Физическое развитие ребенка развитие желез

Физическое развитие ребенка развитие желез thumbnail

Наблюдая за интенсивным физическим изменением детского организма, многие мамы задумываются над вопросом: а насколько хорошо развит ребенок, соответствуют ли его показатели нормам детей его возраста? Давайте разбираться, как нужно оценивать физическое развитие ребенка, что нужно учитывать.

  • Как оценить физическое развитие ребенка
  • Оценка физического развития ребенка дома
    • Таблица норм физического развития детей
  • Основные этапы физического развития детей
  • Особенности физического развития мальчиков и девочек
  • Физическое развитие детей дошкольного возраста по ФГОС
    • Важные компоненты физического развития по ФГОС
  • Как улучшить выносливость детского организма
    • Закаливание

Как оценить физическое развитие ребенка

Правильно, если оценку физического развития малыша делает педиатр. По правилам каждый ребенок должен проходить осмотр врача в установленные сроки: до года – ежемесячно, с года до 3 лет – ежеквартально, после 3 лет – минимум раз в год. Специалист должен обратить внимание на ряд показателей, свидетельствующих о физическом развитии мальчиков и девочек:

  • Масса тела. Взвешивание проводится утром, малыш должен быть голым или в чистом подгузнике. Его кладут на весы, фиксируют показатели. Детей старше 2-х лет измеряют стоя.
  • Рост. Детей до 2-х лет измеряют на специальном столе. Ножки и голова упираются в перегородки, пальчики смотрят вверх. Рост ребенка с 2-х лет измеряется с помощью стадиометра. Врач ставит ребенка спиной к шкале, без обуви. Стопы полностью на полу, колени разогнуты.
  • Окружность головы. Врач накладывает градуированную ленту для измерения по линии над бровями, ушами малыша, по широкой части головы сзади.
  • Окружность груди. Проводится на выдохе. Врач располагает ленту на уровне груди спереди, под лопатками сзади.

Эти измерения очень важны для оценки общего развития малыша, анализа скорости и уровня развития тела ребенка. Физические показатели могут стать сигналом о необходимости дополнительного исследования, если, например, голова непропорционально большая, вес значительно уступает росту и т. д.

При желании такую оценку могут проводить и родители дома, но если вы нашли несоответствия, не расстраивайтесь раньше времени, обратитесь к педиатру за консультацией.

Физическое развитие

Оценка физического развития ребенка

Оценка физического развития ребенка дома

Чтобы провести оценку физического развития ребенка в домашних условиях вам понадобятся:

  • Весы;
  • Линейка до 1 м для ребенка до года или стадиометр (правильно приклеенный к ровной вертикальной поверхности);
  • Портновский сантиметр для измерения окружности головы и груди.

Измерения детей до года лучше проводить вдвоем, чтобы пока один взрослый проводил замеры, второй фиксировал ребенка. Измерив рост, вес, окружность головы и грудины сверьте данные с нормами физического развития детей определенного возраста.

Обращаем ваше внимание, что каждый ребенок индивидуален и его показатели могут отличаться от установленных норм без сопутствующих патологий. Для корректной оценки физического развития детей, которые выходят за рамки норм, необходимо обратиться к участковому педиатру. Он оценит гармоничность развития, сравнит динамику прибавки по всем показателям, при необходимости назначит дополнительные исследования

Таблица норм физического развития детей

Нормы веса мальчиков с рождения до 17 лет

Нижняя граница весаСредний весВерхняя граница веса
Новорожденный2,7 кг3,3 кг4,7 кг
1 месяц3,6 кг4,5 кг5,1 кг
2 месяца4,2 кг5,6 кг7,1 кг
3 месяца4,9 кг6,4 кг7,5 кг
4 месяца5,1 кг7 кг7,9 кг
5 месяцев6,1 кг7,5 кг8,3 кг
6 месяцев6,6 кг7,9 кг9 кг
7 месяцев7,1 кг8,3 кг9,2 кг
8 месяцев7,5 кг8,6 кг9,3 кг
9 месяцев7,9 кг8,9 кг9,5 кг
10 месяцев8,3 кг9,2 кг11 кг
11 месяцев8,6 кг9,4 кг11,2 кг
12 месяцев8,9 кг9,6 кг11,5 кг
2 года11 кг12,2 кг14,5 кг
3 года13 кг14,3 кг17,4 кг
4 года14,4 кг16,3 кг21,2 кг
5 лет16 кг18,3 кг24,2 кг
6 лет18 кг20,5 кг27,1 кг
7 лет20 кг22,9 кг30,7 кг
8 лет22,1 кг25,4 кг34,7 кг
9 лет24,3 кг28,1 кг39,4 кг
10 лет26,7 кг31,2 кг45 кг
11 лет27 кг35 кг50 кг
12 лет28 кг40 кг58 кг
13 лет30 кг46 кг66 кг
14 лет34 кг50 кг73 кг
15 лет38 кг54 кг80 кг
16 лет44 кг58 кг84 кг
17 лет49 кг62 кг87 кг

Нормы веса девочек с рождения до 17 лет

Нижняя граница весаСредний весВерхняя граница веса
Новорожденная2,65 кг3,2 кг4,5 кг
1 месяц3,6 кг4,2 кг5,5 кг
2 месяца4,2 кг5,1 кг6,6 кг
3 месяца4,8 кг5,8 кг7,5 кг
4 месяца5,1 кг6,4 кг8,2 кг
5 месяцев5,9 кг6,9 кг8,8 кг
6 месяцев6,3 кг7,3 кг9,3 кг
7 месяцев7,1 кг7,6 кг9,8 кг
8 месяцев7,5 кг7,9 кг10,2 кг
9 месяцев7,9 кг8,2 кг10,5 кг
10 месяцев8,3 кг8,5 кг10,9 кг
11 месяцев8,6 кг8,7 кг11,2 кг
12 месяцев8,7 кг8,9 кг11,5 кг
2 года10,8 кг11,5 кг14,8 кг
3 года12,5 кг13,9 кг17 кг
4 года14 кг16,1 кг21,5 кг
5 лет15,8 кг18,2 кг24,9 кг
6 лет17,5 кг20,2 кг27,8 кг
7 лет19,3 кг22,4 кг31,4 кг
8 лет21,4 кг25 кг35,8 кг
9 лет24 кг28,2 кг41 кг
10 лет25 кг31,9 кг46,9 кг
11 лет26,5 кг34 кг51 кг
12 лет27 кг39 кг63 кг
13 лет32 кг43 кг69 кг
14 лет37 кг46 кг72 кг
15 лет42 кг50 кг74 кг
16 лет45 кг53 кг75 кг
17 лет46 кг57 кг76 кг

Нормы роста мальчиков с рождения до 17 лет

Нижняя граница ростаСредний ростВерхняя граница роста
Новорожденный46 см50 см56 см
1 месяц51 см53 см56,5 см
2 месяца54 см58 см62 см
3 месяца56,5 см61 см63 см
4 месяца57,6 см63 см65,3 см
5 месяцев61,1 см65 см67 см
6 месяцев63 см67 см69 см
7 месяцев65,1 см69 см71,1 см
8 месяцев66,8 см70,6 см73,1 см
9 месяцев68,2 см72 см75,1 см
10 месяцев69,1 см73,3 см76,9 см
11 месяцев71,3 см74,5 см78,5 см
12 месяцев72,5 см75,7 см79,5 см
2 года83,5 см87,8 см93 см
3 года91 см96,1 см102 см
4 года94 см103,3 см111 см
5 лет94,9 см105 см111,7 см
6 лет100,7 см110 см119 см
7 лет106,1 см116 см125,8 см
8 лет111,2 см121,7 см132,3 см
9 лет116 см127,3 см138,6 см
10 лет120,5 см132,6 см144,6 см
11 лет125 см135 см151 см
12 лет136 см140 см163 см
13 лет141 см147 см170 см
14 лет148 см153 см176 см
15 лет154 см160 см181 см
16 лет158 см164 см186 см
17 лет162 см169 см189 см

Нормы роста девочек с рождения до 17 лет

Нижняя граница ростаСредний ростВерхняя граница роста
Новорожденная45,4 см49,1 см52,9 см
1 месяц49,8 см53,7 см57,6 см
2 месяца53 см57,1 см61,1 см
3 месяца55,6 см59,8 см64 см
4 месяца57,8 см62,1 см66,4 см
5 месяцев59,6 см64 см68,5 см
6 месяцев61,2 см65,7 см70,3 см
7 месяцев62,7 см67,3 см71,9 см
8 месяцев64 см68,7 см73,5 см
9 месяцев65,2 см70,1 см75 см
10 месяцев66,5 см71,5 см76,4 см
11 месяцев67,7 см72,8 см77,8 см
12 месяцев68,9 см74 см79,2 см
2 года80,7 см86,4 см93 см
3 года84 см95,1 см102,7 см
4 года94,1 см102,7 см111,3 см
5 лет100 см109 см119, см
6 лет105 см115 см125 см
7 лет109 см120 см131,7 см
8 лет115 см126,6 см138,2 см
9 лет120,3 см132,5 см144,7 см
10 лет125,8 см138 см151 см
11 лет129 см142 см157 см
12 лет137 см147 см163 см
13 лет143 см152 см168 см
14 лет147 см157 см171 см
15 лет150162 см173 см
16 лет151167 см174 см
17 лет152170 см175 см

Окружность головы мальчиков с рождения до 17 лет

Нижний показатель нормы окружности головыСредний показатель нормы окружности головыВерхний показатель нормы окружности головы
Новорожденный33,2 см34 см35,5 см
1 месяц35,3 см36 см37,9 см
2 месяца37,3 см38 см40,3 см
3 месяца38,8 см39,5 см41,6 см
4 месяца40,2 см40,8 см42,9 см
5 месяцев41,2 см42 см44 см
6 месяцев42 см42,7 см45,3 см
7 месяцев42,8 см43,7 см46,1 см
8 месяцев43,6 см44,2 см46,8 см
9 месяцев44 см44,8 см47,4 см
10 месяцев44,6 см45,4 см48 см
11 месяцев45 см45,9 см48,6 см
12 месяцев45,3 см46,2 см49,1 см
2 года47,6 см48,1 см50,5 см
3 года48,6 см49,5 см51,5 см
4 года49,6 см50,2 см52,4 см
5 лет50,1 см50,7 см53,1 см
6 лет50,6 см51,2 см54 см
7 лет51 см51,6 см54,5 см
8 лет51,4 см52 см55 см
9 лет51,7 см52,5 см55,5 см
10 лет52 см52,8 см56 см
11 лет52,3 см53,2 см56,3 см
12 лет52,6 см53,5 см56,7 см
13 лет52,8 см53,7 см57,3 см
14 лет53 см54 см57,5 см
15 лет53,2 см54,3 см57,8 см
16 лет53,4 см54,4 см57,9 см
17 лет53,5 см54,6 см58 см

Окружность головы девочек с рождения до 17 лет

Нижний показатель нормы окружности головыСредний показатель нормы окружности головыВерхний показатель нормы окружности головы
Новорожденная33 см34 см35,5 см
1 месяц34,8 см36 см38 см
2 месяца36,3 см37,4 см39,8 см
3 месяца37,7 см38,5 см41,3 см
4 месяца38,9 см39,7 см42,4 см
5 месяцев39,9 см40,7 см43,5 см
6 месяцев40,8 см41,5 см44,3 см
7 месяцев41,7 см42,5 см45,3 см
8 месяцев42,3 см43,2 см45,9 см
9 месяцев42,9 см43,7 см46,6 см
10 месяцев43,5 см44,3 см47,2 см
11 месяцев43,9 см44,8 см47,8 см
12 месяцев44,2 см45 см48,2 см
2 года46,6 см47,3 см49,7 см
3 года48,1 см48,6 см51 см
4 года48,6 см49,3 см51,9 см
5 лет49,1 см50 см52,5 см
6 лет49,6 см50,3 см52,8 см
7 лет50 см50,7 см53,3 см
8 лет50,3 см51 см53,6 см
9 лет50,6 см51,3 см53,9 см
10 лет50,8 см51,5 см51,1 см
11 лет51 см51,7 см54,3 см
12 лет51,2 см51,9 см54,6 см
13 лет51,4 см52 см54,8 см
14 лет51,5 см52,1 см55 см
15 лет51,6 см52,2 см55,2 см
16 лет51,7 см52,3 см55,3 см
17 лет51,8 см52,4 см55,4 см

Окружность груди мальчиков с рождения до 17 лет

Нижний показатель нормы окружности грудиСредний показатель нормы окружности грудиВерхний показатель нормы окружности груди
Новорожденный32,3 см33,5 см36 см
1 месяц34,1 см35,4 см38 см
2 месяца35,7 см37 см40 см
3 месяца37,3 см38,4 см42,1 см
4 месяца38,8 см39,8 см43,5 см
5 месяцев40,1 см41,1 см45 см
6 месяцев41,4 см42,4 см46,3 см
7 месяцев42,5 см43,4 см47,5 см
8 месяцев43,5 см44,4 см48,5 см
9 месяцев44,3 см45,2 см49,3 см
10 месяцев45 см46 см50 см
11 месяцев45,6 см46,6 см50,8 см
12 месяцев46,1 см47 см51,2 см
2 года48,4 см49,5 см53,2 см
3 года49,7 см50,8 см54,6 см
4 года51,2 см52,4 см55,8 см
5 лет52,8 см54 см58 см
6 лет54,4 см56 см60,2 см
7 лет56,2 см57,9 см62,3 см
8 лет58 см60 см64,8 см
9 лет59,6 см61,9 см67,1 см
10 лет61,4 см93,9 см69,8 см
11 лет63 см66 см72,1 см
12 лет65 см68 см74,9 см
13 лет66,9 см70,2 см78,2 см
14 лет68,6 см73,1 см81,8 см
15 лет72,6 см76,3 см85,7 см
16 лет76,1 см80 см89,9 см
17 лет80,1 см82,9 см92,2 см

Окружность груди девочек с рождения до 17 лет

Нижний показатель нормы окружности грудиСредний показатель нормы окружности грудиВерхний показатель нормы окружности груди
Новорожденная31,8 см33,2 см35,7 см
1 месяц34 см35,3 см37,4 см
2 месяца35,7 см37,2 см39,1 см
3 месяца37,3 см38,7 см40,5 см
4 месяца39,1 см40,4 см42,1 см
5 месяцев40,5 см41,7 см43,5 см
6 месяцев41,6 см42,9 см44,9 см
7 месяцев42,8 см44 см46 см
8 месяцев43,7 см44,9 см46,9 см
9 месяцев44,5 см45,6 см47,8 см
10 месяцев45,2 см46,2 см48,1 см
11 месяцев45,8 см46,8 см49,3 см
12 месяцев46,3 см47,3 см49,9 см
2 года48,6 см49,5 см52,5 см
3 года49,1 см50,3 см54 см
4 года50,4 см51,6 см55,1 см
5 лет51,6 см53 см56,9 см
6 лет53 см54,8 см58,6 см
7 лет54,6 см56,3 см61 см
8 лет56,3 см58,2 см64,5 см
9 лет58 см60 см68 см
10 лет60,1 см62 см71,3 см
11 лет62,2 см64,4 см74,5 см
12 лет64,5 см67,2 см77,6 см
13 лет66,8 см70 см80,9 см
14 лет69,6 см73 см83,5 см
15 лет72,9 см76,2 см85,5 см
16 лет75,9 см78,8 см87,1 см
17 лет78 см80,7 см88 см

Основные этапы физического развития детей

С рождения и до 17-18 лет все дети проходят через несколько этапов физического развития, для каждого из которых характерны свои особенности.

  • Груднички. Их развитие делят на несколько этапов:

В первые два месяца ребенок учится держать голову.

К трем месяцам малыш переворачивается на живот. Позвоночник укрепляется. Малыш разжимает кулачки, хватает руками предметы.

В 4 месяца ребенок подтягивается.

На 5-м месяце жизни малыш задерживается в положении сидя.

В полгода у детей возникает значительный скачок в развитии. Они самостоятельно садятся, ползают, встают у опоры.

  • Дети до двух лет. Продолжают формироваться кости, происходит замедление роста. Особое внимание родители должны обратить на осанку, убедиться, что стопы малыша развиваются, как нужно.
  • К двум годам ребенок умеет: ходить, стоять на носочках, подпрыгивать, подниматься по лестнице.
  • Ребенок на третьем году жизни. Может держаться на одной ноге, поймать мяч с большого расстояния и бросить его обратно.
  • Дети старшего дошкольного возраста. В 4 года поступают в детсад, где всесторонне развиваются, благодаря постоянным занятиям с воспитателями. Диагностика развития проводится во время гимнастики. За малышами наблюдает медицинский работник. Он должен предупредить родителей, если ребенок отстает по каким-то параметрам.
  • Физическое развитие младших и средних школьников измеряет врач педиатр на ежегодном осмотре, дополнительно в рамках уроков физкультуры учитель оценивает способности каждого конкретного ребенка, отмечает наиболее сильные и слабые стороны школьника. К 12-ти годам окончательно формируется скелет ребенка, поэтому важно следить за осанкой.
  • С 9 до 14 лет нет четких норм роста, веса. Педиатры берут средние показатели. Причина — гормональная перестройка организма. Скачок роста может произойти в любое время. Однако, следует помнить про наследственную предрасположенность. Если у родителей маленький или средний рост, то ребенок вряд ли вырастет высоким.

Развитие мальчиков и девочек

Особенности физического развития мальчиков и девочек

Физическое развитие детей дошкольного возраста по Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС)

Цель физического развития по Федеральным государственным образовательным стандартам, ФГОС, —  привить детям основы физической культуры, понимание необходимости укрепления своего организма.

Вот основные пункты программы ФГОС:

  1. Укрепление здоровья, хорошее физическое развитие.
  2. Повышение работоспособности.
  3. Развитие двигательных качеств: ловкость, сила, выносливость.
  4. Воспитание моральных качеств: настойчивость, смелость, дисциплинированность.
  5. Формирование привычки регулярно заниматься спортом.

Любые методики воспитания детей основываются на комплексном подходе к решению задачи. Родители и воспитатели должны учесть возраст, пол ребенка, особенности его характера, состояние здоровья, наличие наследственных заболеваний. Только тогда физические упражнения, игры, умственные занятия принесут малышу удовольствие и пользу.

Важные компоненты физического развития по ФГОС

В программу ФГОС входит несколько важных методов, развивающих физическое здоровье детей:

  • Утренняя гимнастика. Ежедневные тренировки по утрам приучают ребенка к дисциплине. Упражнения лучше проводить на улице.
  • Физкультурная разминка. Дошкольники не могут заниматься умственной деятельностью долго. Они теряют концентрацию, отвлекаются, капризничают. Если малыш устал, то лучше отложить задания, заняться физкультурой, танцами, подвижными играми.
  • Прогулки на свежем воздухе. Согласно программе ФГОС, с дошкольниками обязательно нужно гулять каждый день. Причем, это не бесцельное времяпровождение на улице. Следует подобрать комплекс упражнений, соответствующий потребностям и индивидуальным особенностям малыша. Здесь особенно важны игры в группах, соревнования, развивающие умение работать в команде, взаимодействовать с другими ребятами. Можно устраивать праздничные спортивные мероприятия, где за победу в конкурсах полагаются призы. Это мотивирует детей достичь цели, проявить свои лучшие качества.
  • Регулярные пробежки. Детям требуются пробежки, чтобы тренировать выносливость организма, развивать силу мышц. Можно сделать трассу с препятствиями для развития координации.

Как улучшить выносливость детского организма

Есть несколько способов развить выносливость у малышей, кроме перечисленных выше:

  • Массаж. Снимет напряжение. Массаж можно сопровождать песней, интересным рассказом.
  • Гимнастика для глаз. Снижает глазное давление, предотвращает проблемы со зрением в будущем. Пусть малыш вращает глазными яблоками, рисуя цифры, следит за различными предметами, останавливает на них взгляд.
  • Тренировка дыхания. Малыш должен развивать легкие. Лучше всего придумать интересный рассказ. Слушая его, ребенок будет выдыхать со звуком, задерживать дыхание.

Закаливание

Закаливание — одно из обязательных средств физического развития по ФГОС. Существует несколько видов закаливания:

  • Прогулки. Если ребенок здоров, то с ним нужно гулять в любую погоду.
  • Умывание прохладной водой, полоскание горла перед сном водой комнатной температуры.
  • Прогулки босиком. Проводятся только летом.
  • Обливание. Школьникам можно обливаться водой, делать контрастный душ. Приучать детей к этой процедуре стоит очень осторожно, начиная с комфортной температуры, увеличивая нагрузку на организм постепенно, формируя привычку.

Таким образом, физическое воспитание — это  неотъемлемая часть жизни любого малыша. Регулярные занятия спортом, подвижные игры, бег, прогулки на свежем воздухе обеспечат полноценное развитие ребенка, благотворно повлияют на состояние его здоровья.

Источник

ÔÈÇÈ×ÅÑÊÎÅ ÐÀÇÂÈÒÈÅ

ÏÎËÎÂÎÅ ÐÀÇÂÈÒÈÅ

ÍÅÐÂÍÎ-ÏÑÈÕÈ×ÅÑÊÎÅ
ÐÀÇÂÈÒÈÅ

ÔÈÇÈ×ÅÑÊÎÅ
ÐÀÇÂÈÒÈÅ

Ïîä ôèçè÷åñêèì ðàçâèòèåì
÷åëîâåêà ïîíèìàåòñÿ ñîâîêóïíîñòü ìîðôîëîãè÷åñêèõ è ôóíêöèîíàëüíûõ ïðèçíàêîâ
îðãàíèçìà â èõ âçàèìîñâÿçè.

Èíòåíñèâíî ïðîòåêàþùèå ïðîöåññû
ðîñòà è ñîçðåâàíèÿ äåòñêîãî îðãàíèçìà îïðåäåëÿþò åãî îñîáóþ ÷óâñòâèòåëüíîñòü
ê óñëîâèÿì âíåøíåé ñðåäû. Íà ôèçè÷åñêîì ðàçâèòèè äåòåé çàìåòíî îòðàæàþòñÿ
îñîáåííîñòè êëèìàòà, æèëèùíî-áûòîâûå óñëîâèÿ, ðåæèì äíÿ, õàðàêòåð ïèòàíèÿ,
à òàêæå ïåðåíåñåííûå çàáîëåâàíèÿ. Íà òåìïû ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ âëèÿþò
òàêæå íàñëåäñòâåííûå ôàêòîðû, òèï êîíñòèòóöèè, èíòåíñèâíîñòü îáìåíà âåùåñòâ,
ýíäîêðèííûé ôîí îðãàíèçìà, àêòèâíîñòü ôåðìåíòîâ êðîâè è ñåêðåòîâ ïèùåâàðèòåëüíûõ
æåëåç.

 ñâÿçè ñ ýòèì óðîâåíü ôèçè÷åñêîãî
ðàçâèòèÿ äåòåé ïðèíÿòî ñ÷èòàòü äîñòîâåðíûì ïîêàçàòåëåì èõ çäîðîâüÿ. Ïðè
îöåíêå ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé ó÷èòûâàþò ñëåäóþùèå ïîêàçàòåëè:

1. Ìîðôîëîãè÷åñêèå ïîêàçàòåëè:
äëèíà è ìàññà òåëà, îêðóæíîñòü ãðóäíîé êëåòêè, à ó äåòåé äî òðåõ ëåò —
îêðóæíîñòü ãîëîâû.

2. Ôóíêöèîíàëüíûå ïîêàçàòåëè:
æèçíåííàÿ åìêîñòü ëåãêèõ, ìûøå÷íàÿ ñèëà êèñòåé ðóê è äð.

3. Ðàçâèòèå ìóñêóëàòóðû è
ìûøå÷íûé òîíóñ, ñîñòîÿíèå îñàíêè, îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà, ðàçâèòèå
ïîäêîæíîãî æèðîâîãî ñëîÿ, òóðãîð òêàíåé.

Äëèíà òåëà. Ïîêàçàòåëü
äëèíû òåëà ÿâëÿåòñÿ íàèáîëåå ñòàáèëüíûì ïî ñðàâíåíèþ ñ äðóãèìè ïîêàçàòåëÿìè
ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Íàèáîëüøèé òåìï ðîñòà îòìå÷àåòñÿ â ïåðâûå òðè ìåñÿöà
æèçíè ðåáåíêà (òàáë. 1).

Òàáëèöà 1

Ïðèáàâêà äëèíû è ìàññû
òåëà ó äåòåé ïåðâîãî ãîäà æèçíè


 

ïðèáàâêà âåñà è ðîñòà ðåáåíêà 1 ãîäà æèçíè

Ïðè ïðàâèëüíîì ðàçâèòèè ðåáåíêà
ïðèáàâêà äëèíû òåëà çà ìåñÿö ìîæåò êîëåáàòüñÿ îò +1 äî -1 ñì. Çà âòîðîé
ãîä ïðèáàâêà äëèíû òåëà ñîñòàâëÿåò 11—12 ñì, çà òðåòèé ãîä æèçíè — 8 ñì,
çà ÷åòâåðòûé — 6 ñì. Ê ÷åòûðåì ãîäàì ðîñò ðåáåíêà äîñòèãàåò 100 ñì.

 äàëüíåéøåì (äî 10 ëåò)
äëÿ îïðåäåëåíèÿ Ïðèáàâêè äëèíû òåëà ìîæíî ïîëüçîâàòüñÿ ôîðìóëîé: äëèíà
òåëà ðåáåíêà Ð = 100 ñì + 6 (Ï — 4), ãäå Ï — ÷èñëî ëåò, 6 — ñðåäíÿÿ åæåãîäíàÿ
ïðèáàâêà äëèíû òåëà, ñì. Íàèáîëåå èíòåíñèâíûé ðîñò íàáëþäàåòñÿ â 5—7 ëåò
è â ïåðèîä íà÷àëà ïîëîâîãî ñîçðåâàíèÿ.

Ìàññà òåëà. Ýòî ëàáèëüíûé
ïîêàçàòåëü, êîòîðûé ìîæåò èçìåíÿòüñÿ ïîä âëèÿíèåì êîíñòèòóöèîíàëüíûõ îñîáåííîñòåé,
íåðâíî-ýíäîêðèííûõ è ñîìàòè÷åñêèõ íàðóøåíèé; îí òàêæå çàâèñèò îò ýêçîãåííûõ
ïðè÷èí (ïèòàíèå, ðåæèì).

Íàèáîëåå èíòåíñèâíàÿ ïðèáàâêà
ìàññû òåëà ðåáåíêà îòìå÷àåòñÿ íà ïåðâîì ãîäó æèçíè è â ïóáåðòàòíîì ïåðèîäå.

Ñðåäíÿÿ ìàññà òåëà íîâîðîæäåííûõ
ìàëü÷èêîâ 3494 ã, äåâî÷åê — 3348 ã. Ìàññà òåëà ðåáåíêà ê 4—4,5 ìåñ óäâàèâàåòñÿ,
ê ãîäó óòðàèâàåòñÿ. Â ïåðâûé ìåñÿö æèçíè ðåáåíîê ïðèáàâëÿåò 600 ã, âî âòîðîé
è òðåòèé — ïî 800 ã. Íîðìó ïðèáàâêè ìàññû òåëà ðåáåíêà ïîñëå òðåòüåãî ìåñÿöà
çà êàæäûé ïîñëåäóþùèé ìåñÿö æèçíè ìîæíî ðàññ÷èòàòü, âû÷èòàÿ îò ïðèáàâêè
ïðåäûäóùåãî ìåñÿöà 50 ã, èëè ïî ôîðìóëå: X = 800 — 50 õ (Ï — 3), ãäå X
— îæèäàåìàÿ åæåìåñÿ÷íàÿ ïðèáàâêà ìàññû òåëà, Ï — ÷èñëî ìåñÿöåâ.

Òåìï óâåëè÷åíèÿ ìàññû òåëà
ó äåòåé ïîñëå ãîäà îñëàáåâàåò è â ñðåäíåì ñîñòàâëÿåò 2 êã åæåãîäíî.

Îæèäàåìóþ ìàññó òåëà ðåáåíêà
äî 10 ëåò ìîæíî ðàññ÷èòàòü ïî ôîðìóëå: Ð = ìàññà òåëà ðåáåíêà â 1 ãîä +
2 êã õ (Ï — 1), ãäå Ð — îæèäàåìàÿ ìàññà, Ï — ÷èñëî ëåò. Ìàññó òåëà
ðåáåíêà ñòàðøå 10 ëåò ìîæíî îïðåäåëèòü ñ ïîìîùüþ ôîðìóëû È. Ì. Âîðîíöîâà:
ìàññà òåëà äåòåé ñòàðøå 10 ëåò = âîçðàñò õ 3 + ïîñëåäíÿÿ öèôðà ÷èñëà ëåò.

Îêðóæíîñòü ãîëîâû è ãðóäíîé
êëåòêè. Ïðè ðîæäåíèè îêðóæíîñòü ãîëîâû ó äîíîøåííûõ äåòåé 33—37,5 ñì, îíà
íå äîëæíà ïðåâûøàòü îêðóæíîñòü ãðóäíîé êëåòêè áîëüøå ÷åì íà 1—2 ñì.  ïåðâûå
3—5 ìåñ åæåìåñÿ÷íàÿ ïðèáàâêà ñîñòàâëÿåò 1—1,5 ñì, à çàòåì 0,5—0,7 ñì â
ìåñÿö.

Ê ãîäó îêðóæíîñòü ãîëîâû
óâåëè÷èâàåòñÿ íà 10—12 ñì è äîñòèãàåò 46—48 ñì. Îêðóæíîñòü ãîëîâû ðåáåíêà
â âîçðàñòå 1—3 ëåò óâåëè÷èâàåòñÿ íà 1 ñì â ãîä. Ñ 4 ëåò îêðóæíîñòü ãîëîâû
åæåãîäíî óâåëè÷èâàåòñÿ íà 0,5 ñì. Ê 6 ãîäàì îíà ðàâíà 50—51 ñì, à çà âñå
ïîñëåäóþùèå ãîäû óâåëè÷èâàåòñÿ íà 5—6 ñì.

Îêðóæíîñòü ãðóäíîé êëåòêè
ó íîâîðîæäåííûõ 33— 35 ñì. Åæåìåñÿ÷íàÿ ïðèáàâêà íà ïåðâîì ãîäó æèçíè ñîñòàâëÿåò
â ñðåäíåì 1,5—2 ñì. Ê ãîäó îêðóæíîñòü ãðóäíîé êëåòêè óâåëè÷èâàåòñÿ íà 15—20
ñì, çàòåì èíòåíñèâíîñòü íàðàñòàíèÿ ýòîãî ïîêàçàòåëÿ ñíèæàåòñÿ, è ê äîøêîëüíîìó
âîçðàñòó îêðóæíîñòü ãðóäíîé êëåòêè â ñðåäíåì óâåëè÷èâàåòñÿ íà 3 ñì, à â
øêîëüíîì — íà 1—2 ñì â ãîä. Ïåðåäíåçàäíèé ðàçìåð ãðóäíîé êëåòêè ó áîëüøèíñòâà
äîíîøåííûõ íîâîðîæäåííûõ ìåíüøå ïîïåðå÷íîãî ðàçìåðà èëè ðàâåí åìó. Óæå
â êîíöå ïåðâîãî ãîäà æèçíè ïîïåðå÷íûé ðàçìåð íà÷èíàåò ïðåâûøàòü ïåðåäíåçàäíèé
è ôîðìà ãðóäíîé êëåòêè íà÷èíàåò ïðèáëèæàòüñÿ ê êîíôèãóðàöèè âçðîñëîãî,
ò. å. óïëîùàåòñÿ. Äëÿ îöåíêè ïðîïîðöèîíàëüíîñòè ðàçâèòèÿ ðåáåíêà ìîæíî
èñïîëüçîâàòü íåêîòîðûå àíòðîïîìåòðè÷åñêèå èíäåêñû.

Èíäåêñ ×óëèöêîé: 3 îêðóæíîñòè
ïëå÷à + îêðóæíîñòü áåäðà + îêðóæíîñòü ãîëåíè — äëèíà òåëà ó äåòåé äî 1
ãîäà ðàâíÿåòñÿ 25—20 ñì, à â 2—3 ãîäà — 20 ñì, â 6—7 ëåò — 15—10 ñì.

Èíäåêñ Ýðèñìàíà: îêðóæíîñòü
ãðóäíîé êëåòêè ïðåâûøàåò ïîëóðîñò ó äåòåé äî 1 ãîäà íà 13,5—10 ñì, â 2—3
ãîäà — íà 9—6 ñì, â 6—7 ëåò — íà 4—2 ñì, â 8—10 ëåò — áîëüøå íà 1 ñì èëè
ìåíüøå íà 3 ñì.

Èíäèâèäóàëüíóþ îöåíêó ôèçè÷åñêîãî
ðàçâèòèÿ ïðîâîäÿò ïóòåì ñîïîñòàâëåíèÿ àíòðîïîìåòðè÷åñêèõ ïîêàçàòåëåé ðåáåíêà
ñ íîðìàòèâàìè è ñòàíäàðòàìè, ðàçðàáîòàííûìè ñïåöèàëüíî äëÿ äàííîãî ðåãèîíà
ñ ó÷åòîì ýòíè÷åñêîé ïðèíàäëåæíîñòè ðåáåíêà è êëèìàòîãåîãðà-ôè÷åñêèõ óñëîâèé
ïðîæèâàíèÿ. Òàêèå íîðìàòèâû ðàçðàáîòàíû äëÿ öåíòðàëüíûõ è ìíîãèõ äðóãèõ
ðåãèîíîâ ñòðàíû (1977—1988 ãã.) ñ ïðèìåíåíèåì ïàðàìåòðè÷åñêèõ è íåïàðàìåòðè÷åñêèõ
ìåòîäîâ ìàòåìàòè÷åñêîãî àíàëèçà ñ ïîñëåäóþùèì ðàñ÷åòîì íà ÝÂÌ. Ñ ïîìîùüþ
ïðåäëàãàåìûõ íîðìàòèâîâ îöåíêà ìîðôîôóíêöèîíàëüíîãî ðàçâèòèÿ äåòåé ìîæåò
áûòü ñäåëàíà ñèãìàëüíûì, ðåãðåññèîííûì èëè öåíòèëüíûì ìåòîäîì. Òàáëèöû
ðåãðåññèè, íàïðèìåð, ïîçâîëÿþò ïðàâèëüíî îöåíèòü íå òîëüêî ñîîòâåòñòâèå
ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ âîçðàñòó, íî è ïðîïîðöèîíàëüíîñòü ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ
ó äåòåé îäíîãî âîçðàñòà ñ ðàçëè÷íûì ðîñòîì. Ïðåäñòàâëåííûå â âèäå ñîìàòîãðàìì
òàáëèöû ðåãðåññèè ïîìîãàþò áûñòðî è ñ äîñòàòî÷íîé òî÷íîñòüþ ñîïîñòàâèòü
óðîâåíü ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé ñ èõ êàëåíäàðíûì âîçðàñòîì, ÷òî óäîáíî
ïðè ìàññîâûõ ïðîôèëàêòè÷åñêèõ îáñëåäîâàíèÿõ â äîøêîëüíûõ äåòñêèõ ó÷ðåæäåíèÿõ
è â øêîëàõ. Ðàçðàáîòàíû è åäèíûå òàáëèöû îöåíêè ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, ïðèåìëåìûå
íà ëþáîé òåððèòîðèè ñòðàíû, ïðèíèìàÿ âî âíèìàíèå ýòíè÷åñêóþ ïðèíàäëåæíîñòü
è ìåñòî ïðîæèâàíèÿ (ãîðîä, ñåëüñêàÿ ìåñòíîñòü).

 îñíîâó ïîñòðîåíèÿ òàêèõ
åäèíûõ äëÿ âñåõ ðåãèîíîâ òàáëèö ïîëîæåíà óíèâåðñàëüíàÿ óñòîé÷èâîñòü ñîîòíîøåíèé
ìàññû òåëà è ðîñòà, îêðóæíîñòè ãðóäíîé êëåòêè è ðîñòà. Âåëè÷èíû ýòèõ ñîîòíîøåíèé
ó ìàëü÷èêîâ è äåâî÷åê áëèçêè íåçàâèñèìî îò ýòíè÷åñêîé ïðèíàäëåæíîñòè è
â çíà÷èòåëüíî áîëüøåé ñòåïåíè çàâèñÿò îò äëèíû òåëà, ÷åì îò ïàñïîðòíîãî
âîçðàñòà (òàáë.2).

Òàáëèöà 2

Ïàðàìåòðû îöåíêè ôèçè÷åñêîãî
ðàçâèòèÿ äåòåé â âîçðàñòå 1—11 ëåò


 
Ïàðàìåòðû îöåíêè ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé â âîçðàñòå 1—11 ëåò

ÏÎËÎÂÎÅ
ÐÀÇÂÈÒÈÅ

Ïîëîâûå ðàçëè÷èÿ â ïîêàçàòåëÿõ
ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ çíà÷èòåëüíî âûðàæåíû òîëüêî ñ íàñòóïëåíèåì ïîëîâîé
çðåëîñòè. Ïåðèîä æèçíè, êîãäà ðàñòóùèé îðãàíèçì äîñòèãàåò áèîëîãè÷åñêîé
ïîëîâîé çðåëîñòè, íàçûâàåòñÿ ïóáåðòàòíûì è õàðàêòåðèçóåòñÿ ïîÿâëåíèåì 

âòîðè÷íûõ ïîëîâûõ ïðèçíàêîâ.
Âðåìÿ ïîÿâëåíèÿ ïîñëåäíèõ çàâèñèò îò ñîñòîÿíèÿ çäîðîâüÿ, ïèòàíèÿ, êëèìàòè÷åñêèõ
óñëîâèé è ãåíåòè÷åñêèõ îñîáåííîñòåé. Ó äåâî÷åê âíåøíèå ïðîÿâëåíèÿ ïðèçíàêîâ
ïîëîâîãî ðàçâèòèÿ îòìå÷àþòñÿ â 8 ëåò, ó ìàëü÷èêî⠗ â 9—10 ëåò (òàáë.3).

Òàáëèöà 3

Ñðîêè ïîÿâëåíèÿ âòîðè÷íûõ
ïîëîâûõ ïðèçíàêîâ


 

Ñðîêè ïîÿâëåíèÿ âòîðè÷íûõ ïîëîâûõ ïðèçíàêîâ

Óñëîâíûå îáîçíà÷åíèÿ ðàçâèòèÿ
âòîðè÷íûõ ïîëîâûõ ïðèçíàêîâ ó äåâî÷åê:

1. Ðàçâèòèå ìîëî÷íûõ æåëåç
(Ma — mammae): Ìàî — äåòñêèé ñîñîê Mai (ñòàäèÿ I) — îêîëîñîñêîâûé êðóæîê
âûäàåòñÿ íàä óðîâíåì êîæè

Ìà2 (ñòàäèÿ II) — îêîëîñîñêîâûé
êðóæîê áîëüøèõ ðàçìåðîâ, âìåñòå ñ ñîñêîì îáðàçóåò êîíóñ, æåëåçà íåñêîëüêî
âûäàåòñÿ íàä óðîâíåì êîæè

Ìàç (ñòàäèÿ III) — æåëåçà
ïðèïîäíÿòà, ñîñîê è îêîëîñîñêîâûé êðóæîê ñîõðàíÿþò ôîðìó êîíóñà

Ìà4 (ñòàäèÿ IV) — ñîñîê ïîäíèìàåòñÿ
íàä îêîëîñîñêîâûì êðóæêîì, æåëåçà ïðèíèìàåò òàêèå æå ôîðìû è ðàçìåðû, êàê
ó âçðîñëîé æåíùèíû.

2. Ïîÿâëåíèå âîëîñ íà ëîáêå
(Ð — pubis):

Ðî — îòñóòñòâèå âîëîñ

PI — åäèíè÷íûå êîðîòêèå âîëîñû

Ð2 — âîëîñû íà öåíòðàëüíîé
÷àñòè ëîáêà áîëåå ãóñòûå, äëèííûå

Ðç — âîëîñû äëèííûå, ãóñòûå,
âüþùèåñÿ íà âñåì òðåóãîëüíèêå ëîáêà

Ð4 — âîëîñû, ðàñïîëîæåííûå
íà âñåé îáëàñòè ëîáêà, ïåðåõîäÿò íà áåäðà, ãóñòûå, âüþùèåñÿ, ñ õàðàêòåðíîé
ãîðèçîíòàëüíîé ãðàíèöåé.

3. Ðàçâèòèå âîëîñ â ïîäìûøå÷íîé
âïàäèíå (À — axillaris):

ÀÎ — îòñóòñòâèå âîëîñ

AI — åäèíè÷íûå âîëîñû

À2 — âîëîñû áîëåå ãóñòûå
íà öåíòðàëüíîì ó÷àñòêå âïàäèíû

Àç — âîëîñû ãóñòûå, äëèííûå
ïî âñåé ïîäìûøå÷íîé îáëàñòè.

Óñëîâíûå îáîçíà÷åíèÿ ðàçâèòèÿ
âòîðè÷íûõ ïîëîâûõ ïðèçíàêîâ ó ìàëü÷èêîâ:

1. Ðàçâèòèå âîëîñ íà ëîáêå:
Ðî — îòñóòñòâèå âîëîñ Pi — îòäåëüíûå ïðÿìûå âîëîñêè Ð2 — áîëåå ãóñòûå êóð÷àâûå
âîëîñû, âåðõíÿÿ ãðàíèöà

ãîðèçîíòàëüíàÿ Ðç — ãóñòîå
îâîëîñåíèå íà ëîáêå è íà÷èíàþùååñÿ â íàïðàâëåíèè ê ïóïêó

Ð4 — ãóñòîå îâîëîñåíèå ïî
íàïðàâëåíèþ ê ïóïêó è íà âíóòðåííåé ïîâåðõíîñòè áåäåð.

2. Ðàçâèòèå âîëîñ â ïîäìûøå÷íîé
âïàäèíå: ÀÎ — îòñóòñòâèå âîëîñ AI — îòäåëüíûå ïðÿìûå âîëîñêè À2 — âîëîñû
êóð÷àâûå, íî ðåäêèå Àç — ãóñòîå îâîëîñåíèå, âîëîñû êóð÷àâûå, ïèãìåíòàöèÿ
ïåðåäíåé ïîäìûøå÷íîé ñêëàäêè.

ÍÅÐÂÍÎ-ÏÑÈÕÈ×ÅÑÊÎÅ
ÐÀÇÂÈÒÈÅ

Ìàññà ãîëîâíîãî ìîçãà íîâîðîæäåííîãî
ñîñòàâëÿåò 1$ ìàññû òåëà, ê ãîäó îíà äîñòèãàåò óæå Vu, ê ïÿòè ãîäàì
— V4. Ó âçðîñëîãî ÷åëîâåêà ìàññà ìîçãà ðàâíà 1/40 ìàññû òåëà. Òàêèì
îáðàçîì, íà 1 êã ìàññû íîâîðîæäåííîãî ïðèõîäèòñÿ 109 ã âåùåñòâà ìîçãà,
âçðîñëîãî — 20—25 ã.

Ôîðìèðîâàíèå ãîëîâíîãî ìîçãà
íå çàêàí÷èâàåòñÿ ê ìîìåíòó ðîæäåíèÿ. Áîëüøèå ïîëóøàðèÿ ìîçãà èìåþò âîçðàñòíóþ
îñîáåííîñòü: èçâèëèíû è êðóïíûå áîðîçäû ìàëîé âûñîòû è ãëóáèíû. Ìåëêèõ
áîðîçä ìàëî, èõ ÷èñëî óâåëè÷èâàåòñÿ óæå â ïåðâûå ìåñÿöû æèçíè. Ðàçìåðû
ëîáíîé äîëè îòíîñèòåëüíî ìåíüøå, ÷åì ó âçðîñëîãî ÷åëîâåêà, à çàòûëî÷íîé
— íàîáîðîò, áîëüøå. Ìîçæå÷îê ðàçâèò ñëàáî, ïîëóøàðèÿ åãî ìàëûõ ðàçìåðîâ
è òîëùèíû, áîðîçäû ïîâåðõíîñòíûå. Áîêîâûå æåëóäî÷êè âåëèêè, ðàñòÿíóòû.

Ñåðîå âåùåñòâî ïëîõî äèôôåðåíöèðîâàíèå
îò áåëîãî, ïðàêòè÷åñêè îòñóòñòâóåò ìèåëèíîâàÿ îáîëî÷êà. Áîëåå çàêîí÷åííûìè
â ñâîåì ðàçâèòèè ê ìîìåíòó ðîæäåíèÿ ðåáåíêà ÿâëÿþòñÿ ÿäðà ãèïîòàëàìóñà,
ïðîäîëãîâàòûé è ñïèííîé ìîçã. Ïîñêîëüêó êîðà ãîëîâíîãî ìîçãà, ïèðàìèäíûå
ïóòè, ïîëîñàòîå òåëî ê ðîæäåíèþ ðåáåíêà ðàçâèòû íåäîñòàòî÷íî è â ôóíêöèîíàëüíîì
îòíîøåíèè íåçðåëû, äåÿòåëüíîñòü âñåõ æèçíåîáåñïå-÷èâàþùèõ îðãàíîâ ó íîâîðîæäåííîãî
ðåãóëèðóåòñÿ ïîäêîðêîâûìè öåíòðàìè. Íåñìîòðÿ íà îòíîñèòåëüíóþ íåçðåëîñòü,
íåðâíàÿ ñèñòåìà âïîëíå îáåñïå÷èâàåò íîâîðîæäåííîãî áåçóñëîâíûìè âðîæäåííûìè
ðåôëåêñàìè, êîòîðûå, ñ îäíîé ñòîðîíû, ñëóæàò äëÿ îáåñïå÷åíèÿ ïèòàíèÿ, êîíòàêòà
ñ îêðóæàþùåé ñðåäîé, çàùèòû, à ñ äðóãîé — ÿâëÿþòñÿ îñíîâîé äëÿ ôîðìèðîâàíèÿ
â äàëüíåéøåì áîëåå ñëîæíûõ ôîðì äåÿòåëüíîñòè.

Ñ ïåðâûõ äíåé æèçíè ó ðåáåíêà
ôóíêöèîíèðóþò âñå îðãàíû ÷óâñòâ. Îòëè÷èòåëüíîé îñîáåííîñòüþ íîâîðîæäåííîãî
ÿâëÿåòñÿ íåäèôôåðåíöèðîâàííûé õàðàêòåð âñåõ åãî ðåàêöèé, ñêëîííûõ ê ãåíåðàëèçàöèè.
Ðàçäðàæåíèå òîãî èëè èíîãî ðåöåïòîðà âûçûâàåò íå ëîêàëüíóþ, à ðàçëèòóþ
ðåàêöèþ.

Ñ âîçðàñòîì ìàññà ãîëîâíîãî
ìîçãà ó ðåáåíêà óâåëè÷èâàåòñÿ: ê 9 ìåñ óäâàèâàåòñÿ, ê 3 ãîäàì óòðàèâàåòñÿ,
à çàòåì ê 6—7 ãîäàì ñêîðîñòü íàðàñòàíèÿ ìàññû ìîçãà çàìåäëÿåòñÿ.

Ïðîöåññ äèôôåðåíöèàöèè íåðâíûõ
êëåòîê ñâîäèòñÿ ê çíà÷èòåëüíîìó ðîñòó àêñîíîâ, èõ ìèåëèíèçàöèè, ðîñòó è
óâåëè÷åíèþ ðàçâåòâëåííîñòè äåíäðèòîâ, îáðàçîâàíèþ íåïîñðåäñòâåííûõ êîíòàêòîâ
ìåæäó îòðîñòêàìè íåðâíûõ êëåòîê (òàê íàçûâàåìûõ ìåæíåéðîííûõ ñèíàïñîâ).
Ðàçâèòèå íåðâíîé ñèñòåìû ïðîèñõîäèò òåì áûñòðåå, ÷åì ìëàäøå ðåáåíîê. Îñîáåííî
ýíåðãè÷íî îíî ïðîòåêàåò â òå÷åíèå ïåðâûõ 3 ìåñ æèçíè. Äèôôåðåí-öèðîâêà
íåðâíûõ êëåòîê çàêàí÷èâàåòñÿ ê 3 ãîäàì, à ê 8 ãîäàì êîðà ãîëîâíîãî ìîçãà
ïî ñòðîåíèþ ïî÷òè íå îòëè÷àåòñÿ îò êîðû âçðîñëîãî ÷åëîâåêà. Ìèåëèíèçàöèÿ
çàâåðøàåòñÿ ê 5 ãîäàì.

Ó äåòåé ìîçã êðîâîñíàáæàåòñÿ
ëó÷øå, ÷åì ó âçðîñëûõ, ÷òî îáúÿñíÿåòñÿ áîãàòñòâîì êàïèëëÿðíîé ñåòè. Îáèëüíîå
êðîâîñíàáæåíèå ìîçãà îáåñïå÷èâàåò ïîâûøåííóþ ïîòðåáíîñòü â êèñëîðîäå áûñòðî
ðàñòóùåé íåðâíîé òêàíè. Îòòîê êðîâè îò ãîëîâíîãî ìîçãà ó äåòåé ïåðâîãî
ãîäà æèçíè çàìåäëåí, òàê êàê äèïëîè÷åñêèå âåíû îáðàçóþòñÿ ëèøü ïîñëå çàêðûòèÿ
ðîäíè÷êîâ. Ýòèì îáúÿñíÿåòñÿ ñêëîííîñòü äåòåé ïåðâîãî ãîäà æèçíè ê íåéðîòîêñèêîçó
ïðè èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèÿõ âñëåäñòâèå àêêóìóëèðîâàíèÿ òîêñè÷íûõ âåùåñòâ
è ïðîäóêòîâ íàðóøåííîãî ìåòàáîëèçìà. Ýòîìó æå ñïîñîáñòâóåò ïîâûøåííàÿ ïðîíèöàåìîñòü
ãåìàòîýíöåôàëè÷å-ñêîãî áàðüåðà.

Ñ ìîìåíòà ðîæäåíèÿ äîíîøåííûé
ðåáåíîê èìååò ðÿä âðîæäåííûõ, èëè áåçóñëîâíûõ, ðåôëåêñîâ. Ê íèì îòíîñÿòñÿ
ñîñàíèå, ãëîòàíèå, ìèãàíèå, êàøåëü, ÷èõàíüå, àê