Физическое развитие ребенка как показатель здоровья ребенка

Физическое развитие ребенка как показатель здоровья ребенка thumbnail

Одним из важных показателей здоровья детей и подростков является их физическое развитие, под которым понимают совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процессы его роста и развития. Для оценки физического развития детей проводят антропометрические исследования. Определяют морфологические признаки: длину тела и массу тела; функциональные признаки[13]: емкость легких, экскурсию грудной клетки, мышечную силу рук; соматоскопические признаки — состояние кожных покровов и видимых слизистых оболочек, степень жироотложения; состояние опорно-двигательного аппарата (форма грудной клетки, позвоночника, ног, стон, развитие мускулатуры).

При изучении физического развития детей исследуют не только морфологические и функциональные свойства организма, но и уровень биологического развития ребенка: формирование зубной системы, моторики, речи, ростовые процессы, а у подростков — степень их полового созревания.

Физическое развитие, являясь одним из показателей здоровья, может изменяться под влиянием различных заболеваний. Особенно заметные изменения в физическом развитии (гигантизм, карликовый рост, неравномерное развитие отдельных частей тела) наблюдаются при нарушении деятельности некоторых желез внутренней секреции. У детей, часто и длительно болеющих, особенно у страдающих хроническими заболеваниями (рахит, туберкулез, дизентерия, гипотрофия), отмечается замедление роста, снижение прибавки массы тела, ослабление тонуса мускулатуры, нарушение осанки, плоскостопие. Вместе с тем течение и исход болезни во многом определяются состоянием организма, его физическим развитием.

Таким образом, состояние здоровья и физическое развитие находятся в тесной зависимости и при медицинском обследовании детей должны исследоваться параллельно.

Физическое развитие здорового ребенка в течение жизни закономерно изменяется и должно укладываться в определенные возрастные нормы[14]. для того чтобы получить эти нормы, обследуют большие однородные (по возрасту, полу, национальности и т. п.) детские коллективы. Статистическая обработка полученных данных позволяет определить средние показатели физического развития возрастно-половой группы. для каждой области выводятся свои стандарты исходя из условий жизни в разных климатических поясах, в городах и сельской местности, этнографических различий.

О состоянии физического развития ребенка судят на основании совокупности всех исследуемых признаков (морфологических, функциональных, соматоскопических). Чтобы судить о гармоничности его развития, необходимо сопоставить показатели массы тела с данными длины тела. Если разрыв между показателями массы и длины тела больше установленной в стандарте нормы, это свидетельствует о начинающейся дисгармонии физического развития, причем полное заключение об этом может дать только врач. Примерно каждые 5— 10 лет местные стандарты необходимо уточнять, так как они зависят от изменения материального и культурного уровня жизни населения.

Стандарты физического развития широко используются как для оценки физического развития детских коллективов, так и для индивидуальной оценки развития ребенка.

Уровень и степень гармоничности физического развития вычисляют с помощью антропометрических исследований, опираясь на региональные стандарты физического развития. достигнутый уровень физического развития определяют путем сравнения со средними показателями биологического развития для данного возраста, а степень гармоничности — с помощью оценочных таблиц (шкалы регрессии и центильных интервалов). Сравнительная оценка уровня физического развития различных коллективов детей или одного и того же коллектива в динамике позволяет косвенно судить об условиях жизни детей. Систематическое наблюдение за каждым ребенком, посещающим дошкольное учреждение, дает возможность своевременно выявить малейшие отклонения в состоянии здоровья и физическом развитии и быстро устранить причины, вызвавшие эти отклонения. Частота обследования ребенка определяется темпами его физического развития.

Оценку физического развития детей проводят 2 раза в год (осень, весна) по данным антропометрических показателей (длина и масса тела) и для детей дошкольного возраста дополняют результатами тестирования физической подготовленности. В зависимости от медицинских показаний ослабленных, отстающих в физическом развитии детей обследуют чаще. Кроме того, рекомендуется проводить обследование перед выездом детей на дачу и после возвращения с дачи для выяснения, насколько полезным для них было пребывание за городом. Все результаты обследования заносят в индивидуальную карту.

Источник

Ïîêàçàòåëè ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, åãî îöåíêà è çíà÷åíèå äëÿ çäîðîâüÿ äåòåé.

Àâòîð: Èðèíà Íåñòåðîâà ✔ 22.11.2016

Íåñòåðîâà È.À. Çäîðîâüå è ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå äåòåé // Ýíöèêëîïåäèÿ Íåñòåðîâûõ

Ðàññìîòðèì âçàèìîñâÿçü çäîðîâüÿ è ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé, êîòîðîå ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç êëþ÷åâûõ ïîêàçàòåëåé çäîðîâüÿ ðåáåíêà. Îáîñíîâàíà íåîáõîäèìîñòü ðåãóëÿðíîé îöåíêè óðîâíÿ ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà ñ öåëüþ ïðåîäîëåíèÿ âîçìîæíûõ çàáîëåâàíèé íà ðàííèõ ýòàïàõ èõ âîçíèêíîâåíèÿ.

Çíà÷åíèå ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé

ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå äåòåé

Çäîðîâüå è ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå íàõîäÿòñÿ â òåñíîé âçàèìîñâÿçè. Ó äåòåé ñ èìåþùèìèñÿ íàðóøåíèÿìè çäîðîâüÿ – çàìåäëåíî èëè çíà÷èòåëüíî óõóäøåíî ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå. Ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå äåòåé ïðåäñòàâëÿåòñÿ â ñîâîêóïíîñòè ìîðôîëîãè÷åñêèõ è ôóíêöèîíàëüíûõ ïðèçíàêîâ îðãàíèçìà â èõ âçàèìîñâÿçè â äåòñêîì âîçðàñòå. Îíî íåðàçðûâíî ñâÿçàíî ñ âîñïèòàíèåì òÿãè ê çäîðîâîìó îáðàçó æèçíè.

Ïðîáëåìà çäîðîâüÿ è ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé øèðîêî èçó÷åíà â ìåäèöèíå. Åùå â XIX âåêå ðóññêèå ó÷åíûå Ô. Ô. Ýðèñìàí è Í. Â. Çàê óñòàíîâèëè, ÷òî ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå äåòåé è ïîäðîñòêîâ èç ïðèâèëåãèðîâàííûõ êðóãîâ çíà÷èòåëüíî âûøå ïî ñðàâíåíèþ ñî ñâåðñòíèêàìè èç ñåìåé ìàëîîáåñïå÷åííûõ.

 ïåðèîä ñîâåòñêîé âëàñòè î çäîðîâüå è ôèçè÷åñêîì ðàçâèòèè äåòåé ïèñàëè òàêèå ó÷åíûå êàê: À. Í. Àíòîíîâà, Ì. Ä. Áîëüøàêîâà, Ì. À. Ìèíêåâè÷, Å. Ï. Ñòðîìñêàÿ, Ë. À. Ñûñèí, Ë. Ë. Ðîõëèí, Â. Î. Ìî÷àí è äð.  íàñòîÿùåå âðåìÿ ïðîáëåìàì äåòñêîãî ðàçâèòèÿ è çäîðîâüÿ áîëüøîå âíèìàíèå óäåëåíî â òðóäàõ òàêèõ ñïåöèàëèñòîâ êàê: Â. Â. Ãîëóáåâ, À.À. Áàðàíîâ, Í.Â. ÅæîâàÍ.Ï., Øàáàëîâè äð. [7]

Ïîêàçàòåëè ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé

Çäîðîâüå è ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå äåòåé çàâèñèò îò òîãî, â êàêîé ôèçè÷åñêîé ôîðìå è êàê ÷àñòî çàíèìàåòñÿ ñïîðòîì ðåáåíîê. Âàæíóþ ðîëü â îöåíêå çäîðîâüÿ äåòåé âûïîëíÿþò ïîêàçàòåëè ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé.

Ïîä ôèçè÷åñêèì ðàçâèòèåì äåòåé ïîíèìàþò ñîâîêóïíîñòü ìîðôîëîãè÷åñêèõ è ôóíêöèîíàëüíûõ ïðèçíàêîâ îðãàíèçìà òàêèõ êàê:

  1. ðîñò,
  2. âåñ,
  3. îêðóæíîñòü ãðóäíîé êëåòêè,
  4. åìêîñòü ëåãêèõ,
  5. ìûøå÷íàÿ ñèëà ðóê è ò. ä.

Ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå è ðåáåíêà è âçðîñëîãî íàïðÿìóþ ñâÿçàíî ñ äåÿòåëüíîñòüþ ñèñòåì îðãàíèçìà:

  1. ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé,
  2. äûõàòåëüíîé,
  3. ïèùåâàðèòåëüíîé,
  4. îïîðíî-äâèãàòåëüíîé è äð.

Ñîñòîÿíèå âûøåïåðå÷èñëåííûõ ñèñòåì ÿâëÿåòñÿ ïîêàçàòåëåì ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà. Óñòàíîâëåíî, ÷òî, îò òîãî, êàê ðàçâèò ðåáåíîê ôèçè÷åñêè çàâèñèò óñòîé÷èâîñòü îðãàíèçìà ê íåáëàãîïðèÿòíûì âîçäåéñòâèÿì ñðåäû, ñîïðîòèâëÿåìîñòü áîëåçíÿì. Òàêèì îáðàçîì, ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå è çäîðîâüå ðåáåíêà âçàèìîñâÿçàíû è âëèÿþò äðóã íà äðóãà.

Ìíîãèå ó÷åíûå-âàëåîëîãè îòìå÷àþò, ÷òî ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå êàê êàòåãîðèÿ çäîðîâüÿ, íàïðÿìóþ ñâÿçàíî ñ ñîñòîÿíèåì ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé, äûõàòåëüíîé, ïèùåâàðèòåëüíîé, îïîðíî-äâèãàòåëüíîé è äðóãèõ ñèñòåì. Ýòî íåîñïîðèìî. Îäíàêî, íåëüçÿ çàáûâàòü, ÷òî îò óðîâíÿ ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ çàâèñèò óñòîé÷èâîñòü îðãàíèçìà ê íåáëàãîïðèÿòíûì âîçäåéñòâèÿì ñðåäû, ñîïðîòèâëÿåìîñòü áîëåçíÿì è ñîîòâåòñòâåííî ñîñòîÿíèå âíóòðåííèõ îðãàíîâ.

Ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå è çäîðîâüå ðåáåíêà âçàèìîñâÿçàíû è âëèÿþò äðóã íà äðóãà. Ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå îòðàæàåò ïðîöåññû ðîñòà è ðàçâèòèÿ îðãàíèçìà è ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç âàæíåéøèõ ïîêàçàòåëåé çäîðîâüÿ äåòåé.

 íàñòîÿùåå âðåìÿ âñå áîëüøå è áîëüøå ãîâîðÿò îá àêñåëåðàöèè äåòñêîãî îðãàíèçìà. Îíà îêàçûâàåò íåïðåäñêàçóåìîå âîçäåéñòâèå íà çäîðîâüå è ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå äåòåé. Àêñåëåðàöèÿ – ýòî óñêîðåííûå òåìïû ðàçâèòèÿ íàçûâàþòñÿ îðãàíèçìà.  íàóêå óæèâàþòñÿ íå îäíà òåîðèÿ àêñåëåðàöèè. Ñ÷èòàåòñÿ, ÷òî ýòî – ðåçóëüòàò îáùåé òåíäåíöèè â áèîëîãèè ñîâðåìåííîãî ÷åëîâåêà, âîçíèêøåé ïîä âëèÿíèåì íàó÷íî-òåõíè÷åñêîãî ïðîãðåññà. Ýòî èçìåíåíèå ïèòàíèÿ, óâåëè÷åíèå àêòèâíîñòè Ñîëíöà, èçìåíåíèå êëèìàòè÷åñêèõ óñëîâèé, óðáàíèçàöèÿ, íàðóøåíèÿ ãåíåòè÷åñêîé èçîëÿöèè (ìåæíàöèîíàëüíûå áðàêè), èçëó÷åíèå áûòîâîé òåõíèêè è ò.ï.[4]

Ïîêàçàòåëÿìè ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà ÷àùå âñåãî ñ÷èòàþòñÿ ðîñò è âåñ. Îíè îöåíèâàþòñÿ ïóòåì ñðàâíåíèÿ âåëè÷èíû åãî ðîñòà ñ íîðìàìè, ïðåäñòàâëåííûìè â ñòàíäàðòíûõ òàáëèöàõ. Òàêèå òàáëèöû ïåðèîäè÷åñêè ñîñòàâëÿþò íà îñíîâàíèè ìàññîâûõ îáñëåäîâàíèé äåòåé â îïðåäåëåííûõ ðåãèîíàõ, èìåþùèõ ñâîè ãåîãðàôè÷åñêèå, ñîöèàëüíûå è ýêîíîìè÷åñêèå îñîáåííîñòè [6].

Äëÿ äåòñêîãî îðãàíèçìà õàðàêòåðåí áûñòðûé ðîñò è íåïðåðûâíîå ðàçâèòèå. Ïî ìíåíèþ Í.Â. Åæîâîé[2] â ìåäèöèíñêîé íàóêå ðàçëè÷àþò ðÿä ïåðèîäîâ äåòñêîãî ðàçâèòèÿ, êîòîðûå îòðàæåíû íà ðèñóíêå íèæå.

ïåðèîäû äåòñêîãî ðàçâèòèÿ

Ïåðèîäû æèçíè ðåáåíêà

Íà ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå ðåá¸íêà îêàçûâàþò âëèÿíèå ìíîæåñòâî ôàêòîðîâ:

  1. Íàñëåäñòâåííîñòü, â êîòîðîé áîëüøóþ ðîëü èãðàþò íå òîëüêî ãåíû ðîäèòåëåé, íî è ðàñîâàÿ ïðèíàäëåæíîñòü è ãåíû ìíîãèõ ïîêîëåíèé ïðåäêîâ.
  2. Ïèòàíèå ðåá¸íêà, êîòîðîå îáåñïå÷èâàåò ôèçèîëîãè÷åñêèå ïîòðåáíîñòè îðãàíèçìà. Íåñáàëàíñèðîâàííîå ïèòàíèå ÷àñòî ïðèâîäèò ê äåôèöèòó èëè èçáûòêó îïðåäåë¸ííûõ âåùåñòâ, ðàçâèòèþ ðàçëè÷íûõ çàáîëåâàíèé.
  3. Óñëîâèÿ îêðóæàþùåé ñðåäû è óõîä çà ðåá¸íêîì.
  4. Íàñëåäñòâåííûå áîëåçíè, íàëè÷èå íåêîòîðûõ õðîíè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé, ïåðåíåñ¸ííûå òÿæåëûå òðàâìû èëè èíôåêöèîííûå áîëåçíè.
  5. Ïðàâèëüíî ðàñïðåäåë¸ííàÿ ôèçè÷åñêàÿ íàãðóçêà, äâèãàòåëüíàÿ àêòèâíîñòü ðåá¸íêà, åãî ïñèõîëîãè÷åñêîå è ýìîöèîíàëüíîå ñîñòîÿíèå [].

×àùå âñåãî ðîñò îðãàíèçìà çàêàí÷èâàåòñÿ ê 16 – 18 ãîäàì [6].

Ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå – ïðîöåññ, ñòðîãî ïîä÷èí¸ííûé îïðåäåë¸ííûì áèîëîãè÷åñêèì çàêîíàì.

Îäèí èç âàæíåéøèõ çàêîíîâ ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé – ÷åì ìåíüøå âîçðàñò, òåì àêòèâíåå ïðîèñõîäÿò ïðîöåññû ðîñòà. Èñõîäÿ èç ýòîãî, ìîæíî óòâåðæäàòü, ÷òî ñàìûì àêòèâíûì îáðàçîì îðãàíèçì ðàñòåòò âíóòðèóòðîáíî. Çà 9 ìåñÿöåâ îðãàíèçì ìàëûøà ðàñò¸ò îò íåñêîëüêèõ êëåòîê äî ðàçìåðîâ â ñðåäíåì 49 – 54 ñì ðîñòà è 2,7 – 4 êã âåñà. Çà ïåðâûé ìåñÿö æèçíè ðåá¸íîê âûðàñòàåò ïðèìåðíî íà 3 ñì è ïðèáàâëÿåò ìàññó 700 – 1000 ã.  ñðåäíåì ê êîíöó ïåðâîãî ãîäà ðåá¸íîê âåñèò îêîëî 10 êã è èìååò ðîñò 73 – 76 ñì. Ñ óâåëè÷åíèåì âîçðàñòà óìåíüøàþòñÿ ïðèáàâêè â ôèçè÷åñêîì ðàçâèòèè ðåá¸íêà [4].

Äðóãîé íåìàëîâàæíûé çàêîí ðîñòà äåòñêîãî îðãàíèçìà – ýòî ñìåíà ïåðèîäîâ âûòÿæåíèÿ è îêðóãëåíèÿ. Ïåðèîäû òàê íàçûâàåìîãî âûòÿæåíèÿ ñìåíÿþòñÿ ïåðèîäàìè îêðóãëåíèÿ – êàæäûé ïåðèîä äëèòñÿ îêîëî 1,5 – 3 ëåò. Íàèáîëåå ÿðêî âûðàæåíû ïåðèîäû îêðóãëåíèÿ â âîçðàñòå 3 – 5 ëåò, à ïåðèîäû âûòÿæåíèÿ – â ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå [7].

Êîíòðîëü çà ïîêàçàòåëÿìè ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà íåîáõîäèì íà êàæäîì ýòàïå ðàçâèòèÿ. Íåîáõîäèìî ïîìíèòü, ÷òî ëþáîå çàáîëåâàíèå îòðàæàåòñÿ íà ôèçè÷åñêîì ðàçâèòèè ðåáåíêà, íàðóøàÿ åãî.

Îöåíêà ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà

Äëÿ âûÿâëåíèÿ ïîêàçàòåëåé çäîðîâüÿ è ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèå äåòåé ïðîâîäÿò àíàëèç ïîêàçàòåëåé è ðàñ÷åòû, íà âûÿâëåíèå ðàçëè÷íûõ èíäåêñîâ.

Îöåíêó ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ïðîâîäÿò ïóòåì ñðàâíåíèÿ èíäèâèäóàëüíûõ ïîêàçàòåëåé ðåáåíêà ñ íîðìàòèâíûìè. Ïåðâûì (áàçîâûì), à âî ìíîãèõ ñëó÷àÿõ åäèíñòâåííûì ìåòîäîì îöåíêè ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà ÿâëÿåòñÿ ïðîâåäåíèå àíòðîïîìåòðè÷åñêèõ èññëåäîâàíèé è îöåíêà ïîëó÷åííûõ äàííûõ. Ïðè ýòîì èñïîëüçóþò äâà îñíîâíûõ ìåòîäà ïðåäñòàâëåííûõ íà ðèñóíêå.

Çäîðîâüå è ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå äåòåé

Ìåòîäû îöåíêè ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé

Ðàññìîòðèì êàæäûé ìåòîä îöåíêè çäîðîâüÿ è ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé ïî îòäåëüíîñòè.

Ìåòîä îðèåíòèðîâî÷íûõ ðàñ÷åòîâ îñíîâûâàåòñÿ íà çíàíèè îñíîâíûõ çàêîíîìåðíîñòåé óâåëè÷åíèÿ ìàññû è äëèíû òåëà, îáâîäîâ ãðóäíîé êëåòêè è ãîëîâû. Ñîîòâåòñòâóþùèå íîðìàòèâíûå ïîêàçàòåëè ìîæíî ðàññ÷èòàòü äëÿ ðåáåíêà ëþáîãî âîçðàñòà. Äîïóñòèìûé èíòåðâàë îòêëîíåíèé ôàêòè÷åñêèõ äàííûõ îò ðàñ÷åòíûõ ñîñòàâëÿåò ± 7% äëÿ ñðåäíèõ ïîêàçàòåëåé ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Ìåòîä äàåò ëèøü ïðèáëèçèòåëüíóþ êàðòèíó î ôèçè÷åñêîì ðàçâèòèè äåòåé è èñïîëüçóåòñÿ ïåäèàòðàìè, êàê ïðàâèëî, â ñëó÷àå îêàçàíèÿ ìåäèöèíñêîé ïîìîùè äåòÿì íà äîìó.

Ìåòîä àíòðîïîìåòðè÷åñêèõ ñòàíäàðòîâ ÿâëÿåòñÿ áîëåå òî÷íûì, ïîñêîëüêó èíäèâèäóàëüíûå àíòðîïîìåòðè÷åñêèå âåëè÷èíû ñðàâíèâàþò ñ íîðìàòèâíûìè ïî âîçðàñòó è ïîëó ðåáåíêà. Ðåãèîíàðíûå òàáëèöû ñòàíäàðòîâ ìîãóò áûòü äâóõ òèïîâ:

  1. Ñèãìàëüíûé òèï.
  2. Öåíòèëüíûé òèï.

Ïðè èñïîëüçîâàíèè òàáëèö, ñîñòàâëåííûõ ïî ìåòîäó ñèãìàëüíûõ ñòàíäàðòîâ, ñðàâíåíèå ôàêòè÷åñêèõ ïîêàçàòåëåé ïðîâîäèòñÿ ñî ñðåäíåé àðèôìåòè÷åñêîé âåëè÷èíîé (Ì) äëÿ äàííîãî ïðèçíàêà òîãî æå âîçðàñòíî-ïîëîâîé ãðóïïû, ÷òî è ó ðåáåíêà, êîòîðóþ ìû íàáëþäàåì. Ïîëó÷åííóþ ðàçíèöó âûðàæàþò â ñèãìà (δ – ñðåäíåå êâàäðàòè÷åñêîå îòêëîíåíèå), îïðåäåëÿÿ ñòåïåíü îòêëîíåíèÿ èíäèâèäóàëüíûõ äàííûõ îò èõ ñðåäíåé âåëè÷èíû.

Ðåçóëüòàòû îöåíèâàþòñÿ ñëåäóþùèì îáðàçîì: ïðè ñðåäíåì ôèçè÷åñêîì ðàçâèòèè èíäèâèäóàëüíûå çíà÷åíèÿ îòëè÷àþòñÿ îò âîçðàñòíûõ ñòàíäàðòîâ (Ì) íå áîëåå ÷åì íà îäíó ñèãìó â òó èëè äðóãóþ ñòîðîíó.

 çàâèñèìîñòè îò ðàçìåðîâ ñèãìàëüíûõ îòêëîíåíèé âûäåëÿþò 5 ãðóïï ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Îíè ïðåäñòàâëåíû íà ðèñóíêå íèæå [3].

5 ãðóïï ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé

Ãðóïïû ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ â ñîîòâåòñòâèè ñ ðàçìåðàìè ñèãìàëüíûõ îòêëîíåíèé[3].

Ðàññìîòðèì ïðèìåð: Ñðåäíèé ðîñò ìàëü÷èêîâ 10-ëåòíåãî âîçðàñòà ðàâåí 137 ñì, ñðåäíåå êâàäðàòè÷åñêîå îòêëîíåíèå – 5,2 ñì, òîãäà øêîëüíèê ýòîãî âîçðàñòà, èìåþùèé ðîñò 142 ñì, ïîëó÷èò îöåíêó ðîñòà â äîëÿõ ñèãìû, ðàâíóþ

142 – 137 / 5,2 = 0,96,

ò. å. ðîñò øêîëüíèêà íàõîäèòñÿ â ïðåäåëàõ Ì + 1σ è îöåíèâàåòñÿ êàê ñðåäíèé, íîðìàëüíûé ðîñò.

Èòîãîâûå äàííûå, ïîëó÷àåìûå ïî êàæäîìó ïðèçíàêó ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, â ñèãìàëüíîì âûðàæåíèè ìîãóò áûòü íàãëÿäíî ïðåäñòàâëåíû â âèäå òàê íàçûâàåìîãî àíòðîïîìåòðè÷åñêîãî ïðîôèëÿ, êîòîðûé âûïîëíÿåòñÿ ãðàôè÷åñêè è ïîêàçûâàåò îòëè÷èÿ òåëîñëîæåíèÿ äàííîãî ÷åëîâåêà îò äðóãèõ ëèö. Ýòîò ñïîñîá øèðîêî ïðèìåíÿåòñÿ ïðè äèíàìè÷åñêîì ìåäèöèíñêîì íàáëþäåíèè çà ôèçè÷åñêèì ðàçâèòèåì äåòåé, ñïîðòñìåíîâ, âîåííîñëóæàùèõ è äðóãèõ ãðóïï íàñåëåíèÿ.

Ïðè èñïîëüçîâàíèè òàáëèö, ñîñòàâëåííûõ ïî ìåòîäó öåíòèëüíèõ ñòàíäàðòîâ, íåîáõîäèìî îïðåäåëèòü öåíòèëüíèé èíòåðâàë, êîòîðîìó ñîîòâåòñòâóåò ôàêòè÷åñêàÿ âåëè÷èíà ïðèçíàêà, ó÷èòûâàÿ âîçðàñò è ïîë ïàöèåíòà, è äàòü îöåíêó. Ìåòîä íå ìàòåìàòèçèðîâàííûõ è ïîýòîìó ëó÷øå õàðàêòåðèçóåò âàðèàöèîííûå ðÿäû â áèîëîãèè è â ÷àñòíîñòè â ìåäèöèíå. Îí ïðîñò â èñïîëüçîâàíèè, íå òðåáóåò ðàñ÷åòîâ, â ïîëíîé ìåðå ïîçâîëÿåò îöåíèòü âçàèìîñâÿçü ìåæäó ðàçëè÷íûìè àíòðîïîìåòðè÷åñêèìè ïîêàçàòåëÿìè è ïîýòîìó øèðîêî èñïîëüçóåòñÿ â ìèðå [7].

 íàñòîÿùåå âðåìÿ, çíàÿ ïîë, âîçðàñò ðåáåíêà è îïðåäåëèâ àíòðîïîìåòðè÷åñêèå õàðàêòåðèñòèêè, ìîæíî âûÿñíèòü ñòåïåíü îòêëîíåíèÿ åãî ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ.

Öåíòèëü – îïðåäåëåííàÿ äîëÿ èëè ïðîöåíò ñîîòâåòñòâóþùåãî ïðèçíàêà ó äåòåé â çàâèñèìîñòè îò âîçðàñòà è ïîëà. Ýòî – êîëè÷åñòâåííûé ïîêàçàòåëü ôèçèîëîãè÷åñêèõ ãðàíèö äàííîãî ïðèçíàêà [1].

Çà ñðåäíèå, èëè óñëîâíî íîðìàëüíûå, âåëè÷èíû ïðèíèìàþòñÿ çíà÷åíèÿ â èíòåðâàëå 25-75 öåíòèëåé (50% âñåõ äåòåé). Èíòåðâàë îò 10 äî 25 öåíòèëåé õàðàêòåðèçóåò îáëàñòü âåëè÷èí íèæå ñðåäíåãî, îò 3 äî 10 öåíòèëåé – íèçêèõ, íèæå 3 öåíòèëåé – î÷åíü íèçêèõ è íàîáîðîò, èíòåðâàë îò 75 äî 90 öåíòèëåé – îáëàñòü âåëè÷èí âûøå ñðåäíåãî, îò 90 äî 97 öåíòèëåé – âûñîêèõ, âûøå 97 öåíòèëåé – î÷åíü âûñîêèõ. Âûøå 75 è íèæå 25 öåíòèëåé ëåæàò ïîãðàíè÷íûå çîíû êîëè÷åñòâåííûõ õàðàêòåðèñòèê äëèíû è ìàññû òåëà, òðåáóþùèå îñòîðîæíîñòè ïðè îöåíêå ðèñêà ñåðüåçíûõ îòêëîíåíèé.

Ïîêàçàòåëè, ëåæàùèå çà ïðåäåëàìè 97-ãî è 3-ãî öåíòèëåé, îòðàæàþò ÿâíóþ ïàòîëîãèþ èëè çàáîëåâàíèå.

Êàæäûé ðåçóëüòàò, ïîëó÷åííûé ïðè èçìåðåíèè äëèíû èëè ìàññû òåëà, ìîæåò áûòü ïîìåùåí â ñîîòâåòñòâóþùóþ îáëàñòü, èëè “êîðèäîð”, öåíòèëüíîé øêàëû, ÷òî ïîçâîëÿåò îöåíèòü ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå ðåáåíêà: ñðåäíåå, âûøå ñðåäíåãî, âûñîêîå, î÷åíü âûñîêîå, íèæå ñðåäíåãî, íèçêîå è î÷åíü íèçêîå. Åñëè ðàçíîñòü “êîðèäîðîâ” ìåæäó ëþáûìè 2 èç 3 ïîêàçàòåëåé íå ïðåâûøàåò 1, ìîæíî ãîâîðèòü î ãàðìîíè÷íîì ðàçâèòèè. Åñëè ýòà ðàçíîñòü ñîñòàâëÿåò 2 “êîðèäîðà”, ðàçâèòèå ñëåäóåò ñ÷èòàòü íåãàðìîíè÷íûì, à ïðè 3 è áîëåå – äèñãàðìîíè÷íûì, ò.å. ñâèäåòåëüñòâîì ÿâíîãî íåáëàãîïîëó÷èÿ.

Ïðè íàáëþäåíèè è èçìåðåíèè ðåá¸íêà ïåäèàòð äà¸ò çàêëþ÷åíèå ïî ôèçè÷åñêîìó ðàçâèòèþ è ðåêîìåíäàöèè â ñëó÷àå îòêëîíåíèÿ îò íîðìû.

Íî äëÿ àäåêâàòíîé îöåíêè è ñâîåâðåìåííîãî êîððåêòèðîâàíèÿ èìåííî âàøåãî ðåá¸íêà âðà÷ äîëæåí áûòü îçíàêîìëåí:

  1. ñ ïðåäûäóùèì ðàçâèòèåì ðåá¸íêà,
  2. ñ ïåðåíåñ¸ííûìè çàáîëåâàíèÿìè,
  3. ñ íàëè÷èÿìè îñîáåííîñòåé ðåá¸íêà.

Ðîäèòåëè äîëæíû ÷åòêî îòñëåæèâàòü ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå ðåáåíêà ñîâìåñòíî ñ ïåäèàòðîì. Ýòî íåîáõîäèìî äëÿ òîãî, ÷òîáû âîâðåìÿ ïðåäîòâðàòèòü ðàçâèòèå çàáîëåâàíèé, òàêèõ êàê ýíäîêðèííûå, áîëåçíè îáìåíà âåùåñòâ, áîëåçíè ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû è ò.ä.

Îöåíêà ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà ïðîèñõîäèò â ñòðîãî ðåãëàìåíòèðîâàííûå ïåðèîäû óêàçàííûå íèæå.

îöåíêà ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà

Èòàê, êîíòðîëü çà ôèçè÷åñêèì ðàçâèòèåì ðåáåíêà è åãî îöåíêà êðàéíå âàæíû â ñîâðåìåííûõ êðàéíå ñëîæíûõ ýêîëîãè÷åñêèõ óñëîâèÿõ. Òàê æå íóæíî ïîä÷åðêíóòü òîò ôàêò, ÷òî ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå è çäîðîâüå ðåáåíêà – âçàèìîñâÿçàííûå ïîêàçàòåëè. Ó çäîðîâûõ äåòåé àäåêâàòíûå ïîêàçàòåëè ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Åñëè æå ó ðåáåíêà èìåþòñÿ êàêèå ëèáî çàáîëåâàíèÿ, òî îíè óõóäøàþò ïîêàçàòåëè ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ.

Ïîñòîÿííîå íàáëþäåíèå çà ôèçè÷åñêèì ðàçâèòèåì äåòåé íåîáõîäèìî, îíî ïîçâîëÿåò âûÿâèòü íà ðàííèõ ñòàäèÿõ ìíîãèå çàáîëåâàíèÿ, åù¸ äî íà÷àëà æàëîá íà çäîðîâüå ðåá¸íêîì èëè åãî ðîäèòåëÿìè.

Ëèòåðàòóðà

  1. Ãîëóáåâ Â.Â.Îñíîâû ïåäèàòðèè è ãèãèåíû äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà – Ì.: Èçäàòåëüñêèé öåíòð “Àêàäåìèÿ”, 2011
  2. Åæîâà Í.Â. Ïåäèàòðèÿ – Ìí.: Âûñøàÿ øêîëà, 1999
  3. Æèäêîâà Î.È.Ìåäèöèíñêàÿ ñòàòèñòèêà: êîíñïåêò ëåêöèé – Ì.: Ýêñìî, 2011
  4. Çàïðóäíîâ À. Ì., Ãðèãîðüåâ Ê. È. Ïåäèàòðèÿ ñ äåòñêèìè. – Ì.: ÃÝÎÒÀÐ- Ìåäèà, 2011
  5. Ïåäèàòðèÿ. Íàöèîíàëüíîå ðóêîâîäñòâî. Êðàòêîå èçäàíèå / Ïîä ðåä. À. À. Áàðàíîâà. – Ì.: ÃÝÎÒÀÐ-Ìåäèà, 2014.
  6. Ïèùàåâà Ì.Â. Äåíèñîâà Ñ.Â. Ìàñëîâà Â.Þ.. Îñíîâû ïåäèàòðèè è ãèãèåíû äåòåé ðàííåãî è äîøêîëüíîãî âîçðàñòà – Àðçàìàñ: ÀÃÏÈ, 2006.
  7. Òÿæåëàÿ Î.Â. Ïåäèàòðèÿ. – Íîâàÿ êíèãà, 2010.

×èòàéòå òàêæå

Физическое развитие ребенка как показатель здоровья ребенка

Ñàìîàíàëèç óðîêà ïî ÔÃÎÑ íîâîãî ïîêîëåíèÿ è ïðèìåð ñàìîàíàëèçà.

Физическое развитие ребенка как показатель здоровья ребенка

Ñïñîáû, òåõíîëîãèè ôîðìèðîâàíèÿ ÓÓÄ íà óðîêå ðóññêîãî ÿçûêà.

Физическое развитие ребенка как показатель здоровья ребенка

Ïëàí óðîêà ðóññêîãî ÿçûêà íå ýôôåêòèâåí áåç ïðàâèëüíîé ïîñòàíîâêè öåëè.

Физическое развитие ребенка как показатель здоровья ребенка

Ëþáîé îòêðûòûé óðîê, â òîì ÷èñëå è óðîê ãåîìåòðèè òðåáóåò îò ó÷èòåëÿ âûñîêèé óðîâåíü ïåäàãîãè÷åñêîãî ìàñòåðñòâà. Ýòî çàêðåïëåíî íà óðîâíå îáðàçîâàòåëüíîãî ñòàíäàðòà.

Физическое развитие ребенка как показатель здоровья ребенка

Îáðàçåö ïëàí-êîíñïåêò óðîêà àíãëèéñêîãî ÿçûêà íà òåìó “Ãîðîäà è ñòðàíû” è åãî àíàëèç.

Источник

выполнила:

воспитатель

МБ ДОУ ДС № 124

г. Ахтарс

Элонова Анаида надиновна

Под физическим развитием понимается комплекс морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих размеры, форму, структурно-механические качества и гармоничность развития человеческого тела, а также запас его физических сил.

Различают три группы основных факторов, определяющих направленность и степень физического развития:

1) эндогенные факторы (наследственность, внутриутробные воздействия, недоношенность, врожденные пороки и пр.);

2) природно-климатические факторы (климат, рельеф местности, наличие рек, морей, гор, лесов и т. д.);

3) социально-экономические факторы (общественный строй, степень экономического развития, условия труда, быта, питания, отдыха, культурно-образовательный уровень, гигиенические навыки, воспитание и т. д.).

Все эти факторы действуют в единстве и взаимообусловленности, однако, поскольку физическое развитие является показателем роста и формирования организма, оно подчиняется не только биологическим законам, но в большей степени зависит от сложного комплекса социальных условий, имеющих решающее значение. Социальная среда, в которой находится человек, формирует и изменяет его здоровье, в том числе определяет уровень и динамику физического развития.

Таким образом, физическое развитие является интегральным показателем состояния здоровья, на который влияет многообразие внешних и внутренних факторов. В связи с этим основными задачами изучения физического развития населения являются:

1) наблюдение за уровнем и изменениями в физическом развитии различных групп населения;

2) углубленное изучение возрастно-половых закономерностей физического развития в связи с особенностями условий жизни, труда и быта, характера и формами медицинского обслуживания, занятиями спортом;

3) разработка возрастно-половых оценочных норм-стандартов физического развития населения для различных этнических групп в разных климатических зонах и экономических районах;

4) оценка эффективности оздоровительных мероприятий.

Одним из важных показателей здоровья детей и подростков является их физическое развитие, под которым понимают совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процессы его роста и развития. Для оценки физического развития детей проводят антропометрические исследования. Определяют морфологические признаки: длину тела и массу тела; функциональные признаки: емкость легких, экскурсию грудной клетки, мышечную силу рук; соматоскопические признаки — состояние кожных покровов и видимых слизистых оболочек, степень жироотложения; состояние опорно-двигательного аппарата (форма грудной клетки, позвоночника, ног, стон, развитие мускулатуры).

Функциональные показатели определяются только у детей старшего дошкольного возраста.

При изучении физического развития детей исследуют не только морфологические и функциональные свойства организма, но и уровень биологического развития ребенка: формирование зубной системы, моторики, речи, ростовые процессы, а у подростков — степень их полового созревания.

Физическое развитие, являясь одним из показателей здоровья, может изменяться под влиянием различных заболеваний. Особенно заметные изменения в физическом развитии (гигантизм, карликовый рост, неравномерное развитие отдельных частей тела) наблюдаются при нарушении деятельности некоторых желез внутренней секреции. У детей, часто и длительно болеющих, особенно у страдающих хроническими заболеваниями (рахит, туберкулез, дизентерия, гипотрофия), отмечается замедление роста, снижение прибавки массы тела, ослабление тонуса мускулатуры, нарушение осанки, плоскостопие. Вместе с тем течение и исход болезни во многом определяются состоянием организма, его физическим развитием.

Таким образом, состояние здоровья и физическое развитие находятся в тесной зависимости и при медицинском обследовании детей должны исследоваться параллельно.

Перейти к конкурсам творческих работ

Физическое развитие здорового ребенка в течение жизни закономерно изменяется и должно укладываться в определенные возрастные нормы. Для того чтобы получить эти нормы, обследуют большие однородные (по возрасту, полу, национальности и т. п.) детские коллективы. Статистическая обработка полученных данных позволяет определить средние показатели физического развития возрастно-половой группы для каждой области выводятся свои стандарты исходя из условий жизни в разных климатических поясах, в городах и сельской местности, этнографических различий.

Профилактические осмотры проводятся на основании приказов: Минздрава России и Минобразования России «О Совершенствовании Системы Медицинского Обслуживания детей в образовательных учреждения»; Минздрава России «Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе Медико-экономических нормативов», «об утверждении Медицинской карты ребенка для образовательных учреждений».

О состоянии физического развития ребенка судят на основании совокупности всех исследуемых признаков (морфологических, функциональных, соматоскопических). Чтобы судить о гармоничности его развития, необходимо сопоставить показатели массы тела с данными длины тела. Если разрыв между показателями массы и длины тела больше установленной в стандарте нормы, это свидетельствует о начинающейся дисгармонии физического развития, причем полное заключение об этом может дать только врач. Примерно каждые 5— 10 лет местные стандарты необходимо уточнять, так как они зависят от изменения материального и культурного уровня жизни населения.

Стандарты физического развития широко используются как для оценки физического развития детских коллективов, так и для индивидуальной оценки развития ребенка.

Уровень и степень гармоничности физического развития вычисляют с помощью антропометрических исследований, опираясь на региональные стандарты физического развития. Достигнутый уровень физического развития определяют путем сравнения со средними показателями биологического развития для данного возраста, а степень гармоничности — с помощью оценочных таблиц (шкалы регрессии и центильных интервалов). Сравнительная оценка уровня физического развития различных коллективов детей или одного и того же коллектива в динамике позволяет косвенно судить об условиях жизни детей. Систематическое наблюдение за каждым ребенком, посещающим дошкольное учреждение, дает возможность своевременно выявить малейшие отклонения в состоянии здоровья и физическом развитии и быстро устранить причины, вызвавшие эти отклонения. Частота обследования ребенка определяется темпами его физического развития.

Оценку физического развития детей проводят 2 раза в год (осень, весна) по данным антропометрических показателей (длина и масса тела) и для детей дошкольного возраста дополняют результатами тестирования физической подготовленности. В зависимости от медицинских показаний ослабленных, отстающих в физическом развитии детей обследуют чаще. Кроме того, рекомендуется проводить обследование перед выездом детей на дачу и после возвращения с дачи для выяснения, насколько полезным для них было пребывание за городом. Все результаты обследования заносят в индивидуальную карту.

Различают следующие возрастные периоды: период новорожденности (первый месяц жизни); грудной возраст (от 1 мес. до 1 г.); преддошкольный, или ясельный, возраст (от 1 до 3 лет); дошкольный возраст (от 3 до 7 лет); школьный возраст: младший (от 7 до 10 лет), средний (от 11 до 14 лет), старший- подростковый (от 14 до 18 лет). 

Одна из важнейших биологических особенностей растущего организма заключается в наличии “критических периодов развития”, когда диапазон адаптационных реакций ограничивается, а чувствительность организма к экзогенным воздействиям повышается .

Термин “критические периоды развития” введен П. Г. Светловым для характеристики тех фаз внутриутробной жизни, когда эмбрион и плод особенно чувствительны к повреждающим экзогенным влияниям, формированию врожденных пороков развития или внутриутробной гипотрофии. В критические периоды организм ребенка оказывается в неустойчивом состоянии, подвергаясь более высокому риску развития пограничных и патологических состояний при воздействии неадекватных его возможностям или патогенных раздражителей (инфекционные агенты, ксенобиотики, токсические радикалы, ионизирующая радиация и др.).

Интенсивно протекающие процессы роста и созревания детского организма определяют его особую чувствительность к условиям внешней среды. На физическом развитии детей заметно отражаются особенности климата, жилищно-бытовые условия, режим дня, характер питания, а также перенесенные заболевания. На темпы физического развития влияют также наследственные факторы, тип конституции, интенсивность обмена веществ, эндокринный фон организма, активность ферментов крови и секретов пищеварительных желез.

В связи с этим уровень физического развития детей принято считать достоверным показателем их здоровья. При оценке физического развития детей учитывают следующие показатели:

  1. Морфологические показатели: длина и масса тела, окружность грудной клетки, а у детей до трех лет — окружность головы.
  2. Функциональные показатели: жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук и др.
  3. Развитие мускулатуры и мышечный тонус, состояние осанки, опорно-двигательного аппарата, развитие подкожного жирового слоя, тургор тканей.

Институт гигиены детей и подростков АМН РФ при комплексной оценке состояния здоровья использует 4 критерия:

1) наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний;

2) уровень функционального состояния основных систем организма;

3) степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям;

4) уровень достигнутого физического и нервно-психического развития и степень его гармоничности. (Для оценки состояния здоровья ребенка последний критерий имеет особенно большое значение, так как детский организм находится в процессе непрерывного роста и развития.)

Наличие или отсутствие заболеваний определяют при осмотре врачи-специалисты. Функциональное состояние органов и систем выявляется клиническими методами с использованием в необходимых случаях специальных проб. Степень сопротивляемости организма определяют по подверженности заболеваниям. О ней судят по количеству острых заболеваний (в том числе и обострений хронических болезней) за предыдущий год. Уровень психического развития обычно устанавливает детский психолог, принимающий участие в осмотре. Уровень и степень гармоничности физического развития определяют с помощью антропометрических исследований, опираясь на региональные стандарты физического развития. Достигнутый уровень физического развития определяют путем сравнения со средними показателями биологического развития для данного возраста, а степень гармоничности – использованием оценочных таблиц (шкал регрессии).

Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка подразумевает отнесение его к одной из «групп здоровья». Такая группировка позволяет проводить сопоставительную оценку состояния здоровья детей как в момент обследования, так и при динамическом контроле, во время проверки эффективности проводимых профилактических и лечебных мероприятий.

В соответствии с предложенной схемой дети, в зависимости от состояния здоровья, подразделяются на следующие группы:

  1. Здоровые, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций.
  2. Здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям.
  3. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма.
  4. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями.
  5. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Как правило, дети данной группы не посещают детские учреждения общего профиля и массовыми осмотрами не охвачены.

Распределение детей по указанным группам в некоторой степени условно. Однако многолетнее применение такого способа научными и практическими учреждениями здравоохранения показало его достаточную информативность и целесообразность как при однократном, так и при динамических наблюдениях. Выявлена необходимость применения такой группировки для характеристики санитарного состояния детского населения и при изучении влияния на здоровье различных факторов (учебных спортивных нагрузок, климатических, атмосферных загрязнений и др.), а также для оценки эффективности различных методов воспитания и оздоровительных мероприятий.

Перейти к конкурсам для учителей

Большое социальное значение имеет, в частности, выделение второй группы здоровья. Дети, отнесенные к этой группе, как правило, нуждаются в оздоровительных мероприятиях, так как функциональные возможности их снижены. При отсутствии своевременного врачебного контроля и адекватных лечебно-оздоровительных мероприятий функциональные отклонения могут перейти в болезнь.

Работникам дошкольных учреждений надо всегда помнить, что быстрый рост и развитие, созревание морфологических и функциональных структур в раннем и дошкольном возрасте определяют большую пластичность организма ребенка, который очень чувствителен как к положительным, так и к отрицательным воздействиям окружающей среды. Причем даже слабые раздражители, не вызывающие видимых реакций, так называемые подпороговые, не всегда проходят бесследно.

Они изменяют функциональные свойства тканей организма, и на фоне этого безвредный для него фактор среды может в отдельные критические периоды (реконвалесценции, поствакцинальный, адаптации и т. д.) сделаться разрешающим, привести к более длительному и неблагоприятному течению острых заболеваний, т. е. сказаться на состоянии ребенка не только в настоящий момент, но и определить ход его дальнейшего развития, уровня здоровья, готовность к общественно-социальным воздействиям.

Уровень заболеваемости, распространенность патологических отклонений не везде одинаковы. Они зависят от организации и качества проведения санитарных и противоэпидемических мероприятий. Благодаря повсеместно осуществляемой специфической и неспецифической профилактике, в нашей стране происходит неуклонное снижение заболеваемости детей и подростков. Особенно большие достижения заметны в борьбе с инфекционными заболеваниями.

Отбор и подготовка детей к обучению в школе

В настоящее время в соответствии с реформами образования осуществляется постепенный переход на обучение детей с 6 лет. Исследования показали, что раннее начало учебы в школе не сказывается отрицательно на формирование психических и физических функций развивающегося организма. При правильной организации режима дня, учебного процесса обучение детей в школе с 6 лет способствует более быстрому их развитию.

В то же время установлена существенная разница в работоспособности детей 6 и 7 лет и даже 6 и 6,5 лет. Эта разница связана с тем, что у детей 6 лет имеется незавершенность развития важных для обучения в школе систем, прежде всего центральной нервной системы, зрительного, слухового анализаторов, опорно-двигательного аппарата. Имеются данные о том, что в условиях массовой общеобразовательной школы эти различия сохраняются на протяжении ряда лет, вплоть до VII класса. Все это требует специальной организации режима дня, условий обучения, методики проведения занятий для 6-летних первоклассников.

Особенно трудно дается обучение в школе детям, часто и длительно болеющим. Среди них нередко встречаются такие, у которых биологический возраст отстает от хронологического (паспортного) на один год и более. При этом среди 6-летних детей количество функционально неготовых к школе («незрелых») в 1,5