Физическое развитие психических процессов ребенка

Физическое развитие психических процессов ребенка thumbnail

Эти два процесса в норме идут параллельно, они взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Но не заменяют! Чтобы ребенок развивался полноценно его психическое и физическое развитие должно быть своевременным, то есть все должно развивать в положенные возрастные рамки. Если одна из сфер начинает отставать, то это негативно отразиться и на другой. Это так, но тут важно помнить, что это две разных сферы развития – а это значит, что взаимовлияние есть, но оно никогда не будет прямым и одинаково значимым.

Это значит, что, во-первых, в разном возрасте взаимное влияние будет разным по количеству, вплоть до полного отсутствия какого-либо влияния. А второе – негативное влияние можно нивелировать, сгладить, посредством психологической коррекции вернуть тот или иной процесс в рамки нормального развития.

Например, нарушение двигательного развитие ребенка в возрасте одного года будет оказывать сильное отрицательное воздействие на развития мышления. В таком случае с ребенком можно заниматься непосредственно развитием самого мышления, и тем самым развитие мыслительной деятельности будет проходить нормально, без отставаний.

Родителям, воспитывающим ребенка с ограниченными возможностями важно всегда помнить об этих двух составляющих развития. Потому что в 90% случаев ими нужно заниматься отдельно. Если у ребенка есть двигательные нарушения, то родителям нужно заботиться о восстановление его двигательных способностях, но и одновременно заниматься развитие его психической сферой, в первую очередь мыслительной деятельностью и эмоционально волевой сферой.

Это достаточно сложно. Проще заняться сначала чем-то одним, а потом другим. Но в случае развития ребенка — это не всегда возможно. Но также это и не значит, что нужно заниматься всем и сразу!

Данное представление основано на представление о так называемых сензитивных периодах развития. Сензитивные периоды развития – это периоды наиболее благоприятные для развития тех или иных функций ребенка.  В эти периоды ребенок осваивает тот или иной навык, у него формируется тот или иной психический процесс, – быстро, относительно легко для ребенка и как бы естественно. Ребенок естественно образом начинает сидеть, ходить, говорить, у него появляется желание что-то мастерить руками или ходить в кружки.

Если ребенок в силу двигательных нарушений не смог вовремя начать ходить, то позже, когда он чисто физически это уже сможет, ему будет сложнее. У него может появиться страхи, ему будет больнее падать, а это может способствовать также развитию страха и нежеланию ходить. Да, и вес ребенка будет больше и это тоже будет усложнять процесс обучения хождению. Так происходит абсолютно со всеми процессами. Сензитивный период той или иной функции – это период, когда весь организма наиболее готов к развитию, наиболее восприимчив и гибок, именно в плане развитие этой конкретной функции.

И это тем более важно, что часть психических процессов, если их не развить вовремя, могут и вовсе не развиться. С этим нередко связана вторичная умственная отсталость, например, при ДЦП, алалии или аутизме. Ребенок изначально не имеет умственной отсталость, но в силу нарушения развитие движения, речи или эмоционально-волевой сферы, у него нет возможностей для естественного развития мыслительной деятельности, вследствие чего образовывается грубое недоразвитие, которое уже невозможно или очень сложно исправить.

Чтобы не происходила подобных явлений родителям всегда надо помнить о развитие психических процессов ребенка. И важной опорой в понимании того, что нужно развивать сейчас, а с чем действительно можно подождать будут в том числе и сензитивные периоды развития. Таким образом не будет нужды хвататься за все и пытаться все развить – так не хватит ни сил, ни средств. И можно будет занимать самым главным, не боясь упустить ребенка в целом.

В заключение еще раз подчеркну, что для того чтобы ребенок вырос полноценной личностью и достойным членом общества, родителям нужно в одинаковой мере помнить, как о его психическом развитие, так и о его физическом развитие. Возможно, в конкретный момент времени что-то будет на первом месте, а что-то на втором, но эти периоды не должны быть слишком долгие.

Грамотно направлять развитие ребенка может только специалист в этой области – психолог, специализирующийся на работе с детьми с нарушением развития. Именно он четко выделит те психические процессы, которые требуют обязательного развития именно сейчас, и те, которые, могут подождать, которые как бы стоят на очереди. Но успех в развитие и обучение ребенка возможен только, если сами родители понимают важность своевременного и полноценного развития ребенка, понимают и всецело поддерживают. 

Источник

Психическое и физическое развитие ребенка

Развитие ребенка

Развитие ребенка – это тема, которая занимает умы абсолютно всех родителей. Многие современные мамы и папы все чаще прекрасно осведомлены о том, на каком этапе находится их малыш, что он должен уметь, и какой «кризис» им ожидать. Конечно, каждый ребенок развивается в соответствии с некоей общей тенденцией. Но не стоит забывать, что развитие детей очень индивидуально и то, что с легкостью получается у одного малыша, может вызывать трудности у его ровесника, каждый растет и развивается по своим законам.

Физическое развитие ребенка

Физическое развитие ребенка подчиняется биологическим законам, согласно которым основной пик роста приходится на ранний детский возраст. Известно, что в первый год жизни малыша, его вес увеличивается в три раза, а рост – примерно в полтора. С возрастом физическое развитие ребенка замедляется.

Замечали ли Вы диспропорциональность детского тела? Особое умиление у взрослых вызывает большая голова ребенка по сравнению с маленьким тельцем. Так же быстро растут ступни и кисти рук – это соответствует закону, по которому, в первую очередь, растут и развиваются части тела, наиболее удаленные от пупка.

Еще один закон гласит, что периоды округления и вытяжения тела закономерно сменяют друг друга. Речь идет о том, что в определенном возрасте детей вытяжение происходит по разным осям – либо в увеличении скелета, либо в нарастании мышечной массы и жирового слоя. От круглого животика, пухлых щечек и пальчиков у малышей 3-5 лет не останется и следа уже к 11-12 годам, после которых начнется активное вытяжение. Рост организма, как правило, прекращается к 16-18 годам. Конечно, необходимо учитывать, что физическое развитие девочек и мальчиков происходит по-разному – скачок роста у девочек чаще всего наступает на несколько лет раньше, нежели у мальчиков.

Физическое развитие ребенка

Важная задача родителей на протяжении всех периодов развития ребенка – уделять достаточное внимание физическому воспитанию. Ежедневные прогулки и активные игры на свежем воздухе принесут и малышу, и родителям только пользу. Каждое утро старайтесь посвящать 10-15 минут зарядке, причем начинать ее делать вместе с малышом можно с самого раннего возраста – делать гимнастику вместе с мамой для ребенка совершенно особое удовольствие!

Читайте также:  Развитие ребенка по системе умница

Психологическое развитие ребенка

Младенчество: развитие ребенка до года

Младенчество – это первый этап психологического взросления, который длится с рождения ребенка до года. В это время младенец развивается в невероятной скоростью и за короткое время проходит удивительный путь от беспомощного существа с врожденными рефлексами до активного малыша, обладающего способностью слушать, смотреть, выполнять простейшие действия, выражать свое недовольство и привязанность, требовать внимания и смеяться.

1-12 месяцев

В возрасте примерно одного месяца у ребенка появляется потребности в общении. Он начинает узнавать маму и реагирует на ее появление улыбкой. Для этого периода так же характерно появление первых звуков в речи младенца. Родителям нужно чаще называть предметы, которые окружают малыша, комментировать его действия. Когда ребенок научится сидеть, можно попробовать использовать в играх соленое тесто для лепки, пальчиковые краски, кинетический песок, различные текстуры – все это поможет в развитии мелкой моторики и для дальнейшего развития речи.

О том, как правильно выбрать игрушки для ребенка в возрасте с рождения до одного года, рассказывает эксперт портала «Я-родитель», президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров, психолог Антонина Цицулина.

Кризис одного года

Логическим завершением этого этапа является «кризис одного года» – переход ребенка от состояния «мы» к состоянию «я сам» и «мама». Основными моментами, характеризующими этот кризис, являются становление ходьбы, развитие речи и появление первых актов протеста – противопоставления себя другим. Для родителей важно научиться сохранять спокойствие, запастись терпением и начать мягко и доброжелательно вводить запреты. Нужно начать объяснять малышу, какие предметы и ситуации таят в себе опасность, стараться переключать его внимание. Но, для того, чтобы запреты работали, необходимо вводить их порционно и не злоупотреблять словом «нельзя».

Ранее детство: развитие ребенка от года до четырех лет

Возраст с года до четырех лет обычно относят к младшему дошкольному периоду. Он наполнен противоречиями. С одной стороны ребенок становится более самостоятельным, с другой – не может обходиться без родителей, и все его открытия происходят, в основном, в совместной деятельности со взрослым.

В этом возрасте крайне важным для развития является соблюдение баланса. Старайтесь дать малышу больше самостоятельности, поощрять инициативу. Не делайте «за него», даже когда кажется, что его действия бесполезны и обречены на провал – у маленького человека может зародиться чувство неуверенности в себе. Но если ребенок сам просит у Вас поддержки и помощи, отказывать и говорить, что он с легкостью справится сам, категорически нельзя. Малыш может потерять интерес к тому, что у него плохо получается делать самостоятельно.

Важнейшими новообразованиями этого времени являются прямохождение, овладение речью и предметной деятельностью. К концу раннего детства появляются первые собственные сочинения ребенка – сказки, рассказы, за которые родителям надо обязательно хвалить малыша! В этот период нужно стараться как можно больше разговаривать с детьми, слушать их с должным вниманием.

Кризис трех лет

Финальной точкой этого периода часто становится «кризис трех лет», который так же называют кризисом отношений. У некоторых он протекает почти незаметно, а кому-то приходится изрядно пострадать. Его причины кроются во внутреннем противоречии потребностей действовать самому и соответствовать требованиям взрослого, несоответствии актуальных «хочу» и «могу» малыша. Для этого этапа развития ребенка характерны такие проявления как упрямство, связанное с тенденцией к самостоятельности, своеволие, строптивость, обесценивание требований взрослого, конфликты с родителями, часто переходящие в протест против существующих правил.

Главное, о чем стоит помнить мамам и папам в этот период – малышу сейчас тоже не комфортно, он нуждается в поддержке и заботе. Надо постараться сохранить спокойствие и уверенность, и помнить о том, что это естественный этап, без которого не возможно становление личности ребенка! Не нужно заострять внимание на негативных проявлениях ребенка, но обязательно стоит хвалить то поведение, которого вы хотите добиться в итоге. Хороший выход – переждать истерику, либо переключить внимание ребенка на что-то другое. Вместо того чтобы говорить чего малышу лучше не делать, постарайтесь предоставлять ему выбор и лучше избегать ситуаций, когда он может ответить «нет».

Игрушки являются важным регулятором психического развития детей в возрасте от двух до трех лет. О том, какие игрушки стоит покупать ребенку в этот возрастной период, свои мнением делится психолог Антонина Цыцулина.

Старший дошкольный возраст: развитие ребенка от пяти до шести лет

Возраст пять-шесть лет – это период старшего дошкольного возраста. Малыш, как правило, к этому моменту уже ходит в детский сад, начинается активная подготовка к поступлению в школу. Ребенок становится еще более самостоятельным. Значительно развиваются эмоциональная, интеллектуальная и нравственно-волевая сферы личности. Ведущей деятельностью остается игровая, а это значит, что основным инструментом воспитания, развития и познания окружающего мира является сюжетно-ролевая игра. Ребенок экспериментирует, пробует разные модели поведения и делает выводы, исходя из своих наблюдений, учится подчиняться социальным нормам и требованиям. Возрастает потребность в общении со сверстниками, оно становится более содержательным.

К концу дошкольного возраста у детей формируется мнение о себе. Самооценка ребенка обычно завышена, это помогает ему чувствовать себя уверенным и компетентным в новых видах деятельности и развиваться дальше. В этом возрасте родителям необходимо уделить особое внимание развитию речи ребенка. Следует больше читать вместе, обсуждать прочитанные книги, побуждать ребенка к развернутому пересказу, можно играть в театр, читать сказки по ролям, экспериментировать с тембром голоса и интонациями. Нужно продолжать играть с ребенком, ведь игра – это именно тот вид деятельности, в котором взрослый на все сто процентов реализует свой родительский потенциал.

Младший школьный возраст: развитие ребенка от шести до 11 лет

Кризис семи лет

В возрасте шести-семи лет дети идут в первый класс, и это знаменует начало школьного периода, который длится на протяжении учебы в начальной школе до 10-11 лет. В этот момент внимание малыша с родителей смещается на учителей, близкие взрослые перестают быть единственным авторитетом, а ведущей деятельностью становится учеба. Тут родителей ждет очередной «кризис семи лет», который психологи называют «этапом рождения социального «Я» ребенка». В этот период быстрее всего развиваются интеллект, память и способность к планированию. Часто снижается самооценка, потому что ребенок уже во многом оценивает себя на основании мнения учителя о нем и достигнутых результатов в обучении.

Родителям стоит очень внимательно отнестись к этому периоду и стараться во всем поддерживать малыша, больше хвалить, избегать критики. Ведь младший школьник еще не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и уверенность в себе, а, следовательно, утратить интерес к учебе. Следует придерживаться последовательности в установлении правил и их соблюдении, они не должны меняться в зависимости от настроения, самочувствия или погоды и быть максимально постоянными. Не стоит игнорировать многочисленные вопросы малыша, лучше привлекать его к обсуждению различных ситуаций и показывать, как он важен для вас.

Читайте также:  Тест для 5 летнего ребенка в развитии

Развитие подростка

С 11 лет начинается подростковый возраст. Он характеризуется рядом физических и психологических изменений, связанных с половым созреванием. На этом этапе личность кардинально меняется, происходит ее второе рождение.

Ребенок в этот период особо чувствительно начинает относиться к своей внешности, которая стремительно меняется, к оценке посторонних. Подростковый возраст у детей характеризуется эмоциональной неустойчивостью, резкими перепадами настроения. Они полны противоречий – в них зачастую могут уживаться стеснительность с демонстративностью и развязностью, забота и внимательность с поразительной черствостью, порой граничащей с жестокостью, обесценивание авторитетов с поиском новых. Тем не менее, не стоит забывать, что подросток все равно остается ребенком, он пока еще несет намного меньше ответственности за свои действия, чем настоящий взрослый. Поэтому родителям необходимо стараться не вступать в конфронтацию и борьбу, сохраняя одновременно доброжелательность и свою твердую позицию. В этот период очень важно сохранить хороший контакт с ребенком и доверительную атмосферу, чтобы подросток не боялся поделиться с Вами своими переживаниями и проблемами.

Мария Меролаева

Источник

От автора: Предлагаю вспомнить о том, что двигательная активность ребенка является одним их существенных факторов, оказывающих влияние на развитие его высших психических функций. Рассмотрим данный вопрос с научной точки зрения.

Вопрос влияния различных видов двигательной активности на психическое развитие человека давно привлекал внимание и изучался учеными с целью целостного познания человека в единстве физического и умственного развития. Теоретические и практические научные исследования в этой области можно найти в трудах таких известных отечественных ученых, как И.М. Сеченов, Б.Г.Ананьев, Р.Ф. Лесгафт и другие.

Физиолог И.М. Сеченов связывал двигательные функции человека с функциями высших отделов центральной нервной системы. Он отмечал: «…Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению» [12].

Биолог и педагог П.Ф.Лесгафт в психологических исследованиях доказал, что в процессе освоения физических упражнений ребенок учится не только управлять движениями, но и также учится анализировать возникающие ощущения и впечатления. Ученый рассматривал физические упражнения не только как средство физического, но и интеллектуального и нравственного развития человека. Физическое и психическое развитие взаимосвязаны между собой в общем процессе развития личности с самого периода рождения ребенка. При этом гармоничное развитие данных двух качеств достигается непосредственно двигательной активностью.

Современные психологические исследования также отмечают, что разнообразные двигательные упражнения обеспечивают единство физического и умственного развития ребенка (Голощекина МП., Валлон А., Агеевец В.У., Венгер JI.A., Карпов Ю.В., и др.).

Современные психологические исследования также отмечают, что разнообразные двигательные упражнения обеспечивают единство физического и умственного развития ребенка (Голощекина МП., Валлон А., Агеевец В.У., Венгер JI.A., Карпов Ю.В., и др.).

Проведенные исследования Л.С.Выготского, Ж.Пиаже, А.Валлон, М.М.Кольцова подтверждают первостепенную роль движений в становлении психических функций ребенка. Работы Г.А.Каданцевой, А.С.Дворкина, Ю.К.Чернышенко, И.К.Спириной и др. подтверждают наличие близкой связи между степенью физической подготовленности и уровнем развития познавательной деятельности у дошкольников.

В современной детской психологии используется такое понятие, как психомоторика, поясняющее как «объективизация всех форм психического отражения определяемыми ими движениями» [7]. Т.е. под психомоторикой понимается реализация психической деятельности через двигательную активность, что является особенностью развития ребенка в дошкольный период жизни.  

Согласно данным науки психофизиологии двигательная активность с раннего возраста идет в параллели с развитием высших психических функций человека. Рассмотрим, как происходит данный процесс на некоторых важных этапах онтогенеза.

Для развития восприятия ребенка важным является раннее формирование чувствительности зрительной системы новорожденного к движущим объектам. Движение является высокоэффективным возбудителем внимания, двигательными компонентами которого являются глазодвигательная активность. Уже на ранних этапах онтогенеза глазные движения позволяют обнаружить объект и удержать его в поле зрения, что способствует продлить контакта ребенка с предметом.

Двигательные функции ребенка обеспечивают формирование различных видов восприятия. При осуществлении простейших действий с помощью зрения, осязания и других анализаторов ребенок вынужден учитывать характеристики используемых предметов (размер, форму, местоположение), ориентируя на них свои действия и регулируя свои мышечные усилия.

В то же время сенсорные системы, в первую очередь, зрение, оказывают значительное влияние на развитие двигательной сферы ребенка. Навыки сосредоточение глаз на предмете и слежение за движущимися предметами развиваются раньше двигательной активности по направлению к этим объектам. Дальнейшее же развитие двигательной сферы происходит участие и контролем сенсорных систем. Осуществление двигательных функций является основой для развития представлений ребенка о времени и пространстве. Например, М.М. Кольцова отмечает, что представление порядка может возникнуть только на основании понимания последовательности действий, совершаемых ребенком.

В процессе онтогенетического развития головного мозга человека происходит усиление межполушарного взаимодействия, которое обусловлено ускорением процесса миелинизации нервных волокон мозолистого тела. У маленьких детей этому процессу содействует бимануальная координация, т.е. целенаправленные и сочетанные движения двумя руками. А такое двигательное движение, как ползание, помимо  стимуляции моторных зон коры головного мозга, также способствует улучшению межполушарного взаимодействия. Согласованные движения перекрестных рук и ног (левая рука – правая нога), регулируемые противоположными полушариями мозга, способствуют развитию ассоциативных связей и создают условия для большего раскрытия потенциала мозга. При освоении данного движения у ребенка появляется потребность использовать одновременно оба глаза, и он начинает их сводить.

Ползание ребенка позволяет также развивать и тактильную чувствительность. Благодаря информации от проприорецепторов, которые сообщают о расположении частей тела человека относительно друг друга, у ребенка создается пространственное представление о своем теле, получившее название схемы тела. Именно на этапе ползания закладывается навык ориентации в пространстве, и формируются предпосылки для овладения грамматикой родного языка.

Клинический психолог Е.С. Лебедева отмечает, что при недостаточно развитой координации движений, работы каждого полушария и межполушарного взаимодействия, у ребенка в школе возможны проблемы при письме: он пишет буквы в зеркальном отражении, имеет плохой подчерк и гряз в тетрадках. Таким образом, если пропустить данный этап физического развития, также будет пропущен важный этап развития мозга человека [9].

Читайте также:  Развитие ребенка с 1 месяца до 2 месяцев чем заниматься с ним

Проведенные исследования О.В.Фроловой на тему становления движений у нормальных детей и детей с аномальным развитием доказывают важность условий, в которых растет и развивает двигательную активность ребенок. Важными факторами для становления произвольных движений в дошкольном возрасте является игра и словесное сопровождение движения. Только в процессе игры движение может стать полноценным, а слово помогает упорядочить, сконструировать и организовать само движение. Авторы делают вывод о том, что для  детей с аномальным развитием  движение ведет за собой значительное расширение их возможностей, а также возникновение и развитие игры.

Психологи Л.С. Выготский, А.В. Запорожец считают, что личность развивается в процессе деятельности, а для ребенка ведущей деятельностью является игра. Игровая деятельность выражается в таких движениях, как манипуляция игрушками, во взаимодействии с окружающими взрослыми, детьми и предметами. Чем разнообразнее выполняемое движение, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее идет процесс психического развития ребенка. Соответствие показателей развития движений ребенка возрастным нормативам является один из свидетельств правильного и своевременного  нервно-психического развития ребенка в детском возрасте.

М.М.Кольцова, Е.А. Аркин и другие отмечают тесную взаимосвязь между двигательной и эмоциональной сферами, подчеркивая, что вызываемые движениями ощущения являются для ребенка ценными. Каждое исполненное движение, связанное с вставанием, ползанием, ходьбой и другие, вызывает у ребенка яркие эмоциональные реакции. В связи с эти потребность ребенка в двигательной активности рассматривается в качестве одной из основных и жизненно важных потребностей. При отсутствии необходимых условий для развития двигательной сферы у ребенка возникает эмоциональная вялость. М.М. Кольцова отмечает, что дефицит движения провоцирует формирование стереотипных движений (например, сосание пальцев, раскачивание тела вперед назад), которые в короткий промежуток времени становятся автоматическими, и которые сложно поддаются корректировке.

На развитие центральной нервной системы оказывают влияние афферентные импульсы от проприорецепторов, которые возникают при сокращении скелетных мышц. Например, на формирование моторной речи оказывают влияние движения пальцев рук: голосовые реакции детей 10-13 месяцев развиваются более совершенно при тренировке конкретных движений. При этом влияние проприоцептивных импульсов с мышц рук на созревание коры больших полушарий существенно только в детском возрасте, т.к. именно в данный период идет формирование речевой моторной зоны мозга.

В течение первых лет жизни ребенка формируется как понимание речи окружающих людей, так и собственная активная речь. При этом учеными, изучающими деятельность мозга и психику детей, выявлена взаимосвязь между развитием движения рук и речи.

В.А. Гиляровский отмечал, что запоздалое развитие речи в большинстве случаев имеется при частичном недоразвитии моторики. А.В. Запорожец и др. ученые указывали, что произвольные движения формируются у ребенка при участии речи. Е.М. Мастюкова выявила корреляционную зависимость между динамикой развития моторики и речи у детей с церебральной патологией на всех этапах развития детей. По результатам электрофизиологическое исследование Т.П. Хризманом и М.И. Звонаревой было выявлено, что при выполнении ребенком ритмических движений пальцами значительно усиливается согласованная деятельность височных и лобных отделов мозга.

Исследования М.М.Кольцовой доказали, что пальцы рук имеют свое представительство в коре больших полушарий мозга человека. Она отмечает, что речевая реакция напрямую зависит от тренированности пальцев. Эти данные также подтверждаются закономерностями, обнаруженными американским ученым В.Пенфилдом: каждый участок двигательной коры связан с определенной частью тела, и области двигательной коры больше по площади у тех частей тела, которые выполняют более разнообразные функции. В его Карте двигательных и сенсорных зон коры головного мозга человека видно, что наиболее обширными  являются зоны, управляющие мышцами кисти рук и мимическими мышцами.

В случае же функциональных или органических нарушений в отделах речевого аппарата возникают различные трудности в моторной деятельности, которые в дошкольном периоде препятствуют процессу обучения речи, а в дальнейшем приводят к различным ее расстройствам. 

Таким образом, рассмотрев вопрос влияния двигательной активности человека на развитие высших психических функций, можно сделать следующие выводы.

Многие исследования и мнения ученых подтверждают единство физического и умственного развития на базе формирования двигательной активности с раннего возраста. Выше было рассмотрено, каким образом двигательные функции ребенка обеспечивают формирование различных видов восприятия. Важным моментом является своевременное освоение такого двигательного акта, как ползание, поскольку оно стимулирует развитие моторных зон коры головного мозга и способствует улучшению межполушарного взаимодействия. Это, в свою очередь, закладывает навык ориентации в пространстве, и формируются предпосылки для овладения грамматикой родного языка. Было также отмечено, что чем разнообразнее выполняемое движение, тем больше информации поступает в мозг, и тем интенсивнее идет процесс психического развития ребенка.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что двигательная активность является одним их существенных факторов, оказывающих влияние на развитие высших психических функций ребенка.

Литература:

  1. Безруких М. М. и др. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.
  2. Бондаренко Е.В. Влияние двигательной активности на развитие психомоторных и познавательных способностей школьников / Дис.к.пс.н. Ставрополь, 2002.
  3. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. – Издательство “Лабиринт”, М., 1999. –352 с.
  4. Выготский Л.С. Психика, сознание, бессознательное / Собрание сочинений. – М.: Педагогика, 1982. – Т. 1. – С. 132-148.
  5. Данилова, Н.Н. Психофизиология: учебник для вузов / Н.Н. Данилова – М., 2008. – 373 с.
  6. Дубровинская Н. В., Фарбер Д. А., М. М. Безруких М. М. Психофизиология ребенка. Психофизиологические основы детской валеологии: учеб. пособие для вузов – М.: ВЛАДОС, 2000. – 144 с.
  7. Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика. Екатеринбург, 2005.
  8. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка (роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности). – М.: Педагогика, 1973. – 144с.
  9. Лебедева Е.С. Почему так важно правильное двигательное развитие в раннем возрасте? // https://www.neuro-psychol.ru/site/
  10. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. Учеб пособие для студ. высш. учеб заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 384 с.
  11. Одинцова А. «Where is my mind» // Yolife. – 2013, август. – С. 31.
  12. Сеченов И.М. Избранные произведения. Том 1. Физиология и психология. Москва: Издательство Академии Наук СССР, 1952.
  13. Суворова А. Э. Помощь гиперактивным детям в развитии волевой регуляции // Электронное научное издание «Труды МГТА: электронный журнал». – 2011, №18 (2).
  14. Фролова О.В. Становление движения у детей в норме и с аномалиями развития // Культурно-историческая психология. 2009. №3. – С. 66-71.

Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.

Источник