Физическое развитие ребенка развитие желез
Наблюдая за интенсивным физическим изменением детского организма, многие мамы задумываются над вопросом: а насколько хорошо развит ребенок, соответствуют ли его показатели нормам детей его возраста? Давайте разбираться, как нужно оценивать физическое развитие ребенка, что нужно учитывать.
- Как оценить физическое развитие ребенка
- Оценка физического развития ребенка дома
- Таблица норм физического развития детей
- Основные этапы физического развития детей
- Особенности физического развития мальчиков и девочек
- Физическое развитие детей дошкольного возраста по ФГОС
- Важные компоненты физического развития по ФГОС
- Как улучшить выносливость детского организма
- Закаливание
Как оценить физическое развитие ребенка
Правильно, если оценку физического развития малыша делает педиатр. По правилам каждый ребенок должен проходить осмотр врача в установленные сроки: до года – ежемесячно, с года до 3 лет – ежеквартально, после 3 лет – минимум раз в год. Специалист должен обратить внимание на ряд показателей, свидетельствующих о физическом развитии мальчиков и девочек:
- Масса тела. Взвешивание проводится утром, малыш должен быть голым или в чистом подгузнике. Его кладут на весы, фиксируют показатели. Детей старше 2-х лет измеряют стоя.
- Рост. Детей до 2-х лет измеряют на специальном столе. Ножки и голова упираются в перегородки, пальчики смотрят вверх. Рост ребенка с 2-х лет измеряется с помощью стадиометра. Врач ставит ребенка спиной к шкале, без обуви. Стопы полностью на полу, колени разогнуты.
- Окружность головы. Врач накладывает градуированную ленту для измерения по линии над бровями, ушами малыша, по широкой части головы сзади.
- Окружность груди. Проводится на выдохе. Врач располагает ленту на уровне груди спереди, под лопатками сзади.
Эти измерения очень важны для оценки общего развития малыша, анализа скорости и уровня развития тела ребенка. Физические показатели могут стать сигналом о необходимости дополнительного исследования, если, например, голова непропорционально большая, вес значительно уступает росту и т. д.
При желании такую оценку могут проводить и родители дома, но если вы нашли несоответствия, не расстраивайтесь раньше времени, обратитесь к педиатру за консультацией.
Оценка физического развития ребенка дома
Чтобы провести оценку физического развития ребенка в домашних условиях вам понадобятся:
- Весы;
- Линейка до 1 м для ребенка до года или стадиометр (правильно приклеенный к ровной вертикальной поверхности);
- Портновский сантиметр для измерения окружности головы и груди.
Измерения детей до года лучше проводить вдвоем, чтобы пока один взрослый проводил замеры, второй фиксировал ребенка. Измерив рост, вес, окружность головы и грудины сверьте данные с нормами физического развития детей определенного возраста.
Обращаем ваше внимание, что каждый ребенок индивидуален и его показатели могут отличаться от установленных норм без сопутствующих патологий. Для корректной оценки физического развития детей, которые выходят за рамки норм, необходимо обратиться к участковому педиатру. Он оценит гармоничность развития, сравнит динамику прибавки по всем показателям, при необходимости назначит дополнительные исследования
Таблица норм физического развития детей
Нормы веса мальчиков с рождения до 17 лет
Нижняя граница веса | Средний вес | Верхняя граница веса | |
Новорожденный | 2,7 кг | 3,3 кг | 4,7 кг |
1 месяц | 3,6 кг | 4,5 кг | 5,1 кг |
2 месяца | 4,2 кг | 5,6 кг | 7,1 кг |
3 месяца | 4,9 кг | 6,4 кг | 7,5 кг |
4 месяца | 5,1 кг | 7 кг | 7,9 кг |
5 месяцев | 6,1 кг | 7,5 кг | 8,3 кг |
6 месяцев | 6,6 кг | 7,9 кг | 9 кг |
7 месяцев | 7,1 кг | 8,3 кг | 9,2 кг |
8 месяцев | 7,5 кг | 8,6 кг | 9,3 кг |
9 месяцев | 7,9 кг | 8,9 кг | 9,5 кг |
10 месяцев | 8,3 кг | 9,2 кг | 11 кг |
11 месяцев | 8,6 кг | 9,4 кг | 11,2 кг |
12 месяцев | 8,9 кг | 9,6 кг | 11,5 кг |
2 года | 11 кг | 12,2 кг | 14,5 кг |
3 года | 13 кг | 14,3 кг | 17,4 кг |
4 года | 14,4 кг | 16,3 кг | 21,2 кг |
5 лет | 16 кг | 18,3 кг | 24,2 кг |
6 лет | 18 кг | 20,5 кг | 27,1 кг |
7 лет | 20 кг | 22,9 кг | 30,7 кг |
8 лет | 22,1 кг | 25,4 кг | 34,7 кг |
9 лет | 24,3 кг | 28,1 кг | 39,4 кг |
10 лет | 26,7 кг | 31,2 кг | 45 кг |
11 лет | 27 кг | 35 кг | 50 кг |
12 лет | 28 кг | 40 кг | 58 кг |
13 лет | 30 кг | 46 кг | 66 кг |
14 лет | 34 кг | 50 кг | 73 кг |
15 лет | 38 кг | 54 кг | 80 кг |
16 лет | 44 кг | 58 кг | 84 кг |
17 лет | 49 кг | 62 кг | 87 кг |
Нормы веса девочек с рождения до 17 лет
Нижняя граница веса | Средний вес | Верхняя граница веса | |
Новорожденная | 2,65 кг | 3,2 кг | 4,5 кг |
1 месяц | 3,6 кг | 4,2 кг | 5,5 кг |
2 месяца | 4,2 кг | 5,1 кг | 6,6 кг |
3 месяца | 4,8 кг | 5,8 кг | 7,5 кг |
4 месяца | 5,1 кг | 6,4 кг | 8,2 кг |
5 месяцев | 5,9 кг | 6,9 кг | 8,8 кг |
6 месяцев | 6,3 кг | 7,3 кг | 9,3 кг |
7 месяцев | 7,1 кг | 7,6 кг | 9,8 кг |
8 месяцев | 7,5 кг | 7,9 кг | 10,2 кг |
9 месяцев | 7,9 кг | 8,2 кг | 10,5 кг |
10 месяцев | 8,3 кг | 8,5 кг | 10,9 кг |
11 месяцев | 8,6 кг | 8,7 кг | 11,2 кг |
12 месяцев | 8,7 кг | 8,9 кг | 11,5 кг |
2 года | 10,8 кг | 11,5 кг | 14,8 кг |
3 года | 12,5 кг | 13,9 кг | 17 кг |
4 года | 14 кг | 16,1 кг | 21,5 кг |
5 лет | 15,8 кг | 18,2 кг | 24,9 кг |
6 лет | 17,5 кг | 20,2 кг | 27,8 кг |
7 лет | 19,3 кг | 22,4 кг | 31,4 кг |
8 лет | 21,4 кг | 25 кг | 35,8 кг |
9 лет | 24 кг | 28,2 кг | 41 кг |
10 лет | 25 кг | 31,9 кг | 46,9 кг |
11 лет | 26,5 кг | 34 кг | 51 кг |
12 лет | 27 кг | 39 кг | 63 кг |
13 лет | 32 кг | 43 кг | 69 кг |
14 лет | 37 кг | 46 кг | 72 кг |
15 лет | 42 кг | 50 кг | 74 кг |
16 лет | 45 кг | 53 кг | 75 кг |
17 лет | 46 кг | 57 кг | 76 кг |
Нормы роста мальчиков с рождения до 17 лет
Нижняя граница роста | Средний рост | Верхняя граница роста | |
Новорожденный | 46 см | 50 см | 56 см |
1 месяц | 51 см | 53 см | 56,5 см |
2 месяца | 54 см | 58 см | 62 см |
3 месяца | 56,5 см | 61 см | 63 см |
4 месяца | 57,6 см | 63 см | 65,3 см |
5 месяцев | 61,1 см | 65 см | 67 см |
6 месяцев | 63 см | 67 см | 69 см |
7 месяцев | 65,1 см | 69 см | 71,1 см |
8 месяцев | 66,8 см | 70,6 см | 73,1 см |
9 месяцев | 68,2 см | 72 см | 75,1 см |
10 месяцев | 69,1 см | 73,3 см | 76,9 см |
11 месяцев | 71,3 см | 74,5 см | 78,5 см |
12 месяцев | 72,5 см | 75,7 см | 79,5 см |
2 года | 83,5 см | 87,8 см | 93 см |
3 года | 91 см | 96,1 см | 102 см |
4 года | 94 см | 103,3 см | 111 см |
5 лет | 94,9 см | 105 см | 111,7 см |
6 лет | 100,7 см | 110 см | 119 см |
7 лет | 106,1 см | 116 см | 125,8 см |
8 лет | 111,2 см | 121,7 см | 132,3 см |
9 лет | 116 см | 127,3 см | 138,6 см |
10 лет | 120,5 см | 132,6 см | 144,6 см |
11 лет | 125 см | 135 см | 151 см |
12 лет | 136 см | 140 см | 163 см |
13 лет | 141 см | 147 см | 170 см |
14 лет | 148 см | 153 см | 176 см |
15 лет | 154 см | 160 см | 181 см |
16 лет | 158 см | 164 см | 186 см |
17 лет | 162 см | 169 см | 189 см |
Нормы роста девочек с рождения до 17 лет
Нижняя граница роста | Средний рост | Верхняя граница роста | |
Новорожденная | 45,4 см | 49,1 см | 52,9 см |
1 месяц | 49,8 см | 53,7 см | 57,6 см |
2 месяца | 53 см | 57,1 см | 61,1 см |
3 месяца | 55,6 см | 59,8 см | 64 см |
4 месяца | 57,8 см | 62,1 см | 66,4 см |
5 месяцев | 59,6 см | 64 см | 68,5 см |
6 месяцев | 61,2 см | 65,7 см | 70,3 см |
7 месяцев | 62,7 см | 67,3 см | 71,9 см |
8 месяцев | 64 см | 68,7 см | 73,5 см |
9 месяцев | 65,2 см | 70,1 см | 75 см |
10 месяцев | 66,5 см | 71,5 см | 76,4 см |
11 месяцев | 67,7 см | 72,8 см | 77,8 см |
12 месяцев | 68,9 см | 74 см | 79,2 см |
2 года | 80,7 см | 86,4 см | 93 см |
3 года | 84 см | 95,1 см | 102,7 см |
4 года | 94,1 см | 102,7 см | 111,3 см |
5 лет | 100 см | 109 см | 119, см |
6 лет | 105 см | 115 см | 125 см |
7 лет | 109 см | 120 см | 131,7 см |
8 лет | 115 см | 126,6 см | 138,2 см |
9 лет | 120,3 см | 132,5 см | 144,7 см |
10 лет | 125,8 см | 138 см | 151 см |
11 лет | 129 см | 142 см | 157 см |
12 лет | 137 см | 147 см | 163 см |
13 лет | 143 см | 152 см | 168 см |
14 лет | 147 см | 157 см | 171 см |
15 лет | 150 | 162 см | 173 см |
16 лет | 151 | 167 см | 174 см |
17 лет | 152 | 170 см | 175 см |
Окружность головы мальчиков с рождения до 17 лет
Нижний показатель нормы окружности головы | Средний показатель нормы окружности головы | Верхний показатель нормы окружности головы | |
Новорожденный | 33,2 см | 34 см | 35,5 см |
1 месяц | 35,3 см | 36 см | 37,9 см |
2 месяца | 37,3 см | 38 см | 40,3 см |
3 месяца | 38,8 см | 39,5 см | 41,6 см |
4 месяца | 40,2 см | 40,8 см | 42,9 см |
5 месяцев | 41,2 см | 42 см | 44 см |
6 месяцев | 42 см | 42,7 см | 45,3 см |
7 месяцев | 42,8 см | 43,7 см | 46,1 см |
8 месяцев | 43,6 см | 44,2 см | 46,8 см |
9 месяцев | 44 см | 44,8 см | 47,4 см |
10 месяцев | 44,6 см | 45,4 см | 48 см |
11 месяцев | 45 см | 45,9 см | 48,6 см |
12 месяцев | 45,3 см | 46,2 см | 49,1 см |
2 года | 47,6 см | 48,1 см | 50,5 см |
3 года | 48,6 см | 49,5 см | 51,5 см |
4 года | 49,6 см | 50,2 см | 52,4 см |
5 лет | 50,1 см | 50,7 см | 53,1 см |
6 лет | 50,6 см | 51,2 см | 54 см |
7 лет | 51 см | 51,6 см | 54,5 см |
8 лет | 51,4 см | 52 см | 55 см |
9 лет | 51,7 см | 52,5 см | 55,5 см |
10 лет | 52 см | 52,8 см | 56 см |
11 лет | 52,3 см | 53,2 см | 56,3 см |
12 лет | 52,6 см | 53,5 см | 56,7 см |
13 лет | 52,8 см | 53,7 см | 57,3 см |
14 лет | 53 см | 54 см | 57,5 см |
15 лет | 53,2 см | 54,3 см | 57,8 см |
16 лет | 53,4 см | 54,4 см | 57,9 см |
17 лет | 53,5 см | 54,6 см | 58 см |
Окружность головы девочек с рождения до 17 лет
Нижний показатель нормы окружности головы | Средний показатель нормы окружности головы | Верхний показатель нормы окружности головы | |
Новорожденная | 33 см | 34 см | 35,5 см |
1 месяц | 34,8 см | 36 см | 38 см |
2 месяца | 36,3 см | 37,4 см | 39,8 см |
3 месяца | 37,7 см | 38,5 см | 41,3 см |
4 месяца | 38,9 см | 39,7 см | 42,4 см |
5 месяцев | 39,9 см | 40,7 см | 43,5 см |
6 месяцев | 40,8 см | 41,5 см | 44,3 см |
7 месяцев | 41,7 см | 42,5 см | 45,3 см |
8 месяцев | 42,3 см | 43,2 см | 45,9 см |
9 месяцев | 42,9 см | 43,7 см | 46,6 см |
10 месяцев | 43,5 см | 44,3 см | 47,2 см |
11 месяцев | 43,9 см | 44,8 см | 47,8 см |
12 месяцев | 44,2 см | 45 см | 48,2 см |
2 года | 46,6 см | 47,3 см | 49,7 см |
3 года | 48,1 см | 48,6 см | 51 см |
4 года | 48,6 см | 49,3 см | 51,9 см |
5 лет | 49,1 см | 50 см | 52,5 см |
6 лет | 49,6 см | 50,3 см | 52,8 см |
7 лет | 50 см | 50,7 см | 53,3 см |
8 лет | 50,3 см | 51 см | 53,6 см |
9 лет | 50,6 см | 51,3 см | 53,9 см |
10 лет | 50,8 см | 51,5 см | 51,1 см |
11 лет | 51 см | 51,7 см | 54,3 см |
12 лет | 51,2 см | 51,9 см | 54,6 см |
13 лет | 51,4 см | 52 см | 54,8 см |
14 лет | 51,5 см | 52,1 см | 55 см |
15 лет | 51,6 см | 52,2 см | 55,2 см |
16 лет | 51,7 см | 52,3 см | 55,3 см |
17 лет | 51,8 см | 52,4 см | 55,4 см |
Окружность груди мальчиков с рождения до 17 лет
Нижний показатель нормы окружности груди | Средний показатель нормы окружности груди | Верхний показатель нормы окружности груди | |
Новорожденный | 32,3 см | 33,5 см | 36 см |
1 месяц | 34,1 см | 35,4 см | 38 см |
2 месяца | 35,7 см | 37 см | 40 см |
3 месяца | 37,3 см | 38,4 см | 42,1 см |
4 месяца | 38,8 см | 39,8 см | 43,5 см |
5 месяцев | 40,1 см | 41,1 см | 45 см |
6 месяцев | 41,4 см | 42,4 см | 46,3 см |
7 месяцев | 42,5 см | 43,4 см | 47,5 см |
8 месяцев | 43,5 см | 44,4 см | 48,5 см |
9 месяцев | 44,3 см | 45,2 см | 49,3 см |
10 месяцев | 45 см | 46 см | 50 см |
11 месяцев | 45,6 см | 46,6 см | 50,8 см |
12 месяцев | 46,1 см | 47 см | 51,2 см |
2 года | 48,4 см | 49,5 см | 53,2 см |
3 года | 49,7 см | 50,8 см | 54,6 см |
4 года | 51,2 см | 52,4 см | 55,8 см |
5 лет | 52,8 см | 54 см | 58 см |
6 лет | 54,4 см | 56 см | 60,2 см |
7 лет | 56,2 см | 57,9 см | 62,3 см |
8 лет | 58 см | 60 см | 64,8 см |
9 лет | 59,6 см | 61,9 см | 67,1 см |
10 лет | 61,4 см | 93,9 см | 69,8 см |
11 лет | 63 см | 66 см | 72,1 см |
12 лет | 65 см | 68 см | 74,9 см |
13 лет | 66,9 см | 70,2 см | 78,2 см |
14 лет | 68,6 см | 73,1 см | 81,8 см |
15 лет | 72,6 см | 76,3 см | 85,7 см |
16 лет | 76,1 см | 80 см | 89,9 см |
17 лет | 80,1 см | 82,9 см | 92,2 см |
Окружность груди девочек с рождения до 17 лет
Нижний показатель нормы окружности груди | Средний показатель нормы окружности груди | Верхний показатель нормы окружности груди | |
Новорожденная | 31,8 см | 33,2 см | 35,7 см |
1 месяц | 34 см | 35,3 см | 37,4 см |
2 месяца | 35,7 см | 37,2 см | 39,1 см |
3 месяца | 37,3 см | 38,7 см | 40,5 см |
4 месяца | 39,1 см | 40,4 см | 42,1 см |
5 месяцев | 40,5 см | 41,7 см | 43,5 см |
6 месяцев | 41,6 см | 42,9 см | 44,9 см |
7 месяцев | 42,8 см | 44 см | 46 см |
8 месяцев | 43,7 см | 44,9 см | 46,9 см |
9 месяцев | 44,5 см | 45,6 см | 47,8 см |
10 месяцев | 45,2 см | 46,2 см | 48,1 см |
11 месяцев | 45,8 см | 46,8 см | 49,3 см |
12 месяцев | 46,3 см | 47,3 см | 49,9 см |
2 года | 48,6 см | 49,5 см | 52,5 см |
3 года | 49,1 см | 50,3 см | 54 см |
4 года | 50,4 см | 51,6 см | 55,1 см |
5 лет | 51,6 см | 53 см | 56,9 см |
6 лет | 53 см | 54,8 см | 58,6 см |
7 лет | 54,6 см | 56,3 см | 61 см |
8 лет | 56,3 см | 58,2 см | 64,5 см |
9 лет | 58 см | 60 см | 68 см |
10 лет | 60,1 см | 62 см | 71,3 см |
11 лет | 62,2 см | 64,4 см | 74,5 см |
12 лет | 64,5 см | 67,2 см | 77,6 см |
13 лет | 66,8 см | 70 см | 80,9 см |
14 лет | 69,6 см | 73 см | 83,5 см |
15 лет | 72,9 см | 76,2 см | 85,5 см |
16 лет | 75,9 см | 78,8 см | 87,1 см |
17 лет | 78 см | 80,7 см | 88 см |
Основные этапы физического развития детей
С рождения и до 17-18 лет все дети проходят через несколько этапов физического развития, для каждого из которых характерны свои особенности.
- Груднички. Их развитие делят на несколько этапов:
В первые два месяца ребенок учится держать голову.
К трем месяцам малыш переворачивается на живот. Позвоночник укрепляется. Малыш разжимает кулачки, хватает руками предметы.
В 4 месяца ребенок подтягивается.
На 5-м месяце жизни малыш задерживается в положении сидя.
В полгода у детей возникает значительный скачок в развитии. Они самостоятельно садятся, ползают, встают у опоры.
- Дети до двух лет. Продолжают формироваться кости, происходит замедление роста. Особое внимание родители должны обратить на осанку, убедиться, что стопы малыша развиваются, как нужно.
- К двум годам ребенок умеет: ходить, стоять на носочках, подпрыгивать, подниматься по лестнице.
- Ребенок на третьем году жизни. Может держаться на одной ноге, поймать мяч с большого расстояния и бросить его обратно.
- Дети старшего дошкольного возраста. В 4 года поступают в детсад, где всесторонне развиваются, благодаря постоянным занятиям с воспитателями. Диагностика развития проводится во время гимнастики. За малышами наблюдает медицинский работник. Он должен предупредить родителей, если ребенок отстает по каким-то параметрам.
- Физическое развитие младших и средних школьников измеряет врач педиатр на ежегодном осмотре, дополнительно в рамках уроков физкультуры учитель оценивает способности каждого конкретного ребенка, отмечает наиболее сильные и слабые стороны школьника. К 12-ти годам окончательно формируется скелет ребенка, поэтому важно следить за осанкой.
- С 9 до 14 лет нет четких норм роста, веса. Педиатры берут средние показатели. Причина — гормональная перестройка организма. Скачок роста может произойти в любое время. Однако, следует помнить про наследственную предрасположенность. Если у родителей маленький или средний рост, то ребенок вряд ли вырастет высоким.
Физическое развитие детей дошкольного возраста по Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС)
Цель физического развития по Федеральным государственным образовательным стандартам, ФГОС, — привить детям основы физической культуры, понимание необходимости укрепления своего организма.
Вот основные пункты программы ФГОС:
- Укрепление здоровья, хорошее физическое развитие.
- Повышение работоспособности.
- Развитие двигательных качеств: ловкость, сила, выносливость.
- Воспитание моральных качеств: настойчивость, смелость, дисциплинированность.
- Формирование привычки регулярно заниматься спортом.
Любые методики воспитания детей основываются на комплексном подходе к решению задачи. Родители и воспитатели должны учесть возраст, пол ребенка, особенности его характера, состояние здоровья, наличие наследственных заболеваний. Только тогда физические упражнения, игры, умственные занятия принесут малышу удовольствие и пользу.
Важные компоненты физического развития по ФГОС
В программу ФГОС входит несколько важных методов, развивающих физическое здоровье детей:
- Утренняя гимнастика. Ежедневные тренировки по утрам приучают ребенка к дисциплине. Упражнения лучше проводить на улице.
- Физкультурная разминка. Дошкольники не могут заниматься умственной деятельностью долго. Они теряют концентрацию, отвлекаются, капризничают. Если малыш устал, то лучше отложить задания, заняться физкультурой, танцами, подвижными играми.
- Прогулки на свежем воздухе. Согласно программе ФГОС, с дошкольниками обязательно нужно гулять каждый день. Причем, это не бесцельное времяпровождение на улице. Следует подобрать комплекс упражнений, соответствующий потребностям и индивидуальным особенностям малыша. Здесь особенно важны игры в группах, соревнования, развивающие умение работать в команде, взаимодействовать с другими ребятами. Можно устраивать праздничные спортивные мероприятия, где за победу в конкурсах полагаются призы. Это мотивирует детей достичь цели, проявить свои лучшие качества.
- Регулярные пробежки. Детям требуются пробежки, чтобы тренировать выносливость организма, развивать силу мышц. Можно сделать трассу с препятствиями для развития координации.
Как улучшить выносливость детского организма
Есть несколько способов развить выносливость у малышей, кроме перечисленных выше:
- Массаж. Снимет напряжение. Массаж можно сопровождать песней, интересным рассказом.
- Гимнастика для глаз. Снижает глазное давление, предотвращает проблемы со зрением в будущем. Пусть малыш вращает глазными яблоками, рисуя цифры, следит за различными предметами, останавливает на них взгляд.
- Тренировка дыхания. Малыш должен развивать легкие. Лучше всего придумать интересный рассказ. Слушая его, ребенок будет выдыхать со звуком, задерживать дыхание.
Закаливание
Закаливание — одно из обязательных средств физического развития по ФГОС. Существует несколько видов закаливания:
- Прогулки. Если ребенок здоров, то с ним нужно гулять в любую погоду.
- Умывание прохладной водой, полоскание горла перед сном водой комнатной температуры.
- Прогулки босиком. Проводятся только летом.
- Обливание. Школьникам можно обливаться водой, делать контрастный душ. Приучать детей к этой процедуре стоит очень осторожно, начиная с комфортной температуры, увеличивая нагрузку на организм постепенно, формируя привычку.
Таким образом, физическое воспитание — это неотъемлемая часть жизни любого малыша. Регулярные занятия спортом, подвижные игры, бег, прогулки на свежем воздухе обеспечат полноценное развитие ребенка, благотворно повлияют на состояние его здоровья.
Источник
ÔÈÇÈ×ÅÑÊÎÅ ÐÀÇÂÈÒÈÅ
ÏÎËÎÂÎÅ ÐÀÇÂÈÒÈÅ
ÍÅÐÂÍÎ-ÏÑÈÕÈ×ÅÑÊÎÅ
ÐÀÇÂÈÒÈÅ
ÔÈÇÈ×ÅÑÊÎÅ
ÐÀÇÂÈÒÈÅ
Ïîä ôèçè÷åñêèì ðàçâèòèåì
÷åëîâåêà ïîíèìàåòñÿ ñîâîêóïíîñòü ìîðôîëîãè÷åñêèõ è ôóíêöèîíàëüíûõ ïðèçíàêîâ
îðãàíèçìà â èõ âçàèìîñâÿçè.
Èíòåíñèâíî ïðîòåêàþùèå ïðîöåññû
ðîñòà è ñîçðåâàíèÿ äåòñêîãî îðãàíèçìà îïðåäåëÿþò åãî îñîáóþ ÷óâñòâèòåëüíîñòü
ê óñëîâèÿì âíåøíåé ñðåäû. Íà ôèçè÷åñêîì ðàçâèòèè äåòåé çàìåòíî îòðàæàþòñÿ
îñîáåííîñòè êëèìàòà, æèëèùíî-áûòîâûå óñëîâèÿ, ðåæèì äíÿ, õàðàêòåð ïèòàíèÿ,
à òàêæå ïåðåíåñåííûå çàáîëåâàíèÿ. Íà òåìïû ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ âëèÿþò
òàêæå íàñëåäñòâåííûå ôàêòîðû, òèï êîíñòèòóöèè, èíòåíñèâíîñòü îáìåíà âåùåñòâ,
ýíäîêðèííûé ôîí îðãàíèçìà, àêòèâíîñòü ôåðìåíòîâ êðîâè è ñåêðåòîâ ïèùåâàðèòåëüíûõ
æåëåç.
 ñâÿçè ñ ýòèì óðîâåíü ôèçè÷åñêîãî
ðàçâèòèÿ äåòåé ïðèíÿòî ñ÷èòàòü äîñòîâåðíûì ïîêàçàòåëåì èõ çäîðîâüÿ. Ïðè
îöåíêå ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé ó÷èòûâàþò ñëåäóþùèå ïîêàçàòåëè:
1. Ìîðôîëîãè÷åñêèå ïîêàçàòåëè:
äëèíà è ìàññà òåëà, îêðóæíîñòü ãðóäíîé êëåòêè, à ó äåòåé äî òðåõ ëåò
îêðóæíîñòü ãîëîâû.
2. Ôóíêöèîíàëüíûå ïîêàçàòåëè:
æèçíåííàÿ åìêîñòü ëåãêèõ, ìûøå÷íàÿ ñèëà êèñòåé ðóê è äð.
3. Ðàçâèòèå ìóñêóëàòóðû è
ìûøå÷íûé òîíóñ, ñîñòîÿíèå îñàíêè, îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà, ðàçâèòèå
ïîäêîæíîãî æèðîâîãî ñëîÿ, òóðãîð òêàíåé.
Äëèíà òåëà. Ïîêàçàòåëü
äëèíû òåëà ÿâëÿåòñÿ íàèáîëåå ñòàáèëüíûì ïî ñðàâíåíèþ ñ äðóãèìè ïîêàçàòåëÿìè
ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Íàèáîëüøèé òåìï ðîñòà îòìå÷àåòñÿ â ïåðâûå òðè ìåñÿöà
æèçíè ðåáåíêà (òàáë. 1).
Òàáëèöà 1
Ïðèáàâêà äëèíû è ìàññû
òåëà ó äåòåé ïåðâîãî ãîäà æèçíè
Ïðè ïðàâèëüíîì ðàçâèòèè ðåáåíêà
ïðèáàâêà äëèíû òåëà çà ìåñÿö ìîæåò êîëåáàòüñÿ îò +1 äî -1 ñì. Çà âòîðîé
ãîä ïðèáàâêà äëèíû òåëà ñîñòàâëÿåò 1112 ñì, çà òðåòèé ãîä æèçíè 8 ñì,
çà ÷åòâåðòûé 6 ñì. Ê ÷åòûðåì ãîäàì ðîñò ðåáåíêà äîñòèãàåò 100 ñì.
 äàëüíåéøåì (äî 10 ëåò)
äëÿ îïðåäåëåíèÿ Ïðèáàâêè äëèíû òåëà ìîæíî ïîëüçîâàòüñÿ ôîðìóëîé: äëèíà
òåëà ðåáåíêà Ð = 100 ñì + 6 (Ï 4), ãäå Ï ÷èñëî ëåò, 6 ñðåäíÿÿ åæåãîäíàÿ
ïðèáàâêà äëèíû òåëà, ñì. Íàèáîëåå èíòåíñèâíûé ðîñò íàáëþäàåòñÿ â 57 ëåò
è â ïåðèîä íà÷àëà ïîëîâîãî ñîçðåâàíèÿ.
Ìàññà òåëà. Ýòî ëàáèëüíûé
ïîêàçàòåëü, êîòîðûé ìîæåò èçìåíÿòüñÿ ïîä âëèÿíèåì êîíñòèòóöèîíàëüíûõ îñîáåííîñòåé,
íåðâíî-ýíäîêðèííûõ è ñîìàòè÷åñêèõ íàðóøåíèé; îí òàêæå çàâèñèò îò ýêçîãåííûõ
ïðè÷èí (ïèòàíèå, ðåæèì).
Íàèáîëåå èíòåíñèâíàÿ ïðèáàâêà
ìàññû òåëà ðåáåíêà îòìå÷àåòñÿ íà ïåðâîì ãîäó æèçíè è â ïóáåðòàòíîì ïåðèîäå.
Ñðåäíÿÿ ìàññà òåëà íîâîðîæäåííûõ
ìàëü÷èêîâ 3494 ã, äåâî÷åê 3348 ã. Ìàññà òåëà ðåáåíêà ê 44,5 ìåñ óäâàèâàåòñÿ,
ê ãîäó óòðàèâàåòñÿ. Â ïåðâûé ìåñÿö æèçíè ðåáåíîê ïðèáàâëÿåò 600 ã, âî âòîðîé
è òðåòèé ïî 800 ã. Íîðìó ïðèáàâêè ìàññû òåëà ðåáåíêà ïîñëå òðåòüåãî ìåñÿöà
çà êàæäûé ïîñëåäóþùèé ìåñÿö æèçíè ìîæíî ðàññ÷èòàòü, âû÷èòàÿ îò ïðèáàâêè
ïðåäûäóùåãî ìåñÿöà 50 ã, èëè ïî ôîðìóëå: X = 800 50 õ (Ï 3), ãäå X
îæèäàåìàÿ åæåìåñÿ÷íàÿ ïðèáàâêà ìàññû òåëà, Ï ÷èñëî ìåñÿöåâ.
Òåìï óâåëè÷åíèÿ ìàññû òåëà
ó äåòåé ïîñëå ãîäà îñëàáåâàåò è â ñðåäíåì ñîñòàâëÿåò 2 êã åæåãîäíî.
Îæèäàåìóþ ìàññó òåëà ðåáåíêà
äî 10 ëåò ìîæíî ðàññ÷èòàòü ïî ôîðìóëå: Ð = ìàññà òåëà ðåáåíêà â 1 ãîä +
2 êã õ (Ï 1), ãäå Ð îæèäàåìàÿ ìàññà, Ï ÷èñëî ëåò. Ìàññó òåëà
ðåáåíêà ñòàðøå 10 ëåò ìîæíî îïðåäåëèòü ñ ïîìîùüþ ôîðìóëû È. Ì. Âîðîíöîâà:
ìàññà òåëà äåòåé ñòàðøå 10 ëåò = âîçðàñò õ 3 + ïîñëåäíÿÿ öèôðà ÷èñëà ëåò.
Îêðóæíîñòü ãîëîâû è ãðóäíîé
êëåòêè. Ïðè ðîæäåíèè îêðóæíîñòü ãîëîâû ó äîíîøåííûõ äåòåé 3337,5 ñì, îíà
íå äîëæíà ïðåâûøàòü îêðóæíîñòü ãðóäíîé êëåòêè áîëüøå ÷åì íà 12 ñì.  ïåðâûå
35 ìåñ åæåìåñÿ÷íàÿ ïðèáàâêà ñîñòàâëÿåò 11,5 ñì, à çàòåì 0,50,7 ñì â
ìåñÿö.
Ê ãîäó îêðóæíîñòü ãîëîâû
óâåëè÷èâàåòñÿ íà 1012 ñì è äîñòèãàåò 4648 ñì. Îêðóæíîñòü ãîëîâû ðåáåíêà
â âîçðàñòå 13 ëåò óâåëè÷èâàåòñÿ íà 1 ñì â ãîä. Ñ 4 ëåò îêðóæíîñòü ãîëîâû
åæåãîäíî óâåëè÷èâàåòñÿ íà 0,5 ñì. Ê 6 ãîäàì îíà ðàâíà 5051 ñì, à çà âñå
ïîñëåäóþùèå ãîäû óâåëè÷èâàåòñÿ íà 56 ñì.
Îêðóæíîñòü ãðóäíîé êëåòêè
ó íîâîðîæäåííûõ 33 35 ñì. Åæåìåñÿ÷íàÿ ïðèáàâêà íà ïåðâîì ãîäó æèçíè ñîñòàâëÿåò
â ñðåäíåì 1,52 ñì. Ê ãîäó îêðóæíîñòü ãðóäíîé êëåòêè óâåëè÷èâàåòñÿ íà 1520
ñì, çàòåì èíòåíñèâíîñòü íàðàñòàíèÿ ýòîãî ïîêàçàòåëÿ ñíèæàåòñÿ, è ê äîøêîëüíîìó
âîçðàñòó îêðóæíîñòü ãðóäíîé êëåòêè â ñðåäíåì óâåëè÷èâàåòñÿ íà 3 ñì, à â
øêîëüíîì íà 12 ñì â ãîä. Ïåðåäíåçàäíèé ðàçìåð ãðóäíîé êëåòêè ó áîëüøèíñòâà
äîíîøåííûõ íîâîðîæäåííûõ ìåíüøå ïîïåðå÷íîãî ðàçìåðà èëè ðàâåí åìó. Óæå
â êîíöå ïåðâîãî ãîäà æèçíè ïîïåðå÷íûé ðàçìåð íà÷èíàåò ïðåâûøàòü ïåðåäíåçàäíèé
è ôîðìà ãðóäíîé êëåòêè íà÷èíàåò ïðèáëèæàòüñÿ ê êîíôèãóðàöèè âçðîñëîãî,
ò. å. óïëîùàåòñÿ. Äëÿ îöåíêè ïðîïîðöèîíàëüíîñòè ðàçâèòèÿ ðåáåíêà ìîæíî
èñïîëüçîâàòü íåêîòîðûå àíòðîïîìåòðè÷åñêèå èíäåêñû.
Èíäåêñ ×óëèöêîé: 3 îêðóæíîñòè
ïëå÷à + îêðóæíîñòü áåäðà + îêðóæíîñòü ãîëåíè äëèíà òåëà ó äåòåé äî 1
ãîäà ðàâíÿåòñÿ 2520 ñì, à â 23 ãîäà 20 ñì, â 67 ëåò 1510 ñì.
Èíäåêñ Ýðèñìàíà: îêðóæíîñòü
ãðóäíîé êëåòêè ïðåâûøàåò ïîëóðîñò ó äåòåé äî 1 ãîäà íà 13,510 ñì, â 23
ãîäà íà 96 ñì, â 67 ëåò íà 42 ñì, â 810 ëåò áîëüøå íà 1 ñì èëè
ìåíüøå íà 3 ñì.
Èíäèâèäóàëüíóþ îöåíêó ôèçè÷åñêîãî
ðàçâèòèÿ ïðîâîäÿò ïóòåì ñîïîñòàâëåíèÿ àíòðîïîìåòðè÷åñêèõ ïîêàçàòåëåé ðåáåíêà
ñ íîðìàòèâàìè è ñòàíäàðòàìè, ðàçðàáîòàííûìè ñïåöèàëüíî äëÿ äàííîãî ðåãèîíà
ñ ó÷åòîì ýòíè÷åñêîé ïðèíàäëåæíîñòè ðåáåíêà è êëèìàòîãåîãðà-ôè÷åñêèõ óñëîâèé
ïðîæèâàíèÿ. Òàêèå íîðìàòèâû ðàçðàáîòàíû äëÿ öåíòðàëüíûõ è ìíîãèõ äðóãèõ
ðåãèîíîâ ñòðàíû (19771988 ãã.) ñ ïðèìåíåíèåì ïàðàìåòðè÷åñêèõ è íåïàðàìåòðè÷åñêèõ
ìåòîäîâ ìàòåìàòè÷åñêîãî àíàëèçà ñ ïîñëåäóþùèì ðàñ÷åòîì íà ÝÂÌ. Ñ ïîìîùüþ
ïðåäëàãàåìûõ íîðìàòèâîâ îöåíêà ìîðôîôóíêöèîíàëüíîãî ðàçâèòèÿ äåòåé ìîæåò
áûòü ñäåëàíà ñèãìàëüíûì, ðåãðåññèîííûì èëè öåíòèëüíûì ìåòîäîì. Òàáëèöû
ðåãðåññèè, íàïðèìåð, ïîçâîëÿþò ïðàâèëüíî îöåíèòü íå òîëüêî ñîîòâåòñòâèå
ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ âîçðàñòó, íî è ïðîïîðöèîíàëüíîñòü ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ
ó äåòåé îäíîãî âîçðàñòà ñ ðàçëè÷íûì ðîñòîì. Ïðåäñòàâëåííûå â âèäå ñîìàòîãðàìì
òàáëèöû ðåãðåññèè ïîìîãàþò áûñòðî è ñ äîñòàòî÷íîé òî÷íîñòüþ ñîïîñòàâèòü
óðîâåíü ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé ñ èõ êàëåíäàðíûì âîçðàñòîì, ÷òî óäîáíî
ïðè ìàññîâûõ ïðîôèëàêòè÷åñêèõ îáñëåäîâàíèÿõ â äîøêîëüíûõ äåòñêèõ ó÷ðåæäåíèÿõ
è â øêîëàõ. Ðàçðàáîòàíû è åäèíûå òàáëèöû îöåíêè ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, ïðèåìëåìûå
íà ëþáîé òåððèòîðèè ñòðàíû, ïðèíèìàÿ âî âíèìàíèå ýòíè÷åñêóþ ïðèíàäëåæíîñòü
è ìåñòî ïðîæèâàíèÿ (ãîðîä, ñåëüñêàÿ ìåñòíîñòü).
 îñíîâó ïîñòðîåíèÿ òàêèõ
åäèíûõ äëÿ âñåõ ðåãèîíîâ òàáëèö ïîëîæåíà óíèâåðñàëüíàÿ óñòîé÷èâîñòü ñîîòíîøåíèé
ìàññû òåëà è ðîñòà, îêðóæíîñòè ãðóäíîé êëåòêè è ðîñòà. Âåëè÷èíû ýòèõ ñîîòíîøåíèé
ó ìàëü÷èêîâ è äåâî÷åê áëèçêè íåçàâèñèìî îò ýòíè÷åñêîé ïðèíàäëåæíîñòè è
â çíà÷èòåëüíî áîëüøåé ñòåïåíè çàâèñÿò îò äëèíû òåëà, ÷åì îò ïàñïîðòíîãî
âîçðàñòà (òàáë.2).
Òàáëèöà 2
Ïàðàìåòðû îöåíêè ôèçè÷åñêîãî
ðàçâèòèÿ äåòåé â âîçðàñòå 111 ëåò
ÏÎËÎÂÎÅ
ÐÀÇÂÈÒÈÅ
Ïîëîâûå ðàçëè÷èÿ â ïîêàçàòåëÿõ
ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ çíà÷èòåëüíî âûðàæåíû òîëüêî ñ íàñòóïëåíèåì ïîëîâîé
çðåëîñòè. Ïåðèîä æèçíè, êîãäà ðàñòóùèé îðãàíèçì äîñòèãàåò áèîëîãè÷åñêîé
ïîëîâîé çðåëîñòè, íàçûâàåòñÿ ïóáåðòàòíûì è õàðàêòåðèçóåòñÿ ïîÿâëåíèåì
âòîðè÷íûõ ïîëîâûõ ïðèçíàêîâ.
Âðåìÿ ïîÿâëåíèÿ ïîñëåäíèõ çàâèñèò îò ñîñòîÿíèÿ çäîðîâüÿ, ïèòàíèÿ, êëèìàòè÷åñêèõ
óñëîâèé è ãåíåòè÷åñêèõ îñîáåííîñòåé. Ó äåâî÷åê âíåøíèå ïðîÿâëåíèÿ ïðèçíàêîâ
ïîëîâîãî ðàçâèòèÿ îòìå÷àþòñÿ â 8 ëåò, ó ìàëü÷èêîâ â 910 ëåò (òàáë.3).
Òàáëèöà 3
Ñðîêè ïîÿâëåíèÿ âòîðè÷íûõ
ïîëîâûõ ïðèçíàêîâ
Óñëîâíûå îáîçíà÷åíèÿ ðàçâèòèÿ
âòîðè÷íûõ ïîëîâûõ ïðèçíàêîâ ó äåâî÷åê:
1. Ðàçâèòèå ìîëî÷íûõ æåëåç
(Ma mammae): Ìàî äåòñêèé ñîñîê Mai (ñòàäèÿ I) îêîëîñîñêîâûé êðóæîê
âûäàåòñÿ íàä óðîâíåì êîæè
Ìà2 (ñòàäèÿ II) îêîëîñîñêîâûé
êðóæîê áîëüøèõ ðàçìåðîâ, âìåñòå ñ ñîñêîì îáðàçóåò êîíóñ, æåëåçà íåñêîëüêî
âûäàåòñÿ íàä óðîâíåì êîæè
Ìàç (ñòàäèÿ III) æåëåçà
ïðèïîäíÿòà, ñîñîê è îêîëîñîñêîâûé êðóæîê ñîõðàíÿþò ôîðìó êîíóñà
Ìà4 (ñòàäèÿ IV) ñîñîê ïîäíèìàåòñÿ
íàä îêîëîñîñêîâûì êðóæêîì, æåëåçà ïðèíèìàåò òàêèå æå ôîðìû è ðàçìåðû, êàê
ó âçðîñëîé æåíùèíû.
2. Ïîÿâëåíèå âîëîñ íà ëîáêå
(Ð pubis):
Ðî îòñóòñòâèå âîëîñ
PI åäèíè÷íûå êîðîòêèå âîëîñû
Ð2 âîëîñû íà öåíòðàëüíîé
÷àñòè ëîáêà áîëåå ãóñòûå, äëèííûå
Ðç âîëîñû äëèííûå, ãóñòûå,
âüþùèåñÿ íà âñåì òðåóãîëüíèêå ëîáêà
Ð4 âîëîñû, ðàñïîëîæåííûå
íà âñåé îáëàñòè ëîáêà, ïåðåõîäÿò íà áåäðà, ãóñòûå, âüþùèåñÿ, ñ õàðàêòåðíîé
ãîðèçîíòàëüíîé ãðàíèöåé.
3. Ðàçâèòèå âîëîñ â ïîäìûøå÷íîé
âïàäèíå (À axillaris):
ÀÎ îòñóòñòâèå âîëîñ
AI åäèíè÷íûå âîëîñû
À2 âîëîñû áîëåå ãóñòûå
íà öåíòðàëüíîì ó÷àñòêå âïàäèíû
Àç âîëîñû ãóñòûå, äëèííûå
ïî âñåé ïîäìûøå÷íîé îáëàñòè.
Óñëîâíûå îáîçíà÷åíèÿ ðàçâèòèÿ
âòîðè÷íûõ ïîëîâûõ ïðèçíàêîâ ó ìàëü÷èêîâ:
1. Ðàçâèòèå âîëîñ íà ëîáêå:
Ðî îòñóòñòâèå âîëîñ Pi îòäåëüíûå ïðÿìûå âîëîñêè Ð2 áîëåå ãóñòûå êóð÷àâûå
âîëîñû, âåðõíÿÿ ãðàíèöà
ãîðèçîíòàëüíàÿ Ðç ãóñòîå
îâîëîñåíèå íà ëîáêå è íà÷èíàþùååñÿ â íàïðàâëåíèè ê ïóïêó
Ð4 ãóñòîå îâîëîñåíèå ïî
íàïðàâëåíèþ ê ïóïêó è íà âíóòðåííåé ïîâåðõíîñòè áåäåð.
2. Ðàçâèòèå âîëîñ â ïîäìûøå÷íîé
âïàäèíå: ÀÎ îòñóòñòâèå âîëîñ AI îòäåëüíûå ïðÿìûå âîëîñêè À2 âîëîñû
êóð÷àâûå, íî ðåäêèå Àç ãóñòîå îâîëîñåíèå, âîëîñû êóð÷àâûå, ïèãìåíòàöèÿ
ïåðåäíåé ïîäìûøå÷íîé ñêëàäêè.
ÍÅÐÂÍÎ-ÏÑÈÕÈ×ÅÑÊÎÅ
ÐÀÇÂÈÒÈÅ
Ìàññà ãîëîâíîãî ìîçãà íîâîðîæäåííîãî
ñîñòàâëÿåò 1$ ìàññû òåëà, ê ãîäó îíà äîñòèãàåò óæå Vu, ê ïÿòè ãîäàì
V4. Ó âçðîñëîãî ÷åëîâåêà ìàññà ìîçãà ðàâíà 1/40 ìàññû òåëà. Òàêèì
îáðàçîì, íà 1 êã ìàññû íîâîðîæäåííîãî ïðèõîäèòñÿ 109 ã âåùåñòâà ìîçãà,
âçðîñëîãî 2025 ã.
Ôîðìèðîâàíèå ãîëîâíîãî ìîçãà
íå çàêàí÷èâàåòñÿ ê ìîìåíòó ðîæäåíèÿ. Áîëüøèå ïîëóøàðèÿ ìîçãà èìåþò âîçðàñòíóþ
îñîáåííîñòü: èçâèëèíû è êðóïíûå áîðîçäû ìàëîé âûñîòû è ãëóáèíû. Ìåëêèõ
áîðîçä ìàëî, èõ ÷èñëî óâåëè÷èâàåòñÿ óæå â ïåðâûå ìåñÿöû æèçíè. Ðàçìåðû
ëîáíîé äîëè îòíîñèòåëüíî ìåíüøå, ÷åì ó âçðîñëîãî ÷åëîâåêà, à çàòûëî÷íîé
íàîáîðîò, áîëüøå. Ìîçæå÷îê ðàçâèò ñëàáî, ïîëóøàðèÿ åãî ìàëûõ ðàçìåðîâ
è òîëùèíû, áîðîçäû ïîâåðõíîñòíûå. Áîêîâûå æåëóäî÷êè âåëèêè, ðàñòÿíóòû.
Ñåðîå âåùåñòâî ïëîõî äèôôåðåíöèðîâàíèå
îò áåëîãî, ïðàêòè÷åñêè îòñóòñòâóåò ìèåëèíîâàÿ îáîëî÷êà. Áîëåå çàêîí÷åííûìè
â ñâîåì ðàçâèòèè ê ìîìåíòó ðîæäåíèÿ ðåáåíêà ÿâëÿþòñÿ ÿäðà ãèïîòàëàìóñà,
ïðîäîëãîâàòûé è ñïèííîé ìîçã. Ïîñêîëüêó êîðà ãîëîâíîãî ìîçãà, ïèðàìèäíûå
ïóòè, ïîëîñàòîå òåëî ê ðîæäåíèþ ðåáåíêà ðàçâèòû íåäîñòàòî÷íî è â ôóíêöèîíàëüíîì
îòíîøåíèè íåçðåëû, äåÿòåëüíîñòü âñåõ æèçíåîáåñïå-÷èâàþùèõ îðãàíîâ ó íîâîðîæäåííîãî
ðåãóëèðóåòñÿ ïîäêîðêîâûìè öåíòðàìè. Íåñìîòðÿ íà îòíîñèòåëüíóþ íåçðåëîñòü,
íåðâíàÿ ñèñòåìà âïîëíå îáåñïå÷èâàåò íîâîðîæäåííîãî áåçóñëîâíûìè âðîæäåííûìè
ðåôëåêñàìè, êîòîðûå, ñ îäíîé ñòîðîíû, ñëóæàò äëÿ îáåñïå÷åíèÿ ïèòàíèÿ, êîíòàêòà
ñ îêðóæàþùåé ñðåäîé, çàùèòû, à ñ äðóãîé ÿâëÿþòñÿ îñíîâîé äëÿ ôîðìèðîâàíèÿ
â äàëüíåéøåì áîëåå ñëîæíûõ ôîðì äåÿòåëüíîñòè.
Ñ ïåðâûõ äíåé æèçíè ó ðåáåíêà
ôóíêöèîíèðóþò âñå îðãàíû ÷óâñòâ. Îòëè÷èòåëüíîé îñîáåííîñòüþ íîâîðîæäåííîãî
ÿâëÿåòñÿ íåäèôôåðåíöèðîâàííûé õàðàêòåð âñåõ åãî ðåàêöèé, ñêëîííûõ ê ãåíåðàëèçàöèè.
Ðàçäðàæåíèå òîãî èëè èíîãî ðåöåïòîðà âûçûâàåò íå ëîêàëüíóþ, à ðàçëèòóþ
ðåàêöèþ.
Ñ âîçðàñòîì ìàññà ãîëîâíîãî
ìîçãà ó ðåáåíêà óâåëè÷èâàåòñÿ: ê 9 ìåñ óäâàèâàåòñÿ, ê 3 ãîäàì óòðàèâàåòñÿ,
à çàòåì ê 67 ãîäàì ñêîðîñòü íàðàñòàíèÿ ìàññû ìîçãà çàìåäëÿåòñÿ.
Ïðîöåññ äèôôåðåíöèàöèè íåðâíûõ
êëåòîê ñâîäèòñÿ ê çíà÷èòåëüíîìó ðîñòó àêñîíîâ, èõ ìèåëèíèçàöèè, ðîñòó è
óâåëè÷åíèþ ðàçâåòâëåííîñòè äåíäðèòîâ, îáðàçîâàíèþ íåïîñðåäñòâåííûõ êîíòàêòîâ
ìåæäó îòðîñòêàìè íåðâíûõ êëåòîê (òàê íàçûâàåìûõ ìåæíåéðîííûõ ñèíàïñîâ).
Ðàçâèòèå íåðâíîé ñèñòåìû ïðîèñõîäèò òåì áûñòðåå, ÷åì ìëàäøå ðåáåíîê. Îñîáåííî
ýíåðãè÷íî îíî ïðîòåêàåò â òå÷åíèå ïåðâûõ 3 ìåñ æèçíè. Äèôôåðåí-öèðîâêà
íåðâíûõ êëåòîê çàêàí÷èâàåòñÿ ê 3 ãîäàì, à ê 8 ãîäàì êîðà ãîëîâíîãî ìîçãà
ïî ñòðîåíèþ ïî÷òè íå îòëè÷àåòñÿ îò êîðû âçðîñëîãî ÷åëîâåêà. Ìèåëèíèçàöèÿ
çàâåðøàåòñÿ ê 5 ãîäàì.
Ó äåòåé ìîçã êðîâîñíàáæàåòñÿ
ëó÷øå, ÷åì ó âçðîñëûõ, ÷òî îáúÿñíÿåòñÿ áîãàòñòâîì êàïèëëÿðíîé ñåòè. Îáèëüíîå
êðîâîñíàáæåíèå ìîçãà îáåñïå÷èâàåò ïîâûøåííóþ ïîòðåáíîñòü â êèñëîðîäå áûñòðî
ðàñòóùåé íåðâíîé òêàíè. Îòòîê êðîâè îò ãîëîâíîãî ìîçãà ó äåòåé ïåðâîãî
ãîäà æèçíè çàìåäëåí, òàê êàê äèïëîè÷åñêèå âåíû îáðàçóþòñÿ ëèøü ïîñëå çàêðûòèÿ
ðîäíè÷êîâ. Ýòèì îáúÿñíÿåòñÿ ñêëîííîñòü äåòåé ïåðâîãî ãîäà æèçíè ê íåéðîòîêñèêîçó
ïðè èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèÿõ âñëåäñòâèå àêêóìóëèðîâàíèÿ òîêñè÷íûõ âåùåñòâ
è ïðîäóêòîâ íàðóøåííîãî ìåòàáîëèçìà. Ýòîìó æå ñïîñîáñòâóåò ïîâûøåííàÿ ïðîíèöàåìîñòü
ãåìàòîýíöåôàëè÷å-ñêîãî áàðüåðà.
Ñ ìîìåíòà ðîæäåíèÿ äîíîøåííûé
ðåáåíîê èìååò ðÿä âðîæäåííûõ, èëè áåçóñëîâíûõ, ðåôëåêñîâ. Ê íèì îòíîñÿòñÿ
ñîñàíèå, ãëîòàíèå, ìèãàíèå, êàøåëü, ÷èõàíüå, àê