Физическое развитие и воспитание ребенка дошкольного возраста

Виталина Федькина
Физическое воспитание детей дошкольного возраста

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Физическое воспитание – это система мероприятий, направленных на воспитание здоровой, всесторонне развитой личности средствами физкультуры и спорта и естественными силами природы (вода, свежий воздух, солнце). Целью физического воспитания является формирование у детей основ здорового образа жизни. В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Дошкольный возраст является, пожалуй, самым важным периодом в формировании подрастающего поколения. Именно в это время закладываются основы характера, раскрываются таланты, начинается формирование полноценной личности. Чем младше ребенок, тем менее дифференцированно его развитие, Наиболее эффективно образовательные задачи решаются в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегративный подход при организации образовательного процесса. Согласно принципу интеграции, физическое развитие детей осуществляется не только в процессе физкультурных и спортивных игр, упражнений и занятий, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, конструирования и пр. Педагогу следует целенаправленно организовывать образовательный процесс так, чтобы от детей требовалась оптимальная двигательная активность во всех видах детской деятельности (не просто ответ на вопрос, а ответ и хлопок, ответ и передача мяча и пр.) Такой подход не только стимулирует физическое развитие, но и способствует более успешному решению остальных образовательных задач. Необходимо помнить, что содержание дошкольного образования включает в себя 4 направления развития детей:

1) физическое;

2) социально – личностное;

3) познавательно – речевое;

4) художественно – эстетическое.

В соответствии с данными задачами, разработана система комплексных мероприятий по физкультурно – оздоровительной работе с детьми.

Утренняя гимнастика – это постепенное введение организма в благоприятную двигательную активность. В детском саду гимнастика является одним из режимных моментов и средством для поднятия эмоционального тонуса детей. Чтобы повысить интерес детей к утренней гимнастике,нужно изменить ее форму и место проведения:

• комплекс музыкально – ритмических упражнений;

• утренняя гимнастика игрового характера(2-3 подвижные игры)

• утренняя гимнастика может проводиться в форме оздоровительной пробежки и т. д.

Образовательный процесс должен строиться на принципах интеграции в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей. В процессе образовательной деятельности по физическомуразвитию следует обращать внимание на одновременное решение задач других образовательных областей:

• формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при пользовании спортивным инвентарем («Безопасность»);

• создание на физкультурных занятиях педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрений проявления смелости, находчивости, взаимовыручки, побуждение детей к самооценке и оценке действий поведения сверстников («Социализация»);

• привлечение детей к участию в расстановке и уборке физкультурного инвентаря и оборудования («Труд»);

• активизация мышления детей (через самостоятельный выбор игры, организация специальных упражнений на ориентировку в пространстве, подвижных игр и упражнений, закрепляющих знания об окружающем, просмотр и обсуждение познавательных книг, фильмов о сорте, здоровом образе жизни («Познание»);

• побуждение к проговариванию действий и называнию упражнений, поощрение речевой активности детей в процессе двигательной деятельности, обсуждение пользы закаливания и занятий физической культурой («Коммуникация»);

• организация игр и упражнений под тексты стихотворений, потешек, считалок («Чтение художественной литературы»);

• привлечение внимания дошкольников к эстетической стороне внешнего вида детей и воспитателя, оформление помещения, использование на занятиях физкультурой изготовленных детьми элементарных физкультурных пособий (флажки, картинки, мишени для метания, рисование мелом разметки для подвижных игр, рисунков о сорте («Художественное творчество»);

• проведение ритмической гимнастики, игр и упражнений под музыку, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера («Музыка»)

В физическом развитии ребенка особое место занимает дыхательная гимнастика. Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно – оздоровительной работы, на физ. минутках во время занятий и после сна, во время гимнастики (способствует развитию и укреплению грудной клетки).Подвижные и спортивные игры проводят воспитатели и инструктора по физическому развитию детей как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате. Не менее важно проводить гимнастику корректирующую и ортопедическую.

В системе физкультурно – оздоровительной работы дошкольного учреждения прочное место занимают физкультурные праздники, спортивный досуг, дни здоровья. Интересное содержание, юмор, игры, соревнования, эстафеты способствуют активизации двигательной деятельности. Положительные результаты могут быть достигнуты при условии тесного сотрудничества коллектива дошкольного учреждения и семьи. Дошкольный возраст является тем периодом, когда закладывается фундамент здоровья, основы дальнейшего, полноценного физического развития организма. Вырастить крепких, здоровых детей – наша важнейшая задача и решается она совместными усилиями педагогов, медицинских работников и семьи. Работу с родителями необходимо построить на основе анкетирования и бесед, которые позволяют определить интересующую родителей тематику («О закаливании детей», «Какое место занимает физкультура в вашей семье») Вопросы физического развития, безопасности, и оздоровления обсуждаются на родительских собраниях. В каждой группе дошкольного учреждения оформляются уголки «Здоровье»,где выставляется наглядная агитация: рукописные газеты, буклеты, консультации.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сказать, что система дошкольного образования должна развиваться в соответствии с запросами общества и государства. ФГТ в целом отражают современные подходы к модернизации дошкольного образования (наиболее эффективные пути внедрения инноваций)и задают единую основу для создания вариативных образовательных программ с опорой на традиционные направления развития ребенка: физическое, социально – личностное, познавательно – речевое, художественно – эстетическое. В них фиксируется реализация таких принципов, как интеграция образовательных областей, комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса, единство воспитательных, развивающих и обучающих задач.

Источник

Физическое воспитание в дошкольных учреждениях – это единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Она одновременно является подсистемой, частью общегосударственной системы физического воспитания, которая помимо указанных компонентов включает так же учреждения и организации, осуществляющие и контролирующие физическое воспитание.

Цель физического воспитания: формирование у детей основ ЗОЖ.

В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Оздоровительные задачи: охрана жизни и укрепление здоровья детей, и всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности.

Учитывая специфику возраста, оздоровительные задачи определяются в более конкретной форме: помогать формированию изгиба позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению связочно-суставного аппарата; способствовать развитию всех групп мышц, в особенности мышц-разгибателей; правильному соотношению частей тела; совершенствованию деятельности сердечнососудистой и дыхательной системы.

Важно повышать общую работоспособность у детей учитывая особенности развития их организма, совершенствовать деятельность ЦНС, способствовать уравновешенности процессов возбуждения и торможения, а также совершенствованию двигательного анализатора, органов чувств.

Образовательные задачи: формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств; роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья. Большинство их (ползание, бег, ходьба, ходьба на лыжах, катание на велосипеде и др.) дети используют в повседневной жизни как средства передвижения. Двигательные навыки облегчают связь с окружающей средой и способствуют ее познанию: ребенок, ползая сам, приближается к тем предметам, которые его интересуют, и знакомится с ними. Двигательные навыки, сформированные у детей дошкольного возраста, составляют фундамент для их дальнейшего совершенствования в школе и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов спорте. В процессе формирования двигательных навыков у детей вырабатывается способность легко овладевать более сложными двигательными и различными видами деятельности (трудовые операции). Следует научить детей играть в спортивные игры (городки, настольные теннис) и выполнять элементы спортивных игр (баскетбол, хоккей, футбол и т.д.). В этом возрасте важное значение имеет привитие первоначальных навыков личной и общественной гигиены (мыть рук, забота о костюме, обуви и т.д.). Полученные знания позволяет детям заниматься физическими упражнениями более осознанно и полноценно, самостоятельно использовать средства физического воспитания в детском саду и семье.

Воспитательные задачи: разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

Физическое воспитание благоприятствует осуществлению эстетического воспитания. В процессе выполнения физических упражнений следует развивать способность воспринимать, испытывать эстетическое удовольствие, понимать и правильно оценивать красоту, изящество, выразительность движений. Дети также овладевают трудовыми навыками, связанными с оборудованием помещения (устройство ямы с песком для прыжков в длину, заливка катка и т.д.).

Поскольку целью физического воспитания является формирование у детей навыков здорового образа жизни, то для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используется: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др. Полноценное физическое воспитание достигает при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм человека. Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, питания, сна и т.д.) составляет обязательное условие для решения задач физического воспитания.

Физические упражнения – основное специфическое средство физического воспитания оказывающего на человека разностороннее воздействие.

Двигательная активность – биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие.

Правильное физическое воспитание детей – одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека.

Источник

Ольга Кутявина
Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

“Детский сад № 3 пос. Николаевка”

Опыт работы: “Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста

Составила: Кутявина Ольга Александровна –

старший воспитатель МБДОУ “Детский сад № 3 пос. Николаевка”

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении».

Жан Жак Руссо

Я работаю по теме: «Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста».

Всю работу с детьми провожу в комплексе, на каждом занятии помню о физическом здоровье каждого ребенка,преследуя цель: дать ребенку почувствовать радость движений.

Важную роль в физическом воспитании и самовоспитании человека играет освоение им всей суммы знаний, необходимых для его правильной реализации.

Я стараюсь дать детям элементарные знания, т. е. сведения о физической активности: об утренней гимнастике, о необходимости участвовать в физкультурных занятиях так же, как и в любых других. С детьми стараюсь осваивать знания, непосредственно связанными с физическими упражнениями, правила подвижных и спортивных игр, порядок проведения физкультурных занятий, правила гигиены и закаливания. Иногда дети переоценивают свои силы, поэтому я очень внимательно слежу за их состоянием, вовремя снижаю нагрузку, или создаю условия для восстановления сил.

В своей работе использую разнообразные формы организации физической активности детей, внедряю инновационные методы обучения.

От того, как организована работа с детьми по физическому воспитанию, зависит здоровье будущего человека.

Обязательный компонент физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня дошкольника – утренняя гимнастика.

В нашем детском саду есть все необходимые условия для проведения работы по физическому воспитанию.

Утреннюю гимнастику я провожу в музыкальном зале, в комплекс, включаю упражнения для формирования правильной осанки, на развитие разных групп мышц, специфические упражнения с предметами, которые дети очень любят использовать (платочки, флажки, кубики, погремушки, гимнастические палки, обручи, мячи и т. д.).

Применяю различные виды перестроений: в колонне по одному, по два, тройками, в шеренге, в кругу.

Провожу утреннюю гимнастику, построенную на подвижных играх.

Например:

1 часть: Построение. Различные виды ходьбы, бега.

2 часть:Подвижная игра: «Кот и мыши».

3 часть: Ходьба. Медленный бег. Заключительная ходьба.

А так же разрабатываю комплекс на 2 месяца, каждый день – разный вид гимнастики.

Например:

Понедельник – игровая

Вторник – беговая

Среда – классическая

Четверг – игровая

Пятница – спортивно-тренажерная

В теплое время года гимнастику провожу на свежем воздухе в виде оздоровительных пробежек по дорожке, вдоль участка, используя природное окружение.

На других занятиях и в повседневной жизни провожу физкультурные минутки для снятия усталости, повышения продуктивности умственной работы. Физкультурные упражнения для физкультурных минуток подбираю с учетом содержания занятий. Упражнения выполняются сидя за столом и стоя, а так же с выходом из-за стола, провожу их во второй половине дня, когда замечаю утомление детей. Упражнения подбираю знакомые и простые по выполнению, это упражнения, связанные с потягиванием, выпрямлением позвоночника,для мышц кистей рук: сгибание и разгибание, отведение и привидение, круговые движения в лучезапястных суставах.

Например:

Образные физкультурные минутки.

1. «Самолеты»

И. п. – ноги прыжком пошире,

руки в стороны

В: 1 – поворот туловища влево,

руки не опускать

2 – поворот вправо, голову не опускать (5-6 раз)

Дыхание произвольное.

Физкультурные минутки с речетативами

1. Рыбки в озере плескались наклон туловища вперед,

в чистой тепленькой воде, раскачивать руки в сторо-

то сойдутся ны,наклон вперед,выпря-

разойдутся, миться,присесть,спрятать голову.

то запрячутся в песке.

2. Руки медленно поднять

Пальцы сжать, потом разжать.

Руки вниз и так стоять.

Наклониться вправо, влево 2 раза

И садимся вновь за дело. Повторить.

После физкультурных минуток ходьба на месте.

Занятия физической культурой в ДОУ являются основной формой обучения детей движениям, т. к. занятия носят обучающий характер, провожу их в игровой форме, постепенно усложняю, стараюсь больше использовать природное окружение и нестандартное оборудование.

Занятия провожу согласно сетке занятий, в утренние часы. Третье физкультурное занятие провожу на свежем воздухе, закрепляю основные виды движений, элементы спортивных игр и упражнений. Занятия провожу по общепринятой структуре (классическая форма, состоящей из трех частей,использую литературу:

«Воспитание здорового ребенка» автор – М. Д. Маханева;

«Какая физкультура нужна дошкольнику» автор – В. А. Шишкина, М. В. Мащенко;

«Методика физического воспитания детей дошкольного возраста» автор – Л. Д. Глазырина, В. А. Овсянкин.

Так же провожу занятия, состоящие из основных движений, исключая обще-развивающие упражнения.

Например:

1-я,3-я часть – по общепринятой структуре

2-я часть – основные виды движений

а) ходьба по гимнастической скамейке

б) прыжки в длину с места

в) метание

г) подлезание и т. д.

Провожу занятия в игровой форме.

Например:

«Экскурсия в лес»

цель: закрепить умение у детей прыгать через предметы на расстоянии 40см. ; упражнять в умении соблюдать осанку при подъеме на наклонную поверхность и спуске с нее, упражнять детей в беге врассыпную.

Оборудование: 4 палки, наклонная доска, листья по два на ребенка.

Ход

1-я часть:

Обычная ходьба, бег врассыпную между деревьями, сбор листьев на полянке.

2-я часть: Обще-развивающие упражнения в кругу.

1) и. п. – ноги слегка расставлены, руки с листьями опущены вниз

В: поднять руки вперед, вверх, вернуться в и. п. (6раз)

2) и. п. – то же

В: наклон туловища вперед, помахать листьями внизу, вернуться в и. п. (5 раз)

3) и. п. – о. с.

В: поднять руки вверх и покружиться влево (вправо, вернуться в и. п. (3раза)

4) и. п. – ноги слегка расставлены, руки внизу

В: присесть, руки вперед, полюбоваться листьями,сказать: «Вот», вернуться в и. п. (5раз)

5) и. п. – о. с.

В: Подпрыгивание на 2-х ногах, помахать листьями над головой (5раз). В конце листья подбросить.

Ходьба по тропинке друг за другом, подъем на пригорок и спуск с него (следить за осанкой)

Перепрыгивание через 3-4 палки, положенные на расстоянии 30-40 см. друг от друга (поваленные деревья).

Подвижная игра: «Ловишка» (с зайцем)– заяц догоняет

3-я часть: Обычная ходьба. Медленный, спокойный бег. Заключительная ходьба- возвращение домой.

В занятия по физической культуре включаю коррегирующие упражнения для профилактики сколиоза, плоскостопия.

Например:

1. Ходьба на пятках по кругу, руки в стороны, покачивание рук вверх, вниз.

2. Палка за спиной внизу

И. п. –основная стойка В:1- ногу левую вперед, руки отвести назад; 2 – и. п. ;3-4 тоже (правую ногу вперед)

3. «Ласточка»

И. п. – лицом к шведской стенке,держась одной рукой за стенку В: делаем ласточку.

4. И. п. – лежа на спине, ноги подтянуть к себе, руками обхватить колени, голову прижать к коленям

В: покатали спинку.

Кроме этого в работе с детьми использую элементы футбола,баскетбола в играх: «Слушай сигнал», «Ножной мяч в кругу» и т. д.,упражнения для баскетбола в повседневной жизни: «Вращение мяча вокруг туловища», передавая его с руки на руку, подбросить мяч вверх, сесть и сидя поймать.

Всю работу, проводимую мной по физическому воспитанию я закрепляю во время спортивных праздников и развлечений, в них участвуют дети, родители и сотрудники детского сада.

В программу праздников и развлечений включаю любимые игры и упражнения, интересные спортивные номера, аттракционы, шутки, веселые хороводы с учетом постепенно возрастающей нагрузки. Спортивные праздники в яркой, запоминающейся форме, показывают успехи детей в овладении ими всеми видами движений, их ловкость, силу, выносливость. Это красочное представление, подготовку к которому я провожу в процессе всей воспитательной работы. Их содержание, организация, место проведения выбираю самые разнообразные. Часто в таких мероприятиях у меня участвуют и родители, что является прекрасным средством пропаганды физического воспитания. Проводя всю эту огромную работу, я стараюсь принять все меры, чтобы уберечь нервную систему детей, предупредить утомление, переутомление.

В своей группе я провожу физкультурные досуги 1 раз в месяц по типу соревнований, детям такого рода досуги очень нравятся, это вызывает у них бодрое, радостное настроение.

Например:

Дети заходят в зал, заранее украшенный флажками и шарами. Я обращаю внимание на украшенный зал, объясняя, что сегодня небольшой спортивный праздник, все будем играть и узнаем, кто самый быстрый и ловкий.

1-я игра со всей группой: «Найди свое место» (можно с кубиками или обручами). Игра проводится 2-3 раза.

2-я «Кто самый ловкий»– быстро собрать букет из ромашек (цветы бумажные или пластмассовые). Победителю дают сувенир-ромашку.

3-я Игра с мячом «Прокати мяч». Можно поставить детей в 2 колонны, использовать дуги или обруч, дети от назначенного места катают мячи.

4-я игра для всей группы «Вороны и гнезда».

5-я «Принеси предмет» – дети должны добежать до игрушки и перенести ее в назначенное место (играет часть детей,которые не участвовали в игре: «Кто самый ловкий»).

Поощрение, поздравление победителей. Заключительная ходьба.

Большую роль в жизни дошкольника играет физкультурный праздник, который проводится 1 раз в каждое время года.

Например:

«Здравствуй лето»

Дети выходят на площадку, заранее украшенную цветами, шарами, букетами из цветов.

Ведущая:

Солнце печет,

Липа цветет,

Рожь колосится,

Золотится пшеница.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Дети: летом!

Входит лето

Лето:

Принесло я вам веночек

Из красивейших цветочков.

Если их названия сможете узнать-

Будем мы все вместе весело играть.

1-я загадка:

«Рос шар бел,

Ветер дунул-

Шар улетел. (Одуванчик)

«Одуванчик»

И. п. – О. С. ;В: 1- глубокий вдох через нос; 2-4 выдоха через рот, надувая щеки (сдуй пушинки с одуванчика 4-5 раз).

2-я загадка:

«Повернулось к солнцу

Золотое донце» (подсолнух)

«Подсолнух»

И. п. – О. С. ;В: 1- поворот головы вправо,2- и. п. ;3-4 тоже влево (8-10 раз)

(подсолнух поворачивается к солнцу)

3-я загадка:

«Эх, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звона нет (колокольчики)

«Колокольчики»

И. П. – стоя, ноги вместе, руки на поясе.В: 1- полуприседая, наклон головы вправо,2-и. п. (колокольчики звенят)

3-4 тоже влево.На каждые два счета дети произносят: «Динь-дон» (8-10 раз).

4-я загадка:

«Все знакомы с нами:

Яркие, как пламя

Мы однофамильцы

С мелкими гвоздями

Полюбуйтесь дикими

Алыми (гвоздиками)

«Гвоздики»

И. п. – О. С. ;1-встать на носки, руки в стороны, вверх (утром гвоздики раскрыли лепестки);2-4 держать руки.

5- опускаясь на всю стопу присед, обхватить колени руками, наклонить голову вперед (вечером гвоздики закрывают лепестки в бутоны)6-7 держать руки;8-и. п. (6-8раз).

Лето:

«Молодцы же вы ребятки,

Отгадали все загадки».

«В золотых цветах опушка

Пчелы водят хоровод

В камышах кричит лягушка

Из-за леса дождь идет».

Подвижная игра: «Солнышко и дождик».

Разложены домики-обручи (2-3 водящих ребенка – дождики, остальные занимают свои домики.На сигнал: «Солнышко» дети гуляют (собирают ягоды, грибы).На сигнал: «Дождик» убегают в домик. Водящие стараются осалить, затем назначаются новые водящие из числа пойманных (4 -5 раз).

Лето:

«Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

Купайтесь! – приглашаю».

Дети опускают ноги в воду, плескаются или обливаются водой из бутылок.

Лето:

«И любите вы меня за это,

Ведь я – лето!

Ах, как интересно с вами мне играть!»

Проводится игра: «Море волнуется».

Дети цепочкой входят в воду, взявшись за руки (в бассейн).

«Море волнуется – раз!

Море волнуется – два!

Море волнуется – три!

На счет – три, дети приседают в воду

Ведущая:

«Становитесь дети в круг, будем веселиться,

будем вместе в хороводе, радостно кружиться.

Дети встают в круг, лето в центре, танцуют под музыку.

Ведущая:

«А это что за чудеса?- обращает внимание на мешок, пытается открыть его, он не поддается.

Ведущая:

«Ребята, что же делать?

А вот,что: сначала нужно показать свою ловкость, тогда мешок сам и развяжется».

Отгадайте загадку:

«Ползет сороконожка по узенькой дорожке,

Листочками питается, в бабочку превращается».

(гусеница)

Игра: «Гусеница»

Ведущая снова обращается к мешку. Мешок открывается, оттуда появляется Петрушка, потягивается.

– Как я сюда попал? Наверное меня заколдовали. Вы меня разбудите а?Но сначала разгадайте загадку:

«На лугу живет скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь»

(кузнечик)

Эстафета кузнечиков.

Для игры вызывается двое желающих. По сигналу прыгают на двух ногах вперед к ориентиру, обегают его и обычным бегом возвращаются назад (победителей наградить).

Петрушка:

«Молодцы, ребята любите играть и веселиться

Я вижу, что вы очень подросли, видно вы любите зарядку и я люблю. А хороши ли у вас мускулы? Сила и ловкость нам нужны. У меня есть канат давайте посоревнуемся. Дети побеждают.

Петрушка:

«Хочу еще проверить вашу силу».

1.«Надувание шаров».

2. «Пускание мыльных пузырей».

Победителей наградить.

Петрушка:

«Вижу, что вы сильны и у меня силы прибавилось, уже совсем спать не хочу.

С физкультурой вы дружны,

в эстафетах вы сильны.

Лето:

«Весело с вами играть

На следующий год встречусь с вами я опять».

Лето раздает детям фрукты в корзине.

Петрушка раздает всем детям игрушки- сувениры.

Купание детей в бассейне.

После сна провожу с детьми дыхательную гимнастику, во время которой слежу за дыханием детей, гимнастику для глаз, закаливающие мероприятия, упражняю детей в ходьбе по массажерам, дорожке из пуговиц.

Пример дыхательной гимнастики:

1. «Часы»В: стоя, руками размахивать взад – вперед,говорить: «тик-так» (4-5 раз)

2. «Петух»В: встать прямо, хлопать руками по бедрам,сказать: «Ку-ка-ре-ку» (5-6 раз)

3. «Вырасти большой»В: подняться на носки, опуститься,сказать: «Ух» (4-5 раз)

Во время дыхательной гимнастики слежу за дыханием детей, чтобы вдох делали через нос, а выдох через рот.

На физкультурных занятиях, утренней гимнастике применяю нестандартное оборудование, материал.

Летом – листья, камушки, шишки для выполнения обще-развивающих упражнений.

Зимой – снежные комья для перешагивания через них, снежки для метания вдаль, в цель; снежные постройки для перепрыгивания, прокатывания, скольжения (ледяная горка, дорожка и т. д.).

Применяю нестандартное оборудование, изготовленное руками родителей – мячи, веревочки с петельками и пуговками.

В свободное от занятий время провожу индивидуальную работу с детьми по физическому развитию для того, чтобы дети, которые не усвоили на занятии материал или пропустили по болезни или другим причинам смогли его освоить.

Беседую с родителями об организации спортивного уголка дома, о приобретении спортивного оборудования, чтобы дети занимались дома и закрепляли движения.

Помещаю в родительский уголок консультации на тему: «Физкультура дошкольника», «Значение дыхательной гимнастики».

Работу по физическому развитию и воспитанию провожу в контакте с другими воспитателями и младшим воспитателем.

Здоровье и движение – два взаимосвязанных компонента жизни любого человека, ребенка в особенности. Поэтому, осуществляя работу по физическому развитию ребенка в комплексе с другими мероприятиями, проводимыми в ДОУ, я добилась того, что она проходит не эпизодически и не по принуждению, а по доброй воле и пониманию необходимости детьми моей группы. Поскольку физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием,то эту работу мы рассматриваем широко: организация предметной и социальной среды, уют в оформлении интерьера групповых комнат, все виды занятий провожу так, чтобы дети больше двигались.

Для того чтобы мне было легче работать я много раз посещала в разные отрезки дня своего второго педагога, с которым работаю на группе. После чего мы обговаривали

те или иные задачи и приемлемые формы их выполнения. И мы решили, что нельзя лишать ребенка естественной двигательной активности, ограничивая ее рамками занятий, а для этого необходимо правильно организовать самостоятельную двигательную деятельность, т. к. она является неотъемлемой частью всей физкультурно-оздоровительной работы.

Для этого я отвожу время для самостоятельной деятельности детей, они самостоятельно организуют подвижные игры, игры в классики, с мячами, скакалками, обручами.

В группе создан микроцентр: “спортивный уголок”, нём размещено спортивное оборудование,инвентарь: мячи, массажеры, скакалки, кегли, атрибуты для подвижных игр и т. д.

Провожу диагностику с детьми по физическому развитию. На основании диагностики провожу индивидуальную работу с детьми и родителями. В конце года вижу результативность работы. Дети осваивают движения, у них повышается интерес, эмоциональный настрой к занятиям по физической культуре, вырабатываются такие качества, как ловкость, сила, умение и стремление сопереживать друг за друга, радоваться успехам.

Я считаю, что в своей работе я иду по правильному пути, в тесном контакте с семьей.

Источник