Физическое и психическое развитие ребенка от 3 лет что это

Физическое и психическое развитие ребенка от 3 лет что это thumbnail

 ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА от 3 до 4 лет

Вторая младшая группа

Физическое развитие. Возрастают физические возможности воспитанников. К четырем годам рост ребенка достигает 96 – 107 см, масса тела 14,4 – 18,9 кг. Продолжается интенсивное развитие структуры и функций головного мозга.

Дети в этом возрасте уже имеют значительный двигательный опыт: владеют всеми основными движениями, умеют использовать их в самостоятельной деятельности в зависимости от обстановки, условий; проявляют в движениях элементарные физические качества (ловкость, быстроту, выносливость). Движения становятся более разнообразными и координированными. Дети ощущают потребность в движении, полное удовлетворение которой способствует физическому и психическому развитию. При выполнении движений преобладают игровые мотивы (с удовольствием подпрыгивает – как зайчик, легко бегает на носках – как мышка, и т.д.). Индивидуальные различия в объеме, продолжительности содержания двигательной деятельности значительны.

Социально-нравственное и личностное развитие. Начинается активное познание социального мира. Объектами пристального внимания воспитанников становятся человек, его деятельность, поведение, отношения. Развитие социального восприятия происходит по двум направлениям – восприятие мира взрослых и восприятие сверстников. Желание стать взрослым, говорить, как он, становится движущей силой развития ребенка. Он стремится вычленить, осознать, затем воссоздать в игре отношения, доступные его восприятию. У ребенка этого возраста активно развивается представление о себе как о члене семьи, происходит осознание родственных связей и опосредованных ими эмоционально-моральных отношений. Он радуется успехам, удачам близких, проявляет чуткость к их переживаниям, способен проявить внимание к ним. Общение со взрослым в начале четвертого года жизни еще имеет деловую мотивацию, но к концу прослеживается выраженный игровой мотив. Взаимодействие строится на предметно-игровой основе. Содержание отношений определяется взаимными бытовыми и игровыми интересами при ведущей роли взрослого в начале четвертого года жизни с постепенной активизацией игровой позиции ребенка к концу года. Отмечается особенная чувствительность воспитанников к тону, настроению и отношению к себе со стороны окружающих.

На четвертом году жизни ребенок открывает для себя сверстника как партнера, стремится к общению и сотрудничеству с ним. Развитие личности каждого ребенка имеет свои особенности. Одни дети самоуверенны, активны – и в этом находит отражение их позитивное “Я”; другие стеснительны, нерешительны. Педагог помогает воспитаннику увидеть его собственные достоинства, быть признанным среди сверстников, научиться дружить. Коммуникативная деятельность отличается активностью и стремлением действовать не только “рядом”, но “вместе” со сверстником. При этом воспитанники используют почти в равной степени как неречевые (экспрессивно-жестовые, мимические), так и речевые средства.

У воспитанников развивается не только “Я-актуальное”, но и динамическое “Я”: они способны представить себя в прошлом или в будущем. На основании представлений о своем “Я” путем оценок педагогов, сверстников, близких, в процессе активной деятельности, общения формируется самооценка дошкольника. Сначала – общая, позже все отчетливее проявляется способность к осознанной, дифференцированной оценке своих достижений в конкретных видах деятельности (хорошо рисую, хорошо пою и танцую). С развитием самооценки ребенка тесно связано чувство стыда и гордости. Однако теперь ребенок гордится не только и не столько наличием самого умения, достижения, сколько его качеством (хорошо рисую машинку, быстро бегаю и т.д.).

Появляется ролевая игра. В игре ребенок строит игровые цепочки, передавая последовательность близких его бытовому опыту действий, берет на себя роли, но не обозначает их, подчиняя им свое поведение. Усложняется сюжет и содержание игр. Сами игры приобретают более устойчивый характер, увеличивается количество их участников. Постепенно ребенок овладевает способом замещения: наряду с реальными предметами использует предметы-заместители. Совместные игры начинают преобладать над индивидуальными и играми рядом. Однако достаточной согласованности между участниками такой игры еще нет и продолжительность ее невелика. В процессе игрового взаимодействия воспитанники постепенно овладевают коммуникативными умениями, способами словесной регуляции действий.

Среди значимых видов деятельности, которыми овладевают воспитанники четвертого года жизни, выделяются изобразительная, музыкальная, художественно-речевая. Высокая эмоциональность, чувствительность, реактивность, преимущественно образное мышление детей этого возраста способствуют их успешному развитию.

Начинают формироваться предпосылки трудовой деятельности. Возрастают возможности детей в овладении навыками самообслуживания, они включаются в бытовую деятельность взрослых, труд в природе, осваивают способы действий с предметами-орудиями (начинают пользоваться лопаткой, молоточком и т.д.), приобретают элементарные трудовые умения и навыки. Несмотря на растущую самостоятельность детей, роль взрослого в их жизни очень велика. Основные побуждения к общению со взрослыми у детей начинают переходить из сферы чисто практической (совместного выполнения действий) в сферу познавательную: взрослый начинает выступать как источник разнообразных сведений об окружающем мире.

Познавательное развитие. Четвертый год жизни имеет важнейшее значение для развития чувственных форм познания. В структуре детского восприятия происходят существенные изменения. В разных видах деятельности создаются условия для активного сенсорного развития воспитанников. От опредмечивания и предэталона (овал – как огурец) они переходят к овладению сенсорными эталонами и их количество возрастает. Совершенствуются и обследовательские перцептивные действия, способствующие формированию наглядного образа при восприятии предметов. Накопление богатого сенсорного опыта воспитанников является важным условием развития образных форм психической деятельности – образной памяти, наглядно-образного мышления, воображения.

Совершенствуется предметное восприятие, оно становится анализирующим, осознанным, продуктивным. В процессе восприятия внешних признаков (формы, размера, цвета, расположения) у ребенка формируются представления о внутренних свойствах предметов. Он узнает предметы по определенному признаку, объединяет их в группы с опорой на самостоятельно выделенный признак.

Формируются ориентировочно-исследовательские действия, которыми ребенок пользуется при выполнении практических задач, активно используются приемы поисковой пробы, практического примеривания, зрительного соотнесения. Он продолжает знакомиться с функциональными, внутренними свойствами объектов в предметной деятельности (познавательные установки “Что с ним делать?”, “Что он делает?”), что позволяет ему устанавливать сначала самые простые, а потом более сложные связи и зависимости (причинные, родовидовые, часть – целое и др.). Совершенствуются орудийные действия, действия экспериментирования. Наряду с наглядно-действенным развивается наглядно-образное мышление, основу которого составляют не реальные объекты, а представления о них.

У детей начинает проявляться воображение. Ребенок начинает выделять вымышленное и отличать его от реального.

В деятельности воспитанников возникает произвольное внимание, способность сосредоточиться и удерживать его достаточно долго, если объект ему интересен. Появляющаяся произвольность существенно изменяет поведение ребенка. Теперь он в состоянии специально запоминать и в нужный момент припомнить правила и изменить в соответствии с ними свое поведение. Он способен внимательно разглядывать что-либо не только потому, что ему интересно, но и для того, чтобы сравнить предметы, открыть в них что-то новое.

В процессе освоения учебной программы педагоги продолжают решать задачи развития психических познавательных процессов воспитанников в условиях реализации содержания всех образовательных областей.

Сенсорика развивается при условии:

активного совершенствования всех органов чувств посредством свободных действий с природным материалом (глиной, песком, водой и др.) и простыми безопасными инструментами (деревянными брусками, пластилином, красками и др.); активного восприятия предметов в процессе практических действий;

совершенствования умения ориентироваться в окружающем мире;

развития мелкой моторики рук путем овладения новыми предметно-орудийными действиями (использование кисточки и др.), использования мелких предметов в игре и деятельности;

формирования представлений о предметах и явлениях, об их свойствах и качествах;

овладения словесными описаниями действий, свойств и качеств (сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др.), использования их как мерки, с которой сопоставляются особенности воспринимаемых предметов (например, соотношение по величине между тремя предметами: большой – маленький – самый маленький).

Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного (как преобладающего) мышления осуществляется в условиях:

формирования знаковой функции сознания (действия со словами как со знаками, использование игрушек-заместителей и др.);

овладения простейшими наглядными пространственными моделями в процессе игры, рисования, конструирования и других видов деятельности (наглядный образец рисования, последовательность выполнения действий, последовательность рассказывания сказки и т.д.);

овладения способами группировки предметов на основе одного из общепринятых представлений (по цвету, форме, величине, принадлежности к понятию);

установления простых причинно-следственных связей между воспринимаемыми предметами и явлениями (обрезаем углы у квадрата – получаем круг, пригрело солнышко – растаял снег и т.п.); побуждения сравнивать, различать, называть;

развития умений действовать по образцу (или по собственному несложному плану);

развития любознательности (особенно к причинам явлений), стимулирования умения задавать вопросы о предметах и их разнообразных взаимосвязях, не наблюдаемых непосредственно, и о качествах человека;

подкрепления произвольности мышления и произвольности поведения.

Активизация непроизвольного запоминания и воспроизведения информации, полученной при помощи органов чувств, запоминания и воспроизведения разнообразного материала способствует развитию памяти.

Развитие внимания происходит при условии:

стимулирования устойчивости детского внимания при помощи словесных напоминаний и указаний на основе интереса к предметам и явлениям, в игре;

создания эмоционально окрашенных ситуаций восприятия окружающей жизни, смены форм деятельности;

стимулирования сосредоточения внимания в процессе игровой деятельности (продолжительность сюжетно-ролевых игр 0,5 – 1 ч).

Реализация содержания учебной программы способствует решению задач развития воображения у детей:

расширению возможности замещать реальные вещи и события воображаемыми (развитие знаковой функции сознания);

обогащению воображения через игровую деятельность, рисование, слушание сказок (рассказов), музыки, использование в игре предметов-заместителей;

обучению построению замысла игры;

обогащению личного опыта воспитанника как основы развития воображения.

Ребенок в образовательном процессе познает окружающий мир, обучаясь и совершенствуя способы познания. Программным содержанием является:

развитие внеситуативно-познавательной формы общения со взрослым, направленной на установление чувственно не воспринимаемых взаимосвязей в физическом мире (вопросы “Что это?”, “Зачем?”, “Почему?”);

побуждение к “теоретическому” сотрудничеству со взрослым (совместное обсуждение событий, явлений, взаимоотношений в предметном мире), сменяющему сотрудничество практическое;

простейшее экспериментирование во всех видах деятельности;

простейшее моделирование.

Речевое развитие. Активный и пассивный словарный запас значительно увеличивается, обогащается словами обобщающего характера, глаголами, названиями предметов, их свойств и отношений. Ребенок постепенно овладевает способами словоизменения и словообразования. Начинается период активного словотворчества: ребенок придумывает различные формы от уже имеющихся у него в лексическом запасе слов. Совершенствуется звуковая сторона речи. Однако у многих детей еще имеется нарушение звукопроизношения (групп свистящих, шипящих, сонорных, аффрикат).

Ребенок активно начинает устанавливать и понимать элементарные причинно-следственные, временные связи между предметами и явлениями. В нескольких предложениях он способен передать содержание собственных впечатлений от игры, прогулки и др. Рассказы из личного опыта свидетельствуют об осознании ребенком собственного опыта, наличии образов-представлений. Огромное значение приобретает познавательная функция речи – в общении со взрослым и сверстниками ребенок задает пытливые вопросы. Возникают различные виды словесной регуляции. В речи детей преобладают высказывания, в которых фиксируется содержание выполненного действия. Речь становится частью самого действия – ребенок действует и одновременно говорит, сообщает о содержании следующего действия (Сейчас поставлю чашку и т.д.).

Эстетическое развитие. В изобразительной деятельности и конструировании дети переходят к намеренному изображению предметов, хотя способы их реализации еще несовершенны. Четвертый год жизни – время становления предметного рисунка, изобразительных движений, действий с воображаемыми объектами, в основе чего лежит способность к воображению. В рисовании возможности ребенка начинают определяться графическими образами-представлениями о том, как изображаемый предмет должен выглядеть на бумаге. Постепенно количество графических образов возрастает, расширяется диапазон изображаемых ребенком предметов.

Воспитанники проявляют эмоциональную отзывчивость на музыку. Они различают контрастное настроение музыки, узнают знакомые произведения, называют их. Различают звуки по высоте, тембры музыкальных инструментов. Дети хорошо подстраиваются к голосу педагога, начинают петь протяжно.

У воспитанников повышается восприимчивость к художественным произведениям, к некоторым элементам художественной формы (ритму, рифме). Совершенствуются способности к восприятию и повторению речевого материала, в том числе на белорусском языке. Они различают поэтический и прозаический тексты, у них растет интерес к слушанию сказок и стихотворений, усиливается стремление подражать речевым интонациям взрослых.

Развиваются и эстетические чувства воспитанников. Они сопереживают героям любимых сказок, неравнодушны к музыке, краскам природы, книжной графике, используют цвет как средство передачи своего отношения к людям, предметам окружающего мира в рисунках, аппликации. В процессе деятельности и общения с окружающими ребенок способен проявить не только симпатию (антипатию), но и чувство товарищества, дружбы. Он живет преимущественно в мире чувств и эмоций. И не только положительные эмоции владеют им. Озабоченность могут вызвать такие эмоциональные проявления, как конфликтность, депрессия, тревога, чувство неполноценности, агрессивность. Вообще же дошкольникам этого возраста свойственны позитивные эмоции, высокая заражаемость эмоциональным состоянием других детей, взрослых.

Источник

Татьяна Филёткина
Консультация для родителей «Психологическое и физическое развитие детей в возрасте 3–4 лет»

Консультация для родителей «Психологическое и физическое развитие детей в возрасте 3–4 лет»

азвитие детей в возрасте 3-4 лет, как физическое, так и психологическое, имеет свои особенности. В это время малыш осознает себя как самостоятельную личность, учится налаживать связи со сверстниками и взрослыми не из круга семьи. Малыши с энтузиазмом продолжают изучать

окружающий мир, вместе с тем борются с первым серьезным кризисом этого возраста, связанным с переходом на новый этап развития.

Кризис в 3-4 года у детей проявляется по-разному. Чаще всего у малыша отмечаются перепады настроения, нежелание прислушиваться к старшим, острая потребность отстоять свое мнение и добиться цели. Говоря о психологических особенностях, можно отметить, что главная черта малышей на этом этапе развития — это отделение себя от родителей.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ РОДИТЕЛЯМ?

Чтобы помочь малышу 3-4 лет справиться с новыми испытаниями и стимулировать его общее психологическое развитие, родители должны отнестись с пониманием к его поведению и позаботиться о том, чтобы ребенку были предоставлены все условия для развития личности. Нужно дать ему возможность

стать более самостоятельным. Очень важно, чтобы ребенок 3-4 лет ощущал доверие старших. Желание малыша сделать все самому не должно поддаваться бесконечной критике или вызывать запреты. С такого раннего возраста нужно помогать ребенку поверить в себя, в свои возможности, не пресекая инициативы, поддерживая и помогая в сложных для него ситуациях.

Родители, как взрослые люди, должны усвоить, что «я сам» у ребенка этого возраста — это желание быть независимым от старших, но никоим образом не прямой показатель его физических возможностей.

Развитие детей 3-4 лет позволяет обслуживать себя самостоятельно, следить за гигиеной. Малыши получают удовольствие от того, что у них получается добиться результатов.

Взрослые должны подталкивать нерешительных или ленивых малышей 3-4 лет к освоению основных навыков. Это важно еще и потому, что в этом возрасте многие малыши поступают в младшую группу детского сада,где просто необходимо уметь стандартный минимум:

самостоятельно кушать;

одеваться и раздеваться;

пользоваться туалетом;

мыть руки и пр.

Не стоит лишать малыша возможности научиться этим важным вещам до того, как он поступит в детский сад, все выполняя за него.

Пусть кроха пробует свои силы, оттачивая навыки, даже если у него не все получается с первого раза.

Родители детей младшего дошкольного возраста должны позаботиться о том, чтобы малыши имели достаточно времени и возможностей для активного отдыха на свежем воздухе, подвижных игр. Адекватное возрасту физическое развитие благоприятно отразится и на психологическом развитии малыша, поэтому запрещать или каким-то образом ограничивать его двигательную активность в этом возрасте крайне не рекомендуется.

Стоит обратить внимание, что у малышей 3-4 лет активно развивается правое полушарие, совершенствуются все виды восприятия, что, в свою очередь, позволяет им составить целостную картину окружающего мира. Родители должны находить время для того, чтобы обогатить внутренний мир малыша, развивая его сенсорные навыки.

Особенности внимания в младшем дошкольном возрасте

Развитие ребенка в младшем дошкольном возрасте не позволяет ему целенаправленно удерживать внимание продолжительное время на чем-то одном. Обычно малыши переключают его с одного предмета на другой, с одной деятельности на другую каждые 5-8 минут. Память младших дошкольников непроизвольная, то есть дети запоминают в первую очередь то, что вызвало у них яркие эмоции. В этом возрасте узнавание преобладает на фоне запоминания. Особенно хорошо дети запоминают все, что было связано с их деятельностью.

Мышление младших дошкольников

В возрасте 3-4 лет мышление носит наглядно-действенный характер. Ребенок находит решения для возникающих задач, манипулируя с предметами. Отлично такой вид мышления развивается во время игр с пирамидками, матрешками, игрушками-вкладышами.

Развитие воображения в этот период пока не позволяет малышам рисовать индивидуальные образы и картины. Основная их часть — это образы, которые ассоциируются у малышей со сказками и прочитанными родителями книжками.

Для малышей является абсолютно нормальным путать сказочные явления с реальностью – по большей мере из-за того, что возникающие в голове образы настолько насыщенны, что являются для него полностью реальными. Дети в этом возрасте продолжают активно знакомиться с окружающим миром, пополняя запас знаний. Чтобы стимулировать развитие ребенка в этом направлении, родители должны часто читать ему, рассказывать сказки, бывать в интересных для него местах. Малыши в этом возрасте достаточно хорошо разговаривают, могут заучивать наизусть стихи и куплеты – опять же не специально, а потому, что им нравиться повторять за родителями.

Игры и игрушки младших дошкольников

Развитие ребенка 3-4 лет позволяет ему играть в простые сюжетно-ролевые игры с использованием предметов-заместителей. С большим удовольствием малыши играют с более старшими детьми. В этом возрасте у них уже имеются игрушки и игры, которым они отдают предпочтение.

Чтобы научить ребенка играть в сюжетно-ролевые игры с замещением предметов, достаточно будет подать ему пример, показав, что песок в песочнице — это словно тесто для куличей, а камушки — машинки на трассе, и т. д.

Особенности поведения детей

Как уже было отмечено выше, настроение у детей в возрасте 3-4 лет нестабильное в первую очередь из-за переживаемого в этом возрасте кризиса. Огромное влияние на настроение оказывает физический комфорт. Дети в этом возрасте изменяют свое отношение к окружающим. Они учатся сочувствовать, помогать, способны оценить поступки, как посторонних, так и свои собственные. Все эти чувства для ребенка младшего дошкольного возраста непостоянны и во многом будут зависеть от ситуации.

Острое желание ребенка проявить свою самостоятельность может стать основной причиной опасного для него поведения. Предвидя это, родители должны проводить разъяснительную работу относительно того, что можно, чего нельзя и какие последствия могут быть.

Обычно дети, даже нарушая правила, без акцентирования на этом внимания взрослых не испытывают сожаления. А вот последствия действий действительно их пугают, но чаще в тех случаях, когда в семье практикуется наказание.

В этом возрасте малыши идентифицируют себя по половым признаками, различают по гендерной принадлежности других детей, способны отличать пожилых от молодых, причем как на картинках, так и в жизни.

В общем можно сказать, что ребенок в 3-4 года активный, умеет радоваться жизни, любознательный и искренний, хотя и со своими особенностями, свойственными возрасту.

Физическое и психическое развитие ребенка от 3 лет что этоФизическое и психическое развитие ребенка от 3 лет что этоФизическое и психическое развитие ребенка от 3 лет что это

Источник