Физическое и психическое развитие ребенка в утробе матери
Лишь недавно «выяснилось», что у ребенка существует своя психология, и ее необходимо изучать по нескольким причинам:
• чтобы понимать и знать, что происходит в душе вашего малыша, что он чувствует;
• помочь ему пережить кризисные этапы»;
• облегчить жизнь себе любимой в эти моменты;
• исключить возможность формирования программирующих внутренних конфликтов, которые неизбежно приведут к ограничению внутренней свободы ребенка и возникновению ряда заболеваний впоследствии.
Зачатие
Для еще нерожденного ребенка очень ответственным этапом является зачатие. В этот момент ваш малыш – еще маленькая клеточка, но он уже все чувствует и знает, и для него важна любая ваша мысль: любовь и ожидание встречи дают ему огромный потенциал энергии на всю жизнь, отвержение матери или отца – лишают жизненных ресурсов. Многие мамочки не задумываются о том, что их мысли материальны, и они отражаются на внутренних установках ребенка.
В период зачатия формирование программирующего конфликта может вызвать:
• нежелание мамы или папы иметь ребенка;
• попытка или мысли сделать аборт;
• отсутствие взаимопонимания между супругами («мама не любит папу»).
Желанием иметь ребенка должно быть естественным внутренним и гармоничным, как сама природа и жизнь. Откройтесь этому ощущению, и тогда долгожданная встреча с вашей крохой подарит только радость, а сам малыш будет расти здоровым и счастливым.
Жизнь в утробе матери
Для ребенка этот период является одним из самых светлых этапов в жизни. Находясь у мамочки в животе, он ощущает единение со всем миром. Детеныш погружен в естественную для него водную среду, в которой комфортно проходит все стадии эмбриогенеза.
Жизнь в утробе матери формирует у него сенсорную чувствительность. Когда малыш слышит шум, он просто впитывает его в себя, не осознавая источника звука. Для плода не существует объектов, так как он не знает природы их происхождения. У него есть только чувства.
Период нахождения плода в утробе матери является одним из самых замечательных этапов развития психики и мировосприятия ребенка: он обладает всем необходимым, ему тепло, еда поступает прямо в живот, меконий выводится тут же из организма. Распорядок дня малыша на этом этапе свободный: не жизнь, а сказка!
Все чувства, которые переживает плод, находясь в утробе матери, очень влияют не его дальнейшую жизнь. И, несмотря на то, что рождение «обнуляет» память, ощущения того, как было хорошо в «мамином домике» сохраняются в подсознании человека до его последнего вздоха. Поэтому всю свою жизнь люди ищут этот потерянный рай и всей душой стремятся к нему. А когда мы скручиваемся в позе эмбриона, наше тело вспоминает, как оно себя чувствовало внутри утробы матери.
Возвращаясь к утробе матери, хочется отметить, что в ней иногда появляются и «тучки»: возникают внешние обстоятельства, которые «портят» малышу жизнь. Если беременная испытывает горе или отчаяние, плод тоже будет погружен в эти чувства. Мать, пережившая потерю близкого человека или предыдущего ребенка, передает малышу ощущение, что она – источник не только жизни, но и смерти. После родов у такой женщины может возникнуть депрессия, с которой соприкоснется и младенец.
Некоторые внешние факторы (фето-плацентарная недостаточность, соматическая патология матери и пр.) вызывают нарушение питания малыша. И если раньше он просто безмятежно плавал, еда поступала через пуповину, и ему не нужно было «добывать кусок», то теперь на фоне кислородного голодания его психика меняется.
У ребенка программируется конфликт «нехватки», который может проявить себя позже в тот момент, когда малыш вырастет, станет взрослым и давно уже забудет о том, как он страдал в утробе. Но его психика запомнит эти страдания, и конфликт, заложенный внутриутробно, рано или поздно проявится.
Психика ребенка развивается ритмически: стремление к единению с матерью сменяется стремлением к разъединению. Роды для малыша являются первым кризисом – это, по сути, смерть в рамках его внутриутробной жизни. Ребенок, выталкиваемый из лона матери, испытывает сильнейший страх смерти.
Во время прохождения через родовые пути формирование внутренних программирующих конфликтов могут вызывать следующие ситуации:
• обвитие пуповиной;
• родовспоможение (наложение щипцов, вакуум-экстракция);
• попадание мекония в ротовую полость и невозможность сделать первый вдох.
Эти события могут усиливать страх смерти, что способствует программированию подсознания на определенный сценарий в последующей жизни.
Конфликт матери и ребенка
Первым после появления на свет возникает конфликт «разлуки». Его формирование естественно, так как обусловлено обрезанием пуповины. Этот конфликт помогает ребенку приобрети собственную индивидуальность. Кожа младенца в животе матери выполняет функцию обмена, а после рождения она защищает его от факторов воздействия внешней среды.
Если кроха после рождения не имеет достаточного эмоционального контакта со своей матерью (например, если грудничка поместили в кювез или ему произвели хирургическое вмешательство, либо мать отказалась от него), то конфликт «разлуки» из положительного превращается в программирующий. Результатом такого кодирования, по мнению психологов, может стать возникновение впоследствии заболеваний кожи (экзема, псориаз и пр.).
Другим источником программирующего конфликта нередко является оперативное родовспоможение. Его осуществляют при наличии определенных показаний со стороны матери и плода. Но при этом следует учитывать, что ребенок, рожденный естественным путем, во время прохождения по родовым путям приобретает «бойцовские» качества, и это становиться частью его собственного мира.
В то же время многие дети после кесарева сечения, вырастая, все также не способны совершить «усилие добиться чего бы то ни было»: начиная одно дело, они бросают его и берутся за другое, которое тоже бросают. У них может отмечаться тенденция при достижении целей рассчитывать на других людей.
Психологию плода сегодня следует изучать каждой женщине, планирующей стать мамой. И тогда малыш родиться здоровым и счастливым!
Источник
Наверное, каждая женщина, ожидающая появления своего малыша на свет, готова под микроскопом разглядывать превращение крохотного комочка в милое тельце младенца. Но, к сожалению, пока такой возможности нет.
Хотя современная медицина уже предоставляет массу способов для изучения развития ребёнка в утробе матери. Конечно, приятно и интересно узнавать о том, что у твоего будущего малыша забилось сердечко или сформировались все пальчики.
Однако, информация эта необходима и для того, чтобы ещё до рождения, в случае необходимости, начать влиять на его физическое и психическое развитие.
Основные этапы внутриутробного развития
Многие женщины, уже на стадии планирования беременности, начинают усиленно заботиться о своём здоровье. Пересматривают рацион, отказываются от вредных привычек, принимают фолиевую кислоту.
Традиционно, этапы развития ребёнка в утробе матери делят на 3 триместра, каждый из которых длится три месяца или 90 дней и характеризуется значимыми изменениями в жизнедеятельности плода.
Состояние женщины на ранних и поздних сроках беременности тоже обычно неодинаково. Наблюдаются колебания в пищевом поведении и настроении.
Рассмотрим подробнее развитие ребёнка в утробе матери по неделям.
Первый триместр беременности
- 1 и 2 недели беременности можно назвать «условными», поскольку это ещё не зарождение новой жизни, а подготовка к нему. Изменяется гормональный фон в организме женщины, яйцеклетка готовится к оплодотворению;
- 3 неделя считается периодом зачатия и приходится на середину менструального цикла. Женщина обычно ещё не ощущает каких-либо признаков беременности, хотя могут появиться тянущие боли внизу живота или начнёт меняться пищевое поведение (читайте по теме: Беременность 3 недели, болит живот>>>);
- На 4 неделе уже идёт активное развитие эмбриона. Он ещё совсем не похож на будущего ребёнка, но уже закладывается формирование головы, мозга, позвоночника, мышц. Появляется и начинает биться сердечко;
- К концу 1 месяца внутриутробного развития у эмбриона заметны очертания ручек, ножек, ушей и глаз. Он уже успел вырасти в десять тысяч раз!
Именно поэтому первый триместр является ключевым в развитии плода.
- На 5-6 неделях развития у ребёнка продолжается формирование внутренних органов (желудка, печени, почек, лёгких), кровеносной системы. Различимыми становятся пальчики. Обычно женщина начинает замечать первые признаки беременности, может появиться токсикоз (актуально: Тошнота во время беременности>>>);
- 7-8 недели характеризуются появлением вестибулярного аппарата, как основного органа чувств ребёнка. У малыша уже есть веки, челюсти. Развивается скелет, формируются суставы. Ребёнок мимикой может реагировать на внешние раздражители, прикосновения;
В это же время он начинает шевелиться, но движения пока не ощутимы для будущей мамы, поскольку малыш ещё слишком мал. Вес его составляет 2-4 г, а длина – 12-15 мм. С помощью специального прибора (стетоскопа) уже можно услышать сердцебиение ребёнка.
- На 9-10 неделях у ребёнка на пальцах появляются кожа и ногти. Формируются половые органы. В головном мозге интенсивно развивается мозжечок, призванный отвечать за координацию движений. Происходит дальнейшее формирование костей скелета, черепа;
В этот период возрастает потребность женщины в употреблении продуктов с высоким содержанием кальция. Читайте статью по теме: Глюконат кальция при беременности>>>).
Интересно! По истечении 9 недель беременности заканчивается эмбриональный период внутриутробного развития и начинается фетальный. С 10 недели эмбрион становится плодом. У него уже заложены практически все органы. В последующие недели идёт их активное созревание и развитие.
- На 11-13 неделях происходит значительное увеличение головы ребёнка, за счёт развития головного мозга. Начинают расти первые волосики. Ребёнок может сосать большой палец руки, сгибать и разгибать конечности.
У него уже функционируют почки, выделяя мочу. Сформированы корни молочных зубов. Малыш чувствует шум, реагирует на звуки, тепло. Он воспринимает движения, которые передаются от мамы: если она бездействует, то и он спокоен, если она активна, то и ребёнок начинает шевелиться.
Кстати, в этот период уже можно определить, кто же прячется в животике: мальчик или девочка. Интересная статья по этому вопросу: Определение пола ребенка по УЗИ>>>.
Первый триместр завершается и, примерно с 14 недели, начинается более спокойный период для женщины, ведь угроза выкидыша значительно снижается.
К тому же, обычно, если на ранних сроках беременности будущую маму беспокоил токсикоз, то во втором триместре он отступает, женщина чувствует себя намного лучше.
Второй триместр беременности
- 14-15 недели;
- Завершается формирование головы, ручек, ножек;
- Весит ребёнок примерно 110 г, а его рост составляет 12 см.;
- Его движения становятся более скоординированными;
- У малыша появляются вкусовые ощущения, он может реагировать на вещества, которые попадают от мамы в амниотическую жидкость;
- Количество выделяемой мочи у ребёнка становится больше.
- На 16-17 неделях внутриутробного развития вот, что происходит:
- Кожа ребёнка розовеет;
- Он совершает хватательные движения, моргает, может открывать и закрывать ротик;
- Малыш вырастает до 18 см и весит 150 г (вес может колебаться до 200 г);
- Он часто заглатывает амниотическую жидкость;
- Пропорции головы превышают пропорции тела;
- Всем, кто ещё не начал разговаривать со своим ребёнком, следует начать это делать в данный период. Это способствует установлению лучшего контакта мамы с малышом и в дальнейшем – развитию речи.
- 18-19 недели;
- Ощутимыми становятся шевеления плода (читайте: Шевеления на 18 неделе беременности, шевеления>>>);
- Ребёнок слышит сердцебиение матери и течение её крови по сосудам;
- Идёт активное развитие лёгких и бронхов;
- Начинает работать селезёнка.
- Примерно с 20-21 недели активность ребёнка заметно возрастает:
- Он перемещается в матке, толкается, двигает конечностями, может играть с пуповиной и даже улыбаться;
- Малыш более чётко начинает различать интонации. Чем больше мама будет петь ему приятные песни, тем лучше для развития его слуха;
- В кишечнике ребёнка начинает образовываться первый кал – меконий;
- Малыш интенсивно растёт (длина около 30 см) и прибавляет в весе (весит 500-600 г).
- На 22-23 неделях соотношение головы и тела становится более пропорциональным. В этот период отмечается новый виток в развитии нервных связей и головного мозга. Происходит накопление жировой ткани. Подробнее вы можете прочитать в статье 22 неделя беременности>>>;
- 24-25 недели;
- У ребёнка наблюдается связь мимики с эмоциями;
- Он может улыбаться, если ему комфортно или сердиться, если он недоволен и, при этом, на лицо соответствующее выражение: напряжены мышцы вокруг глаз, губы сжаты. Это подтверждают фото развития ребёнка в утробе матери;
- Некоторые исследования свидетельствуют о том, что малыш, в этот период, способен видеть сны;
- Его кожа еще очень нежная и покрыта специальной смазкой;
- Родившийся на данном сроке ребёнок способен выжить.
- К 26-27 неделе внутриутробного развития все органы малыша сформировались;
- Его вес колеблется от 800 до 1200 г. Рост: 32-35 см.;
- С началом функционирования эндокринной системы, происходит интенсивная выработка собственных гормонов.
Если учитывать развитие ребёнка в утробе матери по месяцам, то данный период знаменует окончание шестого месяца беременности.
Третий триместр беременности
- 28-29 недели;
- Ребёнок может самостоятельно дышать;
- Он время от времени открывает глазки;
- В матке малышу становится всё теснее, он начинает принимать нормальное для родов положение: голова располагается внизу;
- Интенсивно растёт головной мозг, увеличивается количество извилин;
- Ребёнок способен узнать голос матери среди других.
- 30-31 недели;
- Во время бодрствования у ребёнка глазки открыты, а когда спит – закрывает их. При ярком свете он жмурится;
- Кожа малыша утолщается, приобретает ярко-розовый цвет;
- Увеличиваются в размере органы пищеварения;
- Растёт мышечная масса.
- 32-33 недели внутриутробного развития;
- В этот и последующий период, рост плода и прибавка в весе становятся очень стремительными. Его длина 40-45 см, вес 1500-2000 г.;
- Идёт формирование иммунитета;
- Кожа разглаживается, под ней появляется жировой слой;
- Ребёнок становится всё активнее и ему всё теснее находиться в матке;
- Продолжается развитие нервных связей.
- 34-35 недели;
- В этот период укрепляются кости малыша, поэтому, довольно часто, женщине требуется дополнительный приём кальция;
- Продолжается развитие мышечной массы;
- Ногти полностью выросли;
- С кожных покровов исчезает пушок;
- Лёгкие полностью сформированы, готовы к дыханию;
- Активно развивается сосательный рефлекс, указывающий на то, что ребёнок готовится к правильному приёму пищи, необходимому после рождения;
- Кал, накопившийся в кишечнике, выйдет в первые часы жизни родившегося малыша;
- Эти недели для женщины могут ознаменоваться появлением первых тренировочных схваток.
- 36-37 недели;
- Полностью сформированы половые органы, сердце. Ребёнок готов к рождению;
- Шевеления становятся всё более ощутимыми;
- Лицо малыша округляется из-за жировой прослойки;
- Хрящи уплотняются;
- Беременность свыше 37 недель является доношенной. При отсутствии патологий и нормальном весе плода (примерно 2500-2700 г), роды на данном сроке, чаще всего, проходят успешно.
- 38-39 недели;
- Происходит рост волос на голове (они могут быть до 2 см);
- Окончательно определяется положение малыша в утробе матери;
- В его печени накапливается железо, необходимое для жизнедеятельности после рождения;
- Завершается развитие целого комплекса рефлекторных реакций;
- Начинает раскрываться шейка матки (по этому вопросу читайте статью: Подготовка шейки матки к родам>>>).
- 40-42 недели проходят в ожидании родов;
- Завершены все стадии развития ребёнка в утробе матери;
- К этому времени его вес обычно составляет 3000-3500 г и более, рост – от 49 до 55 см (в редких случаях – больше);
- В некоторых случаях, длительная беременность приводит к перенашиванию плода, тогда может производиться стимуляция родов, чтобы избежать негативных последствий для малыша и мамы.
Казалось бы, почти целый год предстоит вынашивать младенца, заботиться о его и своём здоровье, волноваться о том, чтобы беременность прошла без ущерба для его развития. Но этот период проходит настолько стремительно, что большинство женщин не сразу успевают осознать, что стали молодыми мамами.
И, чем больше было проявлено внимания к малышу, общения с ним в процессе беременности, тем сильнее связь женщины с ребёнком на момент появления его на свет и тем легче должны пройти роды.
А главная задача мамы в этот период – помочь малышу почувствовать, что жизнь рядом с ней и с другими родственниками также безопасна и ещё более интересна и разнообразна, чем в её животике.
Читайте также:
- Что нельзя делать при беременности?
- Приданое для ребенка
- Прогулки при беременности
Источник
С точки зрения поведения между новорожденным и 32-недельным плодом есть небольшая разница. Результаты новых исследований дали основание предполагать, что плод может чувствовать, видеть сны и даже получать удовольствие от прослушивания «Кота в сапогах». В обсуждениях абортов об этом никогда не говорится.
Сцена, которая всегда будет вызывать мурашки по телу: малыш, всего несколько секунд от роду, все еще влажный от выделений из матки, берется на руки уставшими, но счастливыми родителями. Они с восхищением наблюдают тем, как их ребенок напрягается и корчится, кривит рот, издавая звуки, и открывает глаза. Для каждого, кто наблюдает эту трогательную сцену, становится очевидным: появление на свет – это точка отсчета всего, начало начал.
«Но это не так,» – заявляет Джанет ДиПетро, психолог из Университета Джонс Хопкинс – «Рождение – это большое событие, но это обычный факт в развитии. Ничего интересного с точки зрения неврологии не происходит».
Применяя сложнейшее высокочувствительное оборудование, ДиПетро и другие ученые наблюдают сегодня за тем, как плод развивается в утробе матери. На 32 неделе беременности – за два месяца до того, как ребенок будет готов к появлению на свет «в срок», – плод ведет себя практически как новорожденный. И это продолжается все следующие 12 недель.
Опровергая ранее существующие представления о жизни младенцев в утробе матери, последние исследования ученых доказывают:
К 9 неделям плод может икать и реагировать на громкие звуки. К концу второго триместра он может слышать.
Совсем как взрослые, плод переживает стадию быстрого сна (сон с быстрым движением глаз).
Плод пробует пищу матери, впервые улавливая предпочтения в еде, присущие культуре, еще в утробе.
Среди прочих умственных умений, плод может отличить голос матери от голоса незнакомого человека, а также реагировать на знакомую сказку, прочитанную ему.
Даже недоношенный ребенок все осознает, чувствует, реагирует и приспосабливается к тому, что его окружает.
Плод реагирует на определенные стимулы, но это не значит, что это должно стать целью более глубоких исследований. Фактически сенсорная стимуляция плода может привести к аномальной адаптации в дальнейшем.
Сегодня ученые знают, что основы человеческого поведения начинают закладываться очень рано – фактически спустя несколько недель после зачатия. Задолго до того, как женщина обычно узнает о своей беременности, уже начинают формироваться мозговые клетки эмбриона. К 5 неделям орган, похожий на маленького червячка, уже начинает самый важный этап в человеческом развитии: формирование складок и извилин коркового слоя, участка мозга, который в последствии позволит растущей личности двигаться, думать, говорить, планировать и творить.
К 9 неделям развивающийся мозг эмбриона позволит ему шевелить телом, икать и реагировать на громкие звуки. К 10 неделям – шевелить руками, «дышать» околоплодной жидкостью, разжимать челюсть и вытягиваться. К концу первого триместра он зевает, сосет и глотает, а также чувствует запах и прикосновения. К концу второго триместра он может слышать, а концу беременности и видеть.
Восприимчивость плода
Ученые, которые ежедневно наблюдают за развитием плода, считают, что большую часть времени плод спит, а не отрабатывает свои новые умения. На 32-й неделе сон занимает 90-95% времени в сутки. Часть этого времени плод спит глубоким сном, часть – быстрым сном, и еще часть он находится в промежуточном состоянии, которое является результатом деятельности развивающегося мозга, и которое отличается от сна новорожденного, ребенка и взрослого. В стадии быстрого сна плод двигает глазами подобно тому, как это делают взрослые, и многие ученые считают это сном. ДиПетро предполагает, что плод видит сны о том, что он знает – об ощущениях, которые он испытывает в утробе.
Ближе к появлению на свет плод спит от 85% до 90% времени, как новорожденный. В промежутках между моментами короткого сна плод испытывает «что-то вроде периода бодрствования», – таково мнение эволюционного психолога, кандидата наук Уильяма Файлера, который совместно с коллегами из университета Колумбии наблюдает циклы сна и бодрствования для того, чтобы выявить примеры нормального и аномального развития мозга, а также сделать возможные прогнозы относительно синдрома внезапной смерти новорожденного. «Мы фактически спрашиваем плод: на что ты обращаешь внимание? Адекватно ли действует твоя нервная система?» – говорит Файлер.
Движения плода
Независимо от того, спит или бодрствует человеческий эмбрион, он производит более 50 движений в час, изгибая и растягивая тело, двигая головой и мышцами лица, конечностями, исследуя свое теплое и влажное пространство на ощупь. Хайделайз Альс, кандидат наук, психолог-эволюционист Гарвардского медицинского колледжа, говорит: «Удивительно, сколько тактильных ощущений испытывает эмбрион: он прикасается рукой к лицу, одной рукой к другой руке, соединяет стопы, прикасается стопой к ноге, рукой к пуповине».
Альс уверена, что между условиями жизни недоношенных детей в больницах и условиями, в которых они бы развивались внутриутробно, есть несоответствие. Многие годы она работала над тем, чтобы изменить условия, в которых развиваются недоношенные дети, таким образом, чтобы они могли изгибаться, держать колени вместе и прикасаться руками к предметам, как они делали бы внутри утробы на протяжении еще нескольких недель.
Наряду с этими простыми движениями ДиПетро также отмечает несколько странных действий плода, например, «облизывание стен матки и буквально прогулки по чреве – отталкивание ногами от стенок матки». В отличие от первенцев, второй и следующие дети имеют в распоряжении гораздо больше пространства для этих маневров. После первой беременности матка становится больше, пуповина длиннее, что позволяет плоду свободно двигаться внутри. Второй и следующие дети могут иметь более развитую внутриутробную моторику и быть более активными после рождения, – предполагает ДиПетро.
Плод внимательно наблюдает за движениями матери. «Когда мы наблюдаем за эмбионом на УЗИ, и мать начинает смеяться, мы можем заметить, как он переворачивается вниз головой, «пружинит» на голове, как на трамплине, «бум-бум-бум», – говорит ДиПетро. «Когда мать видит это на экране, она еще сильней начинает смеяться, а эмбрион еще чаще «прыгать». А мы удивляемся, почему взрослея, люди любят кататься на американских горках».
Вкусовые ощущения плода
Причины того, что взрослые люди любят острый перец и пряные приправы, возможно, также связаны с внутриутробным развитием. К 13-15 неделям зачатки вкусовых рецепторов уже выглядят как у взрослых, и врачи знают, что околоплодная жидкость, окружающая эмбрион, на вкус напоминает смесь карри, тмина, чеснока, лука и других специй с материнского стола. Ощущают ли их эмбрионы, еще не выяснено, но ученые обнаружили, что недоношенные дети, рожденные на 33-й неделе, сильнее сосут подслащенную соску, чем простую резиновую.
«В течение последнего триместра плод проглатывает до литра околоплодных вод в день», – отмечает Джули Менелла, кандидат наук, биопсихолог из Центра Монелл, изучающего ощущения, возникающие под действием химических раздражителей, в штате Филадельфия. Она считает, что вкус околоплодных вод может служить «переходным звеном» к вкусу грудного молока, которое также содержит привкус продуктов с материнского стола.
Слуховые ощущения плода
Неясно, ощущает эмбрион вкус или нет, но то, что он слышит, не вызывает сомнений. Появившийся на свет недоношенный ребенок (24-25 недель) реагирует на звуки вокруг него, – говорит Альс, – то есть его слуховой аппарат должен функционировать еще в утробе. Многие беременные отмечают внутри толчки и внезапные удары сразу после того, как захлопнулась дверь, или завелся двигатель автомобиля.
Материнская утроба не является тихим местом, даже если вышеописанные звуки не проникают вовнутрь. Ученые, поместившие гидрофон в матку беременной женщины, уловили с его помощью звуки, похожие на фоновый шум в квартире, – сообщает ДиПьетро. Это звуки, издаваемые при движении крови по сосудам матери, урчание в ее животе и кишечнике, а также тембр ее голоса, «отфильтрованный» через ткани, кости и жидкости, голоса других людей, проходящие сквозь стенки матки. Файфер обнаружил, что сердечный ритм плода замедляется, когда мать говорит, он предположил, что плод не только слышит и узнает звуки, но и успокаивается, слыша их.
Зрительные ощущения плода
Зрение развивается последним. Ребенок, рожденный значительно недоношенным, может видеть свет и формы. Ученые предполагают, что плод обладает той же способностью. Как в утробе нет абсолютной тишины, так и нет абсолютной темноты. Файлер считает: «Возможно, имеется достаточно зрительных раздражителей, проходящих через ткани материнского организма, чтобы плод мог реагировать, когда мать находится в ярко освещенном помещении, как например, при приеме солнечных ванн”.
Японские ученые сообщают даже об особых реакциях плода на вспышки света рядом с животом матери. Тем не менее, другие исследователи считают, что подвергать плод (или недоношенного ребенка) воздействию света раньше, чем он будет способен его воспринимать, может быть опасным. Высокая концентрация кислорода в воздухе долгое время считалась причиной нарушений сетчатки у недоношенных детей, в то время как фактически они могли быть вызваны избыточным воздействием света на определенном этапе развития, говорит Альс из Гарварда.
Мозговые клетки шестимесячного плода, рожденного примерно на 14 недель раньше положенного срока, не готовы воспринимать сигналы от глаз, передавать их в отдел головного мозга, отвечающий за зрение, и оттуда в лобные доли, где интегрируется зрительная информация. Когда плод вынужден видеть слишком много и слишком рано, – говорит Альс, – форсированные зрительные ощущения могут привести к аберрациям (отклонениям) в развитии головного мозга.
Познавательная деятельность плода
Наряду со способностью чувствовать, видеть и слышать, плод обладает способностью изучать и запоминать. Эти виды деятельности могут быть рудиментарными, автоматическими и даже вызванными биохимическими реакциями. Например, плод, впервые реагируя на раздражитель, со временем прекращает это делать при регулярном повторении того же раздражителя. Файфер обнаружил, что, реагируя на голос матери, плод демонстрирует примитивный способ запоминания, называемый привыканием.
Но плод проявляет гораздо большие способности. В 80-х годах профессор психологии и кандидат философских наук Энтони Джэймс Ди Каспер с коллегами из университета Гринсборо (штат Северная Каролина) провели исследование, доказавшее, что ребенок может изменять темп сосания груди в зависимости от музыки, звучащей в данный момент в надетых на него наушниках. С помощью этого исследования Ди Касперу удалость показать, что в течение нескольких часов после рождения ребенок уже может отличить голос матери от голоса другого человека, а также сделать предположение о том, что ребенок узнал и запомнил его еще в утробе матери в последние месяцы беременности, хотя не факт, что он сделал это сознательно. Совсем недавно Ди Каспер обнаружил, что новорожденный предпочитает слушать сказки, ранее слышанные им в утробе – «Кот в сапогах» в данном эксперименте, – а не новые истории, рассказанные ему вскоре после рождения.
Но и это еще не все. Новорожденные не только могут отличить речь матери от речи другого человека, – они запоминают и узнают даже мелодику и элементы речи матери. Установлено, что младенцы предпочитают слышать речь матери на родном языке, нежели ее же или речь другого человека на иностранном.
Наблюдая за изменениями сердечного ритма плода, психолог, кандидат наук Жан Пьер Леканю вместе со своими коллегами из Парижа также подтвердили, что ребенок уже в утробе матери различает как тембр голоса, так и элементы речи: он успокаивался при чтении знакомой сказки знакомым голосом, изменение же голоса чтеца или текста сказки уже не вызывали изменений в его поведении.
Плод реагирует на изменение тембра голоса и темпа сказки, а не на определенные слова, – отмечает Файфер, – но вывод тот же: плод может слышать, запоминать и вспоминать услышанные им внутриутробно звуки, и ему (как и всем нам) нравится ощущение комфорта и спокойствия, исходящее от знакомого.
Личность плода
Не секрет, что дети рождаются с определенными отличительными особенностями поведения, которые определяют их темперамент. Но каким образом и на какой стадии внутриутробного развития закладываются особенности поведения плода – является предметом глубоких исследований.
Первое официальное исследование темперамента плода было проведено Ди Пьетро и его коллегами в 1996 году. Они фиксировали сердцебиение и двигательную активность плода 6 раз, начиная с 31-й недели и до рождения, а затем сравнили с аналогичными данными после рождения (с эксперименте были исследованы более 100 детей). В результате было обнаружено следующее: дети, которые были активны еще в утробе матери были более возбудимы после рождения. Те же, которые имели нерегулярный режим сна и бодрствования внутри утробы матери, спали меньше и хуже и после рождения.
«Поведение не начинается с рождения, – говорит Ди Пьетро, – оно начинает складываться задолго до этого и развивается по определенным законам». Одним из наиболее важных факторов, влияющих на развитие, являются окружающие плод условия жизни. По словам Альс из Гарварда, плод получает огромное количество гормонов от матери, поэтому на его хронобиологические ритмы влияют циклы сна и бодрствования матери, ее порядок приема пищи, ее движения.
Гормоны, вырабатываемые матерью под действием стресса, также могут иметь важное значение. Ди Пьетро обнаружил, что чем больше подвержена стрессу будущая мать, тем более активен плод, и тем более восприимчив к раздражителям ребенок. «Наибольшее количество стресса испытывает в период беременности работающая женщина,» – говорит Ди Пьетро, – «В наши дни женщины работают практически до самого дня родов, несмотря на то, что возможные последствия еще не изучены до конца. Так принято в нашей культуре, но я считаю это неразумным».
Альс соглашается с тем, что работа может стать огромным стрессом, но подчеркивает, что гормоны в период беременности помогают блокировать стресс и у матери, и у плода. Индивидуальные реакции на стресс тоже имеют значение. «Беременная женщина, которая решила работать, отличается от женщины, которая решила не работать», – объясняет она.
Она также отличается и от женщины, которая вынуждена работать. Исследования Ди Пьетро показали, что плод малообеспеченной женщины отличается нейроповеденчески – он менее активен, с более слабым сердцебиением, чем плод женщины среднего класса. “Кроме того, малообеспеченная женщина подвержена большему стрессу во время работы, чем женщина среднего класса”, – отмечает она. Ди Пьетро предполагает, что несбалансированное питание и проблемы окружающей среды также могут серьезно повлиять на развитие плода у малообеспеченных женщин.
Все стрессы, диеты и токсины, вместе взятые, могут оказать вредное воздействие на умственное развитие. Современные исследования, проведенные биостатистиком, кандидатом наук Берни Дэвлином, в университете Питтсбурга, показали, что гены, возможно, влияют на коэффициент умственного развития гораздо меньше, чем считалось ранее, а также то, что внутриутробные условия развития плода могут оказать существенно большее влияние. «Наши старые представления об условиях, влияющих на плод до его рождения, и о кормлении после рождения требуют пересмотра», – настаивает Ди Пьетро, – «Антен?