Филипова развитие ребенка в раннем

Филипова развитие ребенка в раннем thumbnail

Стр. 48

Для характеристики функций матери в каждом периоде развития ребенка, до окончательного формирования базовой структуры эмоционального благополучия (до конца раннего возраста), целесообразно рассмотреть выделенные выше периоды развития (пренатальный, катальный и ранний неонатальный, новорожденность, младенчество, ранний возраст) по следующей схеме:

Сенсомоторное развитие и развитие нервной системы.

Развитие структуры деятельности.

Развитие переживания успеха-неуспеха (как мотивационного обеспечения целедейственного звена структуры деятельности).

Развитие чувства эмоционального комфорта.

Функции матери.

2.4. Развитие ребенка в раннем онтогенезе и функции матери

Пренатальное развитие. Первый триместр

1. Развитие чувствительности и нервной системы в этот период происходит необыкновенно интенсивно. Основные структуры головного мозга закладываются на 5-й неделе развития, морфофункциональные основы высших нервных функций — в 7 — 8 недель. С 6 до 8 недели происходит образование центральной и периферической нервной системы, Еще раньше — с конца третьей недели — начинает биться сердце эмбриона Синтез гормонов начинается со второго месяца, когда закладываются и дифференцируются периферические органы эндокринной системы. Однако связей между периферическими и центральными отделами эндокринной системы еще нет.

Развитие органов чувств и появление чувствительности также отмечается очень рано. В 6 недель начинает функционировать вестибулярный аппарат, в 7,5 недели отмечается ответная реакция на прикосновение к коже в области губ, а в 8 недель появляется кожная чувствительность на всей поверхности тела, и эмбрион реагирует на прикосновение в любой части тела. Эта реакция представляет собой локальный ответ, без генерализации возбуждения. Общая генерализованная реакция на прикосновения в форме отстранения от источника раздражения возникает позже. В 9 недель появляются вкусовые почки на языке, заглатывание околоплодной жидкости и попадание ее в желудок. В этом же возрасте функционирует выделительная система, образуется и выделяется моча. В 10 недель появляется мышечная активность, наблюдается открывание рта, а в 10,5 недели — сгибание пальцев рук. В этом возрасте эмбрион активно передвигается в околоплодной жидкости, прикасается к стенке плодного пузыря, изменяет траекторию своего движения. В 11 – 12 недель уже есть хватательный рефлекс, а в 13 — сосательный. При прикосновении своего пальца к области рта развивающийся ребенок захватывает его ртом и сосет

Таким образом, этот период в развитии характеризуется возникновением чувствительности и способности переживать в субъективных состояниях внутреннюю и внешнюю стимуляцию Регуляция притока стимуляции в мозг начинается практически еще до образования первых структур мозга: биение сердца плода начинается значительно раньше, с 21-го дня. Само возникновение первых структур центральной и периферической нервной системы осуществляется на фоне уже имеющейся ритмической стимуляции, которая может служить материалом для первого появляющегося в онтогенезе анализатора — вестибулярного. Наличие в 7,5 недели ответа на кожное раздражение является показателем именно кожной чувствительности. Наличие субъективных переживаний от сейсмостимулов, возбуждающих вестибулярный аппарат, до настоящего времени не стало специальным предметом научных исследований, по крайней мере в отношении их представленности в субъективном опыте ребенка. Однако известно, что сейсмическая чувствительность в форме сейсмотаксиса характерна для самых ранних уровней развития психики в филогенезе (простейшие, находящиеся на стадии элементарной сенсорной психики). Именно при исследованиях этой чувствительности выявлены элементарные формы привыкания и образования временных связей у ресничных инфузорий. Появление у ребенка явной чувствительности в 7,5 недели — это факт наличия, а не момента возникновения ощущения. Проблема возникновения субъективного переживания, которое является внутренним критерием психики, и ее связь с чувствительностью, как внешним выражением этого феномена, достаточно сложна и мало разработана относительно раннего онтогенеза ребенка. Однако для выделения материнских функций вполне достаточно, что вестибулярная, кожная, вкусовая и проприоцептивная чувствительность возникает у ребенка задолго до того, как окончательно формируется вся нейрогуморальная основа эмоциональной регуляции.

Источник

Физическое воспитание и развитие дошкольников, Филиппова С.О., Волосникова Т.В., Каминский О.А., 2007.

  В учебном пособии изложены теоретические основы физической культуры детей дошкольного возраста и методические основы организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении.
Для студентов педагогических колледжей. Может быть полезно педагогам ДОУ и родителям.

Физическое воспитание и развитие дошкольников, Филиппова С.О., Волосникова Т.В., Каминский О.А., 2007

Физические упражнения.
Физическим упражнением называется двигательное действие, созданное и применяемое для физического совершенствования человека, которое направлено на решение педагогических задач и подчинено педагогическим закономерностям.

Физические упражнения оказывают на человека многостороннее воздействие: они изменяют его физическое состояние, а также способствуют решению задач нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания.

Читайте также:  Психокоррекция при дефицитарном развитии ребенка

Выделение характерных свойств физических упражнений, распределение их на взаимосвязанные классы (классификации) помогает педагогу в процессе поиска тех физических упражнений, которые в большей мере отвечают педагогической задаче. Поскольку наука о физическом воспитании непрерывно обогащается новыми данными, классификации не могут оставаться неизменными, с течением времени они уточняются.

Каждое из физических упражнений обладает не одним, а несколькими характерными признаками. Поэтому одно и то же физическое упражнение может быть представлено в разных классификациях.

ОГЛАВЛЕНИЕ.
Предисловие.
Глава 1. Теоретические основы образования дошкольников в области физической культуры.
1.1. Основные понятия и термины.
1.2. Цель и задачи образования дошкольников в области физической культуры.
1.3. Принципы образования дошкольников в области физической культуры.
1.4. Средства, используемые в физическом воспитании дошкольников.
1.5. Методы, применяемые на занятиях физическими упражнениями с дошкольниками.
Глава 2. Система физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении.
2.1. Программы образования дошкольников в области физической культуры.
2.2. Деятельность сотрудников дошкольного учреждения по организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми.
2.3. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи по физическому воспитанию детей.
2.4. Помещения, инвентарь и оборудование для занятий физическими упражнениями с дошкольниками.
Глава 3. Обучение, воспитание и развитие дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями.
3.1. Обучение дошкольников движениям.
3.2. Развитие двигательных способностей дошкольников.
3.3. Формирование у дошкольников знаний в области физической культуры.
3.4. Воспитание дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями.
Глава 4. Формы занятий физическими упражнениями с дошкольниками.
4.1. Физкультурное занятие.
4.2. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня.
4.3. Физкультурно-массовые мероприятия.
4.4. Самостоятельная двигательная деятельность детей.
Глава 5. Технология построения образовательного процесса по физической культуре в дошкольном учреждении.
5.1. Планирование физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении.
5.2. Контроль результатов образовательной деятельности дошкольников в области физической культуры.
Глава 6. Оздоровительная направленность занятий физическими упражнениями с дошкольниками.
6.1. Особенности развития организма ребенка.
6.2. Формирование движений ребенка от рождения до семи лет.
6.3. Учет анатомо-физиологических особенностей детей в организации их двигательной деятельности.
6.4. Педагогический и медицинский контроль здоровья дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями.
Глава 7. Учет особенностей развития ребенка в процессе физкультурно-оздоровительной работы.
7.1. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода на занятиях физическими упражнениями с дошкольниками.
7.2. Занятия физическими упражнениями с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном и физическом развитии.
Глава 8. Научно-педагогические исследования в физической культуре дошкольников.
8.1. Подготовка к исследованию.
8.2. Проведение исследования.
8.3. Обработка результатов исследования.
8.4. Оформление учебно-исследовательской работы.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:

Скачать книгу Физическое воспитание и развитие дошкольников, Филиппова С.О., Волосникова Т.В., Каминский О.А., 2007 – fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать файл № 1 – pdf
Скачать файл № 2 – djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу

Скачать
– djvu – Яндекс.Диск.

Скачать
– pdf – Яндекс.Диск.

Дата публикации: 12.08.2019 08:40 UTC

Теги:

учебник по физкультуре :: физкультура :: Филиппова :: Волосникова :: Каминский

Следующие учебники и книги:

  • Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста, учебное пособие, Шебеко В.Н., 2015
  • Питание в спорте на выносливость, все, что нужно знать бегуну, пловцу, велосипедисту и триатлету, Райан М., 2018
  • Физическая культура и здоровье, 300 соревновательно-игровых заданий, Гуревич И.А., 2011
  • Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста, Шебеко В.Н., 2015

Предыдущие статьи:

  • Сборник подвижных игр, Былеева Л.В., 1960
  • Игры народов СССР, Былеева Л.В., Григорьев В.М., 1985
  • Инновации в физическом воспитании, учебное пособие, Манжелей И.В., 2015
  • Подвижные игры в режиме дня учащихся 1-4 классов, Гужаловский А.А., 1965

Источник

Дополнительное профессиональное образование
 

«Психология раннего развития. 

Авторская программа профессора Филипповой Г. Г.»

Развитие психики ребенка от перинатального до школьного периода

21 августа – 21 сентября 2020 года

> очно и онлайн <

6 интерактивных занятий

самостоятельная работа

итоговое тестирование 

Расписание занятий:

21 августа  пт 10:00-12:00

22 августа сб  18:00-20:00

28 августа  пт 10:00-12:00

29 августа сб  18:00-20:00

4 сентября пт 10:00-12:00

5 сентября сб 18:00-20:00

до 21 сентября – прохождение тестирования

О программе:

Первая профессиональная авторская программа профессора, доктора психологических наук Галины Григорьевны Филипповой в Московском институте психоанализа об особенностях развития психики ребенка от зачатия до школьного возраста.

Читайте также:  Диагностика психического развития ребенка в детской психологии

На программе вы познакомитесь с особенностями развития и периодизацией развития психики человека в раннем онтогенезе; узнаете о диадическом подходе в теориях раннего развития  и теории привязанности; получите обзор развития психики ребенка по периодам (от зачатия до школьного возраста). 

Для кого:

Программа  предназначена  для психологов, психотерапевтов, педагогов-психологов, студентов старших курсов, а также воспитателей и родителей, желающих изучить особенности развития психики ребенка от зачатия до дошкольного возраста.

Каждый слушатель получит:

  • Доступ к очному или онлайн участию (6 занятий)

  • Записи занятий

  • Презентации занятий

  • Литературу для самостоятельного изучения

  • Тестирование в конце программы

  • * Удостоверение о повышении квалификации

( 36 академических часов)

* Удостоверение выдается при наличии необходимого пакета документов от слушателя до начала обучения. В ином случае выдается сертификат о прохождении программы.

Если вы живете в другом городе, удостоверение будет выслано вам заказным письмом.

Пакет документов от слушателя:

ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ СЕРТИФИКАТА МОСКОВСКОГО ИНСТИТУТА ПСИХОАНАЛИЗА

  • только ФИО (полностью)

ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ УДОСТОВЕРЕНИЯ О ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ

МОСКОВСКОГО ИНСТИТУТА ПСИХОАНАЛИЗА

  • Копия страниц паспорта с личными данными и регистрацией.

  • Копия диплома о высшем образовании с приложением. На программу принимаются слушатели с любым высшим образованием. не ниже бакалавриата.

  • Копия свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости).

  • 1 фотография размером 3х4 см.

  • Заявление, договор, личный листок слушателя 

Сканы или фото документов должны быть предоставлены до 18 августа!

Необходимые документы (очная форма) >>>

Необходимые документы (онлайн форма) >>>

Стоимость интенсива:

Также возможно оплатить через Сбербанк онлайн

1. В меню выбрать «Платеж или перевод» 

2. В поисковой строке задать «Московский институт психоанализа». 

3. Ввести свои данные 

4. В назначении платежа «Оплата за программу “Психология раннего развития» Указать выбранную Вами форму обучения очная или онлайн. 

После оплаты прислать подтверждение на olga.feklistova@inpsycho.ru  

Содержание программы:

Модуль 1.

Особенности развития психики человека в раннем онтогенезе  

  • Появление стадии детства в эволюции

  • Особенности онтогенеза у человека и его изменения в антропогенезе

  • Основные видотипичные особенности человека и логика их формирования в онтогенезе: прямохождение, речь, общение, привязанность,  продуктивная деятельность, вербальное мышление, сознание и самосознание, совместная деятельность, ролевая игра, учение, смысло-жизненные ориентации

  • Особенности детства на современном этапе развития общества

Модуль 2.

Периодизация развития психики человека в раннем онтогенезе

  • Стадиальность развития, сензитивные и кризисные периоды развития

  • Закономерности развития психики в онтогенезе: гетерохронность развития, ассимиляция и аккомодация, развивающее взаимодействие, зона ближайшего развития, мотивированность взаимодействия ребенка с миром

  • Механизмы развития психики в онтогенезе: эпигенетические механизмы развития (генетическая программа развития эволюционно-ожидаемые условия развития); дифференционно-интеграционный закон развития; закон ЭУС (этапы, уровни, ступени) Пономарева Я.А. и закон динамического и стабильного равновесия Ж. Пиаже; компенсация и декомпенсация нарушений раннего развития

  • Периодизация развития ребенка от подготовки к зачатию до школьного возраста: З. Фрейд, Э. Эриксон, Д. Стерн, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, В.В. Ковалев

Модуль 3.

Диадический подход и теория привязанности​

  • Диадический подход в теориях раннего развития (теория объектных отношений, теория привязанности, когнитивная психология, деятельностный подход).

  • Структура и динамика диадических отношений в раннем онтогенезе.

  • Нарушения диадических отношений в детстве и их последствия у взрослых: фиксация на травмах развития и незавершенных гештальтах, проблемы в установлении диадических связей, проблемы сепарации и индивидуации.

  • Привязанность, функции привязанности, качество и типы привязанности, нарушение привязанности.

  • Культурные модели диадических отношений и моделей привязанности.

Модуль 4.

Основные линии развития

  • Физическое развитие.      

  • Когнитивное развитие (развитие психических процессов).

  • Развитие эмоциональной сферы (эмоции, эмоциональный интеллект, эмпатия, эмоционально-волевая регуляция, эмоциональные взаимосвязи).

  • Развитие речи.

  • Развитие общения (коммуникации, потребности в общении, совместная деятельность).

  • Развитие основных личностных образований: привязанность, Я-концепция,          мотивация достижений, «Рабочая модель Мира», модель «Я-Другой».

Модули 5 и 6.

Обзор развития психики ребенка от зачатия до дошкольного возраста. 

  • Пренатальный период: формирование индивидуально-типологических свойств нервной системы, половая дифференциация мозга, пороги чувствительности, стратегии переживания стресса, развитие органов чувств и эмоциональных процессов, пренатальный стресс и родовая травма.

  • Новорожденность и младенчество: бондинг, холдинг, базовое доверие и базальная тревога, реакция на новизну, общение, исследование, привязанность.

  • Ранний возраст: активность и инициатива, исследование Мира, потребность в безопасности и поддержке активности, сепарация в диаде, сенсомоторный интеллект, развитие речи, совместная деятельность, продуктивная деятельность, креативность.

  • Дошкольный возраст: триангулярные отношения, символическая функция, ролевая игра, вербальный интеллект, полоролевое самосознание, отношения со сверстниками, самостоятельность, креативность, эмоционально-волевая регуляция поведения.

Читайте также:  Ребенок 3 года особенности возрастного развития

Филиппова Галина Григорьевна  – доктор психологических наук,  профессор.  Основоположник отечественной психологии материнства и крупнейшей школы репродуктивной психологии в России. Руководитель секции перинатальной психологии РПО, ученый секретарь секции перинатальной психотерапии ОППЛ. Основатель и ректор ИППиПРС.

Еще раз кратко о программе

  • ​​21 августа – 21 сентября

  • очно и онлайн

  • 6 занятий по 2 астрономических часа

  • по пятницам с 10:00 и субботам с 18:00

  • литература для самоизучения

  • тестирование по программе до 21 сентября

  • записи  и презентации занятий на 3 месяца

  • *удостоверение о повышении квалификации (36 академических часов) или сертификат МИП

Также возможно оплатить через Сбербанк онлайн

1. В меню выбрать «Платеж или перевод» 

2. В поисковой строке задать «Московский институт психоанализа» 

3. Ввести свои данные 

4. В назначении платежа «Оплата за программу “Психология раннего развития» и указать форму обучения: очная форма или онлайн форма

После оплаты прислать подтверждение на olga.feklistova@inpsycho.ru  

Источник

Стр. 30

Глава 2 Психическое развитие ребенка и функции матери

2.1. Особенности развития ребенка и функции матери

Анализ условий возникновения системы взаимодействия матери с ребенком требует конкретизации «точки отсчета» в развитии ребенка с которой можно начинать изучать эту систему как реально существующую. Современные исследования в области пренатальной психологии (Т Verny, А Берни и др.), микро психоаналитические концепции (S. Fanty, Ф Дальто, С Гроф, М Марконе и др ), включающие ранний пренатальный субъективный опыт ребенка, в том числе и опыт его эмоционального взаимодействия с матерью, в развитие базовых личностных структур, заставляют обратиться к выработке научных критериев для определения начала и особенностей раннего взаимодействия матери и ребенка.

Становление и развитие системы взаимодействия матери с ребенком связано с анализом особенностей этого взаимодействия как видотипичного — специфически человеческого феномена, реализуемого в условиях открытого, не запрограммированного на уровне генетического обеспечения содержания, предлагаемого конкретно-культурной моделью М Мид на основе своих исследований материнства и детства в различных культурах делает вывод, что каждая конкретная культура выбирает определенные черты характера и темперамента, присущие взрослому человеку, наиболее приемлемые в данной культуре, строит на их основе свою культурную модель взрослого мужчины и женщины и создает систему воспитания ребенка, ориентированную на эту модель. В каждой культуре есть соответствующий способ воспитания родителей (в первую очередь матери), которые и являются основными «производителями» личности ребенка как члена своего, конкретного общества. Таким образом, можно говорить о конкретно-культурной модели материнства и детства и существующих в каждой культуре Способах или путей «производства» этой модели

В развитии ребенка можно выделить две взаимосвязанных стороны:

 Физиологическое развитие, требующее удовлетворения физиологических потребностей в пище, физическом комфорте, движениях, притоке впечатлений, необходимых для развития нервной системы. Оно обеспечивается уходом за ребенком, кормлением, организацией его окружения. Однако, как показали исследования детей, испытывающих недостаток общения со взрослыми и материнской любви (Р. Спитц, Дж. Боулби, М. Айнсворт, М.А. Лисина с сотрудниками и др.), обеспечение физиологических потребностей необходимо, но недостаточно для развития ребенка. Однако именно эти особенности ребенка являются одинаковыми для всех культур, и их обеспечение, и роль взрослого в этом процессе также необходимо одинаковы. Разница касается только климатических условий. Исследования когнитивного развития, процессов восприятия, двигательной системы и т.п. в раннем онтогенезе — то есть развитие способности ребенка воспринимать окружающий мир с помощью органов чувств и действовать в этом мире — также происходит одинаково — ребенок в любом обществе и при любом воспитании обладает общими, видотипичными (как представитель своего вида) особенностями. Это подтверждено исследованиями интеллектуального развития ребенка Дж. Брунера, Т. Бауэра, Ж. Пиаже, современными исследованиями раннего когнитивного развития (Е.А. Сергиенко). Поздние когнитивные способности ребенка приобретают культурную специфику, однако самый ранний период развития требует достаточно жесткого выполнения функций взрослых для обеспечения этого развития. Необходимым в развитии ребенка является и участие взрослого в формировании эмоциональной сферы. Здесь гораздо больше культурных и индивидуальных вариантов, однако тоже есть некий общий минимум, обеспечивающий выживание ребенка как психически и физически полноценного и способного к жизни и развитию.

Источник