Физическое развитие ребенка младшего дошкольного возраста

Физическое развитие ребенка младшего дошкольного возраста thumbnail

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В период дошкольного детства (от рождения до семи лет) у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.

Растить детей  крепкими, сильными, жизнерадостными – задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения, так как дети в них проводят большую часть дня. В детских садах предусмотрены занятия по физической культуре, которые следует строить в соответствии с психологическими особенностями конкретного возраста, доступности и целесообразности упражнений. Комплексы упражнений должны быть увлекательными, а также должны предусматривать физиолого-педагогические оправданные нагрузки, удовлетворяющие потребность ребенка в движении.

Правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма. В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Оздоровительные задачи:

Повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды путем его закаливания. С помощью разумно дозируемых оздоровительных факторов природы (солнечные, водные, воздушные процедуры) слабые защитные силы детского организма существенно возрастают. При этом,  повышается сопротивляемость простудным заболеваниям (ОРЗ, насморк, кашель и др.)  и инфекционным заболеваниям  (ангина, корь, краснуха, грипп др).

Укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки. Важно обращать внимание на укрепление мышц стопы и голени с целью предупреждения плоскостопия, так как оно может существенно ограничить двигательную активность ребенка.

Содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов. Активная двигательная деятельность ребенка способствует укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшению обменных процессов в организме, оптимизация пищеварения и теплорегуляции.

Воспитание физических способностей (координационных, скоростных и выносливости). Где процесс воспитания физических способностей не должен являться специально направленным по отношению к каждому из них. Наоборот, на основе принципа гармоничного развития следует так подбирать средства, менять деятельность по содержанию и характеру и регулировать направленность двигательной активности, чтобы обеспечивалось комплексное воспитание всех физических способностей;

Образовательные задачи:

Формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков.

Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой.

Детский возраст является наиболее благоприятным для формирования устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями. Но при этом необходимо соблюдать ряд условий.

Прежде всего, необходимо обеспечить посильность заданий, успешное выполнение которых будет стимулировать детей на более высокую активность. Постоянная оценка выполненных заданий, внимание и поощрение будут способствовать выработке положительной мотивации к систематическим занятиям физическими упражнениями. Сообщать детям элементарные физкультурные знания, развивая их интеллектуальные способности. Это позволит расширить их познавательнее возможности и умственный кругозор.

Воспитательные задачи:

Воспитание морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости др.).

Содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.

Оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, хотя и являются относительно самостоятельными, на самом деле теснейшим образом взаимосвязаны, а поэтому и решаться должны в обязательном единстве, в комплексе. Только в этом случае ребенок приобретет необходимую базу для дальнейшего всестороннего, не только физического, но и духовного развития.

Забота о физическом воспитании должна начинаться с создания благоприятного эмоционального микроклимата, обеспечения четко установленного режима дня, правильного питания, систематического закаливания, широко использования физических упражнений в жизни детей.

Средства физического воспитания детей дошкольного возраста

К средствам физического воспитания относятся гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения.

Полноценное решение задач физического воспитания достигается только при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм.

Гигиенические факторы включают в себя: режим дня, занятий, сна, бодрствования, питания; гигиену одежды, обуви, участка, групповой комнаты, зала, физкультурных снарядов и пособий. Эти факторы повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм.

Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) повышают функциональные возможности органов и систем и работоспособность организма. Они имеют огромное значение для закаливания организма, тренировки механизмов терморегуляции. Сочетание естественных сил природы с физическими упражнениями улучшает обменные процессы, приспособительные и защитные функции организма.

Физические упражнения – основное средство физического воспитания. Они используются для решения комплекса оздоровительных и воспитательных задач, всестороннего развития личности ребенка, профилактики и коррекции психофизического состояния организма.

Формы работы по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях

Физическое воспитание дошкольников – сложный процесс. Несмотря на то, что усвоение техники выполнения физических упражнений первоначально осуществляется на специально организованных физкультурных занятиях, привычка действовать определенным способом успешно складывается только в том случае, если физические упражнения в дальнейшем включены в целостный двигательный режим.

Физкультурное занятие

Физкультурное занятие – это ведущая форма организационного, систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам. Для проведения занятия воспитатель подбирает физические упражнения, определяет последовательность их выполнения, составляет план-конспект, продумывает методику проведения, готовит оборудование, размещает его, следит за созданием санитарно-гигиенических условий, за одеждой детей. Занятие проводится в 1-й младшей группе 2 раза в неделю, начиная со 2-й младшей группы до подготовительной группы включительно – 3 раза в неделю (2 раза в зале, 1 раз на воздухе). Летом все занятия на воздухе.

Характерные черты занятия: ярко выраженная дидактическая направленность; руководящая роль воспитателя; строгая регламентация деятельности и дозирования физической нагрузки; постоянный состав занимающихся и их возрастная однородность.

Требования к занятиям: каждое предыдущее занятие связано с последующим и составляет систему; важно обеспечить оптимальную двигательную деятельность детей; должно соответствовать возрасту, уровню подготовленности детей; следует использовать физкультурно-оздоровительное оборудование и музыкальное сопровождение.

Утренняя гимнастика

Значение: вовлекать весь организм ребенка в деятельное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, поднимает эмоциональный тонус, воспитывает внимание, целеустремленность, вызывает эмоции и радостные ощущения, повышает жизнедеятельность организма, дает наибольший оздоровительный эффект.

Условия, место и время проведения: проводится ежедневно до завтрака, в течение 10-12 минут на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических условий). В течение всей утренней гимнастики, проводимой в зале, форточки и фрамуги остаются открытыми, дети занимаются в физкультурной форме, босиком.

Физкультминутки

Это кратковременные физические упражнения, проводимые с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности (возбуждают участки коры головного мозга, которые не участвовали в предыдущей деятельности, и дают отдых тем, которые работали).

Значение: улучшаю кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятия.

Длительность физкультминуток: 1,5 – 2 минуты; рекомендуется проводить,  начиная со средней группы.

Список литературы

1.         Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях/ Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. – М.: Изд-во МГОУ, 2004.-100с. – (Областная целевая программа «Развитие образования Московской области на 2001-2005 гг.»).

2.         Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе // Справочник руководителя образовательного учреждения.-2005.-№10.-С.84-92.

3.         Бутова СВ. Оздоровительные упражнения на уроках // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 98.

4.         Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования // Валеология.-2004.-№1.-С.21-26.

5.         Вашлаева Л.П., Панина Т.С. Теория и практика формирования здоровьесберегающей стратегии педагога в условиях повышения квалификации// Валеология.-2004.-№4.-С.93-98.

6.         Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства // Дошкольное воспитание.-2004.-№1.-С.114-117.

7.         Волошина Л. Будущий воспитатель и культура здоровья // Дошкольное воспитание.-2006.-№3.-С.117-122.

8.         Давыдов В.Ю., Шептикин С.А., Трифонов А.Г. Методика оценки физического развития и физической подготовленности детей младшего школьного возраста. Волгоград, 1993.- 27 с.

Источник

Физическое развитие детей в младшей и средней группе

Полноценное развитие личности невозможно без физического воспитания, которое должно прививаться с младенческого возраста. В период с 1 года до 7 лет закладывается основа для ведения полноценного образа жизни, желания заниматься спортом и умственно развиваться. Физическое развитие детей в младшей и средней группе направлено на укрепление иммунитета, формирование костной системы, гладкой мускулатуры.

Основные цели и задачи физвоспитания в ДОУ

Активные занятия в младшей и средней группе необходимы для укрепления организма. Благодаря физическим нагрузкам в организме улучшаются все физиологические процессы. Упражнения тренируют сердце, улучшают работу перистальтики кишечника, стимулируют формирование объема легких, способствуют кровообращению, питанию мозга.

Образовательно-развивающая программа физвоспитания, направлена на выполнение определенных требований.

Задачи физического развития детей дошкольного возраста включают в себя:

  • Освоение координации движений;
  • Стимулирование иммунитета;
  • Поддержание здоровья;
  • Организацию волевых качеств;
  • Развитие стабильного интереса к спорту.

Физическое развитие детей раннего дошкольного возраста заключается в соблюдении дневного распорядка, полноценном питании, двигательной активности. Двигаясь, ребенок становится сильнее, выносливее, повышается уровень умственного развития, формируются те качества, которые повлияют на дальнейший успех физического и образовательного совершенствования.

Главная цель физвоспитания в младшей и средней группе – это формирования чувства значимости движения и понимание важности ведения здоровой жизненной позиции.

Методы

Физическое развитие в младшем дошкольном возрасте проводится в виде игры с разной степенью нагрузки. Занятия начинаются с утра, продолжаются на прогулке, проводятся между интеллектуальными упражнениями, во время игровых комбинаций после сна.

При проведении активных занятий в младшей и средней группе педагог применяет различные методы, которые помогают обучить и заинтересовать ребят.

Основные методы физического воспитания:

Метод

Способ осуществления

Наглядный

Подражание, показ, использование рисунков и изображений.

Словесный

Объяснение, описание, разговор, беседа, команды.

Практические

Выполнение движений, повторение, использование соревновательных и сравнительных форм.

Наглядные методы в младшей и средней группе используют для развития ходьбы, бега, лазанья, ползанья, прыжков. Педагог на личном примере показывает, как необходимо двигаться. Для подражания используют различных животных. Малыш не только двигается, но и развивает воображение. Воспитанники с восхищением летают как «птички», размахивая ручками, прыгают как «зайчики» и т.д.

Словесный метод в младшей и средней группе помогает разъяснить и прокомментировать движение. Команды «Стоп!», «Замри!», «Беги!», «Прыгай!» побуждают к движению и требуют мгновенной реакции малыша, которая развивается в игровом процессе.

Физическое развитие детей младшей группы заключается в повторении и чередовании упражнений, соревновании и оценки действий сверстников. Занятия учат ориентироваться в пространстве, контролировать эмоции, строить самостоятельные планы и цели. Активные игры позволяют развить воображение, повысить умственные способности, снять психологическую нагрузку, улучшить сон.

Примечание. Осознанное владение движениями в младшей и средней группе помогает ими пользоваться с наименьшей затратой сил и большим эффектом.

Средства воспитания

Для выполнения поставленных задач используют средства физического развития детей дошкольного возраста.

К ним относятся:

  1. Природные факторы. Солнечные лучи и вода укрепляют и закаливают малышей, улучшают обмен веществ и насыщают кровь кислородом.
  2. Гигиеническая дисциплина. Соблюдение отдыха, движения и гигиены сохраняют положительный настрой, позволяют рационально расходовать силы. Содержание в чистоте помещений и инвентаря являются профилактикой от различных заболеваний.
  3. Физические упражнения –главный прием воспитания. Нагрузка проводится дозировано, в соответствии со способностями и возрастом ребенка.

Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста в младшей и средней группе проводят по средствам гимнастики, подвижных игр, спорта, туризма. Каждый метод имеет специфику и формирует определенные навыки.

Особенности развития

Физвоспитание в младшей и средней группе достигается комплексно с применением спортивных, игровых и закаливающих методов, которые подбираются в соответствии с возрастной группой. Особенности физического развития детей дошкольного возраста:

Возраст

Задачи

Умения

Физическое развитие ребенка в 3 года.

  1. Согласованность движений.
  2. Ответ на сигнал педагога.
  3. Выполнение простейших упражнений.
  4. Навыки построения в ряд, шеренгу.
  5. Проявление интереса к активным занятиям.

Развитие чувства пространства, координации, скорости, умения взаимодействовать со сверстниками. В младшем возрасте движения выполняют по словесным командам.

Физическое развитие ребенка в 4 года

  1. Формирование позитивного отношения к физкультуре.
  2. Знакомство со спортом.
  3. Выполнение движений по командам.
  4. Нахождение закрепленного места в групповых построениях.

Ходьба на носках и пятках, приседание под команду, умение не задевая обегать предметы, подпрыгивание на месте, с небольшой высоты (10-15 см) и в длину, навыки игры с мечом, соблюдение элементарных правил безопасности.

Физическое развитие ребенка в 5 лет

  1. Взаимодействие со сверстниками.
  2. Оценка собственных и посторонних достижений.
  3. Закрепление приобретенных навыков.
  4. Формирование соревновательных качеств.
  5. Самостоятельное построение активной игры.

Ускоренная и замедленная ходьба, бег вперед-назад, прыжки через скакалку при касании пола, бросание, метание предметов в цель, ловля мяча. В среднем возрасте к 6 годам дети выполняют утреннюю разминку под аккомпанемент, могут самостоятельно и по назначению использовать спортивные принадлежности для подвижных игр.

Программы физического развития детей дошкольного возраста в младшей и средней группе включают: утреннюю разминку, ритмичные движения на уличной площадке, процедуры закаливания организма, занятия на тренажерах, в специальных залах, спортивный досуг и развлекательные мероприятия, туристические прогулки и ознакомление с природой, дни активного отдыха с родителями.

Игровые занятия для детей 3 лет

Физическое развитие в дошкольном учреждении особую роль отводит игровым занятиям, которые проводят в большом количестве в младшей и средней группах. Для физического развития детей младшего дошкольного возраста подбирают игровые упражнения со средней подвижностью. Объяснение задачи происходит поэтапно, с использованием подражаний и примеров. В возрасте 3 лет роли между детьми распределяются одинаково, занятия не должны иметь лидера, кроме воспитателя. Исключение составляют определенные даты, когда необходимо подчеркнуть, что у малыша день рожденья и он может претендовать на наибольшее внимание.

Организация детей в младшей группе требует от педагога большой концентрации, необходимо организованно привлекать малышей, поощряя каждого за новые успехи в игре.

Наиболее подходящие игровые занятия в младшей группе для детей 3 лет:

  1. «Цыплята». Натяните скакалку или веревку на расстоянии от ковра в 50 см., покричите «цып, цып, цып», посыпьте визуальные зернышки и поманите детей, чтобы собрать их. Главная задача, не задевая веревки перейти на другую сторону. Похвалите всех за хороший результат.
  2. «Прямая дорожка». Воспитатель предлагает детям сходить на прогулку. Они строятся в ряд и выполняют движения согласно потешке «По прямой дорожке бегут у малыша ножки» – дети идут. «По камешкам мы прыг, скок» – прыгают, передвигаясь вперед, «А тут вот, ух и в ямку бух» – присаживаются на корточки. Так повторите 3-5 раз, после этого заканчивайте фразой «А теперь бежим домой, больше в ямку ни ногой» – дети с восторгами разбегаются в разные стороны. Задача: научить строиться, ходить взявшись за руки и выполнять команды.

Развивающие игры для 4-х летнего возраста

Дети в 4 года могут самостоятельно проектировать движения в пространстве. Для закрепления и продолжения формирования навыков игры усложняют. Детям начинают прививать лидерские способности, возможность выражать свои мысли, выбор объекта для взаимоотношений.

Рекомендованные упражнения в младшей группе для 4 летних детей:

  1. «Волк и зайчата» Педагог рисует мелом кружки-кустики на площадке и объясняет правила игры. Волк может схватить зайчика, если он не успеет встать в кружочек. Игру сопровождают потешками, выбранный волк выбегает по команде воспитателя и начинает хватать «зайчат». Задача игрового упражнения – взаимодействие сверстников и развитие скорости мышления.
  2. «Найди свое местечко». Дети выбирают для себя визуальный домик, которым может быть любой предмет. По сигналу педагога малышня выбегает на площадку и резвиться, не сталкиваясь друг с другом. По свистку ребята должны прибежать и спрятаться в «домик». Цель занятия – сформировать правильную ориентацию в пространстве.

Занятия в средней группе

Физическое развитие детей в средней группе подразумевает усложнение занятий, приучение к гимнастике в менее игровой форме, самостоятельные активные игры без участия воспитателя.

Детское воспитание в младшей и средней группе заключается в развитии коллективного общения, построения по команде в колонны и линии, добавляются логические упражнения с цветами и различными предметами.

Рекомендуемые игры в средней группе:

  1. «Краски». Каждый ребенок придумывает себе цвет, который говорит ведущему на ушко. Выделяется отдельный «Иванушка», который должен отгадать и поймать угаданную «краску». После этого звучит прибаутка, провоцирующая «Иванушку» назвать цвет. Озвученная «краска» встает и под быструю считалочку убегает, «Иванушка» пытается ее поймать, на обозрение всем остальным детям, которые болеют за убегающего. Цель игры – закрепление координации и развитие умственных и лидерских качеств.
  2. «Лови кубик». К ногам каждого ребенка кладут кубик, который необходимо сохранить на протяжении всей игры. Ведущий тянется к каждому, исхитряясь, смотря в другую сторону и делая вид, что он возьмет совсем не предполагаемый объект. Задача играющих присесть и спрятать кубик, прикрыв его руками при приближении ведущего. Цель игры – развитие ловкости, выдержки, глазомера, внимательности.

Физическое воспитание детей в младшей и средней группе создает предпосылки для формирования личности, правильного развития мышечного корсета, желания активно жить и достигать поставленных результатов.

Видео

023

Источник