Физические упражнения как средства развития ребенка раннего возраста

Роль общеразвивающих  упражнений в физическом                        воспитании детей раннего возраста.

                                                          «Физическое образование ребенка                                                         есть база для  всего остального»

                                                                                               А.В.Луначарский.

 Особенности развития детей раннего возраста является то, что двигательные навыки находятся у них в стадии формирования. Поэтому перед взрослыми стоит важная задача – укрепление организма  малыша и своевременное развитие движений.  Движение является биологической потребностью растущего организма. Именно движение делает ребенка выносливым, ловким, сообразительным.  Физическое воспитание детей раннего возраста имеет целью укрепление здоровья, обеспечение оптимального физического развития, расширения функциональных возможностей развивающего организма, формирование точных двигательных навыков (правильная ходьба) и основных движений (ходьба, бег, лазанье, метание), е также развитие качеств движений (быстрота, ловкость, сила, выносливость). Оно способствует выработку у детей привычки к специальным занятиям физическими упражнениями, воспитывать любовь к спорту.

Влияние движений на любой живой организм многогранно. Следует отметить, что движение способствует поддержанию постоянства внутренней среды организма, улучшают питание тканей, способствуют воспитанию чувства ритма, обладают антистрессовым действием. Необходимо помнить, что движения являются органической потребностью малыша, чем ребенок младше, тем труднее ему подавлять эту потребность. Движения ребенка раннего возраста необходимы ему для познания окружающего мира. Полноценное нервно – психическое развитие малыша невозможно также без достаточного количества движений. Для воспитаний движений ребенку необходимы различные формы двигательной деятельности.

Дети третьего года жизни отличаются большой двигательной активностью, стремлением к самостоятельности. Они уже уверенно, хотя и своеобразно, выполняют наиболее употребительные основные движения – ходьбу, бег. Некоторые виды лазанья, подскоки, элементарные движения отдельными частями тела. У них имеется некоторый двигательный опыт, приобретенный в быту, в играх. С игрушками и пособиями. Есть определенный круг представлений об окружающих явлениях, опыт общения со взрослыми и детьми. Таким образом, дети уже подготовлены к общеразвивающим упражнениям, которые проводятся в детском саду. Общеразвивающие упражнения в детском саду используются на физкультурных занятиях, в процессе утренней гимнастики. Сначала по подгруппам, а затем организованно со всей группой. Занятия по физической культуре проводятся в спортивном зале или на спортивной площадке, которые должны быть оборудованы в  соответствии с существующими нормативами.

Общеразвивающие упражнения – специально разработанные движения для рук, ног, туловища, шеи и других частей тела. Влияние общеразвивающих упражнений многогранно: они способствуют оздоровлению, укреплению организма, развитию двигательных, психических качеств ребенка, подготавливают к овладению сложным действиям, развивают силу мышц, развивают подвижность суставов, гибкость тела, умение сочетать движения различных частей тела, формируют правильную осанку.  

          Движения у малышей несовершенные, неточные. Это объясняется недостаточным развитием опорно – двигательного аппарата, нервной системы, организма в целом. Мало выраженные изгибы позвоночника, изгибы стопы. Недостаточное развитие вестибулярного аппарата, высоко расположенный центр тяжести, слабость мышц ног является причиной частых падений ребенка.  У маленьких детей замедленная двигательная реакция, недостаточно развиты мышцы – разгибатели. Малыши быстро утомляются, поэтому они могут выполнять упражнения с небольшой нагрузкой, в процессе которой происходит чередование движений с различным напряжением.

Кора головного мозга ребенка, несмотря на  быстрые темпы развития, еще недостаточно сформирована, наблюдается незрелость анализаторов. Движения еще не могут восприниматься во всей полноте пространственных, временных и силовых характеристик. Новые условно – рефлекторные связи создаются легко, но отличаются непрочностью. Поэтому необходимо постоянно возвращаться к одним и тем же упражнениям и не торопиться с их усложнением. Движения маленькие дети выполняют схематично, не согласовано,  часто замедленно. Объяснения воспитателя понимают лучше, если одновременно видят, как выполняет взрослый, и при этом двигаются сами. Детям нужен постоянный образец для подражания. Словесные методы и приемы в работе с маленькими детьми направлены на то, чтобы усилить действие показа, добиться яркости, убедительности образа, создать у ребенка радостное настроение. Все упражнения усваиваются малышами только в процессе многократного повторения. Воспитателю надо помнить, что маленький ребенок порой не понимает общих указаний, следует чаще обращаться к каждому ребенку. Взрослый напоминает малышу, как нужно правильно выполнять  то или иное упражнение. Общая и индивидуальная оценка дается сразу по ходу выполнения упражнений. В любом упражнении дети должны почувствовать удовлетворение, получить положительную оценку.

При подборе упражнений необходимо учитывать особенности физического, психического развития детей, знать их возрастные особенности, их подготовленность, предшествующий опыт, соблюдать постепенное нарастание сложности. Упражнения, подобранные воспитателем должны быть доступны детям и соответствовать  особенностям их возраста. Важным требованием при планировании общеразвивающих упражнений является учет состояния здоровья детей.

 Многие общеразвивающие упражнения проводятся с предметами. Они создают у детей интерес к занятиям, оказывают значительное влияние на освоение движений, развитие сенсорики, двигательных качеств и способностей. Активные действия с предметами в процессе упражнений содействуют познанию цвета, веса, формы, качеств материала и других свойств предметов. Предметы создают как бы зрительные ориентиры в развитии пространственных ориентировок, способствуют лучшей координации движений отдельных частей тела. Все упражнения с пособиями в той или иной степени требуют работы пальцев рук. Это активизирует деятельность анализаторных систем, влияет на развитие речи, на интеллектуальное развитие в целом. Наряду с общим влиянием, каждый из предметов в зависимости от физических свойств оказывает своеобразное воздействие:

Погремушка – вызывает радость, повышает мышечное напряжение, оказывает комплексное воздействие на анализаторы: зрительный, слуховой, тактильно – двигательный.

Флажки – действия с ними требуют большей координации кистей.

Кубики – требуют более точных и тонких движений кистей рук, развивают пространственные ориентировки.

Ленты с палочками (без палочек), султанчики – помогают более отчетливо выделить в движении плавность, мягкость или стремительность.

Мячи резиновые – прекрасно развивают силу и ловкость пальцев, координацию, быстроту движений.

В упражнениях с пособиями решаются и воспитательные задачи: дети приучаются аккуратно, бережно обращаться с ними, организованно и быстро брать и класть их на место, уступать друг другу. Во время выполнения  упражнений  воспитатель следит за правильностью движений детей. Он активно участвует в упражнениях вместе с детьми, являясь примером для них.

Многие общеразвивающие упражнения целесообразно проводить  с музыкальным сопровождением. Музыка оказывает эмоциональное воздействие на детей. Движения, выполняемые ими под музыку, становятся более мягкими, ритмичными, координированными. Малыши приучаются выполнять движения в темпе, заданном им воспитателем при помощи музыки.  Дети хорошо воспринимают оттенки музыкального произведения и в соответствии с музыкой меняют характер своих движений. Под плавную тихую музыку дети идут спокойно, широким шагом; быстрая, громкая музыка побуждает их к бегу, подскокам; внезапное окончание музыки или выразительный аккорд служит сигналом к остановке или смене движений. Общеразвивающие упражнения, проводимые под музыку должны быть достаточно просты, хорошо освоены детьми и выполнятся ими свободно и непринужденно.

 Организация детей для проведения общеразвивающих упражнений имеет существенное воспитательное значение. Дети учатся быстро реагировать на указания, команды воспитателя, ориентироваться в пространстве. Появляется психологическая настроенность на выполнение заданий.

Раннее детство  – особый период становления органов и систем и поэтому важно своевременно закладывать основы для полноценного развития ребенка.

Источник

Физическое воспитание – это один из ключевых элементов в процессе формирования иммунитета и укреплении здоровья детей, от которых напрямую зависят темпы роста, а также умственного развития. Не существует единого возраста для начала занятий, всё сугубо индивидуально. Поскольку в раннем возрасте внимание малышей ещё не очень устойчиво, а движения не до конца сформированы, то принудить ребенка к выполнению каких либо действий практически невозможно. Как только грудничок начнет подражать действиям родителей, то уже можно начинать занятия гимнастикой. Лучше всего это делать в игровой форме, ведь именно игра является самой ранней формой физического воспитания малышей.

Первые 12 месяцев жизни малышей – это очень важный этап, формируются базовые движения: хватание, переворачивание, сидение, стояние. Выполнение комплекса специальных физических упражнений положительно отражается на уровне развития: темпы роста с набором веса значительно повышаются, особенно это касается малоподвижных детей.

Результаты исследований подтверждают, что физически активные дети, менее всего подвергаются риску заболеваний разной этиологии, а в случае болезни – намного легче переносят её, при этом быстро восстанавливаются.

Правильное физическое воспитание малышей

Обязанность физического воспитания детей в раннем возрасте возлагается на самых близких – родителей (или людей, которые их заменяют). Для этого им необходимо:

  • составить сбалансированный рацион питания;
  • организовывать правильный режим дня: пробуждение от ночного сна, умывание, утренний массаж или гимнастика, время питания, прогулки, дневной сон, игры со сверстниками – всё это должно быть правильно распределено по времени;
  • составлять график культурно-оздоровительных мероприятий (например, походы по музеям) и выполнять их;
  • способствовать саморазвитию малыша.

Выполнение всех перечисленных пунктов способно раскрыть и укрепить уже имеющиеся качества у ребенка.

Разделяют стандартные формы физического воспитания, способствующие росту и развитию:

  • Гигиенические оздоровительные мероприятия, включающие: купание, плавание, основы личной гигиены, закаливание. Выполняя комплекс процедур при соблюдении основных правил (сначала мытье рук, а лишь потом читка зубов), малыш становится более выносливым, гораздо меньше подвергаясь риску заболеваний.
  • Физическая активность: занятия спортом в форме игровых упражнений, утренней гимнастики, коллективных спортивных игр. Регулярные занятия способствуют развитию и укреплению мышечной ткани, улучшению обмена веществ, повышению уровня выносливости, а также повышению интеллектуальных способностей.
  • Взаимодействие с природой: регулярные прогулки на улице при любой погоде (легкий дождь, снег). Это способствует закаливанию организма с параллельным укреплением иммунитета.
  • Мелкая и крупная моторика, способствующая развитию концентрации и быстроты реакций. К таким занятиям относятся раскрашивание, вязание, лепка из пластилина или теста. Эффективному развитию реакции способствуют игры с мячом или специальные задания (например, четыре малыша танцую вокруг 3-х стульев, при остановке музыки дети должны присесть).

Благодаря комплексному подходу с учётом всех форм физического воспитания, обеспечивается полноценное поэтапное умственное и физическое развитие детского организма.

Физические упражнения, как залог здоровья

Физические упражнения рекомендуются, как здоровым детям, развивающимся по возрасту, так и детям в период реабилитации после серьезных заболеваний или малышам, отстающим в развитии от сверстников.

Правильная физическая нагрузка оказывает положительное влияние на состояние суставов и костей, содействует укреплению мышц, нормализации систем пищеварения, дыхания и улучшению состава крови. Например, для детей, больных рахитом, основой терапии является прием лекарств в комплексе с длительным пребыванием под прямыми солнечными лучами, и комплекс упражнений, способных укрепить мышцы живота, возвращая его к нормальной форме.

Учёные утверждают, что такие упражнения благоприятно отражаются на физической форме детей, а также значительно улучшают их психоэмоциональное состояние, способствуя повышению внимания, восприятия, памяти и речи.

Как приучить ребенка делать зарядку в игровой форме

Интерес к тому, что происходит вокруг него, является особенно активным в первые 3 года жизни малыша. Этот интерес родители должны использовать при занятиях с физическими упражнениями. Имитация голосов и движений животных (например, котёнок мяукает и потягивается), изображение различных предметов (круглый мяч, квадратный стол) могут стать основой игры, малышу будет интересней заниматься гимнастикой.

Поскольку в раннем возрасте дети лучше всего действуют подражательно, то в качестве примера будущих упражнений можно использовать не только движения родителей, а и специальные потешки или стишки с действиями, сопровождающиеся картинками.

Например, с простыми упражнениями:

Мишка косолапый
По лесу идет.
(топаем ножками, при этом слегка переваливаясь с одной ноги на другую)
Шишки собирает,
В корзиночку кладет.
(собираем в ведерко разбросанные вокруг малыша игрушки)
Вдруг упала шишка –
Прямо мишке в лоб!
(легонько! стукаем себя ладошкой по лбу)
Мишка рассердился
И ногою – топ.
(топаем ножкой).

Или же с более сложными движениями:

Самолеты загудели,
(сгибаем ручки в локтях, вращаем ими перед грудью в одном направлении)
Самолеты полетели.
(расставляем руки в разные стороны и бежим по комнате (скорость зависит от размера помещения))
На полянку тихо сели,
(медленно опускаемся на пол)
Да и снова полетели.
(плавно подымаемся, расставляем руки в разные стороны и бежим по комнате)

Не обязательно использовать стихотворную форму, можно сочинить собственную сказку, где главные герои совершают разнообразные движения. Зная интерес своего малыша и его предпочтения, достаточно легко организовать такую игру, когда ребенок, получит достаточный уровень физической нагрузки и удовольствие от самого процесса.

Где и как делать гимнастику с малышами в домашних условиях

Физическим воспитанием детей раннего и дошкольного возраста на достаточно высоком уровне занимаются в детских садах и других дошкольных учреждениях, но это не избавляет родителей от необходимости занятий дома. В домашних условиях лучшим местом для занятий гимнастикой является просторная комната, с минимальным накоплением лишних предметов. Всё, что может повредиться в процессе или нанести вред здоровью малыша, должно быть спрятано.

Продолжительность занятий должна зависеть от возраста. Не стоит принуждать малыша, если он уже утерял интерес или устал.

Общие нормы занятий гимнастикой для малышей имеют следующий вид:

  • 2 года – длительностью 3-4 минуты (2-3 упражнения с количеством повторов 4-5 раз);
  • 3 года – длительностью 5 минут (4 вида упражнений по 4-5 повторов);
  • 5-6 лет – 10-15 минут, 7-8 видов упражнений.

Разделяют три группы упражнений, направленных на развитие разных мышц, которые рекомендовано использовать во время совместных занятий гимнастикой с малышами:

1. Плечевого пояса:

  • поднятие рук в стороны разные стороны, вверх или вперед;
  • раскачивающиеся движения руками по направлению вперед-назад;
  • заведение рук за спину;
  • сгибание-разгибание рук;
  • хлопки руками на уровне груди.

2. Туловища: наклоны вперед и назад, после трех лет присоединяются наклоны в стороны;

3. Ног:

  • прыжки на одной или двух ногах;
  • приседания.

Упражнения можно комбинировать по своему собственному усмотрению, но не стоит забывать менять их каждые 10 дней для того, чтобы ребенок не терял интерес к происходящему.

В процессе занятий ребенка обязательно нужно хвалить, независимо от того, насколько хорошо у него всё получается. Не стоит сравнивать его успехи с достижениями других детей, ведь вместо стимула можно привить чувство неполноценности.

Веселая разминка для детей

Высокую двигательную активность и неусидчивость малышей можно использовать, стоит лишь направить их энергию в правильное русло. Сделать разминку веселой и интересной помогут стишки или музыка.

Стихи – это могут быть как детские стишки, так и произведения авторов, в которых четко чувствуется рифма. Например:

Головой покрутим резво,
Вправо-влево, вправо-влево.
(вращаем головой в разные стороны)
И попрыгаем на месте —
Ноги врозь и ноги вместе.
(прыгаем на одном месте)

Так как практически все детки любят танцевать, родителям необходимо просто включить любимую мелодию или же напеть её самостоятельно.

Источник

Юлия Уколова
Опыт работы «Физическое воспитание детей в раннем возрасте»

Физическое воспитание оказывает большое влияние на всестороннее развитие детей и является одним из важнейших средств психического развития детей. Ребенок растет здоровым, сильным и уравновешенным.

Особенность детей раннего возраста – быстрая утомляемость и наряду с этим способность быстро восстанавливать свои силы.

Движения вызывают прилив крови к мышцам и тем самым улучшают их питание. работа сердца находится в тесной взаимосвязи с развитием мышц. Регулярные занятия тренируют сердечную мышцу,приводят к постепенному уменьшению частоты пульса.

На занятиях по физическому воспитанию необходимо уделять внимание эмоциональной насыщености занятий. Эти занятия являются основным условием при обучении детей движениям. Мышечная система формируется на основе развития нервной системы и увеличения массы скелетных мышц. Кости ребенка элластичны и легко деформируются. У детей еще нет устойчивых изгибов позвоночника,которые появляются лишь к четырем годам. Все это мы учитываем при проведении физкультурных занятий,исключая силовые и связанные с длительным пассивным ожиданием упражнения. Двигательную активность в раннем возрасте мы строим так, как преимущественно при ходьбе. Особое внимание следует уделять развитию свода стопы, так как в этом возрасте она уплощена. Полезно упражнять детей в ходьбе на носках,ходьбе по наклонной плоскости и ребристой доске. К трем годам ребенок овладевает всеми основными движениями (ходьба,бег,прыжки, метанье,лазание.)Двигательная координация значительно улучшается –развивается согласованность движений рук и ног. Дети умеют менять ритм и направление ходьбы в зависимости от сигнала воспитателя. Дети усваивают новые движения,уточняют способы выполнения уже знакомых движений, учатся применять их в новой для себя обстановке.

На занятиях необходимо создать благоприятные условия для общения детей между собой. Индивидуальное общение,поддержка и помощь во время занятий необходимы,так как при проявлении внимания со стороны взрослого вызывает положительные эмоции и является основным в работе с детьми. Планируя работу по физическому воспитанию сначала необходимо определить задачи и содержание занятий. Максимальная эффективность занятий обеспечивается, если предусматривается чередование физической нагрузки и отдыха, если имеет место последовательное увеличение нагрузки.

Особое внимание в режиме дня уделяю проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья снижению заболеваемости детей. С этой целью разработала систему закаливания, предусматривающую разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временем года,возрастом,особенностями состояния здоровья детей.

В разработанную систему входит:

А)закаливание в повседневной жизни:

-четкая организация теплового и воздушного режима в помещении;

-рациональная одежда детей;

-соблюдение режима прогулок в течении года;

-сон при открытых фрамугах;

-гигиенические процедуры (умывание,обливание рук до локтя прохладной водой, полоскание полости рта кипяченой водой комнатной температуры с добавлением лекарственных трав).

Б)Специальные меры закаливания:

-воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями;

-контрастные воздушные ванны (Циклические беговые упражнения в условиях переменного воздушного режима-из спальни в групповую комнату,в раздевальную и назад в спальню и т. д).

-контрастное обливание ног;

-физические упражнения после сна;

-профилактика простудных заболеваний методами рефлексотерапии.

Рекомендации по проведению закаливающих процедур дается в *Журнале здоровья* для каждой возрастной группы в соответствии с особенностями физического развития детей. Так я использую контрастное обливание ног в сочетании с профилактическим массажем стоп, физическими упражнениями и ходьбой по гальке.

В группе есть дети,которые часто болеют,для этого применяю щадящий вариант контрастного закаливания: вначале обливаем ноги теплой водой,а затем сразу же прохладной(+38градусов,+28 градусов,+38 градусов).Процедура удобна тем, что её можно проводить со всеми детьми одновременно, подключая и вернувшихся после болезни. Закаливающие процедуры в группе часто болеющих детей сочетаю с массажем и гимнастикой которые стимулируют функцию дыхания, а следовательно является профилактической мерой предупреждения заболеваний верхних дыхательных путей.

При проведении закаливающих процедур необходимо соблюдать основные условия:

-индивидуальный подход к каждому ребенку

-постепенность в увеличении силы воздействия закаливающего фактора

-систематичность и постоянство процедур

В комплексе закаливающих средств оберегающих нервную систему детей от перегрузок особое значение предаю правильно организованному сну. В связи с этим разработала памятку для воспитателей и младшего персонала.

-обеспечить в момент подготовки детей ко сну спокойную обстановку, исключить шумные игры за 30 мин до сна.

-проветривать спальное помещение перед сном до снижения температуры на3-4 градуса.

Систематически осуществляю контроль за проведением прогулки, как одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни.

Последовательность видов деятельности на прогулке меняю в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий: в холодное время года и после занятия на которых дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижной игры ;в теплое время года и после физкультурных и музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр и т. д. Вместе с медработником наблюдаем за детьми во время прогулки,провожу хронометраж их двигательной активности,определяя соответствие физической нагрузки возрасту, состоянию здоровья,погодным условиям. Выявляем у детей утомление (по окраске кожи,выражению лица, частоте дыхания,появления потливости) и своевременно регулирую характер их деятельности,заменяю игру большой подвижности на более спокойную.

Чтобы малыши не перегревались во время сборов на прогулку и не простуживались, выходя на улицу, привлекаю ких одеванию помощников воспитателей, работников детского сада и выводим детей на улицу. Длительность прогулки регулирую в соответствии с рекомендациями медсестры.

Осуществляю постоянный контроль за организацией обучения основным движениям на физкультурных занятиях,учитываю:

-построение занятия в соответствии с задачами на данный период, основными физиологическими принципами и уровнем подготовленности детей;

-использование воспитателями разнообразных методических приемов и способов организации детей для выполнения упражнений с целью увеличения их двигательной активности;

-последовательность,подбор и сочетание нового материала с повторением и закреплением усвоенного материала, распределением физической нагрузки детский организм на протяжении всего занятия;

– развитие у детей физических и нравственно волевых качеств;

-использование разнообразного спортивного инвентаря (мячи, обруч,скакалки) повышающих эмоциональное состояния и активность детей при выполнении упражнений.

Функциональному совершенствованию детского организма, повышению работоспособности, развитию защитных сил к неблагоприятным факторам внешней среды способствуют физические упражнения на свежем воздухе, утренняя гимнастика, спортивные игры и развлечения.

В коллективе изучена методика проведения занятий на воздухе в разных возрастных группах во все времена года.

В течении всего года обучаю детей спортивным упражнениям и спортивным играм широко используем физкультурные праздники и досуги на воздухе. Большое значение придаю физкультурным занятиям,в которые рекомендую включать:

-упражнения по обучению детей правильному дыханию,сочетанию движения и дыхания;

-подвижные игры, используемые на занятиях.

Много внимания уделяем взаимосвязи физического и воспитания с эстетическим и нравственно-трудовым.

Состояние здоровья детей является основным показателем при ежемесячном подведении итогов. Анализ заболеваемости отражаем в экране здоровья,что дает возможность наглядно увидеть результаты своей работы,сравнить с результатами коллег, наметить пути исправления недостатков.

Вопросы воспитания здорового ребенка решаем в тесном контакте с семьей. В планировании и проведении данной работы большую помощь оказывает анкетирование в начале каждого года.

В анкете предлагаю ответить на следующие вопросы:

-Как вы считаете почему ваш ребенок болеет?

-Что по вашему мнению будет способствовать укреплению его здоровья?

-Какие виды закаливания вы используете дома?

-Занимаетесь ли вы с ребенком утренней гимнастикой, спортивными играми?

-Есть ли у вас какой-либо спортивный инвентарь?

-Какие вопросы физического воспитания и оздоровления детского организма вас интересуют?

Мы не навязываем родителям темы и формы проведения педагогической пропаганды по физическому воспитанию детей, а предлагаем самим продумать и выбрать наиболее нужные и эффективные. Кроме того анкетирование помогает больше узнать о ребенке, его физическом развитии в семье.

Анализ анкетных данных приводит к выводу: необходимо не только расширять знания родителей по вопросам воспитания здорового ребенка, убеждая в продолжении работы дома, но и учить проведению физкультурно-оздоровительных мероприятий.Для этого я использую различные формы и методы: через стенды, на собраниях знакомим родителей с задачами физического воспитания в детском саду и дома,даем конкретные рекомендации по приобретению спортивного инвентаря в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями ребенка, Рассказываю как можно увлекательно и интересно провести утреннюю гимнастику и подвижную игру дома, как одевать ребенка на прогулку в разные сезоны года, какие закаливающие процедуры использовать.

Ежемесячно организуем показ физкультурных занятий в группе,на площадке детского сада подвижных игр на прогулке, предусматривая участие и родителей.

Стало традицией организовывать и проводить интересные и увлекательные праздники и досуги : «Папа, мама, я – спортивная семья», «Веселые старты» и др.

Комплексный подход в решении задач воспитания здорового ребенка, использование передового опыта, взаимосвязь всех средств физического воспитания с лечебно- оздоровительными мероприятиями, повышение двигательной активности детей в течении всего дня, целенаправленная связь с семьёй, творческий поиск путей снижения заболеваемости дают положительные результаты.

Источник