Физическое развитие ребенка наполнение предметной среды

Предметно-развивающая среда по физическому воспитанию согласно требованиям ФГОС: основные цели и  принципы

Растить детей быть сильными, здоровыми – задача каждого дошкольного учреждения.

В дошкольном учреждении основная форма развития двигательной активности детей – это физкультурные занятия. Но в целях развития и поддержания интереса у детей  к занятиям необходимо  позаботиться о создании предметно-развивающей среды, стимулирующей их физическое развитие.

Стратегия создания полноценной предметно-развивающей среды, для стимуляции физического развития детей,  прежде всего, должна быть направлена на  ее развивающий характер. Предметный мир должен обеспечить реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности, обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Ведь среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, в ней дети реализуют свои способности.

Предметно-развивающая среда для решения задач физического развития детей должна преследовать следующие цели:  

1.Формирование у дошкольников основы здорового образа жизни.

2. Активизация двигательной деятельности.

3. Развитие движений и совершенствование двигательных функций.

4. Укрепление здоровья и закаливание  детского организма.

5. Достижение необходимой для возраста физической подготовленности.

6. Предупреждение нарушений опорно-двигательного аппарата.

7. Создание условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях.

8.Приобщение детей к занятиям физической культуры и спорту.

Согласно требованиям ФГОС для    реализации  вышеназванных  целей воспитатель при создании предметно-развивающей среды физического развития детей должен руководствоваться следующими принципами:

1.Полифункциональность среды – предметно-пространственная среда должна открывать  множество возможностей, обеспечивает все составляющие образовательного процесса, а значит многофункциональна, имела характер открытой системы, способной к изменению, корректировке и развитию.

2. Трансформируемость среды, то есть возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.

3. Вариативность – предметно – развивающаяся среда должна иметь многообразие материалов,  с художественно образным или конструктивным решением, мобильностью его компонентов.

4. Универсальность – что позволяет самим детям и детям вместе со взрослым строить и менять предметно-развивающую среду, трансформируя ее в соответствии с видом занятия, игры, ее содержанием и перспективами развития.

5. Принцип активности – возможность формирования у детей проявления активности.

6. Принцип стабильности — динамичности развивающей среды, то есть возможность ее изменения в соответствии с учетом разнообразных педагогических задач.

7. Принцип гибкого зонирования – жизненное пространство должно быть построено таким образом, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности.

8. Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка.

9.  Принцип открытости – это открытость природе, обществу и т. д.

10. Гендерный принцип –  предполагает построение среды с учетом половых различий, предоставление возможностей, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

11. Принцип надежности и безопасности – предметы мебели и оборудования, конструкции должны быть  надежными и безопасными для их использования детьми (исключать случаи падения с высоты, травмирование в результате неустойчивости оборудования, удары и ушибы об острые углы и т.п.)

12. Принцип гигиенического соответствия – предметы мебели и оборудование должны быть выполнены из экологически чистых материалов, иметь водоотталкивающее покрытие, при гигиенической обработке не деформироваться.

Таким образом, первоначальную основу здоровья и своевременного физического развития детей составляет правильная организация предметно-развивающей среды. И во многом определяется  удобством,  соответствием возрасту предметов  мебели, оборудования для двигательной активности, обеспечивающих достаточное освоение окружающего пространства, постепенное овладение основными видами движений и более утонченными действиями рук.

А перед воспитателем стоит важнейшая задача – научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному применению физкультурного оборудования.

Источник

Анастасия Власевич
Развивающая предметно-пространственная среда по образовательной области «Физическое развитие»

Подготовила: воспитатель Власевич А. А.

(Слайд 2) Образовательная область “Физическое развитие” является структурной едини-цей образовательной программы дошкольного образования, представляющей определен-ное направление развития и образования детей.

(Слайд 3) Основные цели и задачи образовательной области “Физическое развитие”.

Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и фи-зической работоспособности, предупреждение утомления.

Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, вырази-тельности движений, формирование правильной осанки.

Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности.

Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.

Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических уп-ражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.

(слайд 4) Максимальную реализацию образовательной программы обеспечивает разви-вающая предметно-пространственная среда. Она обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, а также двигательную активность детей.

Читайте также:  Вараксинский детский сад центр развития ребенка

Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, ко-торые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом.

(Слайд 5) В соответствии с п. 1.6. ФГОС ДО поставлены следующие задачи, которые можно реализовать с помощью организации развивающей предметно-пространственной среды:

1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмо-ционального благополучия;

2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в пе-риод дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социаль-ного статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней

4) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового об-раза жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

6) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуаль-ным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

(Слайд 6) В нашем детском саду воспитателями групп организованы центры движения в группах.

Группа “Звездочки”:

Кольцеброс

Кегли

Мячи

Гири

Гимнастические палки

Группа “Солнышко”:

Массажные дорожки

Кегли

Мячи

Скакалки

(Слайд 7) Спортивный инвентарь для проведения занятий по физической культуре в на-шем саду (в том числе нетрадиционное) (сверху вниз):

Массажные дорожки

Мячи большого диаметра

Кегли

Мячи среднего диаметра

Мячи для игры в баскетбол и футбол

Гимнастические палки

Гимнастические ленты

Атласные ленточки

Кольцеброс

Обручи

Баскетбольное кольцо

Дуги

Ракетки для бадминтона

Скакалки

(слайд 8) Мячи малого диаметра для метания (слева направо):

Пластиковые мячи

“Снежки” из бумаги

Сосновые шишки

Дартс

Набивные мячики из киндер-яиц

(слайд 9) Для развития координации:

Набивной мяч

Кольцеброс

Ракетки

Султанчики

Баскетбольный и футбольный мячи

Кегли

(Слайд 10) Разное оборудование:

Гимнастические ленты

Веревки и шнуры различной длины

Мешки для бега

Набивные мешочки

(Слайд 11) Использование массажных дорожек

(Слайд 12) Использование оборудования

(Слайд 13) Спасибо за внимание!

Источник

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО по физическому развитию

Инструктор по физической культуре

Павлова Елена Александровна,

СП «Детский сад Созвездие»

ГБОУ СОШ п.г.т. Петра Дубрава

     Одним из главных условий полноценного развития личности ребенка является его эмоциональное благополучие, которое в условиях детского сада во многом зависит от способности педагогов создать в детском саду благоприятный климат. Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества.  И для этого нужна соответствующая развивающая предметно-пространственная среда

Развивающая предметно – пространственная среда (РППС) дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) – это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребенка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования; а также на деятельность всех участников образовательного процесса в ДОУ. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования (ФГОС ДО), определил требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, которые включают требования к развивающей предметно – пространственной среде. Согласно ФГОС ДО, развивающая предметно – пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, вариативной и безопасной.                                                                                 При создании условий для сохранения и укрепления здоровья дошкольников, повышая интерес к физкультуре, спорту и двигательной активности в условиях реализации ФГОС ДО, оформление и оснащение спортивного зала в детском саду играет не последнюю роль.

Спортивный зал – это центр физического развития, где всё приспособлено для активного занятия спортом. Оформление спортивного зала в детском саду можно считать своеобразным созданием атмосферы взаимного сотрудничества, а так же здорового соперничества и стремления к новым удачным достижениям.

Моя задача – организовать  развивающую предметно пространственную среду так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности, а так же чтобы пространства физкультурного зала  было оснащено нестандартным, многофункциональным оборудованием и инвентарем, отвечающим гигиеническим, психическим, эстетическим, и другим требованиям, которая соответствует всем санитарно-гигиеническим  нормам.                                                             

Читайте также:  Консультация для родителей развитие творчества у ребенка

В нашем детском саду имеется музыкально-физкультурный зал, который дает нам возможность,   использованию разнообразных физкультурных и спортивно-игровых пособий, повышает интерес к выполнению различных движений, ведет к увеличению интенсивности двигательной активности, что благотворно влияет на физическое, умственное развитие и на состояние здоровья ребенка. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства физкультурного зала и спортивного участка, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

 Развивающая предметно-пространственная среда физкультурного зала в нашем детском саду соответствует всем критериям ФГОС. При обустройстве спортзала в детском саду руководствовались следующими принципами, РППС должна быть:                                                                                     Содержательно-насыщенная – средства обучения, инвентарь, оборудование, которые позволяют обеспечить все виды детской деятельности; эмоциональное благополучие детей; возможность самовыражения детей.                                                           Трансформируемая – возможность изменения РППС в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей.      Полифункциональная – возможность разнообразного использования составляющих РППС в разных видах детской активности.            Доступная – свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все виды детской деятельности.  Безопасная – соответствие элементов РППС требованиям СЭС, пожарной безопасности и охране жизни и здоровья детей.

Пространство оснащено средствами обучения и воспитания (спортивным, оздоровительным оборудованием и инвентарем) как в спортивном зале, так и на участке. В набор спортивно-игровых комплектов обычно входят традиционные пособия: гимнастические лестницы, скамейки, палки, мячи, обручи, пособия для ОРУ и спортивных подвижных игр и нетрадиционные.

Подбор оборудования определяется задачами как физического, так и всестороннего воспитания детей.

Гимнастическая скамейка.  В большинстве случаев упражнения направлены на укрепление мышц — ног, рук, пресса, спины. Гимнастическую скамью применяют для занятий, направленных на поддержание осанки и улучшения координации.  Упражнения на скамейках развивают и совершенствуют: силу мышц, гибкость, подвижность суставов, быстроту мышечных сокращений, координацию, ловкость, умение регулировать напряжение и расслабление отдельных групп мышц.          Среди популярных  общеразвивающих упражнений можно выделить: различного вида ходьбы, прыжков, перелазование, подлазование, профилактика плоскостопия

Гимнастическая стенка. Развивает и укрепляет  мышцы рук, ног и спины, растягивается позвоночник; Развитие координации, гибкости, ловкости и силы

Мяч.  Упражнения в бросании и катании мячей способствуют развитию координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений. Они формируют умения схватить, удержать, бросить предмет, приучают рассчитывать направление броска, согласовывать усилие с расстоянием, развивают выразительность движений, ориентировку в пространстве. Упражнения с мячами различного веса и объёма развивают не только крупные, но мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, что особенно важно для шестилетнего ребёнка, готовящегося к обучению в школе. При ловле и бросании мяча ребёнок действует обеими руками. Это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма.

Хопы и фитболы. Развивают чувство равновесия, координацию движений. Помогают развивать и укреплять мышцы спины, живота, ног и рук. Помогают формировать правильную осанку детей. Тренируют вестибулярный аппарат. Избавляют от стрессов и снимают нервное напряжение

Скакалка. Прыжки через скакалку используют для укрепления мышц ног, улучшения координации и подвижности стоп. Способствует развитию воображения. Это прекрасное средство тренировки сердечно – сосудистой и дыхательной систем, развивающее общую выносливость и координацию движений.

 Кубики разной величины. Развивают чувство равновесия, координацию движений.

Обручи. Укрепляют мышцы брюшного пресса и мышцы спины. Способствуют развитию гибкости, силы. Применяются при ОРУ.

Туннели. Развивает координацию движений, ловкость, смелость, умение лазать на четвереньках, опираясь на ладони и колени в замкнутом пространстве и ориентироваться в нем.

 Баскетбольные кольца и щиты для метания. Способствуют развитию глазомера, меткости, силы и ловкости.

Читайте также:  Как влияет кормление грудью на развитие ребенка

Нестандартное оборудование стимулирует интерес детей, желание двигаться, участвовать в играх; вызывает радость и положительные эмоции.

Дорожки здоровья и массажные коврики – развитие мышц нижних конечностей, координации, ловкости, внимания, массаж рефлекторных зон стопы; формирование навыков различных видов ходьбы, прыжков. Замечательным средством для профилактики и лечения детского плоскостопия являются ортопедические и массажные коврики и дорожки. Их неоднородная поверхность стимулирует нервные окончания на ноге, помогает сформировать правильный свод стопы, так как в юном возрасте косточки легче поддаются корректировке.

Тренажёры «Бильбоке» – развитие глазомера, меткости, координации, ловкости, внимания. Материалы: пластиковые бутылки из-под воды, к которым на шнуре прикрепляются контейнеры от киндер-сюрпризов, шарики. Задания: поймать шарик ёмкостью.                                                                        

                                                                                                                         Султанчики-развитие дыхательного аппарата (речевого дыхания). Материалы: на деревянной палочке крепятся , синтетические нити- волосы человечков. Задание: дуть на нити, усиливая или уменьшая воздушную струю. Используются при выполнении общеразвивающих упражнений в старшем возрасте.

                                                                                                                  Солнышко- развивать мелкую моторику пальцев рук, профилактика плоскостопия, развивать ловкость, координацию движений, воспитание правильной осанки, внимания, учит детей действовать по сигналу. Дети с удовольствием раскручивают и закручивают солнечные лучики.             Материал:  деревянный диск, атласные ленточки разного цвета, один конец  ленты приклеен к диску, другой приклеен  карандаш. Задание: упражнять в разных видах прыжков, ходьбы, быстро собрать ленточка на карандаш,

Приседание, прыжки в  зависимости от цвета ленты.

Эспандер – укреплять мышцы спины, груди и ног. развитие силы и гибкости, улучшение координации движений, универсальным тренажером, используются при выполнении общеразвивающих упражнений в старшем возрасте

Материал: капсулы от шоколадных яиц, шнур, шило; 

Массажер – счеты – развитие мышц нижних конечностей, координации, ловкости, внимания, массаж рефлекторных зон стопы, предназначены для профилактики плоскостопия у детей и улучшения кровообращения в нижних конечностях. Материал: деревянные счеты, костяшки которых покрашены в яркие цвета.

Говоря о РППС нельзя не сказать о территории участка детского сада, большая часть площадки свободна от каких-либо устройств и предназначена для подвижных игр, игровые снаряды расположены на положенном СанПином расстоянии друг от друга, все сооружения украшают площадку, делают ее нарядной и привлекательной, созданы условия для группового рассредоточения детей, есть возможность объединяться по интересам, учитываются индивидуальные и возрастные особенностей развития. Все это способствует всестороннему развитию детей: эстетическому, физическому, трудовому, нравственному, умственному, экологическому. Развивающая среда помогает формировать системные представления о предметном, природном, социальном мире.

Спортивное оборудование: бревно для развития равновесия, дуги, лестницы, кольца, турники. Обязательно выносится на участок атрибуты для спортивных игр: кольцебросы, скакалки, обручи, самокат, санки, лыжи, ракетки для игр в бадминтон, мячи разных размеров, корзины для метания и т. д.

Предметно-развивающая среда играет огромную роль в оздоровлении детей. В совместной деятельности со сверстниками у детей воспитывается готовность помочь партнеру по игре, способность сопереживать его успехам или неудачам, умение радоваться общим достижениям в том или ином виде двигательной деятельности.

1. Кочеткова Л. В. Оздоровление детей в условиях детского сада. М. Просвещение. 2005.

2. Киреева Л. Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы – Волглград:Учитель,2009.

3. Методические рекомендации «Организация развивающей предметно-развивающей среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» О. А. Карабанова, Э. Ф. Алиева. – Москва 2014.

4. Осокина Т. И., Тимофеева Е. А., Рунова М. А. «Физкультурное и спортивно- игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений». М.: Мозаика-Синтез, 1999.

  5. Доронова Т. Н., Тимофеева Т. И., Короткова Н. А., Рунова М. А. «Материалы и оборудование для детского сада». «Линка-Пресс», 2004.

Источник