Физическое развитие ребенка с года до 3 лет
Особенности физического развития ребёнка 1, 2, 3 лет.
Малыш этого возраста всегда найдет себе активное занятие. Большинство детей не могут усидеть на месте: им срочно нужно познавать мир не пешком, а бегом, вы можете обогатить двигательную активность ребёнка. В этом возрасте кроху уже можно и нужно приучать к простым физическим упражнениям, приобщать к спорту, развивать мелкую и общую моторику во время подвижных игр.
Возраст от года до трех в психологии называют «ходячим детством». Важнейший двигательный навык этого периода — ходьба. Когда ребенок открывает для себя возможность самостоятельно и свободно перемещаться в пространстве, для него начинается новая жизнь, открывается мир с неограниченными перспективами.
КАК ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ?
Если ваш малыш пошел, это не только праздник для всей семьи, но и дополнительные хлопоты. Теперь все время нужно «пасти» отчаянного путешественника, который исследует каждый уголок. И каждый новый поворот для него — «земля неведомая». Двигается ребенок пока что неуклюже, поскольку его координация движений еще далека от совершенства (кстати, она окончательно формируется только к одиннадцати годам). Он делает широкие шаги (один шаг ребенка — это половина шага взрослого), поднимает руки в стороны, чтобы держать равновесие, переваливается, как уточка, быстро набирает скорость, но пока что не справляется с «тормозами». Центр тяжести малыша смещен вверх. Это связано с тем, что у крохи слишком длинное туловище и руки, но относительно короткие ноги. Примерно к трем годам пропорции тела выравниваются и приближаются к пропорциям тела взрослого человека. К этому же времени малыш с легкостью осваивает двигательные навыки: бег, прыжки, смена направления движения, повороты, ходьба задом, подъем по лестнице и т. д. Ребенок открывает удивительные возможности собственного тела. В этот период необходимо поддержать зов природы и дать малышу свободу действий.
КАК ОНИ РАСТУТ?
Человек — уникальное создание природы. Ни в один период своего развития дети не растут так интенсивно, как в первый год жизни. От года до трех рост и набор веса немного замедляются. Снижение интенсивности роста детей наблюдается до начала подросткового возраста. А дальше — снова скачок в развитии.
К каким достижениям приходят дети в период от года до трех?
◈ Примерно к двум годам вес ребенка составляет 1/5 веса взрослого.
◈ Считается, что к двум годам девочки набирают 53 % своего будущего взрослого роста, а мальчики — 50 %.
◈ Необходимо учитывать не только влияние окружающей среды на физическое развитие ребенка (уход, питание, экология), но и генетические факторы. У высоких и крупных родителей, конечно, может родиться Мальчик с пальчик или Дюймовочка, но больше шансов, что в такой семье будет расти богатырь или богатырша.
◈ Животик у малышей этого возраста выпячен вперед, а спина прогнута. Это связано с тем, что внутренние органы (которые тоже растут) пока что не помещаются в узкой брюшной полости.
◈ В этом возрасте у ребенка больше хрящей, чем костей. Последние еще мягки и эластичны. Процесс окостенения скелета еще продолжается. Однако уже хорошо укрепляются кости черепа и позвоночника.
◈ Малыши со временем теряют свой внешний «ангельский» облик: пропадают пухлые щечки, куда-то прячется выпяченное пузико, исчезают складки на ножках и ручках. Объем жировой ткани уменьшается, зато увеличивается объем мышц.
◈ Примерно к третьему году жизни самой развитой частью организма ребенка становится мозг.
◈ Не сравнивайте рост и вес вашего малыша с другими детьми. Если ребенок нормально развивается, активен и в хорошем настроении, пусть вас не пугают его «кожа да кости» или, наоборот, лишние складки на животе.
Меры безопасности
Обратите внимание на то, чтобы:
◈ были поставлены заглушки на все доступные для малыша розетки в доме;
◈ все тяжелые, острые и хрупкие предметы были убраны с поля зрения и доступа любопытного исследователя;
◈ лекарства, средства бытовой химии стояли в недоступном для ребенка месте;
◈ были закрыты калитки и заблокированы лестницы;
◈ отодвинуты подальше в сторону горячие предметы.
У многих родителей часть возникает вопрос: Больно ли падать ребёнку?
Падать детям не так больно (скорее, обидно), как это может показаться. Масса их тела невелика, они находятся близко от земли. Падение для некоторых карапузов — занятная игра, еще одна забава. Не спешите поднимать ребенка, который шлепнулся на землю во время бега. Дайте ему возможность изучить обстановку и выработать собственную стратегию. Опасным считается падение спиной назад и удар затылком. Учите малыша правильно падать: вперед, опираясь на руки.
Рекомендуем посмотреть:
Физическое развитие ребёнка от 3 до 5 лет
Физическое развитие ребенка
Подвижные игры. Значение подвижных игр в воспитании детей. Виды подвижных игр
Подвижные игры для детей
Физическое развитие детей от 5 до 7 лет
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Источник
Физическое развитие детей раннего возраста 1-3 года играет важнейшую роль для здоровья вашего малыша. Ведь именно по нему может судить здоров ваш ребенок или нуждается в дополнительном обследовании квалифицированными специалистами.
Имеются примерные норы физического развития детей разных возрастов, именно благодаря им родители могут следить за преуспеванием взросления своего чада.
Эта статья будет посвящена очень важной теме, которая касается абсолютно каждого ребенка в семье.
Физическое развитие ребенка по годам, нормы и отклонения от норм которые должны насторожить родителей, все это постараюсь вам изложить в данной статье.
Физическое развитие
Для начала давайте обсудим, что же такое физическое развитие? Физическое развитие — это определенные параметры развития ребенка исходя из его возраста, благодаря таким показателям можно оценить уровень здоровья ребенка и функционирование всех органов.
Каждый возраст ребенка требует все больше внимания со стороны родителей, поэтому следует своевременно посещать плановые медицинские осмотры. Благодаря таким осмотрам вы можете наблюдать с каким темпом развивается ваш ребенок, и как быстро он растет.
С каждым годом ребенок становится старше, соответственно и его развитие становится все более обширное. Каждый период возрастания ребенка имеет свои законы по которым он должен развиваться, какие-либо существенные отклонения от норм могут указывать на наличие различных заболевания, либо на проблемы питания.
Физическое развитие ребенка до года
В первый год жизни ребенок активно набирает вес и развивается наиболее интенсивно. Как правило, вы можете наблюдать прибавку в весе и изменения в росте исходя из показаний когда вы посещаете поликлинику.
Каждый месяц вы повторяете данную процедуру, это необходимо для того что бы знать все ли хорошо с вашим малышом. Ведь на его рост и набор веса влияют множество факторов.
Общие нормы прибавки роста:
— до 3 месяцев по 3-4 см;
— с 3-до 6 месяцев по 3 см;
— с 6-9 месяцев по 2 см;
— с 9 — 12 месяцев по 1 см.
В среднем ваш ребенок вырастает за 1 год на 20- 25 см.
За первый месяц жизни малыш может прибавить в весе от 500 до 1,5 кг. Однако самым важным показателем до 1 года являются окружность головы и груди. За 1 год объемы должны увеличиться на 12 см.
Физическое развитие ребенка в 2 года
Ребенок уже может активно ходить и осваивать окружающий мир. Прибавке в весе уже не играет важную роль, потому что достаточно много энергии он тратит на разные игры. В среднем каждый месяц ребенок должен в этот период прибавлять около 250 г, в зависимости от аппетита и физической активности.
В среднем в 2 года ваш ребенок должен весь около 12-14 кг, а рост прибавляется весьма активно каждый месяц по 1 см. Поэтому в 2 года ваш ребенок достигает около 92 см. Как правило у них меняется режим дня, у них остается один дневной сон, а все остальное время — это бодрствование.
Физическое развитие детей в возрасте 3-4 лет
В таком возрасте в среднем дети прибавляют в весе от 2 до 5 кг, и их вес составляет примерно 17-20 кг. Рост и вес ребенка остаются самыми важными показателями физического развития, поэтому рост обычно составляет около 105 -112 см. Вы можете заметить что ваш ребеночек стал визуально выглядеть иначе, руки и ноги стали более вытянутым.
Физическое развитие детей 4-5 лет
В среднем рост ребенка в таком возраст составляет примерно 100 см, а вес около 17-18 кг. Ребенок становится более активным, он часто двигается и играет в разные игры, мышцы становятся крепкими и закаляется иммунитет.
В 5 лет чаще всего дети уже на много лучше и крепче спят, а так же кушают. Именно в таком возрасте можно задуматься о том, что бы записать своего ребенка в какую нибудь секцию спорта. Сейчас его мышцы становятся довольно крепкими и готовы к регулярным физическим нагрузкам.
Физическое развитие детей в возрасте 6- 7 лет
Чаще всего дети в таком возрасте уже занимаются определенным видом спорта и родители из записали на секцию. Это весьма правильное будет решение, потому что в них очень много энергии которую нужно направлять в полезное русло. Дети уже многие в этом возрасте готовы приступить к школьным занятия, где будут проявлять свою физическую активность.
Стоит отметить, что с самого рождение на плечи родителей ложиться множество ответственности. В первые месяца жизни и до года необходимо регулярно посещать педиатра, для наблюдения веса и роста малыша.
Все это необходимо для того что бы наблюдать за динамикой роста ребенка, не нужно ли что изменить в его рационе питания. Регулярное посещение педиатра до года позволить исключить все возможные болезни или обнаружить отклонения на самых ранних сроках.
Помните, что каждый ребенок растет исключительно индивидуально, на роста и набора веса играет множество разных фактор. Но и не стоит перекладывать ответственность за оценку физической формы ребенка на плечи врачей.
Ведь это ваш ребенок и заниматься воспитанием его должны только вы сами. Со стороны врачей исходит лишь консультация или информирование каких либо отклонений. Поэтому регулярно занимайтесь физическими нагрузками с ребенком.
Играйте как можно чаще на свежем воздухе, ведь тогда ребенок будет лучше кушать и ложиться спать. Уже многими учеными было доказан тот факт, что прогулки на свежем воздухе улучшают аппетит, а сон становится на много крепче.
Будьте более внимательны к своему ребенку и прислушивайтесь к его пожеланиям. В случаи если его что-то тревожит, не стоит заниматься самолечением, лучше обратитесь в детскую поликлинику. Ваш ребенок может не много отстает в развитии от нормы, это лишь примерные данные.
Источник
На протяжении раннего детства, на втором и третьем году жизни, темп физического развития организма ребенка заметно замедляется. У детей второго года жизни дальнейшее формирование движений происходит на основе уже имеющихся первоначальных навыков самостоятельной ходьбы.
У трехлетнего ребенка голова уже не выглядит такой большой, как у младенца, ноги стали относительно более длинными, а туловище относительно более коротким. Однако на втором году жизни эти изменения не столь заметны, и строение тела сохраняет еще в известной степени «младенческие черты».
Уже в то время, когда малыш учился держать голову, сидеть, ходить, начали намечаться необходимые изгибы позвоночника – шейный, грудной, поясничный, обеспечивающие прямое передвижение при хождении. На протяжении раннего детства эти изгибы закрепляются. Но окостенение позвоночника далеко еще не заканчивается в эти годы.
У ребенка на втором году жизни оформляются все основные движения, за исключением бега и недоступных еще пока ему прыжков. Он упражняется в ходьбе и лазанье, преодолевает различные препятствия (перешагивание через палку, ходьба по ограниченной дорожке, доске, горке, лестнице и т.п.), катает и бросает мяч, возит коляску, играет с разными игрушками.
Помимо действий по инициативе ребенка взрослый организует для него игры (догонялки, прятки, игры с мячами и др.), составляющие целый комплекс движений. Взрослый постепенно, неуклонно начинает предъявлять к движениям ребенка определенные требования. Посредством показа, объяснения и выполнения движения вместе с ребенком подводит его к усвоению правильного способа действия (обращение с предметами и т.п.).
Большую роль играют подражательные действия взрослому. Воспроизведение движений начинается большей частью с одновременного выполнения его ребенком вместе со взрослыми. После этого ребенку легче воспроизвести данное движение самостоятельно с помощью словесных указаний взрослого.
Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые 3 года. Ведь совершенствуются двигательные умения ребенка, побуждая его выполнять все более сложные действия, одновременно развивается его сообразительность, воля, характер, настойчивость, приучаете к дисциплине.
В период от 1 года до 3 лет практически надо развивать четыре умения: ходьбу, лазанье, бег и метание. Попутно и развиваются и другие полезные движения, особенно кистью и пальцами, совершенствуется координация, устойчивость, ловкость.
Физическое воспитание надо проводить, непременно учитывая особенности характера ребенка. Робкого, неуверенного надо подбодрить, вялого, малоподвижного – заинтересовать яркой игрушкой, вовлекая в игру посильную для него работу.
Есть дети чрезвычайно подвижные. Однако часто их движения хаотичны и нецелесообразны: ведь неокрепший и плохо координированный аппарат движений еще просто не может обеспечить всех их устремлений. Малыш стремится как можно скорее добежать до мамы, он мчится, вытянув ручки, но не успевает поднимать и переставлять ножки и падает. Он поднимается по лестнице, не успевает подтянуть ножку за туловищем на следующую ступеньку и повисает на руках. Таким детям необходимо показывать нужное чередование элементов движений, их последовательность.
Физическое совершенствование детей от 1 года до 3 лет происходит в основном во время игр. А надо ли вводить специальные гимнастические упражнения и с какого возраста? Начинать надо с первого года. Но необходимо помнить, что и эти упражнения должны быть для ребенка игрой. Вы «поднимаете малыша яркой игрушкой, и он делает несколько шагов к вам; бросаете ему мячик – он его стремится оттолкнуть ногой. В игре отнимаете или не даете ему игрушку, и он развивает навыки хватания, напрягает руки и весь плечевой пояс; наклоняется с лопаткой к песочнице – и учится поддерживать равновесие при приседании.
Таким образом, важно сразу правильно формировать двигательные навыки у детей, поскольку переучивать их трудно, поэтому необходимо обучать детей рациональной технике выполнения физических упражнений, расширять объем разнообразных навыков, которые совершенствуются на последующих возрастных этапах их жизни.
Формирование двигательных способностей ребенка происходит в соответствии с законом роста и развития детского организма.
Для детей данного периода основными факторами внешней среды, влияющими на рост и развитие, являются питание, адекватная двигательная активность, достаточность сна, отсутствие или наличие острых хронических заболеваний, климатогеографические условия.
Только во взаимодействии с факторами внешней среды заданные предпосылки развития могут оказаться включенными в формирование двигательных способностей. Это означает неодинаковые темпы прироста и диапазон развития двигательных способностей у различных детей одного и того же возраста под влиянием одних и тех же физических нагрузок.
Источник
Содержание
1 Физическое развитие ребенка до 3лет
Рост
Масса тела
Пропорциональность развития
Статистические функции
Своевременное прорезывание молочных зубов
Развитие движений
Зрение
Физкультура для детей до 1 года
2 Средства и методы физического воспитания
3 .Методики проведений занятий
Методика проведения общеразвивающих упражнений
Методика проведений подвижных игр
4 .Роль родителей в физическом воспитании
5 Подвижные игры – основное средство физической культуры в развитии ребенка
Образовательное и оздоровительное значение подвижных игр
Примеры подвижных игр
1 Физическое развитие ребенка до 3 лет
Под термином «физическое развитие ребёнка» понимают динамический процесс роста (увеличение длины, массы, отдельных частей тела) в разные периоды детства. На физическое развитие детей влияет множество факторов, что иногда чрезвычайно затрудняет выявление причин его нарушения. К основным критериям физического развития относят массу и длину тела, окружность готовы и грудной клетки, пропорции тела (телосложение, осанку).
В первый год физическое развитие идет очень интенсивно: вес по сравнению с весом при рождении утраивается, рост увеличивается на 25-30 см, т.е примерно на 50%, ребенок из беспомощного существа, не умеющего даже перевернуться на живот со спины превращается в прямоходящее самостоятельное существо. В первые три года жизни физическое развитие и прогресс ребенка очевидны и хорошо заметны.
Для оценки физического развития детей до 1 года лучше использовать следующие показатели:
* Рост;
* Массу тела; Пропорциональность развития (окружность головы; окружность грудной клетки, некоторые антропометрические индексы);
* Статические функции (двигательные умения ребенка);
* Своевременное прорезывание молочных зубов (у детей до 2-х лет).
Рост.
Наиболее стабильным показателем физического развития является рост ребенка. Он определяет абсолютную длину тела и соответственно этому увеличение размеров тела, развитие, созревание его органов и систем, формирование функций в тот или иной период времени.
За первый год ребёнок прибавляет в росте в среднем 25 см., так что к году его рост составляет в среднем 75-76 см. При правильном развитии ребёнка месячная прибавка роста может колебаться в пределах ± 1см, однако к 6 месяцам и к году эти колебания роста не должны превышать 1 см.
Масса тела.
В отличие от роста масса тела является довольно лабильным показателем, который сравнительно быстро реагирует и изменяется под влиянием самых различных причин. Особенно интенсивно прибавка в массе тела происходит в первую четверть года. Масса тела доношенных новорожденных колеблется от 2600г до 4000г и в среднем равна 3-3,5 кг.
Динамика массы тела характеризуется большей прибавкой в первые 6 месяцев жизни и меньшей к концу первого года. Масса тела ребёнка к 4,5 месяцам удваивается, к году утраивается, несмотря на то, что этот показатель может изменяться и зависит от питания, перенесенных заболеваний и т.д. Энергия нарастания массы тела с каждым месяцем жизни постепенно ослабевает.
В среднем к одному году масса тела ребенка равна 10-10,5 кг. Нарастание массы тела у грудных детей не всегда отличается такой закономерностью. Это зависит от индивидуальных особенностей ребёнка и целого ряда внешних факторов.
Для определения роста и массы тела в возрасте до года лучше использовать табл. 1.
Таблица 1.
Изменения роста и веса ребенка от 0 до года
Пропорциональность развития.
При оценке физического развития ребёнка необходимо знать правильное соотношение между массой тела и ростом. Под массоростовым показателем (МРП) понимается отношение массы к росту, т.е. какая масса приходится на 1 см. длины тела. В норме у новорождённых (МРП) составляет 60-75 г.
Кроме роста и массы тела для оценки физического развития имеют значение правильные пропорции тела. Известно, что окружность груди у доношенных меньше окружности головы при рождении. Окружность головы у доношенных детей колеблется в достаточно широких пределах – от 33,5 до 37,5 см., в среднем равна 35 см. При анализе этих цифровых показателей следует учитывать рост и массу тела ребенка, а также соотношение окружности головы с окружностью грудной клетки. При сравнении следует учитывать, что при рождении голова не должна превышать окружность грудной клетки больше, чем на 2 см. В дальнейшем необходимо ориентироваться на темп прироста окружности головы. В первые 3- 5 месяцев ежемесячная прибавка равна 1,0-1,5 см, а затем 0,5 –0,7 см. К году окружность головы увеличивается на 10-12 см и достигает 46-47-48 см (в среднем 47 см.).
Статистические функции.
Статические функции оценивают с учетом темпов моторного развития ребенка. Это различные двигательные умения ребенка. Необходимо учитывать способность ребенка в определенном возрасте удерживать голову, совершать движения руками (ощупывание объекта, хватание, удержание игрушки в одной руке, выполнение различных действий), появление динамических функций (поворачивание со спины на живот и с живота на спину, подтягивание, ползание, садиться, вставать на ноги, ходить, бегать).
В 2 месяца ребенок хорошо удерживает голову,
в 3 месяца – хорошо поворачивается со спины на живот,
в 5,5 –6 месяцев – хорошо поворачивается с живота на спину,
в 6 месяцев – сидит, если его посадили,
в 7,5 месяцев, (когда ребенок научится хорошо ползать) – сядет сам,
в 9 месяцев – хорошо стоит,
в 10 месяцев – прохаживается по манежу, держась рукой,
к 12 месяцам – самостоятельно ходит.
Своевременное прорезывание молочных зубов.
Зубы закладываются около 40-го дня эмбриональной жизни. Ребенок рождается, как правило, без зубов. Прорезывание зубов – акт физиологический, первые зубы прорезываются в возрасте 6 месяцев. Сперва появляются 2 нижних средних резца, к 8 месяцам появляются 2 верхних средних резца, к 10 месяцам появляются 2 верхних боковых резца. К году прорезываются 2 боковых нижних резца. Таким образом, в 1 год жизни ребенок должен иметь 8 зубов – 4/4. К 2 годам заканчивается прорезывание остальных 12 молочных зубов. Костная система и мышечно- связочный аппарат у детей, особенно раннего возраста, отличается физиологической слабостью и требует строгой дозированной физической нагрузки.
После того как ребенку исполнится год, темпа его физического развития несколько замедляются (таблица 2.). в среднем масса его тела увеличивается лишь на 30-50 г. в неделю.
У годовалого ребенка окружность головы достигает в среднем 46,6 см, к полутора годам она возрастает до 47,9 см, у 2-летних малышей — до 49 см, а у трехлеток — до 50 см. За 2-й год жизни окружность головы увеличивается на 2 см, за 3-й — на 1 см.
Чтобы оценить, правильно ли развивается ребенок, наряду с массой и длиной тела определяют и его пропорциональность. Например, считается, что окружность груди у хорошо сложенного ребенка больше окружности головы на столько сантиметров, сколько лет малышу. Чем моложе ребенок, тем больше у него голова и тем короче конечности.
Таблица 2.
Средние показатели длины и массы тела у детей от года до трех лет
Развитие движений.
В конце 1-го — 2-го года ребенок осваивает самостоятельную ходьбу. Некоторые детишки, умея ходить, после года продолжают и ползать, а подчас передвижение на четвереньках предпочитают ходьбе. Способы ползания совершенствуются и варьируются. Однако в каждом из них присутствуют следующие компоненты: выпрямление головы, шеи, спины и рук; одновременный поворот в противоположные стороны туловища и плеч, туловища и таза; дифференцированные движения плеч и рук, туловища, ног и таза. Эти компоненты ползания уже были частично освоены ребенком на 1-м году жизни, в дальнейшем они совершенствуются и объединяются в новые двигательные навыки.
Некоторое время малыш продолжает ходить “боком”. Ребенок 12 — 15 месяцев при ходьбе может не держаться за опору, но он еще не способен из такого положения повернуться назад, чтобы достать игрушку. Это станет возможным только к полутора годам.
В вертикальном положении малыш не в состоянии полностью выпрямить бедра, из-за чего он стоит “животом вперед”, а ноги его несколько развернуты.
Когда малышу 1,5 года, он начинает передвигаться по-новому — согнув руки в локтях и прижав их к туловищу. По мере того как все больше дифференцируются движения рук и плечевого пояса, формируются согласованные (реципрокные) движения рук при ходьбе: правая рука делает движение вперед одновременно с левой ногой, и наоборот.
Возрастание устойчивости туловища в вертикальном положении способствует развитию движений ног. Бедра и колени свободно разгибаются, в стопах формируется подошвенное сгибание (опускание передней части стопы вниз), благодаря чему появляется пяточно-пальцевая форма шага с первоначальной опорой на пятку, потом на пальцы — так называемый перекат.
С полутора лет малыш начинает легко вставать без поддержки из положения на животе и на спине. Затем он постепенно осваивает различные комбинированные движения. Например, учится подниматься вверх и спускаться вниз по ступенькам.
Способ ходьбы становится более совершенным: ноги он уже не разводит широко, руки опущены вдоль туловища, а не отведены в стороны, как это было на начальном этапе овладения ходьбой. В конце 2-го года ребенок уже способен идти назад, пытается бегать. Такое поступательное развитие моторики становится возможным благодаря совершенствованию функции равновесия.
Источник