Физическое развитие ребенка детского дома

из опыта работы
Проблему сохранения и укрепления здоровья воспитанников мы рассматриваем как основную в системе обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Наличие собственного бассейна определило всю работу по плаванию — сделало ее более системной и спланированной на все годы воспитания детей в детском доме.
Министерство труда и социальной защиты Калужской области
Государственное бюджетное учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей «Кондровский детский дом»
Спортизированное развитие воспитанников детского дома
как фактор их успешной социализации–
подготовила:
социальный педагог
высшей квалификационной категории
Л.А Макарова
Кондрово, 2016
Введение
Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел,
то, во всяком случае, поддерживать у него
высокий уровень здоровья вполне возможно.
Н. М. Амосов, академик
Вот уже на протяжении десятилетия в нашей стране складывается тревожное положение с состоянием здоровья детей и подростков. Решение этой проблемы занимает центральное место в работе российского правительства. По мнению премьер-министра РФ Дмитрия Анатольевича Медведева, «одной из причин ухудшения здоровья детей, наряду с экологической обстановкой, социально-экономическими потрясениями, является недостаточная эффективность проводимых оздоровительно-профилактических и коррекционных мероприятий, а иногда и просто их отсутствие в учреждениях образования и здравоохранения».
Особенно остро проблема сохранения, укрепления и формирования здоровья как целостной гармоничной системы стоит перед педагогами и медицинскими работниками, трудовая деятельность которых связана с детскими домами и школами-интернатами.
Проводимые исследования в области здоровья воспитанников ГБУ «Кондровский детский дом» показывают, что уже с рождения они имеют низкие показатели здоровья, психические расстройства, болезни нервной системы, органов чувств и дыхания, их отличает низкий уровень санитарно-гигиенической культуры. Все эти проблемы развиваются на фоне социальной запущенности.
Исходя из статистических данных, проблему сохранения и укрепления здоровья воспитанников мы рассматриваем как комплексную и основную в системе обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Изменить сложившуюся ситуацию можно, возродив физкультуру и спорт на основе спортизированного физического воспитания в условиях занятий по обучению плаванию воспитанников детского дома. Сформулированное определение “спортизированное физическое воспитание детей-сирот” позволяет переосмыслить значение физической культуры и спорта, переориентировать его на формирование морально-волевых качеств детей-сирот для того, чтобы подготовить их к жизни в социуме.
Наличие собственного бассейна определило всю работу по плаванию — сделало ее более системной и спланированной на все годы воспитания детей в детском доме.
Целью спортизированного развития воспитанников детского дома является освоение и совершенствование всех стилей и способов спортивного плавания, укрепление здоровья и формирование потребности в здоровом образе жизни.
Здесь решаются важнейшие задачи, а именно:
Воспитательное направление: воспитание трудолюбия, воли, выносливости, сознательной дисциплины, организованности, честности, доброжелательности.
Образовательное направление: овладение техническими приёмами, теорией и практикой освоения всех стилей и способов плавания, привитие жизненно важных и оздоровительно-гигиенических навыков.
Оздоровительное направление: плавание как средство профилактики заболеваний и укрепления здоровья, эмоциональная разрядка и профилактика психологических перегрузок.
Спортивное направление: плавание – олимпийский вид спорта.
Общеразвивающее направление: упражнения, применяемые при обучении плаванию, развивают физическую подготовленность воспитанников, совершенствуют двигательные способности.
Ожидаемые результаты:
- Положительная динамика показателей здоровья детей-сирот, занимающихся плаванием.
- Повышение уровня компетентности детей-сирот в области физической культуры и спорта.
- Повышение качества получения образования и социальной адаптации детей-сирот в социуме.
Использование принципиально нового подхода формирования ценностного отношения к здоровью у воспитанников в процессе спортизированного физического воспитания открывает новые перспективы совершенствования и усиления воспитательной работы в условиях детского дома. Результатом такого преобразования в методике физического воспитания детей-сирот выступают темпы прироста показателей их физической подготовленности, физического развития, а также своевременной коррекции и развития психологического здоровья и, как конечный продукт, успешная адаптация детей-сирот после выпуска из детского дома.
Внедрение принципа спортизации в физическое воспитание позволила нам разработать портрет здорового воспитанника как ориентир в физкультурно-оздоровительной работе детского дома.
Портрет здорового воспитанника детского дома.
- Это жизнерадостный, активный, доброжелательно относящийся к окружающим, любознательный ребенок.
- Развитие его физических (двигательных) качеств проходит гармонично. Он вынослив, достаточно быстр, ловок и силен.
- Режим его жизнедеятельности осуществляется в соответствии с индивидуальным биоритмологическим портретом с оптимальным соотношением периодов и спадов активности, бодрствования и сна.
- Неблагоприятные погодные факторы, резкая их смена ему не страшна, так как он закалён, его система терморегуляции хорошо натренирована к разнонаправленным температурным воздействиям, поэтому он не знает, что такое простуда.
- Благодаря рациональному питанию, этот ребёнок не имеет лишней массы тела, у него есть все возможности для нормального гармоничного роста и развития.
- Благоприятные психологические условия в детском доме способствуют укреплению его психического здоровья.
Портрет здорового воспитанника мы попытались реализовать посредством внедрения принципа спортизации физического воспитания детей на занятиях по обучению плаванию.
Новизна нашего подхода к спортизированному развитию воспитанников состоит не только в сохранении и укреплении здоровья воспитанников, но и в том, что занятия плаванием решают воспитательные задачи, которые помогают ребятам стать дисциплинированными, смелыми, решительными и находчивыми. Эти и другие морально-волевые качества формируются в ходе правильно организованных и регулярных занятий, а также во время соревнований.
В этом деле большую роль отводим спортивным традициям, ритуалам и церемониям. На видном месте размещаем регулярно обновляемую информацию о рекордах детского дома, результатах соревнований, поздравления чемпионам, фоторепортажи о поездках на соревнования, тренировочные сборы и спортивно-оздоровительные лагеря. Весьма важными для нас являются публикации в обычной и электронной прессе, на сайте детского дома. На занятиях обязательно отмечаем хоть раз каждого воспитанника и всю группу в целом, чтобы каждый воспитанник смог почувствовать, что сделал еще один шаг к достижению поставленной перед ним цели.
Мы установили обязательные для себя правила в воспитании целеустремленности (поставил цель – иди к ней твердо; выполнение плана – основа успеха; окончил день – подведи итоги), настойчивости и упорства (делай не то, что нравится, а то, что нужно; препятствия для того и существуют, чтобы их преодолевать), решительности (сначала пойми – потом решай; если решил – делай), выдержки и самообладания (научись владеть собой; делай все и всегда наилучшим образом), самостоятельности и инициативности (не полагайся только на тренера, пусть даже самого лучшего; не жди, когда тебе укажут, подскажут, дадут задание, – действуй по собственному почину; будь самым строгим судьей для самого себя).
Среди мероприятий по нравственному воспитанию воспитанников мы выделяем и используем: систематические беседы на темы воспитания, лекции по истории спорта, рассказы о жизни замечательных людей; просмотры кино- и видеофильмов; чтение литературы; встречи с выдающимися людьми; вовлечение воспитанников в общественную работу; укрепление традиций спортивных коллективов (чествование победителей, торжественный прием в члены спортивной команды детского дома, празднования дней рождения, посещение театров, музеев, исторических мест, походы, велопробеги и т.п.).
Убедились, формирование волевых качеств – это не эпизодическая работа педагога, которую необходимо проводить перед соревнованием или спортивным мероприятием, а постоянный кропотливый труд, требующий от него большой затраты сил, времени, упорства и энтузиазма в течение всей подготовки юных пловцов.
Поскольку в детском и подростковом возрасте волевые качества обычно развиты слабо, важно постоянно стимулировать проявления воли, неукоснительность выполнения намеченных целей, вселять веру в большие возможности каждого воспитанника. Воспитанник должен быть уверен, что при наличии упорства и трудолюбия он может претворить в жизнь самые заветные желания. Акцентируем внимание воспитанников на происходящих в них переменах, развитии физических качеств и спортивных достижений.
Учитывая результаты проведенной работы по обучению воспитанников плаванию, пришли к выводу: физическая культура и спорт нацеливают детей-сирот на возможность преодолевать трудности, воспитывать такие качества характера как воля, стойкость, дисциплинированность.
Н.Н. Каргин и С.Ю. Тюленьков обращают внимание на то, что спорт – это, пожалуй, «единственный социальный институт, где индивид может выполнять социально значимые роли в наиболее раннем возрасте». И это определяет ряд важных аспектов социально-психологического значения спорта для социализации детей-сирот.
Во-первых, активное участие в социальной жизни предполагает определенную ответственность, что важно для развития самосознания.
Во-вторых, дети-сироты, включенные в активную социальную (спортивную) деятельность, менее всего подвержены случайным влияниям, их поведение более управляемо. Кроме того, занятия спортом формируют такие качества личности, развитие которых в иных сферах социальной деятельности затруднено. Некоторые из них (например, настойчивость и упорство), конечно же, могут формироваться и в других сферах деятельности. Но особенность состоит в том, что спортивная игра в силу природы, как и всякая другая игра, «является средством обучения различным социальным ролям и моделям поведения». Наконец, следует учитывать также, что «набор определенных качеств», приобретенных в процессе занятий плаванием, может быть перенесен и использован в любой другой социальной деятельности.
На занятиях мы используем воспитательные мероприятия, направленные на коррекцию психологического здоровья и на приобщение детей-сирот к ценностям физической культуры. Именно в этом контексте мы рассматриваем возможности средств физической культуры как фактора успешной социализации детей-сирот.
Анализ научно-методической литературы свидетельствует о том, что психологическое развитие, личностные качества непосредственно влияют на социальную адаптацию и, конечно, на её результат. Поэтому наряду с выявлением особенностей возрастной динамики нами изучалась их взаимосвязь с показателями успешности или неуспешности социальной адаптации детей-сирот после выпуска из детского дома. Практиковалось дальнейшее прослеживание выпускника во время последующего их обучения в техникумах и др. образовательных учреждениях. Наше предположение, что уровень физического развития и физической подготовленности оказывает непосредственное влияние на успешность подготовки детей-сирот к мотивации получения образования и престижной профессии, что, в свою очередь, обеспечит им место в социуме, получило свое подтверждение.
Двое выпускников 2011 года, успешно окончив Ейский педагогический колледж, в настоящее время работают воспитателями в детском доме и являются тренерами (футбол и лыжи). Еще один воспитанник – выпускник 2012 года после окончания Кондровского индустриально-педагогического колледжа также успешно трудится в должности воспитателем в детском доме и ведет секцию по мини-футболу младшей возрастной группы.
Показателями эффективности внедрения спортивно-ориентированной технологии в физкультурно-оздоровительную работу ГБУ «Кондровский детский дом» являются следующие факты:
– Положительная динамика в физическом развитии детей: снизился уровень заболеваемости на 25%.
– Использование спортивно-оздоровительных технологий на занятиях плаванием оказало существенное влияние на коррекцию поведения воспитанников детского дома. Уровень тревожности занимающихся плаванием снизился за год на 7,3%. Результаты агрессивного состояния уменьшились на 13,5 %. Самооценка личности увеличилась на 7,8 %. Снизилось количество детей «группы риска» с 40% до 23% – (17%). Снизилось количество детей, имеющих вредные привычки с 40% до 28% – (12%).
– Повысился уровень трудолюбия и работоспособности на 15% (ниже среднего), на 9% (высокий уровень); повысился уровень способности к саморазвитию и самообразованию на 7% (ниже среднего), на 3% (средний уровень), на 3% (высокий уровень); увеличилась высокая степень удовлетворённости жизнью в детском доме на 20%; 75% выпускников успешно адаптированы в социуме.
– Занятия плаванием стали неотъемлемой частью жизни наших ребят. Он отвлекает их от «улицы», от вредных привычек, негативных проявлений и является одним из способов их личностного самовыражения и самоутверждения. Главным результатом педагогический коллектив считает не спортивные рекорды, а создание в детском доме системы приобщения воспитанников к здоровому образу жизни.
– Рост мотивации к занятиям физической культурой, спортом у воспитанников детского дома. Охват воспитанников физической культурой и спортом составляет 100 %. Физкультурно-оздоровительная работа организована так, что каждый ребенок может заниматься в нескольких секциях, в зависимости от его физического развития и интересов. На базе детского дома работает 12 секций.
– Вырос уровень спортивных достижений воспитанников (выход на Всероссийский уровень) – победители (I место среди 21 команды) V Спортивной Детской Олимпиады (с 25 по 27 мая 2012 года) среди воспитанников детских домов и школ-интернатов. Олимпиада проводилась Благотворительным фондом «Детский Дом» при поддержке министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации и Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств. Это не просто победа, а настоящий триумф! Всего два года назад (2010 год) команда занимала далекое от призовых 7-ое место (среди 18 команд). VI спортивная детская Олимпиада среди детских домов и школ-интернатов (с 23 по 25 мая 2014 года) – X место среди 20 команд.
– Участие наших воспитанников в городских и областных соревнованиях освобождает их от чувства изолированности, формирует чувство уверенности и самоуважения, гордости за себя и детский дом. Участвуя в областных соревнованиях, воспитанники детского дома неоднократно становились победителями и призерами во всех видах спорта.
Обобщая все вышесказанное, хотим подчеркнуть, что мы отдаем себе отчет в том, что счастливый ребенок – это, прежде всего, здоровый ребенок. Ведь сделав выбор в пользу здорового образа жизни, наши воспитанники будут успешны и благополучны, так как во всех начинаниях успех порождает успех.
Список литературы
Документы:
- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 1 июня 2012 года № 761;
- Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2018 года, утвержденной Председателем Правительства РФ Д.А.Медведевым 31 января 2013 года;
- План мероприятий по совершенствованию деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях реализации постановления Правительства РФ от 24 мая 2014 года № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденным Минобрнауки России;
- ФЗ № 273 от 29.12.2012 года “Об образовании” (в редакции от 21 июля 2014 года).
- В помощь руководителям, специалистам и тренерам-преподавателям спортивных школ. Методические рекомендации. Москва, 2004. – 23 с.
- Ганчар И.Л. Методика преподавания плавания: технология обучения и совершенствования : учеб. для студентов вузов. – Одесса: друк, 2006. – 695 с.
- Гигиенические требования к устройству эксплуатации и качеству воды плавательных бассейнов. Санитарные правила и нормы. Сан ПиН 2.1.2.568 – 96. Минздрав России. М., 1997.
- Дементьев В.В. Методика комплексного обучения плаванию школьников 15-17 лет // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2007. – N 3. – С. 67-70.
- Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ. Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму. Министерство образования Российской Федерации. Москва. 1995.
- Программы. Физическое воспитание учащихся 1-11 классов. Рекомендовано Главным управлением развития общего среднего образования. Министерство образования Российской Федерации. Москва. «Просвещение». 1996.
- Семенов Ю.А. Навык плавания – каждому : Из опыта программированного обучения плаванию – М.: ФиС, 1983. – 144 с.
- Шишкова Е.В. Инновационный подход к обучению плаванию младших школьников в системе школьного физического воспитания // Вестник спортивной науки. – 2007. – N 4. – С. 65-68.
Источник
В дошкольном возрасте формируется основа для здоровья и полноценного физического развития малыша. Без достаточного уровня физической активности невозможно гармоничное развитие крохи. Физическое воспитание позволяет развить у ребенка такие качества, как сила, выносливость, гибкость, ловкость, скорость, а также способствует укреплению мышц, опорно-двигательного аппарата и организма в целом. О том, в чем особенности физического развития детей раннего и дошкольного возраста, какие двигательные навыки должны быть сформированы в этом возрасте, как заниматься физическим воспитанием с малышами, мы расскажем Вам в нашей статье.
Особенности физического развития детей раннего и дошкольного возраста
По наблюдениям специалистов, дети до 3 лет проводят более 2/3 времени бодрствования, занимаясь активными видами деятельности. Постепенно доля этого времени сокращается, однако нельзя отрицать, что физическая активность – одна из важнейших составляющих гармоничного развития ребенка на протяжении всего дошкольного возраста.
Как правило, к 1 году ребенок умеет сидеть, стоять (с поддержкой), активно ползать и начинает делать свои первые шаги. Годовалые малыши любит ходить вдоль опоры и за ручку, а кто-то даже пытается бегать. Также с помощью взрослого малыш может потихоньку подниматься и спускаться по лестнице, залезать и слезать с дивана. Благодаря способности удерживать вертикальное положение расширяются возможности крохи в исследовании мира. Это очень важный шаг в развитии ребенка. Чтобы ребенок научился ходить уверенно, не навязывайте ему свою помощь, страхуйте его на расстоянии вытянутой руки.
Так как дети этого возраста очень любят покорять всевозможные вершины, необходимо обеспечить ребенку безопасную среду дома.
Двухлетка ходит уже достаточно уверенно. Он может передвигаться и задом и боком, умеет быстро останавливаться и менять направление. Шаг постепенно становится размеренным, руки при ходьбе опущены вниз. Также, двигаясь, ребенок может наклоняться, поднимать руки, крутить головой, держать что-то в руках и т.д. В этом возрасте начинает формироваться навык бега. Малыш теряет равновесие из-за недостаточной сформированности вестибулярного аппарата и смещенного вверх тела центра тяжести. Поэтому не удивительно, что кроха 2 лет часто падает и зарабатывает синяки. Дети этого возраста учатся прыгать на двух ногах, подниматься по лестнице, ездить на беговеле и самокате, трехколесном велосипеде.
В 2 года малыши обожают все, что связано с движением. Дети этого возраста практически без остановки могут бегать, прыгать, лазить на детской площадке. Движение приносят детям большую пользу – они учатся управлять своим телом.
Дети среднего дошкольного возраста (3-5 лет) учатся быстро бегать, меняя направление, прыгать на одной и двух, перешагивать препятствия, ходить на цыпочках. Развитие координации движений позволяет малышам одновременно выполнять движения разными частями тела (например, качать головой и хлопать в ладоши).
В возрасте 3 лет у детей происходит большой скачок физического развития. Малыш уже может быстро бегать, прыгать, приседать, поворачивать корпус. Его движения становятся более точными и скоординированными, увеличивается скорость реакции. Ориентация в пространстве также значительно улучшается (часто у мальчиков она развита лучше, чем у девочек этого возраста).
У четырехлетнего ребенка достаточно хорошо развиты координация движения и равновесие, благодаря чему малышу становятся более доступны различные виды физической активности, такие как танцы, гимнастика, езда на двухколесном велосипеде.
Пятилетних детей можно эффективно обучать сложным двигательным навыкам, требующих хорошей физической подготовки, ловкости и скорости движения. В этом возрасте малыш сможет достичь успехов в таких видах спорта, как плавание, гимнастика, фигурное катание, танцы.
Шестилетний ребенок хорошо развит физически. Он умело владеет своим телом, а его движения достаточно скоординированы. В сфере крупной моторики ребенок 6 лет умеет:
- Ходить по линии и перекладине;
- Перепрыгивать препятствия;
- Стоять и прыгать на одной ноге;
- Попадать мячом в цель;
- Взбираться по веревочной лестнице и многое другое.
Итак, двигательные навыки маленьких детей несовершенны. Чем старше ребенок, тем лучше развита координация движений, ловкость, точность, быстрота реакции. Знание возрастных особенностей физического развития детей позволяет развивать именно те свойства движений, которые сформированы недостаточно и требуют тренировки.
Методы физического воспитания дошкольника дома
Для того чтобы в семье малыш активно развивался физически, родителям желательно создать для малыша соответствующие условия и следовать ряду принципов.
- Соблюдение режима сна и бодрствования;
- Правильное питание;
- Прогулки на свежем воздухе;
- Одежда не должна стеснять движения ребенка;
- Закаливание (после консультации с педиатром);
- Утренняя зарядка;
- Физкультминутки и подвижные игры.
Компактно организовать пространство для физической активности малыша дома помогут спортивный комплекс, сухой бассейн с шариками, массажные коврики и другие спортивные снаряды.
Подвижные игры и упражнения для дошкольников в домашних условиях:
- «Преодолей препятствие». Разложите на полу различные предметы (подушки, игрушки, стульчики) и предложите малышу преодолеть полосу препятствия.
- Массажные коврики. Ступни – это одни из наиболее чувствительных частей тела, потому что на них сосредоточено большое количество нервных окончаний. Ортопедические массажные коврики очень полезно использовать на занятиях с детьми, так как они формируют свод стопы, уменьшая риск плоскостопия.
- «Собери шарики». Если у Вас дома есть сухой бассейн с шариками, вы можете предложить малышу простую и веселую игру, которая поможет развить скорость реакции, ловкость и координацию движений. Рассыпьте по комнате разноцветные шарики и попросите малыша как можно быстрее собрать все шарики определенного цвета.
- «Забей гол». Из деревянного конструктора соорудите ворота, в которые надо вкатить мячик, не разрушив их. Мяч можно пинать ногой, толкать руками или бить по нему клюшкой, в зависимости от возраста ребенка.
- «Попади в цель». Поставьте на пол корзину, а малыш должен попасть в нее мячом с достаточного расстояния.
Поддерживайте интерес ребенка к физическим упражнениям. Хвалите малыша за его успехи и старайтесь показывать ему положительный пример.
Увлечь малыша поможет веселая зарядка и физкультминутки. О том, какие упражнения полезны дошкольникам, смотрите на видео:
В какие спортивные секции отдать дошкольника?
Физическое воспитание ребенка должно быть организовано таким образом, чтобы ребенок сразу учился правильному выполнению движений, так как ошибки могут надолго закрепиться. Если родители не обладают достаточными знаниями в области физического развития малышей, лучше чтобы ребенка наблюдал специалист. В настоящее время существует большой выбор спортивных секций и кружков для детей дошкольного возраста.
- Плавание и фигурное катание позволяют ребенку отлично узнать возможности своего тела, укрепляют мышечный корсет.
- Фитнес и йога способствуют развитию основных групп мышц, а также формированию и укреплению двигательных умений и навыков, ориентации в пространстве.
- Конный спорт оказывает благотворное влияние на опорно-двигательный аппарат, формирует правильную осанку и развивает координацию движений.
- Гимнастика позволяет развить гибкость, координацию и ловкость.
- Ритмика, танцы имеют большую популярность среди дошкольников. В результате этих занятий у малышей развивается чувство ритма, пластичность и координация движений, а также формируется правильная осанка.
- Командные виды спорта: футбол, хоккей, волейбол, баскетбол. Занятия в этих секциях развивают все группы мышц, быстроту, выносливость, координацию движения.
- Боевые искусства подходят детям, которые испытывают трудности контроля своих эмоций и поведения. Помимо физического развития занятия боевыми искусствами, в том числе восточными единоборствами, учат сохранять самообладание, концентрироваться на своих ощущениях и быть внимательным.
Выбирая спортивную секцию для ребенка, ориентируйтесь на его интересы, особенности темперамента и физические возможности. Активным малышам хорошо подойдут командные виды спорта и танцы, спокойным детям – плавание, фигурное катание, гимнастика, конный спорт.
Выводы
Физическое воспитание – это одно из условий гармоничного развития ребенка дошкольного возраста. По мере взросления ребенок приобретает все более сложные двигательные навыки, улучшается координация движений, развивается ловкость, выносливость, скорость. Спортивные секции для детей дошкольного возраста способствую общему физическому развитию малышей. Но следует помнить, что детский организм не готов к сильным нагрузкам, поэтому занятия профессиональным спортом в этом возрасте могут нанести вред здоровью ребенка. Помимо посещения секций, очень важно вести здоровый образ жизни: соблюдать режим дня, правильно питаться, проводить время на свежем воздухе. Дома у ребенка должна быть возможность для физической активности.
Заключение
В детском Монтессори-центре «Созвездие» для физического развития детей предусмотрены такие направления как фитнес для малышей, танцы и ритмика. В игровой форме дети учатся координировать свои движения, развивают гибкость, пластичность, ловкость и выносливость. Наши занятия способствуют укреплению основных групп мышц, опорно-двигательного аппарата, дыхательной системы, формируют правильную осанку и предупреждают развитие плоскостопия. При этом дети получают мощный заряд положительных эмоций. Мы всегда открыты для Вас!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Шутова Анастасия
Источник