Физическое и психическое развитие ребенок 3 года
Жизнь с трехлетним ребенком похожа на приключение. Ваш дом наполняется смехом, упрямством, независимостью и постоянным проявлением любопытства. Малыш учится общаться на новом уровне, уверено контролирует свое тело и развивает воображение. С каждым днем он становится более интересным и творческим.
Можно выделить основные этапы и ориентиры развития в три года, но не стоит забывать о том, что все дети уникальны. Задача родителей – не упустить время и помочь раскрыться скрытому потенциалу своего ребенка.
Этапы развития ребенка в три года:
1. Социальное развитие.
Малыш развивает свои социальные навыки, зарождаются первые дружеские отношения с другими детьми. В три года он начинает осознавать себя в окружающем мире, появляются первые «не хочу» и «не буду». Здесь важно мягко указать ребенку на границы дозволенного. Если трехлетка почувствует, что ему все можно, в нем начнет зарождаться эгоист. В этот период важно показать, что малыш любим и желанен, особенно, если в доме появляется второй ребенок. Любовь – это то, в чем остро нуждается не только новорожденный, но и первенец.
2. Эмоциональное развитие.
Сопровождается частыми истериками и слезами. Это объясняется периодом кризиса трех лет, ребенок «отделяется» от своей матери и становится самостоятельным. Истерики – это реакция на стресс, с которым малыш учится бороться. В этом возрасте формируется основа для будущего эмоционального и психического развития. Благодаря наблюдению за сверстниками и взрослыми, малыш учится понимать свои и чужие эмоции. Может выразить сочувствие, когда другому человеку больно или грустно, делится игрушками и учится играть с другими детьми. Если кризис трех лет прошел не правильно, в будущем малышу будет проблематично справляться со сложными ситуациями. Важно научить ребенка делиться игрушками, иначе он никогда не будет принят в детский коллектив.
3. Когнитивное развитие.
Позволяет ребенку сосредоточиться и поглощать огромные объемы информации. Уже в этом возрасте малыш способен начать изучать алфавит и цифры. Появляется множество вопросов и понимание полученных ответов. Родители должны знать, что теперь ребенок может усидеть на одном месте до 30 минут, он любознателен и жаждет новых знаний. Поэтому не стоит упускать время, лучше заняться развивающими упражнениями. Малыш с радостью будет рассматривать картинки, находить сходства и различия, собирать большие пазлы, рисовать и слушать чтение сказок.
4. Общее физическое развитие.
Трехлетний ребенок не только растет в высоту и набирает вес, у него развивается мелкая и крупная моторика. Малыш бегает, прыгает, ловит мяч, играет в футбол, катается на трехколесном велосипеде.
Развиваются навыки самообслуживания: может налить себе сок, намазать масло на бутерброд, застегивает пуговицы, завязывает шнурки, сам собирает одежду в зависимости от сезона. В три года важно развивать мелкую моторику, давать возможность пользоваться ножницами, рисовать, вырезать, нанизывать бусины.
Чего ждать в плане умственного развития от ребенка трех лет:
1. Малыш в три года понимает родной язык и говорит, как минимум, 300 слов, а то и больше. Умеет говорить предложениями из 6-8 слов, с существительными и глаголами. Может понять двойную конструкцию-поручение, например, «сходи в свою комнату и принеси кофту».
2. С ребенком в три года можно строить пирамидки из кубиков, находить решение, почему башня неустойчивая и исправлять ошибки. Ребенок легко запоминает и воссоздает конструкцию по памяти.
3. Трехлетний малыш задает множество вопросов обо всем, что видит. Чем сложнее и настойчивее вопросы, тем лучше развита познавательная активность у ребенка.
4. Помнит важные или яркие события, даже если они произошли неделю назад. Может рассказать о них и ответить на наводящие вопросы.
5. Умеет обижаться, радоваться, шутить и грустить. Может быть доброжелательным или враждебным.
6. В состояние идентифицировать предметы по размеру и цвету.
7. При правильном воспитании формируется положительное отношение к своей личности, гордость и стремление сделать все как можно быстрее и лучше. Появляются выражения: «Я сам!», «Я могу», «Я хочу!».
Не страшно, если ваш ребенок не умеет делать какие-то вещи, перечисленные в этой статье. Это всего лишь говорит о том, что он развивается в своем собственном темпе и ему нужно уделить чуть больше внимания, чтобы помочь обрести необходимые навыки и знания.
Вы нас очень поддержите, если поставите “Лайк” и ПОДПИШИТЕСЬ на наш канал 🙂
Источник
Малыш уже совсем взрослый, ему исполнилось 3 года.
Как будет развиваться его психика в этот период?
Как справиться с кризисом 3 лет?
Какие игрушки стоит подобрать своему чаду?
На эти и другие вопросы даст ответ эта статья.
Содержание:
- Развитие психики детей в 3-4 года
- Интеллектуальная сфера
- Речевая сфера
- Эмоционально-волевая сфера
- Игровая деятельность
- Коммуникативная сфера
- Трудности возраста
- Советы для родителей
Развитие психики детей в 3-4 года
Возраст 3-4 года — очень важный для развития психики ребенка.
Именно сейчас закладывается основа его личности и формируются нравственные понятия.
Также этот возрастной период знаменуется кризисом 3 лет. Главный его результат — самосознание ребенка, отделение себя от родителей.
Происходит значительный скачок и в развитии организма в целом.
Трехлетний ребенок уже настолько хорошо развит, что может контролировать свое тело и делать несколько действий одновременно. А те навыки, которые он освоит за этот период, останутся с ним на всю жизнь.
Сейчас у него хорошо развивается крупная и мелкая моторика. Он продолжает активно изучать окружающий мир, интересуется явлениями, названиями, предназначением предметов и т.д.
В 3 года детям очень нравится активно двигаться. Развивается их координация, выносливость, гибкость, ловкость.
В целом, трехлетний ребенок находится в приподнятом настроении и стремится познавать мир.
Интеллектуальная сфера
Интеллект ребенка активно совершенствуется.
В 3-4 года ребенок знает наизусть отрывки из любимых произведений.
У него активно формируются представления о предметах и их деталях. Ребенок учится изображать их с помощью рисунка или лепки. В поделке или рисунке пока что могут отсутствовать некоторые детали — это нормально. Ребенок начинает пользоваться разными цветами при раскрашивании.
В 3-4 года в норме ребята уже понимают, к какому полу относятся они и окружающие люди.
Внимание
В этом возрасте внимание все еще непроизвольное.
Детям сложно удерживать свое внимание на одном предмете. Зачастую они переключаются на что-то новое — то, что их заинтересовало сию секунду.
В среднем, ребенок способен удерживать внимание не больше 10-15 минут.
Но, если он увлечется игрой, то может не отвлекаться и полчаса, и даже час.
Память
Память сейчас также непроизвольная, как и многие другие психические познавательные процессы.
Ребенок, в основном, хорошо и надолго запоминает то, что его заинтересовало, удивило или даже испугало.
Трехлетние дети хорошо узнает предметы, но целенаправленно запомнить их пока не могут.
Мышление
В 3-4 года у ребенка все еще может преобладать наглядно-действенное мышление. Некоторым детям бывает нужен конкретный предмет, чтобы производить с ним действия. Это вовсе не говорит о задержке развития. Такой вариант — особенность нервной системы, которая не требует коррекции.
При этом в 3-4 года весьма активно формируется наглядно-образное мышление. Ребенок все чаще пробует не привязывать свои действия к конкретному предмету. Он учится переносить их в воображаемую ситуацию — например, играть понарошку.
Также трехлетние дети умеют анализировать, сравнивать, находить отличия и делать простейшие выводы.
Они уже понимают обобщающие слова (овощи, фрукты, посуда, одежда, животные, птицы и т.д.)
Восприятие
В 3-4 года ребята умеют различать:
- 7 и более цветов;
- 5 и более форм;
- предметы по величине, весу, расположению в пространстве;
- эмоции людей;
- временные понятия (поздно, потом, сейчас, завтра).
Воображение
Трехлетние дети уже могут воссоздавать в своем воображении образы из сказок и рассказов взрослого.
Часто они смешивают сказочное и реальное. При этом придуманные образы настолько насыщенные, что дети всерьез верят в их реальность.
В своих играх в 3-4 года ребята стараются играть предметами-заменителями. Например, они могут “варить” суп в ведерке из камешков и песка.
Развитию воображения хорошо способствует чтение сказок и посещение новых интересных мест и мероприятий.
Речевая сфера
В 3-4 года речь продолжает активно развиваться.
Ребенок интересуется значением незнакомых слов и пополняет свой словарный запас.
Он уже хорошо говорит целыми фразами, выражая свои желания, чувства и мысли. Ребенок правильно употребляет существительные с предлогами,согласовывает их с прилагательными в числе, роде и падеже.
Трехлетка знает и называет свое имя и возраст; использует такие слова, как: “спасибо”, “пожалуйста”, “здравствуйте”, “до свидания”.
Детям в этом возрасте нравится повторять за взрослым наизусть стихи и куплеты песен, небольшие отрывки из сказок.
Они понимают короткие рассказы без опоры на картинки. А по картинкам могут рассказать, что на них изображено.
Ребята 3-4 лет узнают отрывки из знакомых произведений.
Они могут инсценировать сказку с помощью кукол или фигурок.
Эмоционально-волевая сфера
В целом, ребенок находится в приподнятом настроении. Он активен и любознателен.
Но в этот возрастной период часто возникают и перепады настроения.
Эмоции зависят от физического состояния ребенка, степени его комфорта. Также перепады возникают во время возрастного кризиса.
Трехлетний ребенок становится целеустремленным и настойчивым, а также, временами, упрямым и деспотичным.
Игровая деятельность
Игра — основной вид деятельности в этом возрасте.
Дети играют в простые сюжетно-ролевые игры с предметами — заменителями.
На первых порах может быть нужно, чтобы взрослый показал, научил, как можно “заменить” игровой предмет.
Также детям в 3-4 года нравится играть с более старшими детьми. Они начинают учиться играть по правилам.
У детей в этом возрасте обычно есть любимые игрушки и игры.
Игры и игрушки для детей 3-4 лет
Ребенку 3-4 лет необходимы игрушки, которые помогут ему в развитии речи, а также физических, умственных и творческих способностей.
В целом, стоит подобрать такие игрушки:
- для активного отдыха: самокаты, кегли, скакалки, мячи, коврики для танцев и т.д.;
- для развития слуха: музыкальные инструменты, интерактивные книги, говорящие игрушки;
- для спокойных игр: пазлы, лото, мозаика, шнуровки;
- для творчества: краски, мольберты, карандаши, пластилин, цветная бумага, детские ножницы и т.д.;
- для сюжетно-ролевых игр: игрушечная мебель, набор доктора или полицейского, машина, в которую можно сесть и т.д.;
- для мальчиков: набор инструментов, солдатики, роботы, радиоуправляемые игрушки;
- для девочек: куклы, детская кухня или парикмахерская, коляски, посуда;
- для развития интеллекта: настольно-печатные игры типа: “Собери фигуры”, “Где чей домик?”, “Сравни”, “Где половинка?” и т.д.
Коммуникативная сфера
Трехлетнему ребенку нравится общаться с окружающими. Чаще всего это происходит на уровне поручений от взрослого (спроси, предложи и т.д.).
Дети с удовольствием играют со сверстниками. Это нужно им, скорее, для того, чтобы показать себя и свои игрушки, и чтобы в игре был напарник. Например, затем, чтобы убежать от него или подползти к нему и т.п.
При этом ребята часто ссорятся из-за игрушек.
Трудности возраста
3 года — возраст, когда возникает серьезный скачок в развитии психики ребенка.
Он начинает осознавать себя как отдельную личность, со своими желаниями и возможностями.
При этом ребенок становится строптивым, упрямым и непослушным. Он хочет все делать сам, но часто не может справится без помощи взрослых.
Эти признаки говорят, что наступает кризис 3 лет.
Психологи считают, что возраст возникновения кризиса — условный. Он может начаться как в 2,5, так и в 3,5 года. Часто этот период совпадает с началом привыкания к детскому саду.
У кризиса 3 лет такие симптомы:
- негативизм. Ребенок стремится делать все наперекор родителям, иногда даже вопреки своим желаниям. Например, он может отказаться идти гулять на любимую площадку.
- упрямство. Ребенок во что бы то ни стало стремится настоять на своем. К примеру, надеть шапку жарким летним днем.
- строптивость. Трехлетка недоволен всем тем, что взрослые предлагают ему сделать. Поэтому на все родительские требования он говорит твердое: “Нет!”.
- своеволие. К примеру, ребенок отчаянно борется за право самому завязать шнурки, которые пока не умеет завязывать.
- бунтарство. Некоторые дети могут проявлять агрессию, прогонять окружающих, бросать игрушки.
- обесценивание. Ребята отказывается играть с любимыми игрушками или обзывают любимых людей.
- деспотичность. Дети требуют постоянного внимания к себе и выполнения только их желаний.
В этот непростой период ребенок становится ранимым и раздражительным. Ему весьма необходимы поддержка и внимание взрослого, а также тактильный контакт с ним.
Важно помнить, что кризис 3 лет — это нормальный этап взросления. Ребенку необходимо его пройти, чтобы обрести уверенность в себе и самостоятельность.
Благоприятное развитие: советы для родителей
В 3-4 года ребенку важно, чтобы с ним общались на равных, как с маленьким взрослым.
Его самооценка формируется под влиянием и оценкой родителей. Необходимо, чтобы ребенок понимал: даже если он совершил плохой поступок, для мамы и папы он все равно остается хорошим и любимым.
Нужно поощрять самостоятельность ребенка, не пресекать его инициативу.
Не надо критиковать пока еще неумелые действия ребенка. Ему важно чувствовать, что взрослый верит в него.
Во время кризиса родителям нужно сохранять спокойствие и не идти на поводу у ребенка. Нельзя отказываться от своих неукоснительных требований. Но, в то же время, можно уступить чаду в не самых принципиальных вопросах, чтобы он почувствовал, что с ним считаются.
Нужно, чтобы ребенок понимал различие между понятиями “можно”, “нужно” и “нельзя”.
В 3-4 года человеку нужно часто бывать на свежем воздухе и играть в подвижные игры. Не надо ограничивать его двигательную активность.
Нужно как можно чаще обогащать словарный запас ребенка, знакомить с новыми предметами, явлениями, обучать новым навыкам.
Надо стараться почаще беседовать с трехлеткой, объяснять чувства и эмоции его и окружающих, а также рассказывать о последствиях его поведения.
Ребенку важно общаться со сверстниками, заниматься в кружках, самостоятельно выполнять посильную домашнюю работу и обслуживать себя.
Возраст 3-4 года — непростой и очень важный период для развития психики ребенка. У него активно развиваются речь, мышление, воображение. Ребенок становится более общительным. В то же время он учится отделять себя от родителей и стремится, чтобы с ним считались, как со взрослым. Родителям важно оказывать поддержку своему чаду и предоставлять условия для благоприятного развития его психики.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Источник
Татьяна Филёткина
Консультация для родителей «Психологическое и физическое развитие детей в возрасте 3–4 лет»
азвитие детей в возрасте 3-4 лет, как физическое, так и психологическое, имеет свои особенности. В это время малыш осознает себя как самостоятельную личность, учится налаживать связи со сверстниками и взрослыми не из круга семьи. Малыши с энтузиазмом продолжают изучать
окружающий мир, вместе с тем борются с первым серьезным кризисом этого возраста, связанным с переходом на новый этап развития.
Кризис в 3-4 года у детей проявляется по-разному. Чаще всего у малыша отмечаются перепады настроения, нежелание прислушиваться к старшим, острая потребность отстоять свое мнение и добиться цели. Говоря о психологических особенностях, можно отметить, что главная черта малышей на этом этапе развития — это отделение себя от родителей.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ РОДИТЕЛЯМ?
Чтобы помочь малышу 3-4 лет справиться с новыми испытаниями и стимулировать его общее психологическое развитие, родители должны отнестись с пониманием к его поведению и позаботиться о том, чтобы ребенку были предоставлены все условия для развития личности. Нужно дать ему возможность
стать более самостоятельным. Очень важно, чтобы ребенок 3-4 лет ощущал доверие старших. Желание малыша сделать все самому не должно поддаваться бесконечной критике или вызывать запреты. С такого раннего возраста нужно помогать ребенку поверить в себя, в свои возможности, не пресекая инициативы, поддерживая и помогая в сложных для него ситуациях.
Родители, как взрослые люди, должны усвоить, что «я сам» у ребенка этого возраста — это желание быть независимым от старших, но никоим образом не прямой показатель его физических возможностей.
Развитие детей 3-4 лет позволяет обслуживать себя самостоятельно, следить за гигиеной. Малыши получают удовольствие от того, что у них получается добиться результатов.
Взрослые должны подталкивать нерешительных или ленивых малышей 3-4 лет к освоению основных навыков. Это важно еще и потому, что в этом возрасте многие малыши поступают в младшую группу детского сада,где просто необходимо уметь стандартный минимум:
самостоятельно кушать;
одеваться и раздеваться;
пользоваться туалетом;
мыть руки и пр.
Не стоит лишать малыша возможности научиться этим важным вещам до того, как он поступит в детский сад, все выполняя за него.
Пусть кроха пробует свои силы, оттачивая навыки, даже если у него не все получается с первого раза.
Родители детей младшего дошкольного возраста должны позаботиться о том, чтобы малыши имели достаточно времени и возможностей для активного отдыха на свежем воздухе, подвижных игр. Адекватное возрасту физическое развитие благоприятно отразится и на психологическом развитии малыша, поэтому запрещать или каким-то образом ограничивать его двигательную активность в этом возрасте крайне не рекомендуется.
Стоит обратить внимание, что у малышей 3-4 лет активно развивается правое полушарие, совершенствуются все виды восприятия, что, в свою очередь, позволяет им составить целостную картину окружающего мира. Родители должны находить время для того, чтобы обогатить внутренний мир малыша, развивая его сенсорные навыки.
Особенности внимания в младшем дошкольном возрасте
Развитие ребенка в младшем дошкольном возрасте не позволяет ему целенаправленно удерживать внимание продолжительное время на чем-то одном. Обычно малыши переключают его с одного предмета на другой, с одной деятельности на другую каждые 5-8 минут. Память младших дошкольников непроизвольная, то есть дети запоминают в первую очередь то, что вызвало у них яркие эмоции. В этом возрасте узнавание преобладает на фоне запоминания. Особенно хорошо дети запоминают все, что было связано с их деятельностью.
Мышление младших дошкольников
В возрасте 3-4 лет мышление носит наглядно-действенный характер. Ребенок находит решения для возникающих задач, манипулируя с предметами. Отлично такой вид мышления развивается во время игр с пирамидками, матрешками, игрушками-вкладышами.
Развитие воображения в этот период пока не позволяет малышам рисовать индивидуальные образы и картины. Основная их часть — это образы, которые ассоциируются у малышей со сказками и прочитанными родителями книжками.
Для малышей является абсолютно нормальным путать сказочные явления с реальностью – по большей мере из-за того, что возникающие в голове образы настолько насыщенны, что являются для него полностью реальными. Дети в этом возрасте продолжают активно знакомиться с окружающим миром, пополняя запас знаний. Чтобы стимулировать развитие ребенка в этом направлении, родители должны часто читать ему, рассказывать сказки, бывать в интересных для него местах. Малыши в этом возрасте достаточно хорошо разговаривают, могут заучивать наизусть стихи и куплеты – опять же не специально, а потому, что им нравиться повторять за родителями.
Игры и игрушки младших дошкольников
Развитие ребенка 3-4 лет позволяет ему играть в простые сюжетно-ролевые игры с использованием предметов-заместителей. С большим удовольствием малыши играют с более старшими детьми. В этом возрасте у них уже имеются игрушки и игры, которым они отдают предпочтение.
Чтобы научить ребенка играть в сюжетно-ролевые игры с замещением предметов, достаточно будет подать ему пример, показав, что песок в песочнице — это словно тесто для куличей, а камушки — машинки на трассе, и т. д.
Особенности поведения детей
Как уже было отмечено выше, настроение у детей в возрасте 3-4 лет нестабильное в первую очередь из-за переживаемого в этом возрасте кризиса. Огромное влияние на настроение оказывает физический комфорт. Дети в этом возрасте изменяют свое отношение к окружающим. Они учатся сочувствовать, помогать, способны оценить поступки, как посторонних, так и свои собственные. Все эти чувства для ребенка младшего дошкольного возраста непостоянны и во многом будут зависеть от ситуации.
Острое желание ребенка проявить свою самостоятельность может стать основной причиной опасного для него поведения. Предвидя это, родители должны проводить разъяснительную работу относительно того, что можно, чего нельзя и какие последствия могут быть.
Обычно дети, даже нарушая правила, без акцентирования на этом внимания взрослых не испытывают сожаления. А вот последствия действий действительно их пугают, но чаще в тех случаях, когда в семье практикуется наказание.
В этом возрасте малыши идентифицируют себя по половым признаками, различают по гендерной принадлежности других детей, способны отличать пожилых от молодых, причем как на картинках, так и в жизни.
В общем можно сказать, что ребенок в 3-4 года активный, умеет радоваться жизни, любознательный и искренний, хотя и со своими особенностями, свойственными возрасту.
Источник