Физическое развитие ребенка при ринолалии
Статья об особенностях психического и физического развития детей с открытой органической врожденной ринолалией.
Ринолалия – это нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
Ринолалия бывает открытая, закрытая и смешанная. Открытая ринолалия, в зависимости от вызывающих ее причин, бывает следующих трех видов.
- Функциональная открытая ринолалия.
- Органическая приобретенная открытая ринолалия.
- Органическая врожденная открытая ринолалия.
Хотелось бы остановиться на органической врожденной открытой ринолалии. Она чаще всего бывает обусловлена расщелиной твердого и/или мягкого неба, иногда в сочетании с расщелиной верхней губы. Этот тяжелый и довольно часто встречающийся порок развития закладывается на втором-третьем месяце внутриутробной жизни плода. Если в этот период не произошло нормального формирования твердого и мягкого неба, то ребенок рождается с небной расщелиной. Нередко при этом наблюдается расщелина альвеолярного отростка.
Причинами врожденных расщелин губы и неба являются разнообразные экзогенные и эндогенные факторы, например такие как:
- Генетические – неблагоприятная наследственность, наличие расщелин у прямых или косвенных родственников;
- Биологические – заболевания матери во время беременности (грипп, ОРВИ, паротит, токсоплазмоз, краснуха);
- Химические – контакт с вредными веществами (ядохимикатами, кислотами); плохое состояние окружающей среды; влияние алкоголя, никотина, наркотиков; бесконтрольный прием лекарственных препаратов, в частности, перенасыщение организма плода витамином А и прием препаратов группы кортизонов;
- Социальные – стрессовые ситуации, психические травмы;
- Эндокринные заболевания матери.
Помимо ряда патологических изменений в функции артикуляционного аппарата, нарушении дыхания, фонетико-фонематической стороны речи, слоговой структуры, у детей с открытой органической врожденной ринолалией наблюдаются также нарушения психического и физического развития, как вторичные нарушения в структуре речевого дефекта.
Вопросы исследования высших психических функций у детей с врожденными расщелинами губы и неба сохраняют свою актуальность до настоящего времени. Степень вторичных нарушений психических процессов напрямую зависит от степени речевого недоразвития.
Отмечено, что у детей с выраженной степенью дефектов речи отмечаются серьезные нарушения психических процессов.
Дети могут обладать неустойчивым и рассеянным вниманием, при этом его объем, и точность почти не страдают. В случаях нарушения внимания затрудняется процесс познавательной деятельности.
У детей с данной формой ринолалии несколько сужен объем вербальной памяти по сравнению с детьми, имеющими нормальное речевое развитие. У них медленнее протекает процесс запоминания. При этом долговременная память непрочная. Зрительная память обычно не нарушена.
Речевое недоразвитие приводит к недостаточности словесно-логического мышления, к инактивности (заторможенности) процессов анализа и синтеза, к затруднениям в понимании обобщающих понятий. Наглядно-образное мышление чаще всего не нарушено.
Скорость протекания мыслительных процессов может быть несколько замедленной, вследствие чего затруднено восприятие учебного материала.
Достаточно часто отмечается пониженная работоспособность, раздражительность, лабильность настроения, слабость активного торможения и т. д.
Особенности поведения детей с данной патологией часто обусловлены неправильным воспитанием в семье. Из-за специфики физического и психического развития такого ребенка родители, обеспокоенные состоянием его здоровья, уделяют ему больше внимания, чем другим детям.
Таким образом, такие дети растут в условиях гиперопеки, что вызывает у них эгоистичность.
У таких детей исследователи также отмечают и особенности игровой деятельности. В игре обычно преобладает сюжет лечения. Ребенок делает уколы куклам, лечит своих товарищей, часто просто наблюдает за игровым действием сверстников.
В большей степени у таких детей нарушена эмоционально-волевая сфера. Несомненно, гнусавость, малопонятность речи создает затруднения для нормального общения ребенка с коллективом. У таких детей часто возникают различные отклонения в поведении: замкнутость, застенчивость, раздражительность, что приводит к отсутствию веры в успех, нежеланию вступать в активный контакт со взрослыми и сверстниками. Ощущение своих недостатков вызывают у ребенка тяжелые душевные переживания, различные эмоциональные сдвиги, появление чувства неполноценности, что, естественно отражается на психике.
Осознание своей неполноценности у большинства детей наблюдается на 6-7 году жизни, перед поступлением в школу. У дошкольников травмирующие ситуации в большинстве случаев еще не носят постоянного характера, так как стабильное окружение в семье и дошкольном учреждении создает благоприятные условия для взаимоотношений.
В младшем школьном и, особенно, подростковом возрасте поведение детей с данной формой ринолалии изменяется. Постоянные переживания нередко вызывают страх речи, а позднее – снижение речевой активности, своеобразные и мимические сопутствующие движения отдельных участков мышц лица: крыльев носа, носо-губных складок, лобных мышц, мышц, сморщивающих брови.
Степень фиксации на своем дефекте возрастает к 17-20-ти годам, когда появляется проблема выбора профессии, смены окружения в связи с поступлением на работу или учебное заведение. В этот период неразборчивость речи способствует изоляции человека, затрудняет социальную адаптацию, снижает уровень притязаний в общественных и личностных взаимоотношениях. Все это способствует формированию своеобразных патопсихологических черт личности.
Что касается физического развития, то первая трудность, с которой приходится столкнуться матери новорожденного ребенка с данной патологией – это нарушение акта сосания. Расщепление, как губы, так и неба ведет к невозможности герметического закрытия полости рта и последующего пониженного давления в ней, что необходимо для того, чтобы втянуть в рот молоко матери. Ребенка переводят сначала на питание сцеженным молоком матери с ложечки или даже из пипетки, а затем и на искусственное вскармливание. Во время кормления ребенок захлебывается, поперхивается, начинает кашлять и срыгивать, т. к. молоко попадает в носовую полость, там разлагается, что может привести к воспалению слизистой оболочек носовой полости. Не исключена возможность попадания пищи в дыхательные пути и как следствие этого воспалительные процессы в верхних дыхательных путях.
Искусственное вскармливание приводит к ослаблению жизненных сил, и ребенок становится восприимчивым к различным заболеваниям. В наибольшей степени такие дети предрасположены к катару верхних дыхательных путей, рахиту, анемии, бронхиту, пневмонии.
Нередко у детей с данной патологией наблюдаются патологические изменения в ЛОР-органах органах, а именно искривление носовой перегородки, деформация крыльев носа, аденоиды, гипертрофии миндалин. Зачастую у них возникают воспалительные процессы в носовой области. Воспалительный процесс может перейти со слизистой оболочки носа и глотки на евстахиевы трубы и вызвать воспаление среднего уха. Частые отиты, нередко принимающие хроническое течение, служат причиной понижения слуха. Примерно 60-70% детей с расщелинами имеют снижение слуха различной степени (чаще на одно ухо) – от небольшого снижения до значительной тугоухости.
Также наблюдается задержка формирования статико-динамической функции. Для таких детей характерна общая моторная неловкость, недостаточная координированность движений, трудности при выполнении общеразвивающих упражнений. Страдают темп, ритмичность и переключаемость движений.
Характерны нарушения тонких дифференцированных движений в процессе выполнения проб-тестов пальчиковой гимнастики. Дети с опозданием овладевают навыками самообслуживания, требующими точных, целенаправленных ручных движений: завязыванием шнурков, застегиванием пуговиц и т. д. Выражена моторная несостоятельность на занятиях по аппликации, лепке, рисованию.
На примере всего выше описанного, можно сказать, что детям с врожденными расщелинами губы и неба необходима ранняя комплексная помощь со стороны ряда специалистов: хирургов, ортодонтов, педиатров, логопедов, а также невропатологов, психологов, оториноларингологов, физиотерапевтов.
Фролова А.М,
учитель-логопед
Loading …
Источник
Ринолалия – расстройства артикуляции и голосообразования, обусловленные дефектами строения и функционирования речевого аппарата. Ринолалия характеризуется грубыми искажениями звукопроизношения, назализацией согласных и гласных звуков, вторичным нарушением фонематических процессов и письменной речи, недоразвитием лексико-грамматической стороны речи. Диагностическое обследование при ринолалии включает консультацию отоларинголога, челюстно-лицевого хирурга, логопеда для выявления анатомических и функциональных дефектов артикуляционного аппарата и степени нарушения всех сторон речи. С целью преодоления ринолалии может проводиться хирургическое, физиотерапевтическое, ортодонтическое лечение; психотерапия, логопедическая работа.
Общие сведения
Ринолалия – искажение звукопроизношения и тембра голоса вследствие нарушения нёбно-глоточного смыкания. Ринолалия встречается с частотой 1 случай на 760 человек. Некоторые авторы рассматривают ринолалию как форму механической дислалии, однако общепринятым в современной логопедии является выделение ринолалии в самостоятельное нарушение речи. Для обозначения ринолалии в литературе иногда используются термины «гнусавость» или «ринофония», однако оба этих понятия недостаточно полно отражают суть речевого нарушения, поскольку указывают лишь на специфическое нарушение голоса (назализацию), в то время как при ринолалии страдает артикуляционная и акустическая сторона речи.
Многообразие и сложность расстройств, лежащих в основе ринолалии, обусловливают необходимость участия в ее преодолении специалистов в области хирургической стоматологии, ортодонтии, отоларингологии, логопедии, психологии.
Ринолалия
Причины ринолалии
По времени возникновения открытая органическая ринолалия может быть врожденной или приобретенной. Врожденная открытая ринолалия встречается у детей с расщелинами мягкого и твердого нёба («волчьей пастью»), расщеплением альвеолярного отростка верхней челюсти и верхней губы («заячьей губой»), укорочением мягкого нёба, раздвоением или отсутствием маленького язычка, скрытыми (субмукозными) расщелинами твердого нёба. Причинами врожденных расщелин лица может служить заражение беременной на ранних сроках гестации токсоплазмозом, гриппом, краснухой, паротитом и др. инфекциями; контакт с ядохимикатами и другими вредными веществами, курение, употребление наркотиков и алкоголя во время беременности, стрессы, эндокринные нарушения у будущей мамы. Критическим периодом для формирования расщелин лица служит 7-8 неделя эмбриогенеза.
Приобретенная открытая органическая ринолалия возникает в результате рубцовых деформаций, травматической перфорации нёба, параличей и парезов мягкого нёба, обусловленных ранением или опухолевой компрессией языкоглоточного или блуждающего нервов.
Случаи открытой функциональной ринолалии встречаются после удаления аденоидов или при постдифтерийных парезах мягкого неба. При этом наблюдается недостаточный подъем мягкого неба и неполное нёбно-глоточное смыкание при фонации.
Причинами закрытой органической ринолалии выступают различного рода анатомические изменения в носовой полости или носоглотке. Передняя закрытая ринолалия может быть связана с наличием искривления носовой перегородки, полипов носа, гипертрофии слизистой, опухолей полости носа. Задняя закрытая ринолалия вызывается аденоидами, полипами, фибромами носоглотки, ростом непарной глоточной миндалины и т. д.
Закрытая функциональная ринолалия возникает при гипертонусе мягкого неба, препятствующем выходу воздушной струи через нос. Данное состояние может развиваться вследствие аденоидэктомии, неврологических нарушений, а также на фоне копирования гнусавой речи окружающих.
Классификация
Механизм развития ринолалии связан с нарушением взаимодействия носовой полости и ротоглотки. В зависимости от особенностей этого нарушения принято выделять открытую и закрытую форму ринолалии. С учетом возможных причин (анатомических дефектов или нарушения функции речевого аппарата) каждая из форм может быть органической и функциональной.
- Открытая ринолалия характеризуется наличием постоянного открытого сообщения между носовой и ротовой полостью, что обусловливает свободное прохождение воздушной струи одновременно через нос и рот в процессе речи и возникновение носового резонанса при фонации.
- Закрытая ринолалия связана с наличием препятствия, преграждающего выход воздушной струи через нос. В зависимости от уровня расположении анатомического препятствия (полость носа или носоглотка) выделяют соответственно закрытую переднюю и закрытую заднюю ринолалию.
- При сочетании непроходимости носа и недостаточности небно-глоточного кольца, говорят о смешанной ринолалии. В этом случае отмечается отсутствие носовых звуков и назальный оттенок голоса.
Симптомы ринолалии
При открытой органической ринолалии, обусловленной врожденными расщелинами лица, с первых дней жизни у ребенка страдают жизненно-важные функции питания и дыхания. При кормлении ребенка молоко вытекает через нос, поэтому новорожденный недостаточно набирает массу тела и недополучает необходимые питательные вещества. Вдыхаемый воздух не успевает достаточно согреться в носовых ходах, т. к. через расщелину сразу поступает в нижние дыхательные пути. Дети с небными расщелинами и открытой ринолалией предрасположены к возникновению гипотрофии, отита, евстахиита, бронхита, пневмонии. Врожденные небные расщелины часто сочетаются с неправильным прикусом.
Состояние интеллекта у детей с открытой ринолалией может быть различным – от нормы до ЗПР и олигофрении различной степени. Часто у детей наблюдаются неврологические знаки: нистагм, птоз, гиперрефлексия.
Долингвистический период у детей с ринолалией протекает аномально: обращает внимание отсутствие модулированного и разнообразного лепета, тихая или беззвучная артикуляция звуков. Речевое развитие при ринолалии также запаздывает: первые слова ребенок нередко произносит после 2-х лет. Речь невнятная, невыразительная и непонятная для окружающих.
При открытой органической ринолалии грубо нарушается артикуляция звуков и звукопроизношение. Корень языка постоянно находится в приподнятом положении, а кончик языка – в пассивном, опущенном, в связи с чем большая часть согласных приобретает «заднеязычный» оттенок и напоминает звук [х]. При открытой ринолалии все звуки имеют сильный носовой (назальный) оттенок, между собой практически не дифференцируются; голос становится глухим и тихим.
Стремясь произносить звуки более внятно, дети напрягают мимическую мускулатуру, мышцы губ, языка и крыльев носа, что приводит к возникновению гримас и еще больше ухудшает общее впечатление от речи.
Неточная артикуляция и искаженное звучание звуков сопровождается вторичным нарушением слуховой дифференциации и фонематического анализа, приводя к нарушениям письменной речи – дисграфии и дислексии. Ограничение речевых контактов у детей с ринолалией приводит к недостаточной сформированности словарного запаса и грамматической стороны речи, т. е. ОНР.
Если ребенок с открытой органической ринолалией осознает и переживают свой дефект, это вызывает у него развитие вторичных психических наслоений: замкнутости, раздражительности, застенчивости.
При открытой функциональной ринолалии страдает, главным образом, звукопроизношение гласных; согласные звуки остаются сохранными ввиду достаточного нёбно-глоточного смыкания.
Закрытая органическая ринолалия сопровождается нарушением произношения носовых звуков ([м], [м’], [н], [н’]), заменой [м] на [б], [н] на [д]. При этом также страдает тембр голоса; из-за невозможности носового дыхания дети вынуждены дышать ртом. Дети с закрытой органической ринолалией склонны к простудным заболеваниям, развитию астенического синдрома. При закрытой функциональной ринолалии голос приобретает тусклый, неестественный, мертвый оттенок.
Диагностика ринолалии
Обследование детей и взрослых с ринолалией многопланово и проводится различными специалистами: отоларингологом, челюстно-лицевым хирургом, ортодонтом, неврологом, фониатром, логопедом, дефектологом, психологом. Наиболее важными инструментальными исследованиями, позволяющими выявить причины ринолалии, служат рентгенография носоглотки, риноскопия, фарингоскопия, электромиография и др.
При логопедическом обследовании больного с ринолалией основное внимание уделяется оценке строения и подвижности артикуляционного аппарата, физиологического и фонационного дыхания, нарушений голоса. Для выявления открытой ринолалии используется проба Гутцмана – произнесение гласных [а] и [и] с попеременным закрытием и открытием носовых ходов. При зажатых ноздрях звуки заглушаются, одновременно логопед ощущает пальцами сильную вибрацию крыльев носа.
Затем исследуется звукопроизношение всех гласных и согласных звуков, просодическая сторона речи, фонематические процессы, состояние лексики и грамматики; у школьников – состояние чтения и письма. На основании медицинской диагностики и обследования устной речи намечается план лечебной и коррекционно-педагогической работы при ринолалии.
Коррекция ринолалии
При органических формах ринолалии требуется устранение анатомических дефектов: изготовление глоточного обтуратора, хирургическая коррекция деформаций лица (уранопластика, велофарингопластика, хейлопластика), аденотомия, полипотомия носа, септопластика, удаление новообразований глотки и пр. Главная роль в лечении функциональной ринолалии принадлежит физиотерапии и психотерапии. Медицинское воздействие дополняется дифференцированной логопедической работой. Особенности коррекционного процесса рассмотрим на примере ринолалии при нёбных расщелинах.
Логопедические занятия по коррекции открытой органической ринолалии проводят в до- и послеоперационной периоде. До операции проводится артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, логопедический массаж (пальцевой массаж фрагментов твердого нёба и вибрационный массаж мягкого нёба). На этом этапе необходимо работать над постановкой и автоматизацией доступных звуков (при сохранении их назального оттенка), развивать силу и гибкость голоса, расширять словарь ребенка, воспитывать слуховое внимание и фонематический слух и т. д.
Целью послеоперационной работы по коррекции ринолалии служит закрепление достигнутых навыков в новых анатомических условиях. С этой целью проводится массаж послеоперационных рубцов нёба, развитие полноценного нёбно-глоточного смыкания, выработка дифференцированного ротового и носового выдоха, коррекция звукопроизношения, устранение назального оттенка голоса, ликвидация пробелов в лексико-грамматическом строе и фразовой речи.
Прогноз и профилактика ринолалии
Функциональная ринолалия, как правило, имеет благоприятный прогноз и устраняется с помощью фониатрических упражнений и логопедических занятий. Эффективность преодоления органической ринолалии во многом определяется результатами хирургического лечения, сроками начала и полнотой логопедической работы.
Профилактика ринолалии заключается в предупреждении возникновения и своевременном устранении анатомических дефектов и функциональных расстройств речевого аппарата.
Источник