Физическое развитие ребенка до года с нарушением зрения
Физическое воспитание – это целенаправленный процесс, направленный на формирование здорового полноценного организма ребенка и всех его функций, физических сил и качеств.
Цель физического воспитания – всестороннее развитие физических сил личности.
Основной особенностью ребенка дошкольного возраста является его интенсивный рост и развитие, но формирование систем и их функций еще не закончилось и это определяет высокую ранимость организма. [Тинькова Е.Л., Козловская Г.Ю. Анатомо-физиологические и нейропсихологические основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения: Учебное пособие. — Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009.]
Исходя из функций, присущих физическому воспитанию. В нем можно рассматривать две стороны: физическое образование и воспитание физических качеств.Физическое образование включает: приобретение учащимися определенных знаний, умений и навыков выполнять физические упражнения и умений применять их в жизни.
Воспитание физических качеств, включает: повышения результативности в силовых и скоростных проявлениях, улучшение выносливости, гибкости, ловкости.
Эти стороны единого процесса тесно связаны между собой. Например, если ребенок многократно повторяют упражнения с целью усвоения техники их выполнения, то одновременно воспитываются и сила, и выносливость, а в ряде случаев – и быстрота. С другой стороны, многократное выполнение тех же упражнений, но с большей скоростью (для воспитания быстроты) содействует закреплению и совершенствованию техники, то есть решению образовательных задач.
П. Ф. Лесгафт, великий русский ученый считал, что физическое, умственное и нравственное образование находится в тесной взаимосвязи между собой. Считал, что заниматься одним, не оставляя без внимания другое, невозможно [Лесгафт П. Ф. Собрание педагогических сочинений. Т 5. М.: Просвещение, 1960.
Физическое воспитание дошкольников должно обеспечить гармоничное формирование организма, повышение сопротивляемости неблагоприятным воздействиям и расширение функциональных возможностей (улучшение регуляторных функции центральной нервной системы, укрепление опорно–двигательного аппарата, деятельности сердечно – сосудистой, дыхательной систем и прочее).
Касаткин Л. Ф. утверждает, что в процессе всесторонней подготовки детей с нарушениями зрения важнейшую роль играет физическая подготовка, направленная на воспитание физических качеств, двигательных умений и навыков, необходимых в повседневной учебной и трудовой деятельности .[Касаткин Л. Ф. Особенности физического развития школьников с глубоким нарушением зрения / Мышечная деятельность детей в норме и патологии. – Горький, 1974.]
Любое нарушение зрительных функций ставит перед человеком проблему адаптации в современном обществе, что, безусловно, связано с необходимостью освоения жизненно необходимых навыков и умений.
Особенностями физического развития детей с нарушениями зрения являются:
- меньшая подвижность,
- нечеткость координации движений,
- снижение темпа выполнения движений,
- уменьшение ловкости,
- нарушение ритмичности,
- появление неточности движений,
- трудности при ориентировке в пространстве,
- трудности при выполнении движений на равновесие.
Медико-педагогические исследования физического развития дошкольников в специальном детском саду и наблюдения за их свободной деятельностью выявили особенности отставания физического развития детей по отношению к возрастной норме. Например, овладение ходьбой, которая является одним из необходимых двигательных навыков, происходит у слепых к 2-2,5 годам, у слабовидящих – к 1,5 годам, тогда как нормально видящие дети овладевают ею к концу первого года жизни.
К моменту поступления большинства детей в детский сад (к 3 годам жизни) наблюдается их общее физическое отставание, что обусловливает необходимость коррекции вторичных нарушений физического развития и разработки специальных компенсаторных приемов физического воспитания.
Вынужденное снижение двигательной активности, низкое развитие мышечной силы, сопутствующие заболевания, различные нарушения опорно-двигательного аппарата, носящие стойкий характер, типичны для детей с нарушениями зрения. Следовательно, нужна профилактическая и коррекционная работа, направленная на нормализацию двигательных действий, где наиболее действенным средством, является коррекционно–оздоровительная работа детей с нарушением зрения. Эта работа должна предусматривать комплексный характер, то есть оказывать положительное влияние на все ослабленные функции ребенка, обеспечивая наилучшие условия его жизнедеятельности и развития. [Ростомашвили Л. Н. Коррекционная направленность адаптивного физического воспитания детей с нарушением зрения / актуальные проблемы специального образования, – Санкт-Петербург, 2004.]
Важно научить ребенка с нарушениями зрения всему, что умеет его зрячий сверстник.
Сенменов Л.А. и Шлыков В.П. утверждают, что ребенку с нарушением зрения необходимо проделывать большее количество повторений упражнений, которые могли бы заменить естественные движения зрячего. Важно учитывать то, что ребенок плохо управляет своим телом, что выражается в неумении вовремя напрячь и расслабить мышцы. Зачастую получается так, что дети выполняют упражнения правильно, по техническим признакам, но чересчур перенапрягая мышцы, что не дает им получить удовольствие от упражнении.
Часто у детей появляются «навязчивые движения». Чтобы от них избавиться нужно давать ребенку нагрузку в большем объеме, направляя потребность в движении в нормальное русло. Таким способом можно ребенка отучить от «навязчивых движений», не дав им перейти в привычку. [Семенов Л. А. , Шлыков В. П. Азбука движений для слепых детей: Методическое пособие: М.: 1984г.
Одной из основных особенностей на занятиях с детьми с глубокими нарушениями зрения является отсутствие показа в том виде, в каком он применяется при работе со зрячими. Все назначаемые занятия должны проводится по точному и четкому разъяснению взрослого.
Показ может быть различным. Педагог должен применять действенный показ, который вызывал бы двигательный образ у занимающихся.
Для этого у взрослого есть возможности:
- Показать упражнения самому, демонстрируя звуковую часть.
- Показать самому, чтобы ребенок с помощью осязания понял предлагаемое.
- Показать на детях.
- Показать на руках пальцах воспитанника.
Учитывая особенности детей с нарушениями зрения и используя возможности, в которых дети будут успешны, можно добиться гармоничного физического воспитания, что даст правильное физическое развитие организма ребенка.
Характеризуя физическое развитие детей с нарушением зрения, многие авторы отмечают, что потеря или нарушения зрения в детском возрасте замедляют естественный ход физического развития. И хотя возрастная динамика в принципиальных чертах сохраняется, уровень развития значительно отстает от нормы.
Почти на всем протяжении дошкольного возраста дети отстают в росте и в весе от своих зрячих сверстников. Причем с возрастом эта разница в росте увеличивается. Отставание в весе у детей младшего дошкольного возраста выражено в меньшей степени (3-5%), чем у детей старших групп(5-7%).
Также потеря зрения сказывается на отставании детей в выносливости, гибкости, ловкости, координации и точности движений, в показателях физической подготовленности, развитии основных движений (ходьбы, бега, прыжков, метаний). Существенно снижается двигательная активность, что отрицательно сказывается на формировании двигательного анализатора, наиболее страдающего в своем развитии вследствие зрительного дефекта.
Значительно снижены функциональные возможности сердечно – сосудистой и дыхательной систем, особенно после выполнения различных физических нагрузок. Частота пульса после стандартной физической нагрузки детей на 64,7%, дыхания – на 51,7%, максимальное давление повышается на 31,4%, а восстановление этих показателей до исходного уровня происходит за 5-6 минут, у детей из детских садов общеобразовательного вида восстановление организма происходит в среднем за 3 минуты.
Также недостаточное физическое развитие, слабость мышечного корсета приводят к появлению боковых искривлений позвоночника, лордозов, кифозов, развитию плоскостопия. [Азарян Р. Н. Педагогическое исследование влияния многолетних занятий физической культурой и спортом на развитие и воспитание слепых и слабовидящих школьников. – М., 1989.
Доступные средства адаптивной физической культуры, как ни один другой вид деятельности, приобщает детей к здоровому образу жизни, что на сегодняшний день является чрезвычайно актуально. Адаптивная физическая культура дает возможность развитию и совершенствованию не только двигательной активности, но и социальной. Психологи, работающие с детьми с нарушением зрения, отмечают, что физическая активность, хорошая физическая подготовленность повышают познавательную деятельность детей, способствуют развитию коммуникативной деятельности, повышают самооценку ребенка, его саморегуляцию, способствуют развитию мыслительных процессов, а также социальной адаптации в обществе нормально видящих сверстников.
Бросание в цель в значительной степени зависит от характера зрения, так как, прежде всего, ребенок должен выделить и зафиксировать цель, определить расстояние, соизмерить свое предметное действие с данными зрительной информации. Дети с дефектом зрения не могут примериваться, поэтому сразу же бросают мяч в корзину, отчего довольно часто результат является отрицательным. В отличие от них, нормально видящие дети примериваются, контролируют действия руки, следят за полетом мяча, могут проанализировать ошибки, если мяч не попал в цель. При этом нормально видящие дети при отрицательном результате называют причину неудачи: «я плохо прицелился», «дай я еще раз брошу». Такое поведение у детей с монокулярным зрением чаще всего не наблюдается, а интерес к результату падает.
Еще большие и своеобразные трудности можно обнаружить у детей с монокулярным зрением при фиксации движущихся объектов. Нарушение глазодвигательных функций при косоглазии обуславливает процесс прослеживания и фиксации объектов. В условиях, когда объект восприятия, перемещаясь в пространстве, приближается или удаляется от наблюдателя, прослеживание осуществляется путем конвергенции и дивергенции зрительных осей. Это возможно только при нормальном зрении. В условиях же монокулярного зрения такие акты отсутствуют, действует один глаз, у которого возможность определения точного местоположения осложнена из-за отсутствия оценки удаленности, протяженности, объемности пространства. Чтобы убедиться в этом, можно проследить действия детей при ловле мяча, заметить, как дети следят за его полетом, насколько точно действуют.
Действия детей с монокулярным зрением ограничены и неточны. Руки они чаще всего держат в одном положении, на полет мяча реагируют запоздало, часто мяч их застает врасплох, дети не успевают отреагировать на его приближение. Их действия при анализе скорости, направления и расстояния до мяча, вероятнее всего, плохо фиксируются. Поэтому ошибок может быть особенно много. Положительным результат может быть только тогда, когда мяч направляется точно в руки ребенка, тогда он может его успешно поймать. Если же мяч уходит несколько вбок, дети не могут протягивать руки в его сторону. При этом с той стороны, где глаз не видит, они вообще не могут фиксировать его полета. Для таких детей характерна поза, в которой они несколько разворачивают лицо в сторону, чтобы ведущим глазом зафиксировать прямо летящий на них мяч. Упражнения, подобно ловле, бросанию, метанию в цель при монокулярном зрении для детей сложны.
Так, игры в кегли, прокатывание мяча в ворота, и другие, дети любят, но бросают палки наугад, прицеливания нет, а после того, как бросят, скорее, бегут смотреть результат, так как со стартовой площадки они его не видят.
Инструктор по физической культуре
Малеева Э.В.
Источник
Людмила Борисенко
Коррекционная работа по физическому развитию для детей с нарушением зрения
Коррекционная работа по физическому воспитанию
для детей с нарушением зрения.
Общеизвестно, что детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и развивается личность.
Дети с ограниченными возможностями здоровья. – Это дети, имеющие различные отклонения психического и (или) физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
Воспитанники групп с нарушением зрения – дети с особыми образовательными потребностями. Опыт работы с детьми, имеющими различные нарушения в состоянии здоровья, убеждает нас в том, что реализация комплексной образовательной программы возможна при условии приоритетного решения вопросов индивидуальной коррекции и компенсации аномального развития ребенка.
Доказано, что нарушение зрения отрицательно сказывается на общем физическом и психическом развитии детей. Трудности зрительно-двигательной ориентировки могут приводить к гиподинамии, что отрицательно влияет на развитие двигательной активности детей и общее функциональное состояние здоровья.
Всестороннее обследование двигательной сферы детей с нарушением зрения позволяет обнаружить ряд закономерностей в отставании их физического развития. К ним относятся:
Особенности физического развития детей с нарушениями зрения являются
• гипер- или гиподинамия;
• мышечная напряженность или снижение мышечного тонуса;
• нарушение общей моторики, особенно ациклических движений (лазание, прыжки в длину, метание);
• нарушение ручной моторики;
• общая скованность и замедленность выполнения движений;
• нарушение координации движений;
• трудности при выполнении движений на равновесие.
• недостаточное развитие чувства ритма;
• нарушение ориентировки в пространстве;
• замедленность процесса освоения новых движений;
• нарушение осанки, плоскостопие;
• заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, ловкости, скорости.
Учитывая имеющие у детей нарушения двигательной сферы в нашем ДОУ определили организацию физического воспитания со специальной коррекционной направленностью, основная цель которой –помочь детям воспринимать предметы окружающей действительности с учетом низкой остроты зрения, преодолевать неуверенность в движениях.
Основными задачами физического воспитания дошкольников с нарушением зрения являются:
• развитие детей посредством движения;
• формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений;
• формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности;
• управление эмоциональной сферой ребёнка, развитие морально-волевых качеств личности, формирующихся в процессе специальных двигательных игр, подвижных играх, эстафетах, соревнований;
• формирование и развитие компенсаторных навыков.
В работе с детьми компенсирующих групп руководствуюсь «Программой 4 вида для детей с нарушением зрения» под редакцией Л. И. Плаксиной, разработанной Московским Институтом Дефектологии.
При планировании работы с ОВЗ по физическому воспитанию, обязательно учитываются основные факторы, влияющие на состояние здоровья ребёнка:
– физическую нагрузку;
– показания и противопоказания при нарушениях;
– дефект зрения;
– игры и упражнения для развития зрительных функций;
– охранительный режим;
В определении физической нагрузки подходим индивидуально к каждому ребёнку в соответствии с рекомендациями врача- офтальмолога:
• Инвалиды по зрению занимаются индивидуально с воспитателем или тифлопедагогом.
• У слабовидящих детей не надо требовать ограничения во времени; задания и упражнения дети выполняют в силу своих физических возможностей;
• На спортивных снарядах (гимнастическая скамейка, шведская стенка) – индивидуальная работа со взрослым.
Больше внимания уделяется детям, имеющим противопоказания к занятиям. При некоторых глазных заболеваниях (глаукома, высокая близорукость, афакия, заболевания сетчатки и др.) противопоказаны движения, связанные с резкими и длительными наклонами головы вниз, сотрясением тела, резкими прыжками, кувырки через голову и др.
Детям после операции, применяем охранительный режим: заменяем занятия физкультурой индивидуальной работой со специалистами.
Занятия по физкультуре компенсирующих групп проходят в спортивном зале и на улице. Их построение и продолжительность такие же, как в обще развивающих группах, но есть и отличительные особенности, поэтому в отличие от обычных групп, включаю дополнительные задания, игры, упражнения на:
• Координацию движений
• Снятие зрительного утомления
• Зрительно- двигательную ориентировку
• Равновесие
• Профилактику вялой осанки и плоскостопия
• темп выполнения упражнений и заданий снижен;
• Уменьшается дозировка физических упражнений;
• Обязательное использование музыкального сопровождения для выработки согласованности движений, чувства ритма;
На занятиях закрепляется определенное место для каждого ребенка, в зависимости от зрительной патологии: слабовидящие дети в вводной части находятся в конце колонны, а при выполнении упражнений – впереди, рядом с воспитателем, если у ребенка окклюзия (заслонка) левого глаза, его располагают справа от воспитателя; правого глаза – слева от воспитателя; детей с парезами глазных мышц – по центру с учетом остроты зрения; с расходящимся косоглазием – по центру во второй и третий ряды.
Подбор основных видов движений осуществляются согласно группе здоровья.
Например, если с детьми основной группы проводим прыжки на двух ногах через предметы положенные на пол, то детям подготовительной группы предусматриваем их выполнение на мягкой основе: матах и поролоновых ковриках. Детям специальной группы, заменяем прыжки на ходьбу с перешагиванием предметов, так как прыжки детям этой группы противопоказаны.
Предусматриваем индивидуальный подход при выполнении ОВД на спортивных снарядах, требующих зрительного контроля. Обеспечиваем страховку слабовидящих детей, используя зрительные ориентиры.
В работе для оказания помощи детям с нарушениями зрения введена пропедевтическая работа. Основой этой работы являются упражнения, подготавливающие детей к основным видам движений.
Пропедевтические занятия эффективны в преодолении двигательных пространственных нарушений, так как создают условия для усвоения целостного двигательного акта, помогают поэтапно овладеть элементами техники движений.
Пропедевтическая работа включает в себя индивидуальные игры-задания, на развитие
определенного движения. Проводится индивидуально или небольшими группами по 2-3 человека 2-3 задания в виде упражнений или игр. Продолжительность не более 6-7 мин.
С целью преодоления нарушений пространственной ориентировки включаем:
• Строевые упражнения, построения и перестроения;
• Ходьба и бег между предметами,
• Ориентировка в физкультурном зале и на спортивной площадке по зрительным ориентирам; («Порядок, беспорядок»)
• Ориентировка с помощью слухового и тактильно-двигательного анализатора;
• игры и упражнения по типу схематического рисунка, содержание которых связано с движениями (прокатить, пробежать, проползти).
• Нахождение спрятанных предметов по словесному описанию («Найди и промолчи»)
Формируя у детей с нарушением зрения пространственные ориентировки, мы вооружаем их полезными умениями и навыками, развиваем в их сознании положительные эмоциональные двигательные образы от подвижных игр, воспитываем стремление к совершенствованию своих двигательных способностей.
Обязательно в работе со слабовидящими детьми, включаем упражнения на развитие зрительного восприятия.
Специальные упражнения для глаз включены в разные формы занятий по физической культуре, и прежде всего в структуру физ минуток на других занятиях. Для более четкого восприятия упражнений для глаз применяются стихотворные формы словесных подсказок, которые содержат основную цель упражнения – сосредоточение взгляда на предмете, перевод его с одного предмета на другой, фиксацию взглядом действий рук, последовательное прослеживание, зрительную ориентировку в окружающем пространстве.
При проведении гимнастики широко используются различные ориентиры (цветные шарики, колпачки, матрешки, колокольчики, которые дети надевают на палец руки.
Упражнения для активизации зрительных функций:
• остроты зрения,
• фиксации взора,
• локализации и прослеживания.
• Глазомера,
• Гимнастика для снятия зрительного утомления
Значимость таких упражнений в том, что в процессе зрительного анализа и контроля, формируются зрительно-двигательные связи, которые у наших детей отстают в развитии.
Для повышения активности зрения, зрительно-двигательной ориентации стандартное физкультурное оборудование (гимнастические палки, обручи, скакалки) имеет специальные метки в виде ярко окрашенной точки. Применяются специальные пособия с метками для сосредоточения на предмете, точного воспроизведения действий, его зрительного анализа (колокольчики, звуковые сигналы). На канатах, веревках, шнурах также имеются обозначения в виде полоски или бантика, на полу имеются яркие метки с помощью которых дети ориентируются при выполнении ОРУ.
На обще развивающих занятиях воспитатели используют электронные гимнастики для глаз, что детям доступно и очень интересно.
У большинства слабовидящих детей отмечаются вялая осанка искривление позвоночника, плоскостопие, поэтому применяем специальные упражнения на формирование осанки и стопы.
Пользуясь пособием «Система занятий по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста» Л. Ф. Асачева, составляю комплексы упражнений для индивидуальной работы с детьми. Также использую оборудование для формирования стопы и укрепления свода, в поддерживании тонуса мышц ног и мышечного корсета, для спины и пресса.
Зная, что зрительная патология влечет за собой отклонения в координации движений, развитии чувства ритма, в содержание коррекционно-развивающей работы ввели отдельные занятия по исправлению нарушенных функций.
С детьми, у которых нарушена координация движений, проводим индивидуальную и подгрупповую коррекционную работу по методике, предложенной сотрудником НИИ дефектологии, кандидатом педагогических наук Л. С. Сековец. Эту работу осуществляет как воспитатель, так и инструктор по физкультуре.
По структуре такие занятия просты и включают следующие упражнения: коррекционные упражнения для рук, для ног и для совместной работы рук и ног. Используя такие упражнения, добиваемся усвоения детьми различного ритма и согласованности движений рук и ног. («Догонялки»)
Большое значение в работе по координации движений придаем значение развитию мелкой моторике рук, так как у детей со зрительными нарушениями они чрезмерно напряжены, либо наоборот, расслаблены, малоподвижны.
Для развития интереса к занятиям по развитию координации движений и чувства ритма в своей работе широко применяю музыкально- ритмическую гимнастику. Ритмическая гимнастика – это универсальные физические упражнения, которые способствуют развитию практически всех физических качеств, выработке чувства ритма, культуры движений, красоты походки, правильной осанки. Упражнения просты по двигательной структуре. Это обще развивающие упражнения, но выполнение их более интересно. Комплексы ритмических гимнастик составляю из хорошо усвоенных упражнений, с добавлением стилевых деталей из современных танцев. Применяя такой вариант гимнастики, обучаю детей четко и точно выполнять движения, а также согласовывать их с темпом и ритмом музыкального сопровождения («Делайте зарядку»).
Подвижные игры для детей с нарушением зрения имеют огромное значение не только как средство сохранных функций, навыков ориентировки в пространстве, совершенствования движений. В процессе игры ребенок учится добиваться успеха, подчинять свои желания правилам игры. Эффективное решение задач игры способствует преодолению дефектов зрения, его компенсации.
Специальных подвижных игр для детей с глазной патологией нет. Но нужно учитывать ряд противопоказаний по выполнению отдельных движений, упражнений, которые отмечались выше.
Учитывая трудности зрительного восприятия и нарушения движений у детей, игра должна быть хорошо организована и разъяснена.
Начинать игру необходимо по условному сигналу (свистку, хлопку, команде, удару в бубен и др., о чем дети предупреждаются заранее. В процессе игры целесообразно делать остановки с тем, чтобы снять напряжение, избежать переутомления, используя это время для анализа игры. Осуществляется индивидуальная дозировка нагрузки (уменьшение дистанции, число повторений, время нахождения в игре, облегчение задания, ограничение движений).
В подвижных играх не допускается встречный бег, резкие остановки во время бега, не разрешается держаться друг за друга во время движения.
Для организации дифференцированного подхода при обучении детей с нарушением зрения, важное значение имеет развивающая среда, в зале имеется:
• яркая разметка зала,
• Все физкультурное оборудование имеет специальные метки. Цель: помочь
детям координировать действия руки и глаза, определять направление движения.
• Стойка с яркими мячами,
• схема зрительной траектории по В. Ф. Базарному,
• зрительные ориентиры для развития и тренировки зрения,
• зрительные ориентиры в пространстве,
• цветные метки на оконных стеклах по Аветисову.
• коррекционные дорожки,
• массажные мячи.
Основные приемы в работе с детьми с нарушением зрения:
• медленный показ,
• поэтапное выполнение действия ребенком,
• словесная инструкция,
• многократные упражнения,
• зрительный анализ,
• непосредственная помощь ребенку,
• использование средств, обеспечивающих страховку (опоры, ориентиры,сигналы).
Подводя итог сказанному, следует отметить, что правильная организация и осуществление физического воспитания детей с нарушением зрения определяются:
• Педагогической компетентностью и заинтересованностью педагогов;
• Современными подходами к организации и выбору средств и методов;
• Соблюдением требований офтальмологии, тифлопедагогики;
• Признание принципа комплексного подхода ведущим.
Комплексное воздействие на ребенка через систему адаптивных средств позволяет формировать двигательную активность детей, обеспечить физическое воспитание ребенка в соответствии с индивидуальными возможностями.
Источник