Физические упражнения для развития внимания ребенка
1. “Запоминай и повторяй”
На счет 1 руки надо поднять в стороны, 2 — вверх над головой, 3 — хлопнуть в ладоши, 4 — опустить руки вниз. Вы считаете, ребенок делает упражнение. Темп постепенно увеличивайте.
Можно превратить это упражнение и в более занимательную игру. Договоритесь так: при слове “заяц” — руки в стороны, “белка” — руки вперед, “воробей” — руки вверх, “карасик” — руки вниз. Теперь командуйте: белка — заяц — воробей — карасик и т.д.
2. “Запрещенное движение”
Ребенок повторяет за учителем все движения упражнения, кроме одного “запрещенного” (прыжка или, например, хлопка).
3. “Мой любимый фрукт”
Упражнение позволяет учителю создать рабочий настрой учащихся, также происходит развитие памяти, развитие способности к длительной концентрации внимания.
Ученики представляются по кругу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт; второй – имя предыдущего и его любимый фрукт, свое имя и свой любимый фрукт; третий – имена двух предыдущих и названия их любимых фруктов, а затем свое имя и свой любимый фрукт и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и названия любимых фруктов всех учеников.
4. “Летает – не летает”
Упражнение на развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений.
Дети становятся полукругом. Учитель называет предметы. Если предмет летает – дети поднимают руки. Если не летает – руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.
5. “Ладошки”
Упражнение на развитие устойчивости внимания.
Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е. пробегала “волна” из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент выбывают из игры.
6. “Самый внимательный”
Упражнение на развитие зрительного внимания, памяти.
Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не ошибется аплодисментами.
7. “Эстафеты-разминки”
Самая простая эстафета: ученики по цепочке встают и садятся в едином ритме – так, чтобы, как только сел предыдущий, встал следующий. Порядок вставания можно менять – по рядам, змейкой, через два человека; одновременно по одному с каждого ряда (двойная эстафета); по алфавиту. Главное в задании – не подталкивать следующего локтем, не выкрикивать его имя, одним словом, не вмешиваться в работу другого человека. Если же это произошло, ведущему ничего не остается, как тут же остановить эстафету и начать ее заново. Вставание можно заменить передачей хлопков.
8. “Дружное эхо”
Условие: класс отвечает на хлопки ведущего (учителя или одноклассника) дружным эхом.
Например, на один хлопок преподавателя класс обычно отзывается рикошетом хлопков. Дружным же хлопком удается ответить только в том случае, если все присутствующие не замкнуты на себе, а открыты для работы с другими. Тогда действительно в ответ на хлопок ведущего раздается упругий, без рикошета, хлопок всего класса.
Ведущий может задавать серию хлопков, меняя их количество и ритмический рисунок. Хлопки могут быть заменены на щелчки, чечетку, посвистывание или даже на произнесение каких-то слов (например, междометий или слов-исключений из правила).
9. “Руки-ноги”
На один хлопок учителя класс поднимает руки, на два хлопка – приседает. Если руки уже подняты, то на один хлопок их нужно опустить (соответственно, когда дети уже сидят, то на два хлопка они должны встать). Меняя последовательность и темп хлопков, учитель пытается сбить учеников с толку, тренируя их собранность.
10. Встать “по пальцам”
Исходное положение: все сидят; учитель, закрыв глаза (а лучше отвернувшись), задает классу число, выбрасывая над головой соответствующее количество пальцев.
Затем он произносит: “Раз-два-три! Замри!” – и открывает глаза (поворачивается к ученикам). В классе должно стоять ровно столько учеников, сколько пальцев было им предъявлено.
Во время выполнения игрового задания каждому из учеников приходится быстро сориентироваться: если количество стоящих меньше заданного – то вскочить самому; если же больше (а он сам при этом стоит), то мгновенно сесть.
Ведется игровой счет: если число стоящих верное – очко присуждается классу, если оно больше или меньше заданного – учителю.
11. “В магазине зеркал”
Цель: развитие наблюдательности, внимания, памяти. Создание положительного эмоционального фона. Формирование чувства уверенности, а также умения подчиниться требованиям другого человека.
Описание. Учитель (а затем ребенок) показывает движения, которые за ним в точности должны повторять все игроки.
Инструкция: “Сейчас я расскажу вам историю про обезьянку. Представьте себе, что вы попали в магазин, где стоит много зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки в ответ состроили ей точно такие же рожицы. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили. Она топнула ногой, и все обезьянки топнули. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения. Начинаем играть. Я буду обезьянкой, а вы – зеркалами”.
Примечание. На этапе освоения игры роль обезьянки выполняет учитель. Затем дети получают роль обезьянки. При этом необходимо следить, чтобы со временем каждый ребенок мог выполнить эту роль. Прекращать игру необходимо на пике интереса детей, не допуская пресыщения, перехода в баловство. Из игры могут выбывать те “зеркала”, которые часто ошибаются (это повышает мотивацию к игре).
12. “Смотри на руки”
Цель: развитие произвольного внимания.
Необходимый материал: грамзапись (магнитофон) марша Р. Паулса “Красные цветы”.
Описание. Дети, двигаясь по кругу, точно выполняют различные движения рук, показанные учителем или “командиром”.
Инструкция: “Сейчас мы поиграем. Для игры нам нужно выбрать командира, который будет придумывать движения для рук. Сначала командиром буду я, а потом тот, кого мы выберем с помощью считалки. Все играющие, стоя друг за другом по кругу, должны начать двигаться под музыку. Первым будет стоять командир – сейчас им буду я. Все внимательно следят, какие движения рук показывает командир, и повторяют их точно за ним. Начинаем играть”.
Примечание. На этапе освоения игры показ движений рук осуществляет учитель (варианты показа рук: руки вверх, в стороны, на пояс, руки со сцепленными пальцами вытянуты вперед, занесены за голову и т.д.). Затем показ движений рук осуществляют дети.
13. “Слушай команду”
Цель: развитие произвольного и слухового внимания.
Необходимый материал: магнитофон или грамзапись Р. Газизова “Марш”
Описание. Каждый ребенок должен выполнять движения в соответствии с командами учителя, произнесенными шепотом. Команды дают только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока играющие хорошо слушают и точно выполняют задание.
Инструкция: “Мы поиграем в игру “Слушай команду”. Для этого надо встать по кругу друг за другом и двигаться шагом под музыку. Когда звуки музыки прекратятся, необходимо остановиться и внимательно слушать меня. В это время я шепотом произнесу команду, например “поднять руки”, и все играющие должны выполнить эту команду. Будьте внимательны!”
Примечание. Примеры команд: присесть; наклониться вперед и вытянуть руки вперед; согнуть правую ногу в колене, руки развести в стороны; сесть на пол и обхватить колени двумя руками и т.д.
14. “Удочка”
Дети становятся в круг, учитель в центре. В руках у него шнур (скакалка) длиной около метра с привязанным на конце мягким мячиком или набивным мешочком. По сигналу: “Ловлю!” – учитель вращает шнур, постепенно его, удлиняя так, чтобы мешочек попал под ноги играющим. При приближении мешочка дети должны подпрыгнуть. Если мешочек коснулся ног играющего, значит, он попался на удочку и должен идти в середину круга и вращать шнур до тех пор, пока кого-нибудь не поймает.
15. “По новым местам!”
Играющие становятся в круг, каждый в нарисованный кружок. Учитель говорит: “На прогулку!” Все дети идут за ним в колонне по одному под разученную песню или врассыпную. По команде учителя: “По новым местам!” – играющие разбегаются по кружкам. Каждый должен встать на новый кружок. Занявшие места последними – проигрывают.
16. “Разведчики”
Оборудование: спортивные снаряды.
Описание. В зале расставляется инвентарь определенным образом. В игре участвуют: разведчики, командир, отряд (остальные дети). Ребенок -“разведчик” придумывает маршрут (прохождение между и через снаряды), а “командир” запомнив дорогу, должен провести отряд.
Инструкция: “Сейчас мы поиграем. Один из вас будет разведчиком и придумает маршрут, по которому командир должен провести отряд. Будьте внимательны, старайтесь запомнить маршрут”.
Примечание. Для знакомства с игрой учитель берет роль “разведчика” на себя.
17. “Съедобное – несъедобное”
Оборудование: мяч, мел.
Описание. В зависимости от названного предмета, съедобен он или нет ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему ведущим.
Инструкция: “Сейчас мы поиграем. Я буду называть предметы (например, яблоко, стул и т.д.). Если названный предмет съедобный, то вы должны поймать мяч и передвинуться вперед на одну клетку, нарисованную мелом. Если названный предмет несъедобный, то вы должны отбить брошенный мяч, а затем передвинуться вперед на одну клетку. Если дан неправильный ответ (мяч не пойман, хотя предмет съедобный, или пойман, хотя предмет несъедобный), то играющий остается в прежнем классе. Тот ребенок, который первым приходит в последний класс, становится ведущим”.
Примечание. Лучше рисовать три класса.
Примеры названий предметов для игры: мяч, апельсин, окно, сыр, кукла, лук, книга, пирожок, котлета, дом, мыло, пирожное, булочка, помидор, огурец, ножницы и т.д.
2.3 Результаты контрольного эксперимента по диагностике внимания младших школьников
Повторная работа по диагностике уровня внимания была проведена в том же 3 “А” классе, спустя 3 месяца после первичного диагностирования. В течение этого времени на уроках физической культуры осуществлялся разработанный нами комплекс упражнений, направленный на развитие внимания, приведенный выше.
И снова для определения уровня развития внимания учащихся мы использовали ту же методику “Найди ошибки”.
Ребятам раздается тот же текст, он содержит так же 10 ошибок, но 2 – 3 те, что встречались ранее, а остальные – новые (Приложение 17). Задание то же.
Инструкция: “Материал, который вы получили, содержит разные ошибки, в том числе смысловые. Найдите и подчеркните их. У вас 1 минута”.
Анализ результатов.
За каждую найденную ошибку начисляется 1 балл, неисправленная – 1 ошибка.
0 – 2 ошибки (10-8 баллов) – высший уровень внимания;
3 – 4 ошибки (7-6 баллов) – средний;
5 и более ошибок (5 и менее баллов) – низкий.
После проведения и подведения итогов были получены следующие результаты (работы детей Приложение 18). Полученные результаты занесем в таблицу, эти данные дают возможность выявить процентное соотношение уровня внимания (Приложение 19), данные можно изобразить с помощью графика (Приложение 20).
После проведения и подведения итогов были получены следующие результаты (работы детей Приложение 21). Полученные результаты занесем в таблицу, эти данные дают возможность выявить процентное соотношение уровня внимания (Приложение 22), данные можно изобразить с помощью графика (Приложение 23).
Наиболее высокий уровень развития внимания у Наурбиевой Арины, Сбиральниковой Юли, Ткачевой Марины и Чулковой Юли (100 %). Но есть ребята, у которых результат ниже среднего – это Вдовин Леша и Цыканов Руслан (50 %).
Для большинства детей уже характерен высокий уровень развития внимания – 66,6% учащихся, средний уровень развития внимания – 22,2 % класса, внимание развито слабо у 11,1 % учащихся класса.
Исходя из выше изложенного можно сравнить уровень развития внимания учащихся данного класса до проведения, разработанного и проведенного нами комплекса упражнений, и после. Хорошо видна разница – практически у всех ребят уровень развития мышления стал выше (Приложение 23).
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ
В данной главе была проведена работа по диагностике внимания. В эксперименте принимали участие 18 человек. Сначала мы с помощью методики выявили уровень внимания учащихся класса. Получили, что для большинства детей характерен средний уровень развития внимания – 44,4 %, 33,3 % детей имеют высокий уровень развития интеллекта, а у 22,2% учеников логическое мышление развито слабо. После чего систематически на уроках физической культуры мы проводили специальные задания и упражнения, наблюдая, как они влияют на внимание учащихся класса. Результаты повторной диагностики показали, что для большинства детей уже характерен высокий уровень развития внимания – 66,6% учащихся, средний уровень развития внимания преобладает у 22,2% класса, внимание учащихся, которые имеют низкий уровень – 22,2% учащихся класса.
Полученные результаты проведенного нами эксперимента позволили сравнить уровень развития внимания у учащихся экспериментального 3 “А” класса до проведения разработанной нами, комплекса упражнений и заданий, направленных на формирование внимания младших школьников, и после ее проведения.
Можно с уверенностью сказать, что у ребят наблюдались улучшения, как в учебном процессе, так и во всех видах их деятельности.
Источник
Вы заметили, что ребёнок «невнимательный», или услышали эти слова от воспитателя или учителя? Говорят, постоянно витает в облаках… А он действительно невнимательный или ему просто скучно на уроках? Разбираем, на что родителям стоит обратить внимание.
Объем, устойчивость, концентрация и другие свойства внимания, которые нужно развивать
Всего есть шесть свойств внимания. Нарушение каждого из них по-своему отражается на деятельности ребёнка.
1) Объем внимания. При маленьком объеме внимания ребёнок не умеет концентрироваться одновременно на нескольких предметах и удерживать их в памяти.
2) Устойчивость и 3) концентрация внимания. Работайте в этом направлении, если ребёнок быстро отвлекается на посторонние дела, не может долго сосредотачивать внимание.
4) Избирательность внимания. Это свойство крайне важно, чтобы уметь сосредоточить внимание на значимом процессе. И при этом не обращать внимания на второстепенные, отвлекающие стимулы. Проблемы с избирательностью внимания мешают доводить начатое до конца.
5) Распределение внимания. Ребёнку сложно выполнять две задачи одновременно.
6) Переключаемость внимания. Способность быстро и легко переместить внимание с одного действия на другое. Ребёнок с трудом переносит внимание с одного объекта на другой, переключается слишком медленно? Развивайте гибкость внимания.
Понаблюдайте, что дается ребёнку сложнее: воспринимать информацию визуально или на слух? Учитывая это, вы сможете более грамотно подобрать игры и упражнения на внимание.
Вот теперь, когда проблема ясна, приступаем к полезным активностям! Научить ребёнка управлять вниманием помогут игры.
Выбирайте игры и задания по возрасту
детям 4-5 лет |
6-8 лет |
9-10 лет
Игры и упражнения на внимание для детей 4-5 лет
Дошкольникам сложнее всего усидеть на месте, поэтому игровая форма занятий подходит им больше всего.
Игра «Запрещенный цвет» на концентрацию и распределение внимания
Перед началом игры установите правила:
– нельзя называть запрещенные цвета, например, зелёный и красный;
– нельзя один и тот же цвет называть дважды.
А теперь задавайте вопросы: «Какого цвета небо? Какого цвета трава? Какого цвета солнце? Какого цвета клубника?» Возможные варианты ответов: «Голубого; как газон; желтого; как сердце».
Игра «Придумай автомобиль» Развиваем избирательность внимания
Предложите ребёнку представить проезжающий мимо автомобиль, который каждый раз возвращается. Как он выглядит? Какие звуки издает? Постепенно картинка должна становиться все более живой и насыщенной.
Делайте ребёнку подсказки, но не комментируйте каждое его действие. Так он может отвлечься от игры и потерять интерес к ней.
Игра «Найди лишнее» на концентрацию и распределение внимания
Прочитайте ребёнку стихотворение и попросите хлопать в ладоши, если он слышит лишние слова.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
лебеди, куницы,
Галки и стрижи,
Чайки и моржи.
Игра «LOGIC Шульте» развивает концентрацию и устойчивость внимания
В таблицах Шульте в хаотическом порядке размещены цифры, которые необходимо быстро найти в верной последовательности. Помимо внимания и периферического зрения, такой тип заданий развивает навык скорочтения.
Игры и упражнения на внимание для детей 6-8 лет
Младшеклассники легко отвлекаются на посторонние вещи (смартфон, телевизор, вид за окном), поэтому постарайтесь перед занятиями исключить любые раздражители. Придумайте кодовое слово («внимание», «начинаем») и попросите ребёнка сосредоточиться после того, как вы его произнесете.
Игра «Догони робота» на концентрацию, избирательность и устойчивость внимания
Начертите такой квадрат с роботом. Он будет передвигаться вверх, вниз, вправо и влево по вашим командам. Продиктуйте несколько ходов и попросите ребёнка указать, в какую клетку переместился робот. Водить по полю пальцем нельзя.
Упражнение «Слушаю и считаю» Развиваем распределение внимания
Прочитайте предложение, постукивая карандашом по столу. Ребёнок должен запомнить текст и сосчитать количество ударов.
Упражнение «Читаю и считаю» на переключаемость и распределение внимания
Предложите ребёнку прочитать текст и одновременно посчитать количество слов в нем. Для счета не используем пальцы.
Игра «Защитники островов» развивает переключаемость внимания
Эту игру можно назвать морским боем нового уровня. Вместо обычного квадратного игрового поля действие разворачивается на круговой диаграмме. Игрок может выбрать один из трех уровней сложности.
Игра «LOGIC Игрек» развивает объем, устойчивость и переключаемость внимания
В игре 3 уровня сложности:
- «Новичок» — игрок должен запомнить и повторить в любом порядке расположение точек на экране.
- «Опытный» — требуется запомнить расположение цифр в правильной последовательности: 1, 2, 3, 4 и т.д.
- «Мастер» — необходимо запомнить расположение фруктов на экране в нужном порядке.
Игры и упражнения на внимание для детей 9-10 лет
Для детей постарше подойдут более сложные упражнения на внимание. Хорошо, если они будут не сильно напоминать школьные задания, чтобы ребёнок мог отвлечься от учебы и провести свободное время весело и полезно.
Упражнение «Запомни все» на концентрацию и распределение внимания
Предложите ребёнку внимательно рассмотреть какой-то предмет не дотрагиваясь до него. Например, настольную лампу, вазу или связку ключей. Затем пусть ребёнок закроет глаза и постарается описать предмет. Какого он цвета, размера? Какой он на ощупь?
Упражнение «Что изменилось?» Развиваем объем внимания
Разложите на столе около десяти предметов. Можно взять, к примеру, канцелярские принадлежности: ручки, карандаши, пенал, линейку и т.п. Затем попросите ребёнка запомнить, как лежат предметы.
Затем попросите его закрыть глаза и досчитать до 20-ти. За это время поменяйте некоторые из предметов местами или вовсе уберите. Предложите ребёнку сказать, что изменилось.
Упражнение «Запрещенная цифра» на концентрацию и распределение внимания
Считайте вслух от одного до 41, не называя числа, в которых есть цифра 4. Вместо них говорите: «Не собьюсь». Предложите ребёнку повторить упражнение.
Игра «Атака вируса» развивает концентрацию внимания
Цель игры — окружить Вируса и не дать ему проникнуть в самое сердце микросхем Клапана. Всего доступно три уровня сложности: «легко» — в игре всего один Вирус и есть много возможностей его обезвредить; «трудно» — победить нужно двух Вирусов, что будет не так просто; «ааааа!» — придется попотеть, ведь окружить необходимо трех Вирусов.
Игра «Роботрон» развивает переключаемость внимания
Вам нужно перевести своего робота на другую сторону поля. При этом нужно не пропустить соперника на свою сторону. В игре «Роботрон» работает Арена: вы можете сразиться с реальным противником.
Тренировка внимания — полезная привычка
Если игры и упражнения на внимание станут постоянными тренировками для ребёнка, вскоре вы заметите первые результаты. Ребёнок будет быстрее и легче запоминать, станет более собранным. Чтобы удержать прогресс, включите игры и упражнения на внимание в список постоянных дел.
На ЛогикЛайк более 3500 развивающих заданий и упражнений:
- загадки и вопросы на внимательность и смекалку;
- логические задачи;
- соты и судоку;
- логические и пространственные головоломки.
Регулярные тренировки на ЛогикЛайк — проверенный способ развития логики, памяти и внимания у дошкольников и младших школьников.
Источник