Физический или психический недостаток вызывающий нарушение нормального развития ребенка
Тест по дисциплине «Основы специальной психологии и педагогики»
1. Специальная психология изучает:
изучает психофизиологические особенности и закономерности развития психики аномальных лиц
особенности проявления психических расстройств детей в учебной деятельности
нейропсихологические механизмы нарушений у аномальных лиц
патологические состояния мозга детей перенесших в раннем возрасте тот или иной болезненный процесс
2. Физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка:
индивидуальная норма
дефект
дизонтогенез
деменция
3. Объектом специальной педагогики является:
а) воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс;
б) специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями:
в) личность ребенка, имеющего е отклонения в психическом и физическом развитии.
4. Стойкое недоразвитие сложных форм познавательной деятельности, возникающее вследствие поражения центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза, текущего болезненного процесса при ней не наблюдается:
шизофрения
эпилепсия
деменция
олигофрения
5. Замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности:
умственная отсталость
деменция
задержка психического развития
шизофрения
6. …. – раздел педагогики, занимающийся вопросами воспитания, образования и обучения детей с нарушениями слуха.
7. Закономерности и особенности психического развития лиц с нарушенной функцией зрения изучает:
тифлопедагогика
тифлопсихология
сурдопсихология
ортопедия
8. Подкатегория лиц с нарушениями слуха, у которых полностью отсутствуют слуховые ощущения, либо не способные слышать звуки тише 80 дБ:
глухие
слепые (незрячие)
слабослышащие
дети с ЗПР
9. … – подкатегория лиц с нарушениями зрения, имеющих остроту зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с коррекцией обычными очками
10. … – это нарушение развития неврологического характера в детском возрасте, проявляется в трудности концентрации внимания, гиперактивности и повышенной импульсивности.
11. Автор изобретения системы рельефного письма:
Д. Дидро
В. Гаюи
Л. Брайль
Э. Крепелин
12. Сложное заболевание центральной нервной системы, ведущее к двигательным нарушениям:
умственная отсталость
эпилепсия
детский церебральный паралич
деменция
13. Нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата:
дизартрия
ринолалия
брадилалия
афазия
14. Афазия – это:
полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга
патологически ускоренный темп речи
расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата
нарушение темпо-ритмической организации речи
15. Дисграфия – это:
нарушение произносительной стороны речи
нарушение процесса письма
нарушение процесса чтения
нарушение темпо-ритмической организации речи
16. Первичные дефекты развития возникают в результате…
психического недоразвития
нарушений социального поведения
органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы
17. Утверждение о том, что необучаемых детей нет, соответствует принципу:
дифференцированного подхода
индивидуального подхода
ранней педагогической помощи
педагогического оптимизма
18. Логопедия – это наука о нарушениях ________, методах их выявления и предупреждения средствами специального обучения и воспитания
слуха
зрения
речи
познавательной деятельности
19. Система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития определяется как:
компенсация
коррекция
реабилитация
адаптация
20. Синдром Каннера – это:
вид аутизма
нарушение зрения
детский церебральный паралич
задержка психического развития
Ключ
1 | А |
2 | Б |
3 | Б |
4 | Г |
5 | В |
6 | сурдопедагогика |
7 | Б |
8 | А |
9 | слабовидящие |
10 | СДВГ |
11 | В |
12 | В |
13 | А |
14 | А |
15 | Б |
16 | В |
17 | Г |
18 | В |
19 | Б |
20 | А |
Источник
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
Дети с отклонениями в развитии имеют недостатки (физические или психические), которые приводят к отклонениям в общем развитии.
В зависимости от характера дефекта, времени его наступления одни недостатки (1) могут преодолеваться полностью, (2) другие – лишь корригироваться, а некоторые – (3) компенсироваться.
Дефект развития – это физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка, который не означает наличие только отрицательных признаков.
Дефект не отрицает положительных тенденций в развитии аномального ребенка.
Данные положительные тенденции (1) зависят от внешних условий и (2) являются результатом адаптации ребенка к окружающей среде.
При анализе отклонений необходимо проводить четкую дифференциацию первичного и вторичного дефектов.
1 Первичные дефекты | К разряду первичных дефектов относится вся совокупность отклонений, вызванных биологическими факторами или факторами окружающей среды, поражающими органику. К первичным дефектам относятся наследственные отклонения, нарушения слуха, зрения при поражении анализаторов, органическое поражение мозга и т.д. |
2 Вторичные дефекты | Вторичные дефекты имеют характер психического недоразвития и нарушений социального поведения, непосредственно не вытекающих из первичного дефекта В то же время вторичные дефекты всегда обусловлены дефектами первичными (нарушение речи у глухих, нарушения восприятия и пространственной ориентировки у слепых и др.). Чаще всего отклонения данной группы развиваются при отсутствии оказания помощи и коррекции первичного дефекта. |
Помимо вторичного дефекта, можно выделить и третичный дефект
Например, (1) первичным дефектом может выступать поражение коры головного мозга различной локализации, (2) вторичным – нарушение в развитии психофизических процессов, а (3) третичным – отклонение в эмоционально-волевой сфере, формировании личностных качеств.
Форма и содержание вторичных и третичных отклонений зависит от характера ведущего дефекта и обусловлены им.
Вторичные дефекты в развитии затрагивают прежде всего наиболее интенсивно развивающиеся в дошкольном возрасте психические функции: (1) речь, (2) мелкая моторика, (3) пространственные представления, (4) произвольная регуляция движений.
Существует единство и сложная взаимосвязь между первичным и вторичным дефектами.
Л.С. Выготский: существует тесная взаимосвязь интеллектуальных и эмоциональных нарушений при олигофрении.
С точки зрения Выготского, недоразвитие мышления и высших форм памяти – все это вторичные дефекты, обусловленные затрудненным усвоением социального опыта вследствие биологической недостаточности мозга.
Чем дальше имеющееся нарушение отстоит от биологической основы, тем успешнее оно поддается психолого-педагогической коррекции.
Л.С. Выготский: «Наиболее воспитуемыми оказываются высшие функции по сравнению с элементарными»
Психология детей со сложными нарушениями развития — это сравнительно новая отрасль специальной психологии,
Областью ее интересов является изучение особенностей психического развития человека, имеющего два или более нарушений.
Самые давние научные традиции в этой области имеет наука об особенностях психического развития слепоглухого ребенка — ребенка с двойным сенсорным нарушением.
Предмет данной области специальной психологии:
изучение своеобразия психического развития людей со сложными нарушениями |
определение путей психолого-педагогической помощи этим людям и их семьям. |
Задачи психологии детей со сложными нарушениями развития:
описание общих и специфических закономерностей их развития; |
разработка методов их диагностического изучения; |
психологическое обоснование содержания и методов их обучения и воспитания; |
Изучение особенностей социально-психологической адаптации этой группы людей в обществе. |
Предварительная дифференциация недостатков (дефектов)
Недостаток – это физический или психический недостаток, подтверждённый психолого-медико-педагогической комиссией в отношении ребёнка и медико-экспертной комиссией в отношении взрослого.
1 физический недостаток | Физический недостаток – подтверждённый в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании органа человека Это также может быть либо хроническое соматическое или инфекционное заболевание |
2 психический недостаток | Психический недостаток – подтверждённый в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека Психический недостаток включает в себя: * нарушение речи, * нарушения эмоционально-волевой сферы (в том числе аутизм), * последствия повреждения мозга (в том числе умственная отсталость, задержка психического развития), создающие трудности в обучении. |
4 Сложный недостаток | Сложный недостаток – совокупность физических и (или) психических недостатков. |
5 Тяжёлый недостаток | Тяжёлый недостаток – физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственными образовательными стандартами (в том числе специальными) является недоступным В подобном случае возможности обучения ограничиваются * получением элементарных знаний об окружающем мире, * приобретением навыков самообслуживания, * приобретением элементарных трудовых навыков * или получением элементарной профессиональной подготовки. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Источник
Физический (психический) недостаток
“…Недостаток – физическое или психическое отклонение от нормы, ограничивающее социальную деятельность и подтвержденное психолого-медико-педагогической комиссией (учреждением) в отношении ребенка и учреждением медико-социальной экспертизы в отношении взрослого, а также в установленных настоящим Законом случаях повторной экспертизой…”
Источник:
“МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ)”
Официальная терминология.
Академик.ру.
2012.
Смотреть что такое “Физический (психический) недостаток” в других словарях:
Тяжелый физический (психический) недостаток — Тяжелый недостаток подтвержденный в установленном порядке физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственными образовательными стандартами (в том числе специальными) является… … Официальная терминология
Сложный физический (психический) недостаток — Сложный недостаток совокупность физических и (или) психических недостатков, подтвержденных в установленном порядке… Источник: МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ) … Официальная терминология
ДЕФЕКТ РАЗВИТИЯ — физический и (или) психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка (см. Дефектов развития виды) … Психомоторика: cловарь-справочник
ДЕФЕКТИВНЫЙ — [лат. defectivus несовершенный] имеющий какой л. физический или психический недостаток; разг. ненормальный. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. дефективный (лат. defectivus несовершенный) имеющий какой л. физический или психический… … Словарь иностранных слов русского языка
Дефект развития — (от лат. defectus недостаток) физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития. Основные виды дефектов: нарушения зрения, слуха, двигательные нарушения, нарушения психики, речи. Встречаются сложные дефекты,… … Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь
дефект — (от лат. defectus недостаток) физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка. Понятие Д. центральное для дефектологии детально разработано в трудах Л.С. Выготского. Им установлено, что структура Д. не … Дефектология. Словарь-справочник
Аборт — I Аборт (лат. abortus выкидыш) прекращение беременности вследствие рождения плода до истечения 28 недель, когда плод человека ещё нежизнеспособен. По официальной номенклатуре болезней, принятой в СССР, к А. относят прерывание беременности … Большая советская энциклопедия
Специальная педагогика — Специальная педагогика это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специализированных индивидуальных… … Википедия
СТРЕСС — (стресс реакция) (англ. stress напряжение) особое состояние организма человека и млекопитающих, возникающее в ответ на сильный внешний раздражитель. В русском языке термин стресс употребляется также для обозначения и самого раздражителя… … Большой Энциклопедический словарь
стресс — а; м. [от англ. stress напряжение] Состояние напряжения организма человека или животного как защитная реакция на различные неблагоприятные факторы (холод, голодание, физические и психические травмы и т.п.). ◁ Стрессовый, ая, ое. С ое состояние. С … Энциклопедический словарь
Источник
Дизонтогенез — нарушение индивидуального развития организма в пренатальном и раннем постнатальном онтогенезе.
Термин «дизонтогения» впервые введен немецким антропологом и анатомом Г. Швальбе (1927) для обозначения отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального развития.
К аномально развивающимся детям относятся те, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушению общего развития. Термин дизонтогенез обозначает различные формы нарушения онтогенеза, пренатального и постнатального, преимущественно раннего, ограниченного сроками развития, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости.
Причины возникновения дизонтогенеза условно разделяют на врожденные и приобретенные.
Врожденными (биологическими) причинами являются:
- • нарушения развития мозга, связанные с поражением генетического материала (генные мутации, хромосомные аберрации и другие);
- • внутриутробные нарушения (тяжелые токсикозы беременности, внутриутробные инфекции);
- • патологии родов;
- • онкологические и инфекционные заболевания;
- • интоксикации;
- • травмы;
- • опухолевые образования;
- • ряд факторов (вредностей), которые не оказывают патогенного воздействия на взрослого человека.
Важно учитывать время возникновения нарушения — критический или сенситивный период (см. главу 1, параграф 1.2) и интенсивность повреждения.
Среди приобретенных (социальных) причин выделяют:
- • депривацию — социальную и культурную;
- • неблагоприятные условия воспитания;
- • стрессогенные факторы.
К основным характерным чертам дизонтогенеза относят наличие функциональной локализации нарушения, в зависимости от которой выделяют дефекты частные, обусловленные нарушением определенной функции (например, речи, слуха), и общие, связанные с нарушением регуляторных систем, приводящие к корково-подкорковым дефектам (например, нарушение интеллекта).
Определение
Дефект — физический и (или) психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка.
Важно учитывать время возникновения поражения: чем раньше возникло нарушение, тем более тяжелые последствия оно будет иметь (см. главу 11, рис. 11.3). К ранним нарушениям относят пороки развития: аномалии развития, совокупность отклонений от нормального строения организма, возникающих в процессе внутриутробного или, реже, послеродового развития. Пороки развития возникают под действием разнообразных внутренних (наследственность, гормональные нарушения, биологическая неполноценность половых клеток и др.) и внешних (ионизирующее облучение, вирусная инфекция, недостаток кислорода, воздействие некоторых химических веществ, амниотические перетяжки и т.д.) факторов.
Существенным моментом в определении характера повреждающих факторов при дизонтогенезе является выявление отношения между первич
ными и вторичными дефектами. Первичные дефекты обусловлены характером болезни и могут проявляться в виде недоразвития или повреждения. К первичным дефектам относятся наследственные отклонения, нарушения слуха, зрения при поражении соответствующих сенсорных систем, органическое поражение мозга и т.д. К группе вторичных дефектов относится вся совокупность отклонений, проявляющихся на основе первичных. Вторичные нарушения возникают опосредованно в процессе аномального развития. Чаще всего отклонения данной группы развиваются при отсутствии оказания помощи и коррекции первичного дефекта.
Вторичные дефекты в развитии затрагивают наиболее интенсивно развивающиеся в дошкольном возрасте психические функции: речь, мелкую моторику, пространственные представления, произвольную регуляцию движения. Они имеют иерархическое строение и находятся в определенном отношении не только с первичными нарушениями, но и с рядом других вторичных нарушений.
Выделяют также третичные дефекты. Например, первичным дефектом может выступать поражение коры головного мозга различной локализации, вторичным — нарушение в развитии психофизиологических процессов, третичным же дефектом выступает отклонение в эмоционально-волевой сфере, формировании личностных качеств. Форма и содержание вторичных и третичных отклонений обусловлены ведущим фактором и зависят от его характера.
Существуют единство и сложная взаимосвязь между первичным и вторичным дефектами. С точки зрения Л. С. Выготского, недоразвитие мышления и высших форм памяти являются вторичными дефектами, обусловленными затрудненным усвоением социального опыта вследствие биологической недостаточности мозга.
В процессе аномального системогенеза отмечается нарушение межфункциональных взаимодействий.
В классификации дизонтогенеза следует учитывать возможность компенсаторных процессов и (или) ее отсутствие. Так, выделяют психический дизонтогенез — патологию психического развития с изменением последовательности, ритма и темпа процесса созревания психических функций. Согласно концепции отечественного исследователя В. В. Ковалева (1976), психический дизонтогенез выступает как один из важнейших компонентов общего дизонтогенеза, проявляющийся в нарушениях психического развития и обусловленный как биологическими (генетическими, экзогенно-органическими и др.) патогенными факторами, так и длительным неблагоприятным воздействием микросоциально-средовых моментов, а также разнообразными сочетаниями всех этих факторов. Такое представление о причинах психического дизонтогенеза поддерживается и развивается в работах российского психолога, основоположника направления психологии аномального развития В. В. Лебединского (1985).
Отмечают трехуровневую структуру этиологии психических расстройств, основанную на взаимодействии трех видов равных по значимости факторов — генетических, экзогенно-церебральных и психосоциальных.
К генетическим относится фактор темперамента, проявляющийся с 1-го месяца жизни ребенка. Выделяют следующие составляющие темперамента: активность, ритмичность (цикличность), чувствительность, интенсивность, подвижность, коммуникативность, адаптивность, внимание (объем), настроение. Они определяют характер реагирования ребенка и позволяют выявить детей, предрасположенных к психическому дизонтогенезу.
Экзогенно-церебральные факторы включают церебральную патологию, структурные, т.е. органические, поражения мозга и функциональные нарушения мозговой деятельности.
К психосоциальным относятся факторы эмоциональной привязанности и депривации.
В. В. Ковалев (1979) выделил следующие основные тины психического дизонтогенеза — ретардацию и асинхронию. Ретардация — запаздывание или приостановка всех сторон или преимущественно отдельных компонентов психики. Асинхрония — диспропорциональное, искаженное психическое развитие при выраженном опережении развития одних психических функций и отставании темна и сроков развития других функций и свойств. В медицинской практике асинхрония развития (нарушение гетерохронии) проявляется в явлениях ретардации, которая демонстрирует незавершенность отдельных периодов развития, отсутствие инволюции более ранних форм, и в явлениях патологической акселерации, под которой понимается опережающее развитие отдельных функций (часто на фоне грубого отставания других).
Дисфункция созревания может быть связана с морфофункциональной возрастной незрелостью ЦНС и взаимодействием этого внутреннего фактора с неблагоприятными факторами внешней среды.
Психический дизонтогенез играет важную роль в развитии многообразных форм психической патологии, связанных с нарушением развития — от состояний общего психического недоразвития, т.е. синдромов умственной отсталости, до патологических феноменов, возникающих вследствие дисфункции созревания (моторные и речевые стереотипии, страхи, патологическое фантазирование и др.).
В развитии психического дизонтогенеза ведущую роль играет степень повреждения головного мозга, особенно при сочетании повреждения одних отделов с недоразвитием других, что создает обширный характер нарушений и психических расстройств.
Классификация психического дизонтогенеза (по В. В. Лебединскому, 1985) базируется на представлениях отечественных и зарубежных ученых о направлениях нарушений психического развития человека: ретардации, дисфункции созревания, повреждениия развития — изолированного повреждения начавшей развиваться структуры или системы; асинхронии (табл. 19.1).
Таблица 19.1
Классификация психического дизонтогенеза
(по: В. В. Лебединский, 1985)
Аномалия развития | Причина аномалии |
Недоразвитие | Отставание в развитии |
Задержанное развитие | |
Поврежденное развитие | Поломка в развитии |
Дефицитарное развитие | |
Искаженное развитие | Асинхронии развития |
Дисгармоническое развитие |
Источник