, действуя на мотивационно-эмоциональную сферу, создать стойкий интерес у детей к двигательной деятельности и положительно влияет на формирование правильной осанки.
Более двух с половиной тысяч лет тому назад Платон сказал: «Танцы назначены для образования тела». И сегодня эти слова звучат актуально.
Опыт современных мастеров танца, педагогов-практиков, специалистов в области физической культуры свидетельствует, что занятия танцем оказывают серьезнейшее воздействие на формирование правильной осанки, способствуют исправлению её функциональных нарушений, укреплению «мышечного корсета» и связочно-мышечного аппарата стопы и голени, развитию чувства равновесия, ловкости, координации, двигательной памяти.
Очевидным становится, что хореографии и танцу необходимо отводить особую роль в формировании осанки у дошкольников. Однако на сегодняшний день единая точка зрения на преподавание хореографии и танца в дошкольном учреждении отсутствует.
Изучение танца становится особенно актуальным в настоящее время, когда к нему наметился активный интерес как к средству многофункционального воздействия на человека, в том числе на детей первого десятилетия жизни.
В специальной литературе вопросам методики преподавания классического танца посвящен ряд работ как российских, так и зарубежных авторов. Основополагающим трудом является книга А. Я. Вагановой «Основы классического танца».
Особое место в физическом развитии ребенка, коррекции и формировании правильной осанки отводятся упражнениям классического экзерсиса.
Он укрепляет весь суставно-мышечный аппарат тела, дает правильную постановку головы, рук и ног, вырабатывает точность, свободу, эластичность и координацию движений. Соблюдая постановку корпуса, позвоночник выпрямляется и имеет свойство вытягиваться, не смотря на возраст. Благодаря выворотным позициям классического танца, можно избежать «косолапости», а так же и вылечить. Затягивая колени при классических позициях ног, можно выровнить кости ног: бедренную и берцовую.
Регулярные физические нагрузки в ходе занятий по хореографии способствуют совершенствованию нервной системы, положительным сдвигам в ее состоянии.
Звуковой ритм, музыкальная синхронизация оказывают благоприятное влияние на ритм сердечных сокращений, глубину и частоту дыхания, координацию моторных рефлексов. Равномерная физическая нагрузка оказывает стимулирующее и нормализующее влияние на показатели иммунитета, развивает динамические возможности и дыхательную систему, укрепляет сердечно–сосудистую систему.
Также важны для формирования осанки, укрепления мышц упражнения партерной гимнастики. Они способствуют укреплению опорно-двигательного аппарата, развитию органов дыхания, отдельных двигательных качеств и способностей (силы, гибкости, координации, ловкости, выносливости); на развитие психики (внимания, сообразительности, ориентировки в пространстве и во времени); развитие музыкальных качеств.
На занятиях по хореографии ребёнок познаёт себя, раскрывает свои физические возможности, который ему пригодятся в дальнейшем. Благодаря системе и комплексу упражнений с каждым занятием ребёнку становится интереснее и легче выполнять физически сложные упражнения.
Конечно, хореография не может стать панацеей от всех бед, но все же хорошо прослеживается явный положительный эффект влияния на эмоциональное и художественно-эстетическое воспитание детей, а так же их гармоничное развитие личности в целом.
Источник
Учитель физической культуры
и хореографии ГБОУ СОШ № 654,
Смирнова Елена Валентиновна
Уроки хореографии – важная составляющая физического развития ребенка
В процессе обучения ребенка, не зависимо от рода деятельности, в приоритете всегда будет стоять его здоровье и физическое развитие.
Именно, искусство хореографии, лучше многих других видов деятельности, отвечает основным задачам физического развития ребенка. Хореография не только прививает эстетический вкус, воспитывает возвышенные чувства, обучает абстрактному мышлению, но и прекрасно тренирует силу, выносливость, формирует мышечный аппарат, улучшает гибкость, пластику, развивает координацию.
Уже в античном мире было замечено, что занятия под музыку улучшают осанку, походку, способствуют развитию выносливости.
В современном мире, танец шагнул далеко за рамки искусства, и впитал в себя важнейшие аспекты различных наук таких, как педагогика, анатомия, эстетика, этика, философия. Немаловажной частью подготовки танцовщиков, является психология. Умение педагога психологически комфортно взаимодействовать с каждым отдельным учеником и всем танцевальным коллективом в целом, способствует созданию благоприятной творческой атмосферы. Педагогу необходимо различать разницу между учеником, занимающемся танцем, в плане выбора этого вида деятельности, как основного (профессионального), и неосновного (любительского). Как и профессиональная деятельность, так и любительское творчество, имеют свое право на существование. Задача учителя состоит в том, чтобы корректно подсказать и направить действия ученика в нужное русло, и грамотно развить, имеющиеся у ребенка способности. Но, окончательное право выбора всегда остается за самим учеником, в случае если он обладает неутомимым желанием танцевать, необходимыми физическими данными, и готов по своему возрасту и телосложению к физическим нагрузкам.
Именно в школьные годы, проходит основной этап становления танцовщика. В этот период закладываются базовые хореографические понятия, происходит этап физического созревания, укрепление мышечного аппарата. Поэтому чрезвычайно важно не упустить время, и приложить максимальные усилия, чтобы дать ребенку возможность приобрести наибольшее количество навыков, развить его творческие и физические способности, заложить базовые понятия данной профессии.
Педагог-хореограф должен учитывать индивидуальные возможности учеников, их возрастные физические и психологические различия.
Считается, что физические данные ребенка следует развивать уже с 8 лет. Поскольку именно в этот период увеличиваются физические возможности двигательного аппарата. В некоторых случаях, занятия хореографией возможны и в более раннее время, с учетом индивидуальных физических данных, и способностью маленького человека воспринимать информацию.
В возрасте от 8 до 13 лет происходит адаптация дыхательной системы к мышечным нагрузкам.
У детей младшего школьного возраста (8 -10 лет) повышается выносливость к нагрузкам, выполняемых с предельной продолжительностью различных упражнений около 2,5 минут. С увеличением времени и объема выполнения физической нагрузки, увеличивается и период восстановления нервно-мышечного аппарата.
К 13 годам происходят изменения в эндокринной системе ребенка. С одной стороны, система его организма функционирует также, как и у взрослого человека, а с другой стороны он еще продолжает развиваться. В это период наблюдается смещение центра тяжести тела, нарушается пространственная координация.
В современном мире, перегруженном информацией и психологической нагрузкой, занятость физическими видами деятельности резко уменьшилась. А ведь именно в детстве, особенно необходимо заложить основные знания физической культуры, укрепить организм, сформировать осанку, что в дальнейшем даст возможность на долгие годы сохранить крепкое здоровье и физическую гармонию.
Часто родители и педагоги оберегают детей от физических занятий, однако дети способны вынести значительно большие физические усилия, чем многие предполагают, главное педагогу грамотно, с индивидуальным подходом, распределять нагрузку, уметь варьировать ее в зависимости от типа телосложения и возрастных возможностей.
В процессе работы физическая нагрузка должна постепенно увеличиваться, от начала занятий к его середине, и затем постепенно снижаться к окончанию урока. Достижение цели, преодоление трудностей, новые мышечные ощущения дают ребенку чувство удовлетворения, способствует стремлению к новым достижениям и результатам. Важно найти оптимальную серию продолжительности повторяемых движений. Если затраты малы, то и результат будет неэффективен, если повторяемость движений чрезмерна, то возможен эффект отторжения от физической деятельности.
При дозировании физической нагрузки необходимо учитывать следующие факторы:
Количество повторяемых упражнений.
Амплитуду движений.
Исходное положение, выполняемого упражнения (стоя, сидя, лёжа).
Количество участвующих в упражнении мышечных групп.
Темпоритм выполняемых упражнений (медленно, средне, быстро).
Степень сложности упражнений (координация).
Степень и характер мышечного напряжения.
Мощность мышечной работы (количество работы в единицу времени).
Продолжительность пауз отдыха между упражнениями.
Учитывая все вышеизложенные факторы, можно варьировать нагрузку, уменьшая или увеличивая ее, достигая необходимый результат.
Как правило дети к 10 годам, дети уже способны выполнять сложные упражнения с весомой физической нагрузкой.
При перегрузках ребенка на занятиях, возможно ухудшение его самочувствия, в таких случаях рекомендуется снижать физическую нагрузку.
Часто педагоги сталкиваются с проблемой гипотонуса мышц у детей. Таким детям сложно напрягать мышцы на полную мощность, у них проявляются проблемы нарушения координации. Данным детям необходимы занятия хореографией, так как они качественно корректируют физическое развитие, повышают работоспособность, развивают силу, гибкость и чувство ритма, улучшают координацию движений, телосложение, что делает человека стройным и подтянутым.
Танцы, организованные под музыку, и обогащенные эстетическим содержанием, дают положительные эмоции, оказывают благотворное влияние на нервную систему, корректируют физические проблемы. Музыкальные ритмы оказывают положительное воздействуют на ритм сердечных сокращений, глубину и частоту дыхания. Разучивая танцевальные комбинации, дети улучшают память.
В настоящее время, особенно возросла необходимость в физической нагрузке, так как здоровых детей становится все меньше. У подрастающего поколения проявляются значительные отклонения в физическом развитии, наблюдается ослабление иммунитета, а вследствие этого повышенная заболеваемость. Посредством физических нагрузок можно не только поддержать, но и улучшить состояние здоровья ребенка.
Качественные занятия у классического станка (экзерсис), красиво формируют и укрепляют мышечный аппарат, вырабатывают подвижность суставов, придают эластичность связкам, способствуют общему физическому развитию детей и укреплению их здоровья.
Каждый урок в хореографическом классе направлен на поддержание ребенка в хорошей физической форме, и на формирование у него пожизненной установки на здоровый образ жизни.
Занимаясь хореографией, дети увеличивают свои физические возможности, компенсируют дефицит двигательной активности, вследствие чего эти уроки носят не только художественно-эстетическое значение, но и физически укрепляют организм ребенка.
Использование физических упражнений укрепляет физическое здоровье подрастающего поколения, и является прочной основой для здорового образа жизни, а хореография способствуют этому результату с удвоенной силой.
Источник