Физическое развитие ребенка и умственное как связаны

Елена Селиванова
Взаимосвязь физического и умственного развития ребенка

В результате занятий физическими упражнениями улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, обеспечивающие восприятие, переработку и воспроизведение информации. Импульсы, посылаемые по нервам из рецепторов мышц и сухожилий, стимулируют деятельность головного мозга, помогают коре больших полушарий поддерживать нужный тонус. Напряженная поза задумавшегося человека, напряженное лицо, сжатые губы во время какой-либо умственной деятельности, свидетельствуют о том, что человек непроизвольно напрягает свои мышцы с целью более успешного выполнения поставленной перед ним задачи.

Занятия физическими упражнениями, двигательная активность способствует выработке нужного тонуса мышц, повышая тем самым умственную работоспособность.

Основным средством умственного развития в процессе физического воспитания являлись физические упражнения, не только решающие задачи физического воспитания, но и оказывающие прямое или опосредованное влияние на умственное развитие детей в процессе физкультурных занятий.

Физические упражнения для развития двигательных умений предполагают совершенствование двигательной сферы путём расширения запаса двигательных умений и навыков, являющихся базовыми в двигательном развитии ребёнка (ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания).

Развитие двигательной сферы дошкольников заключается в формировании сложнейших систем сенсорных коррекций, лежащих в основе любого двигательного акта, когда процесс выполнения двигательных действий требует постоянной регуляции центральной нервной системой неточностей и отклонений, возникающих по ходу реализации действий. Это обеспечивает участие высших психических функций в процессе овладения двигательным действием, обеспечивая положительное влияние на умственное развитие ребёнка.

Физические упражнения для развития умственной сферы непосредственно воздействуют на компоненты, являющиеся определяющими в умственном развитии детей 5-7 лет (восприятие, наглядно-образное и логическое мышление, внимание, память, речь).

Суть данных упражнений заключается в сочетании двух элементов: двигательного действия и упражнения, направленного на развитие умственной сферы ребёнка, реализуемого в форме дидактической игры.

Занятия физическими упражнениями, двигательная активность способствует выработке нужного тонуса мышц, повышая тем самым умственную работоспособность.

Интеллектуальные функции изменяются не под воздействием физической нагрузки, оказывающей непосредственное влияние на развитие физических качеств, а в процессе осуществления мыслительной деятельности, предваряющей и сопровождающей выполнение двигательной программы. В связи с этим механизм прямого воздействия на интеллектуальную сферу следует искать не столько в совершенствовании двигательных качеств, сколько в организации мыслительной деятельности детей по ходу выполнения двигательных действий.

При длительной интенсивности умственной деятельности головной мозг не в силах переработать нервное возбуждение, которое начинает распределяться на мышцы. Они становятся как бы местом разрядки мозга. Активные мышечные напряжения, выполняемые в этом случае, освобождают мускулатуру от излишнего напряжения и гасят нервное возбуждение.

Установлена корреляционная связь между интегральной способностью к координации движений (равновесием) и некоторыми показателями дивергентного мышления (гибкостью его и продуктивностью, а также общей вербальной продуктивностью у взрослых людей. При более развитой координации движений выше показатели гибкости и продуктивности мышления. Эта закономерность может быть использована для разработки тренингов и специальных занятий, направленных на развитие мышления через тренировки физических способностей.

Источник

https://pixabay.com/ru/photos/ребенок-развлечения-семья-любовь-3046494/

Жизнь мы часто представляем себе как длинный путь, который предстоит пройти новому существу, явившемуся на свет. Путь этот начинается стремительным восхождением, которое вскоре замедляется, затем на короткий срок снова ускоряется, пока путник не достигнет вершины. Здесь на вершине странник жизни пребывает более или менее длительное время, затем начинается спуск, который приводит его к концу жизненного пути.
Из трех больших периодов жизни нас здесь интересует только один, – период роста и развития, – детство и юность, когда закладываются основы человеческой личности. Никогда организм человека не отличается такой гибкостью, такой податливостью различным влияниям и, вместе с тем, такой неисчерпаемой способностью улучшаться и совершенствоваться, как в годы детства и юности. И эти свойства тем ярче выражены, чем ближе человек к началу жизни. Поэтому-то в ранние годы жизни и возможности воспитания и ответственность родителей и воспитателей особенно велики.
Один год раннего детства вносит в жизнь ребенка несравненно больше нового, чем в другую пору жизни пять или даже десять лет. Трехлетний ребенок, уже овладевший речью, гораздо больше превосходит своим развитием годовалого, от которого его отделяют всего два года, чем девятилетний от трехлетнего, которые отделены в три раза большим промежутком времени. Эти годы, в пределах которых протекает каждый возраст, не надо принимать слишком буквально. Границы возрастов, приведенные выше, являются лишь приблизительными;
у одних темп роста и развития замедленный, у других ускоренный.
Большую роль играют здесь общественные условия, в которых растет ребенок, и, в особенности, характер воспитания. Пока идут годы, время от времени, так сказать, на ходу, наше тело перевооружается: то, что было слабым, становится сильным, то что было в подчинении, становится
господствующим. Отсюда понятно, что не только тело ребенка, отдельные его органы не так устроены, как у взрослого, отправления их совершаются по-иному, но и неразрывно связанные с телом душевные способности — мысли, интересы, желания, понимание окружающего — совершенно нете, что у взрослого.
Органы движений очень сложно устроены. Они требуют для созревания времени и благоприятных условий. Но когда они до статочно уже созрели, им необходимо быть в действии для того, чтобы крепнуть и совершенствоваться; если же они будут бездействовать, они могут остаться на всю жизнь маломощными. У ребенка 3-7 лет они уже достаточно созрели, они составляют теперь его главную силу, и он их усердно пускает в ход. Ребенок сам, конечно, не понимает смысла своей беспрестанной беготни, но следует признать, что и не все взрослые понимают его. Впереди ребенка ждет длинный и сложный путь, который требует большого запаса знаний. Пуская в ход самое сильное свое орудие — двигательные органы, ребенок многим знакомится на собственном опыте, многое на себе испытывает, обогащает свой ум самыми разнообразными сведениями.
Можно сказать смело, что движения нужны ребенку для его правильного развития, как воздух нужен для дыхания. У ребенка, который мало двигается, который сидит по долгу на одном месте, сердце слабо работает, кровь застаивается, легкие плохо набирают воздух, напряжение всех жизненных процессов понижается, он делается вялым и хилым.
Движения ребенка имеют значение только для его телесного здоровья. Они развивают его ум, расширяют и углубляют его понимание и знание всего, что окружает его. Возьмите, например, движения, которые производит ребенок, когда он ощупывает, хватает, комкает, рвет, бросает, строит. Все движения дают ему богатый запас знаний, которые в практической жизни понадобятся при выполнении различных работ. Но если ребенок будет всегда чувствовать себя слабым, подчиненным существом, из него никогда не вырастет сильный человек, способный не только делать то, что велят другие, но умеющий и сам делать и изобретать новое.
Игры ребенка — это первая школа жизни. Эта школа тем особенно хороша, что ребенок занимается в ней с большой радостью, а радость сама по себе — лучшее укрепляющее средство, более надежное, чем лекарства и курорты. Общая неустойчивость организма дошкольника (особенно его нервной системы) является главной причиной его слабой сопротивляемости заболеваниям, в частности заразным болезням.
К слабым сторонам дошкольника следует отнести недостаток его опыта и незрелость его ума, вследствие чего дошкольник часто не в состоянии хорошо понимать окружающее и правильно ориентироваться в нем. Слабый ум до школьника не в состоянии контролировать его поведение и оно диктуется почти всецело его изменчивыми, быстролетными, прихотливыми чувствами.

Читайте также:  Детский центр развития ребенка фото

Источник

Достижения в сфере интеллекта и креативности в значительной мере связаны с уровнем развития психомоторной сферы ребенка. Об этом неоднократно говорили и писали многие известные специалисты (П.К.Анохин, Н.А.Бернштейн, А.Р.Лурия и др.). В специальных исследованиях зафиксированы факты, свидетельствующие о том, что дети от 7 до 17 лет, более развитые в физическом отношении, получают более высокие баллы по тестам интеллекта. Дети, занимающиеся в спортивных секциях, имеют лучшие показатели умственной работоспособности, о чем также свидетельствуют специальные эксперименты.

Специалисты, изучавшие развитие интеллекта у малышей, постоянно говорят об устойчивой корреляции уровня развития мышления и двигательной активности ребенка, прежде всего уровня развития мышления и координации движений. Много интересных наблюдений содержится в работах специалистов. Например, замечено, что ребенок, рано начавший ходить, обычно опережает сверстников в умственном развитии. Умственное развитие малыша происходит параллельно с физическим и сенсорным, это естественно, ведь мозг — часть организма.

Объясняется это еще и тем, что главный и практически единственный способ знакомства с миром для младенца — движение. Через движение он исследует и познает окружающий мир, устанавливает когнитивные контакты со средой. Этим объясняется столь важная роль движений в развитии его интеллекта. Специалист в области психологии детской игры Сюзанна Миллер пишет, характеризуя особенности исследовательского поведения детей в первые 18 месяцев жизни: “Со времени, когда сформирована координация между руками и зрением, тенденция ребенка касаться всего кажется почти принудительной. Ему очень трудно удержаться, чтобы не потрогать все, что его окружает, несмотря на запреты. После того как он начинает ходить, содержимое ящиков, полок и особенно всякие мелкие объекты, такие как кнопки или монеты, “кучи” бесполезных предметов привлекают его внимание достаточно длительное время”.

Адаптация малыша к окружающему миру происходит преимущественно путем совершенствования координации восприятия и движения. Ряд ученых, в частности американский психиатр и педагог Г.Доман, используют даже специальное понятие “физический интеллект”. В его книгах предлагается особая система диагностики и развития “физического интеллекта” в самом раннем возрасте. Автор при этом ссылается на собственные исследования и изучение опыта обращения с младенцами женщин-индианок.

Их малышей, отмечает исследователь, никогда туго не пеленают, их редко кладут на спину, им дают возможность активно двигаться едва ли не с первых минут жизни. Он, как многие другие специалисты, подчеркивает в своих работах, что пеленание и укладывание ничком вредно и существенно влияет на психику ребенка, закрепляя ощущение беспомощности и зависимости. Это в дальнейшем может приводить — и приводит — к пассивности.

В начале XX века Мария Монтессори утверждала, что потребность младенца в сенсорных ощущениях не может быть удовлетворена, если он постоянно лежит на спине в коляске или в кроватке. Что видит ребенок в этом случае — потолок (в лучшем случае небо, если он в коляске на улице), изредка лицо взрослого, погремушки, которые во всем мире вешают родители над коляской (или кроваткой)? Этого оказывается недостаточно для реализации биологической потребности в исследовательском поведении, а следовательно, и для полноценного развития.

Предоставление младенцу максимума условий для свободных спонтанных движений является одной из важных предпосылок удовлетворения поисковой активности, следовательно, и условий для интеллектуально-творческого развития в этом возрасте. Естественно, что по мере взросления ребенка задачи, ставящиеся перед ним, постепенно и существенно усложняются и специализируются.

На ранних этапах развития личности роль двигательной активности ребенка, как основного пути реализации потребности в исследовательском поведении, чрезвычайно важна. По мере взросления ее значимость объективно снижается, уступая место более сложным, специализированным видам деятельности. Безусловно, прав Г.Доман, утверждая, что в истории человечества нет более любознательных исследователей, чем дети до четырех лет. Нередко, отмечает он, взрослые путают детское любопытство с неумением сосредоточиться.

Дети начинают сами получать информацию преимущественно благодаря своей потребности в исследовательском поведении с первых минут своей жизни. Поэтому наивно думать, подчеркивает Г.Доман, что если официальное образование для большинства детей начинается с 6 лет, то и их обучение начинается в это время. К шести годам, когда ребенок обычно отправляется в школу, он уже знает об окружающем мире столько, сколько вряд ли усвоит за всю оставшуюся жизнь.

Малыши испытывают безграничную жажду знаний. С трудом, но все же мы можем уменьшить стремление ребенка к познанию, ограничивая его опыт, пресекая попытки исследовательского поведения, стимулирующие развитие детского интеллекта. Конечно, можно возмутиться и сказать: с какой стати нас в этом подозревают? И кто так поступает? Мы все готовы содействовать развитию любознательности, мы хотим развить поисковую активность ребенка, подвести его к самообразованию, всемерно содействовать саморазвитию. И мы действительно обсуждаем эту проблему теоретически, но как обстоят дела на практике?

Вот несколько весьма распространенных способов, ограничивающих проявление исследовательского поведения малыша, описанных Г.Доманом.

Один из наиболее распространенных — давать ребенку для игры “готовую” игрушку, не способную к трансформации, и возмущаться — почему он ее выбрасывает через пару минут и опять плачет (подробнее об этом можно прочитать в статье “Игры и игрушки в развитии интеллекта и креативности ребенка”).

Другой эффективный прием ограничения поисковой активности — помещение ребенка в изолированное пространство (кроватка, манеж и др.).

В педагогической литературе постоянно мелькают жуткие примеры, описывающие особенности поведения подростков, выросших в условиях предельно ограниченного опыта. Они вырастают идиотами, и это возмущает; правда, удивляться тут не приходится, объяснение находится само. Но не поступаем ли мы аналогично, помещая ребенка в манеж? Ведь это не что иное, как загон, тюрьма для него: куда ни двинешься — везде решетка.

Конечно, мы привыкли убеждать себя в том, что манеж защищает ребенка от опасностей. Их действительно много даже в обычной квартире: электрические провода, неустойчивые вазы, бытовая техника и др. Но, спасая ребенка от этих внешних опасностей, мы фактически подвергаем его другой, не меньшей опасности. Попытка поместить его в физический, образовательный, эмоциональный вакуум — не менее серьезная опасность, приводящая к ограничению когнитивного опыта, его обеднению.

Малыш трогает и ощупывает разнообразные предметы: тяжелые и легкие, острые и тупые, мягкие и жесткие. Он рисует, рвет бумагу, разбрасывает игрушки, что-то опрокидывает. Многие увлекательные игры-исследования начинаются с необычных эффектов, полученных при случайных физических действиях — шлепанье по лужам, расплескивание воды, пересыпание песка, деформация пластичных материалов (глины, пластилина) и др. Многое из этого мы считаем деструктивной деятельностью, хотя на самом деле все это — проявление первых ростков любознательности, реализация стремления к исследовательскому поиску.

Естественно, никто не предлагает разбивать телевизоры, дорогие вазы, опрокидывать мебель и рисковать при этом жизнью самого маленького исследователя. Максимально расширяя пространство для реализации исследовательской активности ребенка, следует стремиться к тому, чтобы его окружение было безопасным для здоровья и жизни. Важно также, чтобы и само окружение не очень страдало от деятельности начинающего исследователя.

Детей, даже самых маленьких, не нужно подталкивать к поиску, к проведению собственных исследований. Ребенку достаточно просто дать свободу для экспериментирования. Важно постоянно помнить: чем больше этой свободы, чем шире диапазон поисков, тем больше возможностей для развития когнитивных и творческих способностей. Специальными экспериментами давно доказано, что ограничение свободы действия детей, выраженное в самых разных формах — ограничении двигательной активности или в постоянных “нельзя”, “не лезь туда”, “не тронь”, — способно серьезно помешать развитию детской любознательности: ведь все это сдерживает порывы ребенка к исследованиям, а следовательно, ограничивает возможность самостоятельного, творческого изучения и осмысления происходящего.

Читайте также:  Схема психическое развитие ребенка в раннем возрасте

Савенков А.И.

Статья предоставлена психологическим центром “Адалин”

Источник

Развитие интеллекта дошкольника

через развитие его двигательной активности.

         Человеческий мозг — великолепная штука. Он работает до той самой минуты,

пока ты встаешь, чтобы произнести речь”. /Марк Твен/

   В своем историческом развитии организм человека формировался в условиях высокой двигательной активности. Первобытному человеку  ежедневно приходилось пробегать и проходить десяти километров в поисках пищи, постоянно от кого-то спасаться, преодолевать препятствия, нападать.  Так выделились четыре основных жизненно важных движения, каждое из  которых имело свое значение: бег и ходьба – для перемещения в пространстве, прыжки и лазанье – для  преодоления препятствий. Миллионы лет эти движения являлись главнейшим условием существования  человека – выживал тот,  кто лучше других владел ими.

Сейчас мы видим противоположную картину. Развитие науки и техники способствовало постепенному снижению двигательной активности людей. А ведь все  способности человека являются продуктом деятельности  коры его головного мозга. Около 60% сигналов поступает в мозг от мышц человека.    Уже в 50-е годы было доказано, что мозг – это мышца и её надо тренировать.  

   Увеличение коэффициента интеллекта происходит на разных этапах жизненного пути человека. Американский ученый  Глен Доманн доказал, что особенно важны ранние воздействия для развития интеллекта.  Ребенок рождается с «голыми» полушариями. Нейронные связи в коре головного мозга (интеллект) начинают формироваться с момента рождения ребенка и наиболее  интенсивно они развиваются от рождения до 2,5 лет.

20% будущего интеллекта ребенка  приобретается  к концу  первого года жизни, 50% – к 3 годам, 80% – к 8 годам,  92% – к 13 годам.

Чем младше ребенок, тем быстрее и больше образуется нейронных связей.

По мнению психологов: маленький ребенок познаёт мир через деятельность. И деятельность его выражается,  прежде всего, в движениях.

    Безусловно, прав Г. Доманн, утверждая, что в истории человечества нет более любознательных исследователей, чем дети. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве. Чем разнообразнее движение, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений – один из показателей правильного нервно-психического развития ребенка. Занимаясь изучением развития мозга и его функций, Г. Доманн объективно доказал, что при любом двигательном тренинге упражняются и руки, и мозг.  Самое важное и удивительное состоит в том, что чем раньше ребенок начинает двигаться и чем больше он двигается, тем быстрее  растет и развиваться его мозг. Чем более физически совершенным он станет, тем сильнее разовьется его мозг, выше будет его двигательный интеллект, а соответственно и умственный интеллект!

  Врач и педагог В.В. Гориневский в результате глубоких медицинских исследований пришел к выводу, что недостаток движений  не только отрицательно сказывается на здоровье детей, но и снижает их умственную работоспособность, тормозит общее развитие, делает детей безразличными к окружающему.

    По мнению профессора Е.А. Аркина – интеллект, чувства, эмоции возбуждаются в жизни движениями. Он рекомендовал предоставить возможность детям двигаться как в повседневной жизни, так и на занятиях. 

Многими исследователями установлено, что:

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,  

сделайте его крепким и здоровым.

Пусть он бегает, работает, действует –

пусть он находится в постоянном движении».
                                                                                                    Ж. -Ж. Руссо

    Академик Н.Н. Амосов назвал движения «первичным стимулом» для ума ребёнка. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Он доказал экспериментально, что от развития моторики пальцев рук зависят навыки логического мышления, его скорость и результативность. Неразвитость моторной сферы ребёнка затрудняет его общение с другими людьми, лишает его уверенности.

Разнообразные движения, особенно если они связаны с работой рук, оказывают положительное влияние на развитие речи.

 Ребёнок 21 века, по мнению академика Н.М. Амосова, сталкивается с тремя пороками цивилизации: накапливанием отрицательных эмоций без физической разрядки, неправильным питанием и гиподинамией. 

В результате чего внутренние органы в своём развитии отстают от роста, поэтому возникают различные заболевания и отклонения.

   Исследования Н. М. Щеловановой и М. Ю. Кистяковской показывают что:

чем разнообразнее движения, которые выполняет ребенок, чем богаче его двигательный опыт, тем больше поступает информации в его мозг, а всё это способствует более интенсивному интеллектуальному развитию малыша.

Для повышения интеллектуальной активности необходимо использовать физические нагрузки систематически. Они улучшают протекание мыслительных процессов,  увеличивают объем памяти, развивают умение переключаться с одной деятельности  на другую, фокусировать внимание.

           Необходимо подчеркнуть, что приобретение ребёнком огромного количества двигательных умений и навыков, может быть достигнуто только при целенаправленном грамотно организованном двигательном режиме.

Самый высокий коэффициент интеллекта был выявлен у  детей, занимающихся физическими упражнениями  4-5  часов в неделю.

    Нельзя развивать детскую способность двигаться без того, чтобы в той или иной степени не развивать зрительные, мануальные, слуховые, тактильные и языковые навыки.

Существует шесть функций, благодаря которым человек выделяется среди всех других созданий. Все они – продукт коры головного мозга.

Три из этих функций по своей природе являются моторными и полностью зависят от трех других – сенсорных. Шесть человеческих функций отличны одна от другой. Однако, они полностью взаимосвязаны. Чем лучше развиты эти навыки, тем больше успехов у детей.

  1. Двигательные навыки (ходьба, бег, прыжки).
  2. Языковых навыков (разговор).
  3. Мануальных навыков (письмо).
  4. Визуальных навыков (чтение и наблюдение).
  5. Слуховых навыков (прослушивание и понимание).
  6. Тактильных навыков (ощущение и понимание).

   Чем более развиты физически дети, тем выше их уровень общего развития, включая и интеллектуальное. Но стоит отметить, что более 60% детей физически малоактивны.

В связи с этим возникает необходимость совершенствования двигательного опыта детей, который будет способствовать максимальному развитию каждого ребёнка, мобилизации его активности  и самостоятельности.

В зависимости от степени подвижности детей можно распределить на три основных  подгруппы: высокая, средняя, низкая  подвижность.

Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным и спокойным поведением, равномерной подвижностью в течение всего дня. Движения их обычно уверенные, чёткие, целенаправленные, осознанные. Они любознательные, рассудительные.

Дети высокой  подвижности отличаются неуравновешенным поведением, чаще других попадают в конфликтные ситуации. По моим наблюдениям из-за чрезмерной подвижности эти дети не успевают вникнуть в суть деятельности, в результате чего у них отмечается «малая степень её осознанности». Из видов движений они выбирают бег, прыжки, избегают движений, требующих точности, сдержанности. Движения их быстры, резки, часто бесцельны. Основное внимание в развитии двигательной активности детей большой подвижности следует уделять воспитанию целенаправленности, управляемости движениями, совершенствованию умений заниматься более или менее спокойными видами движений.

Читайте также:  Функции родного языка в развитии ребенка

Дети малой подвижности часто вялы, пассивны, быстро устают. Объём двигательной активности у них невелик. Они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую большого пространства и движений. У малоподвижных детей необходимо воспитывать интерес к движениям, потребность в подвижных видах деятельности. Особое внимание уделять развитию двигательных умений и навыков.

   Движение, даже самое простое, дает пищу для детской фантазии, развивает творчество. Основное средство его формирования – эмоционально окрашенная двигательная активность, с помощью которой через движения тела дети учатся выражать свои эмоции.

    Особую значимость в формировании двигательного творчества дошкольников имеют игровые двигательные задания, подвижные игры, физкультурные развлечения, которые всегда интересны детям. Они обладают большим эмоциональным зарядом, отличаются вариативностью составных компонентов, дают возможность быстро осуществлять решение двигательных задач.

Дети учатся придумывать двигательное содержание к предложенному сюжету, самостоятельно обогащать и развивать игровые действия, создавать новые сюжетные линии, новые формы движения. Это исключает привычку механического повторения упражнений, активирует в доступных пределах творческую деятельность по самостоятельному осмыслению и успешному применению знакомых движений в нестандартных условиях.

В ходе обучения двигательным действиям происходит развитие познавательных, волевых и эмоциональных сил ребенка и формирование его практических двигательных навыков. А значит, обучение движениям оказывают целенаправленное влияние на внутренний мир ребенка, его чувства, мысли, постепенно складывающиеся взгляды, нравственные качества.

Физический интеллект (или телесное мышление) – это работа мозгового комплекса, под контролем которого находится любая физическая деятельность, как внешняя, так и внутренняя. 

Ученые выяснили, что сознанию человека необходимо около 0,4 сек. для того, чтобы зафиксировать новое явление. Тогда как тело может дать оценку ситуации и среагировать за 0,1 сек. Таким образом, если уделять должное внимание развитию физического интеллекта, то можно обрести некоторые способности:

 1.      Способность быстро ориентироваться в непредвиденных ситуациях.

2.      Способность к овладению физическими навыками, причем, почти не совершая ошибок.

3.     Выносливость и способность работать дольше, быстро переключать и фокусировать свое внимание с одного действия на другое.

4.      Возможность легко перенести стрессовую ситуацию или заболевание.

5.      Развить и использовать язык тела, который передает большую часть информации в общении. 

6. Увеличить продуктивность любой деятельности без особых энергетических затрат.

Таким образом, можно вывести такую формулу:

Движение              +            Движения              =           Основа основ

Фундамент настоящего и будущего здоровья детей,

их гармонического физического развития

Важнейшие условие и средство общего развития ребенка, формирование его интеллекта и психики, способностей, жизненной активности

Физического, умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания

   Специальными экспериментами было доказано, что ограничение свободы действия детей, выраженное в самых разных формах – ограничении двигательной активности или в постоянных “нельзя”, “не лезь туда”, “не тронь”, – способно серьезно помешать развитию детской любознательности, ведь все это сдерживает порывы ребенка к исследованиям и,  следовательно, ограничивает возможность самостоятельного, творческого изучения и осмысления происходящего. Это запрет на развитие всех мыслительных процессов!

Р.S. Для родителей: Тест на определение уровня развития физического интеллекта 

(автор Джейн Стайн).

 Описание

Баллы

Вы быстрее обучаетесь чему-либо, если держите в руках инструмент или прибор, и пытаетесь сделать что-то самостоятельно, чем в том случае, когда кто-то вами руководит

1

Вы частый посетитель спортзалов, регулярно выполняете комплекс физических упражнений

1

Постоянно полагаетесь на собственное внутреннее чутье, которое ведет к правильным решениям

1

Легко можете сымитировать движения и манеры другого человека

1

Испытываете чувство неудовлетворенности, если находитесь в бездействии или выполняете однообразные движения

1

По профессии вы хирург или плотник, инженер-механик и т.п. (профессия, где особенно важен физический интеллект)

1

Получаете удовольствие от работ по дому

1

Смотрите передачи спортивных каналов, отдаете предпочтение спортивным программам

1

Все ваши лучшие идеи пришли к вам в тот момент, когда вы были на прогулке, совершали пробежку, занимались приготовлением пищи

1

При общении с окружающими жестикулируете

1

Обожаете разыгрывать друзей и знакомых

1

Выходные проводите на природе

1

Вам присущи признаки гиперактивности

1

В свободное время любите играть в спортивные игры

1

Можете похвалиться физической грацией и хорошей координацией движений

1

Итоги

Оценка результатов:

1-4 – физический интеллект, к сожалению, недоразвит.

5-8 – не все потеряно, просто вашему физическому интеллекту нужна хорошая встряска.

9-13 – уровень развития физического интеллекта выше среднего.

14-16 – вы обладаете высоким уровнем развития физического интеллекта.  

Необходимо отметить, что мозг должен не только работать, но и научиться более глубоко отдыхать. Отключиться на 1-5 минут – сбросить ненужную информацию, переключиться также помогут физические упражнения.

Это, конечно, может показаться парадоксальным: чтобы полноценно отдохнуть, нужно заниматься физическими упражнениями! Но для психологов это не новость – давно проверено, что полноценного расслабления мышц можно добиться как раз после сильного их напряжения, на этом основаны многие методы психотерапии. Например,  Метод «Ключ» Х. Алиева – Синхрогимнастика «Разблокируй свои способности, найди себя!»

«Ключ» — это управляемое идеомоторное действие, автоматически снимающее стресс.  «КЛЮЧОМ» можно :

-быстро входить в состояние  глубокой релаксации и покоя, расслабления;

-повысить стрессоустойчивость;

-повысить иммунную защиту, активизировать процессы самовосстановления.

«Ключ» помогает:

– значительно ускорить процесс излечения любого болезненного состояния,  особенно психосоматических состояний;

– освободиться от страха, комплексов и стереотипов мышления, ограничивающих свободу творчества;

– обрести уверенность;

– быстро концентрироваться;

– раскрыть потенциал творческих способностей;

– многократно усилить эффективность любого обучения и тренировки.

Преимущества метода:

Скорость — результат можно получить на первом занятие.

Доступность – овладеть техникой может даже ребенок.

Диапозон практического применения – метод может быть использован для лечения, расслабления, развития памяти, раскрытия скрытых способностей, интуиции и многого другого.

Ключ» позволяет человеку установить взаимосвязь разума и тела.

Тренирует способность сосредотачиваться.

Упражнения «Ключа»:

 Представить, что руки сами поднимаются.

  1. «Лыжник»
  2. «Скрутка» – повороты влево-вправо, стоя
  3. «Прогибание назад»
  4. «Махи руками»
  5. «Хлёст» – удары руками по плечам.

Эффективность метода «Ключ» доказана исследованиями, которые проводились с 2002 по 2007 гг. ГНИИИ ВМ МО РФ

1) Психофизиологические показатели.

•    Индекс физического состояния, характеризующий готовность к выполнению физической нагрузки, повысился в среднем на 53%.

•    Продолжительность непрерывной напряженной монотонной деятельности увеличилась в среднем в 2,5—3 раза.

•    Показатели утомляемости: способности писать без ошибок появлялись через 8—13 минут.

•    Интегральный показатель функционального состояния сердечно-сосудистой системы улучшился в среднем на 12%.

Вместе с этим улучшение физической работоспособности, понижение утомляемости и более легкое выполнение физических действий, без обычного напряжения, снижение отвлекаемости.

Улучшение по шкалам составило соответственно:

— по шкале «самочувствие» (в интегративной форме отражает функциональное состояние организма) — 18%;

— по шкале «активность» (отражает актуальный энергетический потенциал) — 18%;

— по шкале «настроение» (отражает эмоциональное отношение к внутренним и внешним условиям жизнедеятельности)  — 20%.

2) Психологические показатели.

Уровень ситуационной тревоги достоверно снижался на 55%.

В динамике состояний, возникающих после прохождения курса антистрессовой подготовки, выявлено:

•    нормализация настроения;

•    снижение тревоги;

•    отсутствие выраженной эмоциональной реакции на ситуации, волновавшие  ранее,

 •    повышение активности и работоспособности;

•    нормализация сна

•    стабилизация самооценки, повышение уверенности в себе;

• уравновешенность, (уменьшение раздражительности, выраженное состояние «спокойствия»).

«Звезда саморегуляции»