Физическое развитие и здоровье ребенка в доу

Организация физического развития в ДОУФизическое развитие — процесс формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств организма ребенка и основанных на них психофизических качеств.
Понятие «физическое развитие» в более узком значении обозначает совокупность некоторых морфофункциональных признаков, которые характеризуют в основном конституцию организма и выявляются посредством антропометрических и биометрических измерений (показатели роста, веса, окружности груди, жизненной емкости легких; состояние осанки; изгибов позвоночника; измерение свода стопы; динамометрия; становая сила и другие).
В более широком смысле слова физическое развитие предполагает развитие психофизических качеств (быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости и т.д.). Но определение физического развития не может существовать без правильно организованного физического воспитания.

В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, долголетия и гармоничного физического развития. И хотя это развитие является закономерным биологическим процессом, однако на него можно воздействовать в нужном направлении, исходя из психофизиологических особенностей ребенка.

Правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, предупреждению различных заболеваний, улучшает деятельность внутренних органов и систем детского организма. Без должного внимания к этой важнейшей составной части воспитания нельзя подготовить к жизни подрастающее поколение крепким и гармонически развитым.

У детей дошкольного возраста необходимо сформировать навыки выполнения упражнений основной гимнастики (строевые, общеразвивающие упражнения, основные движения – ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазанье, ползание, перелезание, метание, прыжки), спортивных упражнений (ходьба на лыжах, катание на коньках, санках, велосипедах, плавание). Кроме того, следует научить детей играть в игры с элементами спортивных игр (теннис, бадминтон, городки, волейбол, баскетбол, хоккей, футбол и др.). Наряду с формированием двигательных навыков у детей с первых дней жизни необходимо развивать физические качества (ловкость, быстроту, гибкость, силу, выносливость, равновесие и др.).

Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус.

Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является 

организация двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении. в нашем детском саду имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а так же для их расслабления и отдыха.Основная цель, которую ставит перед собой коллектив ДОУ – это сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Педагогический коллектив нашего детского сада работает по следующим принципам физической организации деятельности педагогов. Это:


  • принцип научности – подкрепление всех мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками; 

  • принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно – воспитательного процесса; 

  • принцип активности, сознательности – участие всего коллектива в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей; 

  • принцип адресованности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учёт разноуровневого развития и состояния здоровья; 

  • принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение помощи и поддержки, гарантия положительного результата.

Мы используем такие формы взаимодействия с детьми, как:


  • прогулки, походы;

  • Физкультурные занятия 

  • гимнастика после дневного сна с закаливающими процедурами; 

  • Массаж

  • Дыхательная гимнастика

  • утренняя гимнастика, аэробика;

  • Физкультминутки

  • Динамические переменки 

  • кружок “Здоровячок»

  • совместные досуги с родителями 

  • спортивные праздники и развлечения; 

  • Спортивные игры 

  • Подвижные игры на воздухе и в помещении 

  • Дни здоровья 

  • Оздоровительный бег на воздухе 

  • Воспитание общих и индивидуальных гигиенических навыков, интереса и любви к физической активности 

  • Сбалансированное питание в соответствии с действующими нормами (группы с 9ти часовым пребыванием) 

Вся физкультурно-оздоровительная работа в детском саду строится с учётом структуры усовершенствованного двигательного режима для детей младшего и среднего, старшего дошкольного возраста. 

Уменьшение удельного веса движений в режиме дня отрицательно сказывается на формирование всех систем и, несомненно, понижает защитные силы детского организма. Оптимизации двигательного режима отводится, таким образом, ведущая роль в воспитании здорового ребёнка

В саду имеются следующие оборудования: для упражнений в ходьбе, беге, прыжках, равновесии используются различные дорожки, косички, змейки, для подлезания – дуги, палки обручи, камушки, скакалки, мячи, бассейн, горка. Так же есть пособия, изготовленные своими руками, которые повышают интерес к физической культуре, развивают жизненно-важные качества, увеличивают эффективность занятий. Мелкое физкультурное оборудование размещено так, что оно доступно для детей. Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе. На участке ДОУ имеется площадка. Большую роль в оздоровлении детей играют прогулки и походы. В зимний период проводятся катание с горы на санках за пределами участка детского сада. С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.

Читайте также:  Художественная литература средство развития личности ребенка

Организованной формой в двигательном режиме является 

физкультурные занятия. При проведении занятий воспитатель использует как традиционные, так и нетрадиционные формы занятий: сюжетные, тренировочные, контрольные, комплексные, игры-эстафеты, на спортивных тренажёрах и др. Процесс обучения на занятиях носит дифференцированный, вариативный характер. Используется принцип чередования активной деятельности с упражнениями на дыхание, релаксацию.

В целях оздоровления организма ребёнка в группе проводятся различные виды закаливания: воздушные ванны и ходьба по корригирующим дорожкам, дыхательная гимнастика и точечный массаж, сухое обтирание, гимнастика на постели, уход за полостью рта. 

Закаливание оказывает широкое физиологическое воздействие на организм. У ребенка не только вырабатывается быстрая реакция на температурные, климатические изменения, но и повышается количество гемоглобина, улучшаются иммунологические свойства, он становится менее подверженным любым заболеваниям и легче справляется с ними. 

Физиологическая сущность закаливания обуславливает определенные требования к организации работы с детьми: 

1. Закаливание нужно проводить систематически, в течении всего года, с учетом сезонных явлений. 

2. Постепенно увеличивать силу сезонных раздражителей.

3. Учитывать состояние здоровья, типологические особенности ребенка, его эмоциональное состояние, а также домашние условия и условия детского учреждения.

Связь закаливающих процедур с физическими упражнениями, разнообразной деятельностью ребенка в повседневной жизни дает лучшие результаты и непосредственно для закаливания и для общего укрепления организма.

В воспитании детей применятся массаж – один из видов пассивной гимнастики. Он также обуславливает изменения в работе всех органов и систем. Под влиянием массажа улучшаются состав крови, функции нервной системы, а также условия питания кожи и мышц, повышается теплоотдача. 

Поднимающие настроение и мышечный тонус утренняя гимнастика, аэробика, физкультминутки, стали естественными и необходимыми в нашем детском саду. Старшим воспитателем совместно с воспитателями разработан годовой план профилактической работы, план мероприятий по снижению острой заболеваемости в детском саду.

Параллельно с физическим развитием идёт обучение детей основам культуры здоровья. Валеологический материал органично включается в структуру занятий, способствуя расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности. С детьми разучиваются комплексы упражнений, направленных на профилактику плоскостопия, дыхательной системы, формируются навыки самомассажа.

В нашем саду работает бесплатный кружок «Здоровячок».

В совместной работе детского сада и семьи мы широко используем информацию в родительских уголках, в папках-передвижках (“Движение- основа здоровья”, “Как выработать у детей правильную осанку”, “Зимняя прогулка” и т.д), консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы), анкетирование. Родители учатся ближе видеть сложный многогранный процесс воспитания ребёнка. 

Множество положительных эмоций, а следовательно и здоровья получают дети на спортивных праздниках и досугах. Традиционно проводится каникулярная неделя, где дети принимают участие в “Весёлых стартах”, в игре “Зов джунглей” и других мероприятиях, показывая уровень своего физического развития, получают эмоциональный заряд от своих достижений. Особенно детям нравится, когда в праздниках активное участие принимают мамы и папы. Такие праздники носят название “Семейные старты”, “Папа, мама, я- спортивная семья”.

Уровень профессионального мастерства педагогов определяется отношением семьи к детскому саду, к самим педагогам и их требованиям. Только при условии положительных результатов всей физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, родители начнут доверять рекомендациям воспитателей и охотно пойдут с ними на контакт. Проводимая нами физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма

Создание санитарно-гигиенической обстановки в соответствии с существующими нормативами также важное условие для физического воспитания. поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, соблюдение оптимального светового, воздушного и температурного режима в помещении, а также гигиены одежды детей и взрослых. К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми. 

Читайте также:  Сводная карта индивидуального развития ребенка

Таким образом, можно сказать, оздоровительная среда нашего ДОУ является естественной комфортабельной обстановкой, рационально организованной и насыщенной разнообразным оборудованием и материалами. 

Источник

«Физическое развитие и здоровье детей  дошкольного возраста»

  Физическое развитие дошкольников раскрывается в содержании образовательной области «Физическая культура» в Федеральных государственных требованиях от 23 ноября 2009г. № 655.

     Перед нами ставятся следующие задачи:

  • развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
  • накопление и обогащение двигательного опыта детей ( овладение основными движениями);
  • формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

   При успешном решении этих задач, мы получим важное интегративное качество ребенка – физически развитый, овладевший необходимыми умениями и навыками.

 Становятся привычными тревожные данные о системном ухудшении состояния здоровья, снижении уровня физической и двигательной подготовленности детей дошкольного возраста.

   В перечне причин, определяющих, по мнению многих ученых, сложившуюся ситуацию, называются снижение общего уровня жизни и социальной защищенности населения России, нарушение экологии среды обитания, несовершенство системы медицинского обслуживания и многие другие.

    Сложившаяся в системе физического воспитания детей дошкольного возраста ситуация вызвала острую потребность в ее совершенствовании, позволяющем уменьшить или полностью нейтрализовать указанные негативные тенденции.

   Одно из инновационных направлений в этой области разработка культурологического аспекта физического воспитания дошкольников. При обосновании его решаются две основные научно-методические задачи:

  а) разработка методики освоения детьми физкультурных знаний и связанных с ними умений и навыков, составляющих основу интеллектуальных ценностей физической культуры;

  б) формирование определенного мировоззрения, осознанного в рамках возрастных возможностей отношения ребенка к освоению физкультурных ценностей, развитию его мотивационно-потребностной сферы, что традиционно идентифицируется с социально-психологическими задачами воспитания физической культуры человека.

   В настоящее время в исследованиях большинства современных ученых утвердились представления о физическом воспитании как о процессе управления индивидуальным развитием способностей и свойств человека, необходимых ему в сфере двигательной деятельности.

   В общей структуре физкультурного воспитания двигательный компонент играет главную роль в развитии физического потенциала человека, формировании его жизненно важных умений и навыков.

   Следующим инновационным направлением совершенствования системы физического воспитания детей дошкольного возраста является объективизация процессов развития физических качеств и формирования основных движений ребенка на основе конкретных данных, количественно характеризующих возрастные особенности их изменений с использованием разработанной методики педагогического контроля.

   Изучение возможностей применения средств физического воспитания для создания условий, оптимизирующих развитие психических процессов, позволяет говорить об эффективности педагогического воздействия.

   Так же, как и при изучении физической и двигательной подготовленности дошкольников, установлена близость тенденции изменения психических процессов в ходе стихийного обучения и воспитания и формирующего педагогического эксперимента. Это дает основание утверждать, что необходимо распространить действия принципа адекватности характера и объема тренирующих воздействий ритму возрастной динамики потенциала детей и на методику формирования их психических процессов.

   Таким образом, еще одним инновационным направлением, дополняющим содержательную основу системы физического воспитания детей дошкольного возраста, является применение физических упражнений для оптимизации условий развития психических процессов.

   Вместе с тем в ходе обследования детей выявлены различия между девочками и мальчиками, например:

– необходимость применения различных контрольных упражнений для

  оценки одних и тех же физических качеств;

– разный уровень взаимосвязи между суммарными показателями физической

  подготовленности и сформированности основных движений;

– разнообразные значения, характеризующие одни и те же уровни развития

  показателей физической и двигательной подготовленности;

– различия в степени значимости физических качеств для формирования

  основных движений;

– неодинаковые темпы прироста физических и психических качеств в

  возрастном диапазоне 3-6 лет;

– различия в структуре мотивации к основным видам учебно-воспитательной

  деятельности.

   Итак, еще одним возможным инновационным направлением совершенствования физического воспитания дошкольников, требующим серьезных дополнительных исследований, является учет половых особенностей детей при разработке программно-нормативных документов.

Читайте также:  Линии развития ребенка в детском саду

   В ходе мониторинга проведено анкетирование среди родителей: “Какое место занимает физкультура в вашей семье” с целью выявления и нахождения существующих проблем и их причин.

   Для создания целостной системы физического развития детей очень важным является организация двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении. Анализ созданных условий показал, что в нашем детском саду имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а так же для их расслабления и отдыха: оборудована спортивная комната, где представлено имеющееся физкультурное оборудование, а так же пособия, изготовленные своими руками, которые повышают интерес к физической культуре, развивают жизненно-важные качества, увеличивают эффективность занятий. Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе. На участке ДОУ имеется спортивная площадка: беговая дорожка, полоса препятствий, , яма с песком для прыжков.

   Для упражнений в ходьбе, беге, прыжках, равновесии используются различные дорожки, косички, змейки. Имеются пособия для профилактики плоскостопия, для подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия. Основные компоненты здорового начала – покой и движение – должны правильно сочетаться в режиме дошкольного учреждения. Поэтому важным, на наш взгляд, было создание в группах уголков уединения.

  Основная цель, которую ставит перед собой коллектив ДОУ – это сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

   Педагогическим коллективом нашего детского сада были разработаны принципы организации деятельности педагогов. Это:

•        принцип научности – подкрепление всех мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками;

•        принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего воспитательно-образовательного процесса;

•        принцип активности, сознательности – участие всего коллектива в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей;

•        принцип адресованности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учёт разноуровневого развития и состояния здоровья;

•        принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение помощи и поддержки, гарантия положительного результата.

   Наиболее эффективными формами взаимодействия являются:

•        утренняя гимнастика;

•        гимнастика после дневного сна с закаливающими процедурами;

•        занятия, прогулки, походы;

•        совместные досуги с родителями;

•        спортивные праздники и развлечения;  

   В своей работе мы  реализуем  следующие парциальную программу «Как воспитать здорового ребёнка» В. Г. Алямовской, а также различные методики по закаливанию детей.

   На повышения двигательного статуса детей оказывает большое влияние двигательный режим. При проведении занятий используем как традиционные, так и нетрадиционные формы: сюжетные, тренировочные, контрольные, комплексные, игры-эстафеты и др. Используется принцип чередования активной деятельности с упражнениями на дыхание, релаксацию.

  Параллельно с физическим развитием идёт обучение детей основам культуры здоровья. Валеологический материал органично включается в структуру занятий, способствуя расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности. С детьми разучиваются комплексы упражнений, направленных на профилактику плоскостопия, дыхательной системы, формируются навыки самомассажа.

Мы понимаем, что здоровье детей в немалой степени зависит от наличия фактора безопасного существования. Поэтому  огромное внимание уделяем внедрению технологии “Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста”.

   Все эти формы взаимодействия с детьми позволяют выработать разумное отношение детей к своему организму, привить необходимые культурно-гигиенические навыки, наилучшим образом приспособить ребёнка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды.

   С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.

   В совместной работе детского сада и семьи мы широко используем консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, анкетирование. Кроме того, для родителей организуем Дни открытых дверей, когда они могут посетить любое мероприятие. Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках.

   Таким образом, целостная система образования, оздоровления, психолого-педагогического сопровождения, основанная на классических образцах и педагогических инновациях способствует гармоничному физическому развитию детей  нашего дошкольного учреждения.

Источник