Физическое развитие ребенка для портфолио

Зинаида Мельничук
Создание портфолио — отличная мотивация для физического развития дошкольника

Проанализировав Государственные требования к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов ГТО была создана система мониторинга работы всего дошкольного учреждения для качественной подготовки дошкольников к сдаче первой ступени ГТО.

Для грамотного и целенаправленного планирования деятельности с детьми дошкольного возраста, с целью формирования здорового образа жизни, а также с целью отслеживания результативности деятельности, начиная со среднего дошкольного возраста, для каждого дошкольника совместно с родителями началась работа по составлению портфолио по физическому развитию ребенка. Это позволило грамотно и целенаправленно планировать свою деятельность, а самое главное – отследить динамику развития физической подготовленности ребенка.

ПОРТФОЛИО «Дневник юного спортсмена»

1 Титульная страница

«Познакомьтесь со мной!» Создается в конце средней (начало старшей) группы родителями с детьми совместно

2 Результаты «Быстрее, сильнее, выше!» Создается инструктором по физической культуре с воспитателями. На странице отражены результаты диагностики

3 Награды ребенка «Мои рекорды» Награды, достижения ребенка при участии в различных спортивных соревнованиях

4 Творческие работы ребенка «Творческая мастерская» После проведенных занятий, бесед, просмотра видео и фото репортажей дети отражают свои впечатления в рисунках, аппликациях и др.

5 Фотогалерея Фотографии ребенка, принимающего участие в различных спортивных соревнованиях

6 «Мама, папа, я – спортивная семья Любой материал собранный ребенком с родителями, отражающий совместный досуг семьи (билеты на спортивное мероприятие, рисунки, фото походов, прогулок и др.) Моя семья на катке

В настоящее время технология портфолио широко применяется в практике дошкольного образования. ФГОС ДО ставит одну из задач – создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Решить эту задачу можно через создание каждым ребенком своего Портфолио. Его создание способствует развитию у детей дошкольного возраста самопознания и самоактуализации личности через мотивацию на достижение успеха.

Значимость данной технологии состоит в следующем.

Во – первых, она направлена на взаимодействие всех участников образовательного процесса. Дети, педагоги и родители совместно участвуют в создании единого творческого продукта.

Во-вторых, это один из способов повышения качества образовательного процесса, т. к. использование данной технологии способствует достижению положительных результатов деятельности как индивидуума (ребенка).

В третьих благодаря технологии портфолио сегодня, возможно, продемонстрировать успехи воспитанников д/с. Создание портфолио – представления позволит раскрыть индивидуальные достижения, а главное- объединить в творческом процессе усилия родителей, воспитанников и педагогов д/с.

Но, все ли работы включены в портфолио (их может быть сотни и даже тысячи, например, фото? Конечно, же нет, в портфолио включаются только лучшие работы автора, его основные достижения, то, в чем он успешен больше всего в своей деятельности, те аспекты, которые характеризуют его с лучшей стороны. Таким образом, портфолио дошкольника – это, прежде всего копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни. Это так называемое «досье успеха», в котором отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни ребенка.

Цель портфолио: Собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития дошкольника, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей.

Задачи портфолио:

создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха;

-овысить самооценку и уверенность в собственных возможностях;

– максимально раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка;

развить познавательные интересы дошкольников и формировать готовность к самостоятельному познанию;

– формировать установку на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развивать мотивацию творческого роста;

– формировать положительные нравственные качества личности;

– приобретать навыки рефлексии, формировать умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный») ;

– закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации.

Функции портфолио:

диагностическая – фиксирует изменения и рост, за определенный период времени;

целеполагательная – поддерживает образовательные цели;

мотивационная – поощряет достигнутые ребенком результаты;

содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых работ;

развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития от года к году;

рейтинговая – показывает диапазон навыков и умений.

Источник

МБДОУ «ЦРР – детский сад №121»

ПОРТФОЛИО

Перелыгина Наталья Юрьевна

Инструктор по физической культуре

Высшая квалификационная категория

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ

Перелыгина Наталья Юрьевна

МЕСТО РАБОТЫ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад № 121 г. Воронеж

ОБРАЗОВАНИЕ

Высшее

Окончила ВФ МОГИФК, 1997 год, присуждена квалификация «Преподаватель физической культуры, тренер». По специальности «Физическая культура и спорт»

СВЕДИНИЯ О ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ

22.04.2011г. курсы повышения квалификации для инструкторов по физической культуре на базе ВОИПК и ПРО

Читайте также:  Особенности личности родителей и их роль в развитии ребенка

08.09.2015г. курсы повышения квалификации по дополнительной программе «Применение информационных технологий в образовательном процессе в соответствии с требованиями ФГОС» на базе ВИРО.

СТАЖ РАБОТЫ

Общий стаж работы-22года

Стаж работы в данной должности-18лет

В данном учреждении-16 лет

Звания, ученые степени – не имею.

Работаю в Муниципальном дошкольном бюджетном образовательном учреждении центре развития ребёнка – детском саду № 121 города Воронеж инструктором по физической культуре. В 1997 году закончила ВФ МОГИФК- Воронежский филиал Московского Областного Государственного Института Физической Культуры. Очень люблю спорт и всё, что с ним связано. В прошлом, профессионально занималась фехтованием. Имею много призовых мест на областных и региональных соревнованиях, награждена спортивными дипломами и грамотами.

С 1997 года работаю в детском саду инструктором по физической культуре. В МБДОУ «ЦРР детский сад №121» работаю с 1999г. Имею высшую квалификационную категорию. Награждена почётной грамотой подписанной председателем Воронежской областной Думой, имею благодарственное письмо от руководителя управления образования администрации городского округа г. Воронежа К.Г. Викторова, а также, грамоты за высокий уровень работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста. Наш ДОУ является экспериментальной площадкой. Несколько лет использовала в своей работе оздоровительно-развивающую программу по танцевально-игровой гимнастике «Са-Фи-Дансе». Не смотря на то, что на данный момент данная программа не получила соответствие ФГОС, считаю её одной из самых грамотных и передовых и продолжаю использовать наработки «Са-Фи-Дансе» в своей работе.

В настоящее время работаю по своей рабочей программе. В ней предусматривается охрана и укрепление здоровья, особенно нервной системы ребенка, совершенствование функции организма ребенка, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным, доступным ребенку видам двигательной деятельности, формирование нравственно-волевых черт личности. Программа нацеливает на последовательное обучение детей двигательным умениям и навыкам, воспитание физических качеств, развитие координации движений, пространственной ориентировки, равновесия, формирование способности оценивать качество выполнения движений, правил подвижной игры. Большое место отводится физическим упражнениям в игровой форме и подвижным играм. В старшей и подготовительной в школе группах включено обучение детей спортивным упражнениям и элементам спортивных игр. Однако постоянное использование занятий классической структуры зачастую «ведет» к снижению интереса детей к занятиям и, как следствие, к снижению их результативности. Поэтом в мою программу включены элементы парциальных программам и методик:

Л. И. Пензулаева «Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста»

Л. И. Пензулаева «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 и 5-7 лет»

С. Я. Лайзане «Физкультура для малышей»

К. К. Утробиной «Занимательная физкультура»

Н.А. Фоминой «Сюжетно-ролевая гимнастика»

Свою профессиональную деятельность осуществляю в соответствии с Законом РФ «Об Образовании», Конвенцией о правах ребёнка, типовым положением о дошкольном. образовательном учреждении, уставом МБДОУ.

Приоритетным направлением в своей работе считаю формирование здоровья детей на основе его комплексного изучения в динамике, коррекцию физического и психического здоровья ребёнка, формирование адекватных представлений у воспитанников о здоровом образе жизни. Поэтому в основу моей работы были положены следующие педагогические методики и технологии:

Развивающие педагогические технологии

Направлены на раскрытие двигательных возможностей и способностей каждого ребёнка, побуждение детей к самостоятельной двигательной деятельности.

Игровые технологии

Использование прочно сформированных навыков позволяет осмысливать задачи, возникающие в непредвиденных ситуациях в процессе двигательной, особенно игровой деятельности. Двигательные навыки, сформированные у детей до семи лет, составят фундамент для дальнейшего совершенствования их в школе, облегчат овладение более сложными движениями и позволят в будущем достигать высоких результатов в спортивной деятельности. В работе с детьми последовательно включаю: игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать их; игры, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. В процессе занятий, наблюдая за животными, путешествуя с героями сказок, подражая олимпийским чемпионам, играя и наслаждаясь движениями, дошколята приобретают привычку к здоровому образу жизни и овладевают основными умениями:

предсказывать последствия действия или события;

проверять результаты собственных действий;

управлять своей деятельностью;

проверять реальность.

Здоровьесберегающие технологии

Направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие его физических качеств, двигательной активности, и становление физической культуры дошкольников, дыхательная гимнастика, массаж, профилактику плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры и занятия на тренажёрах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье.

Технологии социально-личностного развития и благополучия, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника.                  

Использование данных технологий мною в образовательном процессе помогает обеспечить эмоциональную комфортность и позитивное психологическое самочувствие ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, а также и социально-эмоциональное благополучие дошкольника в окружающем мире.

Читайте также:  Скачки в развитии у ребенка

ИКТ

Использую компьютерные презентации образовательных порталов, а также свои разработки при организации образовательной деятельности с детьми по некоторым темам: «Зимние и летние виды спорта», «Спортивный инвентарь для занятий спортом». Активно использую Интернет-ресурсы в рамках образовательного портала.

Данные технологии способствуют развитию у детей коммуникативных способностей, формируют исследовательские умения, а также умения принимать оптимальные решения в сложившейся ситуации.

Реализация современных требований к организации образовательного процесса и использование на интегративной основе выше перечисленных педагогических методик и технологий в физкультурно-оздоровительной работе с воспитанниками ДОУ, позволяет мне:

-повышать качество педагогического воздействия на детей за счёт формирования у них целостной системы универсальных интегрированных знаний, умений и навыков;

-координировать функциональные нарушения в физическом развитии, раскрыть сохранные возможности и индивидуальные способности;

-побуждать детей использовать полученные знания, умения, навыки в самостоятельной двигательной деятельности, связанной с их потребностью в движении;

-оптимизировать нагрузку с учётом индивидуальных, психологических и возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

Для качественной реализации задач по укреплению здоровья воспитанников ДОУ также включаю в свою работу элементы следующих программ:

ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ТАНЦЕВАЛЬНО-ИГРОВОЙ ГИМНАСТИКИ «СА-ФИ-ДАНСЕ»

Цель программы: содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики.

Задачи программы:

Укрепление здоровья

-способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного  

 аппарата

-формировать правильную осанку

-содействовать профилактике плоскостопия

-содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно – сосудистой и нервной системы организма

 Совершенствование психомоторных способностей дошкольников

 -развивать мышечную силу, гибкость, выносливость и координационные способности

 -содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимаю, умению согласовывать движения с музыкой

– формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений – развивать мелкую моторику

ПРОГРАММА «РАДУГА»

АВТОР: Л.Д. ГУСАРОВА

Это первая инновационная программа дошкольного образования, получившая рекомендацию Министерства образования, и разработана сотрудниками лаборатории дошкольного воспитания Института общего образования под руководством Т.Н. Дороновой. Она рассчитана на работу с детьми от двух до семи лет и охватывает все сферы жизнедеятельности детей.

Одной из основных задач программы является «сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни». Большое внимание уделяется особенностям организации оздоровительных мероприятий в режиме дня. Для этого в программе каждой возрастной группы запланированы разделы: «как формировать привычку к здоровому образу жизни» (1 мл. группа), «Формировать привычку к здоровому образу жизни» (2 мл. группа), «Формирование привычки к здоровому образу жизни – важнейшая задача воспитания» (старшая группа).

Цель данных разделов заключается в раскрытии основных анатомо-физиологических особенностей детей, условий здорового образа жизни и правил формирования полезных привычек, навыков самообслуживания.

В программе представлены: перечень двигательных навыков, правила организации физических упражнений, особенности организации прогулок (длительность, назначение и этапы прогулки, требования к одежде детей в соответствии со временем года), организация и особенности проведения утренней гимнастики и гимнастики после сна.

ПРОГРАММА

«СТАРТ»

АВТОРЫ: Л.В. ЯКОВЛЕВА, Р.А. ЮДИНА, Л.К. МИХАЙЛОВА

Цель программы – помочь детям проявить собственные потенциальные возможности, выразить своё «Я» в движении.

Отличительная особенность программы заключается в том, что программный материал распределен не по возрастным группам, а по конкретным направлениям.

     ПРОГРАММА

«ДЕТСТВО»

АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ: Н.А. НОТКИНА, Т.И. БАБАЕВА

«Детство» – программа с ярко выраженной гуманистической направленностью. Развитие ребенка понимается как процесс самодвижения, возникновение и преодоления внутренних противоречий. Авторы исходят из того, что характер детской деятельности и особенности взаимоотношений детей с окружающими обуславливают естественное возникновение и вызревание перспективных

психологических новообразований в познавательной и мотивационно – эмоциональной сферах. Накопление ребенком ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение своих возможностей, самопознание способствуют раскрытию богатейшего возрастного потенциала дошкольников.

Возможность использования дополнительных программ помогают мне при составлении перспективных и календарных планов на учебный год.

В соответствии с ФГОС систему педагогического взаимодействия с воспитанниками осуществляю по следующим направлениям:

-непосредственно организованная образовательная деятельность;

-совместная деятельность инструктора по физической культуре и детей;

-самостоятельная двигательная деятельность детей в режиме дня.

В связи с этим использую следующую модель физкультурно-оздоровительной   работы с воспитанниками ДОУ, включающую в себя:

-физкультурные занятия;

-утренняя, дыхательная, корригирующая и пальчиковая гимнастики;

-физкультминутки;

-подвижные, спортивные игры и упражнения в зале и на прогулке.

Учитывая психологические особенности детей, для поддержания интереса к движениям ежедневно провожу мероприятия для физического развития, сочетая в игровой форме тренинговые, обучающие элементы. Организую подгрупповые методы обучения с учётом состояния здоровья и интересов детей, что позволяет, не перегружая детей, добиться хорошей физической подготовленности. Использую различные по содержанию типы занятий: учебно-тренировочные занятия, контрольно-проверочные, сюжетные, игровые и др. При организации педагогического процесса активно применяю как общедидактические, так и специфические методы физического воспитания: модельный метод обучения объяснение – показ – выполнение – коррекция – выполнение – автоматизация;

Читайте также:  Умственное развитие ребенка в раннем возрасте и ведущий вид деятельности

метод разбора конкретных ситуаций

тематические недели;

игровой метод

формирует поведение ребёнка;

соревновательный метод 

способствующий, практическому освоению действий физических упражнений;

Использование различных методов и приёмов помогает более качественно организовать детскую деятельность в образовательном процессе. Анализ заболеваемости воспитанников ДОУ показывает положительную динамику, что так же говорит о выборе правильных методов и приёмов в работе с детьми.

Диагностика физической подготовленности воспитанников ДОУ

С целью получения информации об уровне физической подготовленности каждого ребёнка, а также создания условий для развития, обучения и коррекции двигательных нарушений у детей, в системе, 2 раза в год провожу диагностику уровня физической подготовленности детей. К моменту поступления детей в школу прослеживается достаточно хорошая результативность по усвоению программного материала в области физического воспитания детей.       Результаты диагностики являются ориентиром в моей работе для прогнозирования особенностей развития каждого ребёнка и подбора оптимального содержания физкультурно-оздоровительных мероприятий, средств и приёмов педагогического и коррекционного воздействия.  Двигательные навыки, сформированные у дошкольников, составят фундамент для дальнейшего совершенствования их в школе, облегчат овладение более сложными движениями и позволят в дальнейшем достигать высоких результатов в спортивной деятельности.

В области самообразования работаю по теме

«Роль подвижных игр в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста»

Актуальность темы

    Подвижная игра – сознательная, двигательная активность ребенка, предполагающая точное и своевременное выполнение заданий, которые связаны с обязательными для всех играющих правилами. Увлекательное содержание и эмоциональная насыщенность игры побуждает детей раннего возраста к определенным умственным и физическим усилиям, а значит способствовать их развитию в целом. Детям младшего дошкольного возраста выполнение игровых заданий доставляет большое удовольствие. Играя, ребенок упражняется в различных движениях. С помощью взрослых он овладевает новыми, более сложными видами действий. Подвижные игры в основном коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место, не мешая другим, по сигналу убегать или менять место. Игра помогает ребенку преодолевать робость, застенчивость. В игре, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения. Совместные действия маленьких детей создают условия для общих радостных переживаний и активной деятельности. В подвижных играх дети учатся играть дружно, уступать и помогать друг другу. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка различных систем и органов.

Цель: повышение своего профессионального уровня в изучении подвижных игр, внедрение и применение их в работе с детьми.

Задачи: изучение методической литературы по подвижным играм

изучение теоретического курса по развитию двигательной активности детей творчески применять профессионально-педагогические знания с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических особенностей дошкольников

формировать устойчивый интерес детей к подвижным играм, к активному образу жизни, воспитанию моральных, волевых, нравственных, эстетических качеств, а также расширить двигательный опыт детей посредством овладения новыми двигательными качествами.

Список используемой литературы:

Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-6 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009.

Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Подготовительная группа: Методическое пособие. М.: Мозаика-Синтез, 2014.

Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа: Методическое пособие. М.: Мозаика-Синтез, 2014.

Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Средняя группа: Методическое пособие. М.: Мозаика-Синтез, 2014.

Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Младшая группа: Методическое пособие. Мозаика – Синтез, 2014г.

Прищепа С.С. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет: Методическое пособие. – М.: Москва, 2009.

Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр: Методическое пособие М.: Мозаика – Синтез, 2014.

Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду: Методическое пособие. М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 3-5 лет

М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009

Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет

 М.: Издательство ГНОМ и Д 2009.

Соломенникова Н.М. Формирование двигательной сферы детей 3-7 лет; Учитель 2013г.

Бутакова Л.Г Занятия логоритмической гимнастикой в детском саду 1994г, г. Москва

Давыдова М.А. Спортивные мероприятия для дошкольников» Москва 2007г.

Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры Просвещение 1986г

Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С Игры и развлечения детей на воздухе; Просвещение

Лысова В.Я., Яковлева Т.С., Зацепина М.Б., Воробьёва О.И. Спортивные праздники и развлечения (младший дошкольный возраст) АРКТИ 2001г.

Кудравцев В.Т. Развитие двигательной активности и оздоровительная работа с детьми 4-7 лет Части 1 и 2 Москва 2000г

Лях В.И. Мой друг- физкультура; Просвещение 2014г

Источник