Физическое развитие ребенка при обучению плаванию

Физическое развитие ребенка при обучению плаванию thumbnail

Из всего многообразия спортивных секций для детей многие родители останавливают свой выбор на плавании. Этот вид спорта, стимулирующий тренировку всех мышц организма, не требует больших затрат на инвентарь. Также положительным фактором является  набор детей с 3-4 лет. Давайте посмотрим, какие плюсы есть у секции плавания, как проходит обучение и что нужно знать родителям до начала посещения занятий по плаванию.

Содержание:

  • Польза плавания для ребенка
    • Плавание для детей разных возрастов
    • Как проходит обучение плаванию
    • Медицинские противопоказания
    • Необходимый для занятий инвентарь
    • Мальчики и  девочки
    • Что делать, если ребенок отказывается ходить на плавание

Польза плавания для ребенка

О пользе плаванья каждый слышал, но какие конкретно плюсы от посещения такой секции получит ребенок? Среди наиболее явных можно выделить:

  • равномерное развитие всех мышц организма. Для удержания и движения по воде ребенок координирует и использует все мышцы тела, тренируя их, укрепляя. Лучше всего развиваются плечевой пояс, руки, ноги, пресс;
  • укрепление и расслабление опорно-двигательного аппарата. В воде тело легче, чем на суше, все суставы и позвоночник избавляются от компрессионной нагрузки, отдыхают. Плавание рекомендовано детям с легкими отклонениями в осанке, при различных заболеваниях (предварительно нужна консультация педиатра);
  • быстрый рост. Сниженная компрессионная нагрузка на суставы и позвоночник способствуют быстрому росту костей скелета;
  • улучшение координации. Чтобы удерживать тело на воде и плавать, ребенку нужно координировать движения тела, что положительно сказывается на умении владеть своим телом, чувствовать его;
  • улучшается работа легочной системы. Для того чтобы плавать, мальчикам и девочкам нужно научиться правильно дышать, делать глубокие вдохи и короткие выдохи. Постоянная тренировка “правильного” дыхания улучшает насыщаемость крови кислородом, способствует улучшению легочной системы;
  • укрепление иммунитета, закаливание организма. Вода способствует усилению сопротивляемости организма перепадам температур.
  • эмоциональный заряд, чувство удовлетворенности. Если ребенок, посещающий секцию плавания во время тренировки полностью выкладывается, то по завершению занятий он чувствует себя уставшим, но довольным.
  • снятие негатива, снижение нервного напряжения, раздражительности. Занятия в воде способствуют расслаблению нервной системы, через активное занятие спортом мальчики и девочки сбрасывают накопившуюся негативную энергию, чувствуют себя более уверенно.

Учить ребенка плаванию можно начиная с 2 недельного возраста, но большинство секций начинают прием желающих после 3 лет.

Рекомендуемый возраст начала посещения секции плавания с тренером с 6-7 лет.

Любительские секции плавания предусматривают занятия 2-3 раза в неделю по 1 часу. Для детей младше 6 лет одно занятие в воде занимает около 20 минут, оставшееся время идет отработка элементов на суше.

Плавание для детей разных возрастов

польза плаванияВ зависимости от возраста ребенка применяются разные техники и методики обучения детей.

С 2 недель до 3 лет малыш обучается по техникам грудничкового плавания, основанным на развитии врожденных рефлексов: плавания и задержки дыхания. При желании обучать малыша этого возраста желательно пройти инструктаж или заниматься под руководством специалиста. В бассейн дети допускаются с 2 месяцев

С 3 до 6 лет применяются техники обучения основам плавания: понимания свойств воды, ее сопротивления движениям тела, способам удержания тела на воде в горизонтальном положении и вертикальном положении. По итогу, к 6 годам ребенок учится лежать на спине на воде.

До 5-6 лет во время занятий должны присутствовать родители. Отдавая в секцию плавания дошкольника, следует учитывать, что для него это будет больше развлечение, чем целенаправленное обучение. Осознанное отношение к занятиям появляется у детей ближе к 6 годам. Чаще всего дети с 3 до 6 лет обучаются в индивидуальном порядке или в маленьких группах (до 5 человек).

С 6-7 лет применяются техники обучения разным стилям плавания (брасс, кроль). Если ребенок только начинает посещать плавание, то в первые месяцы его будут учить удерживать тело на воде, правильно координировать движения рук и ног, расслабляться. Младшие школьники более собранные, чем дошкольники, они уже могут дольше удерживать внимание на объяснениях тренера, четко выполнять поставленные задачи.

Занятия в секции плавания для детей дошкольного возраста всегда осуществляются по общеоздоровительной программе, основная цель — научить вести себя в воде, улучшить физические показатели. Профессиональное обучение плаванию начинается после 7 лет, если ребенок показывает хорошие результаты, обладает способностями к этому виду спорта.

Как проходит обучение плаванию

Методики и техники обучения плавания зависят от цели, которую преследуют родители, отдавая ребенка в секцию:

  • если основной задачей является оздоровление ребенка, гармоничное развитие и формирование двигательных навыков, то достаточно посещать секцию 2-3 раза в неделю, работать с тренером для формирования основ плавания.
  • при нацеленности на спортивные достижения, в дополнение к ежедневным тренировкам, должны быть занятия по вырабатыванию навыков на суше, наращивание мышечной силы на беговой дорожке и в тренажерном зале.

В профессиональное плавание ребенок может попасть только после посещения оздоровительной группы обучения плаванию, после оценки способностей и рекомендаций тренера.

Посещение секции плавания должно приносить ребенку удовольствие, радость, только в этом случае получится достичь хороших результатов и не навредить здоровью ребенка.

Читайте также:  Развитие ребенка на разных возрастных этапах психология

Прежде чем начинать учить ребенка плаванию, тренер должен провести подготовительную работу. В первую очередь малыш должен научиться лежать на воде, почувствовать как можно управлять своим телом в новых условиях.

После того, как ребенок осваивает умение лежать на воде, его научат скользить по ней. В большинстве случаев для этого используют специальные доски. Опираясь на нее, ребенок отталкивается от дна бассейна и начинает интенсивно перебирать в воде ногами. Таким образом он учится передвигаться в воде.

Вместе с умением удерживать свое тело и скользить, тренер обучает детей правильно дышать. Чтобы тело хорошо удерживалось водой, в легких человека должно быть достаточно воздуха. Правильное дыхание — залог успешного плавания.

Только после полного освоения умения держать тело на воде и скользить, а также правильно дышать тренер приступает к обучению ребенка разным стилям плавания.

Обучение детей в секции плавания отличается от обучения взрослых своими подходами. Если взрослый хочет научиться плавать, то тренер в первую очередь работает над снижением страха перед водой. Обучение детей выстраивается по-другому. Цель тренера — научить правильно действовать в воде, чувствовать свое тело, не бояться воды, но не впадать в беспечность.

Техника обучения плаванию детей предусматривает обязательную отработку всех элементов на берегу перед применением ее в воде. Обязательно скажите вашему крошке об этой особенности, попросите его быть внимательным к словам тренера, стараться усвоить все нюансы движений до отработки их в воде. Это обеспечит быстрое обучение, удовольствие от посещения секции.

Медицинские противопоказания

Перед началом посещения секции плавания вам обязательно понадобится посетить участкового педиатра. Ребенку могут отказать в выдаче справки, если у него есть противопоказания:

  • порок сердца;
  • судорожный синдром;
  • кожное заболевание с нарушением целостности кожного покрова (экзема);
  • заразные кожные заболевания (чесотка);
  • эпилепсия;
  • явные признаки вирусной инфекции: насморк, повышенная температура, кашель.

Необходимый для занятий инвентарь

инвентарь

Для первых занятий в секции плавания нужно подготовить:

  • плавки;
  • шапочка для плавания;
  • резиновые тапочки или другая обувь, чтобы дойти из раздевалки до бассейна;
  • очки для плавания;
  • мочалка и мыло;
  • полотенце;
  • шапочка х/б. Она одевается после душа после тренировки до полного высыхания волос на голове;

В зависимости от количества детей в группе могут понадобиться нарукавники, воротник или пояс. Необходимость приобретения этих деталей необходимо уточнить у тренера.

Мальчики и  девочки

Секция плавания подходит и мальчикам, и девочкам. Выбор этой секции не зависит от пола вашего ребенка. Среди всех вариантов плавания исключение по гендерному признаку есть только в синхронном плавании, в него набирают только девочек.

Что делать, если ребенок отказывается ходить на плавание

Польза плавания для детей неоспорима, но достаточно часто сталкиваясь со сложностями во время обучения, дети начинают отказываться посещать секцию. В этой ситуации родителям нужно оценить ситуацию по нескольким критериям:

Спросить ребенка о причинах нежелания посещать выбранную секцию.

В зависимости от ответа ребенка есть несколько вариантов действий:

  • Не нравится тренер и его манера обучения. В такой ситуации нужно уточнить, что именно в тренере не нравится ребенку. Возможно руководитель секции слишком много требует от малыша или недостаточно понятно объясняет. В этой ситуации можно подойти и поговорить напрямую с тренером о его взгляде на сложившуюся ситуацию, если после этого ситуация не изменится, можно подыскать другого специалиста.
  • Сложности с выполнением предложенной нагрузки. Поговорите с тренером, попросите, чтобы на время для вашего крохи была пересмотрена программа занятий.
  • Недопонимание с ребятами в группе. В детских коллективах иногда случаются стычки и насмешки, если ваш кроха отказывается ходить по причине сложностей в общении с другими детьми — поговорите с тренером, чтобы он применил педагогические технологии, поговорил с родителями других детей.

В любом случае, прежде чем отказываться от посещения бассейна необходимо поговорить с тренером, узнать его мнение о способностях и возможностях вашего ребенка, услышать его профессиональное мнение о сложившейся ситуации. Дети, особенно младшие школьники не всегда могут четко объяснить, в чем причина нежелания посещать секцию. Если вы не найдете причину этого нежелания, то есть вероятность, что и другом кружке или секции появятся те же проблемы. Первый шаг по восстановлению желания посещать дополнительные занятия — найти причину неприятия.

Предложить заняться другим видом спорта

Плавание — хороший вид физической нагрузки, но не все дети с радостью посещают бассейн. Каждый малыш индивидуален, и, возможно, для вашего крошки более желанным будет другой вид спорта. Этот вариант подходит вам в том случае, если ребенок находясь в хороших отношениях с тренером, детьми, выполняя все предложенные нагрузки легко, не испытывает желания ходить на тренировки, увлеченно рассказывает о других занятиях.

Читайте также:  Шаблон для записи развития ребенка

Предложите сделать перерыв в занятиях на короткий срок.

Этот выход хорошо применять для школьников посещающих секцию плавания. Иногда школьная и внешкольная нагрузка на ребенка становится ему не под силу и организм требует отдыха. Предложите своему сыну или дочке не посещать секцию 2-3 недели, после чего попробуйте возобновить занятия. Вероятно после небольших каникул сложности с посещением пройдут.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Источник

Андрей Кузнецов
Развитие физических качеств у дошкольников в процессе занятия плаванием в детском саду

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНИЕМ В ДЕТСКОМ САДУ

Плавание – способ передвижения в воде, циклическое движение, оказывающее всестороннее развитие на организм ребенка. При систематических занятиях плаванием у детей развиваются все группы мышц, что способствует сохранению правильной осанки.

Плавание применяется как средство закаливания и профилактики ряда простудных заболеваний. В результате систематических занятий плаванием совершенствуется сердечно-сосудистая и дыхательная системы.

Плавание как физическое упражнение гармонично развивает и укрепляет организм человека, способствует увеличению его двигательных возможностей и улучшает качество ряда движений, необходимых ему в повседневной жизни.

Обучение плаванию проходит поэтапно, начиная с приучения детей к воде, передвижению в воде и выполнению подготовительных упражнений, далее обучение задержке дыхания, выдоху в воду и свободное погружение с закрытыми глазами и открыванием глаз, и только потом формированию умения держаться на воде, скользить со вспомогательными предметами, затем самостоятельно.

Приступая к занятиям, следует помнить о специфических особенностях детского организма, строении мышц и их работы. Поскольку мышцы ребенка более эластичны, чем у взрослого человека, то при сокращении они больше укорачиваются, а при растяжении больше удлиняются. Этими особенностями мышечной системы объясняется, почему дети быстро утомляются, но их физическое утомление быстро проходит. Поэтому для ребенка нежелательны длительные мышечные напряжения и однообразные статические нагрузки.

Плавание является адекватной для детского организма нагрузкой, поскольку в цикле плавательных движений напряжение и расслабление мышечных групп последовательно чередуются.

Не следует забыть, что основной формой деятельности дошкольника является игра и все занятия должны быть пронизаны игровым элементом.

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПЛАВАНИЮ

Занятия по плаванию призваны решать оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи.

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

• Укрепление здоровья, закаливание и профилактика простудных заболеваний.

Плавание закаливает организм ребенка. Частая смена температур внешней среды вырабатывает в организме защитные реакции. В результате этого повышается сопротивляемость организма простудным заболеваниям.

• Совершенствование опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки и профилактика искривлений позвоночника.

Тело ребенка в воде находится в состоянии частичной невесомости, это разгружает позвоночник от обычных гравитационных нагрузок, что способствует росту тела и, как следствие, плавание способствует улучшению осанки и профилактика искривлений позвоночника.

Горизонтальное положение тела увеличивает двигательные возможности человека и способствует их развитию, а так же облегчает работу внутренних органов (сердце, печень, почки и др.)

• Увеличение ЖЕЛ, и как следствие хорошая работа органов дыхания и проводящих путей.

Регулярные занятия плаванием способствуют увеличению ЖЕЛ. Выдох в воду происходит с бльшим усилием, чем в обычной жизни, работа мышц груди и диафрагмы усиливается.

• Приобретение навыков бытового обслуживания и гигиены.

Вода очищает кожу человека, способствует улучшению кожного дыхания и укреплению самой кожи. Дети принимают душ, учатся самостоятельно пользоваться предметами гигиены, приобретают привычку соблюдать правила посещения бассейнов.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

Воспитательные задачи направлены на воспитание двигательной культуры (приобщение к ЗОЖ, нравственно-волевых качеств: смелость, настойчивость, решительность, воспитывают сознательную дисциплину и организованность, а участие в командных подвижных играх способствует развитию коммуникаций и социализации ребенка.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

Решение образовательных задач способствует:

• Формированию двигательных учений и навыков

• Развитию двигательных способностей (координация движений, дыхательных функций)

• Развитию пространственного восприятия, внимания, мышления и памяти

Например, игра «Водолазы», с различными вариациями и числом предметов доставаемых со дна.

• Способствуют формированию и развитию двигательных качеств (сила, гибкость, ловкость, выносливость, скорость)

РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ В ПЛАВАНИИ

Овладение навыком плавания сопровождается развитием таких двигательных качеств, как сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость.

В средствах решения задач на формирование и развитие двигательных качеств у детей дошкольного возраста должна превалировать игровая деятельность или упражнения и задания с элементами подвижных игр.

Следует понимать, что двигательные качества развиваются вместе, нельзя отдельно развить только скорость или ловкость и т. д.

СИЛА В ПЛАВАНИИ

Сила в плавании развивается, уже как минимум, за счет усилий прилагаемых для преодоления сопротивления воды (ее плотность и выталкивающая сила). Способы передвижения могут быть различными: шагом, бегом, с применением изученных способов плавания.

Подвижная игра «Рыбки-воришки»

Цель игры: забрать с одного борта бассейна игрушки (предметы) и перенести их на противоположный борт, убегая от водящего.

Ход игры: Один водящий – рыба сторож (далее водящий, остальные маленькие проворные рыбки (далее игроки). В начале игры игроки стоят у одного борта, водящий у противоположного, по сигналу «Рыбки-воришки!» игроки перемещаются к противоположному борту заданным видом движения, разгоняя поток воды, берут игрушки, и как можно быстрее возвращаются обратно, а водящий по сигналу «Лови!» пытаем их догнать. Тот игрок, которого поймал, становиться водящим и игра повторяется заново.

Читайте также:  Развитие ребенка с дцп в дошкольном

Варианты:

Способы перемещения – бегом, скольжение, скольжение с работой ног, в полной координации, до игрушек одним способом, обратно другим,

Можно дать водящему отдельный от игроков способ перемещения;

Игрушки изначально могут быть на воде, или под водой (тогда за ними нужно еще и нырнуть);

Команда «Лови!» может звучать на разной дистанции игроков от водящего.

ГИБКОСТЬ В ПЛАВАНИИ

Гибкость – одно из важных физических качеств пловца. Хорошая гибкость обеспечивает пловцу свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий во время гребка.

Часто понятие «гибкость» считают синонимом понятия «подвижность суставов», однако между ними есть различие. Под подвижностью в суставе понимают степень свободы движений в конкретном суставе; под гибкостью – степень свободы движений в какой-либо части тела или частях тела. Разумеется, отличная подвижность в суставах хорошая основа для высокого уровня проявления гибкости.

Недостаточная подвижность в голеностопных суставах существенно сказывается на эффективности работы ногами: имеются потери в величине шага пловца. В результате этого повышается темп движений руками. Плохая подвижность в плечевых суставах ограничивает пронос рук над поверхностью воды, нарушает требования в фазе входа руки в воду, «смазывает» начало гребка и, по сути, весь гребок.

Ведущие формы подвижности в суставах одни и те же: дорзальная подвижность плечевых суставов и плечевого пояса, подошвенное сгибание в голеностопных суставах.

Средства:

Сухое плавание (на суше, упражнения с элементами вращения в суставах, с поворотами, разворотами и т. д.)

ОРУ, как на суше, так и в воде, с элементами вращения в суставах, с поворотами, разворотами, рывки.

Упражнение в ластах «Красим стену»

В воде, упражнения с обручами (другие предметы – барьеры, выпрыгивания в обруче и ныряния в обруч в различных вариациях и усложнениях, чтобы задействовать мышцы голени.

ЛОВКОСТЬ В ПЛАВАНИИ

Ловкость – это целесообразность движений в данной конкретной ситуации; она является сложным двигательным качеством, не имеющим единого критерия для оценки. Плавание предъявляет специфические требования к координационным способностям. На занятиях плаванием в основном способствуем развитию координации как:

координация, как ориентация в пространстве, реакция на изменения условий окружения,

координация, как согласованное движений рук и ног.

Средства:

координация, как ориентация в пространстве, реакция на изменения условий окружения,

Подвижные игры типа «Ловишки» с обручем, с определенными правилами (под водой не ловить) и усложнениями, как например двое водящих.

Игры на быстрое принятие решений: «Караси и Щуки», «Кто первый услышал свисток».

Упражнения с изменением направления движения: ныряния, выныривания, подныривания и т. д. их комбинации с обручами.

Упражнения с разучиванием техники стиля плавания: у бортика – работа ног и попеременная работа рук на разный темп ног, в движении – в основном уже в подготовительной группе.

ВЫНОСЛИВОСТЬ В ПЛАВАНИИ

Выносливость – способность выполнять работу заданной мощности на фоне возрастающего утомления без снижения скорости и техники плавания. Выносливость предполагает прежде всего высокую производительность сердечно-сосудистой системы и системы дыхания. Выносливость во многом определяется силой мотивов и волевыми качествами пловца.

В практике принято различать общую выносливость (базовую, аэробную) и специальную (анаэробную, скоростную). Мощность и продолжительность тренировочных упражнений на воспитание выносливости определяются степенью задействования того или иного механизма энергетического обеспечения и характера адаптационных изменений в организме пловца.

Средства:

Проплывание длинных отрезков с разным заданием, с поддерживающими предметами и без и в полной координации.

Дозировка – 4 отрезка по 8-10 метров.

СКОРОСТНЫЕ СПОСОБНОСТИ

Скоростные способности пловца характеризуются его умением проплывать короткие отрезки дистанции с максимально высокой скоростью.

Скоростные способности зависят от уровня технического мастерства – правильной техники плавания, поэтому способствовать развитию скоростных способностей нужно после того как поставлена техника плавания или параллельно с изучением техники плавания.

Средства:

Подвижная игра на перемещение в воде на коротких отрезках:

«Караси и щуки» – с разными способами преодоления отрезков.

Специальные упражнения на скорость в соревновательном виде:

Шайбы на дне бассейна у одного борта, Участники стоят у противоположного, по сигналу необходимо заданным видом переместиться к противоположному борту, достать шайбу, положить на борт и заданным видом передвижения вернуться обратно. Кто первый, тот победил.

При систематических занятиях у дошкольников увеличивается сила, гибкость, ловкость, дети не боятся воды, не паникуют при изменении условий игры или двигательной деятельности, активно и с интересом посещают занятия по плаванию.

Источник