Физические показатели развития ребенка 4 лет таблица
Физическое развитие
Внешние проявления физического развития – рост и вес. В таблице приведены показатели для нормально развитых детей четырехлетнего возраста.
Тип телосложения | Рост (см) | Вес (кг) |
Большой | 106,3 – 114,2 | 15,6 – 19,7 |
Средний | 102,6 – 106,2 | 15,3 – 18,5 |
Маленький | 96,2 – 101,2 | 11,5 – 15,0 |
К четырем годам у ребенка выросли все 20 молочных зубов, а в пять лет начинается прорезывание первых постоянных коренных зубов.
К этому возрасту ребенок должен уметь ходить прямо, не шаркая ногами, в заданном направлении; бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление и темп бега; перешагивать через предметы; ползать на четвереньках, лазать по шведской стенке произвольным способом; энергично отталкиваться в прыжках на обеих ногах, прыгать в длину с места не менее чем на 40 см; катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м; бросать мяч обеими руками от груди, из-за головы, вниз об пол и вверх 2-3 раза подряд и ловить его; метать предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 5 м.
Развитие речи
Главное направление на пятом году жизни – освоение связной монологической речи, начинается взрыв словотворчества.
Современный ребенок к 4 – 4,5 годам при правильном развитии овладевает родным языком, говорит связно, правильно излагает сказки, знает и читает наизусть небольшие стихи. Он произносит почти все звуки (до 5 лет допускается искажение только звука «р»), воспроизводит многосложные слова. Словарный запас составляет от 4 – 4,5 тыс. слов.
При раннем типе развития дети инициативны в общении со взрослыми, задают много вопросов, охотно рассказывают знакомые сказки, сочиняют небольшие истории по набору игрушек, картинкам, придумывают слова и рифмы. Менее активные дети не проявляют инициативы в общении со взрослыми, но откликаются на его предложения, играют со звуками и слова по побуждению педагога в игровых проблемных ситуациях. Ребенок делит на слоги двух- и трехсложные слова: сани, малина (взрослый говорит не слог, а часть слова), определяет первый и последний звуки в словах; может произвольно регулировать силу голоса, темп и ритм речи, дыхание, использовать разнообразные интонации. Понимает термины «слово», «звук», «буква» при выполнении упражнений. В этом возрасте ребенок уже согласует слова в роде, числе и падеже, употребляет предложения с однородными членами.
Если ребенок плохо для своего возраста владеет речью, обязательно обратитесь к логопеду.
Ознакомление с окружающим миром
Ребенок знает и называет свое имя и фамилию, имена и отчества своих родителей, дедушек и бабушек, няни, воспитателей. Знает названия 2-3 деревьев и цветов, отличительные особенности внешнего вида нескольких животных (домашних и диких), называет детенышей домашних животных.
Различает и называет окружающие его предметы, знает их назначение, существенные детали и части, их величину, цвет и форму. Понимает обобщающие слова: игрушки, одежда, мебель, обувь, транспорт, посуда. Называет времена года и состояние погоды.
К четырем годам ребенок внимательно слушает не мене 10 минут литературные тексты, пересказывает содержание художественных произведений по наводящим вопросам, знает много стихов. Воспринимает иллюстрации к книгам, предметы народно-прикладного творчества, с удовольствием рассматривает картины, скульптуры.
Изобразительная деятельность
Ребенок знает и называет цвета (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый, голубой, розовый). Правильно работает с карандашом и кистью, подбирает цвет, соответствующий предмету, изображает простейшие предметы и явления, использует прямые, круглые, наклонные, длинные, короткие и пересекающиеся линии, закрашивает предметы в пределах контура.
Лепит из глины или пластилина предметы, состоящие из 1-3 частей одинаковой или разной формы, используя приемы скатывания прямыми и круговыми движениями, сплющивания, соединения, защипывания краев формы кончиками пальцев. В аппликации умеет пользоваться клеем, наклеивать готовые формы.
Конструирование
Ребенок называет основные детали строительного материала (конструктора), располагает пластины, кирпичики, кубики вертикально и горизонтально, изменяет постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими, различает части постройки по величине (большая – маленькая, длинная – короткая, высокая – низкая, узкая – широкая).
Музыкальное воспитание
Ребенок знает и называет некоторые музыкальные инструменты: барабан, фортепиано, гитара, металлофон, скрипка. Умеет слушать небольшие музыкальные произведения от начала до конца, узнавать на слух знакомые мелодии и песни, подпевать. Различает звуки по высоте (в пределах октавы), замечает изменения в звучании (тихо – громко), поет под музыку и без музыки, танцует.
Элементарные математические представления
Ребенок знает понятия «много» и «один», сравнивает группы предметов, используя приемы наложения и приложения; выражает словами каких предметов больше (меньше), каких поровну. Сравнивает два предмета разные по величине (длине, высоте), выражает словами какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже). Узнает, называет и соотносит предметы круглой, квадратной и треугольной формы. Понимает слова: верх, низ, слева, справа, направо. Знает порядковый счет до десяти и цифры до 5.
Эмоциональное развитие и культура поведения
Ребенок здоровается и прощается, умеет благодарить взрослого или сверстника за оказанную помощь, внимание, пользуется словами «спасибо», «пожалуйста», бережно относится к игрушкам, книгам и вещам; убирает их на место. Соблюдает элементарные правила поведения в туалете, ванной комнате, за столом, на улице, в гостях. Умеет вести себя спокойно, не кричать, не мешать окружающим.
Ребенок ориентируется в человеческих отношениях, чувствует и осознает доброжелательное и недоброжелательное отношение к себе, замечает изменения настроения окружающих, близких, проявляет сочувствие и внимание.
Он способен сдерживать непосредственные ситуативные желания «Я хочу». Переживания эмпатийного характера и эмоциональная экспрессия (выражение печали, радости) становятся регуляторами поведения и общения ребенка со сверстниками и взрослыми.
Источник
Определение уровня физической подготовленности.
Общероссийская система мониторинга физического развития детей, подростков и молодёжи.
(Утверждено Постановлением Правительства РФ 29 декабря 2001 г, № 916)
Таблица оценок физической подготовленности детей 4—7 лет в ДОУ,
Мальчики
Возраст, лет, месяцев | Уровень физической подготовленности | ||||
высокий | выше среднего | средний | ниже среднего | низкий | |
100 % и выше | 85-99 % | 70-84 % | 51-69 % | 50% и ниже | |
5 баллов | 4 балла | 3 балла | 2 балла | 1 балл | |
Тест 1. Бег на 30 м, сек | |||||
4,0-4,5 | 8,1 и ниже | 8,2-8,6 | 8,7-9,2 | 9,3-9,9 | 10,0 и выше |
4,6-4,11 | 7,6 и ниже | 7,7-8,1 | 8,2-8,7 | 8,8-9,5 | 9,6 и выше |
5,0-5,5 | 6,9 и ниже | 7,0-7,5 | 7,6-8,1 | 8,2-8,9 | 9,0 и выше |
5,6-5,11 | 6,7 и ниже | 6,8-7,3 | 7,4-7,9 | 8,0-8,7 | 8,8 и выше |
6,0-6,5 | 6,4 и ниже | 6,5-6,9 | 7,0-7,5 | 7,6-8,3 | 8,4 и выше |
6,6-6,11 | 6,1 и ниже | 6,2-6,7 | 6,8-7,3 | 7,4-8,0 | 8,1 и выше |
7,0-7,5 | 5,6 и ниже | 5,7-6,1 | 6,2-6,7 | 6,8-7,4 | 7,5 и выше |
7,6-7,11 | 5,5 и ниже | 5,6-6,0 | 6,1-6,6 | 6,7-7,3 | 7,4 и выше |
Тест 2. Бег на 90 м, сек
Возраст | 5 баллов | 4 балла | 3 балла | 2 балла | 1 балл |
4,0-4,5 | 28,8 и ниже | 28,9-31,9 | 32,0-35,0 | 35,1-39,2 | 39,3 и выше |
4,6-4,11 | 28,4 и ниже | 28,5-31,5 | 31,6-34,6 | 34,7-38,8 | 38,9 и выше |
Тест 2. Бег на 300 м, сек | |||||
5,0-5,5 | 86 и ниже | 87-102 | 103-119 | 120-140 | 141 и выше |
5,6-5,11 | 81 и ниже | 82-97 | 98-112 | 113-134 | 135 и выше |
6,0-6,5 | 76 и ниже | 77-92 | 93-108 | 109-129 | 130 и выше |
6,6-6,11 | 72 и ниже | 73-88 | 89-103 | 104-125 | 126 и выше |
7,0-7,5 | 68 и ниже | 69-84 | 85-100 | 101-121 | 122 и выше |
7,6-7,11 | 63 и ниже | 64-79 | 80-94 | 95-116 | 117 и выше |
Тест 3. Подъем туловища в сед (количество раз за 30 сек) | |||||
4,0-4,5 | 12 и выше | 11 | 9-10 | 6-8 | 5 и ниже |
4,6-4,11 | 13 и выше | 11-12 | 9-10 | 6-8 | 5 и ниже |
5,0-5,5 | 13 и выше | 12 | 10-11 | 7-9 | 6 и ниже |
5,6-5,11 | 14 и выше | 12-13 | 10-11 | 7-9 | 6 и ниже |
6,0-6,5 | 15 и выше | 13-14 | 11-12 | 8-10 | 7 и ниже |
6,6-6,11 | 15 и выше | 14 | 12-13 | 9-11 | 8 и ниже |
7,0-7,5 | 16 и выше | 14-15 | 12-13 | 9-11 | 8 и ниже |
7,6-7,11 | 17 и выше | 16 | 14-15 | 10-13 | 9 и ниже |
Тест 4. Прыжок в длину с места (см)
возраст | 5 баллов | 4 балла | 3 балла | 2 балла | 1 балл |
4,0-4,5 | 85 и выше | 74-84 | 63-73 | 49-62 | 48 и ниже |
4,6-4,11 | 95 и выше | 84-94 | 73-83 | 59-72 | 58 и ниже |
5,0-5,5 | 105 и выше | 94-104 | 83-93 | 69-82 | 68 и ниже |
5,6-5,11 | 115 и выше | 102-114 | 89-101 | 73-88 | 72 и ниже |
6,0-6,5 | 122 и выше | 109-121 | 96-108 | 80-95 | 79 и ниже |
6,6-6,11 | 128 и выше | 115-127 | 102-114 | 86-101 | 85 и ниже |
7,0-7,5 | 130 и выше | 117-129 | 104-116 | 88-103 | 87 и ниже |
7,6-7,11 | 140 и выше | 127-139 | 114-126 | 98-113 | 97 и ниже |
Тест 5. Гибкость
(по О А. Сиротину, СБ. Шармановой, JI.B. Пигаловой, 1994)
Возраст | Уровни физической подготовленности и оценка | ||||
Высокий | Выше | Средний | Ниже | Низкий | |
5 баллов | 4 балла | 3 балла | 2 балла | 1 балл | |
4 | >8 | 6—8 | 1—5 | ||
5 | >9 | 7—9 | 2—6 | 0—1 | |
6 | >10 | 9—10 | 3—7 | +1—2 | |
7 | >11 | 9—11 | 4—8 | +2—3 |
Тест. 6. Челночный бег 3 х 10 м (с)
(по Ю.Н.Вавилову, 1955)
Возраст | Уровни физической подготовленности и оценка | ||||
Высокий | Выше | Средний | Ниже | Низкий | |
5 баллов | 4 балла | 3 балла | 2 балла | 1 балл | |
4 | 12,2—11,9 | 12,5—12,3 | 13,0—12,6 | >13,0 | |
5 | 11,3—11,2 | 12,0—11,7 | 12,5—12,5 | >12,5 | |
6 | 10,9—10,6 | 11,3—11,0 | 11,7—11,0 | >11,8 | |
7 | 10,4—10,0 | 10,9—10,5 | 11,3—11,0 | >11,4 |
Таблица оценок физической подготовленности детей 4—7 лет в ДОУ,
Девочки
Возраст, лет, месяцев | Уровень физической подготовленности | ||||||||||
высокий | выше среднего | средний | ниже среднего | низкий | |||||||
100 % и выше | 85-99 % | 70-84 % | 51-69 % | 50% и ниже | |||||||
5 баллов | 4 балла | 3 балла | 2 балла | 1 балл | |||||||
Тест 1. Бег на 30 м, сек | |||||||||||
4,0-4,5 | 8,3 и ниже | 8,4-8,8 | 8,9-9,4 | 9,5-10,1 | 10,2 и выше | ||||||
4,6-4,11 | 7,9 и ниже | 8,0-8,4 | 8,5-9,0 | 9,1-9,8 | 9,9 и выше | ||||||
5,0-5,5 | 7,2 и ниже | 7,3-7,8 | 7,9-8,4 | 8,5-9,2 | 9,3 и выше | ||||||
5,6-5,11 | 7,1 и ниже | 7,2-7,6 | 7,7-8,2 | 8,3-9,0 | 9,1 и выше | ||||||
6,0-6,5 | 6,8 и ниже | 6,9-7,3 | 7,4-7,9 | 8,0-8,7 | 8,8 и выше | ||||||
6,6-6,11 | 6,5 и ниже | 6,6-7,0 | 7,1-7,5 | 7,6-8,3 | 8,4 и выше | ||||||
7,0-7,5 | 6,0 и ниже | 6,1-6,5 | 6,6-7,0 | 7,1-7,7 | 7,8 и выше | ||||||
7,6-7,11 | 5,8 и ниже | 5,9-6,3 | 6,4-6,7 | 6,8-7,5 | 7,6 и выше | ||||||
Тест 2. Бег на 90 м, сек | |||||||||||
4,0-4,5 | 29,0 и ниже | 29,1-32,1 | 32,2-35,2 | 35,3-39,4 | 39,5 и выше | ||||||
4,6-4,11 | 28,7 и ниже | 28,8-31,8 | 31,9-34,9 | 35,0-39,1 | 39,2 и выше | ||||||
Тест 3. Бег на 300 м, сек | |||||||||||
5,0-5,5 | 86 и ниже | 87-102 | 103-119 | 120-140 | 141 и выше | ||||||
5,6-5,11 | 81 и ниже | 82-97 | 98-112 | 113-134 | 135 и выше | ||||||
6,0-6,5 | 78 и ниже | 79-94 | 95-110 | 111-132 | 133 и выше | ||||||
6,6-6,11 | 74 и ниже | 75-90 | 91-105 | 106-127 | 128 и выше | ||||||
7,0-7,5 | 70 и ниже | 71-86 | 87-102 | 103-124 | 125 и выше | ||||||
7,6-7,11 | 65 и ниже | 66-81 | 82-96 | 97-118 | 119 и выше | ||||||
Тест 4. Подъем туловища в сед (раз за 30 сек) | |||||||||||
5 баллов | 4 балла | 3 балла | 2 балла | 1 балл | |||||||
4,0-4,5 | 11 и выше | 9-10 | 7-8 | 4-6 | 3 и ниже | ||||||
4,6-4,11 | 12 и выше | 10-11 | 8-9 | 5-7 | 4 и ниже | ||||||
5,0-5,5 | 12 и выше | 11 | 9-10 | 6-8 | 5 и ниже | ||||||
5,6-5,11 | 13 и выше | 11-12 | 9-10 | 6-8 | 5 и ниже | ||||||
6,0-6,5 | 13 и выше | 12 | 10-11 | 7-9 | 6 и ниже | ||||||
6,6-6,11 | 14 и выше | 12-13 | 10-11 | 7-9 | 6 и ниже | ||||||
7,0-7,5 | 15 и выше | 13-14 | 11-12 | 8-10 | 7 и ниже | ||||||
7,6-7,11 | 15 и выше | 14 | 12-13 | 9-11 | 8 и ниже | ||||||
Тест 5. Прыжок в длину с места (см) | |||||||||||
5 баллов | 4 балла | 3 балла | 2 балла | 1 балл | |||||||
4,0-4,5 | 80 и выше | 68-79 | 56-67 | 42-55 | 41 и ниже | ||||||
4,6-4,11 | 90 и выше | 78-89 | 66-77 | 49-65 | 48 и ниже | ||||||
5,0-5,5 | 95 и выше | 84-94 | 73-83 | 56-72 | 55 и ниже | ||||||
5,6-5,11 | 105 и выше | 94-104 | 83-93 | 69-82 | 68 и ниже | ||||||
6,0-6,5 | 110 и выше | 99-109 | 88-98 | 74-87 | 73 и ниже | ||||||
6,6-6,11 | 120 и выше | 109-119 | 98-108 | 84-97 | 83 и ниже | ||||||
7,0-7,5 | 123 и выше | 111-122 | 99-110 | 85-98 | 84 и ниже | ||||||
7,6-7,11 | 127 и выше | 115-126 | 103-114 | 88-102 | 87 и ниже |
Тест 5. Гибкость
(по О А. Сиротину, СБ. Шармановой, JI.B. Пигаловой, 1994)
Возраст | Уровни физической подготовленности и оценка | ||||
Высокий | Выше | Средний | Ниже | Низкий | |
5 баллов | 4 балла | 3 балла | 2 балла | 1 балл | |
4 | >10 | 8—10 | 3—7 | 0—2 | |
5 | >11 | 9—11 | 4—8 | 1—3 | |
6 | >13 | 10—13 | 5—9 | 2—4 | |
7 | >18 | 15—18 | 9—14 | 4—8 |
Тест. 6. Челночный бег 3 х 10 м (с)
(по Ю.Н.Вавилову, 1955)
Возраст | Уровни физической подготовленности и оценка | ||||
Высокий | Выше | Средний | Ниже | Низкий | |
5 баллов | 4 балла | 3 балла | 2 балла | 1 балл | |
4 | 12,4—12,1 | 12,7—12,5 | 13,2—12,8 | >13,2 | |
5 | 11,8—11,4 | 12,2—11,9 | 12,8—12,3 | >12,8 | |
6 | 11,1—10,8 | 11,5—11,2 | 12,0—11,7 | >12,0 | |
7 | 10,6—10,2 | 11,1—10,7 | 11,6—11,2 | >11,6 |
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТОВ
ТЕСТ «Бег на 30 метров с высокого старта» (для оценки быстроты и скорости движений).
На беговой дорожке длиной не менее 40 м обозначается линия старта и через 30 м линия финиша.
За линией финиша на расстоянии 5-6 м ставятся яркий флажок или другой ориентир.
Детям дается задание пробежать всю дистанцию, не замедляя движения, с максимально возможной скоростью. Рекомендуется проводить забеги по двое, подбирая детей с примерно одинаковой физической подготовленностью. Сначала пробегают девочки, затем мальчики или наоборот. Инструктор по физической культуре (воспитатель) с секундомером стоит сбоку у линии финиша, его помощник с флажком – у стартовой линии и помогает п в организации забегов. По команде помощника «На старт!» дети принимают положение высокого старта, по команде «Внимание!» помощник поднимает флажок вверх, по команде «Марш!» помошник резко опускает флажок вниз, а инструктор по физической культуре (воспитатель) включает секундомер. Дети бегут в полную силу до ориентира, не останавливаясь на линии финиша. Секундомер выключается в момент пересечения линии финиша. Точность измерения – до 0,1 сек. Участникам дается 1 попытка.
ТЕСТ «Бег на 90 м (4-7лет), для определения общей и скоростной выносливости
Проводятся на стадионе или ровной грунтовой дорожке после предварительной разминки. Рекомендуется присутствие медперсонала. Обязательно наличие медицинской аптечки. Время засекают с точностью до 0,1 сек.
Беговую дистанцию размечают таким образом, чтобы участники могли легко ориентироваться и не изменили маршрута во время забега. Рекомендуется проводить забеги группами по 2-3 человека. Участникам дается 1 попытка.
ТЕСТ «Подъем туловища в сед за 30 сек» (для измерения скоростно-силовой выносливости мышц сгибателей туловища у дошкольников обоего пола)
Из И.П. лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах строго под углом 90°, стопы на ширине плеч, руки скрещены на груди, взрослый прижимает ступни ребёнка к полу. По команде «Марш!» участник выполняет за 30 сек максимально возможное число подъемов туловища до седа, возвращаясь обратным движением в И.П., до касания пола лопатками и затылком. Упражнение выполняется на гимнастическом мате или ковре. Неправильное выполнение: отсутствие полного касания пола двумя частями тела: лопатками и затылком. Участникам дается 1 попытка.
ТЕСТ «Прыжок в длину с места» (для измерения динамической силы мышц нижних конечностей). Из исходного положения стоя, стопы слегка врозь, носки стоп на одной линии со стартовой чертой, выполнить прыжок вперед с места на максимально возможное расстояние. Участник предварительно сгибает ноги, отводит руки назад, наклоняет вперед туловище, смещая вперед центр тяжести тела и махом рук вперед и толчком двух ног выполняет прыжок. Тест необходимо проводить на мате или мягком грунтовом покрытии (можно использовать яму с песком). Участникам дается 3 попытки. В зачет идет лучший результат.
ТЕСТ «Наклон туловища вперед» (тест характеризует подвижность всех звеньев опорно- двигательного аппарата, эластичность мышц и связок.)
Тест проводится двумя воспитателями. Ребенок становится на гимнастическую скамейку (поверхность скамейки соответствует нулевой отметке). Задание: наклониться вниз, стараясь не сгибать колени (при необходимости их может придерживать один из воспитателей). Второй воспитатель по линейке, установленной перпендикулярно скамейке, регистрирует тот уровень, до которого дотянулся ребенок кончиками пальцев. Если ребенок не дотягивается до нулевой отметки (поверхности скамьи), то результат засчитывается со знаком минус. Во время выполнения данного теста можно использовать игровой момент «достань игрушку».
Тест предназначен для детей от 3 до 7 лет.
ТЕСТ «Челночный бег 3 х 10 м (с)» (тест на определение ловкости и координационных способностей. Определяет способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.)
Челночный бег проводится на любой ровной площадке с твердым покрытием, обеспечивающим хорошее сцепление с обувью. На расстоянии 10 м прочерчиваются 2 параллельные линии – «Старт» и «Финиш». Участник, не наступая на стартовую линию, принимает положение высокого старта. По команде «Марш!» (с одновременным включением секундомера) участник бежит до финишной линии, кладет мешочек с песком, возвращается к линии старта, берет другой и преодолевает последний отрезок. Секундомер останавливают в момент пересечения линии «Финиш». Тестируют по 2 человека.
Источник
Каждая мама считает, что именно ее ребенок идеален, но эта уверенность не должна мешать родителям наблюдать за правильностью роста и развития малыша. Благодаря антропометрическим данным центильных таблиц можно определить соответствие показателей норме.
При несоответствии данных вашего малыша стандартам, представленным в таблице, не стоит паниковать. Слишком низкие или высокие показатели могут быть связаны не с нарушением нормального развития, а с индивидуальными особенностями ребенка и его генетики.
Что такое центильные таблицы?
Центилем называется показатель определенной величины, которую имеют все обследуемые контрольной группы. Центильная таблица представляет собой систематизированные статистические данные о развитии детей различных возрастов. Данные о средних показателях для мальчиков и девочек представлены в отдельных таблицах.
На процесс формирования организма влияет множество факторов:
- Нормальное питание – при нарушении рациона организм ребенка не обеспечивается питательными веществами, витаминами и минералами в необходимом количестве или, наоборот, получает их в избыточном объеме, что влияет на рост и развитие.
- Наследственность — если параметры родителей не соответствуют усредненным стандартам, то с большой долей вероятности ребенок будет иметь генетическую предрасположенность к увеличению или уменьшению основных показателей.
- Гормональный фон – при нарушении синтеза гормонов в гипофизе, надпочечниках, щитовидной, поджелудочной и половых железах происходят сдвиги в формировании различных систем организма.
- Внешние факторы – на развитие ребенка оказывают влияние уровень физических нагрузок, длительность ночного отдыха, психологический комфорт и отсутствие стрессов. При сильно повышенных психических нагрузках рост ребенка значительно замедляется.
- Влияние на рост и развитие могут также оказать условия окружающей среды.
Очень большое влияние на рост и размеры ребенка оказывает половая принадлежность: мальчики растут гораздо быстрее маленьких представительниц прекрасной половины человечества. Исключение составляет только пубертатный период, в который девочки вступают в среднем на 2-3 года раньше. После вступления в подростковый возраст мальчики быстро догоняют сверстниц.
В центильных таблицах представлены показатели детей от первого месяца жизни и до 17 лет. Хотя в большинстве случаев врачи пользуются ими только для оценки развития детей раннего возраста (чаще до года). Выглядеть таблицы могут по-разному, но суть остается неизменной: средние значения – это норма, верхние и нижние показатели свидетельствуют о том, что, возможно, существуют нарушения развития.
Принципы составления центильных таблиц
В 1993 году ВОЗ после оценки интерпретации антропометрических данных, полученных в результате обследования детей, заявила о том, что они неадекватно отражают процесс развития ребенка. После этого оценивания было принято решение о необходимости применения новых кривых развития, и с 1997 по 2003 год было проведено многоцентровое исследование показателей развития. Результаты были использованы для построения новых центильных таблиц, которые используются во всем мире.
Для подростков данные в таблицах не обновлялись с 1970-х годов.
В связи с тем, что исследования проводились в каждой стране, данные таблиц немного отличаются в зависимости от региона. Например, в России используются исследования, проводившиеся в Новосибирске с 2000 по 2013 год, в них участвовало 2005 детей (1070 мальчиков, 935 девочек).
Что такое графики физического развития?
График развития ребенка – это графическое выражение центильных таблиц. Его значения определяются пятью линиями:
- зеленые – средние значения;
- красные – показатели в пределах нормы;
- черные – границы нормы.
Индивидуальный график развития вашего ребенка строится по его показателям, отмеченным в определенном возрасте.
Какая информация содержится в таблицах?
В центильных таблицах содержатся данные о физическом развитии детей определенного пола и возраста. К таким данным относятся:
- рост (длина тела) – измеряется при помощи специальных ростомеров;
- вес (масса тела) – каждый ребенок проходит взвешивание;
- окружность головы;
- окружность груди;
- отношение веса к росту (индекс массы тела).
Интерпретация центильных кривых
Данные обследованных детей одного возраста и пола выстраивают в порядке возрастания и вносят в таблицу. Выделяют 7 областей показателей в зависимости от количества центилей в оценке.
№ | Область | Количество центилей | Примечания |
1 | Слишком низких величин | до 3 | Группа диагностики, требующая повышенного внимания |
2 | Низких параметров | 3-10 | Группа внимания, которой показано дополнительное обследование при наличии подозрений на различные патологии |
3 | Величин ниже среднего | 10-25 | Гармоничное развитие с отставанием от средних показателей |
4 | Средних значений | 25-75 | Соответствующее возрасту гармоничное физическое развитие |
5 | Величин выше среднего | 75-90 | Гармоничное формирование с опережением нормы |
6 | Высоких показателей | 90-97 | Детки с такими показателями также входят в группу внимания |
7 | Сверхвысоких значений | выше 97 | Группа диагностики, включающая де? |