Филиппова развитие ребенка в раннем

Стр. 48
Для характеристики функций матери в каждом периоде развития ребенка, до окончательного формирования базовой структуры эмоционального благополучия (до конца раннего возраста), целесообразно рассмотреть выделенные выше периоды развития (пренатальный, катальный и ранний неонатальный, новорожденность, младенчество, ранний возраст) по следующей схеме:
Сенсомоторное развитие и развитие нервной системы.
Развитие структуры деятельности.
Развитие переживания успеха-неуспеха (как мотивационного обеспечения целедейственного звена структуры деятельности).
Развитие чувства эмоционального комфорта.
Функции матери.
2.4. Развитие ребенка в раннем онтогенезе и функции матери
Пренатальное развитие. Первый триместр
1. Развитие чувствительности и нервной системы в этот период происходит необыкновенно интенсивно. Основные структуры головного мозга закладываются на 5-й неделе развития, морфофункциональные основы высших нервных функций — в 7 — 8 недель. С 6 до 8 недели происходит образование центральной и периферической нервной системы, Еще раньше — с конца третьей недели — начинает биться сердце эмбриона Синтез гормонов начинается со второго месяца, когда закладываются и дифференцируются периферические органы эндокринной системы. Однако связей между периферическими и центральными отделами эндокринной системы еще нет.
Развитие органов чувств и появление чувствительности также отмечается очень рано. В 6 недель начинает функционировать вестибулярный аппарат, в 7,5 недели отмечается ответная реакция на прикосновение к коже в области губ, а в 8 недель появляется кожная чувствительность на всей поверхности тела, и эмбрион реагирует на прикосновение в любой части тела. Эта реакция представляет собой локальный ответ, без генерализации возбуждения. Общая генерализованная реакция на прикосновения в форме отстранения от источника раздражения возникает позже. В 9 недель появляются вкусовые почки на языке, заглатывание околоплодной жидкости и попадание ее в желудок. В этом же возрасте функционирует выделительная система, образуется и выделяется моча. В 10 недель появляется мышечная активность, наблюдается открывание рта, а в 10,5 недели — сгибание пальцев рук. В этом возрасте эмбрион активно передвигается в околоплодной жидкости, прикасается к стенке плодного пузыря, изменяет траекторию своего движения. В 11 – 12 недель уже есть хватательный рефлекс, а в 13 — сосательный. При прикосновении своего пальца к области рта развивающийся ребенок захватывает его ртом и сосет
Таким образом, этот период в развитии характеризуется возникновением чувствительности и способности переживать в субъективных состояниях внутреннюю и внешнюю стимуляцию Регуляция притока стимуляции в мозг начинается практически еще до образования первых структур мозга: биение сердца плода начинается значительно раньше, с 21-го дня. Само возникновение первых структур центральной и периферической нервной системы осуществляется на фоне уже имеющейся ритмической стимуляции, которая может служить материалом для первого появляющегося в онтогенезе анализатора — вестибулярного. Наличие в 7,5 недели ответа на кожное раздражение является показателем именно кожной чувствительности. Наличие субъективных переживаний от сейсмостимулов, возбуждающих вестибулярный аппарат, до настоящего времени не стало специальным предметом научных исследований, по крайней мере в отношении их представленности в субъективном опыте ребенка. Однако известно, что сейсмическая чувствительность в форме сейсмотаксиса характерна для самых ранних уровней развития психики в филогенезе (простейшие, находящиеся на стадии элементарной сенсорной психики). Именно при исследованиях этой чувствительности выявлены элементарные формы привыкания и образования временных связей у ресничных инфузорий. Появление у ребенка явной чувствительности в 7,5 недели — это факт наличия, а не момента возникновения ощущения. Проблема возникновения субъективного переживания, которое является внутренним критерием психики, и ее связь с чувствительностью, как внешним выражением этого феномена, достаточно сложна и мало разработана относительно раннего онтогенеза ребенка. Однако для выделения материнских функций вполне достаточно, что вестибулярная, кожная, вкусовая и проприоцептивная чувствительность возникает у ребенка задолго до того, как окончательно формируется вся нейрогуморальная основа эмоциональной регуляции.
Источник
Физическое воспитание и развитие дошкольников, Филиппова С.О., Волосникова Т.В., Каминский О.А., 2007.
В учебном пособии изложены теоретические основы физической культуры детей дошкольного возраста и методические основы организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении.
Для студентов педагогических колледжей. Может быть полезно педагогам ДОУ и родителям.
Физические упражнения.
Физическим упражнением называется двигательное действие, созданное и применяемое для физического совершенствования человека, которое направлено на решение педагогических задач и подчинено педагогическим закономерностям.
Физические упражнения оказывают на человека многостороннее воздействие: они изменяют его физическое состояние, а также способствуют решению задач нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания.
Выделение характерных свойств физических упражнений, распределение их на взаимосвязанные классы (классификации) помогает педагогу в процессе поиска тех физических упражнений, которые в большей мере отвечают педагогической задаче. Поскольку наука о физическом воспитании непрерывно обогащается новыми данными, классификации не могут оставаться неизменными, с течением времени они уточняются.
Каждое из физических упражнений обладает не одним, а несколькими характерными признаками. Поэтому одно и то же физическое упражнение может быть представлено в разных классификациях.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Предисловие.
Глава 1. Теоретические основы образования дошкольников в области физической культуры.
1.1. Основные понятия и термины.
1.2. Цель и задачи образования дошкольников в области физической культуры.
1.3. Принципы образования дошкольников в области физической культуры.
1.4. Средства, используемые в физическом воспитании дошкольников.
1.5. Методы, применяемые на занятиях физическими упражнениями с дошкольниками.
Глава 2. Система физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении.
2.1. Программы образования дошкольников в области физической культуры.
2.2. Деятельность сотрудников дошкольного учреждения по организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми.
2.3. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи по физическому воспитанию детей.
2.4. Помещения, инвентарь и оборудование для занятий физическими упражнениями с дошкольниками.
Глава 3. Обучение, воспитание и развитие дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями.
3.1. Обучение дошкольников движениям.
3.2. Развитие двигательных способностей дошкольников.
3.3. Формирование у дошкольников знаний в области физической культуры.
3.4. Воспитание дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями.
Глава 4. Формы занятий физическими упражнениями с дошкольниками.
4.1. Физкультурное занятие.
4.2. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня.
4.3. Физкультурно-массовые мероприятия.
4.4. Самостоятельная двигательная деятельность детей.
Глава 5. Технология построения образовательного процесса по физической культуре в дошкольном учреждении.
5.1. Планирование физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении.
5.2. Контроль результатов образовательной деятельности дошкольников в области физической культуры.
Глава 6. Оздоровительная направленность занятий физическими упражнениями с дошкольниками.
6.1. Особенности развития организма ребенка.
6.2. Формирование движений ребенка от рождения до семи лет.
6.3. Учет анатомо-физиологических особенностей детей в организации их двигательной деятельности.
6.4. Педагогический и медицинский контроль здоровья дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями.
Глава 7. Учет особенностей развития ребенка в процессе физкультурно-оздоровительной работы.
7.1. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода на занятиях физическими упражнениями с дошкольниками.
7.2. Занятия физическими упражнениями с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном и физическом развитии.
Глава 8. Научно-педагогические исследования в физической культуре дошкольников.
8.1. Подготовка к исследованию.
8.2. Проведение исследования.
8.3. Обработка результатов исследования.
8.4. Оформление учебно-исследовательской работы.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Физическое воспитание и развитие дошкольников, Филиппова С.О., Волосникова Т.В., Каминский О.А., 2007 – fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать файл № 1 – pdf
Скачать файл № 2 – djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
Скачать
– djvu – Яндекс.Диск.
Скачать
– pdf – Яндекс.Диск.
Дата публикации: 12.08.2019 08:40 UTC
Теги:
учебник по физкультуре :: физкультура :: Филиппова :: Волосникова :: Каминский
Следующие учебники и книги:
- Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста, учебное пособие, Шебеко В.Н., 2015
- Питание в спорте на выносливость, все, что нужно знать бегуну, пловцу, велосипедисту и триатлету, Райан М., 2018
- Физическая культура и здоровье, 300 соревновательно-игровых заданий, Гуревич И.А., 2011
- Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста, Шебеко В.Н., 2015
Предыдущие статьи:
- Сборник подвижных игр, Былеева Л.В., 1960
- Игры народов СССР, Былеева Л.В., Григорьев В.М., 1985
- Инновации в физическом воспитании, учебное пособие, Манжелей И.В., 2015
- Подвижные игры в режиме дня учащихся 1-4 классов, Гужаловский А.А., 1965
Источник
Г. Г. Филиппова выделяет шесть этапов становления материнской потребностно – мотивационной сферы поведения в онтогенезе.
Этап взаимодействия с собственной матерью в раннем онтогенезе.
У человека этот этап включает пренатальный период и продолжается на всех онтогенетических этапах развития при взаимодействии с собственной матерью (или ее дублерами — носителями материнских функций). Наиболее важным является возрастной период до трех лет. В это время происходит освоение эмоциональной стороны материнско-детского взаимодействия, а также возникновение эмоциональной реакции на некоторые ключевые стимулы физического компонента гештальта младенчества и некоторые элементы операционального состава материнской сферы (baby talk, мимические реакции, эмоциональная окраска движений при взаимодействии с объектом, носителем гештальта младенчества).
Игровой этап и взаимодействие со сверстниками.
Специфическим отличием этого этапа у человека является формирование и развитие основных компонентов материнской сферы в процессе сюжетно-ролевых игр с куклами, в дочки-матери, в семью.
Этап нянчания.
На этом этапе закладываются основы «потребности в материнстве», формируются потребности в охране ребенка и заботе о нем, то есть развивается восприятие ребенка как объекта деятельности. Эта потребность требует рефлексии своих субъективных состояний и соотнесения с условиями и способами их получения. Данный этап имеет хорошо выраженные возрастные границы (с 5-6 лет до начала полового созревания). Он включает опыт собственного взаимодействия с объектом, носителем гештальта младенчества, наблюдение за взаимодействием взрослых с ребенком, восприятие и рефлексию отношения других людей и общества в целом к взрослым, выполняющим материнские функции.
Этап дифференциации мотивационных основ половой и родительской (в данном случае – материнской) сферы поведения.
В субъективном опыте существует взаимное «перекрытие» некоторых ключевых стимулов (ольфакторных, визуальных, слуховых, тактильных) в обеспечении мотивационных основ половой и материнской сфер поведения. Для материнской сферы у человека особое значение имеет объединение компонентов гештальта младенчества на ребенке (как объекте деятельности) до начала полового созревания. Это обеспечивает адекватное мотивационное значение ситуации взаимодействия с ребенком после родов. Этот этап онтогенеза имеет специфику на человеческой стадии, связанную с осознанием связи половой и материнской сфер и конкретно-культурными моделями полового и материнского поведения.
Этап конкретизации онтогенетического развития материнской сферы в реальном взаимодействии с ребенком.
Этот этап включает несколько самостоятельных периодов: беременность, роды, послеродовой период, младенческий возраст ребенка и период перехода к следующему, шестому этапу развития материнской сферы. Сравнительный анализ позволил охарактеризовать возникновение и развитие в ходе беременности отношения к шевелению плода и подготовки к осуществлению материнских функций в родовом и послеродовом периодах, обеспечивающих динамику развития эмоционального отношения матери к соответствующей динамике развития гештальта младенчества. Эта динамика также может быть разной, она зависит как от истории развития материнской сферы женщины, так и от конкретных условий актуального материнства, в том числе и от особенностей ребенка.
Послеродовый этап.
Ему свойственны образование у матери эмоциональной привязанности к ребенку, личностное принятие и личностный интерес к внутреннему миру ребенка, к его развитию и изменению. В результате образуется устойчивая детско-родительская связь после выхода ребенка из возраста, характеризующегося гештальтом младенчества, происходит продление его потребности в заботе и модификация содержания потребности в материнстве у матери.
Показатели психологической готовности к материнству.
С.Ю. Мещерякова выделяет несколько групп показателей психологической готовности к материнству.
1. В первую группу включены особенности коммуникативного опыта женщин из её раннего детства.
Эта составляющая была определена Мещеряковой С.Ю., исходя из концепции Лисиной М.И., которая считает, что основы личности, отношение человека к миру и к самому себе закладываются с первых дней жизни в общении с близкими взрослыми. Мещерякова С.Ю. предположила, что о характере раннего коммуникативного опыта, полученного будущей матерью в общении с близкими взрослыми, можно судить по аффективным следам, оставленным в её первых воспоминаниях о себе и родителях, об их стиле воспитания, о своих привязанностях.
2. К показателям второй группы отнесены переживание женщиной отношения к ещё не родившемуся ребёнку.
Наиболее благоприятной ситуацией для будущего материнского поведения являются желанность ребёнка, наличие субъектного отношения матери к ещё не родившемуся младенцу, которое проявляется в любви к нему, мысленной или вербальной адресованности, стремлении интерпретировать движения плода как акты общения.
3. Третью группу показателей составили установки на стратегию воспитания ребёнка.
То, как будущая мать намеревается осуществлять уход за ним, с точки зрения автора, также свидетельствует о преобладании субъектного или объектного отношения к ребёнку.
В.И. Брутман рассматривает готовность к материнству как способность матери обеспечивать адекватные условия для развития ребёнка, проявляющаяся в определённом типе отношения матери к ребёнку. Тип материнского отношения, соответствующий готовности или неготовности к материнству, автор связывает с ценностью ребёнка для матери.
Е. Милосердова выделяет два основных фактора, позволяющие определить психологическую готовность к материнству:
1. Отношение к беременности.
Самый благоприятный вариант, когда беременность желанна, принимается с радостью на уровне осознания. Это несёт за собой спокойное протекание беременности на психологическом и физиологическом уровне. Такая женщина готова к материнству и способна совершенно сознательно перенести ради ребёнка любые трудности и ограничения.
2. Поведение женщины в процессе родов.
Зачастую женщина, вместо того чтобы думать только об успешном завершении этого процесса для ребёнка, о его проблемах и состоянии, вместо того чтобы сопереживать малышу, мысленно помогать и поддерживать его, понимая как ему нелегко, женщина полностью переключается на свои ощущения, на свою собственную персону, начинает себя жалеть, обвинять всех и вся, думая о том, чтобы всё поскорее закончилось.
Г.Г. Филиппова, исследуя психологические факторы нарушения материнства, рассматривала психологическую готовность к материнству как ведущий фактор адаптации к беременности и материнству. В качестве составляющих психологической готовности к материнству были выделены: ценность будущего ребёнка; себя как матери; материнская компетентность.
Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.
Источник
Стр. 30
Глава 2 Психическое развитие ребенка и функции матери
2.1. Особенности развития ребенка и функции матери
Анализ условий возникновения системы взаимодействия матери с ребенком требует конкретизации «точки отсчета» в развитии ребенка с которой можно начинать изучать эту систему как реально существующую. Современные исследования в области пренатальной психологии (Т Verny, А Берни и др.), микро психоаналитические концепции (S. Fanty, Ф Дальто, С Гроф, М Марконе и др ), включающие ранний пренатальный субъективный опыт ребенка, в том числе и опыт его эмоционального взаимодействия с матерью, в развитие базовых личностных структур, заставляют обратиться к выработке научных критериев для определения начала и особенностей раннего взаимодействия матери и ребенка.
Становление и развитие системы взаимодействия матери с ребенком связано с анализом особенностей этого взаимодействия как видотипичного — специфически человеческого феномена, реализуемого в условиях открытого, не запрограммированного на уровне генетического обеспечения содержания, предлагаемого конкретно-культурной моделью М Мид на основе своих исследований материнства и детства в различных культурах делает вывод, что каждая конкретная культура выбирает определенные черты характера и темперамента, присущие взрослому человеку, наиболее приемлемые в данной культуре, строит на их основе свою культурную модель взрослого мужчины и женщины и создает систему воспитания ребенка, ориентированную на эту модель. В каждой культуре есть соответствующий способ воспитания родителей (в первую очередь матери), которые и являются основными «производителями» личности ребенка как члена своего, конкретного общества. Таким образом, можно говорить о конкретно-культурной модели материнства и детства и существующих в каждой культуре Способах или путей «производства» этой модели
В развитии ребенка можно выделить две взаимосвязанных стороны:
Физиологическое развитие, требующее удовлетворения физиологических потребностей в пище, физическом комфорте, движениях, притоке впечатлений, необходимых для развития нервной системы. Оно обеспечивается уходом за ребенком, кормлением, организацией его окружения. Однако, как показали исследования детей, испытывающих недостаток общения со взрослыми и материнской любви (Р. Спитц, Дж. Боулби, М. Айнсворт, М.А. Лисина с сотрудниками и др.), обеспечение физиологических потребностей необходимо, но недостаточно для развития ребенка. Однако именно эти особенности ребенка являются одинаковыми для всех культур, и их обеспечение, и роль взрослого в этом процессе также необходимо одинаковы. Разница касается только климатических условий. Исследования когнитивного развития, процессов восприятия, двигательной системы и т.п. в раннем онтогенезе — то есть развитие способности ребенка воспринимать окружающий мир с помощью органов чувств и действовать в этом мире — также происходит одинаково — ребенок в любом обществе и при любом воспитании обладает общими, видотипичными (как представитель своего вида) особенностями. Это подтверждено исследованиями интеллектуального развития ребенка Дж. Брунера, Т. Бауэра, Ж. Пиаже, современными исследованиями раннего когнитивного развития (Е.А. Сергиенко). Поздние когнитивные способности ребенка приобретают культурную специфику, однако самый ранний период развития требует достаточно жесткого выполнения функций взрослых для обеспечения этого развития. Необходимым в развитии ребенка является и участие взрослого в формировании эмоциональной сферы. Здесь гораздо больше культурных и индивидуальных вариантов, однако тоже есть некий общий минимум, обеспечивающий выживание ребенка как психически и физически полноценного и способного к жизни и развитию.
Источник