Физическое и психическое развитие ребенка второго года жизни

Физическое и психическое развитие ребенка второго года жизни thumbnail

Успехи собственных детей вызывают самые волнующие и радостные эмоции. Если вы являетесь родителями двухлетнего ребенка, то наверняка пребываете на седьмом небе от счастья, ведь в этот период ваше чадо развивается так стремительно, что взрослому человеку о таком можно только мечтать. Следующий год потребует от вас еще больше выдержки и спокойствия, однако помните, что результаты окупят все старания.

развитие ребенка 2 лет

Физиологические особенности

Развитие ребенка 2 лет уже находится на таком уровне, что малыш уверенно прыгает и бегает. Его тело, прекрасно скоординированное в пространстве, уже достаточно окрепло. Дети в таком возрасте очень подвижны. Задача родителей при этом состоит в том, чтобы обеспечить малышам все возможности для активных игр. Рекомендуется регулярно проводить время на улице, где больше мотивации и пространства. Развитие ребенка 2 лет значительно улучшится, если он, к примеру, будет перешагивать через лежащее на земле дерево или ходить по нему, тем самым оттачивая чувство равновесия. На улице можно кормить птиц, висеть на турнике, подниматься по лестницам и спускаться с них… Дома у малыша гораздо меньше дел. Физическое развитие детей (2 года – рассматриваемый возраст) в этот период, как никогда, содействует знакомству с окружающим миром. Постарайтесь сделать так, чтобы малыш регулярно выполнял следующие упражнения:

  • Прыжки на месте на обеих ногах.
  • Бросание мяча об стену.
  • Подбрасывание воздушного шарика или мячика вверх.
  • Ходьба по скамейке или брусу.
  • Имитация движений животных (повторение за взрослым).
  • Ползание на животе (словно гусеница или удав).
  • Бег (медленный, быстрый, на носочках).
  • Стучание ногами по полу в положении сидя (упражнение «Барабан»).
  • Перекатывание по полу («Колобок»).
  • Поднимание упавших объектов (приседая или нагибаясь).
  • Доставание высоко расположенных предметов (они могут находиться в руках у мамы, малыш при этом должен высоко поднять руки).
  • Перемещение крупногабаритных легких вещей (к примеру, пустых картонных коробок).
  • Ходьба на носочках (ближе к трем годам – на пяточках).
  • Подлезание под туго натянутой лентой.
  • Выполнение упражнения «Поймай солнечного зайчика» (пускает зеркальцем мама).
  • Участие в коллективных играх (хороводы, догонялки и т. п.).
  • Висение на кольцах, турнике либо руках взрослого.
  • Лазание по шведской стенке.
  • Ходьба (или умеренный бег) по своеобразным кочкам – хаотично разбросанным подушечкам, книгам и т. п.
  • Упражнения на фитболе.
  • Ходьба на руках (взрослый при этом держит малыша за ноги).

    развитие ребенка в 2 года

Психология малыша

Развитие ребенка 2 лет позволяет психике полностью раскрыться для получения новой информации. Конечно же, раньше ваше чадо тоже интересовалось многим, однако любопытство такого рода находилось в подчинении инстинктов, а не разума. Психологическое развитие ребенка 2 лет достигло той стадии, когда он моментально усваивает новую информацию и практически ничего не забывает. Это самый благодатный период для максимально эффективного развития. Освоение навыков происходит достаточно легко, при этом они запоминаются на всю оставшуюся жизнь.

Психическое развитие детей 2 лет позволяет им хорошо понимать простые рассказы взрослых, к примеру, о произошедших событиях. В игре малыши воспроизводят несложные логические действия. Они с удовольствием принимаются за строительство башенок или пирамидок.

Развитие ребенка в 2 года таково, что он уже умеет держать ручку (карандаш). Наступает время знакомить его с творчеством. Очень полезны уроки совместного рисования. Водите рукой малыша, давайте ему самостоятельно делать какие-нибудь загогулины. Несмотря на то что первые рисунки неразборчивы и абстрактны, их роль в развитии малыша вряд ли можно оспорить. Первое время рекомендуется давать чаду фломастеры – они не только яркие, но и очень легкие, поэтому работа с ними не потребует существенных усилий.

Двухлетний ребенок уже гораздо более усидчив, чем 6-12 месяцев назад. Он сможет удержать внимание на каком-либо действии даже на полчаса, особенно если и вы будете вовлечены в процесс. В этот период рекомендуется приобрести малышу первые паззлы и конструкторы (однако не выбирайте игрушки с мелкими деталями). Девочки с удовольствием поиграют в куклы. Малыши уже способны разобраться в том, что им нравится, а что – нет. Их непросто отвлечь от понравившегося занятия и так же сложно заинтересовать новым.

ребенок 2 года развитие речи

Дети в возрасте двух лет охотно принимают участие во взрослых занятиях. Этот период как нельзя лучше подходит для ненавязчивого трудового воспитания. Можно производить превращение совместной работы по дому в систему. Родителям при этом потребуется огромное терпение, ведь намного проще, к примеру, протереть пыль самостоятельно, но малышу тоже нужно учиться. Перечислим основные бытовые навыки:

  • Малыш умывается, моет руки и пользуется полотенцем с незначительной помощью мамы.
  • Помогает взрослым убирать стол после приема пищи.
  • Разлитую жидкость может вытирать губкой.
  • Густую пищу ест самостоятельно.
  • Поливает цветы.
  • Наводит порядок в своей комнате, складывает игрушки.

Базовые навыки и умения

Особенности развития ребенка 2 лет таковы:

  • Знает примерно сто слов и может оперировать ими (некоторые коверкает или сокращает, как проще).
  • Легко осваивает новые навыки.
  • Водит фломастером или ручкой по бумаге. Рисунки пока абстрактны, но это не главное.
  • Использует воображение в процессе игры.
  • Интересуется сказками и готов слушать их много раз.
  • Все больше предпочитает общение со сверстниками. У малыша появляются первые друзья.

    развитие ребенка 2 х лет

Особенности организации жизни

Рассматривая развитие ребенка 2 лет, отметим, что в этот период малыш может с трудом засыпать днем или вовсе отказываться от дневного отдыха. В таком случае рекомендуется устраивать ему минимум час спокойного времяпрепровождения с чтением книг, к примеру. Однако не следует полностью отказываться от дневного сна, поскольку это вредно для здоровья малыша.

Не забывайте чередовать занятия чада во время прогулок и игр. Его внимание может быть направлено на что-то одно в течение тридцати минут.

Двухлетние дети, как правило, уже сами просятся на горшок. Но все-таки высаживайте их перед прогулкой и после дневного сна.

Работа над моторикой

Методика развития ребенка 2 лет предполагает проведение веселых соревнований (к примеру, кто быстрее сядет/встанет из лежачего положения). Они помогают прорабатывать крупную моторику малыша. Для проведения подобных упражнений рекомендуется использовать мягкую подстилку.

Читайте также:  Особенности отношений ребенка к матери на разных этапах возрастного развития

Не менее увлекательное занятие – катание малыша на плечах у взрослого. Когда вы убедитесь в том, что чадо не боится высоты, потанцуйте или поприседайте. Это упражнение разовьет мышцы у вас обоих.

методика развития ребенка 2 лет

Что касается развития мелкой моторики, незаменимыми станут занятия с небольшими коробочками, наполненными пуговицами, или маленькими игрушками. Покажите малышу, как интересно перекладывать вещи из одной емкости в другую. При этом обязательно следите за тем, чтобы он ничего не проглотил. Еще один вариант упражнений для мелкой моторики – рисование пальчиками или кисточкой. Во время игры в песочнице предложите ребенку не просто копать лопаткой, а сделать куличики, вырыть гараж для автомобиля и проложить к нему дорогу. Дома устройте банные процедуры для любимой игрушки, параллельно изучая предметы для купания – мочалку, мыло, полотенце, шампунь. В это же время можно показать ребенку, какая водичка течет из крана – теплая, горячая или холодная.

Раннее развитие детей (2 года). Обращаем внимание на артикуляцию

  • Покажите ребенку, как правильно задувать свечи, выдувать мыльные пузыри и т. п. Этот навык – индивидуальный, не все осваивают его в раннем возрасте. Не переживайте, если у малыша пока мало что получается.
  • Выполняйте упражнение «Медленный и быстрый ветерок» (малыш при этом должен дуть со всей силы или плавно).
  • Вместе стройте рожицы перед зеркалом. Показывайте язык и крутите им во все стороны.
  • Учите ребенка делать пузыри в воде, выдувая воздух через трубочку.
  • Произносите вместе с чадом звуки или слова с разной громкостью.

Помните, что самые эффективные занятия проводятся не по принуждению. Малыш быстрее обретет полезные навыки, если будет выполнять задания с удовольствием.

раннее развитие детей 2 года

Сенсорика

  • Давайте малышу ощупывать разные по фактуре объекты. Обсуждайте их свойства.
  • Организуйте игры наподобие «Найди пару» (для успешного выполнения задания ребенок должен правильно соотнести белый трикотаж, ватный диск, твердый картон, мягкую бумагу и т. п.).
  • Ближе к трем годам малыш уже должен пробовать определять вещи наощупь, с закрытыми глазами вытаскивая из мешочка фрукты, овощи, игрушки.
  • Проводите занятия по знакомству ребенка с запахами и вкусами.

Ребенок 2 года. Развитие речи

Все способы, перечисленные ниже, подходят для тех малышей, которые уже умеют произносить отдельные слова (пусть даже на особом «детском» языке).

  • Задавайте ребенку вопросы о том, что происходит вокруг (на улице и дома), что изображено на картинках.
  • Подробно обсуждайте происходящие события. Таким образом, будет происходить постепенное пополнение пассивного словарного запаса вашего чада.
  • Пойте малышу песенки, читайте ему стихи и сказки.
  • Разыгрывайте совместные сценки (к примеру, из сказки «Теремок», когда ребенок играет роль мышки, сидящей в домике). В процессе занятия важно побуждать малыша к выполнению различных действий.
  • Слушайте и пойте песни.
  • Занимайтесь изучением прилагательных. Употребляйте их в общении с малышом, описывая различные предметы.
  • Изучайте различные наречия, предлоги и местоимения.
  • При осваивании различных лексических тем заостряйте внимание на том, из каких частей состоят объекты. К примеру, у дома есть окна, крыша, двери и т. п.

Задания для детей, еще не освоивших речь

А что же делать, если пока не разговаривает ребенок 2 года? Развитие речи малыша должно производиться по следующему сценарию:

  • Продолжайте заниматься звукоподражанием. Пускай малыш тренирует свой речевой аппарат. Произносите с ним вместе, к примеру, «тук-тук», «ква-ква», «му», «мяу» и т. п.
  • Уделяйте время пальчиковой гимнастике и развитию моторики.
  • Если вы говорите с ребенком, делайте это как можно более четко и медленно.
  • Читайте малышу вслух.
  • Создавайте разные ситуации с игрушками, при которых ребенку нужно будет имитировать какие-либо звуки. К примеру, машинка гудит «би-би», кукла плачет «а-а» и т. п.

    физическое развитие детей 2 года

Чему учится малыш

Развитие ребенка в 2 года позволяет ему изучать одновременно несколько свойств предметов. Вы можете, к примеру, положить в одну коробку желтые шарики, а в другую – синие кубики. Создавайте такие ситуации, когда малышу нужно будет продумывать решение проблемы. Чем, например, вытащить закатившийся под диван шарик? Пускай ваше чадо само найдет выход из положения.

В этом возрасте можно приобрести первые книжки с несложными загадками. Для того чтобы малышу было проще отгадывать их, рекомендуется показывать ему игрушку или картинку с изображением загаданного предмета. По завершении игры напомните ребенку о необходимости убрать все вещи на место.

Особенности поведения

Двухлетний возраст – пора активного развития творческих способностей и инициативности. Малыш уже многому научился – он сам кушает и одевается. При этом важно не препятствовать его самостоятельности.

На те или иные жизненные события чадо может реагировать по-разному, иногда слишком бурно. При этом важно обратить особое внимание на то, как ведут себя люди из его ближайшего окружения, ведь малыши в этом возрасте моментально заражаются эмоциями.

Главная задача родителей

Развитие ребенка 2-х лет должно осуществляться с обязательным поощрением различных проявлений творчества. Почаще предлагайте малышу лепить, разыгрывать сценки с куклами, рисовать и т. п. При этом не забывайте искренне хвалить чадо. Учите ребенка доброжелательному общению со сверстниками. Объясняйте ему, как важно уметь делиться и уважать собственность других детей. Покажите малышу, как жалеть и сопереживать (к примеру, погладить мальчика, который упал и горько плачет).

Заключение

Процесс развития двухлетнего малыша должен находиться под контролем родителей. В этот период важно поддерживать ребенка и объяснять ему непонятные моменты. В целях достижения успеха следует набраться терпения, чтобы спокойно относиться к неудачам собственного чада. Не возводите раннее развитие в культ, чтобы не травмировать психику малыша.

Источник

По мнению психологов, именно с двухлетнего возраста ребенок начинает проявлять себя в качестве самостоятельной личности. В этом возрасте у малыша наблюдается кризисный период, когда он исследует границы дозволенного и заявляет о своей независимости. Нормальное развитие ребенка в 2 года во многом зависит от того, как родители помогут крохе пережить этот непростой период.

Психическое развитие ребенка в 2 года

Социально-эмоциональное и психическое развитие ребенка в 2 года

Двухлетние дети часто могут проявлять упрямство и непослушание. Ребенок может требовать что-либо запрещенное, а не получая этого, капризничать, кричать и плакать, привлекая к себе внимание взрослых и пытаясь во что бы то ни стало добиться желаемого. Родителям и родственникам в этот период важно показывать малышу свою любовь и поддержку, но в то же время спокойно и уверенно пресекать любые попытки ребенка добиться своего путем слез, истерик и прочих манипулятивных способов.

Читайте также:  Формирование и развитие ребенка как личности это воспитания

Психическое развитие ребенка в 2 года характеризуется сильной эмоциональностью: малыш проявляет яркие эмоции при общении с близкими, которые он выражает с помощью возгласов, мимики и жестов. При испуге, обиде или нежелательных событиях (например, уходе мамы) ребенок может долго плакать, но в основном он находится в хорошем настроении, часто улыбается и очень положительно реагирует на общение и внимание взрослых.

В 2 года ребенок начинает подражать взрослым, копируя мимику, движения и речь. Малыш в этом возрасте очень восприимчив к оценкам взрослых: обучая его чему-либо, для положительного результата обязательно нужно оказывать поддержку и хвалить.

При общении с другими детьми двухлетний ребенок также ведет себя оживленно: улыбается, пробует разговаривать. Но некоторые детки в этом возрасте ведут себя со сверстниками настороженно и могут некоторое время находиться в стороне от общих игр и развлечений.

Уровень социального развития ребенка в этом возрасте зависит не от опыта общения с ровесниками или незнакомыми людьми, а от того, какое поведение он наблюдает в своей семье. Если родители и близкие общаются между собой спокойно, без раздражения и агрессии, то у ребенка не возникнет проблем с развитием социальных навыков.

Физическое развитие ребенка в 2 года

Вес мальчиков в 2 года может составлять от 11 до 14,5 кг, а девочек – от 10,8 до 14 кг. Нормы роста для мальчиков в этом возрасте – от 83,5 до 93 см, для девочек – от 84 до 90,4 см.

Двухлетний ребенок очень подвижен, стремится побегать и попрыгать, с удовольствием преодолевает препятствия. У него уже не наблюдается нарушений координации: малыш умеет достаточно уверенно ходить и бегать. Развивается и его мелкая моторика – ребенок в 2 года более ловко и умело обращается с предметами. Малыш умеет подниматься по лестнице, бросать и ловить мяч, крутить педали на детском велосипеде.

При нормальном физическом развитии ребенок в 2 года уже полностью контролирует свои физиологические потребности: самостоятельно просится на горшок, заявляет о чувстве голода или жажды.

Речевое развитие ребенка в 2 года

Развитие речи ребенка в 2 года происходит очень интенсивно. В 2 года ребенок хорошо понимает простые и короткие рассказы взрослого и может отвечать на вопросы о знакомых событиях.

Развитие речи ребенка в 2 года находится на таком уровне, при котором он способен вести практически полноценные диалоги с взрослыми: малыш понимает, что ему говорят, и может отвечать на вопросы простыми предложениями из двух–трех слов. Также двухлетний ребенок умеет задавать вопросы и может выполнять небольшие поручения – отнести что-то или положить на место.

Многие детки в 2 года знают простые стишки и песенки и умеют заканчивать четверостишия в знакомых стихах, а также подпевать ранее услышанные песни.

Речевое развитие ребенка в 2 года происходит сразу в нескольких направлениях: малыш осваивает грамматические правила построения предложений, совершенствует произношение звуков и понимание речи, а также развивает умение связно выражать свои мысли и учит новые слова. В этот период родителям рекомендуется как можно больше разговаривать с ребенком, четко и ясно проговаривая слова, и всячески поощрять его попытки самостоятельной речи.

Словарный запас ребенка в 2 года обычно превышает 100 слов. Правда, сюда входят различные упрощения или звукоподражания – слова, которые ребенок еще произносит не полностью или неправильно, но все же пользуется ими для обозначения предметов или явлений. В этом возрасте ребенок еще не умеет выговаривать некоторые звуки и часто путает слоги в словах.

Навыки ребенка в 2 года

В 2 года ребенок владеет многими бытовыми навыками:

  • просится и ходит на горшок;
  • самостоятельно ест с помощью ложки, умеет пользоваться чашкой;
  • моет руки и умывается;
  • с помощью взрослого чистит зубы;
  • умеет хорошо держать ручку или карандаш;
  • складывает предметы в коробку и достает их оттуда.

Кроме того, двухлетний малыш делает попытки самостоятельно одеваться. Ребенка в этом возрасте нужно учить завязывать узелки и застегивать пуговицы. Его желание самостоятельно одеться рекомендуется поощрять.

Уже с 2 лет ребенку можно давать простые задания: убрать или унести игрушку, «помочь» маме с уборкой или с готовкой. Конечно, практической пользы от этой деятельности почти не будет. Однако малыш с ранних лет будет привыкать к тому, что работа по дому – это важное и нужное дело, и в дальнейшем его будет проще приучить к порядку и чистоте.

Источник

ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ

Первая младшая группа

      Физическое развитие. Продолжается интенсивный темп физического развития. К трем годам масса тела ребенка составляет от 13,1 до 16,9 кг, рост — 91—99 см. Ребенок становится более самостоятельным, движения его более координированными.

         Характерной особенностью этого возраста является потребность в разнообразных движениях, интерес и желание воспитанников их выполнять. Физические нагрузки необходимы им для полноценного развития всех систем и функций, чувственного познания окружающего мира. Однако параметры развития воспитанников, качественная характеристика и темп овладения ими разными видами движений (ходьбой, бегом, прыжками, лазаньем, метанием) индивидуальны. Важным для здоровья ребенка является гармоническое соотношение показателей физического развития: роста, веса, окружности груди, двигательной активности.

         Социально-нравственное и личностное развитие. В этом возрасте происходит существенный перелом в отношениях с окружающими, обусловленный ростом активной деятельности воспитанника, имеющего собственные желания и намерения, которые могут не совпадать с намерениями взрослого. Это выражается в появлении стремления к самостоятельности, с одной стороны, желанием быть похожим на взрослого и подражать ему, с другой стороны. Перестраивается социальная позиция ребенка по отношению к авторитету матери, отца, других членов семьи. В этом возрасте ребенок очень чувствителен к действиям окружающих людей. Он пытливо вслушивается в диалог взрослых, переводит взгляд с одного на другого. Ему интересны их рассуждения. Он не только следит за разговором родителей, но и пытается постичь логику их слов и действий.

Читайте также:  Куда обращаться если ребенок отстает в развитии

         Ребенок стремится быть относительно независимым, он хочет многое делать сам (одеться, раздеться, есть), отказывается от помощи взрослых. Если взрослые не учитывают его потребности, проявляют излишнюю опеку, сдерживают инициативу, то это может привести к возникновению упрямства, негативизма, желанию делать все наперекор требованиям взрослого.

         На третьем году жизни у воспитанника зарождаются чувства самолюбия, гордости за удачно выполненное поручение, желание показать себя достойным и умелым в глазах взрослого. Собственные достижения должны быть продемонстрированы взрослому, без одобрения которого они не представляют для ребенка особой значимости. Взрослые, умело регулирующие свои ограничения, требования, поощряющие самостоятельность, этими действиями помогают гармоничному становлению личности воспитанника.

         У ребенка возникает потребность в общении со сверстниками, однако взаимодействие их непродолжительно и возникает эпизодически вначале в процессе совместных предметно-игровых действий, затем — игровых. Возникают первые симпатии: ребенок чаще играет с одним и тем же ровесником, замечает, если того нет в группе. Учится сравнивать свои поступки, умения с умениями и поступками других детей. Появляются элементы самооценки. В самооценке ребенка отражаются чувства достоинства и стыда, которые еще только зарождаются. В этот период ребенок чувствует и удовлетворяет свое самолюбие преимущественно действиями, привлекающими к нему внимание других. К трем годам ребенок начинает выделять свое «Я», ставить себя в позицию субъекта деятельности, осознавать, что рядом существуют другие люди. Необходимо, чтобы эти первые его представления о своем физическом и социальном «Я» обрели позитивную окраску, что станет основой развития позитивной «Я-концепции» на следующих этапах онтогенеза.

         В этот период жизни огромное значение приобретает удовлетворение потребностей ребенка в познании, овладении различными видами деятельности: игровой, трудовой, художественной и др. Деятельность ребенка усложняется, приобретает целенаправленный характер, результативность. Формируется сюжетно-отобразительная игра, в которой дети отображают впечатления, полученные в повседневной жизни.

         Ребенок по-прежнему эмоционален, чувствителен к похвале и порицанию взрослого, он очень привязан к близким, но проявляет интерес к посторонним, если они вызывают у него симпатию. Импульсивное поведение уступает место в конце раннего возраста поведению нового типа, в котором проявляется первичное умение подчинять свои желания необходимости (усвоение понятий «можно», «нужно», «нельзя»). Ребенок начинает контролировать свои и чужие поступки (понятно, его возможности здесь пока что очень ограничены). На третьем году жизни ребенок гордится своими достоинствами: послушанием, аккуратностью, новыми игрушками, умением самостоятельно одеваться, «читать» стихи, выговаривать «трудные» звуки, танцевать. Разные чувства вызывают у него не только люди, но и игрушки, живая природа.

         Познавательное развитие. Продолжается сенсорное развитие ребенка: ребенок знакомится с формой, величиной, цветом, массой предметов, их признаками, соотносит свойства одних предметов со свойствами других, выделяет в них общее. Действуя с предметами, он учитывает их признаки, положение в пространстве. Постепенно формируется умение сравнивать наблюдаемые предметы и явления, устанавливать простейшие связи между ними. Воспитанники понимают и постепенно обозначают словом свойства и качества предметов, овладевают умением обобщать, решать наглядно-практические задачи.

         Внимание детей еще не устойчиво. Постепенное сосредоточение на деятельности, которой они занимаются, становится более длительным. Совершенствуются процессы запоминания и припоминания, с развитием речи воспоминания могут быть вызваны уже с помощью слова. Значительно совершенствуется память.

         Третий год жизни — период интенсивного развития воображения, особенно во второй половине года (2,5—3 года). Ребенок может действовать в воображаемой ситуации: например, показать, как бегает лисичка, как скачет зайчик и т. д. С развитием воображения тесно связано развитие продуктивных видов деятельности: рисование (продукт — рисунок), лепка (продукт — поделка), конструирование (продукт — постройка), игра (ролевое поведение).

         Психические познавательные процессы в этом возрасте продолжают быть недостаточно дифференцированными. Процессы ощущения и восприятия (сенсорика), являясь ведущими, активно стимулируют развитие внимания, памяти, воображения, мышления и речи.

         Речевое развитие. Интенсивно увеличивается активный словарь, который к трем годам составляет в среднем 1500 слов. Ребенок овладевает грамматическим строем родного языка — появляются новые падежные окончания, будущее время глагола, чаще используются прилагательные, предлоги. Овладение речью дает воспитаннику возможность использовать ее не только для обозначения предметов окружающей действительности, но и для выражения своих потребностей. Переход от называния себя в третьем лице («Катя спать») к первому, использование личного местоимения «Я» знаменуют важнейший этап в личностном развитии ребенка — зарождении самосознания. От ситуативной речи он переходит к речи описательной. Воспитанники начинают задавать вопросы «что это?», «зачем?» и др., действия сопровождают словами, репликами. Ребенок осваивает звуковую сторону речи (у него начинает развиваться речевое дыхание, слуховое восприятие, фонематический слух, формируется правильное произношение звуков родного языка). Воспитанники проявляют интерес к белорусскому языку, детским передачам на белорусском языке, понимают значение некоторых наиболее употребительных слов.

         Эстетическое развитие. Изменения происходят и в овладении рисованием, лепкой, конструированием. Усвоенное ранее ребенком черканье карандашом по бумаге начинает приобретать определенный смысл. Ребенок узнает в каракулях знакомые образы, пытается изобразить знакомые ему предметы. Появляется собственно изобразительная функция рисования. В очертаниях линий, форм, цветных пятнах ребенок начинает видеть образы, явления действительности.

         Продолжают формироваться разные виды музыкальной деятельности. Дети заинтересованно слушают и эмоционально воспринимают музыкальные произведения, подражают протяжным певческим интонациям взрослого, звучанию инструмента. Повышается слуховая чувствительность воспитанников, позволяющая им различать звуки по высоте, тембру. Дети овладевают умением двигаться в соответствии с ярко выраженным характером музыки, отмечая контрастные изменения; постепенно появляется ритмичность в движениях под музыку.

 Учебная программа дошкольного образования.- Мн., 2012

Источник