Физическое развитие ребенка 7 лет характеристика

Физическое развитие ребенка 7 лет характеристика thumbnail

«Особенности физического развития

дошкольников 6-7 лет»

Физическое воспитание является неотъемлемой частью воспитательного процесса работы детского сада. Оно направлено подготовить воспитанников к жизни и общественно-полезному труду.

Работа по физическому воспитанию является многогранной и требует от ребенка самостоятельности, инициативы, организованности, активности и сообразительности.

Основные задачи ДОО: укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию, закалки дошкольника. Эти задачи и являются важными во всей работе по физической культуре и спорту в школе, должны быть в центре внимания воспитателя и всего педагогического коллектива.

Старший дошкольный возраст – это период быстрого роста и физического развития организма ребенка, а поэтому ДОО должно уделить значительные усилия для нормального развития воспитанников.

В этот период необходимо обратить внимание на развитие и укрепление сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, а также стимулировать нормальный обмен веществ в организме.

Важное значение в этом возрасте имеет также укрепление опорно-двигательного аппарата, разностороннее развитие мышечной системы, формирование правильной осанки, двигательной активности детей. Это влияет на развитие центральной нервной систем и, совершенствует анализаторы и развитие взаимодействия.

Основной целью данной работы является: изучение особенностей физического развития дошкольников 6-7 лет.

Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

1. Дать общую характеристику анатомо-физиологических особенностей детей 6-7 лет;

2.Определить закономерности физического развития детей 6-7 лет;

3.Сформулировать основные принципы физического воспитания детей 6-7 лет.

Для написания работы были использованы работы следующих авторов: Безруких М.М., Вельтищев Ю.Г., Клименко Е.А., Мартынов С.М.

Анатомо-физиологические особенности детей 6-7 лет

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) выделено то, что развитие физических умений и навыков является одним из пяти главных направлений общего развития дошкольников. Именно в результате социально-коммуникативного развития происходит формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Физическое воспитание детей 6-7 лет имеет свою специфику, обусловленную их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями.

У детей этого возраста интенсивно развивается и совершенствуется весь организм. Темпы роста и развития отдельных органов и функциональных систем несколько снижаются по сравнению со средним дошкольным возрастом, однако остаются достаточно высокими. Отмечено, что характерной особенностью процесса роста детского организма является неравномерность и волнообразность [2, с. 26].

Костная система характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна. Длина тела увеличивается в этот период в большей пропорции, чем его масса [2, с. 27].

Ежегодный прирост тела в длину составляет 4-5 см, массы тела – 2-3 кг, а обхват грудной клетки – 1,5-2 см. В возрасте 6-7 лет наблюдается значительный рост позвоночного столба. Кости детей, по сравнению с костями взрослых, содержат меньше минеральных веществ и легко поддаются деформации. Процесс окостенения позвоночного столба происходит поэтапно. В 6-7 лет образуются самостоятельные центры окостенения для верхней и нижней поверхности тел позвонков, концов остистых и поперечных отростков. Шейный лордоз и грудной кифоз формируются до 7-ми лет. Кости таза в 7 лет только начинают срастаться и при сотрясении могут смещаться [5, с. 211].

Полноценная опорно-двигательная функция во многом связана с формированием стопы. Детская стопа по сравнению со стопой взрослых относительно короткая и суженная в области пятки. Анатомически суставно-связочный аппарат сформирован уже у новорожденного, но дальнейшее морфологическое и функциональное совершенствование его продолжается в детском возрасте. Суставы очень подвижны, связочный аппарат эластичен [5, с. 214].

В этот период у детей наиболее интенсивно увеличивается подвижность позвоночника, а также плечевых и тазобедренных суставов. Мышечная система детей развита еще слабо. Мышцы имеют тонкие волокна, содержащие в своем составе небольшое количество белка и жира. Отношение мышечной массы к весу всего тела в этот возрастной период составляет около 1/4. У детей этого возраста мышцы развиваются неравномерно: сначала мышцы туловища, нижних конечностей и плечевого пояса, а позднее – мелкие мышцы [3].

У детей наблюдается постепенное совершенствование мышечной системы и двигательных функций. Вместе с ростом мышечной массы значительно улучшается координация движений. В это время интенсивно формируются психомоторные функции, связанные со скоростью и точностью движения. Мышечная работоспособность у мальчиков 6-7 лет больше, чем у девочек этого же возраста [1].

В этом возрастном периоде наблюдается относительная слабость дыхательных мышц. В связи с этим грудная клетка принимает незначительное участие в акте дыхания, которое осуществляется, в основном, за счет опускания диафрагмы. Поэтому работа, затраченная на дыхание, у детей значительно больше по сравнению с взрослыми.

Сердечная мышца ребенка 6-7 лет еще сравнительно слабая. Однако снабжение кровью всех тканей тела происходит в два раза быстрее, чем у взрослых благодаря большей частоте сердечных сокращений (ЧСС) и более быстрому кровообращению. Тем самым обеспечивается более интенсивный обмен веществ. ЧСС в возрасте 6-7 лет колеблется в пределах 76 92 уд / мин.

Закономерности физического развития детей 6-7 лет

Важным в реализации системы физического воспитания детей является знание их личностных качеств, физического и психического здоровья, стойкости нервной системы к различным видам раздражений, выносливости, интересов и возможностей. Учитывая анатомо-физиологические особенности ребенка, можно в нужном направлении влиять на его развитие. Нормальное умственное и физическое развитие ребенка возможно при условии обеспечения оптимального двигательного режима. Это особенно важно детей 6-7 лет, так как необходимость активного двигательного режима у детей обусловлена анатомо-физиологическими, психологическими и социальными закономерностями. Именно для этого возраста характерны интенсивный рост и становление основных органов и функций организма.

Данные развития молодого организма используются для рационального формирования физических нагрузок, которые осуществляются в соответствии с возрастными особенностями детей и особенностями различных видов физических упражнений. На основе этих данных строится педагогический и медицинский контроль в процессе физического воспитания детей. Для нормального планирования физических нагрузок необходимо учитывать ряд факторов, которые влияют на закономерность развития организма. Без учета этих факторов планирования положительных сдвигов в органах и системах организма под влиянием физических нагрузок может быть неосуществленным. К факторам, которые положительно или отрицательно влияют на развитие молодого организма, следует отнести акселерацию, гиподинамию, гетерохронизм, загрязненность окружающей среды [3, с. 209].

Акселерация – ускоренное развитие организма ребенка.

Гиподинамия – уменьшение силы, причиной ее могут быть физические, физиологические и социальные факторы.

Гипокинезия – это симптомы двигательных расстройств, которые отражаются в пониженной двигательной активности [3, с. 210].

Особенностями строения и развития скелета детей является то, что окостенение скелета в этом возрасте еще не закончено, причем эти процессы проходят неравномерно. Из-за значительной подвижность и гибкость позвоночника часто бывают случаи деформации нормальных его сгибов. Это нужно учитывать при планировании и проведении педагогического процесса в физическом воспитании. Различные толчки во время приземления с большой высоты, неравномерная нагрузка на нижние конечности могут негативно повлиять на смещение костей таза и их рост. Кроме того, большие физические нагрузки могут быть причиной формирования плоскостопия у детей.

Прирост силы, связанный с возрастными изменениями, происходит в определенной степени независимо от физических нагрузок. Но под влиянием физических занятий сила мышц в возрастном аспекте увеличивается значительно быстрее. Возрастные особенности детей ограничивают применение силовых упражнений на уроках физической культуры. Силовые и особенно статические упражнения вызывают у детей развитие тормозных процессов. Кратковременные скоростно-силовые упражнения младшие школьники выполняют достаточно легко. Поэтому на занятиях с детьми 6-7 лет применяются прыжковые, акробатические упражнения, а также динамические упражнения на гимнастических приборах.

Медленный бег может с успехом использоваться в качестве основного средства развития общей выносливости в этом возрасте.

Двигательные навыки у 6-7-летних детей формируются быстро. Этому способствует высокая возбудимость и пластичность центральной нервной системы.

При занятиях физическими упражнениями с детьми этого возраста следует помнить, что их необходимо ограничивать в значительных мышечных напряжениях, связанных с длительным сохранением той или иной недвижимой позы, переносом тяжестей. Вместе с тем, длительное ограничение необходимой двигательной активности приводит к атрофии мышц, нарушению осанки и функций внутренних органов, снижение психической и физической работоспособности, возникновению хронических заболеваний сердечно-сосудистой систем и обмена веществ [3].

Именно в период 6-7 лет жизни закладываются основы культуры движений; успешно осваиваются новые, ранее неизвестные упражнения и действия, физкультурные знания. Способности детей к освоению техники движений настолько велики, что многие новые двигательные умения осваиваются без специального инструктажа.

Основные принципы физического воспитания детей 6-7 лет

Наиболее существенным моментом в воспитании ребенка этого периода жизни является формирование личностного отношения ребенка к физической тренировке, воспитание активной позиции в отношении к своему здоровью, прочности тела и закалки.

Основные закономерности роста и развития детей, состояние их здоровья и особенности двигательной подготовленности определяют выбор педагогических приемов воздействия на организм ребенка в зависимости от конкретных задач учебно-воспитательного процесса.

Физические упражнения нужно рассматривать как средство для развития у воспитанников умения управлять своими движениями, как средство для развития двигательных качеств, как средство для выработки у детей смелости, решительности, двигательной сноровки.

В процессе тренировки детей, направленной на формирование решаются следующие задачи, определяющие подбор упражнений:

– формирование навыка правильной осанки и мышечно-двигательных представлений о ней;

– гармоничное укрепление мышечного корсета и развитие силовой выносливости мышц;

– развитие гибкости;

– формирование навыка рационального дыхания, совершенствование функциональных возможностей дыхательной системы;

– нормализация эмоционального статуса;

– коррекция функциональных отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата.

Итак, отметим, что определенные принципы – это база для совершенствования физического воспитания детей, реализации общественной программы развития физической культуры и спорта, увеличение учебных заведений по спортивному профилю обучения; улучшение материально-технической базы ДОУ; создание здоровьесберегающего образовательного пространства, а самое важное – это подготовка педагогических кадров и профессиональное совершенствование педагогов, которые осознают свою социальную ответственность, постоянно заботятся о своем личностном и профессиональном росте, умеет достигать новых педагогических целей.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Задача педагога состоит в том, чтобы каждый воспитанник систематически выполнял физические упражнения. Развитие физических качеств (силы, быстроты, гибкости выносливости, ловкости) в зависимости от возраста тоже является одной из задач физического воспитания в ДОУ.

Весь процесс физического воспитания направлен на воспитании у детей таких морально-волевых качеств, как смелость, уверенность, дисциплинированность, коллективизм, чувство дружбы и товарищества, трудолюбия, культуры поведения. Эта задача физического воспитания решается средствами физических упражнений (прыжки в высоту, прыжки через препятствия, упражнения в равновесии, игры и т. д.).

Волевые качества невозможно воспитать без одновременного воспитания нравственных качеств личности, а нравственное воспитание без волевой деятельности, волевых усилий.

Одной из задач физического воспитания детей 6-7 лет является воспитание устойчивого интереса и навыков самостоятельно заниматься физическими упражнениями. Эту задачу необходимо реализовывать со всеми детьми, а все занятия проводить организованно, энергично, заинтересовать содержанием и формой материала, создавать условия для проявления дружеских взаимоотношений.

Высокий уровень физического состояния детей является одним из условий хорошего здоровья и чаще всего причиной различных отклонений в их физическом развитии является недостаточная двигательная активность, которая прогрессирует с каждым годом. Решение оздоровительных задач в процессе физического воспитания возможно за счет использования эффективных средств физической культуры и увеличение количества часов в неделю на занятиях по физическому воспитанию.

Список использованной ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Безруких М.М. Возрастная физиология. Физиология развития ребенка // М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Академия, 2013. – 416 с.

  2. Вельтищев Ю.Г. Рост ребенка: закономерности, нормальные вариации, соматотипы, нарушения и их корреляция: Лекция для врачей. [Текст] // Приложение к журналу Росс. вест. перинат. и педиатрии. – М., 2014. – 79 с.

  3. Клименко Е.А. Методика оценки физического развития детей и подростков // Материалы по дополнительному экологическому образованию учащихся (сборник статей). Вып. IV Под ред. М.Н. Сионовой и С.К. Алексеева. – Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского – 2012. – C. 208-228.

  4. Мартынов С.М. Здоровье ребенка – в ваших руках / С.М. Мартынов. – М.: Просвещение, 2011. – 453 с.

  5. Физиология человека. Учебник для институтов физкультуры / Под ред. Н.В. Зимкина. – М.: ФиС, 2012. – 610 с.

Источник

ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

(шестой-седьмой годы жизни)

К концу пребывания в детском саду ребенок превращается в довольно пропорционально сложенного человека. Это естественно — идет активная физиологическая перестройка, созревание организма, интенсивно развиваются все жизненно важные системы. Но функциональные системы детского организма еще не сложились окончательно. Продолжает нарастать мускулатура как верхних, так и нижних конечностей. Относительно хорошо в этот период развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, чего нельзя сказать о мелкой мускулатуре рук, кисти. И это — еще одна причина утомления, жалоб ребенка («болит рука»), которые можно услышать от него, скажем, при зарисовке на бумаге большого пространства. Совершенствуется также сердечно-сосудистая система дошкольника.

Здоровье детей этого возраста при благоприятном образе жизни становится более крепким, организм легче справляется со сменами климатических условий, кратковременными и умеренными воздействиями внешней среды (легкие сквозняки, прохладный воздух, вода и т. д.).

В этом возрасте отмечается прямая связь между уровнем гармоничности физического развития и здоровьем, трудоспособностью и функциональным состоянием организма. У детей, имеющих отклонения в физическом развитии, более высокая заболеваемость. Они, как правило, неорганизованны, их внимание неустойчиво и непродолжительно. Для таких детей характерно двигательное беспокойство, которое часто воспринимается воспитателем как недисциплинированность.

Функциональные возможности организма детей в этот период создают фундамент для более крепкого здоровья по сравнению с возрастом двух-четырех лет. У детей возникает желание быть красивыми, здоровыми; появляются расстройства, огорчения от частых заболеваний. Частые и продолжительные болезни могут стать причиной «комплекса неполноценности». Дети начинают осознавать факторы, воздействующие на их здоровье. Функциональные возможности организма старших дошкольников создают базис для формирования физической и умственной трудоспособности.

Двигательная активность детей этого возраста гораздо выше по сравнению с младшим. Малая подвижность — чрезвычайно редкое явление и, как правило, является результатом различных неблагоприятных факторов. Несформированность двигательной активности может отрицательно отразиться на школьном обучении.

Возрастают физическая и умственная работоспособность детского организма. Происходят изменения и в органах внутренней секреции. С активизацией работы щитовидной железы связываются характерные для этого периода эмоциональная неустойчивость и быстрая смена настроения.

В этот период происходят и глубокие психические изменения. Связаны они не только с функциональной перестройкой организма, его взрослением. Ведь изменяется и социальный статус ребенка. Детей по-прежнему привлекает мир взрослых, вместе с тем они начинают понимать, что настоящий путь в этот мир лежит через школу. Шестилетний возраст — это тот период, когда формируется психологическая готовность к обучению в школе (интеллектуальная, социально-личностная, волевая). Кризис семи лет еще впереди. Сейчас же ребенок — еще дошкольник и до конца пребывания в вашей группе будет дошкольником, хотя и старшим. Поэтому воспримем как нормальное явление полимотивированность «фантазеров», связанную с поступлением в школу. Их тянет в школу не только желание учиться, но и новая обстановка, новое положение в жизни, обладание аксессуарами, связанными со школьной жизнью («У меня будет новый портфель!» и т. д.)- Главное сейчас — чтобы они захотели вступить на эту новую ступеньку, не боялись ее; чтобы их ожидания, связанные с поступлением в школу, базировались на благоприятном эмоциональном фоне. Мы заметим, как с возникновением стремления к школе и учебе будет меняться поведение наших воспитанников. Их будут привлекать не только специфические дошкольные виды деятельности (игра, рисование и др.). Все чаще, особенно у самых старших детей, будет возникать желание заняться «серьезным» делом, выполнять «ответственные» поручения, задания учебного характера. Даже играя в школу, дети все чаще начинают воспроизводить эти «серьезные» занятия — уроки письма, чтения начинают вытеснять не только свободное время, но и «уроки» рисования, физкультуры.

И все же ведущей для наших воспитанников остается игровая деятельность. Ребята любят играть, но их игры отличаются от игр младших детей. В этом возрасте можно наблюдать игры не только на бытовые сюжеты (дочки-матери и т. п.),  но и расцветают игры на производственные темы, получают развитие игры на общественные темы. Главное содержание игр детей — уже не столько воспроизведение действий с предметами, сколько отношений с людьми и выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Именно из-за них чаще всего возникают детские конфликты. Увеличивается состав участников ролевых игр, значительно возрастает продолжительность существования игровых объединений. Еще до начала игры дети предварительно ее планируют, распределяют роли, отбирают необходимые игрушки, другие предметы, а в ходе игры постоянно контролируют действия друг друга, критикуют, подсказывают, как должен вести себя тот или иной персонаж (чего не наблюдалось ранее). Если присмотреться и прислушаться к играющим детям, то можно заметить несколько типов взаимоотношений — стабильные межличностные (возникающие до начала игры), сюжетно-ролевые (обусловленные сюжетом и содержанием игры), организационно-деловые отношения по поводу игры.

Большое место в жизни ваших воспитанников занимают и режиссерские игры, а также игры с правилами (подвижные, дидактические), игры-драматизации.

Развивается и художественная деятельность детей — изобразительная, музыкальная, конструктивная, художественно-речевая. В ней проявляются и активно формируются художественные способности детей и вместе с тем идет приобщение их к общечеловеческой и национальной культуре.

Стремясь докопаться до истины, получить ответы на волнующие вопросы, ваши воспитанники все чаще включаются в экспериментирование.

Развивается и трудовая деятельность детей. Наши питомцы уже не только занимаются самообслуживанием, но и все чаще становятся реальными помощниками (вместе сажают растения, собирают урожай и т. д.).

Важной особенностью детей является появление зачатков новой для них деятельности — учебной. Они готовы обучаться по программе взрослого, умеют слушать и слышать педагога, вычленить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности, осуществить самоконтроль. Степень их проявления может быть различной: многое зависит от готовности конкретного ребенка к новой социальной позиции — позиции школьника.

Важную роль в психическом развитии детей играет общение, и прежде всего со взрослыми. Проявление ласки, деловое сотрудничество по-прежнему важны для них. Однако все большее место занимает внеситуативно-познавательное общение. Потребность в сопереживании, внимании со стороны взрослых удовлетворяется в новой форме общения — внеситуативно-личностной. Детям все интереснее становятся разговоры об окружающих людях, героях литературных произведений, фильмов и, безусловно, о самих себе. В таких беседах не только расширяются и углубляются представле­ния детей, но, что очень важно, активно формируется их коммуника­тивная готовность к школе, к взаимодействию с будущим учителем. Не исчезает потребность детей и в общении с ровесниками. Их сотрудничество носит деловой, практический характер. Содержанием общения становятся не только эпизоды конкретных ситуаций, но и обобщенные представления детей.

В объединениях детей все выразительнее проявляется такой феномен, как общественное мнение по поводу тех или иных аспектов взаимодействия в игре, полезном труде, учебе. Ребенок учится согласовывать свои желания со сверстниками, соотносить их с групповыми и в то же время отстаивать собственные интересы. Так развиваются умения совместного планирования, формируются отношения взаимной ответственности и помощи.

Если вы присмотритесь к вашим питомцам, то заметите, что они по-разному ведут себя с окружающими, чувствуют возможную реакцию на свое поведение или конкретный поступок — они способны к рефлексии. В процессе совместной деятельности ребенок обучается ставить себя на место того или иного человека, в нем развивается способность сопереживать — эмпатия. Вообще взаимоотношения старшего дошкольника с людьми (как взрослыми, так и ровесниками) — наиболее мощный и важный источник его переживаний.

На основе чувства доверия к людям, стремления соответствовать требованиям взрослых, быть ими признанными возникает такое моральное чувство, как совесть. В процессе взаимодействия с окружающими получают свое дальнейшее развитие такие чувства, как гордость, стыдливость. Дети могут гордиться не только конкретными поступками, одобренными взрослым, но и своими положительными качествами, умениями, которые они сами осознают. Чувства все чаще становятся мотивом поведения детей.

Серьезные изменения претерпевает и мотивационная сфера детей. Вместе с мотивами, связанными со стремлением быть похожим на взрослых, большую побудительную силу у ребенка приобретают познавательные, соревновательные мотивы стремления к самоутверждению, желание сохранить хорошие взаимоотношения с ровесниками, улучшить свое положение среди них.

Для ребят характерны не только новые мотивы поведения. Они уже способны соподчинять их. Это новообразование — «одно из важнейших в развитии личности в дошкольном возрасте» (А. Н. Леонтьев). Оно позволяет отказаться от привлекательного в данный момент предмета или действия ради выполнения более важного, хотя, возможно, и более скучного дела. И то, какие мотивы преобладают у конкретного нашего воспитанника, определяет направленность всего его поведения. Безусловно, в шесть лет этот стержень только складывается, но определенную направленность в поведении конкретного воспитанника уже можно наблюдать (созидательную, эгоистичную, потребительскую, разрушительную…). Будем же в своем взаимодействии с детьми побуждать ценные для развития личности мотивы, опираться на них. Воображение, лежащее в основе творчества, особенно ярко проявляется в старшем дошкольном возрасте — в играх, рисунках, детских постройках, в созданных детьми мелодиях, танцах, стихотворениях.

Творческая активность наших воспитанников — в их стремлении не придерживаться готовых образцов, штампов, а искать собственные, оригинальные решения, в выражении своего личного отношения к окружающему как уже известными способами, так и самостоятельно придуманными…

Развивается у наших воспитанников и волевая сфера. Формируются основные элементы волевого действия: ребенок способен сам поставить цель, принять решение, наметить план, приложить усилия для преодоления трудностей. На этом этапе развития существенно меняется степень произвольности движений ребенка, возрастает умение управлять ими и добиваться их точности. Произвольность проявляется в реакциях поведения и психической деятельности в целом. Заметим: более высоких результатов в волевом действии ребенок достигает при игровой мотивации и при положительной оценке его поведения со стороны ровесников и взрослых.

К шести годам у воспитанников формируется довольно высокий уровень познавательной деятельности. Вот основные достижения шестилеток в этой области:

• усвоена система общественно выработанных сенсорных эталонов, пользуясь которыми ребенок овладевает некоторыми рациональными способами обследования свойств предметов (рассматриванием, ощупыванием, прослушиванием и т. п.);

• доступно понимание общих связей, принципов, закономерностей, лежащих в основе научных знаний (знаний о взаимодействии организма и окружающей среды);

• дети обладают относительно большим объемом как стабильных знаний об окружающем мире и о себе, так и знаниями гипотетическими, проявляющимися в догадках, предположениях, вопросах;

• важным результатом интеллектуального развития ребят является достижение высокого уровня образного мышления, опираясь на которое они могут вычленять существенные свойства и отношения между предметами окружающего мира, моделировать их, понимать и успешно использовать схематические изображения, создавать новое и оригинальное (в игре, рисунке, речевом и музыкальном творчестве, конструировании и т. п.). Ряд проблем решается уже с помощью словесно-логического понятийного мышления;

• одним из основных достижений шестилеток и показателем их готовности к обучению в школе является формирование предпосылок к усвоению знаковых систем (овладение счетными операциями, переход к оперированию числом и знаком, звуковой анализ слова, чтение, овладение нотными знаками и т. п.);

• старшие дошкольники овладевают собственно мнемической деятельностью, у них возникает произвольная память. К концу дошкольного возраста дети овладевают отдельными приемами логического запоминания. Вместе с тем преобладает непроизвольная память, легко запоминается и надолго сохраняется информация, вызвавшая интерес. Продуктивность непроизвольного запоминания увеличивается, если задание, предлагаемое детям, предусматривает не просто пассивное восприятие, а активную ориентировку в материале, выполнение мыслительных операций (придумывание, установление конкретных связей и т. д.).

Общаясь со своими воспитанниками, наблюдая их взаимодействие с окружающими, мы, безусловно, заметим, как изменилась их речь. Дети ко времени поступления в школу практически овладевают всеми сторонами родного языка — словарем, звуковым составом, грамматическим строем. Более того, наши питомцы начинают осознанно относиться к языку: у них развивается фонематический слух (способность воспринимать на слух звуки речи, раз­личать и обобщать их в словах как отдельные элементы).

Дети используют различные формы речи (ситуативную, контекстную, объяснительную). Их речь выполняет не только функцию общения, но и планирующую (внутренняя речь). Вторая сигнальная система приобретает все большее значение в регулировании (и саморегулировании) деятельности детей.

Шестилетний ребенок. Он на пути от беззаботного дошкольного детства к школьной жизни с ее непростыми требованиями, обязанностями. Готовность к школе, к обучению в ней — один из важных результатов психического развития в дошкольный период.

Источник