Физический или психический недостаток вызывающий нарушение нормального развития ребенка

Физический или психический недостаток вызывающий нарушение нормального развития ребенка thumbnail

Тест по дисциплине «Основы специальной психологии и педагогики»

1. Специальная психология изучает:

  1. изучает психофизиологические особенности и закономерности развития психики аномальных лиц

  2. особенности проявления психических расстройств детей в учебной деятельности

  3. нейропсихологические механизмы нарушений у аномальных лиц

  4. патологические состояния мозга детей перенесших в раннем возрасте тот или иной болезненный процесс

2. Физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка:

  1. индивидуальная норма

  2. дефект

  3. дизонтогенез

  4. деменция

3. Объектом специальной педагогики является:

а) воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс;

б) специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями:

в) личность ребенка, имеющего е отклонения в психическом и физическом развитии.

4. Стойкое недоразвитие сложных форм познавательной деятельности, возникающее вследствие поражения центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза, текущего болезненного процесса при ней не наблюдается:

  1. шизофрения

  2. эпилепсия

  3. деменция

  4. олигофрения

5. Замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности:

  1. умственная отсталость

  2. деменция

  3. задержка психического развития

  4. шизофрения

6. …. – раздел педагогики, занимающийся вопросами воспитания, образования и обучения детей с нарушениями слуха.

7. Закономерности и особенности психического развития лиц с нарушенной функцией зрения изучает:

  1. тифлопедагогика

  2. тифлопсихология

  3. сурдопсихология

  4. ортопедия

8. Подкатегория лиц с нарушениями слуха, у которых полностью отсутствуют слуховые ощущения, либо не способные слышать звуки тише 80 дБ:

  1. глухие

  2. слепые (незрячие)

  3. слабослышащие

  4. дети с ЗПР

9. … – подкатегория лиц с нарушениями зрения, имеющих остроту зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с коррекцией обычными очками

10. … – это нарушение развития неврологического характера в детском возрасте, проявляется в трудности концентрации внимания, гиперактивности и повышенной импульсивности.

11. Автор изобретения системы рельефного письма:

  1. Д. Дидро

  2. В. Гаюи

  3. Л. Брайль

  4. Э. Крепелин

12. Сложное заболевание центральной нервной системы, ведущее к двигательным нарушениям:

  1. умственная отсталость

  2. эпилепсия

  3. детский церебральный паралич

  4. деменция

13. Нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата:

  1. дизартрия

  2. ринолалия

  3. брадилалия

  4. афазия

14. Афазия – это:

  1. полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга

  2. патологически ускоренный темп речи

  3. расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата

  4. нарушение темпо-ритмической организации речи

15. Дисграфия – это:

  1. нарушение произносительной стороны речи

  2. нарушение процесса письма

  3. нарушение процесса чтения

  4. нарушение темпо-ритмической организации речи

16. Первичные дефекты развития возникают в результате…

  1. психического недоразвития

  2. нарушений социального поведения

  3. органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы

17. Утверждение о том, что необучаемых детей нет, соответствует принципу:

  1. дифференцированного подхода

  2. индивидуального подхода

  3. ранней педагогической помощи

  4. педагогического оптимизма

18. Логопедия – это наука о нарушениях ________, методах их выявления и предупреждения средствами специального обучения и воспитания

  1. слуха

  2. зрения

  3. речи

  4. познавательной деятельности

19. Система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития определяется как:

  1. компенсация

  2. коррекция

  3. реабилитация

  4. адаптация

20. Синдром Каннера – это:

  1. вид аутизма

  2. нарушение зрения

  3. детский церебральный паралич

  4. задержка психического развития

Ключ

1

А

2

Б

3

Б

4

Г

5

В

6

сурдопедагогика

7

Б

8

А

9

слабовидящие

10

СДВГ

11

В

12

В

13

А

14

А

15

Б

16

В

17

Г

18

В

19

Б

20

А

Источник

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Дети с отклонениями в развитии имеют недостатки (физические или психические), которые приводят к отклонениям в общем развитии.

В зависимости от характера дефекта, времени его наступления одни недостатки (1) могут преодолеваться полностью, (2) другие – лишь корригироваться, а некоторые – (3) компенсироваться.

Дефект развития – это физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка, который не означает наличие только отрицательных признаков.

Дефект не отрицает положительных тенденций в развитии аномального ребенка.

Данные положительные тенденции (1) зависят от внешних условий и (2) являются результатом адаптации ребенка к окружающей среде.

При анализе отклонений необходимо проводить четкую дифференциацию первичного и вторичного дефектов.

1 Первичные дефекты К разряду первичных дефектов относится вся совокупность отклонений, вызванных биологическими факторами или факторами окружающей среды, поражающими органику.
К первичным дефектам относятся наследственные отклонения, нарушения слуха, зрения при поражении анализаторов, органическое поражение мозга и т.д.
2 Вторичные дефекты Вторичные дефекты имеют характер психического недоразвития и нарушений социального поведения, непосредственно не вытекающих из первичного дефекта
В то же время вторичные дефекты всегда обусловлены дефектами первичными (нарушение речи у глухих, нарушения восприятия и пространственной ориентировки у слепых и др.).
Чаще всего отклонения данной группы развиваются при отсутствии оказания помощи и коррекции первичного дефекта.
Читайте также:  Факторы возникновения и развития речи у ребенка

Помимо вторичного дефекта, можно выделить и третичный дефект

Например, (1) первичным дефектом может выступать поражение коры головного мозга различной локализации, (2) вторичным – нарушение в развитии психофизических процессов, а (3) третичным – отклонение в эмоционально-волевой сфере, формировании личностных качеств.

Форма и содержание вторичных и третичных отклонений зависит от характера ведущего дефекта и обусловлены им.

Вторичные дефекты в развитии затрагивают прежде всего наиболее интенсивно развивающиеся в дошкольном возрасте психические функции: (1) речь, (2) мелкая моторика, (3) пространственные представления, (4) произвольная регуляция движений.

Существует единство и сложная взаимосвязь между первичным и вторичным дефектами.

Л.С. Выготский: существует тесная взаимосвязь интеллектуальных и эмоциональных нарушений при олигофрении.

С точки зрения Выготского, недоразвитие мышления и высших форм памяти – все это вторичные дефекты, обусловленные затрудненным усвоением социального опыта вследствие биологической недостаточности мозга.

Чем дальше имеющееся нарушение отстоит от биологической основы, тем успешнее оно поддается психолого-педагогической коррекции.

Л.С. Выготский: «Наиболее воспитуемыми оказываются высшие функции по сравнению с элементарными»

Психология детей со сложными нарушениями развития — это сравнительно новая отрасль специальной психологии,

Областью ее интересов является изучение особенностей психического развития человека, имеющего два или более нарушений.

Самые давние научные традиции в этой области имеет наука об особенностях психического развития слепоглухого ребенка — ребенка с двойным сенсорным нарушением.

Предмет данной области специальной психологии:

изучение своеобразия психического развития людей со сложными нарушениями
определение путей психолого-педагогической помощи этим людям и их семьям.

Задачи психологии детей со сложными нарушениями развития:

описание общих и специфических закономерностей их развития;
разработка методов их диагностического изучения;
психологическое обоснование содержания и методов их обучения и воспитания;
Изучение особенностей социально-психологической адаптации этой группы людей в обществе.

Предварительная дифференциация недостатков (дефектов)

Недостаток – это физический или психический недостаток, подтверждённый психолого-медико-педагогической комиссией в отношении ребёнка и медико-экспертной комиссией в отношении взрослого.

1 физический недостаток Физический недостатокподтверждённый в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании органа человека
Это также может быть либо хроническое соматическое или инфекционное заболевание
2 психический недостаток Психический недостатокподтверждённый в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека
Психический недостаток включает в себя:
* нарушение речи,
* нарушения эмоционально-волевой сферы (в том числе аутизм),
* последствия повреждения мозга (в том числе умственная отсталость, задержка психического развития), создающие трудности в обучении.
4 Сложный недостаток Сложный недостатоксовокупность физических и (или) психических недостатков.
5 Тяжёлый недостаток Тяжёлый недостатокфизический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственными образовательными стандартами (в том числе специальными) является недоступным
В подобном случае возможности обучения ограничиваются
* получением элементарных знаний об окружающем мире,
* приобретением навыков самообслуживания,
* приобретением элементарных трудовых навыков
* или получением элементарной профессиональной подготовки.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |

Источник

    

    Физический (психический) недостаток

    “…Недостаток – физическое или психическое отклонение от нормы, ограничивающее социальную деятельность и подтвержденное психолого-медико-педагогической комиссией (учреждением) в отношении ребенка и учреждением медико-социальной экспертизы в отношении взрослого, а также в установленных настоящим Законом случаях повторной экспертизой…”

    Источник:

    “МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ)”

    Официальная терминология.
    Академик.ру.
    2012.

    Смотреть что такое “Физический (психический) недостаток” в других словарях:

    • Тяжелый физический (психический) недостаток — Тяжелый недостаток подтвержденный в установленном порядке физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственными образовательными стандартами (в том числе специальными) является… …   Официальная терминология

    • Сложный физический (психический) недостаток — Сложный недостаток совокупность физических и (или) психических недостатков, подтвержденных в установленном порядке… Источник: МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ) …   Официальная терминология

    • ДЕФЕКТ РАЗВИТИЯ — физический и (или) психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка (см. Дефектов развития виды) …   Психомоторика: cловарь-справочник

    • ДЕФЕКТИВНЫЙ — [лат. defectivus несовершенный] имеющий какой л. физический или психический недостаток; разг. ненормальный. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. дефективный (лат. defectivus несовершенный) имеющий какой л. физический или психический… …   Словарь иностранных слов русского языка

    • Дефект развития — (от лат. defectus недостаток) физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития. Основные виды дефектов: нарушения зрения, слуха, двигательные нарушения, нарушения психики, речи. Встречаются сложные дефекты,… …   Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь

    • дефект —  (от лат. defectus недостаток)    физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка. Понятие Д. центральное для дефектологии детально разработано в трудах Л.С. Выготского. Им установлено, что структура Д. не …   Дефектология. Словарь-справочник

    • Аборт — I Аборт (лат. abortus выкидыш)         прекращение беременности вследствие рождения плода до истечения 28 недель, когда плод человека ещё нежизнеспособен. По официальной номенклатуре болезней, принятой в СССР, к А. относят прерывание беременности …   Большая советская энциклопедия

    • Специальная педагогика — Специальная педагогика  это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специализированных индивидуальных… …   Википедия

    • СТРЕСС — (стресс реакция) (англ. stress напряжение) особое состояние организма человека и млекопитающих, возникающее в ответ на сильный внешний раздражитель. В русском языке термин стресс употребляется также для обозначения и самого раздражителя… …   Большой Энциклопедический словарь

    • стресс — а; м. [от англ. stress напряжение] Состояние напряжения организма человека или животного как защитная реакция на различные неблагоприятные факторы (холод, голодание, физические и психические травмы и т.п.). ◁ Стрессовый, ая, ое. С ое состояние. С …   Энциклопедический словарь

    Читайте также:  Козлова с а я человек программа социального развития ребенка м школьная пресса

    Источник

    Дизонтогенез — нарушение индивидуального развития организма в пренатальном и раннем постнатальном онтогенезе.

    Термин «дизонтогения» впервые введен немецким антропологом и анатомом Г. Швальбе (1927) для обозначения отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального развития.

    К аномально развивающимся детям относятся те, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушению общего развития. Термин дизонтогенез обозначает различные формы нарушения онтогенеза, пренатального и постнатального, преимущественно раннего, ограниченного сроками развития, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости.

    Причины возникновения дизонтогенеза условно разделяют на врожденные и приобретенные.

    Врожденными (биологическими) причинами являются:

    • • нарушения развития мозга, связанные с поражением генетического материала (генные мутации, хромосомные аберрации и другие);
    • • внутриутробные нарушения (тяжелые токсикозы беременности, внутриутробные инфекции);
    • • патологии родов;
    • • онкологические и инфекционные заболевания;
    • • интоксикации;
    • • травмы;
    • • опухолевые образования;
    • • ряд факторов (вредностей), которые не оказывают патогенного воздействия на взрослого человека.

    Важно учитывать время возникновения нарушения — критический или сенситивный период (см. главу 1, параграф 1.2) и интенсивность повреждения.

    Среди приобретенных (социальных) причин выделяют:

    • • депривацию — социальную и культурную;
    • • неблагоприятные условия воспитания;
    • • стрессогенные факторы.

    К основным характерным чертам дизонтогенеза относят наличие функциональной локализации нарушения, в зависимости от которой выделяют дефекты частные, обусловленные нарушением определенной функции (например, речи, слуха), и общие, связанные с нарушением регуляторных систем, приводящие к корково-подкорковым дефектам (например, нарушение интеллекта).

    Определение

    Дефект — физический и (или) психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка.

    Важно учитывать время возникновения поражения: чем раньше возникло нарушение, тем более тяжелые последствия оно будет иметь (см. главу 11, рис. 11.3). К ранним нарушениям относят пороки развития: аномалии развития, совокупность отклонений от нормального строения организма, возникающих в процессе внутриутробного или, реже, послеродового развития. Пороки развития возникают под действием разнообразных внутренних (наследственность, гормональные нарушения, биологическая неполноценность половых клеток и др.) и внешних (ионизирующее облучение, вирусная инфекция, недостаток кислорода, воздействие некоторых химических веществ, амниотические перетяжки и т.д.) факторов.

    Существенным моментом в определении характера повреждающих факторов при дизонтогенезе является выявление отношения между первич

    ными и вторичными дефектами. Первичные дефекты обусловлены характером болезни и могут проявляться в виде недоразвития или повреждения. К первичным дефектам относятся наследственные отклонения, нарушения слуха, зрения при поражении соответствующих сенсорных систем, органическое поражение мозга и т.д. К группе вторичных дефектов относится вся совокупность отклонений, проявляющихся на основе первичных. Вторичные нарушения возникают опосредованно в процессе аномального развития. Чаще всего отклонения данной группы развиваются при отсутствии оказания помощи и коррекции первичного дефекта.

    Читайте также:  Развитие мышления ребенка по выготскому

    Вторичные дефекты в развитии затрагивают наиболее интенсивно развивающиеся в дошкольном возрасте психические функции: речь, мелкую моторику, пространственные представления, произвольную регуляцию движения. Они имеют иерархическое строение и находятся в определенном отношении не только с первичными нарушениями, но и с рядом других вторичных нарушений.

    Выделяют также третичные дефекты. Например, первичным дефектом может выступать поражение коры головного мозга различной локализации, вторичным — нарушение в развитии психофизиологических процессов, третичным же дефектом выступает отклонение в эмоционально-волевой сфере, формировании личностных качеств. Форма и содержание вторичных и третичных отклонений обусловлены ведущим фактором и зависят от его характера.

    Существуют единство и сложная взаимосвязь между первичным и вторичным дефектами. С точки зрения Л. С. Выготского, недоразвитие мышления и высших форм памяти являются вторичными дефектами, обусловленными затрудненным усвоением социального опыта вследствие биологической недостаточности мозга.

    В процессе аномального системогенеза отмечается нарушение межфункциональных взаимодействий.

    В классификации дизонтогенеза следует учитывать возможность компенсаторных процессов и (или) ее отсутствие. Так, выделяют психический дизонтогенез — патологию психического развития с изменением последовательности, ритма и темпа процесса созревания психических функций. Согласно концепции отечественного исследователя В. В. Ковалева (1976), психический дизонтогенез выступает как один из важнейших компонентов общего дизонтогенеза, проявляющийся в нарушениях психического развития и обусловленный как биологическими (генетическими, экзогенно-органическими и др.) патогенными факторами, так и длительным неблагоприятным воздействием микросоциально-средовых моментов, а также разнообразными сочетаниями всех этих факторов. Такое представление о причинах психического дизонтогенеза поддерживается и развивается в работах российского психолога, основоположника направления психологии аномального развития В. В. Лебединского (1985).

    Отмечают трехуровневую структуру этиологии психических расстройств, основанную на взаимодействии трех видов равных по значимости факторов — генетических, экзогенно-церебральных и психосоциальных.

    К генетическим относится фактор темперамента, проявляющийся с 1-го месяца жизни ребенка. Выделяют следующие составляющие темперамента: активность, ритмичность (цикличность), чувствительность, интенсивность, подвижность, коммуникативность, адаптивность, внимание (объем), настроение. Они определяют характер реагирования ребенка и позволяют выявить детей, предрасположенных к психическому дизонтогенезу.

    Экзогенно-церебральные факторы включают церебральную патологию, структурные, т.е. органические, поражения мозга и функциональные нарушения мозговой деятельности.

    К психосоциальным относятся факторы эмоциональной привязанности и депривации.

    В. В. Ковалев (1979) выделил следующие основные тины психического дизонтогенеза — ретардацию и асинхронию. Ретардация — запаздывание или приостановка всех сторон или преимущественно отдельных компонентов психики. Асинхрония — диспропорциональное, искаженное психическое развитие при выраженном опережении развития одних психических функций и отставании темна и сроков развития других функций и свойств. В медицинской практике асинхрония развития (нарушение гетерохронии) проявляется в явлениях ретардации, которая демонстрирует незавершенность отдельных периодов развития, отсутствие инволюции более ранних форм, и в явлениях патологической акселерации, под которой понимается опережающее развитие отдельных функций (часто на фоне грубого отставания других).

    Дисфункция созревания может быть связана с морфофункциональной возрастной незрелостью ЦНС и взаимодействием этого внутреннего фактора с неблагоприятными факторами внешней среды.

    Психический дизонтогенез играет важную роль в развитии многообразных форм психической патологии, связанных с нарушением развития — от состояний общего психического недоразвития, т.е. синдромов умственной отсталости, до патологических феноменов, возникающих вследствие дисфункции созревания (моторные и речевые стереотипии, страхи, патологическое фантазирование и др.).

    В развитии психического дизонтогенеза ведущую роль играет степень повреждения головного мозга, особенно при сочетании повреждения одних отделов с недоразвитием других, что создает обширный характер нарушений и психических расстройств.

    Классификация психического дизонтогенеза (по В. В. Лебединскому, 1985) базируется на представлениях отечественных и зарубежных ученых о направлениях нарушений психического развития человека: ретардации, дисфункции созревания, повреждениия развития — изолированного повреждения начавшей развиваться структуры или системы; асинхронии (табл. 19.1).

    Таблица 19.1

    Классификация психического дизонтогенеза

    (по: В. В. Лебединский, 1985)

    Аномалия развития

    Причина аномалии

    Недоразвитие

    Отставание в развитии

    Задержанное развитие

    Поврежденное развитие

    Поломка в развитии

    Дефицитарное развитие

    Искаженное развитие

    Асинхронии развития

    Дисгармоническое развитие

    Источник