Физическое и двигательное развитие ребенка в разных видах деятельности
Андрианова Света
Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста в разных видах деятельности
Тема опыта: «Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»
Сведения об авторе: Андрианова Светлана Геннадьевна, средне-специальное, 10 лет (12 лет, 10 лет)
Актуальность.
Сегодня защита физического и психического здоровья дошкольников является одной из приоритетных задач дошкольных образовательных учреждений и организаций. Двигательная активность является средством полноценного физического развития дошкольника.
Двигательная активность – это сочетание различных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, в организованных и самостоятельных физических упражнениях и занятиях спортом [2, с. 14]. Двигательную активность возможно рассматривать в виде своеобразного континуума осуществляемых индивидом движений (с предметами и без предметов, индивидуально или совместно с другими) [4, с. 13].
Двигательная активность детей дошкольного возраста является необходимым компонентом и условием их общего развития. Развитие двигательной активности выступает необходимым условием и одновременно фактором, стимулирующим развитие не только двигательной, но и таких областей его психики, как когнитивная, эмоциональная и личностная [4, с. 13]. Недостаток двигательной активности приводит к «моторному голоду», отрицательно влияет на физическое развитие, в целом, и на его двигательную подготовленность [3, с. 73].
Основная идея.
Основная педагогическая идея опыта заключается в том, что для оптимальной физической активности детей необходимо правильно и грамотно организовать двигательный режим, целью которого является удовлетворение естественных биологических потребностей дошкольников в движении, улучшение здоровья, обеспечение овладения двигательными навыками [1, с. 6]. Принцип оптимальности предполагает использование разнообразных средств физической культуры, обеспечивающий своевременное формирование и совершенствование основных движений у дошкольников, а также комплексное развитие двигательных качеств [3, с. 74].
Технология опыта.
В МАДОУ «Детский сад №104» г. о. Саранск, Республики Мордовия осуществляется работа по развитию двигательной активности детей дошкольного возраста в разных видах деятельности.
Для повышения двигательной активности детского организма в дошкольной образовательной организации разработан режим двигательной активности детей, учитывающий особенности развития ребенка-дошкольника.
Учитывая особенности дошкольного возраста, в котором ведущим видом деятельности является игра, она непосредственно используется для развития двигательной активности детей дошкольного возраста.
В процессе управления двигательной активностью детейуделяется значительное внимание учету индивидуальных особенностей каждого ребенка: для детей с высоким уровнем двигательной активности (гиперактивные дети) используются высокоинтенсивные игры и упражнения; со средним уровнем – игры и упражнения, освоенные ранее во время организованных занятий; с низким уровнем – игры низкой интенсивности.
Для этого планируется и анализируется двигательный режим в течение определенного времени (день, неделя). При разработке двигательного режима дошкольников в течение дня учитывается, что двигательная активность ребенка-дошкольника различается в течение дня. Самые высокие двигательно-физические нагрузки приходятся на первую половину дня с 10 до 12 часов. После дневного сна активные физические упражнения не проводятся. В перерывах между режимными моментами создаются условия для самостоятельной деятельности детей. Ежедневная двигательная активность дошкольника составляет не менее 1 часа, в неделю –
5-6 часов.
Нами определены этапы ежедневного планирования двигательной активности детей: 1-й этап педагогического процесса – «Утро»; 2-й этап – «Прогулка»; 3-й этап – «Вторая половина дня».
Оптимальный двигательный режим в группе дошкольников образовательной организации достигается за счет использования разнообразных форм двигательной деятельности.
Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно – оздоровительной деятельности, к ней относятся общеизвестные виды двигательных мероприятий: утренняя гимнастика; подвижные игры и физические упражнения во время прогулок; физкультминутки в совместной деятельности с умственной нагрузкой; гимнастика после сна.
Утренняя гимнастика является одной из важнейших составляющих двигательного режима. Утренняя гимнастика позволяет развивать двигательную активность, создать хорошее настроение у детей, повысить эмоциональный и мышечный тонус и активизировать дальнейшие занятия, закрепить двигательные навыки и способности. Она проводится ежедневно перед завтраком в течение 10-12 минут на улице или в помещении, в зависимости от погодных условий.
Комплексы упражнений утренней гимнастики для детей дошкольного возраста включают: упражнения без предметов;упражнения с предметами: с обручем, с флажками, с мячом большого диаметра, с кубиками, с косичкой (короткий шнур). Утренняя гимнастика для детей проводится в игровой форме и сопровождается музыкой. В заключительную часть утренней гимнастики включаются скороговорки и чистоговорки, игры-массажи.
На прогулке (утренней или вечерней) как одном из важных режимных моментов дети могут полностью реализовать свои двигательные потребности. Здесь наиболее ярко выражены особенности двигательной активности детей. Во время прогулки предварительно планируется работа над развитием движений дошкольников таким образом, чтобы обеспечить целостность, последовательность в представлении всех программных материалов, а также повышать двигательную активность детей. Во время прогулки используются упражнения по основным видам движений (бег, ходьба, прыжки, сетка, бросание и ловля мяча, упражнения на полосе препятствий, спортивные упражнения, элементы спортивных игр. Для активизации двигательной активности детей во время прогулок используются разные методики: рациональное использование оборудования для физической подготовки (минимум оборудования, чтобы добиться максимума обыгрывания ситуаций); включение разных способов организации двигательной активности детей (линия, группа, смена, круговая тренировка, индивидуальная); краткое объяснение задач и наглядная демонстрация упражнений; использование пространственной терминологии, самостоятельный выбор метода выполнения действий, постановка вопросов, создание поисковых ситуаций; вариативность двигательных игр, способы их усложнения. В целях насыщения прогулки в ее структуру вносятся наблюдения и дидактические задания, совместные с воспитателем трудовые действия и подвижные игры («Быстро возьми», «Передал – садись», «Хитрая лиса», «Ловишка, бери ленту», «Ключи», «Успей поймать», «Бери скорее», «Мяч в обруч», «Стоп», «Эстафета парами» и др.).
Физкультурные минутки проводятся в рамках непосредственно-образовательной деятельности для уменьшения усталости и снятия статического напряжения. Продолжительность каждой составляет 2-3 минуты. Нами проводятся физкультминутки в форме общих развивающих упражнений (движения головы, рук, туловища и ног, подвижных игр, танцевальных движений и игровых упражнений. Физкультминутки часто сопровождается текстом, связанным с ее содержанием.
Оздоровительная гимнастика после сна помогает организму ребенка проснуться, улучшить настроение, повысить мышечный тонус и обеспечить необходимый уровень двигательной активности во второй половине дня. Комплекс оздоровительной гимнастики для детейсостоит из нескольких частей:разминка в постели: игра «Глазки открываем – просыпаемся»;выполнение простого самомассажа: гимнастика пальцев, самомассаж «Не хотим болеть»; выполнение упражнений в кроватках (игровые дыхательные упражнения по А. Н. Стрельниковой);выполнение упражнений у кроваток: упражнение «Море волнуется раз….», ходьба на месте, с перекатыванием с пятки на носок, с носка на пятки;пробежки по массажным дорожкам: ребристая доска, резиновые коврики, кольца с шипами и др. Длительность каждого отдельного элемента в комплексе оздоровительной гимнастики составляет 2-3 минуты. Главное правило проведения – исключить резкие движения.
Второе место в двигательном режиме детей занимает совместная деятельность по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей.На занятиях физической культурой используется система индивидуальных и групповых занятий: классические, игровые, тренировочные, сюжетные, самостоятельные занятия ритмическая гимнастика, занятия серии «изучаем свое тело». Это способствует снижению монотонности, скуки, сами движения и игры доставляют ребенку удовольствие. Занятия по физическому воспитанию проводятся в хорошо проветриваемом помещении три раза в неделю, продолжительность которого предназначена для детей младшего возраста – 15 минут, для старших – 30 минут.
Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Стимулом самостоятельной двигательной активности детей всех возрастов служит, прежде всего, наличие развивающей предметно-пространственной среды.
Созданная развивающая предметно-пространственная среда в группе обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей. В группе представлены игрушки, пособия, оборудование, способствующие развитию двигательной активности детей (коляски, лошадки, мячи, надувные игрушки и т. д.). Они размещены в непосредственном доступе. В группе имеются картотеки подвижных игр, физических упражнений, физкультурных минуток, комплексы дыхательных, пальчиковых, корригирующих гимнастик, закаливающих мероприятий. Необходимое спортивное оборудование и инвентарь оказывают стимулирующее воздействие на самостоятельную двигательную деятельность детей.
Также в перерывах между режимными моментами детям предлагается в игровой деятельностиряд подвижных игр в условиях группы: «Веселые танцы», «Веселая дорожка», «Гигантские шаги», «Займи свое место», «Достань до…», «Путаница», «Пройди по стенке» и др. ;игры-пантомимы между занятиями: «Утренняя гимнастика», «Умывание», «Одевание», «Игры со снегом» и др. Дополнительно детям предлагаются разнообразные задания: вспомнить и выполнить упражнения; организовать знакомые подвижные игры, привлекая при этом других детей. Подвижные игры и игры-пантомимы в течение дня составляют 20-30 минут.
Особое место в системе развития двигательной активности дошкольников занимают физкультурные досуги (большие и малые тематические игры здоровья «Здравиада», «Веселые старты», проводимые 1 раз в месяц и физкультурные праздники («Тропинка к здоровью», «Ай, болит», проводимые 2 раза в год.Также проходят совместные спортивные досуги с родителями: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Семейные старты».
Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках («Основа жизни в движении», «Двигательная активности дошкольника», «Зимняя прогулка» и т. д.).
Результативность опыта.
Организованная образовательная работа с детьми дошкольного возраста по развитию двигательной активностипозволяет добиваться: повышения физической активности до оптимального уровня; повышения интереса детей к различным видам двигательной деятельности; воспитания у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий; стабильной динамики повышения уровня развития физических качеств; эмоционального раскрепощения детей.
Список литературы.
1. Абрамов, Н. Н. К вопросу развития двигательной активности старших дошкольников / Н. Н. Абрамов //Мир детства в современном образовательном пространстве : сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов / редкол.: И. А. Шарапова [и др. ]. –Витебск : ВГУ имени П. М. Машерова, 2015. – Вып. 7. – С. 5–7.
2. Агеева, Г. Ф. Стимулирование двигательной активности детей дошкольного возрастасредствами физического воспитания : автореф. дис.. канд. пед.наук : 13.00.04 / Агеева Гульназ Фаритовна; Поволж. гос. акад. физ. культуры, спорта и туризма. – Набережные Челны, 2013. – 22 с.
3. Мишанина, В. И. Развитие двигательной активности дошкольников / В. И. Мишанина, Е. В. Чернышева //Физическая культура и спорт: воспитание гражданина России. Материалы научной (национальной) конференции / отв. редактор М. А. Правдов. –Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2018. – С. 73–74.
4. Позднякова, Г. П. Двигательная активность как условие и фактор развития субъектности детей дошкольного возраста : автореф. дис.. канд. психол.наук : 19.00.07 / Позднякова Галина Павловна; Рос. гос. гуманитар. ун-т (РГГУ). – М., 2006. – 20 с.
Источник
Педсовет
«Организация двигательной активности детей в ДОУ
в соответствии с ФГОС»
Цель:
1.Уточнить знания педагогов по развитию двигательной активности в ДОУ.
2.Активизировать мыслительную деятельность педагогов, развить их творческий потенциал.
3. Познакомить педагогов с инновационными подходами к физкультурно-оздоровительной работе ДОУ.
3.Систематизировать работу по совершенствованию форм физического развития и укрепления здоровья детей.
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Одним из многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма является двигательная активность.
Что означает двигательная активность?
Это суммарное количество двигательных действий, осуществляемых ребенком в течении дня.
Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка.
Федеральными государственными образовательными стандартами определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика,
- он подвижен, вынослив, владеет основными движениями,
- может контролировать свои движения и управлять ими.
Сущность и значимость двигательной активности для детей?
– развитие нервной системы
– психики
– интеллекта
– физических качеств
– формирование личностных качеств
– здоровья
– психолого-эмоциональное состояние
Основные причины нервно-психических и соматических заболеваний детей дошкольного возраста – интеллектуальные перегрузки и снижение двигательной активности как по объему, так и по интенсивности.
Поэтому, можно сказать, что работа по реализации данной задачи актуальна в нашем ДОУ.
Понятие «двигательный режим» включает в себя продолжительность, повторяемость и распределение всех видов физической деятельности детей в течение дня. И подразумевает все виды организованной и самостоятельной деятельности, в которых четко выступают локомоторные (связанные с перемещением в пространстве) действия детей.
Учитывая индивидуальные особенности двигательной деятельности детей, оптимизации двигательного режима свойственна гибкость, но и одновременно четкая структуризация, поэтому разработана модель двигательной активности детей, которая позволяет проследить всю работу не только в течение дня, но и в течение недели, месяца, всего учебного года.
Рассмотрим последовательность, план, условия и особенности реализации двигательного режима поэтапно, в течении дня.
«Первая половина дня»
Это самый короткий по времени этап, но самый насыщенный воспитательно- оздоровительными мероприятиями. Планировать лучше игры малой или средней подвижности «Найди, что спрятано», «пронеси мяч» и т.д. В этот период обязательно проводятся индивидуальная работа, игры, упражнения оздоровительного характера.
1. Утренняя гимнастика
Утренняя гимнастика – является важнейшим компонентом двигательного режима, ее организация направлена должна быть на решение оздоровительных задач, поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.
Используются разные формы проведения гимнастики: традиционная (ОРУ с предметами и без предметов), игровая, сюжетная, оздоровительный бег, с использованием полосы препятствий, ритмическая гимнастика.
Утренняя гимнастика включается в режим со второй группы раннего возраста и проводится ежедневно, до завтрака. Комплекс утренней гимнастики выполняется 2 недели. В весеннее – летнее время гимнастикой полезнее заниматься на открытом воздухе, на площадке.
В начале года детей второй группы раннего возраста перед выполнением упражнений не строят: они ходят и бегают врассыпную, стайкой. В дальнейшем детей начинают строить в шеренгу.
В младших группах общеразвивающие упражнения носят имитационный характер и проводятся в игровой форме. В средней группе имитация используется только при выполнении некоторых упражнений, а в старшей группе – для выполнения отдельных элементов упражнения.
Необходимо так же позаботиться о музыкальном сопровождении. Развитию ритмичности и координированности детей способствуют удары в бубен, барабан и др.
2. Физминутки
Физкультминутка (кратковременные физические упражнения) проводятся в процессе образовательной деятельности. Значение физкультминутки заключается в смене характера деятельности и позы ребёнка путём двигательной активности, снимающей утомление, восстанавливающей эмоционально-положительное состояние психики.
Она может быть проведена сидя или стоя у стола, за которым дети занимаются. Она состоит из 2-3 упражнений на разгибание туловища, движение рук, активизирующих работу мышц и расширяющих грудную клетку, шага на месте. Всѐ это выполняется в течение 1-3 минут. Обязательным условием при проведении физкультминутки является свежий воздух (открытые фрамуги, окна). Она должна быть радостной, увлекательной
Двигательная разминка проводится в перерывах между образовательной деятельностью в средней, старшей, подготовительной группе. Состоит из 3-4 игровых упражнений: «Кольцеброс», «Бой петухов» или подвижной игры
Игровые упражнения должны быть хорошо знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, доступны детям с разным уровнем двигательной активности.
По длительности не менее 10 минут.
4. Прогулка
Доклад «Двигательная активность детей на прогулке»
Проводятся прогулки 2 раза в день: утром и вечером. Благоприятное время для проведения индивидуальной работы с детьми и организация их самостоятельной деятельности.
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке являются формой оптимального двигательного режима.
На прогулке длительность игр и упражнений:
– 10-12 минут низкой интенсивности в конце прогулки, если в этот день планируется непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию, -30-40 минут в остальные дни;
– после утренней прогулки можно проводить дозированную ходьбу -3 раза в неделю в конце прогулки в обычной сезонной одежде. Задается определенный маршрут: 2 мл.гр.- 600м., средняя- 800м., старшая – 1000м., подготовительная – 1.200м.
– рекомендуется проводить 1- 2 игры, 1-2 физических упражнения, которые были изучены на физкультурном занятии.
Не следует забывать об играх – эстафетах, хороводных играх.
Необходимо планировать к прогулке подвижные и спортивные игры: зимой- хоккей; весной, летом, осенью- футбол, баскетбол, бадминтон, городки и спортивные упражнения: зимой- катание на санках, скольжение по ледовым дорожкам, ходьба на лыжах; весной, летом, осенью- катание на велосипедах, самокатах. Эта форма работы открывает широкие возможности для физического совершенствования детей, укрепления их здоровья и закаливания.
Важно, чтобы в распоряжении детей был игровой материал, физкультурные пособия и инвентарь, стимулирующий двигательную активность.
Вторая половина дня
Гимнастика после сна – это комплекс гимнастических упражнений (как традиционных и нетрадиционных), закаливающих и лечебно- профилактических мероприятий проводимых с целью подготовки детей к активной деятельности, оздоровления и физического развития.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к программам дошкольного образования в содержании двигательного режима предлагает обязательное включение гимнастики после дневного сна. Впервые эта форма работы по оздоровлению и физическому развитию детей предложена в программе Алямовской В.Г. «Здоровье».
Закаливающие процедуры сочетаются с другими оздоровительными процедурами:
дыхательной и звуковой гимнастикой, профилактикой и коррекцией нарушений осанки, плоскостопия, пальчиковой гимнастикой, самомассажем и другими упражнениями.
Проведение оздоровительной гимнастики после дневного сна имеет примерно следующую схему:
1. Общеразвивающие и оздоровительные упражнения в постели (лежа и сидя), или стоя у кроватки.
2. Упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и нарушений осанки;
3. Закаливающие процедуры.
Главное предназначение гимнастики после дневного сна – повысить жизнедеятельность всего организма: мышечной, сердечнососудистой, дыхательной систем, активизировать деятельность нервной системы, создать условия для хорошей умственной работоспособности, для перехода к деятельному состоянию всего организма.
В основе подбора комплекса упражнений гимнастики после сна лежит имеющийся у детей двигательный опыт и характер предыдущей физкультурной деятельности.
Например, если в этот день поводилось физкультурное занятие тренирующего характера, то гимнастика после сна проводится с небольшой нагрузкой.
В соответствии с требованиями возрастной адекватности гимнастика должна проводиться в виде игр и игровых упражнений во всех возрастных группах. Это может быть сюжетного или образного типа гимнастика, или гимнастика с элементами логоритмики.
Организованная двигательная активность включает в себя занятия по физической культуре.
Занятия по физической культуре
Назначение занятий по физкультуре состоит в том, чтобы:
– обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма;
– формировать двигательные умения и навыки, физические качества;
– создать условия для разностороннего развития детей.
Формы проведения занятий по физической культуре разнообразны. В работе используются следующие формы проведения занятий : учебно- тренирующего характера, сюжетные, игровые, тематические, интегрированные, ритмическая гимнастика, занятия с использованием тренажеров и тренировочных устройств, контрольно- учетные, занятия на воздухе).
Правильное чередование нагрузки и активного отдыха на занятии обеспечивает сохранение оптимальной возбудимости внимание и эмоций ребенка, предупреждает естественно развивающееся утомление.
Интерес к занятиям в любой возрастной группе обеспечивается новизной упражнений и игр и постепенным усложнением задач, которые вызывают работу мысли, активизацию действий, положительные эмоции, желание достичь результата. Для того чтобы занятия физкультурой приносили еще большую пользу для здоровья, ежедневно используются упражнения для профилактики нарушения осанки и плоскостопия, проводится работа по укреплению дыхательной системы.
В нашем ДОУ есть дети, страдающие общим нарушением речи. Известно, чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики .
Инструктору по ФК на занятиях по физкультуре рекомендуется использовать степ– логоритмику, что позволяет скоординировать познавательную, речевую и двигательную активность детей, направить на решение задач, указанных в пункте 1.6 ФГОС: «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия».
Основная суть степ – логоритмики с музыкальным сопровождением заключается в триединстве воздействия движения, музыки и слова на общее развитие ребенка.
Самостоятельная двигательная активность
Не менее важное значение имеет самостоятельная двигательная деятельность в течение дня. При этом берется во внимание возрастные и психо-эмоциональные особенности детей.
Педагог, организуя двигательную деятельность, должен учитывать половые особенности детей. Для мальчиков старшего дошкольного возраста благоприятен режим большой двигательной активности, а для девочек средний режим ДА. Поэтому необходимо продумать дополнительные двигательные занятия для мальчиков. Следует помнить, что девочки нуждаются в побуждении к двигательной деятельности, поэтому следует их привлекать к организации подвижных игр.
Занимаясь самостоятельно, ребёнок сосредотачивает внимание на действиях, ведущих к достижению увлекающей его цели. Для активизации самостоятельной двигательной активности значительную роль играет двигательная среда.
ФГОС ставит к развивающей предметно- пространственной среде определенные требования: насыщенность, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность, трансформируемость.
Доклад «Центры двигательной активности»
Вывод: Жизнь детей в течение дня должна протекать в рамках установленного оптимального двигательного режима, без спешки и постоянных поторапливаний, противоречащим основам гигиены нервной системы ребѐнка.
Задачи воспитателя заключаются в том, чтобы дети ежедневно сумели научиться чему-то новому, усовершенствовали уже знакомое, обогащали свои знания и чувства, а уходя домой, имели интересную перспективу на завтра – поиграть в обещанную интересную игру пойти в дальнюю прогулку. Такую интересную полноценную жизнь может создать каждый воспитатель.
Источник