Физическое развитие ребенка развитие желез

Наблюдая за интенсивным физическим изменением детского организма, многие мамы задумываются над вопросом: а насколько хорошо развит ребенок, соответствуют ли его показатели нормам детей его возраста? Давайте разбираться, как нужно оценивать физическое развитие ребенка, что нужно учитывать.
- Как оценить физическое развитие ребенка
- Оценка физического развития ребенка дома
- Таблица норм физического развития детей
- Основные этапы физического развития детей
- Особенности физического развития мальчиков и девочек
- Физическое развитие детей дошкольного возраста по ФГОС
- Важные компоненты физического развития по ФГОС
- Как улучшить выносливость детского организма
- Закаливание
Как оценить физическое развитие ребенка
Правильно, если оценку физического развития малыша делает педиатр. По правилам каждый ребенок должен проходить осмотр врача в установленные сроки: до года – ежемесячно, с года до 3 лет – ежеквартально, после 3 лет – минимум раз в год. Специалист должен обратить внимание на ряд показателей, свидетельствующих о физическом развитии мальчиков и девочек:
- Масса тела. Взвешивание проводится утром, малыш должен быть голым или в чистом подгузнике. Его кладут на весы, фиксируют показатели. Детей старше 2-х лет измеряют стоя.
- Рост. Детей до 2-х лет измеряют на специальном столе. Ножки и голова упираются в перегородки, пальчики смотрят вверх. Рост ребенка с 2-х лет измеряется с помощью стадиометра. Врач ставит ребенка спиной к шкале, без обуви. Стопы полностью на полу, колени разогнуты.
- Окружность головы. Врач накладывает градуированную ленту для измерения по линии над бровями, ушами малыша, по широкой части головы сзади.
- Окружность груди. Проводится на выдохе. Врач располагает ленту на уровне груди спереди, под лопатками сзади.
Эти измерения очень важны для оценки общего развития малыша, анализа скорости и уровня развития тела ребенка. Физические показатели могут стать сигналом о необходимости дополнительного исследования, если, например, голова непропорционально большая, вес значительно уступает росту и т. д.
При желании такую оценку могут проводить и родители дома, но если вы нашли несоответствия, не расстраивайтесь раньше времени, обратитесь к педиатру за консультацией.
Оценка физического развития ребенка
Оценка физического развития ребенка дома
Чтобы провести оценку физического развития ребенка в домашних условиях вам понадобятся:
- Весы;
- Линейка до 1 м для ребенка до года или стадиометр (правильно приклеенный к ровной вертикальной поверхности);
- Портновский сантиметр для измерения окружности головы и груди.
Измерения детей до года лучше проводить вдвоем, чтобы пока один взрослый проводил замеры, второй фиксировал ребенка. Измерив рост, вес, окружность головы и грудины сверьте данные с нормами физического развития детей определенного возраста.
Обращаем ваше внимание, что каждый ребенок индивидуален и его показатели могут отличаться от установленных норм без сопутствующих патологий. Для корректной оценки физического развития детей, которые выходят за рамки норм, необходимо обратиться к участковому педиатру. Он оценит гармоничность развития, сравнит динамику прибавки по всем показателям, при необходимости назначит дополнительные исследования
Таблица норм физического развития детей
Нормы веса мальчиков с рождения до 17 лет
Нижняя граница веса | Средний вес | Верхняя граница веса | |
Новорожденный | 2,7 кг | 3,3 кг | 4,7 кг |
1 месяц | 3,6 кг | 4,5 кг | 5,1 кг |
2 месяца | 4,2 кг | 5,6 кг | 7,1 кг |
3 месяца | 4,9 кг | 6,4 кг | 7,5 кг |
4 месяца | 5,1 кг | 7 кг | 7,9 кг |
5 месяцев | 6,1 кг | 7,5 кг | 8,3 кг |
6 месяцев | 6,6 кг | 7,9 кг | 9 кг |
7 месяцев | 7,1 кг | 8,3 кг | 9,2 кг |
8 месяцев | 7,5 кг | 8,6 кг | 9,3 кг |
9 месяцев | 7,9 кг | 8,9 кг | 9,5 кг |
10 месяцев | 8,3 кг | 9,2 кг | 11 кг |
11 месяцев | 8,6 кг | 9,4 кг | 11,2 кг |
12 месяцев | 8,9 кг | 9,6 кг | 11,5 кг |
2 года | 11 кг | 12,2 кг | 14,5 кг |
3 года | 13 кг | 14,3 кг | 17,4 кг |
4 года | 14,4 кг | 16,3 кг | 21,2 кг |
5 лет | 16 кг | 18,3 кг | 24,2 кг |
6 лет | 18 кг | 20,5 кг | 27,1 кг |
7 лет | 20 кг | 22,9 кг | 30,7 кг |
8 лет | 22,1 кг | 25,4 кг | 34,7 кг |
9 лет | 24,3 кг | 28,1 кг | 39,4 кг |
10 лет | 26,7 кг | 31,2 кг | 45 кг |
11 лет | 27 кг | 35 кг | 50 кг |
12 лет | 28 кг | 40 кг | 58 кг |
13 лет | 30 кг | 46 кг | 66 кг |
14 лет | 34 кг | 50 кг | 73 кг |
15 лет | 38 кг | 54 кг | 80 кг |
16 лет | 44 кг | 58 кг | 84 кг |
17 лет | 49 кг | 62 кг | 87 кг |
Нормы веса девочек с рождения до 17 лет
Нижняя граница веса | Средний вес | Верхняя граница веса | |
Новорожденная | 2,65 кг | 3,2 кг | 4,5 кг |
1 месяц | 3,6 кг | 4,2 кг | 5,5 кг |
2 месяца | 4,2 кг | 5,1 кг | 6,6 кг |
3 месяца | 4,8 кг | 5,8 кг | 7,5 кг |
4 месяца | 5,1 кг | 6,4 кг | 8,2 кг |
5 месяцев | 5,9 кг | 6,9 кг | 8,8 кг |
6 месяцев | 6,3 кг | 7,3 кг | 9,3 кг |
7 месяцев | 7,1 кг | 7,6 кг | 9,8 кг |
8 месяцев | 7,5 кг | 7,9 кг | 10,2 кг |
9 месяцев | 7,9 кг | 8,2 кг | 10,5 кг |
10 месяцев | 8,3 кг | 8,5 кг | 10,9 кг |
11 месяцев | 8,6 кг | 8,7 кг | 11,2 кг |
12 месяцев | 8,7 кг | 8,9 кг | 11,5 кг |
2 года | 10,8 кг | 11,5 кг | 14,8 кг |
3 года | 12,5 кг | 13,9 кг | 17 кг |
4 года | 14 кг | 16,1 кг | 21,5 кг |
5 лет | 15,8 кг | 18,2 кг | 24,9 кг |
6 лет | 17,5 кг | 20,2 кг | 27,8 кг |
7 лет | 19,3 кг | 22,4 кг | 31,4 кг |
8 лет | 21,4 кг | 25 кг | 35,8 кг |
9 лет | 24 кг | 28,2 кг | 41 кг |
10 лет | 25 кг | 31,9 кг | 46,9 кг |
11 лет | 26,5 кг | 34 кг | 51 кг |
12 лет | 27 кг | 39 кг | 63 кг |
13 лет | 32 кг | 43 кг | 69 кг |
14 лет | 37 кг | 46 кг | 72 кг |
15 лет | 42 кг | 50 кг | 74 кг |
16 лет | 45 кг | 53 кг | 75 кг |
17 лет | 46 кг | 57 кг | 76 кг |
Нормы роста мальчиков с рождения до 17 лет
Нижняя граница роста | Средний рост | Верхняя граница роста | |
Новорожденный | 46 см | 50 см | 56 см |
1 месяц | 51 см | 53 см | 56,5 см |
2 месяца | 54 см | 58 см | 62 см |
3 месяца | 56,5 см | 61 см | 63 см |
4 месяца | 57,6 см | 63 см | 65,3 см |
5 месяцев | 61,1 см | 65 см | 67 см |
6 месяцев | 63 см | 67 см | 69 см |
7 месяцев | 65,1 см | 69 см | 71,1 см |
8 месяцев | 66,8 см | 70,6 см | 73,1 см |
9 месяцев | 68,2 см | 72 см | 75,1 см |
10 месяцев | 69,1 см | 73,3 см | 76,9 см |
11 месяцев | 71,3 см | 74,5 см | 78,5 см |
12 месяцев | 72,5 см | 75,7 см | 79,5 см |
2 года | 83,5 см | 87,8 см | 93 см |
3 года | 91 см | 96,1 см | 102 см |
4 года | 94 см | 103,3 см | 111 см |
5 лет | 94,9 см | 105 см | 111,7 см |
6 лет | 100,7 см | 110 см | 119 см |
7 лет | 106,1 см | 116 см | 125,8 см |
8 лет | 111,2 см | 121,7 см | 132,3 см |
9 лет | 116 см | 127,3 см | 138,6 см |
10 лет | 120,5 см | 132,6 см | 144,6 см |
11 лет | 125 см | 135 см | 151 см |
12 лет | 136 см | 140 см | 163 см |
13 лет | 141 см | 147 см | 170 см |
14 лет | 148 см | 153 см | 176 см |
15 лет | 154 см | 160 см | 181 см |
16 лет | 158 см | 164 см | 186 см |
17 лет | 162 см | 169 см | 189 см |
Нормы роста девочек с рождения до 17 лет
Нижняя граница роста | Средний рост | Верхняя граница роста | |
Новорожденная | 45,4 см | 49,1 см | 52,9 см |
1 месяц | 49,8 см | 53,7 см | 57,6 см |
2 месяца | 53 см | 57,1 см | 61,1 см |
3 месяца | 55,6 см | 59,8 см | 64 см |
4 месяца | 57,8 см | 62,1 см | 66,4 см |
5 месяцев | 59,6 см | 64 см | 68,5 см |
6 месяцев | 61,2 см | 65,7 см | 70,3 см |
7 месяцев | 62,7 см | 67,3 см | 71,9 см |
8 месяцев | 64 см | 68,7 см | 73,5 см |
9 месяцев | 65,2 см | 70,1 см | 75 см |
10 месяцев | 66,5 см | 71,5 см | 76,4 см |
11 месяцев | 67,7 см | 72,8 см | 77,8 см |
12 месяцев | 68,9 см | 74 см | 79,2 см |
2 года | 80,7 см | 86,4 см | 93 см |
3 года | 84 см | 95,1 см | 102,7 см |
4 года | 94,1 см | 102,7 см | 111,3 см |
5 лет | 100 см | 109 см | 119, см |
6 лет | 105 см | 115 см | 125 см |
7 лет | 109 см | 120 см | 131,7 см |
8 лет | 115 см | 126,6 см | 138,2 см |
9 лет | 120,3 см | 132,5 см | 144,7 см |
10 лет | 125,8 см | 138 см | 151 см |
11 лет | 129 см | 142 см | 157 см |
12 лет | 137 см | 147 см | 163 см |
13 лет | 143 см | 152 см | 168 см |
14 лет | 147 см | 157 см | 171 см |
15 лет | 150 | 162 см | 173 см |
16 лет | 151 | 167 см | 174 см |
17 лет | 152 | 170 см | 175 см |
Окружность головы мальчиков с рождения до 17 лет
Нижний показатель нормы окружности головы | Средний показатель нормы окружности головы | Верхний показатель нормы окружности головы | |
Новорожденный | 33,2 см | 34 см | 35,5 см |
1 месяц | 35,3 см | 36 см | 37,9 см |
2 месяца | 37,3 см | 38 см | 40,3 см |
3 месяца | 38,8 см | 39,5 см | 41,6 см |
4 месяца | 40,2 см | 40,8 см | 42,9 см |
5 месяцев | 41,2 см | 42 см | 44 см |
6 месяцев | 42 см | 42,7 см | 45,3 см |
7 месяцев | 42,8 см | 43,7 см | 46,1 см |
8 месяцев | 43,6 см | 44,2 см | 46,8 см |
9 месяцев | 44 см | 44,8 см | 47,4 см |
10 месяцев | 44,6 см | 45,4 см | 48 см |
11 месяцев | 45 см | 45,9 см | 48,6 см |
12 месяцев | 45,3 см | 46,2 см | 49,1 см |
2 года | 47,6 см | 48,1 см | 50,5 см |
3 года | 48,6 см | 49,5 см | 51,5 см |
4 года | 49,6 см | 50,2 см | 52,4 см |
5 лет | 50,1 см | 50,7 см | 53,1 см |
6 лет | 50,6 см | 51,2 см | 54 см |
7 лет | 51 см | 51,6 см | 54,5 см |
8 лет | 51,4 см | 52 см | 55 см |
9 лет | 51,7 см | 52,5 см | 55,5 см |
10 лет | 52 см | 52,8 см | 56 см |
11 лет | 52,3 см | 53,2 см | 56,3 см |
12 лет | 52,6 см | 53,5 см | 56,7 см |
13 лет | 52,8 см | 53,7 см | 57,3 см |
14 лет | 53 см | 54 см | 57,5 см |
15 лет | 53,2 см | 54,3 см | 57,8 см |
16 лет | 53,4 см | 54,4 см | 57,9 см |
17 лет | 53,5 см | 54,6 см | 58 см |
Окружность головы девочек с рождения до 17 лет
Нижний показатель нормы окружности головы | Средний показатель нормы окружности головы | Верхний показатель нормы окружности головы | |
Новорожденная | 33 см | 34 см | 35,5 см |
1 месяц | 34,8 см | 36 см | 38 см |
2 месяца | 36,3 см | 37,4 см | 39,8 см |
3 месяца | 37,7 см | 38,5 см | 41,3 см |
4 месяца | 38,9 см | 39,7 см | 42,4 см |
5 месяцев | 39,9 см | 40,7 см | 43,5 см |
6 месяцев | 40,8 см | 41,5 см | 44,3 см |
7 месяцев | 41,7 см | 42,5 см | 45,3 см |
8 месяцев | 42,3 см | 43,2 см | 45,9 см |
9 месяцев | 42,9 см | 43,7 см | 46,6 см |
10 месяцев | 43,5 см | 44,3 см | 47,2 см |
11 месяцев | 43,9 см | 44,8 см | 47,8 см |
12 месяцев | 44,2 см | 45 см | 48,2 см |
2 года | 46,6 см | 47,3 см | 49,7 см |
3 года | 48,1 см | 48,6 см | 51 см |
4 года | 48,6 см | 49,3 см | 51,9 см |
5 лет | 49,1 см | 50 см | 52,5 см |
6 лет | 49,6 см | 50,3 см | 52,8 см |
7 лет | 50 см | 50,7 см | 53,3 см |
8 лет | 50,3 см | 51 см | 53,6 см |
9 лет | 50,6 см | 51,3 см | 53,9 см |
10 лет | 50,8 см | 51,5 см | 51,1 см |
11 лет | 51 см | 51,7 см | 54,3 см |
12 лет | 51,2 см | 51,9 см | 54,6 см |
13 лет | 51,4 см | 52 см | 54,8 см |
14 лет | 51,5 см | 52,1 см | 55 см |
15 лет | 51,6 см | 52,2 см | 55,2 см |
16 лет | 51,7 см | 52,3 см | 55,3 см |
17 лет | 51,8 см | 52,4 см | 55,4 см |
Окружность груди мальчиков с рождения до 17 лет
Нижний показатель нормы окружности груди | Средний показатель нормы окружности груди | Верхний показатель нормы окружности груди | |
Новорожденный | 32,3 см | 33,5 см | 36 см |
1 месяц | 34,1 см | 35,4 см | 38 см |
2 месяца | 35,7 см | 37 см | 40 см |
3 месяца | 37,3 см | 38,4 см | 42,1 см |
4 месяца | 38,8 см | 39,8 см | 43,5 см |
5 месяцев | 40,1 см | 41,1 см | 45 см |
6 месяцев | 41,4 см | 42,4 см | 46,3 см |
7 месяцев | 42,5 см | 43,4 см | 47,5 см |
8 месяцев | 43,5 см | 44,4 см | 48,5 см |
9 месяцев | 44,3 см | 45,2 см | 49,3 см |
10 месяцев | 45 см | 46 см | 50 см |
11 месяцев | 45,6 см | 46,6 см | 50,8 см |
12 месяцев | 46,1 см | 47 см | 51,2 см |
2 года | 48,4 см | 49,5 см | 53,2 см |
3 года | 49,7 см | 50,8 см | 54,6 см |
4 года | 51,2 см | 52,4 см | 55,8 см |
5 лет | 52,8 см | 54 см | 58 см |
6 лет | 54,4 см | 56 см | 60,2 см |
7 лет | 56,2 см | 57,9 см | 62,3 см |
8 лет | 58 см | 60 см | 64,8 см |
9 лет | 59,6 см | 61,9 см | 67,1 см |
10 лет | 61,4 см | 93,9 см | 69,8 см |
11 лет | 63 см | 66 см | 72,1 см |
12 лет | 65 см | 68 см | 74,9 см |
13 лет | 66,9 см | 70,2 см | 78,2 см |
14 лет | 68,6 см | 73,1 см | 81,8 см |
15 лет | 72,6 см | 76,3 см | 85,7 см |
16 лет | 76,1 см | 80 см | 89,9 см |
17 лет | 80,1 см | 82,9 см | 92,2 см |
Окружность груди девочек с рождения до 17 лет
Нижний показатель нормы окружности груди | Средний показатель нормы окружности груди | Верхний показатель нормы окружности груди | |
Новорожденная | 31,8 см | 33,2 см | 35,7 см |
1 месяц | 34 см | 35,3 см | 37,4 см |
2 месяца | 35,7 см | 37,2 см | 39,1 см |
3 месяца | 37,3 см | 38,7 см | 40,5 см |
4 месяца | 39,1 см | 40,4 см | 42,1 см |
5 месяцев | 40,5 см | 41,7 см | 43,5 см |
6 месяцев | 41,6 см | 42,9 см | 44,9 см |
7 месяцев | 42,8 см | 44 см | 46 см |
8 месяцев | 43,7 см | 44,9 см | 46,9 см |
9 месяцев | 44,5 см | 45,6 см | 47,8 см |
10 месяцев | 45,2 см | 46,2 см | 48,1 см |
11 месяцев | 45,8 см | 46,8 см | 49,3 см |
12 месяцев | 46,3 см | 47,3 см | 49,9 см |
2 года | 48,6 см | 49,5 см | 52,5 см |
3 года | 49,1 см | 50,3 см | 54 см |
4 года | 50,4 см | 51,6 см | 55,1 см |
5 лет | 51,6 см | 53 см | 56,9 см |
6 лет | 53 см | 54,8 см | 58,6 см |
7 лет | 54,6 см | 56,3 см | 61 см |
8 лет | 56,3 см | 58,2 см | 64,5 см |
9 лет | 58 см | 60 см | 68 см |
10 лет | 60,1 см | 62 см | 71,3 см |
11 лет | 62,2 см | 64,4 см | 74,5 см |
12 лет | 64,5 см | 67,2 см | 77,6 см |
13 лет | 66,8 см | 70 см | 80,9 см |
14 лет | 69,6 см | 73 см | 83,5 см |
15 лет | 72,9 см | 76,2 см | 85,5 см |
16 лет | 75,9 см | 78,8 см | 87,1 см |
17 лет | 78 см | 80,7 см | 88 см |
Основные этапы физического развития детей
С рождения и до 17-18 лет все дети проходят через несколько этапов физического развития, для каждого из которых характерны свои особенности.
- Груднички. Их развитие делят на несколько этапов:
В первые два месяца ребенок учится держать голову.
К трем месяцам малыш переворачивается на живот. Позвоночник укрепляется. Малыш разжимает кулачки, хватает руками предметы.
В 4 месяца ребенок подтягивается.
На 5-м месяце жизни малыш задерживается в положении сидя.
В полгода у детей возникает значительный скачок в развитии. Они самостоятельно садятся, ползают, встают у опоры.
- Дети до двух лет. Продолжают формироваться кости, происходит замедление роста. Особое внимание родители должны обратить на осанку, убедиться, что стопы малыша развиваются, как нужно.
- К двум годам ребенок умеет: ходить, стоять на носочках, подпрыгивать, подниматься по лестнице.
- Ребенок на третьем году жизни. Может держаться на одной ноге, поймать мяч с большого расстояния и бросить его обратно.
- Дети старшего дошкольного возраста. В 4 года поступают в детсад, где всесторонне развиваются, благодаря постоянным занятиям с воспитателями. Диагностика развития проводится во время гимнастики. За малышами наблюдает медицинский работник. Он должен предупредить родителей, если ребенок отстает по каким-то параметрам.
- Физическое развитие младших и средних школьников измеряет врач педиатр на ежегодном осмотре, дополнительно в рамках уроков физкультуры учитель оценивает способности каждого конкретного ребенка, отмечает наиболее сильные и слабые стороны школьника. К 12-ти годам окончательно формируется скелет ребенка, поэтому важно следить за осанкой.
- С 9 до 14 лет нет четких норм роста, веса. Педиатры берут средние показатели. Причина — гормональная перестройка организма. Скачок роста может произойти в любое время. Однако, следует помнить про наследственную предрасположенность. Если у родителей маленький или средний рост, то ребенок вряд ли вырастет высоким.
Особенности физического развития мальчиков и девочек
Физическое развитие детей дошкольного возраста по Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС)
Цель физического развития по Федеральным государственным образовательным стандартам, ФГОС, — привить детям основы физической культуры, понимание необходимости укрепления своего организма.
Вот основные пункты программы ФГОС:
- Укрепление здоровья, хорошее физическое развитие.
- Повышение работоспособности.
- Развитие двигательных качеств: ловкость, сила, выносливость.
- Воспитание моральных качеств: настойчивость, смелость, дисциплинированность.
- Формирование привычки регулярно заниматься спортом.
Любые методики воспитания детей основываются на комплексном подходе к решению задачи. Родители и воспитатели должны учесть возраст, пол ребенка, особенности его характера, состояние здоровья, наличие наследственных заболеваний. Только тогда физические упражнения, игры, умственные занятия принесут малышу удовольствие и пользу.
Важные компоненты физического развития по ФГОС
В программу ФГОС входит несколько важных методов, развивающих физическое здоровье детей:
- Утренняя гимнастика. Ежедневные тренировки по утрам приучают ребенка к дисциплине. Упражнения лучше проводить на улице.
- Физкультурная разминка. Дошкольники не могут заниматься умственной деятельностью долго. Они теряют концентрацию, отвлекаются, капризничают. Если малыш устал, то лучше отложить задания, заняться физкультурой, танцами, подвижными играми.
- Прогулки на свежем воздухе. Согласно программе ФГОС, с дошкольниками обязательно нужно гулять каждый день. Причем, это не бесцельное времяпровождение на улице. Следует подобрать комплекс упражнений, соответствующий потребностям и индивидуальным особенностям малыша. Здесь особенно важны игры в группах, соревнования, развивающие умение работать в команде, взаимодействовать с другими ребятами. Можно устраивать праздничные спортивные мероприятия, где за победу в конкурсах полагаются призы. Это мотивирует детей достичь цели, проявить свои лучшие качества.
- Регулярные пробежки. Детям требуются пробежки, чтобы тренировать выносливость организма, развивать силу мышц. Можно сделать трассу с препятствиями для развития координации.
Как улучшить выносливость детского организма
Есть несколько способов развить выносливость у малышей, кроме перечисленных выше:
- Массаж. Снимет напряжение. Массаж можно сопровождать песней, интересным рассказом.
- Гимнастика для глаз. Снижает глазное давление, предотвращает проблемы со зрением в будущем. Пусть малыш вращает глазными яблоками, рисуя цифры, следит за различными предметами, останавливает на них взгляд.
- Тренировка дыхания. Малыш должен развивать легкие. Лучше всего придумать интересный рассказ. Слушая его, ребенок будет выдыхать со звуком, задерживать дыхание.
Закаливание
Закаливание — одно из обязательных средств физического развития по ФГОС. Существует несколько видов закаливания:
- Прогулки. Если ребенок здоров, то с ним нужно гулять в любую погоду.
- Умывание прохладной водой, полоскание горла перед сном водой комнатной температуры.
- Прогулки босиком. Проводятся только летом.
- Обливание. Школьникам можно обливаться водой, делать контрастный душ. Приучать детей к этой процедуре стоит очень осторожно, начиная с комфортной температуры, увеличивая нагрузку на организм постепенно, формируя привычку.
Таким образом, физическое воспитание — это неотъемлемая часть жизни любого малыша. Регулярные занятия спортом, подвижные игры, бег, прогулки на свежем воздухе обеспечат полноценное развитие ребенка, благотворно повлияют на состояние его здоровья.
Источник
ÔÈÇÈ×ÅÑÊÎÅ ÐÀÇÂÈÒÈÅ
ÏÎËÎÂÎÅ ÐÀÇÂÈÒÈÅ
ÍÅÐÂÍÎ-ÏÑÈÕÈ×ÅÑÊÎÅ
ÐÀÇÂÈÒÈÅ
ÔÈÇÈ×ÅÑÊÎÅ
ÐÀÇÂÈÒÈÅ
Ïîä ôèçè÷åñêèì ðàçâèòèåì
÷åëîâåêà ïîíèìàåòñÿ ñîâîêóïíîñòü ìîðôîëîãè÷åñêèõ è ôóíêöèîíàëüíûõ ïðèçíàêîâ
îðãàíèçìà â èõ âçàèìîñâÿçè.
Èíòåíñèâíî ïðîòåêàþùèå ïðîöåññû
ðîñòà è ñîçðåâàíèÿ äåòñêîãî îðãàíèçìà îïðåäåëÿþò åãî îñîáóþ ÷óâñòâèòåëüíîñòü
ê óñëîâèÿì âíåøíåé ñðåäû. Íà ôèçè÷åñêîì ðàçâèòèè äåòåé çàìåòíî îòðàæàþòñÿ
îñîáåííîñòè êëèìàòà, æèëèùíî-áûòîâûå óñëîâèÿ, ðåæèì äíÿ, õàðàêòåð ïèòàíèÿ,
à òàêæå ïåðåíåñåííûå çàáîëåâàíèÿ. Íà òåìïû ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ âëèÿþò
òàêæå íàñëåäñòâåííûå ôàêòîðû, òèï êîíñòèòóöèè, èíòåíñèâíîñòü îáìåíà âåùåñòâ,
ýíäîêðèííûé ôîí îðãàíèçìà, àêòèâíîñòü ôåðìåíòîâ êðîâè è ñåêðåòîâ ïèùåâàðèòåëüíûõ
æåëåç.
 ñâÿçè ñ ýòèì óðîâåíü ôèçè÷åñêîãî
ðàçâèòèÿ äåòåé ïðèíÿòî ñ÷èòàòü äîñòîâåðíûì ïîêàçàòåëåì èõ çäîðîâüÿ. Ïðè
îöåíêå ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé ó÷èòûâàþò ñëåäóþùèå ïîêàçàòåëè:
1. Ìîðôîëîãè÷åñêèå ïîêàçàòåëè:
äëèíà è ìàññà òåëà, îêðóæíîñòü ãðóäíîé êëåòêè, à ó äåòåé äî òðåõ ëåò
îêðóæíîñòü ãîëîâû.
2. Ôóíêöèîíàëüíûå ïîêàçàòåëè:
æèçíåííàÿ åìêîñòü ëåãêèõ, ìûøå÷íàÿ ñèëà êèñòåé ðóê è äð.
3. Ðàçâèòèå ìóñêóëàòóðû è
ìûøå÷íûé òîíóñ, ñîñòîÿíèå îñàíêè, îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà, ðàçâèòèå
ïîäêîæíîãî æèðîâîãî ñëîÿ, òóðãîð òêàíåé.
Äëèíà òåëà. Ïîêàçàòåëü
äëèíû òåëà ÿâëÿåòñÿ íàèáîëåå ñòàáèëüíûì ïî ñðàâíåíèþ ñ äðóãèìè ïîêàçàòåëÿìè
ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Íàèáîëüøèé òåìï ðîñòà îòìå÷àåòñÿ â ïåðâûå òðè ìåñÿöà
æèçíè ðåáåíêà (òàáë. 1).
Òàáëèöà 1
Ïðèáàâêà äëèíû è ìàññû
òåëà ó äåòåé ïåðâîãî ãîäà æèçíè
Ïðè ïðàâèëüíîì ðàçâèòèè ðåáåíêà
ïðèáàâêà äëèíû òåëà çà ìåñÿö ìîæåò êîëåáàòüñÿ îò +1 äî -1 ñì. Çà âòîðîé
ãîä ïðèáàâêà äëèíû òåëà ñîñòàâëÿåò 1112 ñì, çà òðåòèé ãîä æèçíè 8 ñì,
çà ÷åòâåðòûé 6 ñì. Ê ÷åòûðåì ãîäàì ðîñò ðåáåíêà äîñòèãàåò 100 ñì.
 äàëüíåéøåì (äî 10 ëåò)
äëÿ îïðåäåëåíèÿ Ïðèáàâêè äëèíû òåëà ìîæíî ïîëüçîâàòüñÿ ôîðìóëîé: äëèíà
òåëà ðåáåíêà Ð = 100 ñì + 6 (Ï 4), ãäå Ï ÷èñëî ëåò, 6 ñðåäíÿÿ åæåãîäíàÿ
ïðèáàâêà äëèíû òåëà, ñì. Íàèáîëåå èíòåíñèâíûé ðîñò íàáëþäàåòñÿ â 57 ëåò
è â ïåðèîä íà÷àëà ïîëîâîãî ñîçðåâàíèÿ.
Ìàññà òåëà. Ýòî ëàáèëüíûé
ïîêàçàòåëü, êîòîðûé ìîæåò èçìåíÿòüñÿ ïîä âëèÿíèåì êîíñòèòóöèîíàëüíûõ îñîáåííîñòåé,
íåðâíî-ýíäîêðèííûõ è ñîìàòè÷åñêèõ íàðóøåíèé; îí òàêæå çàâèñèò îò ýêçîãåííûõ
ïðè÷èí (ïèòàíèå, ðåæèì).
Íàèáîëåå èíòåíñèâíàÿ ïðèáàâêà
ìàññû òåëà ðåáåíêà îòìå÷àåòñÿ íà ïåðâîì ãîäó æèçíè è â ïóáåðòàòíîì ïåðèîäå.
Ñðåäíÿÿ ìàññà òåëà íîâîðîæäåííûõ
ìàëü÷èêîâ 3494 ã, äåâî÷åê 3348 ã. Ìàññà òåëà ðåáåíêà ê 44,5 ìåñ óäâàèâàåòñÿ,
ê ãîäó óòðàèâàåòñÿ. Â ïåðâûé ìåñÿö æèçíè ðåáåíîê ïðèáàâëÿåò 600 ã, âî âòîðîé
è òðåòèé ïî 800 ã. Íîðìó ïðèáàâêè ìàññû òåëà ðåáåíêà ïîñëå òðåòüåãî ìåñÿöà
çà êàæäûé ïîñëåäóþùèé ìåñÿö æèçíè ìîæíî ðàññ÷èòàòü, âû÷èòàÿ îò ïðèáàâêè
ïðåäûäóùåãî ìåñÿöà 50 ã, èëè ïî ôîðìóëå: X = 800 50 õ (Ï 3), ãäå X
îæèäàåìàÿ åæåìåñÿ÷íàÿ ïðèáàâêà ìàññû òåëà, Ï ÷èñëî ìåñÿöåâ.
Òåìï óâåëè÷åíèÿ ìàññû òåëà
ó äåòåé ïîñëå ãîäà îñëàáåâàåò è â ñðåäíåì ñîñòàâëÿåò 2 êã åæåãîäíî.
Îæèäàåìóþ ìàññó òåëà ðåáåíêà
äî 10 ëåò ìîæíî ðàññ÷èòàòü ïî ôîðìóëå: Ð = ìàññà òåëà ðåáåíêà â 1 ãîä +
2 êã õ (Ï 1), ãäå Ð îæèäàåìàÿ ìàññà, Ï ÷èñëî ëåò. Ìàññó òåëà
ðåáåíêà ñòàðøå 10 ëåò ìîæíî îïðåäåëèòü ñ ïîìîùüþ ôîðìóëû È. Ì. Âîðîíöîâà:
ìàññà òåëà äåòåé ñòàðøå 10 ëåò = âîçðàñò õ 3 + ïîñëåäíÿÿ öèôðà ÷èñëà ëåò.
Îêðóæíîñòü ãîëîâû è ãðóäíîé
êëåòêè. Ïðè ðîæäåíèè îêðóæíîñòü ãîëîâû ó äîíîøåííûõ äåòåé 3337,5 ñì, îíà
íå äîëæíà ïðåâûøàòü îêðóæíîñòü ãðóäíîé êëåòêè áîëüøå ÷åì íà 12 ñì.  ïåðâûå
35 ìåñ åæåìåñÿ÷íàÿ ïðèáàâêà ñîñòàâëÿåò 11,5 ñì, à çàòåì 0,50,7 ñì â
ìåñÿö.
Ê ãîäó îêðóæíîñòü ãîëîâû
óâåëè÷èâàåòñÿ íà 1012 ñì è äîñòèãàåò 4648 ñì. Îêðóæíîñòü ãîëîâû ðåáåíêà
â âîçðàñòå 13 ëåò óâåëè÷èâàåòñÿ íà 1 ñì â ãîä. Ñ 4 ëåò îêðóæíîñòü ãîëîâû
åæåãîäíî óâåëè÷èâàåòñÿ íà 0,5 ñì. Ê 6 ãîäàì îíà ðàâíà 5051 ñì, à çà âñå
ïîñëåäóþùèå ãîäû óâåëè÷èâàåòñÿ íà 56 ñì.
Îêðóæíîñòü ãðóäíîé êëåòêè
ó íîâîðîæäåííûõ 33 35 ñì. Åæåìåñÿ÷íàÿ ïðèáàâêà íà ïåðâîì ãîäó æèçíè ñîñòàâëÿåò
â ñðåäíåì 1,52 ñì. Ê ãîäó îêðóæíîñòü ãðóäíîé êëåòêè óâåëè÷èâàåòñÿ íà 1520
ñì, çàòåì èíòåíñèâíîñòü íàðàñòàíèÿ ýòîãî ïîêàçàòåëÿ ñíèæàåòñÿ, è ê äîøêîëüíîìó
âîçðàñòó îêðóæíîñòü ãðóäíîé êëåòêè â ñðåäíåì óâåëè÷èâàåòñÿ íà 3 ñì, à â
øêîëüíîì íà 12 ñì â ãîä. Ïåðåäíåçàäíèé ðàçìåð ãðóäíîé êëåòêè ó áîëüøèíñòâà
äîíîøåííûõ íîâîðîæäåííûõ ìåíüøå ïîïåðå÷íîãî ðàçìåðà èëè ðàâåí åìó. Óæå
â êîíöå ïåðâîãî ãîäà æèçíè ïîïåðå÷íûé ðàçìåð íà÷èíàåò ïðåâûøàòü ïåðåäíåçàäíèé
è ôîðìà ãðóäíîé êëåòêè íà÷èíàåò ïðèáëèæàòüñÿ ê êîíôèãóðàöèè âçðîñëîãî,
ò. å. óïëîùàåòñÿ. Äëÿ îöåíêè ïðîïîðöèîíàëüíîñòè ðàçâèòèÿ ðåáåíêà ìîæíî
èñïîëüçîâàòü íåêîòîðûå àíòðîïîìåòðè÷åñêèå èíäåêñû.
Èíäåêñ ×óëèöêîé: 3 îêðóæíîñòè
ïëå÷à + îêðóæíîñòü áåäðà + îêðóæíîñòü ãîëåíè äëèíà òåëà ó äåòåé äî 1
ãîäà ðàâíÿåòñÿ 2520 ñì, à â 23 ãîäà 20 ñì, â 67 ëåò 1510 ñì.
Èíäåêñ Ýðèñìàíà: îêðóæíîñòü
ãðóäíîé êëåòêè ïðåâûøàåò ïîëóðîñò ó äåòåé äî 1 ãîäà íà 13,510 ñì, â 23
ãîäà íà 96 ñì, â 67 ëåò íà 42 ñì, â 810 ëåò áîëüøå íà 1 ñì èëè
ìåíüøå íà 3 ñì.
Èíäèâèäóàëüíóþ îöåíêó ôèçè÷åñêîãî
ðàçâèòèÿ ïðîâîäÿò ïóòåì ñîïîñòàâëåíèÿ àíòðîïîìåòðè÷åñêèõ ïîêàçàòåëåé ðåáåíêà
ñ íîðìàòèâàìè è ñòàíäàðòàìè, ðàçðàáîòàííûìè ñïåöèàëüíî äëÿ äàííîãî ðåãèîíà
ñ ó÷åòîì ýòíè÷åñêîé ïðèíàäëåæíîñòè ðåáåíêà è êëèìàòîãåîãðà-ôè÷åñêèõ óñëîâèé
ïðîæèâàíèÿ. Òàêèå íîðìàòèâû ðàçðàáîòàíû äëÿ öåíòðàëüíûõ è ìíîãèõ äðóãèõ
ðåãèîíîâ ñòðàíû (19771988 ãã.) ñ ïðèìåíåíèåì ïàðàìåòðè÷åñêèõ è íåïàðàìåòðè÷åñêèõ
ìåòîäîâ ìàòåìàòè÷åñêîãî àíàëèçà ñ ïîñëåäóþùèì ðàñ÷åòîì íà ÝÂÌ. Ñ ïîìîùüþ
ïðåäëàãàåìûõ íîðìàòèâîâ îöåíêà ìîðôîôóíêöèîíàëüíîãî ðàçâèòèÿ äåòåé ìîæåò
áûòü ñäåëàíà ñèãìàëüíûì, ðåãðåññèîííûì èëè öåíòèëüíûì ìåòîäîì. Òàáëèöû
ðåãðåññèè, íàïðèìåð, ïîçâîëÿþò ïðàâèëüíî îöåíèòü íå òîëüêî ñîîòâåòñòâèå
ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ âîçðàñòó, íî è ïðîïîðöèîíàëüíîñòü ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ
ó äåòåé îäíîãî âîçðàñòà ñ ðàçëè÷íûì ðîñòîì. Ïðåäñòàâëåííûå â âèäå ñîìàòîãðàìì
òàáëèöû ðåãðåññèè ïîìîãàþò áûñòðî è ñ äîñòàòî÷íîé òî÷íîñòüþ ñîïîñòàâèòü
óðîâåíü ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé ñ èõ êàëåíäàðíûì âîçðàñòîì, ÷òî óäîáíî
ïðè ìàññîâûõ ïðîôèëàêòè÷åñêèõ îáñëåäîâàíèÿõ â äîøêîëüíûõ äåòñêèõ ó÷ðåæäåíèÿõ
è â øêîëàõ. Ðàçðàáîòàíû è åäèíûå òàáëèöû îöåíêè ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, ïðèåìëåìûå
íà ëþáîé òåððèòîðèè ñòðàíû, ïðèíèìàÿ âî âíèìàíèå ýòíè÷åñêóþ ïðèíàäëåæíîñòü
è ìåñòî ïðîæèâàíèÿ (ãîðîä, ñåëüñêàÿ ìåñòíîñòü).
 îñíîâó ïîñòðîåíèÿ òàêèõ
åäèíûõ äëÿ âñåõ ðåãèîíîâ òàáëèö ïîëîæåíà óíèâåðñàëüíàÿ óñòîé÷èâîñòü ñîîòíîøåíèé
ìàññû òåëà è ðîñòà, îêðóæíîñòè ãðóäíîé êëåòêè è ðîñòà. Âåëè÷èíû ýòèõ ñîîòíîøåíèé
ó ìàëü÷èêîâ è äåâî÷åê áëèçêè íåçàâèñèìî îò ýòíè÷åñêîé ïðèíàäëåæíîñòè è
â çíà÷èòåëüíî áîëüøåé ñòåïåíè çàâèñÿò îò äëèíû òåëà, ÷åì îò ïàñïîðòíîãî
âîçðàñòà (òàáë.2).
Òàáëèöà 2
Ïàðàìåòðû îöåíêè ôèçè÷åñêîãî
ðàçâèòèÿ äåòåé â âîçðàñòå 111 ëåò
ÏÎËÎÂÎÅ
ÐÀÇÂÈÒÈÅ
Ïîëîâûå ðàçëè÷èÿ â ïîêàçàòåëÿõ
ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ çíà÷èòåëüíî âûðàæåíû òîëüêî ñ íàñòóïëåíèåì ïîëîâîé
çðåëîñòè. Ïåðèîä æèçíè, êîãäà ðàñòóùèé îðãàíèçì äîñòèãàåò áèîëîãè÷åñêîé
ïîëîâîé çðåëîñòè, íàçûâàåòñÿ ïóáåðòàòíûì è õàðàêòåðèçóåòñÿ ïîÿâëåíèåì
âòîðè÷íûõ ïîëîâûõ ïðèçíàêîâ.
Âðåìÿ ïîÿâëåíèÿ ïîñëåäíèõ çàâèñèò îò ñîñòîÿíèÿ çäîðîâüÿ, ïèòàíèÿ, êëèìàòè÷åñêèõ
óñëîâèé è ãåíåòè÷åñêèõ îñîáåííîñòåé. Ó äåâî÷åê âíåøíèå ïðîÿâëåíèÿ ïðèçíàêîâ
ïîëîâîãî ðàçâèòèÿ îòìå÷àþòñÿ â 8 ëåò, ó ìàëü÷èêîâ â 910 ëåò (òàáë.3).
Òàáëèöà 3
Ñðîêè ïîÿâëåíèÿ âòîðè÷íûõ
ïîëîâûõ ïðèçíàêîâ
Óñëîâíûå îáîçíà÷åíèÿ ðàçâèòèÿ
âòîðè÷íûõ ïîëîâûõ ïðèçíàêîâ ó äåâî÷åê:
1. Ðàçâèòèå ìîëî÷íûõ æåëåç
(Ma mammae): Ìàî äåòñêèé ñîñîê Mai (ñòàäèÿ I) îêîëîñîñêîâûé êðóæîê
âûäàåòñÿ íàä óðîâíåì êîæè
Ìà2 (ñòàäèÿ II) îêîëîñîñêîâûé
êðóæîê áîëüøèõ ðàçìåðîâ, âìåñòå ñ ñîñêîì îáðàçóåò êîíóñ, æåëåçà íåñêîëüêî
âûäàåòñÿ íàä óðîâíåì êîæè
Ìàç (ñòàäèÿ III) æåëåçà
ïðèïîäíÿòà, ñîñîê è îêîëîñîñêîâûé êðóæîê ñîõðàíÿþò ôîðìó êîíóñà
Ìà4 (ñòàäèÿ IV) ñîñîê ïîäíèìàåòñÿ
íàä îêîëîñîñêîâûì êðóæêîì, æåëåçà ïðèíèìàåò òàêèå æå ôîðìû è ðàçìåðû, êàê
ó âçðîñëîé æåíùèíû.
2. Ïîÿâëåíèå âîëîñ íà ëîáêå
(Ð pubis):
Ðî îòñóòñòâèå âîëîñ
PI åäèíè÷íûå êîðîòêèå âîëîñû
Ð2 âîëîñû íà öåíòðàëüíîé
÷àñòè ëîáêà áîëåå ãóñòûå, äëèííûå
Ðç âîëîñû äëèííûå, ãóñòûå,
âüþùèåñÿ íà âñåì òðåóãîëüíèêå ëîáêà
Ð4 âîëîñû, ðàñïîëîæåííûå
íà âñåé îáëàñòè ëîáêà, ïåðåõîäÿò íà áåäðà, ãóñòûå, âüþùèåñÿ, ñ õàðàêòåðíîé
ãîðèçîíòàëüíîé ãðàíèöåé.
3. Ðàçâèòèå âîëîñ â ïîäìûøå÷íîé
âïàäèíå (À axillaris):
ÀÎ îòñóòñòâèå âîëîñ
AI åäèíè÷íûå âîëîñû
À2 âîëîñû áîëåå ãóñòûå
íà öåíòðàëüíîì ó÷àñòêå âïàäèíû
Àç âîëîñû ãóñòûå, äëèííûå
ïî âñåé ïîäìûøå÷íîé îáëàñòè.
Óñëîâíûå îáîçíà÷åíèÿ ðàçâèòèÿ
âòîðè÷íûõ ïîëîâûõ ïðèçíàêîâ ó ìàëü÷èêîâ:
1. Ðàçâèòèå âîëîñ íà ëîáêå:
Ðî îòñóòñòâèå âîëîñ Pi îòäåëüíûå ïðÿìûå âîëîñêè Ð2 áîëåå ãóñòûå êóð÷àâûå
âîëîñû, âåðõíÿÿ ãðàíèöà
ãîðèçîíòàëüíàÿ Ðç ãóñòîå
îâîëîñåíèå íà ëîáêå è íà÷èíàþùååñÿ â íàïðàâëåíèè ê ïóïêó
Ð4 ãóñòîå îâîëîñåíèå ïî
íàïðàâëåíèþ ê ïóïêó è íà âíóòðåííåé ïîâåðõíîñòè áåäåð.
2. Ðàçâèòèå âîëîñ â ïîäìûøå÷íîé
âïàäèíå: ÀÎ îòñóòñòâèå âîëîñ AI îòäåëüíûå ïðÿìûå âîëîñêè À2 âîëîñû
êóð÷àâûå, íî ðåäêèå Àç ãóñòîå îâîëîñåíèå, âîëîñû êóð÷àâûå, ïèãìåíòàöèÿ
ïåðåäíåé ïîäìûøå÷íîé ñêëàäêè.
ÍÅÐÂÍÎ-ÏÑÈÕÈ×ÅÑÊÎÅ
ÐÀÇÂÈÒÈÅ
Ìàññà ãîëîâíîãî ìîçãà íîâîðîæäåííîãî
ñîñòàâëÿåò 1$ ìàññû òåëà, ê ãîäó îíà äîñòèãàåò óæå Vu, ê ïÿòè ãîäàì
V4. Ó âçðîñëîãî ÷åëîâåêà ìàññà ìîçãà ðàâíà 1/40 ìàññû òåëà. Òàêèì
îáðàçîì, íà 1 êã ìàññû íîâîðîæäåííîãî ïðèõîäèòñÿ 109 ã âåùåñòâà ìîçãà,
âçðîñëîãî 2025 ã.
Ôîðìèðîâàíèå ãîëîâíîãî ìîçãà
íå çàêàí÷èâàåòñÿ ê ìîìåíòó ðîæäåíèÿ. Áîëüøèå ïîëóøàðèÿ ìîçãà èìåþò âîçðàñòíóþ
îñîáåííîñòü: èçâèëèíû è êðóïíûå áîðîçäû ìàëîé âûñîòû è ãëóáèíû. Ìåëêèõ
áîðîçä ìàëî, èõ ÷èñëî óâåëè÷èâàåòñÿ óæå â ïåðâûå ìåñÿöû æèçíè. Ðàçìåðû
ëîáíîé äîëè îòíîñèòåëüíî ìåíüøå, ÷åì ó âçðîñëîãî ÷åëîâåêà, à çàòûëî÷íîé
íàîáîðîò, áîëüøå. Ìîçæå÷îê ðàçâèò ñëàáî, ïîëóøàðèÿ åãî ìàëûõ ðàçìåðîâ
è òîëùèíû, áîðîçäû ïîâåðõíîñòíûå. Áîêîâûå æåëóäî÷êè âåëèêè, ðàñòÿíóòû.
Ñåðîå âåùåñòâî ïëîõî äèôôåðåíöèðîâàíèå
îò áåëîãî, ïðàêòè÷åñêè îòñóòñòâóåò ìèåëèíîâàÿ îáîëî÷êà. Áîëåå çàêîí÷åííûìè
â ñâîåì ðàçâèòèè ê ìîìåíòó ðîæäåíèÿ ðåáåíêà ÿâëÿþòñÿ ÿäðà ãèïîòàëàìóñà,
ïðîäîëãîâàòûé è ñïèííîé ìîçã. Ïîñêîëüêó êîðà ãîëîâíîãî ìîçãà, ïèðàìèäíûå
ïóòè, ïîëîñàòîå òåëî ê ðîæäåíèþ ðåáåíêà ðàçâèòû íåäîñòàòî÷íî è â ôóíêöèîíàëüíîì
îòíîøåíèè íåçðåëû, äåÿòåëüíîñòü âñåõ æèçíåîáåñïå-÷èâàþùèõ îðãàíîâ ó íîâîðîæäåííîãî
ðåãóëèðóåòñÿ ïîäêîðêîâûìè öåíòðàìè. Íåñìîòðÿ íà îòíîñèòåëüíóþ íåçðåëîñòü,
íåðâíàÿ ñèñòåìà âïîëíå îáåñïå÷èâàåò íîâîðîæäåííîãî áåçóñëîâíûìè âðîæäåííûìè
ðåôëåêñàìè, êîòîðûå, ñ îäíîé ñòîðîíû, ñëóæàò äëÿ îáåñïå÷åíèÿ ïèòàíèÿ, êîíòàêòà
ñ îêðóæàþùåé ñðåäîé, çàùèòû, à ñ äðóãîé ÿâëÿþòñÿ îñíîâîé äëÿ ôîðìèðîâàíèÿ
â äàëüíåéøåì áîëåå ñëîæíûõ ôîðì äåÿòåëüíîñòè.
Ñ ïåðâûõ äíåé æèçíè ó ðåáåíêà
ôóíêöèîíèðóþò âñå îðãàíû ÷óâñòâ. Îòëè÷èòåëüíîé îñîáåííîñòüþ íîâîðîæäåííîãî
ÿâëÿåòñÿ íåäèôôåðåíöèðîâàííûé õàðàêòåð âñåõ åãî ðåàêöèé, ñêëîííûõ ê ãåíåðàëèçàöèè.
Ðàçäðàæåíèå òîãî èëè èíîãî ðåöåïòîðà âûçûâàåò íå ëîêàëüíóþ, à ðàçëèòóþ
ðåàêöèþ.
Ñ âîçðàñòîì ìàññà ãîëîâíîãî
ìîçãà ó ðåáåíêà óâåëè÷èâàåòñÿ: ê 9 ìåñ óäâàèâàåòñÿ, ê 3 ãîäàì óòðàèâàåòñÿ,
à çàòåì ê 67 ãîäàì ñêîðîñòü íàðàñòàíèÿ ìàññû ìîçãà çàìåäëÿåòñÿ.
Ïðîöåññ äèôôåðåíöèàöèè íåðâíûõ
êëåòîê ñâîäèòñÿ ê çíà÷èòåëüíîìó ðîñòó àêñîíîâ, èõ ìèåëèíèçàöèè, ðîñòó è
óâåëè÷åíèþ ðàçâåòâëåííîñòè äåíäðèòîâ, îáðàçîâàíèþ íåïîñðåäñòâåííûõ êîíòàêòîâ
ìåæäó îòðîñòêàìè íåðâíûõ êëåòîê (òàê íàçûâàåìûõ ìåæíåéðîííûõ ñèíàïñîâ).
Ðàçâèòèå íåðâíîé ñèñòåìû ïðîèñõîäèò òåì áûñòðåå, ÷åì ìëàäøå ðåáåíîê. Îñîáåííî
ýíåðãè÷íî îíî ïðîòåêàåò â òå÷åíèå ïåðâûõ 3 ìåñ æèçíè. Äèôôåðåí-öèðîâêà
íåðâíûõ êëåòîê çàêàí÷èâàåòñÿ ê 3 ãîäàì, à ê 8 ãîäàì êîðà ãîëîâíîãî ìîçãà
ïî ñòðîåíèþ ïî÷òè íå îòëè÷àåòñÿ îò êîðû âçðîñëîãî ÷åëîâåêà. Ìèåëèíèçàöèÿ
çàâåðøàåòñÿ ê 5 ãîäàì.
Ó äåòåé ìîçã êðîâîñíàáæàåòñÿ
ëó÷øå, ÷åì ó âçðîñëûõ, ÷òî îáúÿñíÿåòñÿ áîãàòñòâîì êàïèëëÿðíîé ñåòè. Îáèëüíîå
êðîâîñíàáæåíèå ìîçãà îáåñïå÷èâàåò ïîâûøåííóþ ïîòðåáíîñòü â êèñëîðîäå áûñòðî
ðàñòóùåé íåðâíîé òêàíè. Îòòîê êðîâè îò ãîëîâíîãî ìîçãà ó äåòåé ïåðâîãî
ãîäà æèçíè çàìåäëåí, òàê êàê äèïëîè÷åñêèå âåíû îáðàçóþòñÿ ëèøü ïîñëå çàêðûòèÿ
ðîäíè÷êîâ. Ýòèì îáúÿñíÿåòñÿ ñêëîííîñòü äåòåé ïåðâîãî ãîäà æèçíè ê íåéðîòîêñèêîçó
ïðè èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèÿõ âñëåäñòâèå àêêóìóëèðîâàíèÿ òîêñè÷íûõ âåùåñòâ
è ïðîäóêòîâ íàðóøåííîãî ìåòàáîëèçìà. Ýòîìó æå ñïîñîáñòâóåò ïîâûøåííàÿ ïðîíèöàåìîñòü
ãåìàòîýíöåôàëè÷å-ñêîãî áàðüåðà.
Ñ ìîìåíòà ðîæäåíèÿ äîíîøåííûé
ðåáåíîê èìååò ðÿä âðîæäåííûõ, èëè áåçóñëîâíûõ, ðåôëåêñîâ. Ê íèì îòíîñÿòñÿ
ñîñàíèå, ãëîòàíèå, ìèãàíèå, êàøåëü, ÷èõàíüå, àê