Физическое развитие ребенка как успех здоровья

                     КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

         «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА – 

               ОСНОВА         ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ»

                                                                 Все взрослые сначала были детьми,

                                                                 только мало кто из них об этом помнит.

                                                                                  Антуан де  – Сент Экзюпери

      Известно, что многие проблемы взрослого человека уходят корнями  в детские годы. Более того, по утверждению некоторых ученых, «…трагедия детства заключается в том, что его возможные катастрофы вечны».

    Значимость и уникальность детского возраста признаются многими деятелями науки: А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин,  А. П. Усова, Л. С. Рубинштейн, К. К. Платонов, Ю. В. Змановский, Н.Н. Ефименко.

    Так в чем же  больше всего нуждается ребенок? – Прежде всего, в достаточной двигательной активности.

    Ребенку в дошкольном возрасте жизненно необходима  физическая активность. Потребность в движении – одна из витальных потребностей: от движения дети получают удовольствие. Оно рассматривается как средство роста и развития организма, сохранения и укрепления здоровья, способ взаимодействия с миром, развития способностей и черт характера, как форма освоения социального опыта и  организации жизни и деятельности ребенка.

    Двигательная активность, являясь жизненной необходимостью ребенка –  дошкольника,  становится непременным условием формирования и развития его личности, его Я.

     Если учесть, что двигательная активность является ведущей деятельностью ребенка на протяжении всего дошкольного детства и позволяет  ему реализовать свои желания, ресурсы и возможности, самовыразиться, применить и переработать личный и личностный опыт, то следует считать, что физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности, становления Я – ребенка.

   Очень большое влияние на формирование личности ребенка – дошкольника оказывают подвижные игры, особенно те, где ребенок исполняет определенную роль или является ведущим. Благодаря идентификации себя с той, или иной ролью, ребенок может осознанно использовать метаумения.

 Метаумения – это умения – способности, умения высшего порядка – умения над умениями, которые позволяют производить преобразования личного опыта, а это содействует тому, что ребенок учится рефлексировать в игре, находить свои ошибки и недостатки, обнаруживать у себя дефицит умений и навыков, находить пути преодоления, улучшения.

     С точки зрения И. С. Якиманской развитие ребенка как личности, идет через постоянное обогащение, преобразование субъективного опыта, как важного источника собственного развитии. Поэтому педагогу необходимо постоянно уделять внимание формированию у детей важнейших умений, обеспечивающих развитие «Я». К ним относятся умения, связанные с преобразованием собственного опыта. Это умение рефлексировать, оценивать свой опыт, свои поступки, находить ошибки и их причины, оценивать собственную двигательную деятельность.

    Важно подчеркнуть, что позитивные качества ребенок проявляет не только в игре, они присущи ему и в жизни. Умение рефлексировать, над которым целенаправленно работает педагог, позволяет дошкольнику осознавать имеющийся двигательный опыт, приобретать новый и встраивать его в смысловое поле своей деятельности т.е. формировать, развивать и укреплять «Я» ребенка.

    Педагогу необходимо помнить, что подвижные игры развивают у дошколят ловкость и силу, быстроту и выносливость. Учат детей действовать смело и активно, проявлять самостоятельность и инициативу. Навыки, приобретенные сегодня в детских играх, завтра пригодятся человеку в самых разных жизненных ситуациях.

   Игра, являясь уникальным средством формирования «Я» ребенка, позволяет повышать детскую самооценку, осознавать имеющийся опыт, преобразовывать его. В игре ребенок учится сопоставлять и оценивать себя, свои достижения, особенности своего социального взаимодействия.

        Ефим Аронович Аркин считал, что «специально подобранные игры могут развивать личностные качества, при этом ребенок должен чаще выигрывать, чем проигрывать. Это повышает его самооценку, укрепляет веру в свои силы, дает мощный заряд положительных эмоций». Утверждение

 Е. А. Аркина о том, что «подвижная игра – первая школа социального опыта, дружбы, являются актуальными и в настоящее время». В своей работе «Дошкольный возраст» он пишет: «Положительные эмоции – эмоции жизнерадостности, мужества, веры в свои силы – мобилизует силы организма, формируют личностные качества».

    Большую роль в формировании личности ребенка в  детском саду играет национально-региональный компонент. Воспитывая детей патриотами, мы знакомим их с культурой, традициями, бытом народов России. Особое значение придаем традиционным  движениям – это имитационно-игровые движения, связанные  с повадками птиц, зверей, рыб; с образом жизни местных народов (рыбная ловля, охота, сельскохозяйственные работы, промышленное производство).     Игры помогают сформировать у детей правильные понятия о нормах поведения в обществе, в природной среде: «Мальчики, девочки»,  «Рыбак и рыбки», «Охотник», «Прилет птиц», «Ястреб и цыплята» и мн. др..  В играх  «Перетягивание каната», «Соколиный бой»  дети учатся ловкости, силе, быстроте, взаимовыручке, сопереживанию товарищу.

      Воспитателю необходимо помнить о большом воспитательном  потенциале народных игр. Народные игры позволяют расширять круг знаний и представлений о своем народе, развивать нравственно-волевые качества, прививать культуру общения, воспитывать ответственность, трудолюбие и целеустремленность, способствуют формированию любви  к Родине.

       Физическая культура через игры  позволяет развивать важнейшее качество личности – справедливость. На уровне межличностных отношений справедливость выступает как нравственное качество,  сутью которого является признание за другим равных с собой прав и обязанностей. Справедливость важна для становления и развития таких качеств, как гражданская позиция, правовая культура, толерантное отношение к представителям разных рас и национальностей, развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии, умение взаимодействовать.

       В своей работе «Справедливость как социально-философская категория» Бербешкина З.А. пишет: «Справедливость – это интегративное качество, базирующееся на доброжелательности, бескорыстии, правдивости, беспристрастности, самокритичности, объективности».  

    Через игру каждый ребенок должен осознать свои права и обязанности и признавать за другими такие же права и обязанности (гуманная сторона справедливости).Следует объяснять детям, что такое правило справедливости действует при условии равных стартовых потребностей и возможностей. Если имеет место ограниченность возможностей, тогда справедливость рассматривается в нравственном союзе с толерантностью и эмпатией.

Эмпатия – процесс эмоционального проникновения в состояние другого. Наличие подобных качеств говорит об эмоциональном интеллекте, то есть «способности осознавать смысл эмоций и использовать эти знания, чтобы выяснить причины возникновения проблем и решать эти проблемы.

     Согласно новейшим исследованиям российских и зарубежных ученых – успешность человека зависит от коэффициента умственного развития лишь на 20%, а от коэффициента эмоционального развития – почти на 80%.                                                       Так вот физическая культура с её огромными двигательно-эмоциональными возможностями, активной индивидуальной и коллективной деятельностью дошкольников, дает большие возможности для развития их эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект и связанные с ним качества (способность понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакцию окружающих, умение регулировать собственные эмоции при принятии решений) способствуют не только нравственному развитию детей, но и их академическим и социально-личностным успехам.                              Доброжелательность, сочувствие, сопереживание, тактичность, умение оценить ситуацию и нужным образом реагировать на нее – все это проявления эмоционального интеллекта.

       Не менее важной является идея воспитания социальной компетенции, отражающей достижения личности в развитии отношений с другими людьми на основе инициативы и независимости ребенка, уверенности в себе, способности делать собственные наблюдения, самостоятельно думать и успешно достигать своих целей, иметь активную жизненную позицию.

       В настоящее время в детской среде все чаще встречается детская нетерпимость. Педагогу следует четко различать понятия «толерантность» и «терпимость».

«Толерантность» – это такое отношение  к миру в целом, отдельным объектам, другим людям и их взглядам, к самому себе, которое актуализируется в ситуациях несовпадения взглядов, мнений, оценок, верований, поведения людей и проявляется в пониженной сензитивности к объекту за счет терпения, выдержки, самообладания, самоконтроля.           «Терпимость» – такое отношение личности к миру в целом, отдельным объектам, другим людям, их взглядам и к самому себе, которое также актуализируется в ситуациях несовпадения, но проявляется в повышении сензитивности к объекту за счет приятия, понимания, эмпатии, терпения.                                Толерантность является промежуточным этапом между терпимостью и нетерпимостью. Терпимое отношение неотделимо от внутренней мотивации, является важной составляющей личностного развития детей, особенно в процессе физического воспитания.

       В. А. Аркин – один из первых исследователей начала XX столетия, кто ставил вопрос об оздоровительной и воспитательной функциях физической культуры, рассматривая её как основное средство оздоровления, развития и воспитания, становления ребенка как личности. Важнейшими условиями правильно организованного физического воспитания он считал:

– обязательный учет психофизических и индивид. особенностей ребенка;

–  особая значимость режима дня и  его соблюдения для здоровья и личностного развития дошкольника;

–  учет психического, эмоционального фактора, создание здоровой жизнерадостной атмосферы;

– закаливание, бережное отношение к здоровью детей, чтобы не нанести вреда ребенку;

– формирование культурно-гигиенических навыков.

           Е. А. Аркин писал, что в дошкольном воспитании вопросам гигиены и здорового телесного развития должно отводиться особое место и уделяться наибольшее внимание. Он считал недопустимым противопоставление духа и тела. Отмечал справедливость изречения «В здоровом теле здоровый дух», но утверждал и обратное: только при здоровом духе возможно здоровое тело.

      Удивительно современно звучат слова Е. А. Аркина «Воспитать здоровое, крепкое, закаленное поколение… способное выносить перемены и невзгоды … укрепить и усилить мощь государства – такова огромная и ответственейшая задача, которую правильно поставленное физическое воспитание призвано и в состоянии разрешить имеющимися в его распоряжении научно обоснованными средствами и методами».

     В современной ситуации это утверждение звучит как: «целенаправленное формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни в процессе физического воспитания. Именно физическое воспитание призвано формировать у ребенка правильное и осознанное отношение к себе и своему здоровью. Посредством физической культуры необходимо формировать личностные проявления детей, ориентированные на овладение знаниями и навыками сохранения собственного здоровья. Целенаправленное формирование культуры самосохранения и ответственности за собственное здоровье и здоровье близких является определяющим в физическом воспитании – «Помоги себе и тому, кто рядом». Личностные показатели: эмоционально положительное отношение к физической культуре, интерес, потребность, позитивные эмоции, активная включенность ребенка в деятельность по организации ЗОЖ, реальное поведение ребенка в виде определенных форм деятельности, чувств, переживаний, положительных реакций, поступков; социализация ребенка, ориентация на успех; наличие качеств, способных обеспечить его успешность во взрослой жизни – активность, коммуникабельность, самостоятельность и ответственность, нравственность, умение видеть и решать проблемы автономно и сообща, развитие начал жизненного самоопределения, эмоциональная стабильность, положительная самооценка».

   Воспитатели, помните, ребенок, пусть даже самый маленький – это вполне полноправная личность, имеющая свои права и потребности, которые должны стать главным ориентиром в процессе воспитания подрастающего поколения.

      Дошкольный возраст – наиболее ответственный период в жизни каждого ребенка. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного развития ребенка, формируется личность человека. Физическое развитие и здоровье ребенка – основа формирования личности.

      Осознание своих личных способностей и возможностей, своего «Я», которое приходит к ребенку – дошкольнику к моменту перехода в школу необходимо для дальнейшего полноценного развития личности.

Источник

Светлана Гребенникова
Консультация для родителей «Физическое развитие и здоровье детей»

Консультация для родителей

«Физическое развитие и здоровье ребенка»

Что такое здоровье? Это важнейший компонент, без которого немыслимо преуспевание человека, включающий в себя физическое, психологическое и социальное благополучие, отсутствие какого-то ни было дискомфорта, недомогания и болезней.

Нормальные показатели здоровья детей позволяют не только формирующейся личности успешно расти и развиваться, но и проявлять социальную активность, выполнять все возложенные функции и поручения.

Состояние физического развития зависит от врожденных особенностей, а также от условий окружающей среды, в которой растет и формируется организм.

Французский философ Клод Гельвеций в своих трудах писал о положительном влиянии физического воспитания на здоровье человека: «Задача этого рода воспитания заключается в том, чтобы сделать человека более сильным, более крепким, более здоровым, следовательно, более счастливым, более часто приносящим пользу своему отечеству».

С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания; во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, т. е. «вторая семья», где ребенок проводит большую часть своего «активного времени» — социальные структуры, которые, в основном, определяют уровень здоровья детей.

Физическое развитие это процессы роста и созревания детского организма. В дошкольном возрасте часто встречаются нарушения осанки, плоскостопие, нарушение зрения, детские неврозы. Дошкольный период характеризуется интенсивным формированием организма детей, их опорно-двигательного аппарата. В этом возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка.

До семи лет ребёнок проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим. Именно поэтому с раннего возраста необходимо приобщать ребёнка к заботе о своем здоровье, воспитывать у него заинтересованность и активность в саморазвитии и самосохранении.

Формирование здорового образа жизни детей – задача совместной семьи и дошкольного учреждения. Многие проблемы у взрослых людей можно было бы избежать, если бы с детства родители закаливали их, приучали к правильной здоровой еде, привили бы любовь к спорту и двигательной активности. При этом, безусловно, на первом месте – личный пример со стороны взрослых членов семьи в плане ведения здорового образа жизни в семье.

Здоровому образу жизни в семье,внимание должно быть уделено следующим моментам:

1. Дети должны знать, как устроен наш организм, части тела, чем больной человек отличается от здорового. Для чего принимаются лекарства и когда. Взрослые своим примером и пояснениями учат детейвсеми гигиеническими навыками: мытье рук, чистка зубов, соблюдение режима дня.

2. Особое внимание уделяем питанию. Как правильно кушать, какими приборами, почему надо мыть фрукты и овощи и т. д.

3.Важно научить ребенка основам безопасности: улица – переходы – транспорт,соблюдение правил безопасности при занятиях спортом: коньки, санки и т. п.

В каждой семье есть свои традиции. Если вашими добрыми традициями станут совместные мероприятия,такие как: семейные завтраки – обеды – ужины (по обстоятельствам, совместные прогулки –лыжные или велосипедные, походы в кино, театры, цирк, семейные праздники, семейные чтения,- за психическое и физическое состояние Вашего ребенка можно быть спокойными.

Во время таких мероприятий, как например, семейный обед, ребенка можно научить хорошим манерам и правилам поведения, приучить к здоровой жизни. Все домашние, в том числе, и дети расслабляются и просто отдыхают за столом. Все эти правильные положительные привычки и эмоции у детей быстро и надолго закрепляются, может быть и на всю жизнь.

Хочется еще раз напомнить взрослым. Важен родительский пример, привычки здорового образа жизни, а не просто поучения.

Все родители хотят видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Пример родителей для ребенка очень важен, поэтому взрослые должны вести здоровый образ жизни и отказаться от вредных привычек. Тогда ваш ребенок будет здоров и бодр.

Рекомендации для родителей

В процессе формирования ценностного отношения к здоровью советуем и рекомендуем родителям помогать своему ребенку; делать по утрам вместе зарядку, заниматься физическими упражнениями,активно использовать элементы спортивных игр: теннис, футбол, баскетбол, бадминтон, ручной мяч, хоккей, ходьбу на лыжах, катание на велосипеде, роликах, коньках и т. д. Также можно использовать любую веселую музыку, включить и делать с ребенком разные танцевальные движения и упражнения. Можно сделать для ребенка свой спортивный уголок, тренажеры, где ребенок будет повышать физические качества, двигательные умения и навыки, укреплять здоровье, где ребенок будет испытывать радость, бодрость, силы и самостоятельность.

Игры в семейном кругу.

1.Ручеек:

«прыжки через ленточку», две, три. (На пол положить,что у вас найдется дома под рукой: лента 1-3, веревка 1-2, постараться перепрыгнуть 1-ленту, 2 и 3.

2.Лягушата и комары:

«прыжки кто выше подпрыгнет и больше поймает комаров». (Взять любое кольцо или палку, на нитки привязать разноцветные фантики) взрослый держит, а дети прыгают и ловят комара, у кого больше фантиков, от самый ловкий лягушонок.

3.Прокати мяч в ворота:

«катание мяча», взять стул 1-2или табурет, прокатить мяч так, чтобы он ровно прокатился под стулом, расстояние стульев можно увеличивать.

4. Поединок на ракетке с воздушным шариком.

-игра в бадминтон, но с воздушным шариком.

5. Подвижная игра «Маланья» (на основе русского фольклора)

Все игроки собираются в круг, выбирают Маланью, выводят её за дверь. Игроки договариваются, какое действие будут показывать и зовут Маланью обратно.

У Маланьи, у старушки – хлопки в ладоши, то правая, то левая рука вверху

Жили в маленькой избушке – сложить руки углом, показать избушку

Семь сыновей, – показать семь пальцев

Все без бровей, – очертить брови пальцами

Вот с такими ушами, – растопыренные ладони поднести к ушам

Вот с такими носами, – показать длинный нос двумя руками

Вот с таким усами, – очертить пальцами длинные гусарские усы

Вот с такой головой, – очертить большой круг вокруг головы

Вот с такой бородой, – показать руками большую, длинную бороду

Они не пили, не ели, – одной рукой показывают чашку, другой ложку

На Маланью все глядели – держа руки у глаз, похлопать как ресницами

И все делали вот так! – показывают загаданное действие

6. Упражнение на развитие межполушарных связей

«Кулак-ребро-ладонь»

Ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола,последовательно сменяющих друг друга: ладонь сжата в кулак, ладонь ребром, распрямлённая ладонь на плоскости стола. Ребёнок выполняет действия вместе со взрослым, затем самостоятельно по памяти 8-10 раз. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе. При затруднениях взрослый предлагает ребёнку произносить команды вслух или про себя.

7. Упражнение на координацию дыхания «Горячая монетка»

Сделать глубокий вдох. Во время вдоха медленно поднять прямые руки до уровня груди ладонями вверх. Задержать дыхание, сконцентрировать внимание на середине ладони (ощущение «горячей монетки» в центре ладони). Сделать медленный вдох. Выдыхая, рисовать перед собою обеими руками одновременно два квадрата, начинающиеся в одной точке, но расположен один справа, а другой слева.

8. Упражнение для профилактики зрения «Цветочек»

Глазами нарисовать два цветочка с четырьмя лепестками, три раза по часовой стрелке, и три раза против.Так же можно использовать упражнения на аккомодацию: цветочек приклеивается к стеклу на уровне глаз детей. Ребёнку предлагают смотреть на цветочек, а затем за него, вдаль.

9. Игра «Будь внимателен» на закрепление знаний о расположении органов человека.

Взрослый называет органы человека, а ребенок (или все игроки)показывают их на себе : левое ухо, правая нога, сердце, нос, волосы, желудок, шея, брови, глаза, легкие, трахея и т. д.Другой вариант игры: взрослый называет разные органы, а игроки стоят. Как только взрослый называет органы дыхания (пищеварения, покровной или скелетной систем, игроки приседают или хлопают в ладоши.

10 .Игра на развитие органов дыхания «Кто счастливый?»

Игроки берутся обеими руками за край простыни или небольшого покрывала, прижимают кулачки с зажатым покрывалом к подбородку и хорошо растягивают его. Ведущий бросает на середину простыни перышко и дети дуют на него. На кого перышко упадет, тот счастливый.

11. Игра на развитие органов дыхания «Морской бой 1»

В широкий таз наливается вода. На воду пускаются два или более бумажных корабликов. Игроки дуют на них через трубочки от коктейля и стараются столкнуть их друг с другом. Все ребята работают одновременно, а судья подсчитывает количество столкновений.

12. Игра на развитие органов дыхания «Морской бой 2»

Детям дается несколько корабликов, изготовленных путём разрезания пластмассовых вкладышей из-под конфет. Каждой команде даются кораблики с разными флажками, которые прикреплены с помощью пластилина. Каждая команда дует на свои кораблики и кораблики противников, стараясь первыми переплыть на другую сторону.

13. Пальчиковая гимнастика «Пальчики»

В соответствии с текстом поочередно сгибают и разгибают, при этом стараясь не шевелить остальными. А затем сжимаем и разжимаем кулачки.

Вот это самый толстый палец у меня,

Вместе с ним танцуют все его друзья.

Этот самый ловкий пальчик у меня,

И когда танцует пальчик, с ним танцуют все друзья.

Вот это самый длинный пальчик у меня,

Вместе с ним танцуют все его друзья.

А вот этот пальчик лодырь у меня,

Но, когда танцует пальчик, с ним танцуют все друзья.

14. “Часики” (артикуляционная гимнастика)

Язык вправо, поднять правую руку.

Язык вправо, поднять левую руку.

Язык влево, поднять левую руку.

Подготовила Гребенникова С. Ю.

инструктор по физической культуре

МДОАУ № 3 г. Оренбурга

Источник