Физическое когнитивное и психосоциальное развитие ребенка в период младенчества
Специфическая реакция улыбки на лицо матери есть показатель того, что социальная ситуация развития ребенка уже сложилась. Л.С. Выготский назвал ее социальной ситуацией “МЫ”, что означает неразрывное единство ребенка и взрослого. По словам Л.С. Выготского, эта социаль-ная ситуация развития состоит в том, что все поведение ребенка, вся его деятельность реализу-ются либо опосредованно через взрослого, либо в сотрудничестве с ним. Буквально все потреб-ности – и органические, и социальные – удовлетворяются взрослым. В результате в человеке как в предмете их удовлетворения воплощаются и фиксируются все указанные потребности, и он становится притягательным центром любой непосредственно воспринимаемой ребенком ситуации.
Таким образом, в младенчестве жизнь ребенка как бы вплетена в жизнь и деятельность ухаживающего за ним взрослого. Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью приводит к возникновению нового типа деятельности – непосредственного эмоционального общения ребенка и матери. Как показали исследования Д.Б. Эльконина и М.И. Лисиной, специфическая особенность этого типа деятельности состоит в том, что предмет этой деятельности – другой человек. Но если предмет деятельности – другой человек, то эта деятельность – суть общения. Важно не то, что делают люди друг с другом, подчеркивал Д.Б. Эльконин, а то, что предметом деятельности становится другой человек. Общение этого типа в младенческом возрасте очень ярко выражено. Со стороны взрослого ребенок становится предметом деятельности. Со стороны ребенка можно наблюдать возникновение первых форм воздействия на взрослого. Так, очень скоро голосовые реакции ребенка приобретают характер эмоционально активного призыва, хныкание превращается в поведенческий акт, направленный на взрослого человека. Это еще не речь в собственном смысле слова, пока это лишь только эмоционально-выразительные реакции.
Общение в этот период должно носить эмоционально-положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально-положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья.
По мнению Л.С. Выготского, общение со взрослым в этом возрасте – основной путь проявления собственной активности ребенка. М.И. Лисина указывала на существование трех групп факторов, доказывающих решающую роль общения в общем психическом развитии младенца: 1) изучение детей-”Маугли”, 2) исследование природы и причин так называемого госпитализма и 3) прямое выявление влияния общения на психическое развитие в формирующих экспериментах.
Детей-”Маугли” изредка находят среди животных (чаще среди волков) и они всегда привлекают к себе пристальное внимание ученых и неспециалистов. Результаты психологического исследования детей, выросших в изоляции от общества, обнаруживают у них глубокое и необратимое недоразвитие.
Госпитализм – явление, возникающее в закрытых детских учреждениях: из-за дефицита общения со взрослыми дети начинают резко отставать в развитии. Явление госпитализма обнаружилось при первых попытках наладить внесемейное воспитание оставшихся без родителей маленьких детей. В конце ХIХ и начале ХХ веков появились частные и государственные приюты, которые вскоре превратились в “фабрики ангелов” – так велика была смертность, особенно в первые месяцы и годы жизни детей. Дети, которые оставались жить, резко отставали в общем физическом и особенно в психическом развитии: к трем годам они не владели простейшими навыками самообслуживания, не соблюдали опрятность, почти не говорили, плохо поддавались воспитательным воздействиям, проявляли поразительную пассивность или, напротив, суетливость и агрессивность. Описанный комплекс и получил название госпитализма. Дефицит общения со взрослым, составляющий сущность явления госпитализма, проявляется в более поздних возрастах: в неспособности любить окружающих, неспособности к избирательному отношению к взрослым и сверстникам, в отсутствии волевого поведения, инициативы, преобладании репродуктивных действий.
Третьей группой факторов, доказывающих ведущую роль общения со взрослым в психическом развитии младенца, явились собственные многолетние исследования М.И. Лисиной и ее сотрудников, осуществлявшихся в форме формирующих экспериментов, специально организованных сеансах общения. Эти занятия длились по 7–8 минут в день и состояли в том, что экспериментатор ласкал ребенка, поглаживал и тормошил, улыбаясь и приговаривая нежные слова, примерно так, как это делает со своим малышом очень любящая мать в минуты особой нежности. Эти эксперименты были впоследствии дополнены исследованиями по облегчению формирования у детей, содержащихся в учреждениях закрытого типа, пассивной и активной речи. Они позволили М.И. Лисиной выдвинуть гипотезу о механизмах влияния общения на психическое развитие ребенка.
1. Во-первых, общение с ухаживающим за ним взрослым становится для ребенка источником не сравнимых ни с чем другим ярких, переменчивых и лично адресованных ему воздействий, без которых младенец может испытывать недостаток впечатлений.
2. Во-вторых, общение со взрослым – это обогащение опыта ребенка. В самом общении взрослый, обращаясь к детям и откликаясь на их призыв, дает им возможность испытывать сладость утешения, впервые открыть для себя радость взаимопонимания, несравненное удовлетворение от сопереживания, от чувства общности.
3. Далее в общении взрослые нередко прямо ставят перед детьми задачу овладеть каким-то новым знанием, новым умением. Настаивая на решении задачи, взрослые добиваются того, что ребенок с нею справляется. В этом, по мнению М.И. Лисиной, проявляется третий механизм влияния общения на развитие младенца – подкрепление взрослым усилий ребенка, их поддержка и коррекция.
Таким образом, влияние эмоционального непосредственного общения как ведущего типа деятельности на развитие младенца огромно. М.И. Лисина говорит об “упреждающем влиянии взрослого”: он обрушивает на ребенка огромный арсенал средств, которые лишь постепенно станут индивидуальными средствами его психической деятельности.
Первые признаки общения, по мнению М.И. Лисиной, – внимание, интерес к другому человеку (ребенок смотрит, прислушивается к голосу); эмоциональный отклик на появление другого человека; попытка привлечь к себе внимание, стремление добиться от взрослого поощрения, отношения к тому, что ребенок делает. Общение ребенка со взрослым определяет все основные новообразования этого возраста.
Как указывала Л.И. Божович, на протяжении первого года постепенно развивается сознание младенца: в нем выделяются отдельные психические функции, появляются первые чувственные обобщения, он начинает употреблять элементы слов для обозначения предметов. В связи с этим потребности младенца все больше и больше начинают воплощаться (“кристаллизоваться”) в предметах окружающей действительности. В результате этого сами предметы приобретают побудительную силу. Поэтому, попадая в поле восприятия ребенка, они актуализируют его потребности, находившиеся до этого в потенциальном состоянии, и тем самым побуждают активность ребенка в направлении, соответствующем данной ситуации. Это и определяет ситуативность детей первого года жизни, поведение которых полностью управляется попадающими в поле их восприятия раздражителями. Таким образом, у детей первого года жизни нет равнодушного отношения к окружающим предметам. Они воспринимают лишь те, которые имеют для них смысл, отвечают их потребностям.
Период младенчества состоит из двух подпериодов: I подпериод – до 5–6 месяцев,
II подпериод – от 5–6 до 12 месяцев.
I подпериод характеризуется тем, что идет чрезвычайно интенсивное развитие сенсорных систем. У человека сенсорные процессы в своем развитии опережают развитие двигательной системы, поведение ребенка строится под контролем сенсорики.
Общая закономерность любого поведенческого акта: сначала сориентироваться, а затем действовать. В первое полугодие жизни происходит чрезвычайно интенсивное развитие сенсорных механизмов, элементарных будущих ориентировочных реакций: сосредоточение, слежение, круговые движения. В 4 месяца появляется реакция на новизну. Реакция на новизну – это особая сенсорная реакция, она заключается в длительности удержания взгляда на новом предмете. Возникают самоподкрепляемые круговые реакции, когда каждую минуту предмет меняет свои свойства. Развивается слуховое восприятие. Появляются реакции на голос матери. Развивается тактильная чувствительность, которая имеет важное значение для возникновения акта хватания и обследования предмета. Развиваются голосовые реакции ребенка. Возникают первые призывы – попытки привлечь взрослого с помощью голоса, что свидетельствует о перестройке голосовых реакций в поведенческие акты. Уже в первые месяцы жизни развиваются разные типы голосовых реакций: гуление, гуканье, лепет. При правильном и достаточном общении ребенка и взрослого фонематический состав лепета соответствует фонематическому составу родной речи. Движения артикуляционного аппарата опережают все остальные движения в этом возрасте благодаря общению, так как взрослый постоянно работает с ребенком (разговаривает, ласкает, улыбается), словом, взрослый насыщает жизнь ребенка новыми раздражителями.
В первом полугодии продолжается совершенствование зрения и слуха, которое к трем – четырем месяцам в основном заканчивается. Ребенок вполне свободно следит за предметами, движущимися в любом направлении с различной скоростью. Он может сосредоточить взор на предмете практически до 25 минут и дольше. Возникают так называемые инициативные движения глаз – перевод взора с одного предмета на другой без всякой внешней причины. Зрение и слух начинают координироваться: ребенок поворачивает голову в ту сторону, откуда исходит звучание, ищет глазами его источник. Трехмесячные дети хорошо различают цвета, формы объемных и плоскостных геометрических фигур.
Познавательное развитие младенца предполагает включение механизмов памяти, естественно, простейших ее видов. Первым появляется узнавание. В 3–4 месяца ребенок узнает игрушку, которую показывал ему взрослый, предпочитая ее остальным, находящимся в поле его зрения.
4-месячный ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого.
На третьем – четвертом месяце жизни развивается хватание. Хватание осуществляется под контролем зрения: ребенок рассматривает свои ручки, следит за тем, как рука приближается к предмету. Для того чтобы возникло хватание, необходимо, чтобы рука превратилась в орган осязания, чтобы она “раскрылась”. Первоначально кисть ребенка сжата в кулачок. Пока рука не превратилась в орган перцепции, она не может стать органом хватания. Акт хватания имеет чрезвычайное значение для психического развития ребенка. С ним связано возникновение предметного восприятия. Когда раздражитель “падает на глаз”, образа еще нет. Образ возникает тогда, когда есть практический действенный контакт между изображением и предметом. Благодаря хватанию возникает пространство, это пространство вытянутой руки, протяженность его невелика, но предмет вырывается из прежней схемы. Благодаря акту хватания развивается рука: возникает противопоставление большого пальца, что служит одним из родовых отличий человека от его ближайших обезьяньих предков.
Примерно в 5 месяцев происходит перелом в развитии ребенка, и начинается II подпериод младенческого возраста. Этот подпериод возраста связан с возникновением акта хватания в первом полугодии жизни ребенка – первого организованного, направленного действия. Акт хватания – это поведенческий акт, а поведение предполагает обязательное участие ориентировки. Акт хватания подготавливается всей предшествующей жизнью младенца. Он организуется взрослым и рождается как совместная деятельность ребенка со взрослым, но это обычно не замечают. Как только ребенок оказывается в состоянии удерживать в ручке предмет, от начинает им манипулировать. Развитие манипулирования состоит в переходе от внешних ориентировочных действий рук в план зрительных восприятий. Хватательные движения и манипулирование с предметом формирует двигательный навык, происходит знакомство ребенка со свойствами вещей, что ведет к развитию предметности и константности восприятия.
В возрасте от 4 до 7 месяцев возникают результативные действия: простое перемещение предмета, двигание им, извлечение из него звуков. В возрасте 7–10 месяцев формируются соотносимые действия: ребенок может манипулировать с двумя объектами одновременно, отдаляя их от себя и соотнося их между собой: ребенок отводит объект от себя, приближая его к другому объекту, чтобы положить, поставить или нанизать на него. К концу младенческого возраста
(10–11 до 14 месяцев) возникает этап функциональных действий: это более совершенные действия нанизывания, открывания, вкладывания, но если раньше ребенок выполнял действие одним показанным ему способом и на одних и тех же предметах, то теперь он пытается воспроизвести действие на всех возможных объектах.
На первый взгляд кажется, что развитие действий – спонтанный процесс. Казалось бы, ребен-ка первого года жизни почти ничему научить нельзя, но человек оказался хитрее. Д.Б. Эльконин говорил, что человек очень давно придумал программированное обучение для детей первого года жизни. Это игрушки, в которых запрограммированы те действия, которые с их помощью должен осуществить ребенок. Манипулирование ребенка с игрушками – это скрытая совместная деятельность. Здесь взрослый присутствует не непосредственно, а опосредованно, будучи как бы запрограммирован в игрушке.
Хватание, направление к предмету стимулируют возникновение сидения. Когда ребенок садится, перед ним открываются другие предметы. Ребенок тянется к предмету, но получить его можно только с помощью взрослого.
Благодаря развитию движений, общение со взрослым становится общением по поводу предметов. М.И. Лисина назвала его ситуативно-деловым. Начиная со второго полугодия жизни ребенку, помимо просто ласки, нужно, чтобы взрослый “сотрудничал” с ним в деле, организо-вывал его, помогал в трудную минуту, подбадривал при неуспехе, хвалил при достижениях. Изменение предмета общения требует новых средств и способов воздействия на взрослого.
Из протянутой к недосягаемому предмету руки возникает указательный жест. Он уже предметно отнесен и содержит в себе зародыш слова.
К концу младенчества ребенок понимает 10–20 слов, и у взрослого появляется возможность руководить ориентировкой ребенка.
К 9 месяцам (начало кризиса 1-го года) ребенок становится на ножки, начинает ходить. Главное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого. Ходьба – первое основное новообразование младенческого возраста. Второе основное новообразование этого возраста – появление первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. Особенность первых слов в том, что они носят характер указательных жестов. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка.
Переходной период между младенческим периодом и ранним детством обычно называют кризисом 1 года.
Источник
Младенчество – особая пора в развитии ребенка.
Во-первых, младенец даже биологически – беспомощное существо. Самостоятельно он оказывается не в состоянии удовлетворить даже базовые жизненные потребности. Жизнь младенца целиком и полностью зависит от ухаживающего за ним взрослого: питание, перемещение в пространстве, даже переворачивание с боку на бок осуществляется не иначе, как в помощью взрослого. Такая опосредованность позволяет считать ребенка максимально социальным существом – его отношение к действительности изначально социально.
Во-вторых, будучи вплетенным в социальное, ребенок лишен основного средства общения – речи. Всей организацией жизни ребенок принужден к максимальному общению со взрослым, но это общение своеобразное – бессловесное.
В противоречии между максимальной социальностью и минимальными возможностями общения заложена основа всего развития ребенка в младенческом возрасте.
Физическое и моторное развитие
Классики исследования развития уделяли особое внимание вехам взросления; современные исследователи считают, что физическое и моторное развитие является динамичным и подвержено влиянию культурального контекста. Обычно вес новорожденного удваивается к моменту достижения им возраста 4 месяцев, утраивается к 12 месяцам и учетверяется к 18 месяцам; в дальнейшем темп роста замедляется. Большинство рефлексов исчезает в течение 2-го и 3-го месяца, по мере того как мозговые центры принимают управление организмом на себя, начиная осуществлять произвольный контроль. Зрительно направленное доставание является важной вехой, достигаемой младенцем примерно к возрасту 5-6 месяцев. Мелкая и грубая моторика, усложняясь, прогрессируют в течение первых 2 лет жизни и далее; у младенцев наблюдаются значительные временные различия научения ходьбе, но большинство из них ходят к возрасту 18 месяцев. Большинство младенцев обладают хорошо развитым пинцетным захватом приблизительно к возрасту 12 месяцев. Матерям, не имеющим биологических либо иных противопоказаний к кормлению грудью, эксперты в один голос советуют прибегать к естественному, а не искусственному вскармливанию, по крайней мере в первые месяцы после родов; некоторые матери вскармливают своих детей вплоть до 2-3 лет.
Сенсорное и перцептивное развитие
Уже при рождении органы чувств высоко развиты; перцептивные способности ограниченны. В дополнение к методам обусловливания и привыкания исследователи, изучающие перцептивные способности младенцев, используют метод предпочтения и метод событийно-обусловленного потенциала (ERP).
Новорожденные могут реагировать на множество различных визуальных стимулов, однако они обладают ограниченным фокусным расстоянием. Новорожденные отличаются высокой чувствительностью к чертам человеческих лиц и научаются узнавать лицо матери уже в возрасте 2 недель; некоторые исследователи считают, что младенцы в этом возрасте могут уже, кроме того, имитировать выражения лица. Способность младенцев различать лица и выражения лица быстро развивается в течение первых 6-7 месяцев, как и другие визуальные навыки, в том числе бинокулярное восприятие глубины. Новорожденные могут реагировать на множество различных звуков и локализовать их источник уже в возрасте нескольких дней; еще ранее они выказывают предпочтение человеческому голосу по сравнению с остальными звуками. Системы вкуса, обоняния и осязания хорошо развиты уже при рождении.
Несмотря на то что существуют разные мнения по поводу степени интеграции чувств в момент появления ребенка на свет, большинство исследований показывают, что чувства либо являются интегрированными уже при рождении, либо интегрируются вскоре после него.
Когнитивное развитие
Ж. Пиаже придерживался мнения, что младенцы являются активными учениками; в ходе сенсомоторного периода обучение начинается с рефлексов и усложняется через адаптацию (Теория сенсомоторного развития). Игра с предметами проходит несколько стадий в период младенчества и важна для когнитивного развития. За время младенчества подражание все более усложняется; в настоящее время доказано, что младенцы способны к отсроченной имитации уже к середине 1-го года жизни, гораздо ранее, чем считал Пиаже.
Понимание постоянства объектов в младенчестве развивается стадиально; незрелое представление об объектах, очевидно, присутствует во второй половине 1-го года жизни, если не раньше. Навыки запоминания проявляются очень рано; младенцы обладают особенно хорошей зрительной памятью. Символическая репрезентация в период младенчества развивается стадиально, что доказывается «игрой понарошку»; играть понарошку младенцы начинают в возрасте от 6 до 12 месяцев. Теория сенсомоторного развития Пиаже подвергалась критике по многим поводам, но его представления об активной роли младенцев в процессе научения и о том, что когнитивное развитие основывается на взаимодействии взросления и опыта, остаются важным вкладом в науку.
Развитие речи
Речь состоит из трех главных элементов: это содержание, форма и употребление; в свою очередь, структура речи составляется из фонем, морфем, семантики, синтаксиса и грамматики. Прежде, чем младенцы начинают говорить, они развивают навыки восприятия речи; ограниченные способности к различению речи отмечаются у них еще до рождения. Пассивный словарь превосходит по объему активный словарь, как в младенчестве, так и на всем протяжении жизненного пути человека. Ранняя коммуникация и развитие речи всегда и везде начинаются с крика, за которым следуют гуление, лепет и первые слова. Сначала в лепете младенца присутствуют все возможные звуки человеческой речи; в течение второй половины 1-го года жизни количество звуков, проявляющихся в лепете, сужается и ограничивается лишь теми, которые характерны для родного языка ребенка.
По мере ограничения лепета появляется экспрессивный жаргон, после которого следуют первые слова.
На стадии холофраз в речи детей часто появляются семантические сверхгенерализации.
На стадии телеграфной речи дети используют свою собственную грамматику; вскоре после прохождения стадии телеграфной речи следует стадия речевого взрыва.
Четырьмя процессами развития речи являются: подражание, подкрепление, врожденные языковые структуры и познание; каждый из них объясняет, как реализуются некоторые аспекты речевого развития. (См. подробнее — Г. Крайг и Д. Бокуми, Психология развития, Глава 5 )
психосоциальное развитие
Этот период характеризуется высокой интенсивностью процессов системогенеза естественных психических форм, создания предпосылок речи и социального развития в условиях непосредственного взаимодействия ребенка со взрослыми. В это время чрезвычайно важное значение имеет среда, активное и в разнообразных формах участие взрослых не только в физическом, но и психическом развитии ребенка (создание обогащенной физической и речевой среды, эмоциональное общение, помощь в развитии двигательных структур — акта хватания и локомоции, — создание проблемных ситуаций и т. д.).
Первая психосоциальная стадия выделенная Э. Эриксоном — от рождения до конца первого года — соответствует оральной стадии, по Фрейду.
Особенности эмоционального развития
- основу развития эмоций составляют примитивные эмоции, вызванные органическими причинами;
- социально обусловленные формы эмоциональных переживаний формируются в процессе общения младенца со взрослыми.Эмоциональное общение со взрослым является ведущим видом деятельности в младенчестве;
- дети проходят несколькоэтапов эмоционального и социального роста, в результате чего устанавливаются первые прочные отношения;
- к концу первого – началу второго месяца жизни проявляетсякомплекс оживления;
- в ситуативно-личностном общении у ребенка возникает радость от доброжелательного внимания к себе, недовольство отсутствием общения;
- в ситуативно-деловом общении у малыша проявляются удовольствие от совместных манипуляций, радость при успехах и поощрениях, обида или гнев при порицании, неудачном действии;
- складываются предпосылки высших чувств — любви и симпатии к близким, познавательных чувств
(См. подробнее — Психосоциальные стадии развития личности по Э. Эриксону ).
Особенности социального развития
- младенец живет в совершенно специфической социальной ситуации развития, где единственным средством удовлетворения его потребностей является другой человек — взрослый. Абсолютно все проявления младенца опосредованы взрослым, аведущим видом деятельности является эмоциональное общение со взрослым;
— основное новообразование младенческого возраста обозначается Л. С. Выготским термином «прамы» и подразумевает изначальную психическую общность матери и ребенка; - взаимоотношения матери и ребенка складываются в течение первых трех месяцев жизни и определяют качество ихпривязанности к концу года и в последующем;
- поведенческие компоненты привязанности включают в себя сигнальное поведение (плач, улыбка, голосовые сигналы), ориентировочное поведение (взгляды), локомоции, вызванные поведением другого человека (следование, приближение), подражание, а также активные действия, направленные на достижение физического контакта (попытки карабкаться, обхватывать руками и прижимать, цепляться).
См. подробнее:
- Г. Крайг и Д. Бокуми, Психология развития, Глава 6)
См. также разделы Справочника :
- Детство как предмет психологического исследования
Источник