Физический недостаток вызывающий нарушение нормального развития ребенка

Физический недостаток вызывающий нарушение нормального развития ребенка thumbnail

Тест по дисциплине «Основы специальной психологии и педагогики»

1. Специальная психология изучает:

  1. изучает психофизиологические особенности и закономерности развития психики аномальных лиц

  2. особенности проявления психических расстройств детей в учебной деятельности

  3. нейропсихологические механизмы нарушений у аномальных лиц

  4. патологические состояния мозга детей перенесших в раннем возрасте тот или иной болезненный процесс

2. Физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка:

  1. индивидуальная норма

  2. дефект

  3. дизонтогенез

  4. деменция

3. Объектом специальной педагогики является:

а) воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс;

б) специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями:

в) личность ребенка, имеющего е отклонения в психическом и физическом развитии.

4. Стойкое недоразвитие сложных форм познавательной деятельности, возникающее вследствие поражения центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза, текущего болезненного процесса при ней не наблюдается:

  1. шизофрения

  2. эпилепсия

  3. деменция

  4. олигофрения

5. Замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности:

  1. умственная отсталость

  2. деменция

  3. задержка психического развития

  4. шизофрения

6. …. – раздел педагогики, занимающийся вопросами воспитания, образования и обучения детей с нарушениями слуха.

7. Закономерности и особенности психического развития лиц с нарушенной функцией зрения изучает:

  1. тифлопедагогика

  2. тифлопсихология

  3. сурдопсихология

  4. ортопедия

8. Подкатегория лиц с нарушениями слуха, у которых полностью отсутствуют слуховые ощущения, либо не способные слышать звуки тише 80 дБ:

  1. глухие

  2. слепые (незрячие)

  3. слабослышащие

  4. дети с ЗПР

9. … – подкатегория лиц с нарушениями зрения, имеющих остроту зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с коррекцией обычными очками

10. … – это нарушение развития неврологического характера в детском возрасте, проявляется в трудности концентрации внимания, гиперактивности и повышенной импульсивности.

11. Автор изобретения системы рельефного письма:

  1. Д. Дидро

  2. В. Гаюи

  3. Л. Брайль

  4. Э. Крепелин

12. Сложное заболевание центральной нервной системы, ведущее к двигательным нарушениям:

  1. умственная отсталость

  2. эпилепсия

  3. детский церебральный паралич

  4. деменция

13. Нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата:

  1. дизартрия

  2. ринолалия

  3. брадилалия

  4. афазия

14. Афазия – это:

  1. полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга

  2. патологически ускоренный темп речи

  3. расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата

  4. нарушение темпо-ритмической организации речи

15. Дисграфия – это:

  1. нарушение произносительной стороны речи

  2. нарушение процесса письма

  3. нарушение процесса чтения

  4. нарушение темпо-ритмической организации речи

16. Первичные дефекты развития возникают в результате…

  1. психического недоразвития

  2. нарушений социального поведения

  3. органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы

17. Утверждение о том, что необучаемых детей нет, соответствует принципу:

  1. дифференцированного подхода

  2. индивидуального подхода

  3. ранней педагогической помощи

  4. педагогического оптимизма

18. Логопедия – это наука о нарушениях ________, методах их выявления и предупреждения средствами специального обучения и воспитания

  1. слуха

  2. зрения

  3. речи

  4. познавательной деятельности

19. Система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития определяется как:

  1. компенсация

  2. коррекция

  3. реабилитация

  4. адаптация

20. Синдром Каннера – это:

  1. вид аутизма

  2. нарушение зрения

  3. детский церебральный паралич

  4. задержка психического развития

Ключ

1

А

2

Б

3

Б

4

Г

5

В

6

сурдопедагогика

7

Б

8

А

9

слабовидящие

10

СДВГ

11

В

12

В

13

А

14

А

15

Б

16

В

17

Г

18

В

19

Б

20

А

Источник

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Дети с отклонениями в развитии имеют недостатки (физические или психические), которые приводят к отклонениям в общем развитии.

В зависимости от характера дефекта, времени его наступления одни недостатки (1) могут преодолеваться полностью, (2) другие – лишь корригироваться, а некоторые – (3) компенсироваться.

Дефект развития – это физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка, который не означает наличие только отрицательных признаков.

Дефект не отрицает положительных тенденций в развитии аномального ребенка.

Данные положительные тенденции (1) зависят от внешних условий и (2) являются результатом адаптации ребенка к окружающей среде.

При анализе отклонений необходимо проводить четкую дифференциацию первичного и вторичного дефектов.

1 Первичные дефекты К разряду первичных дефектов относится вся совокупность отклонений, вызванных биологическими факторами или факторами окружающей среды, поражающими органику.
К первичным дефектам относятся наследственные отклонения, нарушения слуха, зрения при поражении анализаторов, органическое поражение мозга и т.д.
2 Вторичные дефекты Вторичные дефекты имеют характер психического недоразвития и нарушений социального поведения, непосредственно не вытекающих из первичного дефекта
В то же время вторичные дефекты всегда обусловлены дефектами первичными (нарушение речи у глухих, нарушения восприятия и пространственной ориентировки у слепых и др.).
Чаще всего отклонения данной группы развиваются при отсутствии оказания помощи и коррекции первичного дефекта.

Помимо вторичного дефекта, можно выделить и третичный дефект

Например, (1) первичным дефектом может выступать поражение коры головного мозга различной локализации, (2) вторичным – нарушение в развитии психофизических процессов, а (3) третичным – отклонение в эмоционально-волевой сфере, формировании личностных качеств.

Форма и содержание вторичных и третичных отклонений зависит от характера ведущего дефекта и обусловлены им.

Вторичные дефекты в развитии затрагивают прежде всего наиболее интенсивно развивающиеся в дошкольном возрасте психические функции: (1) речь, (2) мелкая моторика, (3) пространственные представления, (4) произвольная регуляция движений.

Существует единство и сложная взаимосвязь между первичным и вторичным дефектами.

Л.С. Выготский: существует тесная взаимосвязь интеллектуальных и эмоциональных нарушений при олигофрении.

С точки зрения Выготского, недоразвитие мышления и высших форм памяти – все это вторичные дефекты, обусловленные затрудненным усвоением социального опыта вследствие биологической недостаточности мозга.

Чем дальше имеющееся нарушение отстоит от биологической основы, тем успешнее оно поддается психолого-педагогической коррекции.

Л.С. Выготский: «Наиболее воспитуемыми оказываются высшие функции по сравнению с элементарными»

Психология детей со сложными нарушениями развития — это сравнительно новая отрасль специальной психологии,

Областью ее интересов является изучение особенностей психического развития человека, имеющего два или более нарушений.

Самые давние научные традиции в этой области имеет наука об особенностях психического развития слепоглухого ребенка — ребенка с двойным сенсорным нарушением.

Предмет данной области специальной психологии:

изучение своеобразия психического развития людей со сложными нарушениями
определение путей психолого-педагогической помощи этим людям и их семьям.

Задачи психологии детей со сложными нарушениями развития:

описание общих и специфических закономерностей их развития;
разработка методов их диагностического изучения;
психологическое обоснование содержания и методов их обучения и воспитания;
Изучение особенностей социально-психологической адаптации этой группы людей в обществе.

Предварительная дифференциация недостатков (дефектов)

Недостаток – это физический или психический недостаток, подтверждённый психолого-медико-педагогической комиссией в отношении ребёнка и медико-экспертной комиссией в отношении взрослого.

1 физический недостаток Физический недостатокподтверждённый в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании органа человека
Это также может быть либо хроническое соматическое или инфекционное заболевание
2 психический недостаток Психический недостатокподтверждённый в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека
Психический недостаток включает в себя:
* нарушение речи,
* нарушения эмоционально-волевой сферы (в том числе аутизм),
* последствия повреждения мозга (в том числе умственная отсталость, задержка психического развития), создающие трудности в обучении.
4 Сложный недостаток Сложный недостатоксовокупность физических и (или) психических недостатков.
5 Тяжёлый недостаток Тяжёлый недостатокфизический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственными образовательными стандартами (в том числе специальными) является недоступным
В подобном случае возможности обучения ограничиваются
* получением элементарных знаний об окружающем мире,
* приобретением навыков самообслуживания,
* приобретением элементарных трудовых навыков
* или получением элементарной профессиональной подготовки.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |

Источник

Причины нарушений физического развития у детейПрежде чем говорить об основных причинах нарушения развития организма у детей, важно разобраться с ключевыми понятиями, связанными с этой, к сожалению, часто встречающейся в наши дни проблемой. Под нарушением развития в медицине понимают любые отклонения от нормы, которые могут возникнуть как в младенчестве, так и в процессе взросления ребенка.

При нормальном развитии ребенка биологические и психические функции его организма на различных этапах взросления соответствуют предусмотренным специалистами нормативам. Ребенок растет без задержки в развитии, как на физическом, так и на психоэмоциональном уровне. Это означает, что малыш вовремя начинает ходить, разговаривать, а также быстро учиться писать, читать, и овладевает всеми первостепенными навыками, необходимыми для дальнейшей самостоятельной жизни.

Существует достаточно причин нарушения развития организма. По результатам исследований мальчики более подвержены нарушениям физического развития, чем девочки. Однако при правильном подходе со временем ребенок начинает развиваться, как следует. Во избежание более серьезных последствий при подозрении на наличие нарушений физического развития у ребенка, родители должны немедленно обратиться к врачу.

Что нужно знать о нарушении физического развития у детей

Современные врачи-педиатры выделяют два основных вида нарушений развития у детей – всеобъемлющий, а также специфический. Если ребенок отстает в развитии по большинству основных медицинских показателей, то у него всеобъемлющее нарушение. Примером такого нарушения в развитии ребенка можно считать аутизм. При наличии отклонения от какого-то одного конкретного медицинского показателя – ребенок страдает специфическим нарушением.

Дислексия может служить примером специфического развития ребенка. При данном заболевании нарушается способность ребенка овладеть навыком чтения. При дислексии наблюдается общая способность детей к обучаемости. Однако ребенок учиться читать с большими сложностями. Примечательно то, что, как в случае с дилексией, так и с аутизмом, можно отметить одну и ту же причину нарушения развития организма у детей.

Нарушение в работе головного мозга может стать причиной и в нарушении физического развития. Правда не стоит сбрасывать со счетов и генетические заболевания, а также наследственность. Причинами возникновения нарушений в развитии организма у детей могут стать травмы, а также тяжелые заболевания.

Медики не зря уделяют такое пристальное внимание здоровью женщин во время беременности. Именно в период формирования плода может быть нанесен непоправимый вред здоровью будущего малыша. Так, гормональный фон матери влияет на нормальное развитие ребенка. Современная медицина помогает на ранних стадиях выявить нарушения физического развития у детей.

Специалисты выделяют еще одну вескую причину возникновения нарушений в развитии детского организма – экологическую среду, в которой рождается и живет ребенок. Помимо того, на нарушение физического развития у детей влияет качественный состав употребляемых ими продуктов. Чем богаче и разнообразнее рацион питания малыша, чем больше он употребляет в пищу богатые витаминами и полезными соединениями продукты, тем меньше вероятность столкнуться с проблемой нарушения физического развития. Отклонения в физическом развитии ребенка можно определить по массе тела и росту. Если ребенок чересчур быстро растет, он может болеть гигантизмом, низкие для своего возраста дети страдают нанизмом. Церебральный паралич относиться к тяжелым нарушениям физического развития детского организма.

Отклонение от нормальной массы тела ребенка на 10% в меньшую (гипотрофия) или большую (паратрофия) сторону, специалисты также причисляют к отклонениям в физическом развитии. Важным параметром оценки физического развития ребенка считается окружность головы. Особое внимание педиатры уделяют и развитию грудной клетки ребенка.

Нарушение моторного развития

Нарушение физического развития: как помочь ребенку?Нередко специалисты называют излишнюю детскую неуклюжесть «моторной неловкостью». За этим названием скрывается достаточно серьезная проблема – нарушение моторного развития ребенка. Родители часто с нетерпением ждут того счастливого момента, когда их малыш сделает первые шаги. Дети начинают сидеть примерно в одном и том же возрасте, чего не скажешь о первых шагах.

Организм человека представляет собой уникальный механизм, в котором природой наперед предусмотрены многие детали. Ваш малыш не начнет ходить пока его тело не будет к этому готово. Именно в неготовности организма малыша освоить вертикальное положение в данном случае заключается основная проблема. Симптомами нарушения моторного развития можно считать как раз то, что ребенок поздно научился ходить. Если малыш при ходьбе часто падает и передвигается неуклюже, постоянно роняет игрушки, как будто не может удержать их в руках, скорее всего у него присутствует нарушение моторики.

Нарушение моторного развития может наблюдаться и у детей, которые не только ходят неуклюже, но и одеваются неловко и медленно. При нарушении моторики малыши могут неправильно пользоваться столовыми приборами, а также бояться подыматься или спускаться по лестнице. В подавляющем большинстве случаев дети с нарушениями моторного развития ведут себя беспокойно, постоянно ломают игрушки, а также злятся и даже бьют других.

К сожалению не все родители сразу же замечают нарушения в моторном или в общем физическом развитии ребенка, как впрочем, и отклонения психического характера. А в таких случаях нужно действовать незамедлительно и сразу же обращаться к специалистам. Без помощи профессионалов в одиночку вы не сможете помочь своему ребенку.

Однако это не значит, что родители должны самоустраниться и возложить всю ответственность на врачей. Только забота и поддержка родителей в совокупности с профессиональной медицинской помощью смогут помочь ребенку при нарушениях физического или моторного развития. Уделяйте больше внимание своему чаду, играйте в развивающие игры, разучивайте детские песенки, считалочки и стишки.

Прекрасно помогает обтирание жестким полотенцем после ванны, массаж, а также занятия спортом. Активные игры на свежем воздухе поднимут ребенку не только настроение, но и помогут справиться с серьезной проблемой играючи. Современные детские магазины предлагают широкий выбор игрушек, которые развивают не только ум, но и тело ребенка.

Домашние детские спортивные комплексы могут стать отличным профилактическим и лечебным средством в борьбе с нарушениями физического развития. Кроме того, спортом заниматься полезно, тем более нужно приучать ребенка к физическим нагрузкам с самого детства. Родителям стоит только очень сильно захотеть и приложить все усилия, чтобы подарить своему малышу счастливое и здоровое детство.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Источник

Нарушение развития ребенка. Аномальное развитие

Каждый ребёнок с задержкой или нарушением развития нуждается в обследовании для установления причины этих явлений и их коррекции.

Проблемы неврологического развития, наблюдаемые во всех возрастах, в настоящее время считают в подавляющем большинстве случаев антенатальными. Многие проблемы выявляют в неонатальном периоде вследствие неврологических нарушений или аномалий строения. В период младенчества и раннего детства отклонения часто возникают в том возрасте, когда соответствующая сфера развивается наибольшими темпами, например двигательные проблемы — в первые 18 мес жизни, речевые и языковые проблемы — в возрасте от 18 мес до 3 лет, расстройства социализации и коммуникации — между 2 и 4 годами.

Нарушение развития может быть вызвано не только неврологическими расстройствами, но также слабым здоровьем ребёнка или же неудовлетворением физических или психологических потребностей ребёнка.

Во время клинического исследования маленького ребёнка с проблемами развития:

• Спрашивайте родителей, что ребёнок делать может, а что — нет.

• Наблюдайте за ребёнком с первого момента встречи.

• Превратите ваше обследование в забаву, оно должно восприниматься ребёнком как игра, даже если он не всегда следует вашим правилам.

• Используйте игрушки (кубики, мяч, машинки, куклу, карандаши, бумагу, мозаику, маленькие игрушки, книжки с картинками) и адаптируйте их к требованиям ребёнка.

• Формулируйте картину развития в терминах крупной моторики, зрения и мелкой моторики, слуха, речи и языка, а также социальных, эмоциональных и поведенческих. Вы должны отслеживать все эти навыки одновременно.

• По окончании обследования развития вы должны уметь описать, что ребёнок может делать, а что не может, находятся ли его способности в нормальных возрастных пределах и если нет — какие сферы развития выходят за рамки нормы.

Искомыми клиническими признаками, которые могут способствовать постановке диагноза или направлять исследование, считают:

– показатели роста — длина, вес, окружность головы в процентном соотношении;

– признаки дисморфогенеза — лицо, конечности, пропорции тела, особенности строения сердца, гениталий;

– кожа — нейрокожные стигмы, повреждения, частота питания;

– исследование ЦНС — атрофия, ненормальная осанка / симметрия, тонус мышц, глубокие сухожильные рефлексы, клонус, подошвенные рефлексы, исследование чувствительности, краниальные нервы; – исследование сердечно-сосудистой системы — нарушения связаны со многими синдромами дисморфогенеза;

– зрительная функция и глазные нарушения;

– слух — путём опроса родителей относительно слуха и языкового развития и проверки, в случае если было проведено неонатальное исследование слуха;

– показатели подвижности, ловкости, коммуникативных и социальных навыков, общее поведение;

– познавательные способности.

Многие результаты исследования можно предвидеть уже в процессе наблюдения за функциональными навыками. На выбор исследований влияет возраст ребёнка, анамнез и клинические данные. У некоторых детей не удаётся выявить никакой причины нарушений даже после углубленного обследования.

нарушение развития ребенка

Часть жалоб родителей относительно развития их ребёнка оказываются вариантами нормы, в таком случае родителей нужно убедить в необоснованности их подозрений. Если они все же сомневаются, понаблюдайте за развитием ребёнка в течение некоторого времени.

При оценке аномального развития используется следующая терминология, хотя она иногда может сбить с толку.

• Задержка развития — подразумевает медленное овладение всеми навыками (общая задержка) либо одной отдельной сферой или областью навыков (специфическая задержка), особенно в отношении проблем развития в возрастной группе от 0 до 5 лет.

• Трудность научения — употребляется в отношении детей школьного возраста и может быть когнитивной, физической или и той и другой (комплексная).

• Расстройство — нарушение развития овладения навыками.

Далее следуют общепринятые определения:

• Нарушение — утрата или аномалия физиологической функции или анатомической структуры.

• Неспособность (недееспособность) — любое ограничение или недостаток способности вследствие повреждения.

• Физический дефект — ущербность вследствие неспособности, которая ограничивает или препятствует исполнению нормальной роли.

Термин «физический дефект» в настоящее время стараются не употреблять, поскольку это подразумевает, что личность заслуживает жалости.

Термины «трудность» и «неспособность» часто взаимозаменяемы, но трудность используют чаще в образовательном контексте (трудности в обучении).

Аномальное развитие (общее или специфическое) подразделяют на категории:

• медленное, но равномерное;

• эффект плато;

• видимый регресс.

Степень тяжести классифицируют так:

• лёгкая;

• умеренная;

• выраженная;

• глубокая.

Другие особенности задержки развития:

• разрыв между нормальным и аномальным развитием становится сильнее по мере взросления и, следовательно, более очевидным со временем;

• это может быть проявлением многообразных глубоких изменений;

• местоположение и степень повреждения головного мозга влияет на клиническую картину, т.е. проявляется специфической или общей задержкой, физической неспособностью и/или неспособностью к научению;

• может быть генетически обусловленной, важную роль играет родство;

• существует широкий возрастной диапазон, в котором приобретение навыков развития может быть нормальным. Предельный возраст ограничивает нормальные границы.

Аномальное развитие:

• Включает общую или специфическую задержку развития или расстройство, трудность обучения, повреждение и недееспособность.

• Различно по показателям движения и степени выраженности.

• Становится более очевидным с возрастом.

Появление проблем неврологического развития по возрастам:

1. Пренатальный период:

– Позитивный семейный анамнез, например больные братья и сестры или другие члены семьи; этнические факторы (например, болезнь Тея-Сакса у родителей еврейского происхождения)

– Антенатальные скрининговые тесты, например, УЗИ для spina bifida или гидроцефалии, амнио-центез для синдрома Дауна

2. Перинатальный период:

– Послеродовая асфиксия/неонатальная энцефалопатия

– Недоношенные дети с интравентрикулярной геморрагией/ПВЛ, постгеморрагической гидроцефалией

– Признаки дисморфогенеза

– Невропатология поведения — тонус, питание, движение, приступы, зрительное невнимание

3. Младенчество:

– Общая задержка развития

– Задержанное или асимметричное моторное развитие

– Зрительные или слуховые проблемы, выявленные родителями или при обследовании

– Признаки дисморфогенеза нервной системы и кожных покровов

4. Дошкольный возраст:

– Задержка развития языка и речи

– Нарушение походки

– Утрата навыков

5. Школьный возраст:

– Проблемы с равновесием и координацией

– Трудности обучения

– Контроль внимания

– Гиперактивность

– Специфические трудности обучения, например дислексия, диспраксия

6. Любой возраст:

– Приобретённые мозговые повреждения, например после менингита, травмы головы

– Также рекомендуем “Причины задержки развития ребенка. На что обратить внимание?”

Оглавление темы “Оценка развития детей”:

  1. Основные этапы развития детей. Оценка развития недоношенного ребенка
  2. Принципы скрининга развития ребенка. Безусловные рефлексы новорожденных
  3. Этапы развития мышления ребенка. Оценка интеллекта
  4. Оценка динамики развития ребенка. Рекомендации
  5. Проверка слуха ребенка. Методы оценки
  6. Этапы развития зрения ребенка. Проверка
  7. Нарушение развития ребенка. Аномальное развитие
  8. Причины задержки развития ребенка. На что обратить внимание?
  9. Причины аномального двигательного развития ребенка. На что обратить внимание?
  10. Церебральный паралич у ребенка. Причины, варианты

Источник