Физическая норма развития ребенка 5 лет
Когда ребенку исполняется 5 лет, родителям рекомендуется проверить уровень его физического и психического развития, а также проконтролировать, как совершенствуется внимание, логика, память и мышление. Это можно сделать с помощью простых тестов. Если у малыша имеются проблемы с их выполнением, родители успеют подтянуть его с помощью регулярных занятий.
К сожалению, многие упускают эту возможность и начинают заниматься с ребенком всего за несколько месяцев до школы. Малыша перегружают большим количеством информации и требований, он быстро переутомляется, и в результате у него может сформироваться негативное отношение к учебному процессу. По этой причине проводить развивающие занятия с ребенком рекомендуется именно с пятилетнего возраста, когда времени для подготовки к школе еще предостаточно, и ее можно организовать без чрезмерных нагрузок.
Показатели нормального уровня развития ребенка в 5 лет
Оценивать уровень развития ребенка в 5 лет можно с помощью специальных тестов. Каждая группа заданий направлена на проверку определенного критерия детского развития и охватывает набор показателей, а также навыков и умений, которыми ребенок должен обладать в пятилетнем возрасте.
Физическое развитие. В 5 лет ребенок помимо нормальной ходьбы, бега и прыжков должен уметь играть с мячом, кататься на велосипеде, ходить и бегать по лестнице. При нормальном физическом развитии ребенок в 5 лет обладает хорошим чувством равновесия, например, может почти так же ловко, как и взрослый, пройти по узкой доске. Нормы роста для мальчиков составляют 106–116 см, для девочек – 102–111 см. Мальчики в этом возрасте должны весить от 16, 4 до 19,7 кг, а примерный вес девочек должен составлять от 15,4 до 19 кг.
Психическое развитие. В 5 лет ребенок должен уметь оценивать свои поступки и делать успехи в контроле собственного поведения: проявлять чувства справедливости и сопереживания, а также отличать плохие поступки от хороших. Малыш уже умеет запоминать правила и следовать им. Для нормального психического развития ребенка в 5 лет очень важна атмосфера в семье. Если все члены семьи относятся друг к другу с уважением и спокойно решают конфликтные ситуации, дети этого возраста преимущественно находятся в хорошем настроении, часто демонстрируют оптимизм, уверенность в себе, интерес к окружающему миру и высокую социальную активность.
Социальное развитие. Пятилетний ребенок должен хорошо контактировать не только со своими ровесниками, но и с взрослыми людьми. Обычно малыш показывает стремление помочь родителям и близким и с готовностью выполняет какие-либо просьбы и поручения. При возникновении конфликтов ребенок реже упрямится и чаще проявляет уступчивость, с ним можно довольно легко договориться. Одиночным играм он предпочитает совместные игры со сверстниками или взрослыми.
Внимание. В возрасте 5 лет ребенку необходимо умение концентрироваться на определенном задании в течение минимум 15 минут. Ему должны легко даваться игры на быстроту реакции и внимательность, например, хлопать в ладоши, когда среди ряда произносимых взрослым слов он слышит слова на букву «а». Также ребенок должен уметь одновременно удерживать в поле зрения 8–10 предметов, точно копировать движения, находить отличия между предметами или рисунками.
Память. Ребенок должен легко запоминать 8–10 картинок, рассказывать по памяти короткие сказки, стихи, считалочки и скороговорки, описывать содержание картинок. В этом возрасте ребенок умеет в точности повторить текст из 3–4 несложных предложений.
Мышление. Пятилетний ребенок должен уметь находить и объяснять отличия между различными явлениями и предметами, самостоятельно складывать из конструктора заданные фигуры, находить среди ряда предметов лишний и объяснять свой выбор, группировать предметы по определенному признаку, понимать и объяснять смысл пословиц и поговорок.
Развитие речи. В 5 лет ребенок с правильным речевым развитием уже умеет строить сложные предложения, а также составлять фразы из предложенных слов, выразительно рассказывать стихи, составлять небольшие рассказы.
Развивающие игры и занятия для ребенка 5 лет
Занятия с пятилетним ребенком рекомендуется проводить ежедневно, постепенно подготавливая его к учебе. Время занятий нужно увеличивать постепенно. Сначала можно уделять им по 5–10 минут в день, предлагая ребенку одно или два простых задания. Затем следует увеличивать длительность развивающих игр и занятий, отводя им по 30–40 минут в течение дня. Учить ребенка нужно не только основам школьной программы, важно также развивать его воображение и творческие способности.
Изучение букв и цифр. Пятилетнего ребенка пора учить различать звуки родного языка. Чтобы малышу было легко научиться читать, учить буквы следует не так, как они произносятся в алфавите, а так, как они звучат в словах, иначе впоследствии ему будет сложно складывать звуки в слова: например, вместо «ма» он будет произносить «эм-а». К 5 годам ребенок должен уметь считать от 1 до 9 и наоборот.
Развитие памяти, логики и мышления. Учите ребенка запоминать изображения (показывайте картинку и спрашивайте, что на ней изображено), разучивайте вместе с ним стихи и песенки, а также предлагайте задания, где малышу нужно проявить сообразительность. Для этого придумывайте разные игры, в которых ребенку нужно определить, чем отличается один предмет от остальных, а также правильно сгруппировать предметы по определенным признакам (цвету, размеру) и т.п. Как только ребенок начинает хорошо справляться с очередным заданием, немного усложняйте его.
Творческие занятия. Очень хорошо, если творческая деятельность ребенка сочетается с обучением. Например, при изучении азбуки можно предложить малышу построить буквы из деталей конструктора, нарисовать их, вылепить из пластилина, вместе с ним слепить и испечь печенье в виде букв или цифр. Для развития воображения с ребенком можно изготавливать различные поделки, предоставляя ему возможность проявить фантазию.
Развитие речи. К 5 годам у ребенка должно полностью сформироваться правильное произношение звуков. Если малыш произносит один или несколько звуков искаженно, необходимо обратиться к логопеду, который определит причину этого нарушения и составит программу для его исправления. Также для полноценного развития речи ребенка 5 лет важно обучать новым словам и развивать у него способность грамотно и ясно излагать свои мысли. Такие занятия очень легко проводить в простой и непринужденной форме, рассказывая ребенку что-нибудь новое, обсуждая с ним события дня или прочитанную сказку.
Источник
Ребёнок в 5–летнем возрасте считается старшим дошкольником. С этих лет его начинают готовить к обучению в школе. Родителям надо обратить внимание на уровень его развития, а именно на то, что он должен знать и уметь в этом возрасте для нормального развития и подготовки к школе.
Физические данные ребёнка в 5 лет
В этот период у ребёнка формируется характер, становятся видны все промахи, которые допустили родители в предшествующие годы. Именно в этом периоде можно аккуратно подкорректировать характер, восполнить пробелы воспитания.
Развитие ребёнка в дошкольном возрасте – процесс непрерывный, на который влияет:
- функциональное и морфологическое созревание органов, тканей и всех систем организма;
- врождённые способности;
- приобретённый опыт;
- внутренний генотип;
- окружающая среда.
После 3-летнего возраста снижается интенсивность роста, но изменяются пропорции, ребёнок начинает вытягиваться. После 5 лет особенно резко проявляются различия в строении тела мальчиков и девочек.
Согласно средним нормам физиологического развития, ребёнок 5-летнего возраста должен иметь показатели:
- Рост – от 95 до 116 см.
- Вес – от 14 до 20 кг.
В возрастной границе от 4 до 6 лет, ребёнок прибавляет 5–6 см в росте.
Что должен уметь ребёнок в 5 лет:
- Бегать на длинные дистанции, 200–300 м, и не только по ровной местности, но и по пересечённой.
- Уметь координировать движения. Развивать её нужно при игре в мяч: он должен его ловко бросать и ловить обратно. Также сложно-координированные движения развиваются при действиях с карандашом, кистью, ножницами.
- Соблюдать равновесие. Проверить можно, наблюдая за тем, как ребёнок ходит по узкой дорожке.
- Лазать по шведской лестнице.
- Перепрыгивать через ступеньку, скакалку, подпрыгивать на одной ноге.
- Подтягиваться, отжиматься, хотя эти упражнения им даются плохо, потому что не очень развита мускулатура, но обучать их этому необходимо.
- Понимать значение пространственных понятий: что значит дойти до угла, повернуть направо, перейти на другую сторону.
Задача родителей состоит в том, чтобы проводить оздоровительные упражнения и мероприятия, которые способствуют:
- развитию всех групп мышц, формированию осанки;
- закаливанию организма;
- повышению иммунитета.
Родители должны стимулировать интерес к физическим упражнениям, проводить закаливающие процедуры. Желательно всё это делать совместно.
Познавательное развитие ребенка в 5 лет
В этот период ребёнок активно познаёт окружающий мир, начинает прослеживать связи и взаимодействия различных процессов. Отсюда и возникает водопад вопросов, на которые он хочет получить ответ.
Навыки, которые надо формировать:
- Внимание. Этот возрастной период характеризуется непроизвольным вниманием, которое часто выражается внешними впечатлениями и эмоциями. Дети часто отвлекаются, плохо сосредотачиваются, особенно если ребёнок гиперактивный. Поэтому важно формировать произвольное внимание, развивать ответственность, что очень пригодится в школе.
- Восприятие. Это чувство развивается с первых месяцев и к 5 годам они уже хорошо знают и чувствуют форму, цвет и материал предметов. Восприятие временное детям даётся труднее. Они плохо ориентируются во времени суток, часах, не могут оценить временные промежутки.
- Память. Сохранение в памяти событий у детей в этом возрасте остаётся всё ещё непроизвольным, она основана на эмоциях. Ребёнок запоминает то, что его очень заинтересовало. Но и забывание происходит быстро. В пятилетнем возрасте можно наблюдать формирование различных видов памяти: у одного ребёнка лучше развивается зрительная, у другого – эмоциональная, у третьего – слуховая память, что зависит от индивидуальных особенностей. Занятия родителей должны быть направлены на формирование всех видов памяти, что делается с помощью чтения, рассказывания, бесед с детьми.
Мышление ребёнка
Что должен уметь ребёнок в 5 лет, чтобы уровень его умственного и психического развития соответствовал возрастным нормам:
- Сравнивать, обобщать предметы, использовать причинно-следственные связи. Абстрактные понятия в этом возрасте им ещё недоступны, но сравнивать и обобщать дети уже должны уметь. Это помогает им делать вывод после прослушивания сказки, раскладывать картинки по группам и признакам.
- Делать первые обобщения, сортировать предметы, находить лишние звенья в логической цепочке. В этот период преобладает наглядно-образное мышление, которое выражается тем, что дети разбирают игрушки на детали, чтобы представить, как они работают.
В 5 лет ребенок должен уметь считать
- Составлять небольшие рассказы по картинкам.
- Придумывать свои сказки.
- Сочинять рассказы на заданную тему.
В пятилетнем возрасте у ребёнка происходит развитие как правого, так и левого полушария, что помогает ему усваивать много новой информации.
Социально-эмоциональное развитие детей в 5 лет
К пятилетнему возрасту дети учатся контролировать свои эмоции. Психологическое развитие, происходящее в этом возрасте, позволяет ребёнку сдерживать импульсивные желания, оценивать свои поступки. Он может это выразить не только плачем, но и словами и чувствует себя более уверенно, потому что его понимают.
В этот период развиваются навыки:
- усидчивость, терпение;
- умение словесно выразить просьбу;
- контакта с окружающими и незнакомыми людьми;
- умение делиться игрушками, сладостями;
- уступчивость по отношению к другим детям;
- ярко выраженное чувство справедливости;
- умение играть в группе детей бесконфликтно;
- понимания социальных ролей, выполняемых взрослыми;
- различать органы человеческого тела и условия их функционирования.
Дети в пятилетнем возрасте с удовольствием помогают родителям по хозяйству, потому что им нравится копировать их поведение и поступки. Это самый активный возраст формирования личности, закладывания положительных привычек.
И родителям не стоит упускать этот момент. Необходимо развивать инициативу, давать ребёнку возможность выбора, что повышает самооценку и вырабатывает у него чувство ответственности.
Он должен знать в этом возрасте:
- название своей страны и города;
- различать плохое поведение и хорошее не только у сверстников, но и у взрослых;
- самостоятельно выполнять все гигиенические требования.
Речевое развитие ребенка в 5 лет
Ребёнок в 5 лет имеет большой словарный запас, более 3 тыс. слов. Если у него нет логопедических проблем, то он должен уметь выговаривать почти все звуки и слова.
Речь развивается параллельно с мыслительной деятельностью. По мере получения новой информации осваиваются и новые слова. Поэтому важно для родителей в этот период больше разговаривать с ребёнком, читать, рассказывать, разговаривать с ним в форме диалога. Желательно, чтобы речь взрослых не содержала ошибок, так как они быстрее всего запоминаются детьми.
В этот период речь ребёнка должна соответствовать критериям:
- умению составлять предложения из 5–6 логически связанных между собой слов;
- использовать не только глаголы и существительные, но прилагательные, наречия, краткие причастия;
- под руководством взрослых осваивать применение синонимов и антонимов;
- уметь пересказывать сказки;
- логически выстраивать речь, не перескакивать с третьего на десятое;
- запоминать и рассказывать стихи с выразительной интонацией;
- делить слова на слоги;
- подбирать однокоренные слова.
На 6-ом году жизни можно начинать обучать чтению, потому что это период активного интереса к книжным буквам.
Развитию речевых навыков способствует развитие мелкой моторики. Следует укреплять кисть ведущей руки (правой или левой, если ребёнок левша).
Бытовые навыки детей в 5 лет
По мере развития ребёнка совершенствуются и хозяйственные навыки. Для того чтобы он научился шнуровать ботинки, застёгивать пуговицы, необходимо продолжать развитие моторики.
К этому возрасту у ребёнка появляются навыки:
- лепки из пластилина;
- сборки предметов из конструктора;
- рисования фломастерами и кистью;
- умения держать ручку и карандаш;
- складывания пазлов;
- вырезания ножницами;
- завязывания узелков из верёвочек.
Ребёнок становится самостоятельным и уже может:
- есть ложкой, вилкой;
- сам умываться, чистить зубы;
- одеваться без посторонней помощи;
- расстёгивать и застёгивать пуговицы;
- помочь по хозяйству (вымыть посуду, подмести).
Должен владеть навыками общения:
- благодарить, просить прощения;
- здороваться и прощаться;
- включаться в игровую деятельность с другими детьми.
Общая таблица умений ребенка в 5 лет
Основные виды развития | Характеристики развития |
Физическое | Координирован, ловок, освоил танцевальные и спортивные движения, играет в мяч, кегли, бросает в цель, копирует геометрические фигуры, владеет элементарными гигиеническими навыками |
Социально-коммуникативное | Старается соблюдать нормы и правила общения со сверстниками и взрослыми, использует диалоги в речи, взаимодействует со сверстниками, включается в общение |
Познавательное | Проявляет интерес к новому, любит наблюдать, учится сравнивать, концентрируется при выполнении заданий |
Речевое | Рассказывает, пересказывает, отвечает на вопросы развёрнуто, правильно произносит все звуки, играет в слова, звуки, умеет рифмовать, строить фразы из 7–8 слов, знает форму множественного числа |
Художественно-эстетическое | Анализирует эмоции героев сказок, проявляет свои чувства соответственно событиям, доброжелателен, читает, танцует, рассказывает стихи, занимается творческой деятельностью с удовольствием, может самостоятельно выбрать любое творческое направление по своему интересу. |
Математика | Знает основные геометрические фигуры, сравнивает количество предметов, правильно пишет цифры. |
Тесты на развитие ребенка 5 лет
В дошкольной педагогике используется большое количество тестов, но все они опираются на определённые стандарты развития ребёнка.
Так, при определении физического развития, оцениваются следующие параметры:
- телосложение;
- физические параметры;
- развитие двигательной активности;
- функциональные параметры (нарушения, хронические заболевания, степень сопротивляемости организма внешней среде, состояние сердечно-сосудистой системы, органов дыхания).
Существует Общероссийская система мониторинга физического развития детей дошкольного возраста. Имеются тесты, оценивающие психическое развитие ребёнка.
Они включают в себя:
- Оценку устойчивости и переключения внимания.
- Целостности восприятия.
- Способность дифференцированного восприятия.
- Цветовосприятие.
- Наличие наглядно-образного мышления.
- Оценку словесно-логического мышления.
- Определение слуховой, зрительной, смысловой памяти.
- Умение действовать по образцу и по правилу.
- Знание культуры общения.
Что должен уметь ребёнок в 5 лет (по мнению дошкольных педагогов и психологов):
- понимать инструкции и правила;
- уметь работать не отвлекаясь, определённое количество времени;
- видеть свои ошибки;
- проявлять интерес к новым заданиям.
А также проводятся тесты, оценивающие:
- Художественно-эстетическое развитие ребёнка.
- Речевое развитие.
- Уровень мыслительной деятельности.
- Развитие зрительно-пространственного восприятия.
- Социально-коммуникативное развитие.
Большой тест проводится на определение действующей ведущей руки. Это необходимо для того, чтобы выяснить, какая рука наиболее активно развита.
Все тесты имеют право на существование, основной критерий при их проведении, чтобы они осуществлялись под руководством квалифицированных специалистов. Это могут быть врачи, психологи, работники муниципальных или дополнительных дошкольных учреждений.
Наиболее полное и профессиональное тестирование проводится в соответствии с образовательной программой дошкольного образования «Ступеньки к школе».
Занятия с ребенком в 5 лет
Дети, которым исполнилось 5 лет, умеют и знают многое. Они хорошо говорят, анализируют, фантазируют, умеют считать. Необходимо понимать, что они познают окружающую жизнь через игру, общение с родителями и сверстниками.
Развитие речи
Следует, прежде всего, понаблюдать за ребёнком, правильно ли он произносит буквы и звуки.
Для улучшения произношения можно проводить простые логопедические занятия, доступные в домашних условиях:
- гимнастика для языка;
- воздушный футбол (логопедическое упражнение);
- упражнения для языка «мостик» и «балалайка».
Речь и окружающий мир тесно связаны, поэтому наилучший способ освоения речи – чтение книг. После чтения с ребёнком необходимо беседовать, просить рассказать, что ему понравилось больше и почему.
Хорошо развивают детей настольные игры, в процессе которых он знакомится:
- с профессиями;
- названиями марок автомобилей;
- животными;
- птицами;
- странами;
- кулинарными продуктами;
- растениями.
Следует предлагать словесные игры, помогающие освоить художественный образ языка. Например, придумать рифму, противоположное значение слова, подобрать несколько похожих слов. Обучая речи, не стоит забывать о сложных предлогах, которые есть в русском языке: из-под, из-за и других, подобных. Ребёнок должен знать, что такие конструкции имеются в языке и для чего они применяются.
Хорошо развивают речь словесные игры:
- Опиши одним словом (лапа собаки, чашка для чая).
- Кому что нужно (почтальону, продавцу).
- Как можно узнать (холодно ли на улице, интересная ли книга).
- Часть – целое (лепесток – цветок).
- Лишние слова (сортировка предметов по назначению).
- Скажи по-другому (употребляя синонимы)
- Скажи наоборот (употребляя антонимы).
Постепенно надо расширять тематику игр и подкреплять знания конкретными примерами.
Мышление и память
Образное и пространственное мышление развивается с помощью конструкторов, пазлов, строительных игровых материалов.
Игры на развитие памяти:
- запоминаем фигуры;
- что изменилось (игра с карточками);
- найди пару;
- продолжи логический ряд;
- подбери узор;
- определи на ощупь.
Творческое развитие
Фантазии детей в этом возрасте – обычное явление, но её надо направить в творческое русло.
Что должен уметь ребёнок в 5 лет:
- лепить из пластилина, теста, пластической массы;
- делать аппликации из бумаги;
- составлять мозаики;
- рисовать всеми доступными средствами.
Занятия математикой
Поскольку ребёнок в этом возрасте умеет и с удовольствием пользуется счётом, то занятия математические будут нелишними.
Его надо учить в игровой форме:
- знать цифры в правильном порядке;
- складывать и отнимать;
- решать простейшие математические задачи;
- знакомить с геометрическими фигурами;
- узнавать маленькие и большие числа.
Ознакомление с окружающим миром
Игры на знакомство с окружающим миром развивают логическое мышление, память, знакомят с повседневностью, формируют взаимоотношения:
- Кто где живёт.
- Кто чем питается.
- Магазин.
- Библиотека.
- Строитель.
- Продавец.
- Путешествие по городам.
Благодаря играм, ребёнок в этом возрасте может:
- Различать фрукты, овощи, знать, где они растут и когда.
- Знать названия многих насекомых, способы их передвижения.
- Угадывать по картинкам времена года, описывать присущие им явления.
- Различать домашних и диких животных, их повадки, уметь их классифицировать.
Памятка для родителей
10 принципов развития, на которые родители должны обратить внимание:
- Начинать готовить к школе. С этого возраста необходимо начинать ежедневный учебный процесс в игровой форме. Это занятия по обучению грамоте, чтению, рисованию, лепке. Не следует обучать письму, главное, научить держать правильно карандаш, кисть. Регулярность обучения создаст привычку.
- Учить управлять своим вниманием. Сконцентрироваться полностью на чём-то одном для пятилетнего ребёнка ещё сложно, но если в этом возрасте не заложить привычку, то в школе ему будет трудно слушать учителя и не отвлекаться.
- Расширять границы кругозора. Ребёнку надо предоставлять максимальный объём информации, знакомить с окружающим миром, учить наблюдать и делать выводы. Для этого следует ходить с ним в театр, посещать музеи, знакомить с энциклопедиями.
- Тренировать память. Поскольку дети в этом возрасте имеют память непроизвольную, они запоминают только то, что им интересно, следует развивать память, для которой требуются усилия. Учить много стихов, рассказывать по памяти сказки, придерживаясь фабулы, играть в игры на запоминание.
- Развивать речь. Именно в этом возрасте следует обратить особое внимание на речь ребёнка и заблаговременно до школы исправить все речевые нарушения.
- Учить читать. Умение читать поможет ребёнку в школе с лёгкостью усваивать материал, не отвлекаясь на трудности складывания букв.
- Играть с детьми в сюжетно-ролевые игры. В этот период у детей происходит активное развитие фантазии, которая находит воплощение в играх. Но деятельность в игре должна быть осмысленная, с небольшими фантазийными элементами. В этот период ребёнок нуждается в свободных играх со сверстниками.
- Развивать таланты и способности ребёнка. Этот возраст, наиболее плодотворный для занятий рисованием, пением, музыкой, танцами. Необходимо подобрать такие занятия, которые отвечают интересам самого ребёнка. Но и не забывать о домашнем обучении: совместном рисовании, лепке, поделках из бумаги.
- Привлекать детей к труду. Необходимо в этом возрасте обучать и привлекать к осмысленной трудовой деятельности, домашнему труду.
- Подавать пример. Родителям необходимо быть примером для подражания во всём.
Воспитание должно строиться по чёткой системе, которая ведёт ребёнка к определённой цели. Дети должны освоить огромный объём знаний и умений. Поэтому родителям необходимо знать, что должен уметь их ребёнок не только в 5 лет, но и в другие годы дошкольного возраста.
Автор: Беляева Анна
Оформление статьи: Владимир Великий
Видео о том, что должен уметь ребенок в 5 лет
Что должен уметь ребенок в 4-5 лет:
Источник