Физическое развитие и закаливание ребенка в раннем возрасте
Консультация для педагогов в I младшей группе
на тему:
«Закаливание и его роль в физическом развитии детей»
Закаливание – существенный раздел оздоровительной работы в ДОУ. В процессе закаливания повышается устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды, к изменениям температуры, погодных условий. Это достигается тренировкой сосудов поверхности тела, нервных окончаний воздействием разнообразных физических средств, природных факторов.
В дошкольном учреждении закаливание детей является неотъемлемым компонентом всей воспитательно-образовательной и оздоровительной работы. Его осуществляет воспитатель с помощью няни и под контролем медицинского работника. При организации закаливания детей, которое лучше всего начинать в теплое время года, детей разбивают на группы:
I группа – здоровые дети
II группа – здоровые, но с небольшими функциональными отклонениями
III группа – дети, имеющие хронические заболевания.
По мере закаливания, но не менее чем через два месяца, детей можно перевести из одной группы в другую (из более слабой в более сильную). Основанием для перевода будут являться следующие факторы:
1)отсутствие острых заболеваний
2)положительная эмоциональная реакция на процедуру
Для правильного закаливания воспитателю необходимо овладеть методикой проведения различных процедур. В этом ему поможет медицинский работник.
Существуют следующие виды закаливания.
1.Воздушные ванны.
Воздушные ванны лучше всего проводить дважды в день – утром и вечером при температуре 20C, постепенно снижая её до 18С, а для крепких детей до 15С. Продолжительность процедур увеличивается с 5 минут до 40-60 минут. На время процедуры на ребенка надевают легкие трусики и дают возможность самостоятельно играть, бегать. Легковозбудимые дети могут принимать воздушные ванны перед сном, без физической нагрузки и не более 10 минут. Сон малыша после этого будет спокойнее и крепче.
2.Солнечные ванны.
Солнечные ванны следует вводить постепенно и с большой осторожностью. Принимают их один раз в день, не ранее чем через час после завтрака. Самое лучшее время для процедуры с 9 до 11 часов утра. Первая ванна продолжается 2 минуты: 1 минуту – лежа на спине, 1 минуту – лежа на животе. Через день-два время процедуры увеличивают еще на 2 минуты, постепенно доводя процедуру до 20 минут. По окончанию процедуры ребенка уводят в тень для отдыха, ставят под душ или обливают водой t 28-30C.
3.Умывание.
Умывание – самый доступный в быту вид закаливания. Детям в возрасте полутора лет рекомендуется обмывать помимо лица, рук (руки моются до локтей) и шеи, верхнюю часть грудной клетки. Для начала температура должна быть 30-32С, далее требуется постепенно снижать ее до комнатной температуры, а затем использовать воду из-под крана (но не ниже 18С). После этого малыша растирают махровым полотенцем до легкого покраснения.
4.Обтирание.
Обтирание лучше проводить после ночного сна. Для обтирания сначала используют теплую воду (30С), температуру которой снижают на один градус каждые 5-7 дней и доводят до 25С. Обтирать ребенка следует рукавичкой из махровой ткани. Делать это нужно быстро, чтобы ребенок не замерз. Далее протереть сухим полотенцем.
5.Мытье ног.
По элементарным правилам гигиены, перед тем как лечь спать, ребенок должен помыть ноги. Но простое мытье ног может стать и закаливающей процедурой. Для начала используется вода t28C. Каждые 10 дней температуру снижают на 1-2 градуса, доводя до 18С.
6.Обливание.
Обливание можно проводить из емкости и из душа. Обливать ребенка можно с годовалого возраста, а применять душ следует не ранее, чем с полутора лет. Если эти процедуры проводятся в холодное время, ребенка приучают к ним постепенно. Летом их лучше проводить на воздухе, при температуре в тени не ниже 18С. Зимой обливание проводят утром, после ночного сна, температура воды должна составлять 36С. Каждые два дня температуру понижают на 1С и доводят до 26-28С. Вода при этом должна литься с высоты 20 см. Сначала малышу обливают спину, грудь, потом живот, руки, после чего малыша растирают махровым полотенцем.
7.Хождение босиком.
Хождение босиком – это один из древнейших приемов закаливания. Он ценен тем, что во время хождения тренируются мышцы стопы, а это предохраняет ребенка от плоскостопия. Начинать хождение босиком нужно в комнате. В первый раз достаточно одной минуты. Затем каждые 5-7 дней время увеличивают на 1 минуту, доводя его до 8-10 минут.
Следует сказать, что деление закаливающих процедур в какой-то мере условно, т.к. проведение одной процедуры происходит в большей или в меньшей степени воздействия другого фактора. Наилучший эффект дает комплексное закаливание. Например: обливание и обтирание всегда связаны с воздействием воздуха, т.к. дети некоторое время находятся в комнате раздетыми (частично или полностью). Поэтому важно учитывать при проведении процедуры температурный режим не только воды, но и воздуха. Только в этом случае процедуры пойдут на пользу. Закаливание воздухом не требует дополнительных затрат по времени и использование дополнительных приспособлений. Оно осуществляется во время пребывания детей в группе или на прогулке. Важно лишь, чтобы их одежда соответствовала гигиеническим требованиям и условиям погоды. Не приемлема для повседневной носки в помещении одежда из синтетических тканей, она плохо проводит тепло, воздух, не впитывает влагу, что создает дискомфортные условия, нарушает отдачу тепла и может привести к заболеванию.
Воздушные процедуры происходят во время сна в спальной комнате, если в ней поддерживается необходимая температура. Когда дети спят в помещении, то в комнате с одной стороны должны быть открыты фрамуги, но только так, чтобы близко лежащие дети не подвергались охлаждению.
Одним из эффективных средств закаливания являются ежедневные прогулки в любую погоду. Принятие солнечных ванн тоже не требует проведения специальных требований, оно происходит во время прогулок в теплое время года. Вначале дети играют на участке в полосе светотени, а затем, привыкая, они могут находиться и под прямыми лучами солнца. Время пребывания 5-6 минут доводится до 10 минут одномоментного пребывания и до 40-50 минут в течение дня. Также постепенно открывают участки тела детей – сначала они остаются в трусах и майке, а затем только в одних трусах. Не стоит забывать о панаме, но когда ребенок находится в тени панаму лучше снять, чтобы кожа головы не потела.
Что касается водных процедур – в детском саду чаще всего используется обливание ног. Обливание ног ребенка можно производить только тогда, когда у него теплые ноги. Если ноги холодные их нужно растереть, согревая их или согреть теплым обливанием. Температура воздуха в помещении, где проводят процедуру, должна быть не ниже 20С. Длительность обливания 15-20 сек, производится оно ковшиком, количеством ½ – 1/3 литра. В холодное время года обливание проводят после дневного сна, а в теплое после прогулки, когда его можно сочетать с проведением гигиенического мытья ног.
Влажные обтирания до пояса проводят чаще всего для закаливания ослабленных детей или используют в качестве подготовительного этапа.
Общее обливание лучше всего проводить в теплое время года после предварительной подготовки. В осенне-зимний период обливания проводят только при наличии хороших бытовых и гигиенических условий. Температура воздуха должна быть не ниже 23С.
Организм ребенка особенно чувствителен к тепловому дискомфорту. Дети одинаково легко переохлаждаются и перегреваются. И то, и другое ведет к нарушению теплового баланса и, следовательно, к заболеванию.
В итоге можно сказать, что закаливание ребенка, особенно если его начинать с раннего возраста, способствует оздоровлению и поддержанию организма ребенка в целом здоровым.
Разнообразные закаливающие средства способствуют тренировке нервно-рефлекторных сосудистых реакций, в большей мере определяющих общее физиологическое состояние организма.
Источник
Слайд 1
Физическое воспитание и закаливание детей раннего возраста
Слайд 2
Введение Чтобы правильно рос и развивался малыш, необходимо с самого раннего возраста начинать физическое воспитание. Физическое воспитание детей предусматривает охрану и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка, его полноценное физическое развитие. Оно направлено на своевременное формирование у малышей двигательных навыков, умений и физических качеств (силы, выносливости, ловкости, быстроты); развитие интереса к различным, доступным ребенку видам двигательной деятельности; воспитание привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями, а также положительных нравственных, моральных и волевых черт личности.
Слайд 3
Особенно важное значение имеет развитие движений. С этой целью проводятся утренняя гимнастика, подвижные игры, физкультурные занятия и др. Следует заботиться также о повышении двигательной активности ребенка на протяжении всего дня путем создания соответствующей обстановки, подбора физкультурных пособий и игрушек и побуждения детей к ее использованию. Обучение детей двигательным навыкам и умениям происходит главным образом на занятиях физической культуры.
Слайд 4
В физическом воспитании должен соблюдаться строгий дифференцированный подход: при назначении режима, питания, закаливающих процедур, при подборе игр и физических упражнений, в их дозировке учитывается возраст, состояние здоровья, физическое развитие и подготовленность, а также индивидуальные особенности ребенка. Методика физического воспитания детей зависит от их возраста, но основные принципы ее во всех возрастных группах остаются одинаковыми.
Слайд 5
Во время занятий нужно стремиться развивать и совершенствовать те двигательные навыки, которые наиболее необходимы в данном возрасте.
Слайд 6
Приоритетность физического воспитания в раннем возрасте Физическое воспитание для детей то же, что фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больших успехов он достигнет в общем развитии, в науках, в умении работать и быть полезным для общества человеком. Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет. В период дошкольного детства (от рождения до семи лет) у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.
Слайд 7
Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными — задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения, так как и них дети проводят большую часть дня. С этой целью предусмотрены занятия по физической культуре, которые следует строить в соответствии с психологическими особенностями конкретного возраста, доступности и целесообразности упражнений. Комплексы упражнений должны быть увлекательными, а также предусматривать физиологически и педагогически необходимую и оправданную нагрузку, удовлетворяющую потребность ребенка в движении.
Слайд 8
Болезненный, физически плохо развитый ребенок обычно отстает от здоровых детей в учебе. У него хуже память, его внимание быстрее утомляется, и поэтому он не может хорошо учиться, а родители и даже педагоги нередко ошибаются, считая ребенка лентяем. Эта слабость вызывает также и самые различные расстройства в деятельности организма, ведет не только к понижению способностей, но и расшатывает волю ребенка.
Слайд 9
Правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма.
Слайд 10
Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями при обучении детей движениям. Подражание рождает эмоции, которые активизируют ребенка. Кроме того, заинтересованность положительно действует на двигательную активность детей, особенно малоподвижных и инертных. Освоение движений хорошо влияет и на развитие речи ребенка. Совершенствуется понимание речи взрослого, расширяется словарь активной речи.
Слайд 11
Вот почему так справедливо отмечал выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Поэтому крайне важно правильно поставить физическое воспитание именно в этом возрасте, что позволит организму малыша накопить силы и обеспечит в будущем не только полноценное физическое, но и умственное развитие.
Слайд 13
Задача родителей способствовать развитию самостоятельной деятельности каждого ребенка. Дети много играют с игрушками, двигаются и вместе с тем с интересом наблюдают за окружающим, рассматривают картинки, по разнообразным поводам обращаются к родителям, с удовольствием выполняют их поручения. На протяжении первых трех лет жизни решающее значение для развития ребенка имеет непосредственное влияние взрослых. Формы этого влияния различны: на первом году значительное место занимает показ, на втором и третьем — речь, поведение взрослых, их разговор с ребенком и между собой, их взаимоотношения. Особенно внимательным должен быть подход к детям, отстающим в развитии. Учитывая их быструю утомляемость, легкую возбудимость, нужно обязательно чередовать лечебную гимнастику и физкультуру с паузами отдыха.
Слайд 14
Одно из условий, повышающих сопротивляемость организма младенца к различным заболеваниям, — правильное физическое воспитание, которое зависит от организации всей жизни ребенка, окружающей его среды и воспитания. Трудно переоценить значение движений для физического и нервно-психического развития детей раннего возраста, своевременного возникновения двигательных навыков и последовательного их развития. Этому в значительной степени способствуют лечебная гимнастика и массаж, а также уроки физкультуры. Однако не все родители имеют четкое представление о пользе лечебной гимнастики и лечебной физкультуры в сочетании с закаливанием для правильного физического развития ребенка. Многие не знают, что именно в раннем детстве особенно важно создать прочную основу для последующего всестороннего укрепления здоровья и развития ребенка.
Слайд 16
Закаливание – это комплекс оздоровительных мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию факторов окружающей среды, и в первую очередь к холоду, так как именно переохлаждение чаще всего становится причиной простудных заболеваний у детей. Для проведения закаливающих процедур используются основные природные факторы — солнце, воздух и вода.
Слайд 17
Основные эффекты закаливающих процедур: укрепление нервной системы; развитие мышц и костей; улучшение работы внутренних органов; активизация обмена веществ; невосприимчивость к действию болезнетворных факторов.
Слайд 18
Как правильно начинать закаливание ребенка? Закалять ребёнка можно начинать, когда ему исполнится две недели. Перед этим обязательно посетите педиатра и получите его одобрение. Проводить соответствующие процедуры следует в течение всего года (не допускаются никакие перерывы). При этом интенсивность закаливания должна только возрастать. По мнению ряда экспертов в указанной области именно систематичность занятий является залогом успеха. Если вы будете проводить процедуры «от раза к разу», то ожидать положительного итога не стоит. Родители должны начинать закаливание в виде игры. При этом можно использовать все подручные средства: стишки, песенки, картинки, любимые игрушки и т.д. Эффект только усилиться, если малышу процедуры будут нравиться. Врачи также советуют сочетать процедуры закаливания с массажем. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы малыш переохлаждался или перегревался, в особенности на начальном этапе занятий. Вследствие этого следует внимательно следить за температурой окружающего воздуха и воды, не оставлять детей долго на солнце. Идеальный вариант, если закаливанием занимаются все члены семьи. Ведь малыши с радостью повторяют всё за родителями.
Слайд 19
специальные Все процедуры, которые относятся к закаливанию можно разделить на: общие
Слайд 20
Под общими процедурами подразумевается: соблюдение правильного режима дня; правильное полноценное питание ребёнка; гимнастика и т.д.
Слайд 21
К специальным процедурам можно отнести: воздушные процедуры; водные занятия; солнечные процедуры.
Слайд 22
Принципы закаливания проводить закаливающие процедуры систематически; увеличивать время воздействия закаливающего фактора постепенно; учитывать настроение ребенка и проводить процедуры в форме игры; начинать закаливание в любом возрасте; избегать сильных раздражителей: продолжительного воздействия холодной воды или очень низких температур воздуха, а также перегревания на солнце;
Слайд 23
правильно подбирать одежду и обувь: они должны соответствовать температуре окружающего воздуха и быть из натуральных тканей и материалов; закаливаться всей семьей; закаливающие процедуры сочетать с физическими упражнениями и массажем.
Слайд 24
Закаливающие процедуры для детей раннего возраста. Дорожка здоровья представляет собой своего рода массажный коврик с разновеликими элементами, при ходьбе по которым осуществляется массаж стопы ребёнка, которая, как известно, включает огромное количество нервных окончаний. Это не только простой массаж, но и несущий оздоровительные функции – к примеру, как профилактика плоскостопия. Коврик и элементы на нем красочные и яркие, детям доставляет огромное удовольствие прогулка по такой дорожке здоровья в детском саду.
Слайд 25
Дорожки здоровья в ДОУ:
Слайд 27
Воздушное закаливание в ДОУ: регулярное проветривание помещений детского сада, особенно спальни перед дневным сном; проведение зарядки и упражнений в проветренном помещении; регулярные прогулки на свежем воздухе.
Слайд 29
вывод: Закаливание следует проводить для детей, начиная с достаточно раннего возраста. Так закладывается крепкий иммунитет ко многим заболеваниям, предотвращается возникновения возможных осложнений после перенесенных болезней, а сами заболевания проходят быстрее.
Слайд 30
Спасибо за внимание!
Источник
«Закаливание ребенка раннего возраста»
Закаливать ребенка раннего возраста – это выработать у него способность противостоять охлаждению. К сожалению, многие родители и даже некоторые медицинские работники считают, что маленьких детей надо не закаливать, а всячески оберегать от малейшего охлаждения. Это грубейшая ошибка. Тепличные условия не укрепляют здоровье малыша, а, наоборот, ослабляют его.
Детей надо обязательно закаливать и как можно раньше, буквально с первых дней жизни. Только делать это надо не шаблонно, а с учетом возрастных особенностей и развития. Многочисленными наблюдениями доказано, что дети, закаленные с самого раннего возраста, очень редко болеют респираторными заболеваниями, воспалением легких.
Эффект от закаливания у детей раннего возраста может быть достигнут только при строгом соблюдении следующих основных правил: индивидуальный подход к ребенку, постепенность и систематичность закаливания, а также положительное отношение малыша к закаливающим процедурам.
Что же такое индивидуальный подход к ребенку? Это, прежде всего учет его возраста, характера, физического развития, состояния здоровья и условий жизни.
Нельзя начинать закаливание во время болезни или сразу же после выздоровления, когда организм еще не может вырабатывать защитные реакции.
Детям ослабленным, отстающим в развитии закаливающие процедуры проводят более осторожно.
Детей, которые все время росли в «тепличных» условиях, мало пользовались свежим воздухом, ходили дома в теплой одежде и обуви, оберегались от малейшего ветерка, закаливайте постепенно.
Нельзя начинать закаливать ребенка, который только что стал посещать детское учреждение (а это иногда делается по шаблону). В это время у малыша происходит резкая смена обстановки, его организм становится более чувствительным и может дать неправильную реакцию на любую закаливающую процедуру, если он ее не получал ранее.
По-разному следует подходить к детям с различными типами высшей нервной деятельности. Дети с сильным и уравновешенным типом центральной нервной системы обычно хорошо переносят обливание ног или всего тела прохладной водой, охотно принимают душ, бегают раздетыми. И эффект от закаливания у них наступает быстрее. Если в поведении ребенка преобладает возбуждение, то ему полезнее успокаивающие процедуры, а если торможение – то возбуждающие.
Закаливание должно быть систематическим. Только в этом случае оно будет действенным. Нельзя закаливать «про запас». Только при постоянном подкреплении и тренировке, в течение круглого года вы достигнете успеха.
Необходимо, чтобы закаливание прочно вошло в режим дня ребенка. Для этого используют прогулки, игры. Нужно приучать малыша не бояться холодной воды, ходить босиком. Не пугайтесь, если он голыми руками берет снег и лепет снежки. Закаливание можно продолжать даже при легких заболеваниях. Только в этом случае нужно посоветоваться с врачом.
Закаливающие процедуры могут быть разными в различные сезоны года. Летом – душ, общее обливание, воздушная ванна, зимой – обливание ног.
Успехов и здоровья полные кармашки Вам и вашим детям!
«Закаливание детей в домашних условиях»
Закаливание – это целая система мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных метеорологических условий: холода, тепла, пониженного атмосферного давления.
Закаливание – это тренировка приспособительных возможностей организма с помощью естественных природных факторов: воды, воздуха, солнца. Закаливаться каким-либо одним фактором трудно. При закаливании на человека действуют различные факторы. Закаливаться можно не только солнцем, воздухом и водой, но и словом и даже пищей (закаливающие диеты, лекарственные травы и т. п.) Закаливание оказывает общеукрепляющее действие, улучшает кровообращение, повышает тонус нервной системы, нормализует обмен веществ. Организм ребенка получает возможность лучше приспособиться к меняющимся условиям и безболезненно переносить чрезмерное охлаждение, перегревание и другие неблагоприятные воздействия. При повторном и систематическом применении холодной воды происходит усиление образования тепла, повышается температура кожи, утолщается роговой слой, уменьшается интенсивность раздражения находящихся в них рецепторов. Все это повышает адаптацию организма ребенка к низкой температуре. Начинать закаливание можно с любого возраста. Но чем раньше, тем здоровее и устойчивее будет ребенок. Закаленные дети прекрасно выглядят, у них хороший аппетит, спокойный сон.
ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАКАЛИВАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ
1. Закаливание следует начинать и далее проводить только при полном здоровье ребенка.
2. Постепенно наращивать интенсивность закаливающих мероприятий.
3. Систематичность – закаливание проводится во все времена года.
4. Необходимо учитывать индивидуальные особенности организма ребенка, его возраст, физическое развитие, состояние здоровья, перенесенные заболевания, особенности нервной системы.
5. Начинать закаливание можно в любое время года, но более предпочтительным является теплое время.
6. Закаливание следует проводить только при положительных эмоциональных реакциях ребенка. Не надо бояться, если при закаливании у ребенка возникнет парадоксальная реакция, вместо ожидаемого улучшения самочувствия отмечается его ухудшение. Это так проявляется его индивидуальная реакция. В данном случае надо перейти к более легким нагрузкам или другому способу закаливания.
Закаливающие мероприятия подразделяются на общие и специальные.
Общие проводятся на протяжении всей жизни и предусматривают правильный режим дня, рациональное питание, ежедневные прогулки на свежем воздухе, рациональную одежду. Регулярное проветривание в комнате, соответствующий возрасту температурный режим в помещении.
Специальные. К специальным закаливающим мероприятиям относятся строго дозированные воздействия ультрафиолетовым облучением. Гимнастические упражнения, массаж, воздушные и водные процедуры, плавание, бассейн.
ВИДЫ ЗАКАЛИВАНИЯ
Существуют следующие виды закаливания: воздухом. Водой. Солнцем. Для закаливания используются различные виды гимнастики, массажа, рефлексотерапия, баня, сауна и др.
ЗАКАЛИВАНИЕ ВОЗДУХОМ
Это наиболее доступный и действенный метод закаливания. Воздух – среда, постоянно окружающая человека. Закаливающее действие воздухом связано, прежде всего, с разницей температуры между ним и поверхностью тела ребенка. Закаливание воздухом начинается с первых дней жизни ребенка. Оно повышает потребление кислорода, способствует улучшению функционирования ЦНС, нормализации сна и аппетита. Закаливание воздухом включает в себя оптимальный температурный режим помещения, использование рациональной одежды, воздушные ванны, сон на свежем воздухе, повышение устойчивости к сквознякам.
Воздушные ванны в холодное время года проводятся в комнате (комнатные воздушные ванны), в теплое время года – на свежем воздухе. Продолжительность воздушной ванны увеличивается с 3-4 минут до 1 часа. Воздушные ванны проводятся через 1-1,5 часа после еды в местах, недоступных прямым солнечным лучам. Воздушные ванны дети дошкольного возраста проводят сначала в трусах и майках, носках и сандалиях. Через две недели старшим детям можно закаливаться только в трусах и сандалиях или босиком. После прогулки руки и ноги ребенка должны оставаться теплыми.
ЗАКАЛИВАНИЕ ВОДОЙ
Вода – общепризнанное средство закаливания. Из всех закаливающих методов закаливание водой является самым мощным и быстрым средством. Главная функция – укрепление тела -достигается холодными ваннами, купаниями. В последнее время все шире вводятся контрастные методы закаливания: контрастный душ, влажные обтирания. УМЫВАНИЕ. Новорожденных рекомендуют умывать настоями трав, обладающих антисептическим, противовоспалительным действием (ромашка, шалфей, календула, череда, мать-и-мачеха). Дети старше 3-х лет моются водопроводной водой, в которую травы добавляются лишь по необходимости в период дефицита витаминов, после простудных заболеваний).
ОБТИРАНИЕ СУХИМ ПОЛОТЕНЦЕМ проводится перед началом влажных обтираний, как предварительная процедура. Обтирание ребенка сухой рукавицей внимает психологическое напряжение, подготавливает ребенка к проведению влажных процедур, создает положительный эмоциональный настрой. Порядок обтирания: сначала обтирают верхние конечности от пальцев к плечу, затем ноги: от стопы к бедру, затем грудь, живот и спину. Длительность одной процедуры – 1-2 минуты.
ОБТИРАНИЕ ВЛАЖНЫМ ПОЛОТЕНЦЕМ – самое нежное из всех водных процедур. Общее влажное обтирание здоровым детям можно проводить, начиная с 3-месячного возраста. Ослабленным детям полезно начинать с сухих обтираний куском фланели. Через1-2 недели можно перейти к влажным обтираниям варежкой из мягкой ткани, смоченной водой. Обтирание лучше делать утром после сна. Сначала обтирают руки, затем ноги, грудь, живот, спину. Обтирание лучше делать утром после сна. Продолжительность процедуры 3-4 минуты. После обтирания мать растирает кожу ребенка сухим полотенцем до появления умеренного покраснения. Начальная температура воды для обтирания детей 3-4 лет составляет +32°С, 5-6 лет до +30°С, 6-7 лет +28°С. Через каждые 2 недели ее снижают на 1°С и доводят до +22°С летом и +25°С зимой для детей 3-4 лет, до +20°С и +24°С для детей 5-6 лет, до +18°С и +22°С для детей 6-7 лет. После окончания процедуры ребенок должен быть тепло одет.
КОНТРАСТНОЕ ОБТИРАНИЕ. Далее приступают к контрастному обтиранию. Смочив в прохладной воде шерстяную рукавицу, ее выжимают, чтобы не текла, и обтирают всю руку. Затем, смочив другую рукавицу горячей водой, также делают обтирание. После этого сухим полотенцем энергично растирают кожу до появления розовой окраски и ощущения тепла. Затем последовательно растирают вторую руку, грудь, спину, ноги. Общая продолжительность процедуры около 5 минут. При хорошей переносимости температурный контраст через 2-3 дня увеличивается на 1°С. В конце концов, можно приступить к обтиранию ледяной водой (+4 … +6°С) и очень горячей (+ 40… 41°С). Еще более резкая тонизирующая и закаливающая процедура – контрастные обтирания с последующим обливанием холодной и горячей водой.
ОБЛИВАНИЕ – водная процедура, при котором подвергаются воздействию воды отдельные участки тела или все тело. Эффект его выше чем при обтирании. Выделяют местное обливание, общее обливание. Местные обливания и ванны. Ножные ванны и обливание ног можно начинать детям с 1-1,5 лет. Лучше проводить их после дневного или ночного сна. Обливают нижнюю 1/3 голени и стопы, продолжительность обливания 20-3- секунд, ножных ванн -1-2 минуты. Для детей раннего возраста -3-5 минут. Для дошкольников начальная температура для местных процедур -+ 28 градусов С. Через одну неделю после начала закаливания температура воды снижается на 1-2 градуса С, каждые 1-2 дня, для ослабленных детей каждые 5-7 дней. Предельная температура для детей 1-3 лет+18°С, для детей 4-7 лет – +16°С. После обливания ноги растирают до появления легкого покраснения. Общее обливание можно начинать с 9 – 10 месячного возраста. Голову ребенку обливать не следует. Длительность обливания – 20-30 секунд, длительность всей процедуры – 1-3 минуты. При обливании ребенок может сидеть или стоять. Ручку душа следует держать на расстоянии 20-30 см от тела ребенка. Струя воды должна быть сильной. Обливают сначала плечи, руки, потом грудь, живот, спину (голову не обливают). После окончания процедуры кожу растирают полотенцем до легкого покраснения. Обливание поднимает тонус мышечной системы, способствует подъему энергии.
КОНТРАСТНОЕ ОБЛИВАНИЕ. Методика: обливают стопы 2 3 голеней попеременно водой контрастной температуры. Температура воды – +38°С, температура прохладной воды для здоровых детей – +18°С, для ослабленных – +28°С. Обливание всегда начинают с теплой воды. Количество повторений:3-5. Время воздействия теплой воды -6-8, прохладной – 3-4 секунды. После окончания процедуры ноги растирают до легкого покраснения. Контрастное закаливание лучше проводить перед дневным сном, сочетая закаливающие процедуры с гигиеническими. ДУШ оказывает наиболее эффективное влияние на организм, это связано с тем, что кожные покровы подвергаются не только температурному, но и сильному механическому воздействию давлением струи. Эту процедуру можно проводить детям с 2-х лет. По температурному воздействию души бывают: -горячие ( выше +37°С ); -теплые (+36-37°С); -прохладные (+20-33°С); -холодные (ниже +20°С). Для закаливания используют средней силы струю в виде дождя. Начинать процедуру необходимо с температуры +33-35°С, каждые 7 дней температуру постепенно снижают на 1°С, доводя ее до +20-25°С. Продолжительность процедуры от 30 секунд до 1 минуты, затем постепенно увеличивают до 2-3 минут. Когда температура воды снизится до прохладной, время душа не должно превышать 1 минуты, при холодном душе 1 минуты. На голову надевают купальную шапочку. В конце душа сразу вытирают сухим полотенцем. Если ежедневный душ переносится хорошо, можно продолжить закаливание контрастным душем.
КОНТРАСТНЫЙ ДУШ. Сначала подается теплый душ ( = 36 + 37 ) ЗОсекунд, затем прохладный 15-30 секунд, смена температуры душа проводится 2-3 раза. Через две недели разницу в температуре увеличивают на 2-3°С и так в течение 2-3 месяцев. Разницу в температурах горячей (до +30 – 40С) и прохладной (до +20 -18°С) воды можно довести до +20°С у старших детей и до +15°С у младших. После окончания кожу необходимо насухо вытереть. ВАННЫ с целью закаливания детей используют с первых дней жизни ребенка. С целью усиления ответной реакции кожи в воду можно добавить поваренную соль (3 столовых ложки на 1 литр воды), хвойный экстракт. Закаливающий эффект ванны усилится, если в конце ванны с помощью шланга делается «холодное пятно»- зона с более холодной водой, куда вводят и выводят ребенка 1-2 раза, постепенно число заходов увеличивается.
СОЛНЕЧНЫЕ ВАННЫ принимают на открытой местности, при этом происходит одновременное воздействие прямых и рассеянных солнечных лучей. Продолжительность солнечных ванн для детей раннего возраста увеличивается с 2 до 18, для детей дошкольного возраста – с 4 до 33 минут. Не рекомендуется проводить солнечные ванны при температуре воздуха +12°С и выше +27°С. Наиболее целесообразно проводить солнечные ванны с 9 до 12 часов, начиная их не менее чем через 1,5 часа после еды, и заканчивают не позднее чем через 0,5 часа до еды. Голову необходимо защищать от прямых солнечных лучей.
Порядок проведения солнечных ванн:
1) подготовительная световоздушная ванна в тени 10-20 минут;
2) солнечная ванна;
3) водная процедура / умывание, душ, купание/;
4) отдых в тени.
Постепенность усиления закаливающего воздействия достигается и подбором одежды: сначала надевают рубашку с коротким рукавом, через 2-3 дня – майку, через 2-3 дня оставляют в одних трусах.
ПОМНИТЕ! Начинать закаливание можно в любом возрасте, однако, чем раньше вы это сделаете, тем здоровее и устойчивее будет ребенок. Закалять ребенка надо систематически. Строго выполнять все основные правила проведения закаливания. Не отменяйте закаливание при легком недомогании. Лучше замените, сильную более слабой процедурой, например обливание обтиранием. Старайтесь проводить закаливание так, чтобы оно доставляло ребенку удовольствие. Приступая к закаливанию, каждый раз обращайте внимание на состояние нервной системы ребенка. Если он слишком легко возбудим, быстро утомляется, ему показаны успокаивающие процедуры.
Источник