Физическое развитие ребенка биологический возраст

Физическое развитие ребенка биологический возраст thumbnail

Под термином «физическое развитие» детей и подростков понимают состояние морфологических и функциональных свойств и качеств, а также уровень биологического разви­тия – биологический возраст. Физическое развитие ребенка в каждый период жизни – это комплекс морфофункциональных свойств, характеризую­щих возраст достигнутого биологического развития и физичес­кую дееспособность (работоспособность) детского организма. Термин «физическое развитие» отражает не моментальную характеристику состояния (развития), а динамику процес­са. С этих позиции физическое развитие понимается как про­цесс обусловленных возрастом изменений размеров тела, те­лосложения, внешнего облика, мышечной силы и работоспо­собности детского организма. Физическое развитие детей и подростков характеризуется сложным и многообразным комплексом признаков. При изу­чении физического развития наиболее часто используют толь­ко основные соматометрические показатели – длину и массу тела, окружность грудной клетки. Форма грудной клетки, спи­ны, стоп, осанка, состояние мускулатуры, жироотложение, эластичность кожи, половое созревание относятся к соматоскопическим показателям. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ), сила сжатия кисти рук — функциональные, физиометрические, показатели. Все эти показатели учитываются при оценке физического развития детей и подростков, которая должна проводиться комплексно.

Изменения массы тела, окружности грудной клетки, а так­же развитие отдельных органов и систем в целом происходят неравномерно. Неравномерность темпа роста и развития орга­низма на этапе созревания является общей закономерностью. Однако в этот период проявляются и некоторые индивидуаль­ные особенности. Встречаются индивидуумы, темп развития которых ускорен, и по уровню зрелости они опережают свой хронологический (календарный) возраст. Возможно и обратное соотношение. В связи с этим термин «возраст ребенка»должен конкретизироваться: хронологический или биологический. Хронологический возрастпериод, прожитый ребенком от рождения до момента обследования, имеющий четкую возра­стную границу (день, месяц, год). Биологический возраст – совокупность морфофункциональных особенностей организма, зависящих от индивидуального темпа роста и развития. Разница между хронологическим и биологическим возрастом может достигать 5 лет.

Врач должен знать и уметь определить уровень биологичес­кого развития ребенка, степень соответствия его биологичес­кого возраста паспортному. При этом следует учитывать длину тела и ее по годовые прибавки, число постоянных зубов, сте­пень полового созревания. Однако недостаточно определить лишь соответствие или несоответствие уровня биологического развития возрасту. Необходимо дать оценку морфофункционального состояния. По показателям массы тела, окружности груд­ной клетки, ЖЕЛ, мышечной силы можно установить, явля­ется ли морфофункциональное состояние гармоничным, дис­гармоничным или резко дисгармоничным.

Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 12 | Нарушение авторских прав

lektsii.net – Лекции.Нет – 2014-2020 год. (0.033 сек.)
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник

Источник:
Учебное пособие для ВУЗов «Спортивная физиология».
Автор: И.И. Земцова Изд.: Олимпийская лит-ра, 2010 год.

Определение и оценка биологического возраста человека[править | править код]

Биологический возраст — понятие, отражающее индивидуальный фактически достигнутый уровень морфофункциональной зрелости отдельных тканей, органов, систем и организма в целом. Биологический возраст зависит от генетических особенностей роста и развития, а также от условий окружающей среды, в которых воспитывается ребенок, — социальных, бытовых, материальных и других факторов, определяющих образ жизни (Меерсон, 1986; Мищенко В. П. и др., 2004; Орешкин, 1990; Втмор, Косттл, 1997; Чумаков, 1999).

Оценивая общий уровень физического развития, детей делят на три группы: акселераты, медианты и ретарданты.

Акселераты — дети с ускоренным, опережающим паспортный возраст, развитием и половым созреванием в более ранние сроки.

Медианты —- дети со средним уровнем физического развития (по длине тела) и соответствующими ему зависимыми признаками — массой тела и объемом грудной клетки.

Ретарданты — дети, отстающие в физическом развитии и созревании организма от паспортного возраста.

Ускорение и замедление темпов физического развития имеют свои недостатки и положительные стороны. Ускорение роста сопровождается улучшением физического развития и одновременно моторики. Дети с замедленным развитием пополняют группы с нарушениями здоровья.

У акселератов чаще всего наблюдается нарушение гармоничности психосоциального развития. Ускорение физического развития и полового созревания ведет к ранней осификации скелета. Акселераты чаще болеют, чем дети со средним и низким уровнем физического развития. Акселерацию следует учитывать во время организации учебного и тренировочного процессов путем варьирования форм, средств и методов физического воспитания в разные возрастные периоды. Дети рано взрослеют физически, а уровень их работоспособности отстает. Тенденция отмечать успехи в физическом воспитании детей-акселератов принципиально неверна. Медианты и ретарданты в более поздние календарные сроки потенциально могут опередить акселератов, достигая выдающихся успехов в спорте в зрелом возрасте.

Определение биологического возраста в совокупности с показателями физического развития позволяет точно определить уровень функциональных возможностей основных систем растущего организма и в какой-то мере — уровень его здоровья. Расстройства здоровья у школьников, связанные с ускорением или запаздыванием физического развития, как правило, имеют функциональную природу и являются характерными для второй группы здоровья. У школьников со средними показателями физического развития редко наблюдаются расстройства функций сердечно-сосудистой системы, которые следует рассматривать как результат неадекватности предложенных физических нагрузок уровню физического развития.

Различия между паспортным и биологическим возрастом могут достигать в подростковом периоде 4—5 лет, что требует дифференцирования методики проведения занятий по физическому воспитанию, подбора средств и методов, адекватных биологическому развитию, а не календарному возрасту детей.

Задержка биологического развития детей на 5—6 лет может свидетельствовать о неблагоприятных бытовых условиях, неполноценном питании, недостатке в нем витаминов, тяжелых или повторных заболеваниях, гормональных нарушениях (Алексанянц и др., 2003; Детская спортивная медицина, 1991; Дубровский, 2005; Козлов, Гладышева, 1997; Круцевич, 1999).

Критериями биологического возраста могут быть морфологические, функциональные и биохимические показатели, диагностическая ценность которых меняется в зависимости от этапа постнатального онтогенеза. Из морфологических критериев чаще всего используют скелетную зрелость (термины оссификации скелета), зрелость зубов (прорезание и смена зубов), зрелость форм тела (пропорции, состав тела), развитие первичных и вторичных половых признаков.

Функциональными критериями являются показатели, отражающие зрелость центральной и вегетативной нервной систем, опорно-двигательного аппарата.

К биохимическим критериям относят ферментативные, гормональные и цитохимические показатели. В практической работе для определения биологического возраста обычно пользуются зубной и половой формулами. Для оценки биологического возраста в период полового созревания учитывают развитие первичных и вторичных половых признаков:

  • у мальчиков — волосы на лобке и на подмышках, набухание сосков, ломка голоса, развитие кадыка;
  • у девочек — кроме показателей развития волосяного покрова учитывают состояние молочных желез, а также отсутствие или время появления первой менструации.
Читайте также:  Базовая составляющая в психическом развитии ребенка

Методики оценки биологического возраста[править | править код]

  • Для определения биологического возраста исследуемые показатели сравнивают со среднестатистическими значениями показателей биологического развития детей определенного возраста, имеющимися в таблицах (возраст, длина тела, ежегодные увеличения длины тела в каждом возрасте, количество постоянных зубов, признаки оссификации костей, развитие вторичных половых признаков).
  • Метод оценки биологического возраста детей 6—7 лет (по Дубогай) предусматривает определение степени биологического развития детей путем сопоставления количества прорезавшихся постоянных зубов с данными, приведенными в таблице 29.

Таблица 29 Оценка биологического возраста детей

Темп дозревания

Количество зубов

6 лет

6,5 лет

7 лет

Мальчики

Отставание

00—1

<5

Средний темп

2—8

5—10

Опережение

<4

<8

>10

Девочки

Отставание

0—2

<6

Средний темп

1—5

3—9

5—11

Опережение

>5

>9

> 11

По методике Дубогай, биологический возраст соответствует паспортному, если длина тела ребенка не ниже средней (по таблицам стандартов физического развития), ежегодное увеличение длины тела составляет не менее 4 см, количество постоянных зубов до 6 лет не меньше одного, а в 7 лет — не меньше четырех у мальчиков и пяти у девочек (Детская спортивная медицина, 1991).

Определение биологического возраста в сочетании с показателями физического развития позволяет точнее оценить уровень функциональных возможностей основных систем растущего организма и в какой-то степени — уровень его развития.

Биологический возраст можно также определить по особенностям дифференцирования костной ткани, прежде всего по порядку и срокам возникновения точек окостенения и синостозов в отдельных частях скелета, определяемых рентгенографически, что является одним из надежных индикаторов биологического возраста. Во время анализа рентгенограммы для оценки биологического возраста пользуются сравнением со стандартными рентгенограммами,приведенными в специальных атласах, или определяют сроки возникновения окостенения и формирования синостозов в отдельных костях. Фазы образования синостозов предлагается определять в баллах:

0 баллов — эпифизарная зона открыта;

1 балл — начало синостозирования, закрыты не менее 1/2—1/3 эпифизарной зоны;

2 балла— закрыто около 1/2 эпифизарной зоны;

3 балла — синостозирование почти всей эпифизарной зоны, по краям сохранились небольшие свободные от костной ткани участки;

4 балла — синостозирование закончено, на месте эпифизарной зоны остается в виде белой полоски участок склерозированной кости;

5 баллов — участок склероза в эпифизарной зоне исчез.

Для объективной оценки биологического возраста следует учитывать весь комплекс морфофункциональных показателей.

Для определения биологического возраста по комплексу показателей можно пользоваться формулами, приведенными в таблице 30.

Таблица 30 — Формулы для определения биологического возраста

Формула полового созревания

Степень развития волосяного покрова подмышек (А) и на лобке (Р)

Ломка голоса (Г)

А0Р0Г0

Полное отсутствие волосяного покрова

Детский голос

А1Р1Г1

Первые признаки волосяного покрова на ограниченных центральных участках и на лобке

Отличие голоса от детского

A2P2Г2

Ясно выраженный волосяной покров

Ломка голоса

А3Р3Г3

Полное развитие волосяного покрова

Отличие голоса от мужского

А4Р4Г4

Увеличение волосяного покрова

Мужской голос

Биологический возраст определяется суммой баллов по всем индексам. Максимальная сумма баллов составляет 12 (Дудин, Лисенчук, Воробьев, 2001; Евгеньева, 2002).

Определение темпа физического развития и функционального возраста юношей[править | править код]

Оснащение: ростомер, медицинские весы, секундомер, суховоздушный спирометр.

Ход работы

Из числа студентов выбирают нескольких различной спортивной специализации. У каждого из них определяют антропометрические данные и показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем: длину тела (ДТ) и массу тела (МТ), ЧСС в покое (ЧССпок), ЧСС после 20 приседаний (ЧССнаг), жизненную емкость легких (ЖЕЛ), время задержки дыхания на вдохе (ЗДвд) и выдохе (ЗДвыд).

На основе полученных показателей всех испытуемых рассчитывают (Korobeynikov. Korobeynikova, 2003):

  • Коэффициент темпа физического развития (КФР) по формуле:

КФР = ДТф /ДТm + МТф /МТm + ЧССпокm / ЧССпокф + ЧССнагm / ЧССнагф +

+ ЗДвдф / ЗДвдm +ЗДвыдф/ЗДвыдm + ЖЕЛф /ЖЕЛm) /n,

где ф — фактическое значение показателя; m — надлежащее значение показателя; n — количество показателей в формуле.

  • Функциональный возраст определяют по формуле:

ФВ = ТФР * КВ,

где ТФР — темп физического развития; КВ — календарный возраст.

ТФР рассчитывают по формуле:

ТФР = (Lф/Lm + МТф/МТm + ЧССпокm /ЧССтахф + ЧССнагm /ЧССф + ЖЕЛф/ЖЕЛm + ЗДвдф/ЗДвдm + ЗДвыдф/ ЗДвыдm)/ 6,

где L — длина тела; МТ — масса тела.

Если ТФР равен 1, то темп физического развития нормален, больше 1,1 — ускоренный, менее 1 — замедленный.

Для анализа уровня темпа физического развития используют данные таблицы 31 со средними показателями для юношей.

Таблица 31 Надлежащие значения показателей физического развития

Показатель

Пол

Возрастные группы (лет)

15

16

17

18

19

20

Длина тела, см

Мужчины

150

168

171

174

176

179

Женщины

156

160

164

166

168

170

Масса тела, кг

Мужчины

48

54

59

63

67

70

Женщины

43

47

60

69

72

76

ЧСС в состоянии покоя, уд-мин-1

Мужчины

84

80

70

75

74

74

Женщины

88

85

84

83

80

78

ЧСС после нагрузки, уд’мин-1

Мужчины

135

131

120

118

116

112

Женщины

120

117

116

115

110

106

Задержка дыхания на вдохе, с

Мужчины

46

52

60

64

66

70

Женщины

46

47

48

49

50

51

Задержка дыхания на выдохе, с

Мужчины

23

26

30

32

33

35

Женщины

23

25

27

28

30

32

Становая мышечная сила, кг

Мужчины

70

90

103

108

115

119

Женщины

44

51

55

58

60

62

Читайте также[править | править код]

  • Паспортный, биологический, двигательный возраст
  • Возраст и спорт
  • Возраст и гормон роста
  • Влияние пола, возраста, наследственности на действие лекарственных средств

Источник

Алена Баева
Памятка для родителей «Биологический возраст ребенка: как его определить»

Биологический возраст ребенка: как его определить

Родители, воспитатели должны знать, что каждый ребенок в своем развитии проходит одни и те же этапы, но темпы роста и развития зависят от множества причин, в том числе от наследственности, условий жизни, качества питания, экологических условий, занятий спортом и др.

Некоторые дети растут и развиваются быстрее сверстников, даже находящихся в равных условиях. Поэтому часто недостаточно знать, сколько времени прошло от рождения ребенка, т. е. его паспортный возраст.

Помните: для определения темпов роста и развития вашего малыша необходимо оценивать биологический возраст — реально достигнутый к этому времени уровень созревания детского организма.

Читайте также:  Центр развития ребенка в альметьевске

Биологически более зрелый ребенок легче справляется с физическими и умственными нагрузками, легче адаптируется к новым условиям, в том числе к школе, менее чувствителен к стрессу, к возбудителям детских инфекций и т. д.

В практических целях специалистами выработаны простые способы, определяющие биологический возраст ребенка.

Для этого используются показатели, характеризующие пропорции его тела, темпы роста, так называемый костный возраст и зубной возраст.

Следите за показателями изменения пропорций тела ребенка в периоды так называемых ростовых скачков, так как по ним определяется степень биологического созревания его организма.

Так, в дошкольном возрасте (в 5-6 лет) дети переживают полуростовой скачок, который является существенным показателем зрелости организма.

Для того чтобы узнать, прошел ли ребенок этот важный этап,пользуйтесь так называемым филиппинским тестом: попросите ребенка достать правой рукой левое ухо, проводя руку над головой.

Этот тест покажет уровень нервной системы, созревания способность головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию.

Не случайно этот тест рассматривается как один из критериев «школьной зрелости», т. е. готовности ребенка к школьному обучению.

Физиологами и гигиенистами твердо установлено: если ребенок начинает посещать школу до того, как у него прошел полуростовой скачок, это резко отрицательно ска-зывается на его здоровье, особенно на психическом, и редко приносит успехи в обучении. Если ребенка заставлять заниматься тем, к чему организм еще не готов, можно нанести малышу непоправимый ущерб.

Следите за показателями костного (скелетного) возраста ребенка, так как его исследование дает более точное определение степени биологического созревания организма.

Окостенение проходит через ряд последовательных стадий. Эти этапы специалист видит на рентгенограмме кисти и запястья руки (обычно левой). Сравнение полученной рентгенограммы со стандартами и оценка степени развития кисти поз-воляют определить костный возраст ребенка.

Проследите за появлением у ребенка молочных, а затем постоянных зубов, которые появляются у человека в определенном порядке и в строго определенные сроки.

Подсчитав количество прорезавшихся (или сменившихся) зубов и сопоставив это число со стандартом, вы оцените так называемый зубной возраст вашего ребенка.

Помните: биологический возраст ребенка не всегда совпадает с его паспортным возрастом.

Источник

Контрольная работа №3 «Физическое развитие и группы здоровья детей»

1. Биологический возраст: понятие

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ – достигнутый отдельным индивидуумом уровень развития морфологических структур и связанных с ними функциональных явлений жизнедеятельности; степень морфофункциональной зрелости организма.
2. Критерии для оценки биологического возраста. 

Длина тела (рост), см.

Погодовые прибавки длины тела, см.

Число постоянных зубов.

Степень развития вторичных половых признаков.

Костный возраст (оссификация костей кисти).

3. Варианты заключений при оценке биологического возраста. 

биологический возраст соответствует паспортному;

биологический возраст отстает от паспортного;

биологический возраст опережает паспортный.

4. Акселерация, понятие. 

АКСЕЛЕРАЦИЯ – процесс уско­рения роста и дифференцировки (созревания) различных структур и функций организма.
5. Ретардация, понятие. 

РЕТАРДАЦИЯ – процесс замедления роста и дифференцировки (со­зревания) различных структур и функций организма.
6. Физическое развитие: понятие. 

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ – совокупность морфологических и функцио­нальных признаков организма. Под физическим развитием следует понимать:

рост – количественное увеличение массы тканей и органов, образование новых соединений за счет поступающих в организм веществ;

развитие – качественные изменения, дифференцировка органов и тканей, их функциональное совершенствование, появление новых функций.
7.Соматоскопические методы исследования физического развития.

1. Состояние кожных покровов и слизистых оболочек (тургор, цвет, чистота, влажность)

2. Степень жироотложения (развитие подкожного жирового слоя). Определяют по толщине жировой складки на животе (в области пупка и на 5-6 см сбоку от него), а также под лопаткой: 1-2 см – жироотложение среднее, менее 1 см – ниже среднего, более 2 см – выше среднего.

3. Состояние опорно-двигательного аппарата: Костяк. Различают три типа костяка: а) Тонкий б) Коренастый в) Промежуточный

3.Форма грудной клетки: цилиндрическая, коническая, плоская, смешанная

4.Форма ног: а) Нормальная б) Х-образная в) О-образная.

5.Форма стопы:а) Нормальная б) Уплощенная в) Плоская)

6. Оценка степени полового созревания:

У девочек – оволосение подмышечных впадин, лобка, развитие молочной железы, время появления первой менструации. У мальчиков – оволосение подмышечных впадин, лобка, мутация голоса, оволосение лица, развитие кадыка.
8. Соматометрические методы исследования физического развития детей.

Рост стоя и сидя (антропометра или ростометра).

Масса тела (медицинскими весами натощак, без одежды и обуви).

Окружность головы, грудной клетки, плеча, бедра, голени. ( с помощью сантиметровой ленты).

9. При каких сочетаниях значений длины и массы тела у ребенка дается оценка “нормальное физическое развитие”?

получают дети и подростки с длиной тела (ростом) ниже средней, средней, выше средней, высокой и массой тела в пределах М-1σR до М+2σR (для детей до 3х лет в пределах М-1σR до М+1σR).
10. Оценка физического развития по шкалам регрессий: показатели, варианты оценок.

Варианты оценки физиче­ского развития

Рост (длина тела)

Масса тела

1. Нормальное

Средний

Выше среднего

Ниже среднего

Высокий

от М-1σR до М+2σR

2. Дефицит массы тела

Любые варианты роста

Избыток массы тела

Любые варианты роста

от М+2,1 σR

4. Низкий рост

Ниже М-2σ

Любые значения массы тела

5.Высокий рост

Выше М+2σ

Любые значения массы тела

11. При каких сочетаниях значений длины и массы тела у ребенка дается оценка “дефицит массы тела”?

масса тела меньше значений минимального предела, “нормы” относительно роста: I степень – от М–1σR до М-2σR; II степень – ниже М–2σR.
12. При каких сочетаниях значений длины и массы тела у ребенка дается оценка “избыток массы тела”?

масса тела больше значений максимального предела “нормы” относительно роста: I степень – от М+2σR до М+3σR; II степень – выше М + 3σR
13. При каких сочетаниях длины и массы тела у ребенка дается оценка низкий рост?

Рост ниже М-2б

Масса любые значения
14. В каких случаях при оценке физического развития необходимо привлекать данные о развитие подкожного жирового слоя?

У 1/3 тучных детей нет ожирения, а избыток массы тела обу­словлен хорошим развитием мускулатуры и тяжелым скелетом.

Иной вариант – вес ребенка приближается к нормальному, за счет выраженного развития жировой ткани при слабом развитии костно-мышечной системы (узкокостные, так называемые грацильные дети). Для того, чтобы избежать диагностических ошибок при оценке физического развития, рекомендуется привлекать данные о разви­тии подкожно-жирового слоя.

Читайте также:  Движущие силы источник и условия развития ребенка

Выявляется все дети, масса тела которых превышает верхнюю границу возрастной нормы (более чем на + 2б).
15. Укажите технологию (последовательность действий) при оценке физического развития.

Технология определения физического развития

1. Произвести измерение и взвешивание по общепринятой методике.

2. Провести осмотр (состояние осанки, форма грудной клетки, форма ног, степень развития вторичных половых признаков).

3. Определить хронологический возраст ребенка и отнести его к определенной возрастной группе.

4. Выбрать метод оценки и таблицы антропометрических показателей, по которым будет проводиться оценка.

5. Дать оценку каждому отдельному показателю и их совокупности.

6. Определить врачебную тактику дальнейшего наблюдения за ребенком.
16. Методы изучения физического развития детей и подростков.

1) Соматометрические признаки.

Рост стоя и сидя.

Масса тела. Окружность головы, грудной клетки, плеча, бедра, голени.

2) Соматоскопические признаки.

Состояние кожных покровов и слизистых оболочек

Степень жироотложения

Состояние опорно-двигательного аппарата

Оценка степени полового созревания

3) Физиометрические признаки.:

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ).

Мышечная сила рук.

Становая сила

4) Метод оценки физического развития по шкалам регрессии.

5) Метод сигмальных отклонений.

6) Метод процентильных шкал.

7) Метод оценки по комлпексной схеме.

8) Параметрический.
17. Первый критерий здоровья детей.

Особенности онтогенеза (данные генеалогического, биологического, социального анамнеза).

Генеалогический метод – метод сбора родословных, т.е. прослеживание признака или болезни в семье, в роду с указанием типа родственных связей между членами родословной (не менее двух поколений).

Биологический анамнез – сведения о течении беременности, родов, развитии на первом году жизни и старше (наличие токсикозов беременности, продолжительность родов, оценка по шкале Апгар, наличие родовой травмы), резус-фактор, масса при рождении, наличие заболеваний ребенка).

Социальный анамнез – характеристика семьи, образовательный уровень членов семьи, взаимоотношения между членами семьи, отношение к ребенку, вредные привычки
18. Величина индекса отягощенности наследственности, позволяющая говорить об отягощенности наследственного анамнеза

Если индекс (iот) больше 0,7

Формула:

общее число заболеваний на всех родственников, о которых есть сведения (исключая пробанда) делят на общее число родственников, о которых есть сведения (исключая пробанда)
19. Второй и третий критерии здоровья детей.

Второй критерий здоровья – физическое развитие.

Варианты оценки физиче­ского развития

Рост (длина тела)

Масса тела

1. Нормальное

Средний

Выше среднего

Ниже среднего

Высокий

от М-1σR до М+2σR

2. Дефицит массы тела

Любые варианты роста

Избыток массы тела

Любые варианты роста

от М+2,1 σR

4. Низкий рост

Ниже М-2σ

Любые значения массы тела

5.Высокий рост

Выше М+2σ

Любые значения массы тела

Третий критерий здоровья – нервно-психическое развитие. (см. в.20)

20. Показатели нервно-психического развития детей.

Изучают и оценивают соответствие возрастным нормам: мышление, речь, моторику, внимание, память (по специальным заданиям), социальные контакты (наблюдение, опрос).

Также психическое здоровье, поведение ребенка по следующим показателям:

Эмоциональный статус. Настроение.

Вегетативный статус.

Аппетит.

Характер бодрствования.

Боли, не связанные с определенными заболеваниями.

Потливость.

Психомоторная стабильность.

Энурез, энкопрез.

Особенности личности, индивидуальные особенности.

Взаимоотношения со взрослыми, детьми.

Моторика, эмоции.

Отрицательные привычки.

21. Четвертый критерий здоровья детей, метод его определения.

Четвертый критерий здоровья – уровень резистентности.

Для определения степени резистентности используют подсчет кратности острых заболеваний у детей на протяжении одного года жизни.

Возрастные критерии для определения групп часто болеющих детей:

1 год жизни – 4 острых заболевания в год и более;

2-3 год жизни – 6 острых заболевания в год и более;

4-6 год жизни – 5 острых заболевания в год и более;

старше 6 лет – 3 острых заболевания в год и более.
22. Кратность острых заболеваний у детей старше 6 лет на протяжении года, позволяющая отнести их к часто болеющим детям.

Старше 6 лет – 3 острых заболевания в год и более.
23. Пятый и шестой критерии здоровья детей.

Пятый критерий здоровья – уровень функционального состояния организма.

Изучаются различные показатели функционального состояния организма ребенка (артериальное давление, частота пульса и дыхания, формула крови, содержание гемоглобина крови и др.), оценивается их соответствие возрастным нормам.

Шестой критерий здоровья – наличие или отсутствие хронических заболеваний или врожденных пороков развития.

Общее состояние здоровья ребенка выявляется врачом во время каждого планового осмотра, а также врачами-специалистами в случае необходимости, в определенные сроки, установленные действующими рекомендациями по диспансеризации детского населения.

Исследовав все критерии, обуславливающие и характеризующие уровень здоровья, врач проводит заключение с определением группы состояния здоровья.

24. Показания для отнесения ребенка к 1 группе здоровья.

I группа – здоровые дети, которые по критериям здоровья не имеют отклонений (не имеющие хронических заболеваний, с нормальными показателями функционального состояния исследуемых систем, редко болеющие, с нормальным физическим и нервно-психическим развитием, без отклонений в анамнезе).
25.Показания для отнесения ребенка ко 2 группе здоровья.

II группа – дети с факторами риска по возникновению патологии, функциональными отклонениями в состоянии здоровья, но без симптомов хронического заболевания; с измененной резистентностью, отклонениями в физическом и нервно-психическом развитии.
26.Показания для отнесения ребенка к 3 группе здоровья.

III группа – дети с хроническими заболеваниями и врожденными пороками развития в стадии компенсации. Состояние компенсации определяется редкими (1-2 раза в год) обострениями хронических заболеваний, отсутствием длительного субфебрилитета после обострений, единичными острыми заболеваниями, нормальным уровнем функций организма.
27.Показания для отнесения ребенка к 4 группе здоровья.

IV группа – дети с хроническими заболеваниями и врожденными пороками развития в стадии субкомпенсации (без значительного нарушения самочувствия, могущие посещать детские учреждения).
28.Показания для отнесения ребенка к 5 группе здоровья.

V группа – дети с хроническими заболеваниями и врожденными пороками развития в состоянии декомпенсации, которые в момент исследования находятся в больнице или на постельном режиме в домашних условиях.

Состояние здоровья ребенка при нескольких диагностируемых заболеваниях или отклонениях оценивается по основному и самому тяжелому из них.
29.Врачебное наблюдение за детьми 1 группы здоровья.

Дети 1 группы здоровья должны наблюдаться в обычные сроки, установленные для профилактических осмотров здоровых детей (календарная диспансеризация). Врачебные назначения детям этой группы включают в себя профилактические, воспитательные и общеоздоровительные мероприятия.
Физическое развитие ребенка биологический возрастперейти в каталог файлов

Источник